МинистерствоКультуры Омской области
ГОУСПО«Омский Областной Колледж Культуры и Искусства»
Реферат
Подисциплине: Народный танец
Натему: «Казахский танец»
Подготовила студентка 1ого курса
Заочного Отделенияхореографии
Гр.109. Пазилова М.К.
Преподаватель: ШишковаН.В.
г.Омск2010г.
Содержание:
Введение: О возникновении казахскоготанцевального искусства
1. Особенностии внешний вид костюма
2. Основныепозиции и движения в казахском народном танце
3. Ходыи движения на месте
4. Мотивыказахского орнамента
5. Раскладдвижений на музыку
6. Примеркомпозиции казахского танца
7. Схемакомпозиции казахского танца
Список литературы
Введение
Овозникновении казахского танцевального искусства
Казахскийнарод издавна имел самобытную танцевальную культуру. Танец, подобно др. видамнационального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и втанцевальных образах передавал все его особенности. Подтверждением служатсохранившиеся народные танцы, среди которых — трудовые (ормек би — танецткачей), охотничьи (коян би — охота беркута на зайца, кусбеги-дауылпаз —обучение сокола охоте), танцы-состязания (утыс би), шуточные, сатирические,юмористические (насыбайши), танцы подражания животным (ортеке — козёл-прыгун,кара жорга, тепенкок — танец скакуна, бег иноходца, аю би — медвежий танец). Вмузыкальном фольклоре бытовали лирические театрализованные танцы с пением,танцы-хороводы и др. Особой популярностью в народе пользовались празднества,связанные с календарём трудового года. На них исполнялись танцы-состязания —переплясы, показывающие зрителям ловкость и выносливость плясунов, танцы-игры,ночные хороводы вокруг костров. Свадебные обряды, длившиеся по несколько дней,выливались в яркое театрализованное представление, пронизанное пантомимическимидействием, шуточными танцами. Существовали пляски религиозные, которыеисполнялись только шаманами как средство лечения больных и служили для«изгнания злого духа». В отличие от узбеков, таджиков и другихвосточных народов мусульманского вероисповедания, казахи имели танцы парные,исполняемые юношей и девушкой, — коян-беркут (“Коян-буркит”).
Искусство танца передавалось из поколения в поколение,каждое племя имело своих мастеров. Казахские народные танцы не имеликанонизированного вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. Натанцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался схореографическими сценками.
Обширнаястепь вырастила трудолюбивый казахский народ, а так же даровала им дерзновенныйтемперамент, подобный диким лошадям и мужественным беркутам. Казахи всю своюжизнь проводят с песнями и пляской. Им достаточно нескольких домбр и сыбызгы,чтобы плясать без устали. Танцы казахов наглядно демонстрируют своеобразиекочевников, богатство их внутреннего мира. Танцам, которые выражают насыщенныйаромат их культуры, присущи быстрота, легкость, жизнерадостность, сила итвердость. Трогательные мелодии и очаровательные позы танца так захватываютлюдей, что, кажется, сам находишься в танце. В танцах часто применяются такиеприемы, как «движение плеч», «конный шаг» и другие сильноритмические движения, которые проявляют дерзновенную удаль танца.
У казаховсвадьбы, праздники, встречи друзей, банкеты, и даже похороны родных не могутобойтись без песен и танцев. После смерти родных они поют 40 дней похоронныепесни, вспоминая жизнь покойного. Одним словом, песни и танцы сопровождают всюжизнь казаха. Труд составляет главную тему танцев. Вспомним такие известныетанцы как: «Доярка», «Стрижка шерсти», «Катаниекошмы» и т. д. Есть быстрые, веселые танцы, есть и забавныеюмористические, а так же есть танцы, выражающие их духовные идеалы. Казахи — прекрасные мастера выражения танцем своего духовного мира. Их танцы просты и вних нет никаких трудных движений. Большинство танцев имитирует трудовую жизньили движения степных животных. И как только начинается танец, сразу чувствуетсяликующий и могучий порыв. В этих танцах чувствуется густое дыхание степи. Танец«Черный иноходец» живо и забавно изображает бравый вид, мчащейся пообширной степи, дикой лошади. Беркут — почитаемая казахами птица — стал героемв казахском народном танце «Беркут». Танцор, раскинув руки, подражаетсвободному парению беркута в лазурных небесах над безграничными степнымипросторами. Есть еще танец «Медведь» и т. д.
Танцы казаховделятся на обычные и маскарадные, на танцы в одиночку, вдвоем или групповыетанцы. Есть веселые, живые, юмористические танцы, имеющие сильный забавныйхарактер. Среди них особо отличаются такие танцы, как «Хромая утка»,«Медведь-ходун», «Хромой медведь»,«Медведь-драчун» и др. Как только на празднике кто-нибудь начинаетплясать, сразу все присутствующие присоединяются к нему, не оставляя его водиночестве.
Школ пообучению танцу (как это было в Индии, Японии, Китае и др. странах Востока) несуществовало. Искусство плясунов передавалось из поколения в поколение. Впатриархально-феодальной обществе каждый род имел своих мастеров — профессионалов. Они были на положении придворных шутов или в числе народных забавников-комиков«ку». Канонических форм народных плясок у казахов не существовало.Импровизация — непременное условие танцевального фольклора. Наиболеехарактерные особенности танца — экспрессивность исполнения, резкость движений,подвижность плеч, «игра» суставов, напряжённость и собранностькорпуса, гибкость, позволяющая танцовщику включать сложные акробатическиеприёмы. Типично также сочетание яркого эмоционального характера танца сразнообразием хореографического рисунка, что особенно проявлялось в танцах-состязаниях(утыс би, сылкыма). Наибольшей спецификой отличались пляски на коне, но это небыла джигитовка. Джигитовать умел каждый казах, плясать же, стоя в седле, —только профессиональные танцовщики, у которых и конь подчинялся ритму. Танецисполнялся под аккомпанемент домбры (или барабана). Энергичный и чёткий ритм бикюйев (танцевальных мелодий) служил основой для упорядочения ритма и темпатанца. Предрассудки тормозили развитие танцевальной культуры. искусствоплясунов не получило такого распространения, как музыкальное творчество. Впериод феодализма плясать на потеху народа считалось «презреннымзанятием», уделом неимущих бедняков. Распад патриархально-родового строя,изменения экономической и социальной жизни народа сопровождались закономернымизживанием старинных обычаев и традиций, древние формы народных плясокдеградировали и к концу 19 в.почти полностью исчезли из народного быта.
