Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Краеведение начинается с краелюбия

краеведфилолог бытие философия
Философия ипрактика краеведения
«Краеведениеначинается с Краелюбия…»

Член Союза журналистовРоссии, поэт, филолог, краевед Виктор Феофилактович Ситнов в шутку, а иногда ивсерьез, называет себя закоренелым подмосковным провинциалом. Он родился и вотуже более полувека живет и плодотворно трудится в подмосковном Павловском Посаде– небольшом, но для многих привлекательном особым старорусским провинциальным обаяниемгородке платочных мастеров.
Знаменитые на весь мирПавловские шали, конечно, являются главным народно-промысловым «брэндом»города, но он известен и как родина космонавта №5 Валерия ФедоровичаБыковского, Народного артиста СССР Вячеслава Васильевича Тихонова, выдающегосясовременного поэта Олега Григорьевича Чухонцева, а также как место, где 1октября 1812 года отряды французского корпуса маршала Нея потерпели поражение отместного народного ополчения под предводительством крестьянина ГерасимаМатвеевича Курина (1777-1850). Реконструкция этого сражения ныне ежегоднопроводится в пригороде Павловского Посада при огромном стечении зрителей. ПавловскийПосад (до 1845 года село Вохна Богородского уезда Московской губернии) возник ивырос в живописнейшем месте Восточного Подмосковья – при слиянии речек Вохны иКлязьмы – любимой вотчины великих московских князей, начиная с Ивана Калиты. Попреданию, в конце 14 века на левобережном вохонском холме по воле ДмитрияДонского был поставлен храм во имя его небесного покровителя, воина Христовасв. Димитрия Солунского – как первый памятник победе русского войска в битве сзолотоордынцами на Куликовом поле. Нынче это место отмечено памятным знаком ввиде часовни. Издревле богатое пушным зверем и рыбой вохонское поречье не одинвек оставалось местом великокняжеских «прохлад», пока Иван Грозный в1571 году (?) не пожаловал волость Троице-Сергиеву монастырю. Вохонскиекрестьяне стали монастырскими, а после секуляризации церковных земель (1764 г.) поступили в распоряжение ведомства государственной коллегии экономии, таким образом, неощутив на себе в полной мере тягот крепостного права, что, в свою очередь, надолгоопределило вольнолюбивый, предприимчивый характер и степенный, не лишенныйчувства достоинства, нрав будущего посадского населения. Понятно, что в 1812году местным жителям было что защищать… Ну, а о более, чем двухсотлетнем,платочном промысле Павловских умельцев написано и издано немало книг ихудожественных альбомов. Это тема для отдельного повествования…
Исследование и осмыслениебогатой истории Вохонского края стало, по собственному определению ВиктораСитнова, его добровольной гражданской миссией. Справедливость этого утверждениявот уже более пятнадцати лет ярко и убедительно подтверждается плодотворнойизыскательской, архивной и просветительской деятельностью ВиктораФеофилактовича, который начал с методичного восстановления собственнойродословной, а теперь выпускает авторский краеведческий ежегодник (готовится №8)и, помимо этого, ведет краеведческую страницу в местной газете, на районномрадио, размещает материалы на региональном интернет-сайте (Богородск-Ногинск. Богородскоекраеведение). Сорок лет журналистской и литературной работы принесли своиплоды. Сегодня В.Ф.Ситнов – автор, соавтор и составитель более 20 книг,антологий, сборников, альманахов. Количество авторских газетных, журнальных,интернет- и радио- публикаций давно «зашкалило» за 1000. Его успехина избранном благородном поприще отмечены благодарственными письмамиГосударственной Думы, Мособлдумы, главы района.
Свою жизненную и человеческуюконцепцию В.Ф.Ситнов довольно точно и емко выразил в одном из своихстихотворений:
«Землю от предковнаследую я,
С ней благочестье и веруприемлю,
И, возлюбив Бога, ближнихи землю,
Я обретаю КлючиБытия»

Сам В.Ситнов говорит, чтостремится воплотить свое жизненное кредо в творческой реализации Чувства Бытия.Чувство это он считает ключевым в жизни не только каждого человека, но ичеловечества в целом. Чувство Бытия, по мнению Ситнова, вбирает в себя ичувства любви к родине и предкам, чувство гражданской и просто человеческой ответственностиза природную и социальную среду своего обитания – перед современниками,предками и потомками – это, своего рода, духовный и человеческий «императив»социума и каждого его члена – такой же мощный и жизнесозидательный, как Любовьи Вера, и, пожалуй, вбирающий их.
Именно Чувство Бытия позволяетчеловеку осознать и ощутить свою сопричастность и единство со всем Сущим наЗемле и, как следствие, почувствовать свою ответственность за созидание жизнина родной земле как неотъемлемой частице Земли-планеты. В силу своих убеждений «закоренелыйподмосковный провинциал» В.Ситнов Смысл и содержание собственной жизнивидит в познании мира и себя в нем, в том, чтобы этот самый мир оставить послесебя хоть на чуточку лучше, чем он был до твоего прихода.
Ниже приводятся ещенекоторые из важных и оригинальных мыслей В.Ф.Ситнова как практика и теоретикакраеведения, которые могут быть интересными и полезными не только дляначинающих искателей исторической истины. Например, отвечая на вопросы нашегожурнала, Виктор Феофилактович изложил свой взгляд на философию, смысл и прикладноезначение краеведения. Ответил Ситнов и на замечание об универсальности своихтворческих проявлений. Приводим фрагменты ответов и рассуждений ВиктораСитнова, которые, думается, понятны без дополнительных комментариев.
***
Часто спрашивают – кто ябольше: журналист, поэт, филолог или краевед, что же является моей главнойпрофессией. Отвечаю, что профессия предполагает профессиональную деятельность,приносящую заработок на «хлеб насущный». Для меня это журналистика (вСоюз журналистов РФ принят в 1979 г.). Филолог – это мое образование,специальность, записанная в дипломе, подспорье в основной профессии. Поэзия –это одна из главных форм моего духовного существования и проявления.Краеведение – отнюдь не профессия. Нет такой профессии – краевед. По крайнеймере, это мое убеждение. В этом понятии заключен более глубокий смысл, чемможет показаться на первый взгляд.
