Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Общественно-политические взгляды просветителей Башкортостана

Реферат
 
Общественно-политическиевзгляды просветителей Башкортостана

Введение
Во второйполовине XIX века, после упразднения в 1865 году кантонной системы управления,начинается новый этап в развитии общественной мысли Башкортостана. Этот периодс полным на то основанием может быть назван эпохой башкирского просвещения,которая охватывает историческое время с 60-х годов XIX столетия до начала ХХвека. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения были М.Бекчурин(Биксурин), А.Куватов, Б.Юлуев, М.Уметбаев, М.Акмулла, Р.Фахретдинов, М.Баишев,Ю.Бикбов и др. Если характеризовать башкирское просветительство в целом, егоинтеллектуальный потенциал определяется, во-первых, ориентацией на проблемучеловека, а отсюда и абсолютизация роли морально-этического фактора какважнейшего средства общественного прогресса.
Во-вторых,башкирское просветительство выделяется своей слабой обращенностью кполитическим проблемам, в нем почти не затрагиваются национальный вопрос,национальное самоопределение и национальный суверенитет.
В-третьих,башкирское просветительство было устремлено к национальному самопознанию, чтобылучше узнать свой народ. Этим объясняется увлечение многих просветителейэтнографией и фольклором. Они пишут исторические статьи, публикуют песни,легенды, пословицы и поговорки.
В-четвертых,нельзя не отметить, к сожалению, известного отставания башкирского просвещенияот просветительства казахов (чего стоят, например, труды Чокана Валиханова!),бурят (Доржи Банзаров), татар (Ш.Марджани и К.Насыри), чувашей (К.Иванов),объяснением чему служит история народа — непрерывные восстания в течение двухвеков (XVII—XVIII), кантонная система управления, ломка традиционных устоев иобраза жизни вследствие обезземеливания, приведшие к внезапному переходу отпреимущественного скотоводства к земледелию. Все названные особенностиобщественной мысли так или иначе отражены в сочинениях башкирскихпросветителей.

1. Истокибашкирского просветительства, его особенности
Разложениефеодальных структур и формирование капитализма, сопровождающиеся переменами вобщественной жизни и культуре, способствовали возникновению в Башкортостане вовторой половине XIX — начале ХХ вв. просветительского движения, в которомвыделяются два крыла: религиозно-реформаторское и демократическое направление.
В конце XIX- начале XX века исламские традиции играли значительную роль в бытовой жизнибашкир. В религиозных праздниках и обрядах башкир Прикамья проявляютсяобщемусульманские традиции. К ним можно отнести ежедневное пятикратноесовершение молитвы намаз, соблюдение в месяц рамазан поста ураза, во времякоторого запрещается употреблять пищу в дневное время (от восхода до закатасолнца). Пост завершался праздником Ураза бэйрэм, который являлся одним изсамых главных религиозных праздников. Через два с небольшим месяца отмечалсяпраздник Корбан бэйрэм. Он совершался в честь умерших, поэтому главным былопринесение жертвы умершим родственникам. Среди татар и башкир Прикамьяотмечались также Мэулид и Гашурэ (Ашурэ) бэйрэм.
Религиозныеритуалы совершались и во время семейных обрядов. Мулла совершал обряд имянаречения,проводил бракосочетание, совершал необходимые ритуалы в похоронной обрядности.Среди пермских татар и башкир получила распространение книжность, найденырукописные религиозные книги XV-XIX веков. В XIX веке почти в каждой большойдеревне были построены мечети, в некоторых из них работали школы медресе. Средипермских башкир и татар был развитым культ местночтимых святых — семи газизов,святые могилы которых находятся в Пермском крае. При этом в разных деревняхпочитались разные святые.
Как синтездревних представлений и исламских традиций в религиозно-мифологической картинемира татар и башкир складывался культ предков. Души умерших живут впотустороннем мире, путь в который лежит через огненную пропасть по тонкомумосту сират купер. Праведный человек преодолевает преграду, а грешник падает впропасть. Но и после смерти душа человека могла являться живым в виде бабочкиили птицы.
Религиозно-реформаторскоепросветительство было представлено именами Р. Фахретдинова, З. Камали, З.Давлеткильдеева и других деятелей башкирской и татарской культуры. Они сыгралибольшую роль в пропаганде западно-европейской и арабской философии. Р.Фахретдинов, будучи бессменным редактором оренбургского журнала«Шуро» («Совет»), большое значение в духовном иэкономическом прогрессе общества отводил религиозному обновлению. В областиреформы образования религиозные просветители находились на платформе джадидизма(Джадид — новый), осуждали реакционное духовенство, кадимизм (кадим — старый),схоластические способы обучения. Как ректор Уфимского медресе«Галия», З. Камали способствовал росту демократической молодежи,становлению Г. Ибрагимова, М. Гафури, Ш. Бабича и др.
