Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Родоплеменная организация населения Саудовской Аравии

Реферат/>
Родоплеменная организация населенияСаудовской Аравии

Причины формирования родоплеменнойорганизации населения Саудовской Аравии представляются общими для всехгосударств Ближнего и Среднего Востока. Сложные природно-климатические условия,присутствие враждебно настроенного окружения привели к консолидации лиц, объединенныхродственными отношениями, и послужили причиной образования ими самостоятельнойорганизации, безопасность и неприкосновенность которой обеспечивалась взаимнойзащитой. Тем самым была закреплена исторически сложившаяся зависимость человекаот группы лиц, принадлежность к которым позволяла ему выжить.
В дальнейшем развитие саудовскойродоплеменной организации пошло по пути постепенной «утраты» родом статусаструктуры, объединенной исключительно по принципу кровного родства. В егосостав путем побратимства («ухува»), а также брачных союзов стали входитьпредставители других семей. Определение рода свелось к группе людей, средикоторых запрещена вражда и столкновения и которые связаны между собойобязательством оказания взаимопомощи и абсолютно лояльны общности в целом.
В составе окончательно сформировавшейсяродоплеменной структуры Саудовской Аравии могут быть выделены следующиеэлементы:
– семья («рахт», «Аль»);
– род («фасиля», «ашира»);
– коленно-племенная ветвь («фахз»);
– племенное объединение (клан),состоящее из нескольких ветвей («батын»);
– племя («кабиля»).
В настоящее время на территорииКоролевства Саудовская Аравия проживает более 80 племен. Север страны населяютплемена аль-анайза, абда, шерарат, руаля; северо-восток – племя шаммар; областиНеджда представлены племенами утейб, мутаир, сухуль; западные районыкоролевства входят в анклав, заселенный муахиб, бали, джухейна, харб; восточные– племенами бенихалед, бенихаджар, субаи, манасыр; на юге проживают аль-мурра исейар. В указанных районах племена сохраняют права собственности на частьсельскохозяйственных угодий (как пастбищных, так и используемых врастениеводстве), владеют крупным поголовьем верблюдов и мелкого скота,контролируют отдельные источники воды.
Компактно проживающие в городах представителиплемен могут оказывать существенное влияние на деятельность ведущиххозяйственных субъектов. Так, по сведению ряда источников, представители двухплемен Западной провинции КСА – муахиб и джухейна – осуществляют функции«негласного профсоюза» в Исламском порту Джидды.
Кочевой образ жизни саудовских племен (внастоящее время к кочевникам относится 5% населения королевства, т.е. около 1млн. человек) (2) и их последующий переход к оседлости на территории рядагосударств Ближнего Востока привел к возникновению кровнородственных связеймежду представителями саудовских племен и подданными ОАЭ, Бахрейна, Катара,Омана, Ирака, Иордании. Выходцы из таких родов осознают себя как члены единогосообщества, хотя образующие его семьи имеют разное подданство.
Саудовской племенной организации присущаиерархичность. Кочевые племена считают себя выше земледельческих. В своюочередь, среди первых к более «почтенным» относятся племена, имеющие болеедревнюю историю. К числу наиболее «благородных» относятся бедуинские племена,которым прежде была свойственна воинственность, в частности, аль-анайза, изкоторого происходит правящая семья Аль Сауд, и шаммар. Группу племен «низкогопроисхождения» представляют общности, возникшие путем объединения бывших рабов– выходцев из Эфиопии, Сомали и Судана.
Степень значимости племени или родазачастую оказывает существенное влияние при назначении его представителей наважнейшие государственные посты. Прямые потомки Мухаммада бен АбдельВаххабаАбдалла и Салех Аль Шейх занимают должности министра юстиции и министрапо делам ислама и вакуфов. Али бен Ибрагим Нуэйми, выходец из рода, членыкоторого проживают в КСА, Кувейте, Катаре, ОАЭ (правитель эмирата Аджман) и наБахрейне, является министром нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии.Представители влиятельных семейств входят в состав Консультативного совета КСА,занимают ключевые посты в религиозных структурах королевства, как, например,потомок М. бен Абдель Ваххаба Верховный муфтий КСА шейх Абдель Азиз бен АбдаллаМухаммад Аль Шейх.