В условияхсоциалистического общества, с развитием материальной и духовной культуры,созданием профессионального театра (30-е гг.) началось развитие национальноетанцевальное искусства. Старинные казахские танцы, воспринятыепрофессиональными танцовщиками, обогащенные новыми выразительными средствами исодержанием, со сцены профессионального театра перешли в народные самодеятельныеколлективы. Такие танцы, как айжан кыз, кииз басу, тепенкок, маусымжан, сауншиженгей, бескыз, келинчек, мерген, кокпар и др., стали наиболее популярнымитанцами в народных развлечениях.
В 1939 былсоздан первый ансамбль народного танца при Казахской филармонии (художественныйруководитель — заслуженный деятель искусств Казахской ССР А. Исмаилов).Значительный вклад в развитие народного танцевального искусства внеслаконцертная деятельность народной артистки Казахской ССР Шары Жиенкуловой (руководителяАнсамбля песен и танцев мира), заслуженной артистки Казахской ССР Н. Тапаловой(руководителя Ансамбля песни и танца). В 1955 создан Ансамбль песни и танцаКазахской ССР. В его репертуаре старинные казахские танцы; ансамбль ведёт такжебольшую работу по созданию современного народного танца. В настоящее времяказахские танцы получили новое развитие, но не меняется, свойственный им,веселый, легкий и массовый стиль. Традиционные танцы могут непрерывноразвиваться лишь тогда, когда они не отрываются от народных масс.
Ш. Жиенкуловапишет: «Еще не столь давно и в аулах, и в городах чаще звучали гармони идомбры. Сейчас жизнь стала стремительнее, у неё иные – скоростные – темпы. Ивсе же вдумайтесь в те бесхитростные слова, в те удивительные образы, какиминаполнены народные песни, музыка, танцы. Какие чудные краски таятся в каждойфразе, какая сочность, звучность родного языка!» В новое время стабильностьобщества, развитие экономики способствовали быстрому развитию казахских танцев.Известные танцы нового времени это: «Вышивка цветного ковра»,«Веселая степь», «Богатый Алтай», «Девушкапастушка», «На пути перекочевки» и др. По содержанию в них многонового и совершенного по сравнению со старым, что заставляет людей сразупочувствовать эту новизну. Казахский народ действительно достоин звания большихмастеров песни и пляски.
«Для нас –профессионалов, работающих в области хореографии, — народный танец неистощим»отмечает Ш. Жиенкулова в своей книге «Танцы друзей». Народный танец, по своейсути, глубоко интернационален. Он соединяет наиболее любимые всеми народамивиды искусства – пляску, музыку, игру, прикладное искусство, воплощенное вярких национальных костюмах, дополняющих и подчеркивающих своеобразие его стиляи характера. Доступный и понятный каждому человеку, близкий людям самых разныхубеждений, взглядов, темпераментов, такой танец приносит не только эстетическоенаслаждение, но и способность объединить всех.
1. Особенностии внешний вид костюма
Казахский народный костюм является уникальным проявлениемматериальной культуры прошлого, создававшийся под влиянием условий жизни встепях с их знойным летом, с пронизывающими ветрами, морозами зимой, большимиперепадами дневных температур. В нем нашли отражение эстетические идеалынарода, его образ жизни, социальные эквиваленты. Он отличается ярко выраженнымсвоеобразием, и сыграл определенную роль в сохранении и упрочнении этническогосамосознания народа, наряду с разговорной речью, антропологическимипоказателями служил стойким определителем, по которому отличали своих от чужих.Для него характерна общность форм для всех слоев населения с определеннойвозрастной регламентацией.
Прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды,поскольку в прошлом не обойтись было без коня, приспособлен к защите тела отхолода, жары, знойных ветров, отличается нарядностью благодаря отделке мехом,вышивке, инкрустации, широкому использованию всевозможных украшений. При этомследует учесть, что последние могли возникнуть не только из-за стремления ккрасоте, ибо в степных условиях у людей, вечно кочующих вместе со стадами, совсей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ, времени было не так уж много,чтобы заниматься украшательством. Обогащение одежды золотыми нашивками слюрексом, вышивкой, по всей вероятности, возникло позже, чтобы по ним можнобыло определить положение человека в обществе, его принадлежность копределенной социальной группе степного населения. Оно могло жить в дальнейшемв силу укоренившихся традиций, развиваясь и совершенствуясь в соответствии сэстетическими идеалами и представлениями людей о красоте и гармонии.
Почти все элементы казахского народного костюма однотипны везде,во всех регионах республики, нет особой разницы в покрое, выборе материала,назначении отдельных предметов одежды. Некоторые различия, имеющиеся в головныхуборах, поясах, украшениях, в отдельных специфических фасонах будничной ипраздничной одежды, очевидно, связаны с общим историческим процессом сложенияотдельных групп казахского народа. И объясняются они тем, что в некоторыхрегионах могли несколько дольше сохраниться более архаичные формы традиционнойодежды, тогда как в других они уже были заменены новыми. Распашной характерверхней одежды, запахивание ее на левую сторону, приталенность, наличие шапок,украшаемых перьями, обогащение женского платья оборками делают казахскийнародный костюм своеобразным. В нем отражены те этнические компоненты, изкоторых сложился казахский народ, уровень его производительных сил в прошлом,характер занятий степного населения, суровые климатические условия просторовСары-Арки — казахского мелкосопочника, и, наконец, исторические традиции,элементы заимствованные у соседей.
Например, головные уборы айыркалпак, мурак, саукеле напоминаютостроверхие шапки древних саков — предков казахов. Складываемый из квадратабелой хлопчатобумажной или шелковой ткани женский головной убор жаулык, по всейвероятности, унаследован от древних тюрков, о чем свидетельствует изображенияна каменных изваяниях той эпохи, а белдемше –тип распашной юбки восходит, пожалуй,ко временам гуннов. Манера запахивания на левую сторону, расположение цветнойстрочки и вышивки по краям выреза кимешека для лица, окаймление халатанашивками с люрексом, края подола, ворот и рукавов камзола галунами, якобы для«защиты» от неведомых и воображаемых сил, украшение детских, девичьих шапок, ав ряде случаев странствующих певцов перьями совы, считавшейся священной птицей,как оберега от дурных глаз, болезней, уходят к тюркско-кыпчакскому этническомупласту.