Своеобразиерелигиозного просветительства проявлялось в отношении решения социальныхпроблем. Так, в сочинениях Р. Фахретдинова («Асма»,«Салима», «Семья», «Наставления») мы встречаемосуждение корыстолюбия, невежества и подлости. Согласно его выводамбезнравственные поступки бывают присущи и богатым людям. Это не значит, чторелигиозные реформаторы ставили вопрос о причинах несправедливого распределенияобщественного богатства. Устами своих героев они твердили о взаимопонимании,гармонии и идиллии между воспитанными и образованными аристократами и простымилюдьми. Причем в обязанность господствующих классов вменялось свершениедобродетельных поступков по отношению к бедным людям. Тем самым реформаторыпытались укрепить веру народа в добрых аристократов, баев и священнослужителей.
В отличиеот религиозных деятелей башкирские просветители-демократы Мухаметсалим Уметбаев(1841-1907), Мифтахетдин Акмулла (1831-1895), Мажит Гафури (1880-1934),Шайхзада Бабич (1890-1919), Даут Юлтый (1893-1938) обнажали остроту социальныхпроблем, для них был неприемлем путь сглаживания противоречий.
Фактором,определившим особенности демократического просветительства народов Поволжья,явился национально-колониальный гнет. Хищнические приемы капиталистическойэксплуатации в совокупности с методами военно-феодального грабежа особенно яркопроявились в аграрной политике самодержавия. В течение многих десятилетий землибашкир являлись объектом купли-продажи для казны, помещиков и чиновников.Раздавая башкирские земли, царское правительство искусственно создавало себелиц, «способных служить столпам Отечества», создавало класс крупныхземельных эксплуататоров. Активное участие в расхищении земель принималабогатая верхушка башкир. Процесс этот к концу XIX столетия закончился«чисткой земель» под капитализм. Нехватка земли тяжело отразилась нажизненном уровне крестьян, вынуждая их арендовать земли у помещиков. Последниеже, пользуясь своим положением, прибегали к такой форме крепостнической кабалы,как отработка, которая, по существу, восходила к барщине. Аграрный вопрос вБашкирии был самым злободневным для крестьянства, которое в экспроприациипомещичьих земель стало видеть путь освобождения из вечной кабалы. Понятно,почему он нашел отражение в творчестве башкирских просветителей-демократов,которые выступали как выразители интересов крестьянства.
О М.Уметбаеве можно говорить как о самобытном мыслителе своего народа. Он явилсядостойным преемником прогрессивных традиций предшествующей общественной мыслиБашкирии. Просветитель не остался на уровне подражания своим предшественникам.Есть определенное своеобразие, которое отличает его как передового идеолога отсвоих современников. В истории общественной мысли М.Уметбаев выступает каквдумчивый социолог, пытающийся разобраться в социально-экономическом положениив истории башкирского народа.
В Башкирииеще в XIX в. сложилась благоприятная обстановка для распространения передовыхидей. Русская общественная мысль оказала определяющее воздействие наформирование мировоззрения башкирских просветителей. Их деятельность проходилав непосредственном общении с русскими учеными: историками, экономистами и публицистами.Например, М.Уметбаев был хорошо знаком с историком-краеведом Р.М.Игнатьевым,венгерским ученым Вильмаши Проле и др. В свою очередь, освоение культурногонаследия башкирского народа духовно обогащало русских писателей, способствоваловыдвижению коренных социальных проблем эпохи, затрагивающих интересымногонациональной Родины.
В этойпереломной эпохе сформировались такие деятели башкирской культуры, как ЗакиВалиди, Абдулкадир Иман, Галимжан Тоган, Мухаметша Бурангулов. Эти деятели,работая в экстремальных условиях, смогли оставить после себя немеркнущиетворения, составившие золотой фонд башкирской культуры. Заки Валиди (1890-1970)- лидер башкирского национального движения, один из создателей башкирскойавтономии, написавший сотни трудов по истории и культуре тюркских народов, втом числе и башкир. Абдулкадир Инан (1889-1974) -исследователь, вложившийнемалый труд в тюркологическую науку. Мухаметша Бурангулов (1888-1968) — выдающийся башкирский фольклорист, благодаря неустанной деятельности которогоудалось сохранить жемчужины башкирского эпоса.