Кланово-семейный характер являетсяотличительной чертой организации бизнеса в ряде секторов саудовской экономики.По данным на 2000 г., сорок предпринимателей – представителей шестнадцатисемейств контролировали треть наиболее значительных акционерных обществСаудовской Аравии. Их интересы сосредоточены прежде всего в банковской истроительной областях, в меньшей степени – в секторе услуг исельскохозяйственном производстве. Среди крупнейших в КСА семейных финансовыхкланов можно выделить Аль Рашид, некогда бывших соперниками династии Аль Сауд вборьбе за власть, представители которого – братья Саад, Салах и Абдель Му'ни –входят в состав советов директоров Национального арабского банка и Банка«Джазира», Аль Иса (Мухаммед Аль Иса занимает пост главы Национальнойстроительной компании и компании «Саудовские отели», его племянник Абдалла –гендиректор корпорации «Арабские строительные заводы»), семьи бен Ладен (нарядусо строительной промышленной группой семерым братьям принадлежат инвестиционнаяи нефтеперерабатывающая компании), Аль Касби («Саудовские нефтеперерабатывающиезаводы»), Аль Худейфи («Рияд-банк», «Саудовская промышленная компания»), Мелхем(«Саудовско-британский банк»), Аль Тамими (сеть супермаркетов с одноименнымназванием) и ряд других.
В современной Саудовской Аравииплеменная иерархия продолжает играть весомую роль во внутрисоциальныхвзаимоотношениях. Браки между представителями племен, относящихся к разнымгруппам, практически невозможны. Выходцам из «неблагородных» племен значительносложнее сделать успешную служебную карьеру, занять влиятельное место вобществе. В силу этого обстоятельства они вынуждены искать покровительство каку администрации, так и у «почтенных» племен, что приводит к возникновениюплеменных союзов.
Род и племя возглавляются шейхом,пользующимся правом верховенства в административных, социальных и политическихделах общины. Шейх разбирает имущественные тяжбы соплеменников, от имени родаведет переговоры с представителями других родов и племен, председательствует насобрании наиболее видных членов племени. Правовой базой при исполнении имвластных полномочий служит Коран, обычаи и традиции. Формально шейх долженизбираться на общем собрании членов рода или племени, однако фактически еготитул и соответствующие должностные функции передаются по наследству (старшемусыну).
Но процесс централизации в СаудовскойАравии, реализация законов об административно-территориальном делении страны,укрепление государственной власти на местах в значительной степени ограничилиполномочия шейхов. В настоящее время их функции носят неадминистративно-политический, а рекомендательно-совещательный характер. Шейхидействуют в качестве посредников между племенами и правительственнымиструктурами, используя для этого встречи («диванийи») с ведущимипредставителями семейства Аль Сауд, включая короля Фахда и наследного принцаАбдаллу.
Правящая семья уделяет значительноевнимание поддержанию отношений с племенной верхушкой, в том числе путемпредоставления ей крупных государственных субсидий, чаще всего на безвозмезднойоснове. Влиятельные шейхи крупных племен, прежде всего из центральной частиАравии – Неджда – представляют одну из основных опор династии Аль Сауд. При ихнепосредственном участии формируется Национальная гвардия, почти половину общегосостава которой (20 тысяч из 56 тысяч человек) составляют добровольцы изразличных бедуинских племен. В августе 2000 г. племенные шейхи юго-западнойсаудовской провинции Аль-Ахса продемонстрировали поддержку внутриполитическогокурса руководства страны, вручив в ходе «диванийи» с министром обороны принцемСултаном коллективное послание, осуждающее развернутую рядом международныхправозащитных организаций кампанию по обвинению Саудовской Аравии в нарушенииправ человека.
Как уже отмечалось, входящие всаудовские племена семьи и кланы значительно отличаются по степени своеговлияния. В свою очередь, в их составе существует собственная иерархия. Наиболееярким примером в этом смысле служит правящая семья Аль Сауд (племя аль-анайза),представляющая одну из основ политической системы королевства. Теократическийхарактер власти монарха – главы семьи – создает условия для законодательногооформления комплекса аргументов, легитимизирующих право ее представителейоказывать определяющее воздействие на развитие государственного механизмаСаудовской Аравии, ее внешнюю и внутреннюю политику. Дополнительно к этомуимеется свод предметов, оберегающих власть от упреков со стороны религиозныхдеятелей, о чем будет сказано ниже.
Официальная статистика не публикуетточных данных о численности дома Аль Сауд. По разным оценкам, его мужская частьнасчитывает от 7 тыс. до 20 тысяч человек. Отношения в семействе регулируются всоответствии со сложившейся внутренней иерархией, определяющей политический веси степень участия отдельных членов фамилии в управлении страной. Основу семьиАль Сауд, которой принадлежит ведущая роль в решении государственных вопросов,представляют около 40 принцев, входящих в состав Совета министров КСА и Советакоролевской семьи. Как правило, они принадлежат к первому поколению правящейдинастии, являясь сыновьями короля – основателя Саудовской Аравии Абдель Азизабен Сауда (самому молодому из них – вице-губернатору Эр-Рияда принцу Саттаму –59 лет). Исключение в этом смысле составляют представляющие «второе поколение»сыновья короля Фахда принцы Мухаммад (губернатор Восточной провинции) и АбдельАзиз (государственный министр).