Краеведение начинается сКраелюбия. Невозможно познать то, что не любишь, как и невозможно полюбить то,чего не знаешь.
Я считаю, что такоепроявление российской души, которое гением Пушкина поразительно тонко и точнона века обозначено, как «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»– в принципе не может стать или быть профессией. (На любви к Отечеству нельзязарабатывать деньги.) Это следует определять, возможно, как призвание, долг илимиссию. Это есть То, что мы еще называем и ощущаем как Связь Времен. Это голостысячелетней генетической памяти. Это свойственное нашей душе и сознанию неповторимоеи неизбывное ощущение себя звеном в этой череде единокровных поколений. Причемне простым звеном, а золотым. Ибо нередко ты – главный мостик из прошлого в будущее,иногда единственно уцелевший и чудом сохранившийся в социальных катаклизмахсамого кровавого в истории России ХХ века. Ведь только в одной ВеликойОтечественной войне погибло более 30 миллионов человек…
Краеведение – это непросто изучение исторических и географических особенностей данной местности. Намой взгляд, Краеведение или Родиноведение, (а в главном приближении как своеРодоведение), определяет, в конечном итоге, процесс Человеческого Самоведения.Я бы назвал это историко-социальной самоидентификацией личности, отвечающей навопросы: кто я?, откуда?, почему я такой?, почему я здесь?, чем и почему дорожу?куда я иду и с кем?, что и для чего сохранил от предков и что оставлю послесебя потомкам? Это своеобразный голос генетической памяти...
Краеведение отражаетглавнейшие вопросы нашего бытия, одно только озвучивание которых, заметим,ведет к главному вопросу человека и человечества в целом – вопросу о СмыслеЖизни, вопросу о ее сохранении, защите, развитии, умножении, о ее возможномпродлении и даже бессмертии… Познавать жизнь – чтобы совершенствовать ее вовсех отношениях…
Ну, а если реальносмотреть на вещи, то бессмертие наше – в СВЯЗИ ВРЕМЕН, в преемственностипоколений, в сохранении исторической памяти не только о своем государстве, но ио каждом прошедшем по земле человеке.
Я считаю это главнойцелью краеведения. Увидеть, рассмотреть, понять и увековечить человека. Людислучайно не рождаются…
***
…В жизни человечества,устроенной и существующей по Высшему промыслу, случайностей не бывает. Вы незадумывались, что каждый человек, приходящий в этот мир, значим, ибо несет всебе некую проявленную или непроявленную миссию, должен выполнить, сыгратьтолько ему отведенную роль. Ну, например, на поле брани в атаке один воинпогибает от стрелы или пули, уже не долетающей до другого, который затемсовершает подвиг, решающий успех всего сражения. Или кто-то, «случайно»оказавшись в нужный момент в нужном месте, подает стакан воды (или лекарство)больному человеку, спасая его, как потом окажется, для великих благих деяний.Кто-то в некий решающий момент произнесет всего одно слово, от которого,бывает, изменяется жизнь целого государства (или другого человека – примерпризнания в любви). Кто-то теряет хлебные карточки, а кто-то их находит… ит.д., и т.п. Возможно, подобными мгновениями (в результате непостижимыхпричинно-следственных связей или все по тому же Высшему промыслу) оправдываетсярождение людей, не говоря уже о ежедневных творческих усилиях по созиданиюсобственной или общественной жизни. Однако порой «позитив» и «негатив»или «объективное» и «субъективное» различаются иопределяются лишь через поколения, века и эпохи…
В живом организме подназванием Человечество нет (и не может быть) ни одной случайной из всехмиллиардов составляющих его живых клеток. Любая из клеток, взаимодействуя сдругими, может изменить организм, спасти или погубить его.
Исходя из вышесказанного,я глубоко убежден, что (как ни высоко это звучит) планетарная миссия каждого человекапри желании могла бы быть «расшифрована» (хотя бы в «первомприближении», в контексте бытия конкретного исторического социальногопространства, начиная с семьи, рода, родного селения, города и т.д.). Ничегоболее ценного, чем Человек (созданный Всевышним по своему образу и подобию) наЗемле не существует. Он – мера всех вещей. Поэтому, вне всякого сомнения,каждый приходивший в этот мир человек, с его личной и социальной судьбой, имеетправо на ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Поэтому и вынес я этоттезис в качестве смыслового эпиграфа к своим краеведческим книгам, именно оноткрывает теперь мои авторские сборники «Вохонский край». Звучит этотэпиграф так:
«По убеждению автора– Каждый Человек, приходящий в этот прекрасный уникальный мир, уже одним толькофактом своего рождения может считаться избранным, ибо удостоен наследоватьглавный дар и образ Всевышнего Творца. Своим бытием, своей жизнью – длинной,короткой или мгновенной, яркой или незаметной – Каждый Человек неминуемо (неизбежно)участвует в изменении мира и поэтому имеет право на историческую памятьЧеловечества».
Мы,краеведы-исследователи, должны через судьбу человека и его рода просматриватьсудьбу края и всего государства. Справедлива и обратная историческая проекция.
Таким образом,Краеведение – это наша гражданская, да и просто человеческая миссия и долгперед землей и памятью предков. Мы не можем не быть краеведами. Все в разнойстепени и в разных формах хранят память о прошлом ради будущего. Молодые побегиневозможны без корневой системы. Важно понять, что мы – живые памятники всемпрошедшим поколениям и фундамент для поколений грядущих.
***
Жизнь – единаянеразрывная связь времен. И на самом деле, мы живем как бы в трех временах – впрошлом, настоящем и будущем. Мы живем там своими потомками. Поэтому будущеедолжно интересовать и волновать нас не меньше прошлого. Жизнь – это единаяматерия. Мы составляем ее, а она нас.
Поэтому мы, порой даже наинстинктивном или подсознательном уровне, пытаемся узнать больше о себе, ородной земле в прошлом, настоящем и будущем. Следовательно, и неизбежно, чтовсе мы в разной степени изначально краеведы. Мы ведаем родную землю и себя наней.