Именноислам и мусульманское образование были теми институтами, которые сплотилимусульман Волго-Уральского региона, включая оседлое и кочевое население.Башкиры Бирского уезда Уфимской губернии в 1873 г. так отвечали на предложениегенерал-губернатора Крыжановского об открытии русских училищ в аулах: «учитьсвоих детей русской грамоте они не желают и что с них довольно, если они будутзнать татарскую». По мнению основателя башкирской автономии Ахмад Заки Валиди:«до 1860 г. среди башкирской молодежи, служившей в башкирских войсках иливообще в воинских частях и учившейся в военных школах, не наблюдалось увлечениярусской культурой». Вспомним и то, что в начале прошлого века Уфа былакрупнейшим центром российских мусульман.
Философскаясторона творчества указанных деятелей требует глубоких исследований,проникновения в их творческую лабораторию. Их, разумеется, нельзя назвать чистофилософами, но их творчество, имея глубокий философский смысл, оказало огромноевлияние на все стороны башкирской культуры, в том числе и на современнуюфилософскую мысль.
Всложившейся ситуации культа личности и государственно-монополистическогосоциализма, с господством при нем тоталитарно-авторитарного мышления, с егоподавлением и унификацией личности трудно было ожидать от творческойинтеллигенции такого малочисленного народа, как башкиры, каких-то ощутимыхдостижений по большому счету. Но, несмотря на это, даже в условиях сталинизма ипоследующего застоя башкирская национальная культура дала ряд философов исоциологов, известных в стране и мире.
На рубежеХIХ-ХХ вв. именно в Уфе сформировалась значительная прослойка мусульманскойинтеллигенции. В ее подготовку заметный вклад внесли Уфимская татарскаяучительская школа и Уфимский учительский институт (открыт в 1908 г.), а такжегородские новометодные (джадидистские) медресе.
 
2.Просветительская деятельность М. Уметбаева
 
Общественно-политическиевоззрения М.Уметбаева (1841—1907) тесно связаны с его социально-экономическимии правовыми взглядами. В своих работах просветитель рассматривает культурубашкир под углом зрения социально-экономических и политических отношений.Несколько его работ носят специально этнографический характер. Это “Заметки означении слова “тюба”, некоторые разделы из его сборника “Ядкар” и нескольконеопубликованных статей, которые хранятся в различных архивах. Особого интересазаслуживает статья, написанная (но неопубликованная) для “Санкт-Петербургскихведомостей” в 1897 году, и письмо под названием “Общественные порядки”,адресованное Уфимскому генерал-губернатору. М.Уметбаев крайне отрицательноотносился к крепостничеству, называя его рабством. Однако освобождение открепостного права, по его мнению, не привело к облегчению положения крестьян.“Экономическое положение крестьянского населения, — писал М. Уметбаев, — запоследние 30-35 лет если не ухудшилось, то нельзя сказать, что и улучшилось”.Уметбаев хорошо видел, что освобождение крестьян от крепостного ига вело кдальнейшей социально-классовой дифференциации общества. В этой связи он писал:“Богатство заметно только среди торговцев и арендаторов”. М.Уметбаев пыталсяразобраться в причинах социального неравенства и угнетения. Этим и объясняетсястремление Уметбаева видеть причины всего происходящего в злоупотребленияхместной администрации, против чего он и пытался бороться. М.Уметбаев дошел допонимания колонизаторской сути политики царизма по отношению к народам окраин.“В такие места, — пишет он, — ранее правительства обыкновенно являются компаниии ростовщики, которые до прибытия цивилизации, “скупая земли” и истребляя леса,разоряют местное население.
Покуда этобудет продолжаться, будут везде бедствия и страдания, произведенные Гогами иМагогами”. В анализе общественной жизни и быта башкир М.Уметбаев свободен отнациональной ограниченности и кичливости. Более того, М.Уметбаев видитнедостатки в устройстве быта башкир и критикует их. В частности, он сокрушаетсяпо поводу того, что башкиры очень много пьют чай. “Этому бичу из российскихнародов первыми подвержены башкиры, пьющие чай уже 100 лет, от них переняли ужемещеряки и тептяри. О разорительности чая давно сложили стихи. Будет ли богатымнарод, который, продав в неделю 10 пудов хлеба, покупает 1 фунт чаю да 4 фунтасахару”. Основная мысль автора сводится к тому, что поскольку чай стоил оченьдорого, его башкиры могли и не покупать. Однако этому мешало отсутствиеэлементарной практичности. М.Уметбаева глубоко волнует земельный вопрос вБашкирии, который был стержнем всей экономической жизни. Как известно, в товремя в Башкирии господствовало общинное землепользование, при котором землясчиталась общей собственностью общины.