А ношение тона — тулупа, шаровар со вставками-клиньями изокрашенной в естественные цвета овчины, сапог — саптама на высоких каблуках свойлочным чулком байпаком связано с характером занятий казахов в прошлом — подвижным скотоводством, а также с климатическими условиями. В покроях мужскогобешмета с перехватом у талии, женского расклешенного платья кулиш кошек,женского широкого платья жаз кошек — с густыми оборками на кокетке и отложнымворотником нетрудно заметить влияние русской, татарской среднеазиатской одежды,т. е. соседей казахов.
Традиционными материалами для казахского народного костюма всегдаслужили кожа, мех, тонкий войлок, шекпен — самотканое из верблюжьей, реже — бараньей шерсти сукно. Для изготовления одежды широко использовались овчина,козьи, жеребячьи, сайгачьи шкуры, из которых обычно шили нагольные тулупы,безрукавки, шаровары, вышитую тамбуром верхнюю одежду.
Известны в обиходе народов Средней Азии с древнейших временпривозные ткани. Так, из Ирана доставляли узорные хлопчатобумажные и шелковыеткани, ситцевые набивные платки; из Индии — кисею, позднее — английскиенабивные ситцы и сукно, из России — сукна низших сортов, ситцы, коленкор,миткаль, кисею, красную бумазею, драп (на мужские верхние халаты и штаны),однотонный бархат, рубчатый вельвет, парчу.
Для традиционного костюма начала X в. было характерно наличиеодних и тех же элементов в одежде рядового населения и знати. Это рубахи,женские платья, халаты, головные уборы, обувь. Социальные различия выражались вбогатстве тканей и количестве надеваемых одежд и украшений. Праздничная илиобрядовая одежда отличалась от повседневной качеством ткани и отделки, полнотойкомплекса. Нарядность казахскому народному костюму, создававшемуся напротяжении столетий искусством и талантом, помноженным на труд многих умельцев,придавали не только отделка дорогим мехом, вышивка или узорчатое тканье,нашивки с люрексом, но и пояса, украшенные золотыми и серебряными бляхами,подвески из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, прикрепляемых кженскому комплекту одежды.
У казахов был широко распространен обычай дарить халаты. Отсюда-богатство их орнаментации, часто игравшей роль оберега. В одежде социальныеразличия проявлялись в материале, качестве изготовления, отделке. Богатыеказахи, чтобы подчеркнуть свое превосходство, в любую погоду носили сразунесколько чапанов. Снизу — попроще, сверху — дорогие.
Костюм женщины казашки подразделялся по возрастным категориям. Вкомплект девичьего костюма входили однотипные предметы.
Легкое с двумя-тремя оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см, сильно приталенное платье — косетек, одеваемое на нижнюю рубаху — ишкойлек. Юбку платьяобшивали широким воланом, отсюда и его название — косетек платье с двумяподолами, на которые пришивались два-три ряда присобранных оборок — иворотничков. В других образцах платья, особенно на Мангышлаке, вприсырдарьинских степях, вместо оборок делали две три складки.
Камзол — легкая распашная одежда, сшитая по фигуре срасширяющимися книзу полами. В зависимости от того, шилась ли она с рукавамиили без, к ее названию добавлялись соответствующие слова. Например, камзол безрукавов назывался женсиз кемзал, с рукавами — женди кемзал или шолак жен кемзал(с коротким рукавом). Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а с рукавами- бешметом. Известны и другие названия.
Камзолы шили из бархата и других тканей, на одинарной подкладке изткани или шерсти. Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чемженщины среднего или пожилого возраста. Даже бедные женщины имели праздничныекамзолы, украшенные вышивкой, позументом, монетами. Застежками служилиметаллические пряжки.
Старинные камзолы имели туникообразный покрой, без шва на плечах.От проймы в боковые швы вшивали треугольные клинья, сильно расширявшие низизделия. К середине XIX в. этот покрой постепенно сменился на новый, где плечоскашивалось, и в связи с этим, изменилась конструкция полочек и спинки.
Штаны. В прошлом, когда казашки ездили верхом, штаны былинеобходимой частью их одежды. Их шили из овчины, домотканого сукна, плотныххлопчатобумажных тканей. Различали верхние штаны (шалбар) и нижние (далбар).Штаны шили укороченными, немного ниже колен, широкими в шагу и у пояса,зауженными книзу. На талии их укрепляли при помощи шнура, продернутого вширокий подгиб, пришитый к поясу.
Шапан — старинная верхняя одежда женщин — прямой широкий халат сдлинными рукавами. Для теплого времени года его шили легким, а для холодного — с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом. Старинные туникообразныехалаты имели открытый ворот, а более позднее — отложной воротник.
Праздничный шапан шили, как правило, из дорогой ткани, иногда егоукрашали позументом, вышивкой и полосками меха. Нарядные, богато украшенныехалаты сохранялись как обрядовая свадебная одежда.
Свадебный халат являлся обязательной частью приданого невесты иготовился заранее. Его делали из дорогой ткани (плиса, сукна, бархата, атласа,шелка), чаще красного цвета, реже — из черного или полосатого среднеазиатскогошелка. Этот халат имел обычно туникообразный покрой с открытым воротом, безворотника и с длинными рукавами. На юге и востоке его набрасывали невесте наголову, в других местах — на плечи. В Семиречье к началу ХХ в. этот обычай былотменен. Свадебный халат там надевала женщина, которой поручалось пригласитьгостей на свадьбу (той). В нем она ездила по аулу. Купе — теплая женская зимняяодежда, чаще всего на лисьем меху. Особой популярностью пользовался мех излисьих лапок. Использовались также мерлушки, реже — козлиные шкуры. Богатыеженщины шили шубы из меха выдры или других ценных пушных зверей. Для верхабрали яркую дорогую ткань, но применяли и сатин, хлопчатобумажные ткани. Покраям изнутри купе подшивалась полоской ткани, а снаружи часто окаймляласьмехом лисицы или выдры. Иногда для ее украшения применяли полоски бархата илипозумента.
Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, помимопрямого назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения.У замужних женщин они различались в разных родоплеменных группах, но девичьиотличались сравнительной однотипностью на всей территории Казахстана. Девушкиносили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховойопушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик былапринадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась. Кмакушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднеедля украшения использовались позумент, кисти из канители и серебряные монеты. Убогатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитыезолотом. К их верхушке пришивалась широкая лопасть (шлейф) из той же ткани,также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади.
Это старинный головной убор касаба, в котором трансформированы, повсей вероятности, основные элементы его раннего прототипа, древнетюркской(кыпчакской) одноименной шапки, нередко заменял саукеле в комплекте свадебногонаряда, носили ее и после свадьбы. Касаба имела в своей основе круглую, слегкаскошенную вниз на затылке форму. Ее размеры, высота строго нерегламентировались. Делали ее из того же материала, что и камзол, оконтуриваягалунами с серебряным люрексом. Вышивалась золотом, украшалась мелкими круглымиметаллическими пластинками. Лобная часть украшалась подвесками из чеканныхметаллических пластинок, бусин, кораллов, бирюзы, драгоценных и полудрагоценныхкамней и монетообразных кружков. Справа в височной части касабы прикреплялисьтакие же, из пяти-шести бусин, но более длинные подвески, завершаемые зачастуюсеребряными колокольчиками. Нарядность шапке придавали еще и перья. Касабузамужние женщины носили без перьев, накинув наверх нее платок, нередко и поверхплатка. В соответствии со стилем ее украшений для комплекта женского костюмаделали ожерелье, серьги, браслеты, кольца, подвески для кос, пояс филигранный,калоши кожаные. Особое внимание заслуживает головной убор казахской невесты — саукеле, представляющий высокую (около 70 см) конусовидную шапку. Он являлся обязательной частью приданого и готовился задолго до вступления девушки в брачныйвозраст. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некотороевремя после замужества молодая женщина носила его по праздникам. Саукелеопределял социальное положение девушки в обществе. Бедные шили его из сукна,сатина, украшали стеклянными бусами, бисером, позументом; богатые стремилисьсделать его как можно роскошнее.
Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески (жактау),прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже. Онисостояли из нитей кораллов, бирюзы, серебряных, иногда позолоченных пластинок,монет, шелковых кистей и т. д. Число и длина подвесок зависела отимущественного положения родителей девушки.
Головные уборы замужних женщин отличались своеобразием и значительнымразнообразием в зависимости от возраста и родоплеменной принадлежности женщины.
С рождением первого ребенка женщина надевала головной уборзамужней женщины, который уже не снимала до старости. Детали этого уборанесколько менялись в зависимости от возраста и региона. Женский головной уборсостоял из двух частей: нижней — кимешек, надеваемой на голову, и верхней — ввиде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части уборавыполнялись обязательно из белой ткани.
Костюм молодой замужней женщины состоял из такого же комплекта,что и у девушек, за исключением такии и белбеу. Такия заменялась на первыхпорах саукеле, а после окончания свадебных торжеств — жаулыком, головнымубором, складываемым из квадрата белой хлопчатобумажной, ткани, или кимешеком,суламой, кундуком, покрывавшими волосы, спину, плечи женщины. Нередкообходились и белым платком. Камзол замужней женщины застегивался спереди наталии и украшался на месте застежки большой металлической пряжкой — капсырмой.
Пожилые женщины поверх платья свободного покроя также надевалидлинный камзол, в большей части с рукавами, на голову кимешек, дополненныйбелым платком, завязанным в виде тюрбана. В холодное время года они носиликрытые бархатом теплые халаты, а более состоятельные шубу из шкурок пушныхзверьков, бывшую в прошлом своего рода мерилом богатства.
В комплект женского костюма входила также белдемше — распашнаяюбка из бархата или тонкого сукна, которая присобиралась на широком, плотномпоясе из того же материала, застегивалась налево на пуговицы или пряжку.Белдемше вышивалась тамбуром, реже отделывалась дорогим мехом.
Большая часть украшений у казашек были тесно связаны с одеждой иголовными уборами, но часть их играла самостоятельную роль. Виды украшенийзависели от возраста, социального и семейного положения тех, кто их носил.Некоторые из них были характерны для определенных территориальных группнаселения.
Казахи не шили специальную рабочую одежду, у них не было строгойграни в покрое будничного и парадного костюма. Последний отличался от первогоболее свободным кроем, объемом головных уборов, декором. Само собой разумеется,что на его пошив шли бархат, шелк, парча, дорогие меха, тогда как будничнаяодежда изготовлялась из простого материала.
Траурный костюм у женщины-казашки представлял собой обычнуюодежду, с которой удалялись все украшения. При этом убитая горем жена усопшегодолжна была распускать волосы, а дочери и сестры, сняв свои девичьи шапочки,накидывать на плечи черные шали.
/> />
/> />
/> />
/>
Многие предметы казахской национальной одежды украшалисьорнаментом. Это объясняется тем, что до революции у казахского народа не былиразвиты такие виды изобразительного искусства, как живопись, графика искульптура. Мусульманское духовенство считало все, кроме орнаментальногоузоротворчества, запретным и греховным делом. Ислам запрещал изображать людей иживотных, поэтому свои эстетические представления народ мог выразить лишь ворнаментике. Характер орнамента всегда гармонировал с формой одежды илипредметом, на который наносили узор, и соответствовал материалу, из которого онизготовлялся.
казахский народный танец костюм движение
2. Основныепозиции и движения в казахском народном танце
Поскольку казахский танец находится в процессе становления, былобы неправильно канонизировать какие-то положения и движения рук как единственновозможные в казахской хореографии. В настоящем разделе указаны положения идвижения рук, наиболее характерные для казахских танцев на данном этапе ихразвития. Несомненно, что в дальнейшем круг таких движений будет расширяться,видоизменяться и обогащаться.
Для казахской девушки характерны мягкие, плавные движения рук,спокойные переходы из одного положения в другое. Движения рук могутсопровождаться вращением кистей «от себя», а иногда «к себе», причем вращениеделается плавно, волнообразно.
У юношей руки более жесткие, меняют положения более резко. Иногдакисти бывают отогнуты и направлены ладонями «от себя». Вращательные движениякисти мужскому танцу не свойственны.