Краеведение предполагаетсерьезное аналитическое отношение к проявлениям социального и личного бытиячеловека. В самом деле, что может быть серьезней разговора о сути нашейсобственной жизни. Я думаю, что если бы мы однажды сумели ответить на вопрос оприроде мироздания и своем месте в нем, то автоматически отпали бы всеостальные вопросы… Разве не так? Это равносильно и сродни ответу на извечныйвопрос «Что есть истина?». Хотя до сих пор Человечество не всостоянии ответить на них… Поэтому процесс познания и постижения истины бесконечен…Может, именно поэтому и для этого живет и развивается Человечество,полномочными представителями которого мы с вами являемся.
Мы – капли океана подназванием Человечество… А наша малая родина – это неотъемлемая частица страны.Исследуя эту частицу, мы можем определить судьбу нашего конкретногоисторического пространства и, значит, нашу собственную… Разрушая историческиеосновы и обрывая корни, мы опять можем оказаться в незавидном положениироссийского пролетариата в первой четверти ХХ века да и на протяжении всегоминувшего столетия. Мы, «до основания разрушив» государство,созданное предками, затем плутали в обломках Российской империи как потерянныедети без родителей… Набивая «синяки» и погибая миллионами…
***
Сейчас в связи сразвитием Павловского Посада и изменением его облика, все активнее ведутсяразговоры об итогах или перспективах исторического развития нашей местности, всечаще обсуждается вопрос повышения туристической привлекательности города ирайона.
Заметим, что в силу всеговышесказанного, историко-социальные итоги и проблемы не отличаются отобщегосударственных. На нашу территорию вместе с иностранными инвестициямиприходят производства, в том числе и химические, настоящий и будущий «оздоравливающийэффект» которых относительно населения для меня лично весьма сомнителен.Не уверен, что потомки будут восторженно благодарить нас за это.
Что касается начавшейсякампании за повышение туристической привлекательности Павловского Посада –здесь у меня тоже свое мнение. Конечно, хорошо, когда есть, что показыватьгостям. У нас, русских, это в крови – показывать «потемкинские деревни».Однако признаюсь, что туризм для меня не самое главное. Для меня какнеравнодушной и полноценной «гражданской единицы» важнее спасениепосада как историко-социального феномена Московии. Таких посадов в Московскойгубернии было всего два: Сергиев и наш. Поэтому наша гражданская задачасостояла в том, чтобы сохранить посад как историческую драгоценность. Этого,увы, не случилось...
Кто-то до сих пор сомневается,что нужно сохранять «старые камни». Но вместе с ними мы теряем малуюродину, свое историческое лицо. Вековые «камни» эти (вся старина)имеют замечательное свойство воспитывать человеческие души. Здесь вам игражданское, и патриотическое воспитание, здесь вам и связь времен, ипреемственность лучших традиций поколений. А туризм в данном случае – он как бына втором месте, как следствие. Надо в первую очередь уважать самих себя,полюбить себя, свою землю, свой город. Тогда не будет пожаров, разрушений исаморазрушений. (Если бы мы сохранили посад, туристы непременно приезжалипознакомиться с редким историческим феноменом во всех его проявлениях… Но,увы…)
В этой связи больно былонаблюдать утрату самого красивого в городе столетнего двухэтажного купеческогоособняка фабрикантов Соколиковых на Первомайской улице (бывшая дер.Филимоново). В результате необдуманного скоротечного ремонтаисторико-архитектурная жемчужина Павловского Посада перестала существовать кактаковая. 11 сентября 2007 г. практически при полном равнодушии окрестныхжителей был сорван и уничтожен деревянный тонкой работы пятиярусный карниз иналичники, забита пластиковым сайдингом уникальная керамическая глазурованная бело-бирюзоваяоблицовка первого этажа здания (продукция знаменитого фарфорового короля М.С.Кузнецова!), каждая плитка которой имела уже почти антикварную ценность…
Редкий материал этот былприобретен стараниями почетного гражданина Павловского Посада Василия ИвановичаЧернышева, служившего в свое время управляющим на фабриках Кузнецова (ксожалению, его двухэтажный особняк – памятник городского деревянного зодчества серединыXIX в., украшавший центральную улицу посада,сгорел от поджога в мае 2005 года).
Такой же плиткой былиоблицованы в Павловском Посаде один из жилых домов и знаменитая Покровскаячасовня памяти народных героев 1812 года, разрушенная в 1932 году и ныневозрождаемая на народные пожертвования, как и ее предшественница. Памятник этотпо праву (по смыслу, идее и способу постройки) всегда назывался младшим братомстоличного храма Христа Спасителя.
На фоне значительных инеобратимых утрат архитектурно-исторического облика старого посадавосстановление упомянутой часовни, а также многих храмов по городу и районуявляется добрым знаком и симптомом возрождения духовности и лучших гражданскихчувств нашего православного населения.