Нопоскольку производились периодические переделы и переверстки, была возможностьзлоупотреблений со стороны местной администрации и байской верхушки. Здесь ввоззрениях М.Уметбаева обнаруживаются элементы классового подхода. Защищаяинтересы бедных общинников, он писал, что когда решаются вопросы аренды земли ввотчинных хозяйствах, то на этот случай имеется “партия сильных”, во главекоторой “всегда стоят староста или старшина, которые и выносят окончательноерешение. Влиятельная партия состоит из местных сельских властей и зажиточных”. Критикавлиятельной партии превращается в критику правопорядка. “Еще в Положении обашкирах 1863 года, — пишет Уметбаев, — не велено начальству входить врассмотрение о выгодности продажи земельных угодий”. Это развязывало, считаетон, руки местным богачам. Уметбаев отмечает пассивность угнетенного народа, егозабитость. “Жаловаться на общество и порядки… не смеют, потому что это будетшаг против местных начальников. Даже и при опросе всегда отвечают, чтоначальством довольны”.
Представляетинтерес взгляд М.Уметбаева на необходимость сохранения общинного землевладения:“Общинное пользование землей будет даже очень полезно, когда земля распределитсяна наличные души”. Причину бедственного положения башкир Уметбаев связывает срезким переходом от кочевой жизни к оседлой. “Обеднение башкир, — пишет он, —произошло… от крупного поворота из кочевой жизни в оседлую, так что они немогут привыкнуть ни к ремеслам, ни к искусствам европейцев”. Однако, поМ.Уметбаеву, тягостное положение народа не является следствием природнойлености башкир, его неспособности обеспечить свою жизнь необходимым. Уметбаевпонимает трагизм положения народа, внезапно оставившего кочевой образ жизни иеще не сумевшего приобщиться к способу хозяйствования оседлых народов. В то жевремя этот народ не забыл древнего искусства кочевников по изготовлению иустройству необходимых атрибутов быта (“…шить свой костюм, домашнюю выделкукожи для обуви, красить шерсть и вышивать белым шелком”). Эти объективныепричины и породили кажущееся противоречие в общественном мнении, которое нашловыражение в письме Уфимского губернатора от 11 июня 1896 г. Уметбаеву.Губернатор писал: “Ознакомившись ныне подробно с Уфимской губернией, я не могуне прийти к крайне печальному выводу, что коренное население губернии —башкиры-вотчинники, при обширности территории владеемых ими земель, находятся вкрайне плохом экономическом положении, значительно худшем в сравнении сблагосостоянием остальных пришлых народностей и, несомненно, требуют особыхадминистративных забот”. С точки зрения формального отношения к проблеме,действительно, здесь было противоречие между размерами земельной площади башкири их бедственным положением.
Однакопосле насильственного и обманного отторжения земель у башкир местнойадминистрацией у народа оставалось такое количество земель, которого не хваталодля скотоводства в условиях кочевой жизни. Не обладая достаточными навыкамихозяйствования, башкиры не могли рационально использовать эту землю. Понимаяэто, М.Уметбаев объясняет бедствия народа не его нерадивостью илинеполноценностью, как это считали отдельные русские историки. Наоборот, Уметбаевверил в силы народа и писал: “Народ башкирский к наукам и искусствам весьмаспособен”. Пробуждение угнетенного народа и дальнейшее его прогрессивноеразвитие М.Уметбаев связывал с идеей политической автономии. “Литература ипросвещение, — писал он, — проявляются больше в той нации, где имеется своеправительство, которое способствует и поощряет свою национальность”.Политические симпатии башкирского просветителя были на стороне просвещенногогуманизма. Однако просвещенный гуманизм Уметбаев представлял в рамкахсуществующего монархического строя. “Тот только правоверный и верноподданныйсын отечества, кто истинно почитает бога и искренне любит царя”.
Такимобразом, просветительство М.Уметбаева может быть охарактеризовано какпросвещение в рамках абсолютизма. В заявлении, поданном М.Уметбаевым в УфимскоеVII очередное земское собрание, он пытался вскрыть причины, мешающиепросвещению мусульман: “…Многие из магометан в просвещении детей наукам нарусском языке без предварительного понятия на родном языке видят не просвещение,а только одно обрусение”. Обучение детей на родном языке просветитель считалнеобходимым условием для усвоения европейских наук. “Как европейцы многие наукиперевели с восточных языков на свой родной и каждый народ в Европе достигалобразованности изучением наук на своем языке, так… и европейские науки следуетперевести на восточные языки. Мне, как природному башкирцу, известно, что у насграмотные, кроме шариата, большие охотники читать исторические романы и понеимению новых книг, часто башкирам остается быть рассказчиком своей книги.