В ряде казахских танцев движения рук построены на обыгрываниикакого-нибудь предмета, подлинного или воображаемого.
Так, в мужском танце может обыгрываться лук, нагайка, в женском —коса, браслеты, рукава и т. д.
В казахскомнародном танце руки играют исключительно важную роль. Они выполняют, помимотехнической, и пластическую функцию. Руки в казахском танце, особенно женском,не только украшают его, но и раскрывают содержание, подчас «ведут» танец.Поэтому особое внимание уделяется разработке их пластичности и гибкости.
Вказахском танце существуют шесть позиций рук:
Исходная позиция.
Обе руки свободно по бокам опущены вниз. У девушек пальцызакруглены, у юношей пальцы прямые.
/> /> />
1-япозиция 2-я позиция 3-я позиция
1-япозиция.
«Салем» (поклон). Руки с округленными локтями, направленными вперед,поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю. Обе руки подняты вперед,локти закруглены, кисти чуть заметно приподняты, пальцы направлены вперед.
2-япозиция.
«Кус-канаты» (крылья-птиц) Руки поднять в стороны, держа свободно влоктях, кисти направить ладонями вниз, пальцы раскрыты. Обе руки подняты встороны, свободные в локтях, кисти направлены ладонями вниз, пальцами встороны. У девушек пальцы закруглены, у юношей прямые.
3-я позиция.
«Кос-муйiз» (рога). Руки сокругленными локтями поднять вверх, у девушек: ладони – вверх, пальцами одна кдругой. У юношей кисти зажаты в кулак и направлены со стороны ладоней вперед;исполнитель как бы держит нагайку, лук, винтовку и т.д.
4-япозиция.
«Саулеке» (головной убор девушки).Одну руку перевести в 3-ю позицию, другую руку, согнуть в локте, держать передкорпусом. Кисть направить тыльной частью к себе, ладони — вверх от себя.
5-япозиция.
«Саныр-муйiз» Одну руку отвести всторону, другую поднять во 2-ю позицию ладонью к себе, ладонь протянутой рукипротянута вниз.
6-япозиция.
«Белбеу» (кушак). Движениедля мужчин — округленные в локтях руки находятся на талии, пальцы захватываютбелбеу (кушак).
Либо: леваярука лежит сбоку на талии, обхватив пальцами кушак. Правая рука может быть во2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держитнагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.
6-япозиция (второй вид).
«Камшы» (плеть). руку поднять в1-ю позицию, т.е. вперед, другую – в 3-ю позицию, т.е. поднять вверх, пальцысжаты в кулак.
Положениярук.
/> /> />
1-еположение 2-е положение 3-я положение
1-еположение (женское и мужское).
Одна рукаподнята вверх в 3-ю позицию и чуть отведена в сторону, другая поднята в сторонуво 2-ю позицию.
У девушеклокти закруглены, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», пальцызакруглены.
Когдаподнимается во 2-ю позицию левая рука, корпус слегка поворачивается левымплечом вперед.
У юношейлокти прямые, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», соединеннымипальцами вверх.
2-еположение (женское).
Обе рукинаправлены в одну сторону. Правая рука поднята во 2-ю позицию, локоть присогнут,кисть направлена ладонь вниз, закругленными пальцами в сторону. Левая рука,согнута в локте, находится перед грудью исполнительницы, от корпуса отведена,рука от локтя до кисти параллельна полу, кисть прямая, ладонь в низ,закругленными пальцами вправо. Корпус слегка отклонен от рук. Голова повернутав сторону вытянутых рук: исполнительница как бы смотрит на кисть руки. Рукимогут меняться направлениями.
3-еположение
Правая руканаходится в 3-уй позиции, локоть закруглен и направлен в право, кисть отогнута,направлена ладонью вверх, закругленными пальцами влево. Левая рука, согнута влокте, находится перед грудью исполнительницы, от корпуса отведена, рука отлоктя до кисти параллельна полу, кисть направлена тыльной стороной «к себе»,ладонью «от себя», пальцы закруглены. Корпус слегка наклонен на левый бок инаправлен левым плечом вперед. Голова повернута к левому плечу. Руки могутменяться направлениями.
/> />
4-еположение 5-е положение
4-еположение (мужское).
Левая рукалежит сбоку на талии, обхватив пальцами кушак. Правая рука может быть в исходнойпозиции, во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как быдержит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечомвперед.
5-еположение (мужское).
Правая рукаможет быть во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как быдержит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечомвперед.
Движения рук
Движение №1 (женское). Перемена направлений рук в положении №1.
Руки находятся в положении № 1: правая рука поднята вверх, левая — в сторону, кисти слегка приподняты, направлены закругленными пальцами вверх,ладонями «от себя».
Руки меняются направлениями, т. е. левая рука из 2-й позицииподнимается в 3-ю, правая из 3-й позиции переводится во 2-ю. Переменанаправлений производится медленно: плавно, причем руки одновременно с переходомиз позиции в позицию выполняют одно вращательное движение кистями «от себя» водин поворот.
Исполнительница переводит кисти ладонями «к себе», опускает кистипальцами «к себе», затем пальцами вниз, разворачивает кисти пальцами «от себя»и при; поднимает кисти, возвращая их в исходное положение. Корпус остаетсяпрямым, голов, вместе с переменой направления рук переводится к руке,поднимаемой вверх.
Движение № 2. Перевод рук из исходной позиции в положение № 3.
Руки в исходной позиции. Руки поднимаются веред в 1-ю позицию,кисти направлены ладонями вверх. Затем руки переводятся вправо, в положение №3, т. е. правая рука поднимается в 3-ю позицию, левая, сгибаясь в локте,приближается к корпусу на уровне груди, одновременно кисти обеих рук выполняютмягкое вращательное движение «от себя» в один поворот. Корпус слегканаклоняется на левый бок, выдвигая левое плечо вперед. Голова переводится клевому плечу.
С началом следующего то такта это же движение повторяется спеременой направлений: руки опускаются в исходную позицию, затем поднимаются в1-ю позицию и переводятся в положение № 3 влево.
Движение № 3. Раскрывание рук вперед, направляя ладони то вверх, товниз.
Руки в 1-й позиции ладони направлены вниз.