Об этом же говорит и ещеодно буквально символическое и знаковое событие. Не только усилиями местногоблагочиния восстанавливаются нынче церкви. По собственной инициативе и насобственные средства семья Федотовых заново воссоздала часовню, некогдастоявшую возле их дома на Карповской (бывшей Меленской) улице. При огромномстечении местных жителей возрожденная часовня была освящена во имя св. апостоловПетра и Павла 12 июля 2006 года. Очень хочется видеть в этом благородном деяниипростых православных жителей посада отсвет общенационального, хотя изапоздалого, но необходимого душеспасительного гражданского покаяния передОтечеством и своими предками за порушенные вековые идеалы и святыни…
…Однако жизньпродолжается. В городе восстановлен и обрел вторую жизнь в виде Выставочногозала замечательный каменный особняк первой половины XIX века – дом одного из основателей посада купца 1гильдии Давыда Широкова, капитально отреставрирован первый советский Дворецкультуры (1929 г.). Ежегодно проводятся замечательные, ставшие уже традиционнымиРеконструкции Вохонского сражения 1812 года (с сотнями участников и тысячамиместных зрителей и иногородних гостей, инициатор В.В.Ковшутин), издаетсякраеведческая литература и календари с видами старинного посада, поэтическиеантологии местных авторов, проводятся краеведческие конференции, заработал вновом помещении уникальный, единственный в мире музей истории русского платка ишали, созданный В.Ф.Шишениным.…
Будем надеяться наподлинный подъем нашего патриотического самосознания и самоуважения. Будемдостойны памяти наших славных предков, завещавших нам в наследство такуюпрекрасную землю…

Некоторые мысли и фрагментыпубликаций В.Ф.Ситнова о философии и практике краеведения
***
В чем заключается смысл ифилософия краеведения
Посколькутеория краеведения разработана недостаточно, попробуем сами определить для себянекоторые понятия. Ну, например, разберемся – в чем заключаются философия исмысл краеведения, и на чем основывается последнее. Как видно из самогоназвания нашего предмета, его философия и смысл заключаются в ВЕДЕНИИ – т. е. впознании истины применительно к истории конкретного края (местности). Главныйсмысл краеведения – в восстановлении полной и подлинной (что самое трудное иважное) истории данного биосоциального пространства с выявлениемзакономерностей, объективных и субъективных факторов, определяющих ИСТОРИЧЕСКУЮСУДЬБУ данной местности.
Получаяобъективную картину бытия в нашем конкретном историческом пространстве (имеетсяв виду Богородский край и, в частности, Вохонская земля), мы начинаем понимать– почему те или иные явления (природа, общество, отдельные населенные пункты идаже семейства) на протяжении веков развивались так, а не иначе, становитсяпонятным – почему они живут и развиваются так сейчас, и можно предположить(сделать высоковероятностный футурологический прогноз), что может быть дальше(в обозримом будущем).
Взявза основу подобный подход к краеведению, можно выстраивать концепцию (системныйвзгляд) для изучения и анализа любой стороны и сферы бытия в нашембиосоциальном пространстве (объективный уровень), а также любого конкретногоявления или судьбы отдельного рода, семейства, человека, включая и себя(субъективный уровень). Причем, краеведческие «проекции» могут бытьсделаны как в одну, так и в другую сторону, поскольку существует (междууровнями) вековая, неразрывная взаимосвязь и взаимовлияние (как у живогоорганизма – с каждой клеточкой).
Уровень«погружения» в историческую истину может быть разным. Например,школьное краеведение – это только азбука краеведения подлинного. Ибо школьниковзнакомят с уже давно известными (растиражированными) фактами, как-то: размеры игеографическое положение их деревни или города, расстояние от столицы, флора,климат местности (края), сообщаются краткие сведения о количестве и профилеобъектов местной промышленности, транспорта, медицины, образования, культуры ит.д. Сообщается стандартный набор из исторических дат, цифр, фактов и событий,как правило, без их анализа, но с общей положительной окраской, т.к. это – «нашамалая родина». Эта информация, полученная школьниками на краеведческом «ликбезе»,быстро выветривается из памяти, не находя практического (прикладного)применения.
Подлинноеже краеведение предполагает из «букв» составлять «слова», ииз слов – предложения, пока не получится зримый живой рассказ об истиннойистории края. Ведь каждая власть заново писала свои учебники и «летописи»для законопослушного народа, «отменяя» подобные труды предыдущейвласти. Понятно, что в официальных газетах отражалась одна жизнь, а в цехах,колхозах, магазинах, на базарах и на кухнях жизнь была другой.
Большинствопубликаций, политических и отчетных документов при любом тоталитарном режимеявляются субъективным самоотражением жизни социума. Так было всегда, и это надоучитывать при восстановлении подлинной картины бытия в ту или иную эпоху. Здесь(при восстановлении истины) особо ценны живые свидетельства и факты из самойжизни.
Чтотакое краеведческий факт
Серьезноекраеведение основывается на поиске, сборе, фиксации, хранении и осмыслениикраеведческих фактов. А что же является именно краеведческим фактом? Это любойфакт явления или события, формирующего историю (судьбу) данного конкретногобиосоциального пространства. Почему социального – понятно: это общество (мы). А«био» – это среда нашего обитания. Не только флора и фауна, а всяприрода (деление природы на живую и неживую относительно, т. к. у всего сущегона планете свои законы и «скорость» жизни).
Являетсяли, например, пожар фактом краеведения? Да, если он изменяет среду и условиянашего обитания и тем самым заставляет нас корректировать свое бытие. Всеупирается в человека. Ведь именно человек (его судьба) – мера всего сущего, без(и вне) которой все остальное теряет смысл. (Весь мир обретает смысл и оценкутолько через сознание Человека – Божия отражения на Земле).
Вэтом же ряду (краеведческих фактов) можно поставить ураганы, бури, наводнения ипрочие проявления стихии. Медведь, забредший в город, огромная стая бродячихсобак, которые пугают и кусают население – это тоже краеведческие факты.
Открытиеили банкротство предприятия, закрытие стадиона или рынка, постройка храма иличасовни, скачок цен на товары и услуги, платная (или условно бесплатная)медицина и образование, незаконные поборы, предвыборные «аттракционы»кандидатов, открытие выставок, музеев, клубов (и их закрытие), промышленныеаварии, влияющие на экологию и т. п. – все это, безусловно, факты краеведения,ибо прямо или косвенно влияют на жизнь и человеческие судьбы в даннойместности, в данном социуме.
Смысл событийности
Как-тоодин из читателей нашего краеведческого цикла заметил автору, что в публикацияхмаловато событийности. На это замечание могу ответить, что: наша жизньзаполнена событийностью ежедневно с утра до вечера и круглые сутки – толькоосмысляй; и во-вторых, любая событийность (даже планетарного масштаба) важка несама по себе, а своим влиянием (проекцией) на жизнь общества и конкретногочеловека в частности.
По большому счету, всяжизнь человека от рождения до смерти (а то и дольше) – это и есть самое главноеи важное для него (и окружающих) Событие. Вот почему о чем бы мы ни говорили,мы, в конечном счете, говорим «о времени и о себе». Мы все – «зеркало»друг для друга: «отражаем» в себе ближнего и сами «отражаемся»в нем, рефлексируем, так сказать. Это к вопросу: «По ком звонит колокол?»
