Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Описание Новосибирского краеведческого музея

/>Содержание
Введение… 2
1. История Новосибирскогокраеведческого музея… 3
2. Экскурсии музея… 3
3. Коллекции и проекты… 8
Заключение… 13
Список литературы… 15

/>Введение
Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основнуюформу работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом.Однако сегодня нет, пожалуй, ни одного музея, который не строил бы своюкультурно-образовательную деятельность преимущественно на основе экскурсий.Положительно можно утверждать, что развитые традиции экскурсионности определяютсвоеобразие культурно-образовательной деятельности отечественных музеев посравнению с музеями других стран, где экскурсия не имеет такого преобладающегозначения.
Однако, утверждая это, хотелось бы подчеркнуть не толькоположительные, но и отрицательные стороны сложившейся ситуации. Преобладаниеэкскурсии, известная «зацикленность» на экскурсионных формах популяризацииколлекций, в известном смысле, ограничивают освоение музеями других форм,основанных на активном поведении посетителей в пространстве музея. В нашихмузеях с аудиторией встречается преимущественно экскурсовод, берущий на себяроль руководителя в путешествии по музею, тогда как во многих зарубежных –руководством служат путеводители, «информационные листки» и «листки активности»для школьников, специально подготовленные материалы для учителя и т.д., которыеготовит музейный педагог.
Цель данной работы – рассмотреть Новосибирскийкраеведческий музей.
Задачи:
рассмотреть историю становления и развития;
выявить основные экскурсии;
изучить коллекции.