Поэтомуможно судить, что почитавши на своем языке, мусульмане узнают безвредностьевропейских наук и русских учителей не будут называть агентами какого-тообщества и, наконец, муллы в этих науках найдут науки, виденные ими в арабскоми персидском языках, но только в старом методе”. Требование М.Уметбаева обучатьдетей на родном языке вытекает из его представлений о необходимости равенстваправ в употреблении языков, а также объясняется практическими соображениямиболее лучшего овладения науками.
3. Мировоззрение Акмуллы
 
Известный башкирский просветитель, выдающийся поэт МифтахетдинАкмулла, широко известный у башкир, татар, казахов, узбеков и каракалпаков,большое внимание в своем творчестве уделил нравственно-этической проблематике.Осмысливая окружающую действительность через призму нравственных оценок,Акмулла выходил к широким философским обобщениям. В назидательно-дидактическихстихах поэта, порой граничащих с морализаторством, весьма близких по смыслу крубаятам Омара Хайяма, видно высокое уважение к человеку, сочувствие егосудьбе, а поучения Акмуллы говорят о желании помочь людям, страдающим отматериального и духовного порабощения. Акмулла был верующим человеком, но этоне мешало ему выступать с реалистических позиций, свободных от мистики и веры вчудеса.
В стихотворении “Башкиры мои, ученье нужно” он писал:
Прибавив к шести единицу,
не получишь десяти,
Повернув часовую стрелку,
не сделаешь день ночью.
В то же время Акмуллаверил в судьбу. Это особенно проявилось в его стихотворении “Место мое — втюрьме”.
Никому не избежать велений судьбы,
Будь он султан, будь он император.
Вера в судьбу определила также и некоторые черты объективизма егомировоззрения, его скептическое отношение к миру. Это связано также с влияниемсуфизма, характерного для духовной атмосферы в Башкирии в XIX столетии.Повлияло на него и творчество поэта-суфия Шамсутдина Заки. Как продолжательтрадиции суфизма, Акмулла глубоко понимал очищающую роль человеческихстраданий, которых люди не могут избежать.“Не испытавший лишений бывает кичлив,только невзгоды жизни успокоят его душу”, — говорит поэт.
Однако, несмотря на то, что скептицизм занимал в творчествеАкмуллы значительное место, тем не менее он в основном стоял на позициях рационализма.В познании он видел социальную силу, с помощью которой можно преобразоватьобщество на началах справедливости. С этим было связано его подвижничество истремление во что бы то ни стало просвещать народ. Знаниям в системе своихвзглядов поэт отводил центральное место. Невежество и незнание приносятчеловеку не только заблуждения, но и тяжкие страдания. Знания помогают людямоткрыть тайны мироздания.
Будь деятелен, в познании
найдешь ты наслаждение,
Бойся неведения — источника бедствий;
Познавший летает в небе и плавает в воде,
И нет здесь ни чудотворства, ни колдовства.
Тонко понимая различия между светскими знаниями и религиознымвероучением, Акмулла выступает за светское образование, видя в этом одно изсредств нравственного просвещения и воспитания.
Изучив науки, ты познаешь добро,
Став совершенным, ты сделаешь добро.
Поэт уверен, что с помощью моральных проповедей можно установитьотношения равенства и доверия среди людей. В этом и состояла особенностьпросветительства Акмуллы. Моральное совершенствование личности должно лечь воснову разумного общественного устройства.
 
Избавься, человек, от пороков,
Чтобы не был ты вместилищемгрязи.

В отличие от многих философов, по мнению которых знания должнывыступать одним из оснований (факторов) морального воспитания, у Акмуллы,наоборот, моральное воспитание должно предшествовать получению знаний, то естьдолжно быть фактором познания.
 
Уничтожим в себе к соблазнам и проступкамстремленье,
Иначе не получим мы пользы от познанья.
Исходным моментом этических воззрений Акмуллы являетсяпредставление о существовании непреходящих нравственных ценностей, во что поэтискренне верил.
От того, что посеешь зло, не исчезнет добро.
Если золото вымажешь в грязи,
От этого не потеряет блеска оно.