О выборе вариантовсуществования
Мы, подмосковныепровинциалы, живем в таком малом и тесном социальном пространстве, что «всетайное» очень скоро и неизбежно становится явным. При этом проступки людейудерживаются в обывательской памяти дольше, чем поступки, ибо добрые дела –есть норма бытия, а грешные – его патологическая аномалия, нередко формирующаяу ближних и окружения долгосрочный защитный иммунитет. Характерно, что оба этиначала «симбиозно» соприсутствуют в земной человеческой природе. Такбыло со времен Адама и Евы, Авеля и Каина…
Прошлое, включая уженеобратимый День Вчерашний, не может не интересовать нас как корневая система,из которой произрос День Сегодняшний, дающий побеги в День Завтрашний.
Нашу жизнь можно представитькак некое конечное пространство бесконечных вариантов. Вариантов чего? Способовсуществования.
Опыт прошлого помогаетчеловеку и человечеству в выборе вариантов сегодняшнего существования, от чегозависит судьба – как отдельного человека, так и целого социума, а в итоге ивсей планеты.
От нашего ежемоментноговыбора и соответствующих деяний зависит наш Мир.
***
Вразных формах, обличиях и под разными названиями Краеведение и Краеведы были,есть и будут всегда. Не стоит думать, что краевед – это тот, кто закопался вархивной пыли и, забивая ею легкие и необратимо теряя зрение, как крот,неутомимо раскапывает необъятные залежи свидетельств прошлой жизни. Ну да,бесспорно, есть и категория именно таких хрестоматийных исследователей старины.При этом подчеркнем, что всевозможные архивы, безусловно, и, вне всякогосомнения, важны и необходимы как хранилища документальных свидетельств.
Нодело в том, что далеко не все свидетельства прошлой жизни хранятся только в архивах.Разве столетняя изба с такими же по возрасту обитателями или трехсотлетний дубу нас на задворках, или тысячелетний холм-курган, или вечная река, пересекающаягород либо огибающая деревню, не говорю уже о храмах, памятниках и простоулицах, о произведениях искусства и прочих творениях рук и души человеческой –разве они не являются прямыми свидетелями, очевидцами, носителями и хранителямиистории нашего духовного и материального бытия? Чего стоят одни только семейные(фамильные) фотоальбомы…
Иеще. На мой взгляд, было бы ошибкой полагать, что краеведение должно заниматьсятолько прошлым. Это самое распространенное и укоренившееся заблуждение. Ведатьсвой край нужно не только в его прошлом, но обязательно еще и в настоящем, и,желательно, в будущем. Я называю это высоковероятным футурологическимпрогнозом, практическая польза которого может стать темой для отдельногосерьезного разговора.
***
Омудрости предков
Яуверен, потому что знаю, что ваши и мои прадеды, жившие в сельской местности,были прекрасными краеведами. Иначе и быть не могло, поскольку, не зная роднойземли, благополучно и счастливо жить на ней было невозможно. Они наизусть зналидостаточно сложный народный календарь со всеми его тонкостями и особенностямиприменительно к собственной местности. Географию и историю родной земли ониучивали не по общим на всю страну школьным пособиям.
Спомощью «лозы» они могли безошибочно определять наличие и глубинугрунтовых вод, что было необходимо для сооружения колодцев. Они с осени знали:на каком поле какая культура даст наилучший урожай. Они знали и почитализаслуги каждого односельчанина, не говоря уже о своих предках. Наши пращурыбезошибочно (на зависть нынешним экстрасенсам) выбирали благодатные места дляхрамов и исцеления различных недугов. Они знали все целебные травы, минералы иисточники.
Онисвято соблюдали вековые традиции и обряды, передавая их вместе с фольклором изпоколения в поколение, что, безусловно, украшало жизнь, придавало ейстабильность и воспитывало уважение к предкам. Поразительным примером такогоуважения и почитания являлось то, что любой благочестивый христианин мог насвоем сельском кладбище свободно ориентироваться среди сотни с виду «безымянных»могил и при этом абсолютно точно и поименно указать десяток-другой могил своихнепосредственных предков и сродников до седьмого колена. Это почитаниевоспитывалось с детства и проносилось через всю жизнь. Напомню, что на старыхсельских кладбищах не было надгробных скульптур, фотографий и витиеватых эпитафий.Вместо мишуры была вековая память...
Я ещезастал стариков, которые «в слепую» указывали мне даже уже не могилымоих и своих предков, а почти или совсем сравнявшиеся с землей места старинныхзахоронений на закрытых советской властью (силовым «законодательным»порядком) древлеправославных кладбищах…
Бывшихкладбищ не бывает
Помнитемудрость? «Кто выстрелит в прошлое из пистолета – в того будущее выстрелитиз пушки!». Где она теперь – та власть, которая закрывала наши древниекладбища…
Однаждыменя до слез взволновала и на всю жизнь запомнилась такая потрясающая картина:когда на Пасхальной неделе или в Радоницу (Радуницу) луг за стадионом наПервомайской улице, по-весеннему изумрудный и чуть вcxoлмленный от бывших могилок, вдруг весь «расцвел»великим множеством ярких красных и алых цветов. Как оказалось, это былисамодельные бумажные розы и гвоздики.
Незнаю, какая добрая душа это сделала, но совершенно ясно, что это был светлыйакт христианской и просто человеческой Памяти, благодарности и, возможно,покаяния – что всегда возвращает нас к Богу и к подлинным самим себе. Такоедорогого стоит и «впечатывается» в память сердца ярче, нежелиогромные гранитные «пирамиды» над могилами разной «братвы»и всяких «новых русских и нерусских»...
Еще,глядя на ту повеселевшую цветущую бумажными пасхальными цветами солнечнуюлуговинку некогда закрытого властным решением древнего кладбища, я с повлажневшимиглазами и душевным волнением вдруг открыл для себя Истину: бывших кладбищ небывает!