/>1.История Новосибирского краеведческого музея
Музей был открыт 20 августа 1920 г. Профиль — родиноведение.Основатель: Акзимиров В.А. (?- 1922). С 1922 по 1932 гг. — директор МаксимилианКраков — геолог, писатель, репрессирован.
Здание построено в 1910-1912 гг. по проекту известногоархитектора А.Д.Крячкова. Здесь располагалась городская дума и торговые площади(нижний этаж).
Первые десятилетия отличает активная экспедиционнаядеятельность, собран богатейший этнографический материал по коренным народамСибири, старожильческому наследию, сформирована емкая естественнонаучнаяколлекция, библиотека. Благодаря этому музейные собрания и экспозиции знакомятпосетителя с культурой всего Сибирского региона во всем его многообразии. Средиуникальных собраний — коллекция, раскрывающая духовную культуру коренныхнародов и переселенцев: предметы шаманизма и ламаизма, православная икона ипластика.
С 50-х годов музей участвует в ежегодных археологическихэкспедициях, скомплектована археологическая коллекция, насчитывающая более 50тыс.ед. Последние десять лет уникальный материал дало сотрудничество с архивомФСБ, что дало возможность организовать серию выставок «Сибирь Советская»,штрихи к портрету. В настоящее время фонды музея составляют 7150 тыс. единицхранения, что позволяет обновлять экспозиционные комплексы, создавать новыевыставки[1].
/> 
2. Экскурсии музея
Становление музейной экскурсии стало одним из итоговэкскурсионного движения. Постепенно экскурсия приобрела статус ведущей формыкультурно-образовательной деятельности отечественного музея. То, какпроисходило зарождение музейно-экскурсионной деятельности, можно проследить напримере двух крупнейших музеев России, известных и ныне широкой постановкой ивысоким уровнем экскурсий[2].
Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия по Новосибирскому краеведческому музею
Тип: обзорная
Профиль: история и общество, природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Сибирь. Тайны прошлого
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Путешествие в бабушкино детство
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Края во II половине XIX века
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
История Новониколаевска
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Особенности экономического развития Новониколаевска
Тип: обзорная
Профиль: история и общество, наука, техника и отрасли народногохозяйства
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: Любая
«В гостях у сказки». Мы играем и поем
Тип: тематическая
Профиль: развлечения и досуг
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: детская
Сибирь Советская
Тип: тематическая
Профиль: история и общество, наука, техника и отраслинародного хозяйства
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Новосибирск в годы ВОВ
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Природа в Новосибирской области
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залахмузея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Экологические проблемы Новосибирской области
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залахмузея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Рельеф, климат, почвы Новосибирской области
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залахмузея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Удивительный мир насекомых
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залахмузея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Древняя флора и фауна
Чарующий мир камня
Развитие органического мира
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залахмузея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Историко-краеведческая экскурсия в экспозиционных залах
Описание: Историко-краеведческая экскурсия вэкспозиционных залах музея по ул. Ленина 23: Городской быт начала XX века.Сибирский период жизни и деятельности С.М. Кирова. Деятельность Обской группыРСДРП 1904-1909 гг. (Шамшин, Шамшурин, Петухов, Ковальчук).
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Площади музея:
экспозиционно-выставочная 3172м2
временных выставок 280м2
фондохранилищ 591м2
Филиал или подчиненная организация:
Барабинский краеведческий музей — M1047
Венгеровский районный краеведческий музей имениП.М.Пономаренко — M1049
Искитимский краеведческий музей — M1050
Колыванский краеведческий музей — M1053
Кочковский краеведческий музей — M1054
Кыштовский краеведческий музей — M1063
Мошковский краеведческий музей — M1065
Народный историко-краеведческий музей г. Татарска — M1066
Черепановский районный историко-краеведческий музей — M1068
Бергульский Дом-музей П.П.Бажова — M1069
Выставочный зал (г. Новосибирск) — M1070
/>3.Коллекции и проекты
Наиболее ценные (уникальные) коллекции[3]:
Этнографическая коллекция — 21900 ед.
Коллекция культовых предметов — 300 ед.
Коллекция мебели 18-20 вв. — 230 ед.
Коллекция драгметаллов — 1600 ед.
Коллекция оружия — 350 ед.
Природоведческая коллекция — 1500 ед.
Коллекция узорчатых камней — 500 ед.
Крупные выставочные проекты:
III Красноярская музейная бьеннале, ассоциация«Открытый музей», Красноярск 1999. (1 приз в номинации операторскаяработа, фильм «Птичьи дети»).
Электронные каталоги 1998-2002 гг., фонд «Открытоеобщество».
Президентский гранд, экспозиционная деятельность,выставка, посвященная 90-летию А.И.Покрышкина.
Окружная выставка «Государственные символыРоссии» 2003.
Межрегиональная выставка «Немцы в истории Сибири,Сибирь в судьбах немцев» 2003.
Выездные и обменные выставки:
«Жизнь, отданная небу». Фотовыставкарассказывает о жизненном пути А.И.Покрышкина, трижды героя Советского Союза,маршала авиации.
Наиболее интересные предметы фондов:
Бубен шаманский (алтайский)
Датировка: Конец XIX — начало XX века
Размер: высота — 64 см., толщина — 12 см., ширина — 55 см.
Техника: дерево, кожа, металл, ткань
Описание: Бубен почти круглый, слегка вытянутый повертикали. Внутри бубна закреплена деревянная рукоять. В верхней части к нейприклеплен кожаными ремнями железный, горизонтально расположенный стержень.Рукоять является стилизованным изображением «хозяина» бубна. Навнешней стороне бубна имеется рисунок красной и белой краской: модельустройства мира
Бубен шаманский (челканский)
Датировка: Конец XIX — начало XX века
Размер: высота — 64 см., толщина — 15 см., ширина — 51 см.
Техника: дерево, кожа, металл, ткань, нить
Описание: Яйцевидный бубен, обтянут кожей, котораяпристегана толстой нитью к обечайке. Рукоять вырезана из цельного куска деревасимметрично. Верхняя и нижняя половины изображают в плоскости овальную голову иквадратное туловище. Перпендикулярно расположено плоское возвышение с выемкойна уровне плеч. На лицах закреплено по два круглых металлических глаза.
Пролог старопечатный
Автор: Москва, Печатный двор
Датировка: 1641 год
Размер: 33 X 20cм.
Техника: печать
Описание: Пролог — славяно-русский церковно-учительскийсборник литературного характера. Пролог 1641 года — это первое московскоепечатное издание Пролога. В его основу положен так называемый стишной пролог.Литературной целью составителей Пролога было полное собрание в единоеповествование справочно-познавательных рассказов о многих античных,византийский и ближневосточных персонажах.
Четвероевангелие печатное, с приложением указателя дней,в которые читается оно
Датировка: Вторая половина XVIII века
Размер: 31,5 X 19.4
Техника: бумага, доски, бархат, медь
Описание: Имеется несколько владельческих записей.
Сборник слов и толкований на священное писание ЕфремаСирина
Датировка: Конец XVIII века
Техника: бумага, кожа
Псалтырь (или книга псалмов царя Давида)
Датировка: 1787 год
Размер: 30,5 X 20см.
Техника: бумага, доски, кожа
Описание: В 1878 году псалтырь перепечатан в типографииФедора Карташева.
Четвероевангелие старообрядческое
Датировка: Конец XVIII века
Размер: 36,5 X 22, толщина — 16,3см.
Техника: бумага, кожа, дерево
Невеста и дружка, село Нижний Уймон
Тип: графическая работа
Автор: Нагорская Н.Н.
Датировка: 30 июня 1926 года
Размер: 28,1 X 32,5 см.
Техника: бумага, акварель
Описание: На рисунке имеются надписи.
Праздничная одежда староверов. Катя Макарова Железнова,село Нижний Уймон
Тип: графическая работа
Автор: Нагорская Н.Н.
Датировка: 1926 год
Размер: 37 X 28,5 см.
Техника: бумага, акварель
Описание: Надписи на рисунке.
Девушки в будничной одежде. Село Верхний Уймон
Тип: графическая работа
Автор: Нагорская Н.Н.
Датировка: 13 июля 1926 года
Техника: бумага, акварель
Описание: Надписи на рисунке.
Тунгус (Каргасокский район Томского округа, юрты Капкэс)
Тип: графическая работа
Автор: Нагорная Н.Н.
Датировка: 1925 год
Размер: 42,3 X 28,3 см.
Техника: бумага, угольный карандаш
Слепой остяк (Каргасокский район Томского округа, юртыКаргалдай)
Тип: графическая работа
Автор: Нагорная Н.Н.
Датировка: 1925 год
Размер: 50,5 X 31,7 см.
Техника: бумага, угольный карандаш
Портрет мальчика — остяка 3,5 лет — Сигита Зырянова(Каргасокский район Томского округа, юрты Каргалдай)
Тип: графическая работа
Автор: Нагорная Н.Н.
Датировка: 8 июля 1925 года
Размер: 34,6 X 25,2 см.
Техника: бумага, угольный карандаш
Всего в музее 7150000 единиц хранения