Влияние членов королевской фамилииопределяется прежде всего принадлежностью к конкретному семейному клану, членыкоторого связаны друг с другом отношениями близкого родства (чаще всего этородные братья и дядья по матери). В своей деятельности принцы вынужденыограничиваться рамками положения, занимаемого их кланом. При этом они широкоиспользуют внутриклановую солидарность и оказывают взаимную поддержку вполучении государственных постов и упрочении своего положения во властныхструктурах.
Наиболее значимым кланом семейства АльСауд является Судейри. Его привилегии были расширены в годы царствования короляФейсала (1965–75 гг.), когда занимавший в то время пост министра образованиякороль Фахд смог, воспользовавшись поддержкой шейхов ряда племен, в первуюочередь аль-анайза, добиться назначения своих братьев – принцев Абдель Рахманаи Сальмана – на посты заместителя министра обороны и губернатора Эр-Рияда. Внастоящее время «ядро» клана составляют семь сыновей короля Абдель Азиза отХессы бинт Ахмад ас-Судейри: король Фахд, второй заместитель ПредседателяСовета министров, министр обороны принц Султан, его первый заместитель принц АбдельРахман, министр внутренних дел принц Наиф, его заместитель принц Ахмад,губернатор Эр-Рияда принц Сальман и экс-министр обороны принц Турки. Членыданной ветви королевской семьи занимают посты губернаторов шести изчетырнадцати саудовских провинций (Джизан, Табук, Джоуф, Амладж, Уаджх иАль-Гат), а также «второй столицы» королевства г. Джидды. Служащее опорой клана«второе поколение» принцев представлено главным образом сыновьями «семеркиСудейри». К этой группе относятся принцы Мухаммад бен Фахд (губернаторВосточной провинции, на территории которой располагается большая частьуглеводородных запасов КСА), и Абдель Азиз бен Фахд(государственный министр,член Королевского совета). В нее также входят принцы Бандар бен Султан, посолКСА в Вашингтоне, Халед бен Султан, заместитель министра обороны по вопросамвооружений, возглавлявший военный контингент арабских и исламских государств входе операции «Буря в пустыне», вице-губернатор Восточной провинции принц Саудбен Наиф, заместитель министра внутренних дел по вопросам безопасности принцМухаммад бен Наиф, первый заместитель министра по делам нефти и минеральныхресурсов принц Абдель Азиз бен Сальман.
Занимаемые представителями клана Судейригосударственные посты позволяют им контролировать основные источники власти вкоролевстве: нефть и силовые структуры.
Определенным противовесом влияниюСудейри в правящем семействе и государстве служит клан Сунайян в составе восьмибратьев – сыновей короля Фейсала. Наиболее видные из них – министр иностранныхдел принц Сауд, бывший начальник Службы общей разведки, в настоящее время –посол в Лондоне принц Турки, губернатор провинции Асир принц Халед, входящие всостав командования вооруженных сил принцы Халед и Бандар. По некоторымсвидетельствам, клан Сунайян патронирует наследный принц Абдалла, являющийся поматери представителем менее влиятельного, чем Судейри, клана Шаммар.
К числу наиболее крупных кланов,занимающих промежуточное положение между Судейри и тандемом «Сунайян – Шаммар»,относится клан Джелави, выходцы их которого – принцы Сауд бен Абдалла и АбдельМохсен занимали пост губернатора Западной провинции Саудовской Аравии. Внастоящее время джелавиты фактически сохраняют монополию на руководство болеемелкими территориально-административными единицами, входящими в ее состав.
Органом, поддерживающим «равновесие»дома Аль Сауд, является Совет королевской семьи, наделенный широкимиполномочиями. Его основная задача сводится к урегулированию разногласий междучленами семейства, а также к недопущению чрезмерного усиления отдельных ветвейправящей фамилии в ущерб интересам других кланов. С этой целью Советрассматривает все назначения представителей династии на государственные посты,и выносимое им решение носит окончательный характер. В 1962 г., во многомблагодаря Совету, наследному принцу Фейсалу удалось создать противовес влияниюклана Судейри в вооруженных силах, сформировав параллельную силовую структуру –Национальную гвардию. В 1975 г. Совет королевской семьи изменил очередностьпрестолонаследия, и вместо брата короля Фейсала принца Мухаммада, обвиненного в«поведении, противоречащем нормам ислама», королем стал принц Халед. После егосмерти в 1982 г. король Фахд не смог повлиять на решение семейного Совета иназначить наследником престола своего единокровного брата, нынешнего министраобороны принца Султана.
Властные позиции семейства Аль Саудобеспечиваются за счет заполнения его представителями руководящих должностей вважнейших управленческих и предпринимательских структурах. Усилениюдинастийного фактора способствует сохраняющийся контроль семьи за силовыми ифинансовыми ведомствами. Несмотря на подспудное недовольство в саудовскомобществе по поводу количества представленных в правительственных органах членовкоролевской фамилии и очевидную необходимость соответствия ведущих лицгосударственного руководства в первую очередь профессиональным требованиям,такое положение продолжает сохраняться, представляя потенциальную проблему длядинастии.