Всамом деле, кладбище как место совершённых погребений не может быть бывшим.Если в данном месте действительно было совершено погребение, то кладбищенавсегда останется кладбищем, даже если оно однажды будет закрыто и запрещеновластью или, к нашему стыду и позору, забыто и заброшено потомками, или дажесрыто, а потом засажено чем-либо или застроено.
Можноразрушить или снести могилы, надгробия, курганы и даже пирамиды, но невозможноотменить совершенные здесь погребения, тем более, если они освящены религиознымиобрядами.
Земляпредков священна уже просто «по определению». Это очевидно и нетребует доказательств. Особенно для верующих людей. Мы говорим о местности, гденаши предки появились на белый свет и, прожив свой век, передали нам, потомкам,эстафету жизни с родной землею в наследство. Что уж тогда говорить о земле, вкоторой наши предки упокоились, и которая веками бесчисленно освящаласьправославным обрядом погребения христиан. Нам трудно даже представить себе –какие великие Небесные Силы охраняют этот Вечный покой...
Долг и ответственность наследников
Родиноведение рождено,основано и строится, прежде всего, на любви, уважении и почитании родной землии предков, созидавших на этой земле жизнь. Нам следует помнить и объяснитьсвоим детям, что каждое новое поколение не возникает в данном времени ниоткуда,а является естественным и закономерным продолжением всех предыдущих поколенийсвоих предков. И если на генетическом уровне мы их наследуем напрямую, «автоматически»,то в плане материально-духовного наследования много зависит уже от нас: чтопримем и как распорядимся.
Вдореволюционной России (и в Павловском Посаде) вопросов и проблем с преемственностьюпоколений (и связью времен) почти не возникало. «Домостроевское»(христианское) воспитание делало вас к пятнадцати годам практическисамостоятельным, готовым к жизни человеком. Вы успевали унаследовать и освоитьвсе умения, знания и навыки (включая духовную культуру), необходимые дляпостроения собственной семьи. Патриотические, гражданские и христианскиечувства гармонично и естественно дополняли друг друга в наших юных и зрелыхдушах. Какие идеалы и навыки у нынешних «тинэйджеров» – мы примернознаем...
Речьидет о связи времен и о том, что по отношению к своим предкам, их делу,традициям, идеалам и т. д. мы можем стать памятью или беспамятством, созиданиемили разрушением, развитием или деградацией, одобрением и принятием илиосуждением и отречением, возрождением или гибелью. Мы вообще можем стать концомсвета...
***
Для настоящего краеведакаждая человеческая судьба – это главный и доступный живой «архив»,надежное хранилище, свидетель, участник и зеркало нашей духовной и материальнойИстории. Будем помнить об этом.
Оприкладном аспекте краеведения
Пока начинающий краеведсобирает гербарий, зрелый краевед-социолог ищет факты-ключи для постиженияисторической сути местных явлений. Факты эти предлагаются обществу для самоанализаи коррекции жизни.
Актуальность и ПРИКЛАДНОЙхарактер краеведения заключается в прослеживании ЖИВЫХ взаимосвязей прошлого снастоящим опять же для анализа и коррекции последнего.
***
Истинныйкраевед-социолог, исследуя конкретную челове-ческую судьбу, должен выявить еевзаимосвязь с судьбой конкретного исторического пространства, где «родилсяи пригодился» данный человек (деревня, село, город и т. д.).
Краеведдолжен увидеть и по возможности проследить результат проекции истории всегообщества (страны) на судьбу конкретного человека, данного поселөния иместности в целом.
Ведьчеловек как существо биосоциальное отражает в себе (в своей судьбе) эпоху, какотдельная капля отражает весь океан.
Втом, на наш взгляд, и заключается возрастающая значимость краеведения, что ономожет реально и действенно на живом наглядном материале (судьбы людей и социумаданной местности) помочь нам в выявлении конечного (или хотя бы этапного)смысла-результата исторических процессов, происходивших и происходящих в нашемгосударстве и за его пределами. По судьбе конкретного человека-«винтика»этой государственной «машины» определяется степень гуманности илиантигуманности ее нынешнего устройства и целе-сообразности избираемого пути.
Пролетарско-крестьянскойРоссии вместе с новой идеологией большевики в 1917 году внушили: «жизнь-борьба!»Просто жить стало преступлением.
Все боролись против всех,а заодно с голодом, разрухой, «вековыми предрассудками», церковью ит. д. Боролись «за», «против», «во имя» и т. п.Ведь «жизнь – борьба!»
Но где борьба – тамнеизбежны жертвы. Главная жертва – российский народ. Ему во имя новых коммунистическихидеалов велено было забыть многовековую христианскую историю России (предков) иразрушить «старый мир до основанья, а затем»… Это печальное «затем»продолжается до сих пор и напоминает вечное рытье «котлована» подфундамент обещанного большевиками «светлого будущего».
котлован-могила поглотилдве трети лучшей крови страны. Одна треть осталась на нынешнем флаге…
Упролетариев не было прошлого, а настоящее растворилось в жертвенной борьбе засветлое будущее, которое (коммунизм к 1980 году!) так и не наступило. Нынченаши надежды на него похоронены вовсе. Мы, теперешние – это общество обманутыхнадежд. «Не сотвори себе кумира…» – помните? Мы сотворяли. Пришловремя каяться…
О причинах утратытрадиций и памятников
Итак, мы определили, чтокраеведение основано на работе с краеведческими фактами – т.е. с теми явлениямии событиями, которые формируют или отражают историю (если глубже – судьбу)конкретного биосоциального пространства (в данном случае нашей местности).
Казалось бы, не всёпроисходившее и происходящее в природе и социуме на нашей территории можноотнести к разряду краеведческих фактов, ибо в нашей жизни (наряду с важными событиями)происходит много всяких незначительных мелочей. Однако при ближайшемрассмотрении оказывается, что некоторые в будничной суете незаметные «мелочипровинциальной жизни» обретают определенный смысл и значение, выходящие зарамки обыденной повседневности.
Возьмем, к примеру,цветы, возлагаемые к историческим памятникам в городе. Судя по наличию илиотсутствию цветов у памятника или бюста, можно судить об отношении местныхжителей к означенному объекту, претендующему на историческую значимость.