Акмулла тонко подмечает один из важных аспектов морали, согласнокоторому моральные ценности могут оказывать влияние только на тех людей,которые моральные нормы воспринимают как свои убеждения. Слабость позицийабстрактного морализаторства Акмулла представляет только в одном отношении, аименно: моральные поучения полезны только тем, кто их понимает. То есть Акмуллане вообще отрицает морализаторство, а только его некоторые формы. Отсюда ивытекает особенность понимания относительности (релятивности) моральныхпредставлений.
Сколько не куй железо, не превратишь его в алмаз,
Как ни убеждай осла, не сделаешь его другом.
Хотя относительность нравственных взглядов для Акмуллы былаочевидной, однако он выводил ее не из различий социально-экономическогопорядка, а из сферы самого морального сознания. Подчеркивая относительностьморальных ценностей, Акмулла как бы полемизирует с положениямирелигиозно-пацифистской идеологии, согласно которой на зло нужно отвечатьдобром (“если бьют по одной щеке, подставляй другую”), получившейконцентрированное выражение в теории “непротивления злу насилием”. Рассмотрениенравственных проблем в отрыве от социально-экономических и политико-правовыхотношений объективно приводило Акмуллу на позиции абстрактного гуманизма,поэтому в представлении поэта моральные качества человека не зависят от егообщественного положения, не зависят и от социального статуса.
Злого сделаешь начальником — юрт разорит,
Дурака возвысишь, а он — и ноги на стол.
Не смотри, что он начальник или бедняк,
Посмотри сначала на его дела…
Иная кляча лучше плохого тулпара.
Противоречивость воззрений Акмуллы вполне объяснима. Она связана стем, что, с одной стороны, поэт видит пороки общества и людей и относится к нимкритически, но, с другой стороны, не видит того, что поведение людейопределяется условиями их существования. Не зная причин человеческого бесправияи угнетения и желая избавить от них общество, Акмулла вынужденно обращается кидеям просветительства.
4. Философские и общественно-политические взгляды Р. Фахретдинова
 
Жизненный путь Ризаитдина Фахретдинова сложился таким образом, чтов нем могут быть выделены несколько более или менее определенных по своимприметам весьма длительных периодов, каждый из которых связан, пожалуй, с темили иным этапом его общественной и творческой деятельности. Это выглядит вследующей последовательности: годы детства и учебы в медресе, затем —учительская работа; первый уфимский период (1891—1906 гг.); оренбургский период(1906—1918 гг.); второй уфимский период, длившийся с 1918 года по 1936 год,т.е. до последних дней жизни ученого и писателя. Сын муллы, получивший своипервые уроки от своих родителей — матери и отца, затем обучавшийся в медресесоседней деревни Нижние Чершелы, после окончания этого курса учебы он самстановится учителем такого же сельско го медресе. Внешне, казалось бы, болеечем незаурядный путь шакирда в условиях дореволюционного Урало-Поволжья. Нобольшая жажда познания таилась в душе этого скромного деревенского юноши.
Еще в годы обучения в медресе, наряду с усвоением основмусульманской религии, увлекается восточными языками — арабским, персидским,турецким. Занимается перепиской книг, что было в традициях башкирских итатарских шакирдов той эпохи. Уже в те годы он испытывает влияние татарских ибашкирских просветителей, в первую очередь зачитывается трудами крупноготатарского ученого Шигабутдина Марджани. В нем проявляется большое стремление ковладению русским языком и к чтению трудов русских ученых.
Завершив обучение, в течение ряда лет учительствует в сельских медресе,одновременно настойчиво продолжает свое самообразование в планесовершенствования знаний, языков и наук, в эти же годы он становится авторомнескольких работ, в том числе учебника по арабской грамматике (1887 г.) и книги«Китабе игтибар» (1888 г.), изданных в Казани и получивших хорошие отклики.Вслед за татарским ученым Ш.Марджани добрым словом отозвался о «Китабе игтибар»и его авторе башкирский поэт-просветитель М.Акмулла, назвав его «совершеннойличностью». В 1891 году Ризаитдин Фахретдинов избирается казыем Духовногособрания мусульман в Уфе и переезжает в центр тогдашней Уфимской губернии. Сэтого времени начинается новый, отмеченный наибольшим подъемом период втворчестве ученого и писателя. Это собственно первый уфимский период, длившийсяцелых пятнадцать лет.