Фактором, косвенным образом подрывающимединство правящего семейства, является второе поколение Аль Сауд – такназываемые молодые принцы. Представители этой группы возглавляют среднее звенов ряде ключевых ведомств, занимают значительные должности в губернаторствахпровинций, вооруженных силах, Национальной гвардии, спецслужбах, ведут успешнуюпредпринимательскую деятельность. Получившие высшее светское образование наЗападе «молодые принцы» в целом не выступают за «ревизию» позиций Саудов вкоролевстве. Однако часто они не удовлетворены двойственным курсом руководствастраны, направленным на сохранение исламских традиций в качестве основысуществования саудовского государства и на одновременное осуществлениемодернизации, а также незначительной степенью своего участия в государственныхделах. Неформальный лидер «молодых принцев» – Валид бен Таляль, ведущийпредставитель делового мира Ближнего Востока, входящий в «первую десятку»обладателей крупнейших личных состояний.
Принимая во внимание критику династииАль Сауд сторонниками либерализации, король Фахд санкционировал принятие в 1992г. Основ системы власти в КСА – документа, существенно повлиявшего нарасстановку сил в правящей семье. Документ изменил традиционный порядокпередачи власти в стране от старшего к младшему сыну короля Абдель Азиза бенСауда, включив в число возможных престолонаследников представителей второгопоколения Саудов – внуков Абдель Азиза. Кроме того, несколько лет назад рядпринцев из второго поколения королевской фамилии был приближен к наследномупринцу Абдалле, сформировав значительную часть его ближайшего окружения. Это донекоторой степени сгладило назревавший конфликт «отцов и детей».
Проводимая семьей Аль Сауд политикаумеренного обновления, сочетающаяся с сохранением ценностей ислама, вызываетнеприятие части религиозных кругов страны, что создает почву для ростаоппозиционных настроений. Учитывая это, лидерами семейства разработана системааргументов, опровергающих обвинения в «нарушении исламских канонов». Основныеположения данной системы сводятся к следующим утверждениям:
– члены семьи Аль Сауд являются лидерамимусульман, служителями святых мусульманских мест;
– благодаря династии королевство сталопроцветающим государством;
– против правителя можно выступать лишьв том случае, если он отошел от норм шариата.
В настоящее время позиции семьи Аль Саудпродолжают обеспечиваться преимущественным назначением его членов на наиболееважные посты в системе государственного управления с обязательным соблюдениемпринципа межкланового равновесия. Взаимосвязь представителей королевскойфамилии являет пример взаимоотношений, типичных для саудовского общества вцелом: группе «технократов» – сторонников дальнейших политико-социальныхпреобразований, состоящей, как правило, из лиц со светским, приобретенным наЗападе образованием, противостоят традиционалисты, стремящиеся к укреплениюрелигиозных основ власти. Монарх вынужден придерживаться нейтральной позиции,сглаживая существующую между этими группировками напряженность.
Масштабные изменения социальных условийжизни населения Саудовской Аравии, формирование новой политико-экономическойструктуры страны способствовали значительному ослаблению саудовскойродоплеменной системы. Процесс модернизации стал катализатором ее начавшегосяраспада. Вместе с тем очевидно, что осознание саудовцами своей родоплеменной исемейной принадлежности продолжает сохраняться и часто превалирует над ихсамоидентификацией в качестве подданных короля. Причиной этого являетсяскладывавшийся длительное время комплекс экономических и общественныхпредпосылок, наличие которого делает маловероятной возможность изменения даннойтенденции в ближайшем будущем.

Списоклитературы
родоплеменная саудовская аравия
1. МонархииПерсидского залива. – М., 2009
2. ИсторияБлижнего Востока. – М., 1999
Размещенона www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Планирование подготовки производства
Реферат Регіональний розвиток і особливості розміщення морського транспорту країн СНД
Реферат Сергей Прокофьев
Реферат Культура Византийской империи
Реферат Аргентина
Реферат Ямайская валютная система
Реферат Антимонопольная политика РФ, значение и проблемы
Реферат Организация учета производственных затрат 2
Реферат Taoism Essay Research Paper TaoismThroughout history Taoism
Реферат Понятие как форма мышления 5
Реферат Жизнь и смерть сперматозоидов
Реферат Классификация объектов нечисловой природы на основе непараметрических оценок плотности
Реферат Международный туризм и его роль в развитии экономики Кыргызской Республики
Реферат Оценка заболеваемости корневыми гнилями зерновых культур в лесостепной зоне Челябинской области
Реферат Психология обеспечения безопасности дорожного движения