Заметим, что с изменениемсоциальной системы, общественных идеалов и ориентиров меняется и отношениелюдей к знакам и символам бывших идеалов, кумиров, идолов. Бывшие святыни илиотвергаются вовсе, или девальвируются, замещаясь более актуальными на текущиймомент приоритетами. Наша история изобилует такими примерами. И как океанотражается в капле, так глобальные и общегосударственные процессы проецируютсяна наше конкретное историческое пространство (местность, где мы живем). Примерымы наблюдаем на каждом шагу.
Раньше, лет двадцатьназад, к черному памятнику Ленину на центральной площади города каждаясвадебная пара возлагала букет цветов, приезжая сюда прямо из ЗАГСа. Счастливыеновобрачные как бы делились своей благодарной радостью с бывшим вождем мировогопролетариата. Была такая народная традиция, рожденная в рамках коммунистическойидеологии (иные идеологии в СССР категорически исключались).
Но вот СССР в одночасье приказалдолго жить. Идеология изменилась. В буреломе перестроечных реформаций умерли(или вышли из моды) многие старые традиции. При диком российском капитализмеформируются иные «новомодные» традиции и много чего еще поканепривычного для инерции нашего провинциального обывательского сознания.
Теперь свадебные пары (нетолько в Павловском Посаде) практически перестали возлагать цветы к черномупамятнику создателя первого в мире безбожного государства, просуществовавшегоболее семи десятков лет и потерявшего (или преступно погубившего) большинствосвоих лучших граждан. Но кое-кто все же по инерции заезжает к Ильичу из ЗАГСа сцветами. Прежний кумир разжалован, а нового-то нет. (О Создателе почему-тозабывают). Ну, и с кем же, скажите на милость, теперь поделиться своей радостьюсчастливым новобрачным? Кого отблагодарить? У их родителей такой проблемы небыло, ибо раньше «свято место» было обозначено четко.
Здесь следует подметить,что к прочим памятникам в городе население (не считая инициированных сверхуакций по знаменательным датам и воинского кладбища) за редкими исключениями цветыпрактически не приносит: как-то не вошло в традицию, не стало нравственнойнормой жизни. И это не случайно. У данного явления есть свои внутренние, но приближайшем рассмотрении вполне понятные причины. Так, например, советская властьотменила заслуги и идеалы (включая религиозно-духовные) предыдущей эпохи,объявив ее «миром насилья», который надлежало разрушить «дооснованья», что и было успешно выполнено (ломать – не строить). ВПавловском Посаде явочным порядком даже были переименованы все улицы, исконноносившие духовные названия, как-то: Рождественская, Спасская, Вознесенская, Успенская,Соборная, Всесвятская, Преображенская, Благовещенская, Троицкая и др., а такжеулицы, отражавшие приметы и реалии прошлого в названиях: Царская, Николаевская,Александровская, Дмитровская, Купеческая, Монастырская, Лабзинская, Широковскаяи т.п.
Отдельные улицы посадапереименовывались властью по два-три раза, поэтому названия их перестали бытьзнаковыми историческими символами в сознании обывателя, занятого проблемамивыживания в ходе грандиозного социального эксперимента, проводимого в государстве.Бюсты и памятники выдающимся деятелям (не имеющим прямого отношения к местномунаселению) со временем стали восприниматься как декоративное украшение и некийнепременный атрибут городского пейзажа. Значение и статус гражданских святыньпамятники в большинстве своем утратили. Подобное «нейтральное» к нимотношение со стороны обывательского сознания, утомленного социальнымипотрясениями, перешло по инерции и к более «молодым» памятникам имонументам.
Историю бытия и зачастуюгибели исторических памятников можно рассматривать как краеведческие факты в планеиллюстрации изменения массового обывательского сознания в эпоху безвременья икрушения прежних идеалов. (Неизбежная местная проекция государственных процессов).
И ещё несколько слов обуходящем… Разные бывают памятники времени. Некоторые из них с молчаливымукором, но каким-то скрытым достоинством хранят в себе отсветы былойизвестности и внимания людей. Морально-нравственные, гражданские иностальгические моменты, связывающие нас с этими памятниками, не позволяют(даже за ветхостью последних) разрушить их окончательно. Пока. Таков бывший домТихоновых-Алексеевых на улице Володарского, где провел молодые годы Народныйартист СССР В.В.Тихонов. Думается, что при другом отношении и судьба у этогодома была бы иной. Он этого заслуживает. Без комментариев, напомню лишь грустнуюпословицу: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»…

Стихи Виктора Ситнова
Я продолжаюсь
Я путешествую повременам:
Самозабвенно в архивахкопаюсь,
Предков своих нахожуимена –
Вижу, как в прошлое япродолжаюсь.
Землю от предков наследуюя,
С ней благочестье и веруприемлю,
И, возлюбив Бога,
ближних и землю,
Я обретаю Ключи Бытия
В нынешнем, прошлом ибудущем дне
Вижу пред Вечностью яоправданье:
Вечности этой моёсозиданье,
И поколений, живущих вомне.
…Слышится вохонских храмовнабат –
Бью я поляков, сфранцузом сражаюсь,
В мирные дни созидаюпосад,
Славлю Всевышнего
и продолжаюсь…
Силой коварной захваченмой край,
Бантом кровавым от плахиспасаюсь.
Жизнь под звездой иликрест – выбирай…
Так оказался обещанныйрай
братоубийством,
но я продолжаюсь.
В красном угаре душой иумом
То ли живу, то ли выжитьстараюсь,
Дед репрессирован втридцать седьмом,
Сквозь геноцид и войныбурелом
Непостижимо,
но я продолжаюсь.
Грешных и гордых оставилнас Бог,
Но от родителей неотрекаюсь.
В сердце моем аритмияэпох,
Что ни година, тогорестней вздох,
Властью обманутый –
Я продолжаюсь
Память веков не даёт мнеуснуть,
Но, если внукам своимулыбаюсь –
Значит, проложен вГрядущее путь,
И для Чего-то
я вновь продолжаюсь…
Промыслом Бог направляетменя,
Видя, как я спотыкаюсь икаюсь.