Самое характерное для этих лет в биографии Р.Фахретдиновазаключается, по-нашему, в его формировании как крупного философа-историка,педагога, биобиблиографа и ученого-теолога, а также известного для своеговремени башкирского писателя. Именно в этот период он создает свои основныехудожественные произведения — повести «Салима, или Целомудрие» и «Асма, илиПроступок и наказание». Перед ним открываются широкие возможности дляуглубленного изучения старопечатных и рукописных источников по истории икультуре народов Урало-Поволжья и по древней литературе мусульманского Востока,которых в огромном количестве накопилось к тому времени в архиве Духовногособрания. Риза Фахретдинов по прибытии в Уфу приступает к систематизации этогобогатейшего на Урале архивохранилища, и деятельность его на этом поприще,которую он с не меньшей настойчивостью и с большим энтузиазмом и увлеченностьюпродолжил в 20-е и 30-е годы, справедливо оценивается как подлинный научныйподвиг ученого.
В тот же период жизни он пишет и издает основные части первых двухтомов своего знаменитого биобиблиографического труда «Асар» («Сочинения»)*, изпечати выходят книги «Воспитанная мать» («Тєрбияле ана»), «Воспитанный отец»(«Тєрбиєле ата»), «Воспитанный ребенок» («Тєрбиєле бала»), «Воспитаннаяженщина» («Тєрбиєле хатын»), «Семья» («Fаилє»), «Назидания»(«Нєсихєт»), «Знаменитые женщины» («Мєшh‰р хатыннар»),«Воспитание учащегося» («Шєкертлек єдєбе»), «Учение воспитанности» («Єдєбетєѓлим»), «Путешествие Марджани» («Рихлєте єл-Мєржани»), «Путешествие Исмаила»(«Исмєѓил сєйєхєте»), «Ибн Рушд» («Ибне Рошд»), «Коран и его издания» («Љµрьєнвє табакат») и др. Имя Ризы Фахретдинова становится широко известным во всемроссийском Востоке.
Необыкновенно плодотворен в плане творческом и противоречив вмировоззренческом порядке оренбургский период жизни Р.Фахретдинова. В этотпериод в полную силу развернулась журналистская и научно-просветительскаядеятельность ученого, прежде всего, как редактора журнала «Шура».
Переезжает он в город Оренбург в 1906 году по приглашению редакциигазеты «Ваљыт» («Время»), через год после того, как, отказавшись от должностиказыя в Духовном управлении мусульман в Уфе, решил полностью посвятить себятворческой работе. В Оренбурге первое время он работает в редакции названнойвыше газеты, печатается на ее страницах под псевдонимом Морат. А с января 1908по январь 1918 года, с первого до последнего номера, редактирует двухнедельныйобщественно-публицистический и литературно-художественный журнал «Шура»,издававшийся татарскими буржуазными деятелями, золотопромышленниками ШакиромСадыковичем и Закиром Садыковичем Рамеевыми. (Второй из братьев — Закир Рамеев— вошел в историю как известный поэт под псевдонимом Дэрдменд).
Журнал «Шура» и деятельность Ризы Фахретдинова как главногоредактора и ведущего автора этого издания в целом оцениваются как явлениебольшой историко-культурной значимости в трудах современных востоковедов, атакже в работах историков и литературоведов Башкортостана и Татарстана.Обстоятельность, научная глубина и аргументированность были основнымитребованиями, которые неуклонно проводились в жизнь главным редакторомР.Фахретдиновым.
В 1918 году Ризаитдин Фахретдинов возвращается в Уфу. В 1922 годуна него возлагаются обязанности муфтия Духовного собрания мусульман в Уфе.Здесь он, помимо занятий по службе в Духовном собрании, продолжает своинаучно-исторические исследования. С начала двадцатых годов работает надрукописью книги «Приезд Ибн-Фадлана в Булгар», составляет третий и четвертый,оставшиеся в рукописи, тома биобиблиографического труда «Асар», приводит впорядок материалы своего богатого личного архива, часть из них отправляет вЛенинградское отделение Института востоковедения АН СССР. Умер РизаитдинФахретдинов в Уфе 11 апреля 1936 года в возрасте 77 лет. Похоронен он намусульманском кладбище города. Этот последний период в жизни ученогознаменателен тем, что, наряду с другими работами, были завершены последующиетретий и четвертый тома «Асара» — одного из главных трудов Р.Фахретдинова,ставшего своеобразным памятником его подвижническому труду. Р.Фахретдиноввыступил в литературе как виднейший представитель просветительской мысли вБашкортостане.