Обе руки, сгибаясь ч локтях, приближаются спереди ккорпусу, локти отводятся в стороны. Затем кисти выполняют вращательное движение«к себе» в один поворот, т. е. опускаются пальцами вниз переводятся пальцами «ксебе», раскрываются пальцами вперед, ладонями вверх, одновременно руки,разгибаясь в локтях, протягиваются вперед.
На следующий так обе руки, сгибаясь в локтях и направляя их встороны, приближаются спереди к корпусу, ладони направлены вверх. Затем кистивыполняют вращательное движение «от себя» т. е. приближаются пальцами «к себе»,опускаются пальцами вниз, поворачиваются пальцами вперед, ладонями вниз;одновременно руки, разгибаясь в локтях, протягиваются вперед.
/>
Движение№3
Движение № 4. Круговое движение рукой перед лицом.
Музыкальный размер: 2/4.
Руки находятся во 2-й позиции. Из-за такт и правая рукаподнимается в 3-ю позицию, кисть приподнята, направлена ладонью «от себя»,закругленными пальцами вверх, локоть закруглен и направлен вправо.
«Раз» — правая рука опускается, проводя кисть тыльной стороной состороны левой щеки, локоть сгибается и опускается вниз, кисть приподнята инаправлена пальцами верх, ладонью влево. Левая рука остается во 2-й позиции.
«И» — Правая рука проводится в 1-ю позицию, одновременно выполняямягкое вращательное движение кистью «от себя».
/>/>
Правая рука проводится из 1-й позиции во 2-ю, кисть направленаладонью «от себя». Левая рука в том же положении. Правая рука остается во 2-йпозиции. Левая поднимается вверх, начиная то же движение.
Движение № 5. Вращение рук, скрещенных в запястьях.
Обе руки подняты вперед и скрещены в запястьях, правая кисть,находится над левой, ладони направлены вниз.
На «затакт» руки поднимаются от локтя, направляя соединенные кистипальцами вверх, скользя в запястьях и не разъединяясь, кисти поворачиваютсяладонями «к себе», затем одна к другой опускаются пальцами «к себе» и вниз,согнутыeлокти поднимаются в стороны. На счет «раз» руки, проскальзывая в запястьях иразгибаясь в локтях, вытягиваются вперед, кисти возвращаются в исходноеположение. Движение может повторяться несколько раз подряд.
/>
Движение № 6.Перемена направлений рук в положении № 2.
Руки находятся в положении Х№ 2: правая рука поднята вправо,левая, согнутая в локте, сходится перед грудью исполнительницы, кисти прямые,направлены пальцами вправо, ладонями вниз. Голова повернута вправо.
На счет «раз» руки, сгибаясь в локтях, приближаются к корпусу, приэтом кисть: начинают плавное, чуть заметное вращательное движение «от себя».
На счет «два» руки, меняясь направлениями, мягко и плавнопереводятся влево, в то же положение. Кисти, закончили вращение, направленыпальцами влево, ладонями вниз. Голова вместе с руками переводится влево, взглядсопровождает движение рук.
Движение № 7 (женское). Исполнительница поправляет браслеты.
Девушка поднимает одну руку вперед 1-ю позицию, на уровне груди иладонью другой руки проводит сверху по запястью вытянутой руки, как быпоправляя браслет, кисти направлены ладонями вниз. Корпус слегка наклоненвперед и в сторону вытянутой руки. Голова чуть наклонена: исполнительницалюбуется браслетом.
Движение повторяется с переменой направлений рук.
/>/>/>Движение № 7 Движение № 8
Движение № 8 (женское). «Игра с косами».
Исполнительница, слегка повернувшись правым плечом вперед инаклонив голову к правому плечу, проводит обеими руками по правой косе сверхувниз: кисть правой рукипроводится ладонью поверх косы, кисть левой рукинаходится под косой, касаясь ее тыльной стороной. Руки, как бы пpиглаживая косу,опускаются вниз примерно до уровня талии. Затем кисть левой руки забрасываетниз косы на тыльную часть кисти правой руки, при этом кисть левой рукиповорачивается тыльной стороной «к себе», ладонью «от себя». Забросив, косу накисть правой, левая рука опускается вниз между кистью правой руки и корпусом,
После этогообе руки переводятся влево и движение повторяется с другой косой.
3.Ходы и движения на месте
Движение №1.
На счет «раз» — шаг вправо правой ногой с каблука;
«два» — опустить правую ногу на пол на носок;
«три» — шаг левой ногой к правой, коснувшись носком правогокаблука, пятку приподнять;
«четыре» — поставить левую ногу на каблук.
Переменныйход
Исполнитель делает ша; вперед с каблука на всю ступню, подставляетдругую ногу на полупальцы и делает третий шаг вперед на всю ступню.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 3/4.
«Раз» — Шаг правой ногой вперед с каблука на всю ступню, коленосвободно.
«И» — Левая нога подставляется на полупальцы около середины стопыправой ноги; колено чуть присогнуто и направлено вперед.
«Два» — Небольшой шаг правой ногой вперед на всю ступню, коленосвободно.
«И» — Пауза.
Движение продолжается с левой ноги. Девушки выполняют ход мягко,плавно, без рывков и остановок, юноши более резко и стремительно. Этим ходомисполнители могут продвигаться по прямой, по кругу, вращаться на месте вправо ивлево, а так же могут двигаться, назад делая все три шага переменного хода наполупальцах.
/>
Переменный ход может комбинироваться с простыми шагами. Например,на 1-й такт исполнитель делает два небольших шага вперед на всю ступню (на счет- и «два»), на 2-й такт — три шага переменного хода.
Движение № 2.
На счет «раз» — шаг правой ногой на полную ступню вправо;
«два» — приставить левую ногу к правой в 6-ю позицию;
«три» — шаг левой ногой влево с ударом об пол;
«четыре» — поставить правую ногу с ударом в 6-ю позицию.
Боковой ход с одной ноги.
Исполнитель делает слегка выворотный боковой шаг с каблука на всю ступню,затем подставляет другую ногу сзади на полупальцы.
Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.
Музыкальный размер: 2/4
«Раз» — Боковой слегка выворотный шаг правой ногой вправо скаблука на всю ступню, колено свободно.
«и» — Левая нога подставляется на полупальцы сзади пятки правойноги, колено присогнуто.
«Два» — Повторение движения на счет «раз».
«И» — Повторение движения на счет «раз-и».