/>Заключение
Экскурсия объединяет, как правило, «группу ищущих знаний»(И.М. Гревс), которая представляет собой некое социально-психологическоеединство. Его основа – общий интерес, настрой на восприятие, которыйэкскурсовод должен закрепить и реализовать. Сосредоточенность группы впространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению наэкскурсии особого психологического климата, характерного для всех формпубличности. Это приближает экскурсию к театральному спектаклю или концерту,где каждый из воспринимающих не может не ощущать себя частью единого организма.Чувства, которые возникают у экскурсантов, усиливаются на экскурсииколлективностью переживаний. Однако, чтобы группа подчас незнакомых людейначала ощущать себя как некое единство, необходим еще один персонаж –экскурсовод.
Поэтому следующий признак музейной экскурсии –руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний ивпечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованныйхарактер, т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле. Организующимипризнаками музейной экскурсии являются ее тематичность: всякая экскурсия имееттему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, а также наличиемаршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему.
Однако главным признаком музейной экскурсии, на чемособенно настаивали Н.А. Гейнике и А.В. Бакушинский[4], следует признатьприоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтомуэкскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождаетсянеобходимыми словесными пояснениями – рассказом.
Восприятию объектов показа, в нашем случае – музейныхэкспонатов, способствует качество, которое Б.Е. Райков определял какмоторность: экскурсия обязательно предполагает двигательную активностьэкскурсантов, их перемещение и созерцание объектов в различных ракурсах[5].
Все названные признаки роднят музейную экскурсию сэкскурсиями других типов. Отличается она от них главным образом тем, чтопроводится в пространстве музея (по территории, экспозиции или фондохранилищу),а, следовательно, специфика ее определяется характером музейной среды иэкспонатов. Поэтому экскурсия в естественнонаучном музее будет отличаться отэкскурсии в музее художественном, а экскурсия в музее-заповеднике обретет своиочертания по сравнению с экскурсией в краеведческом музее. Однако качествоэкскурсии в любом музее зависит, прежде всего, от того, насколько экскурсоводвладеет экскурсионным методом как таковым и учитывает в своей деятельностиновые тенденции и запросы аудитории.

/>Списоклитературы
1.        Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М., 1981.
2.        Гнедовский М.Б. Музей и образование. Материалы для обсуждения. – М.,1987.
3.        К истории отечественной экскурсионной школы. Реферативный обзорпубликаций второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1992.
4.        Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческогомузея: Каталог. — Новосибирск, 1996
5.        www.museum.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат A Land Rembered Essay Research Paper The
Реферат Устройство терморегулятора и его виды
Реферат Решение проблемы низкой конкурентоспособности продукции
Реферат Директ-маркетинг как составляющая комплекса маркетинговых коммуникаций
Реферат Белорусско-российские отношения на рубеже столетий
Реферат Islam In Indonesia Essay Research Paper ISLAM
Реферат Финансовый рынок. Государство и финансовый рынок
Реферат Дорохов, Иван Семёнович
Реферат Діалектна лексика у творчості письменників Сумщини
Реферат Конфедерация как форма государственного устройства
Реферат Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, вступивших в законную силу
Реферат Исследование мнения потенциальных абитуриентов
Реферат Confessions Essay Research Paper Justin WTruth and
Реферат Политические представления древних греков
Реферат Обґрунтування методичних засад оцінки фінансового стану банків, що потребують реорганізації