Щедрость Его до конца непоняв,
Тысячелетье уже разменяв,
Я продолжаюсь,
Я продолжаюсь …

Древа России
…Когда восходит Божийсвет в окне,
Звучит в душе МолитвенноеСлово,
И Древо нашей Родословнойснова
Бессмертием пульсирует вомне.
И в теле сем живу нетолько я,
А все родные пращуры ипредки,
И листиком на самойверхней ветке
Я ощущаю вечность бытия.
Древ Жизни ни сломить, нипобороть –
В них столько смысла,мудрости и силы!
Они вросли корнями вплоть России,
Собою укрепляя эту плоть.
Вся наша кровь – из недрродной земли,
Что щедро отдавали Древамсоки,
От них – крепчая –глубоки, высоки
Древа славян по всей Русивзросли.
Над родиной моей векаплывут,
И сонмы предков – какПокров над нами.
Жива Россия нашими Древами,
И ей стоять, пока онирастут!
…Когда восходит Божийсвет в окне,
О давших жизнь мне буду ямолиться,
И, даст Господь,когда-нибудь случится –
Помолятся потомки обомне…
На кладбище
«Любовь к отеческимгробам»
А. Пушкин
… И вновь под колокольныйзвон
Чуть дрогнет древняяограда,
Хранящая сквозь вечныйсон
Неповторимых судеб сонм
И были прежнего посада.
Здесь будет в срок судьбыурок:
На месте встречипоколений,
Смиренно преклонивколени,
Поймешь исток свой иитог.
Пока под сень святых имен
Душа приводит нас упрямо,
Не зарастет дорога кхраму,
Не распадется связьвремен.
И во веки веков...
Дай, Господь, россиянамот сна пробудиться,
Сбросить плен и судьбудобровольных оков,
И согбенной душойнавсегда распрямиться,
Помоги нам однажды к себевозвратиться
И Людьми оставаться вовеки веков.
Дай по Слову, Господь,Твоему вразумиться
И постигнуть заветысвятых стариков,
Чтоб извечных ошибокпрервать вереницу,
Чтоб больною душой вогрехах не томиться,
А наследовать ВЕРУ,НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ.
Отче наш, не лиши нассвятого причастья,
Помоги исцелитьсядуховным трудом,
Погасить у несчастныхнедужные страсти
И в Россию вернутьБогородицын Дом.
Чтоб жила православнаянаша Отчизна
И Столица, и сорок еёсороков –
Пусть стоит наша ВЕРА иныне, и присно,
И во веки веков,
И ВО ВЕКИ ВЕКОВ.
Прощание со старымпосадом
«И грустно мне.Каких искать примет?
Я этот город знал непонаслышке,
а он другой…» О.Чухонцев
По старым улицам брожу
Как по застроеннымкладбищам:
Родных домов не нахожу –
Средь чуждых замков –пепелища…
Увы, пророчество сбылось–
Об уходящем в небыльграде:
Посад спасти не удалось.
Спасти б хоть память опосаде…

Баба Маня
Баба Маня из окна
утром смотрит на дорогу:
«Нет войны – и славаБогу…» –
часто думает она.
…К электричкам люд пошел–
на Москву – трудяжьяМекка…
У нее ж свое: аптека,
рынок, внуки, валидол…
Но под вечер ей напомнит
«Встреча с песней»о былом,
и опять она откроет
старый выцветший альбом.
В желтоватой фото-дымке
проплывут в который раз
довоенные улыбки –
недосказанный рассказ…
Вспомнит фронтовые дали:
голод, двое на руках…
Вспомнит, как Москву несдали -
И над койкою медали
расплываются в глазах…
Усыпят воспоминанья…
Но почудится сквозь сны
гулкий голос Левитана –
и очнется баба Маня:
«Только б не быловойны…»
РОССИЯ
Загадка, огрехмироздания? –
Пей, кайся, юродствуй иплачь,
Россия – улыбка страдания–
Сама себе шут и палач...
МЫ
Порою мы, разглядываявысь,
Чудес и откровений ждемоттуда,
Забыв про чудо главное –про Жизнь,
И про другое: что Мы сами– чудо…
Мы жизнь вершим, как замокна песке,
хоть пустота над нами ипод нами,
а чудо бытия – наволоске,
держимом Божьей волей иперстами.
Блеск молний, гром небес– нам нипочем:
Мы с помощью струныобыкновенной
скрипичным нарисованнымключом
озвучиваем голосаВселенной…
И хоть Творцу небесномусродни, –
мы превзошли его втвореньи тягот,
но, в суете сует сминаядни,
не видим чуда зорь испелых ягод.
Мы варим солнце ссахарным песком,
по банкам расфасовываялето,
и, на ночь заперев себязамком,
зашториваем звезды дорассвета.
И исчезаем через полчаса,
всё мирозданьепредоставив Богу,
не ведая, какие чудеса
слетают с неба к нашемупорогу.
Мы лето с чаем пьём средизимы,
метлой сметаем небо отпорога,
и в Боге с Богомсуществуя, мы
всё спорим осуществованьи Бога…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ делопроизводства Брянский филиал ОАО СОГАЗ и выбор автоматизированной системы, которая
Реферат Analysis Of The PardonerS Tale Essay Research
Реферат Республиканский политический идеал Ж. Ж. Руссо
Реферат Software Project Management ) (базовый) по направлению: 511600 факультеты: фупм кафедра: информатики курс: 5 курсовая
Реферат Дорожно транспортные преступления
Реферат Обучение аудированию на коммуникативной основе в 7, 8 классах общеобразовательной школы
Реферат Анализ проведенной фармакотерапии
Реферат Статистический анализ таможенных правонарушений в России в 2009 году
Реферат Виробництво макаронних борошнистих кондитерських виробів та рослинної олії
Реферат Специфика задач средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми
Реферат Борисов, Владимир Владимирович
Реферат Особенности составления и оформления организационно распорядительных документов
Реферат Кожеед пятнистый
Реферат Налоговое администрирование 2
Реферат Социология Э. Дюркгейма