Боковым ходом можно, не меняя ноги, двигаться и в другую сторону,т.е. в лево. В этом случае исполнитель делает первый шаг правой ногой сперединакрест левой, левая нога по-прежнему подставляется к правой сзади наполупальцы.
Боковым ходом исполнитель может продвигаться по прямой, из стороныв в сторону вращаться на месте и т. д. Выполняется ход без пониманий иоседаний. Корпус прямой, или слегка наклонен на правый бок при движении вправо,на левый бок при движении в лево.
Движение № 3.
На счет «раз» — шаг правой ногой с каблука вправо, подняв носок «два»— опустить ногу на полную ступню;
«три» — шаг правой ногой носком к левой, каблук поднять вверх; «четыре»— левую ногу поставить рядом с правой в 6-ю позицию, опустить каблук правой напол в 6-ю позицию.
Комбинированный боковой ход.
Исполнитель делает боковой шаг одной ногой и ставит другую ногувперед на каблук перед носком опорной ноги, затем боковым ходом идет в противоположнуюсторону и делает поворот на месте.
Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.
Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает четыре такта.
1-й такт
«раз» — Слегка выворотный боковой шаг правой ногой вправо
«два» — Левая нога ставится вперед на каблук перед носком правойноги, колено свободно, носок поднят вверх. Корпус слегка повернут левым плечомвперед, голова повернута к левому плечу, «и» — Пауза.
2-й такт Боковой ход № 2 с левой ноги с продвижением влево. 3-й—4-йтакты Боковым ходом № 2 исполнитель делает полный поворот на месте влево.
Все движение с 1-го такта повторяется с другой ноги с продвижениеми поворотом в правую сторону.
Движение № 4.
На счет «раз» — шаг правой ногой вперед, одновременно поднятьлевый каблук, корпус откинуть назад;
«два» — правую ногу отвести назад и поставить ее на носок,одновременно левый каблук опустить на пол. Корпус наклоняется вперед;
«три» — снова правой ногой шаг вперед, подняв левый каблук:
«четыре» — правую ногу приставить к левой ноге в 6-ю позицию.
Переплетающийся ход вперед.
Исполнитель делает одной ногой шаг вперед, накрест другой ноги,затем дважды переступает на месте. Весь ход выполняется на полупальцах.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер 2/4.
«раз» — Шаг правой ногой на полупальцы вперед, накрест левой ноги,колено свободно,
«и» — Исполнители переступает левой ногой на полупальцах на местепозади правой ноги, колено свободно.
«два» — исполнитель переступает правой ногой на полупальцах наместе впереди и накрест левой ноги, «и» — Пауза.
Движение продолжаются с другой ноги.
Переплетающийся ход № 4 иногда сочетается с движением рук № 8(«игра с косами»).
/>
/> «раз» «раз» «два»
Движение№4 Движение №5
Движение № 5.
На счет «раз» — шаг правой ногой вправо носком внутрь, каблукподнять;
«три» — сдвинуть носок правой ноги к левой, соединив их.
Переступания на месте.
Работающая нога то выносится вперед на пятку, то отставляетсяназад на полупальцы Опорная нога, находясь на одном месте, то отделяет пятку отпола, то опускает её на пол.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер:2/4.
«раз» — Правая нога выносится в перед и ставится на пятку нарасстояние стопы перед левой ногой. Пятка левой ноги отделяется от пола, коленочуть сгибается.
«и» — Пятка левой ноги опускается на пол, колено чуть сгибается.
«два» — Правая нога отводится назад, и ставится на полупальцы нанебольшом расстоянии от пятки левой ноги. Пятка левой ноги отделяется то пола.
«и» — Пятка левой ноги опускается на пол.
Движение исполняется с одной ноги – правой или левой, на месте,или в повороте, спокойно и ровно.
Движение № 6 (мужское). Шаги с подскоками.
Исполнитель делает шаг вперед, поднимая другую ногу, согнутую вколене, невысоко в перед, затем подскакивает на опорной ноге. Исполняется этодвижение в сочетании с простыми шагами.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер 2/4.
1й такт
«раз» — Шаг правой ногой в перед на всю ступню. Левая нога,согнутая в колене, поднимается невысоко вперед, колено направленно в перед,подъем свободен.
«и» — Исполнитель делает маленький подскок на правой ноге спродвижением вперед, опускаясь на всю ступню и слегка приседая. Левая нога втом же положении.
«два» — Шаг правой ногой вперед, как на счет «раз».
«и» — Маленький подскок на левой ноге, как на счет «раз-и».
2й такт
«раз» — Шаг правой ногой вперед на всю ступню.
«и» — Шаг левой ногой вперед на всю ступню.
«два» — Шаг правой ногой, как на счет «раз» 2го такта.
«и» — Шаг левой ногой, как на счет «раз-и» 2го такта.
Движение выполняется легко и свободно.
4. Мотивы казахского орнамента
«Тумарша» (треугольник)
На счет «раз» — руки раскрыть в стороны на уровне плеч, ладониобращены вниз;
«два» кисти рук повернуть ладонями снизу-вверх, пальцы раскрыты;
«три» руки поднять вверх над головой, соприкасаясь запястьями стыльной стороны, пальцы раскрыты;
«четыре» соединить ладони левой и правой руки, пальцы вверх.
«Шанырак,» (крыша юрты)
На счет «раз» — руки раскрыть в стороны, ладони вверх;
«два» — руки притянуть к себе, присогнув локти (на уровне плеч);«три» — руки поднять с открытыми ладонями вверх;
«четыре» — соединить средние пальцы рук над головой, одновременноладони повернуть вниз, пальцы сомкнуты.
Кос оркеш (два горба)
На счет «раз» — руки поднимаются с мелкой вибрацией кистей по
2-й позиции;
«два» — руки тем же движением переходят в 3-ю позицию;
«три» — правую руку положить на правое плечо;
«четыре» — левую руку положить на левое плечо, локти направлены
и стороны.
Ши орау (плетение)
На счет «раз» — руки поднять вверх со скрещенными запястьями,ладони соприкасаются, пальцы направлены вверх;
«два» — руки опустить вперед скрещенными запястьями; ладониприжаты друг к другу, правая рука положена на левую; пальцы прямые, направленывперед, локти вытянуты;
«три» — руки прижатыми ладонями притягиваются к корпусу, локтиразведены в стороны. Ладони раскрываются от корпуса вперед, ладони — вверх;
«четыре» — ладони со скрещенными запястьями повернуть от
себя — вперед.