В его художественных произведениях этих лет нашли свое выражениемногие из тех общественных и морально-этических проблем, которые волновали егопрежде всего как ученого-педагога, ученого-воспитателя в самом широком смыслеэтого слова. Р.Фахретдинов последовательно отстаивает в то время еще ипрогрессивные буржуазные новшества в области просвещения, выдвинутые такимобщественным течением среди татар и башкир, как джаддидизм, призывает своихсовременников овладевать наукой, знаниями, развивать ремесла, изучать русскийязык и с его помощью осваивать богатства русской культуры, отдавать всего себяслужению родному народу. Важнейшее место в его художественных произведенияхзанимает идея просвещенной личности, идея всесторонне образованного, духовнобогатого, совершенного человека. Повести Ризы Фахретдинова, как отметил в своевремя профессор М.Х.Гайнуллин, «имеют свои идейные и художественные слабости(ограниченность положительных идеалов, определенная надуманность сюжета и др.)».Многое и в поведении героев, и в авторском повествовании выглядит в наше времянаивным. Но, тем не менее, эти книги, написанные на самом рубеже двух веков игорячо отстаивавшие идеалы просветительства, внесли неоценимый вклад в развитиепредреволюционной башкирской прозы.

Заключение
В Башкирииеще в XIX в. сложилась благоприятная обстановка для распространения передовыхидей. Русская общественная мысль оказала определяющее воздействие наформирование мировоззрения башкирских просветителей. Их деятельность проходилав непосредственном общении с русскими учеными: историками, экономистами ипублицистами. Например, М.Уметбаев был хорошо знаком с историком-краеведомР.М.Игнатьевым, венгерским ученым Вильмаши Проле и др. В свою очередь, освоениекультурного наследия башкирского народа духовно обогащало русских писателей,способствовало выдвижению коренных социальных проблем эпохи, затрагивающихинтересы многонациональной Родины.
А.С.Пушкин,Л.Н.Толстой, А.М.Горький, Г.И.Успенский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Н.А.Крашенинников идр. выдающиеся представители русской культуры с позиций подлинного гуманизмаохарактеризовали положение обездоленных масс. Они гневно осуждали деспотизм инасилие, выступали против разжигания межнациональной вражды и недоверия.Башкиры получили автономию в марте 1919 года, но это не решило вековых чаянийнарода о возрождении культуры, о достижении подлинного равенства между народами.
В этойпереломной эпохе сформировались такие деятели башкирской культуры, как ЗакиВалиди, Абдулкадир Иман, Галимжан Тоган, Мухаметша Бурангулов. Эти деятели,работая в экстремальных условиях, смогли оставить после себя немеркнущиетворения, составившие золотой фонд башкирской культуры. Заки Валиди (189О-197О)- лидер башкирского национального движения, один из создателей башкирскойавтономии, написавший сотни трудов по истории и культуре тюркских народов, втом числе и башкир. Абдулкадир Инан (1889-1974) -исследователь, вложившийнемалый труд в тюркологическую науку. Мухаметша Бурангулов (1888-1968) — выдающийся башкирский фольклорист, благодаря неустанной деятельности которогоудалось сохранить жемчужины башкирского эпоса.
Философскаясторона творчества указанных деятелей требует глубоких исследований,проникновения в их творческую лабораторию. Их, разумеется, нельзя назвать чистофилософами, но их творчество, имея глубокий философский смысл, оказало огромноевлияние на все стороны башкирской культуры, в том числе и на современнуюфилософскую мысль.
Всложившейся ситуации культа личности и государственно-монополитическогосоциализма, с господством при нем тоталитарно-авторитарного мышления, с егоподавлением и унификацией личности трудно было ожидать от творческойинтеллигенции такого малочисленного народа, как башкиры, каких-то ощутимыхдостижений по большому счету. Но, несмотря на это, даже в условиях сталинизма ипоследующего застоя башкирская национальная культура дала ряд философов исоциологов, известных в стране и мире.

Использованнаялитература
1)   БаишевФ.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды РизыФахретдинова.- Уфа, 1996.
2)   ВалеевД.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана.- Уфа, 1995.
3)   ВильдановА.Х, Кунафин Г.С. Башкирские просветители-демократы 19 века.- М., 1981.
4)   КузбековФ.Т. История культуры башкир.- Уфа, 1997.
5)   ХарисовА.И. Литературное наследие башкирского народа.- Уфа, 1973.
6)   ШакурР.З. Звезда поэзии: Мифтахетдин Акмулла.- Уфа, 1981.
7)   ШакурР.З., Шафиков Г.Г. Феномен Акмуллы// Мифтахетдин Акмулла. Стихи. – Уфа, 1986.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.