Буркiт тырнак (когти орла)
На счет «раз» — руки раскрыть в стороны, пальцы раскрыты, ладонивниз;
«два» — сделать одно круговое вращение запястьями рук от себя;«три» — поднимая руки вверх, сделать три раза вращение кистями; «четыре» —сделать взмах руками (крыльями).
Ожау (поварешка)
На счет «раз» — руки раскрыть в стороны;
«два» — правую руку поднять вверх, ладонь вниз;
«три» — левую руку провести перед грудью к правой руке; ладоньприложить к локтю правой руки; поворот головы вправо-вверх; «четыре» —повернуть кисть правой руки ладонью вверх.
5. Расклад движений на музыку
«Сэлем» (поклон)
Исходное положение ног— 1-я позиция, руки опущены вниз.
На счет «раз» — шаг правой ногой вправо, мягко разводя руки
и стороны;
«два» — приседая, приставить левую ногу к правой;
«три» — руки положить на колено правой полусогнутой ноги. Праваярука на левой, ладони обращены вниз;
«четыре» — голову опустить вниз — поклон.
«Ормек» (ткацкий станок)
Исходное положение — опуститься на левое колено и сесть на пятку.Руки в 1-й позиции, пальцы прижаты друг к другу во время выполнения всегодвижения. На счет «раз» плотно соединить пальцы рук, повернув ладони к себе,правую руку отвести вправо;
«два» — резко пронести ладош, правой руки перед собой к левойруке;
«три» отнести левую руку влево, подняв локоть вверх, ладонь ксебе;
«четыре» пронести левую руку перед собой к правой руке;
«пить» повернуть ладони вниз и соединить кисти рук большимипальцами (пальцы прижаты друг к другу);
«шесть» провести кисти рук вперед, «волны» пальцами;
«семь» сделать «волны» пальцами к себе и от себя;
«восемь» — положить ладони на грудь.
Айна (зеркало)
Насчет «раз» — руки раскрыть в стороны ладонями вверх;
«два» — согнув локти, соединить кисти рук перед лицом (закрытьлицо), ладони обращены вперед к зрителю. Локти подняты на уровень плеч;
«три» — голову повернуть направо (видны глазки), посмотреть назрителей. Руки неподвижны. Кокетливо улыбнуться;
«четыре» — голову повернуть влево, посмотреть на зрителей. Рукинеподвижны. Кокетливо улыбнуться.
Такия (тюбетейка)
На счет «раз» — правую руку согнуть перед грудью, пальцы раскрыты,средний палец прижат к большому пальцу (ладонь обращена вверх);
«два» — левую руку согнуть перед грудью, пальцы раскрыть; среднийпалец прижать к большому пальцу и опустить на правую руку, ладонь левой руки —вниз):
«три» — правую руку поднять, положить средний и большойсоединенные пальцы на макушку головы;
«четыре» — подняв левую руку, соединенные пальцы положить натыльную сторону правой руки.
6. Пример композиции казахского танца
Этот лирический танец исполняют четыре девушки. Музыкой к немуслужит казахская песня «Камажай». Несложные движения ног в сочетании с мягкими,пластичными движениями рук, наклонами и перегибами корпуса помогают созданиюяркого национального образа. Танец состоит из двух частей: в первой частидевушки любуются своими браслетами и украшениями; во второй — в руках у девушекнеожиданно появляются легкие цветные платки, которыми они то закрывают, тооткрывают лицо.
Музыкальный размер 2/ 4.
Реквизит: четыре платка из легкого шелка.
Перед началом танца девушки становятся по углам: у точки 2, 4, 6,8 лицом к центру зала.
Часть I. Выход
А (7 тактов)
Такты 1 —4: танцующие прослушивают музыкальное вступление. Такты5—7: все «простыми шагами» (шаг на 1/ 4 такта) выходят навстречу друг другу(схема 1) и делают небольшой поклон.
Описание композиции (см. схему 9)
Первая фигура (28 тактов)
А (14 тактов)
Такты 1—4: «переменным ходом» (движение 1) продвигаются по кругу(схема 2). Руками исполняют следующие движения:
на 1-й такт переводят руки вправо—вниз, вращая кистями «к себе»;на 2-й такт — такое же движение с переводом рук влево—вниз;
на 3-й такт — переводят руки вправо—вверх;
на 4-й — влево-вверх. Голову поворачивают в сторону движения рук,как бы любуясь браслетами (рис 1, а, б).
Такты 5—7: тем же ходом кружась вокруг себя, двигаются по ходучасовой стрелки (схема 3). Обе руки поднимают влево—вверх и слегка сгибают влоктях. Голову поворачивают вправо (рис 2).
Такты 8—11: исполняют то же, что на 1—4-й такты.
Такты 12—14: «переменным ходом» (движение 1) обходят попарно другдруга, встречаясь правым плечом (схема 4).
Б (14 тактов)
Такты 1—4: девушки исполняют «боковые шаги с выпадом на ногу»(движение 7), продолжая любоваться браслетами на руках. На последнюю четверть4-го такта опускают руки вниз (схема 5).
Такты 5—7: исполняют «припадание» (движение 3), делая поворот наместе вправо. Руки постепенно поднимают в стороны — вверх до 3-й позиции,вращая кистями «к себе».
Такты 8—11: повторяют движения 1—4-го тактов.
Такты 12—14: «переменным ходом» (движение 1) попарно обходят другдруга, встречаясь левым плечом.
Вторая фигура (28 тактов)
А (14 тактов)
Такты 1—6: повернувшись лицом к центру круга, девушки исполняют«приставной ход» (движение 2):
на 1— 2-й такты продвигаются с правой ноги вправо, оставаясь лицомк центру круга (рис 3). На последнюю четверть 2-го такта делают полповоротавправо (т.е. становятся спиной к центру круга);
на 3—4-й такты продвигаются с левой ноги влево, делая полповоротавлево;
на 5— 6-й такты то же, что на 1—2-й такты. На один такт —поднимают руки через стороны в 3-ю позицию, вращая кистями «к себе», на одинтакт — опускают руки вниз, проводя ими по косе справа, как бы заплетая ее. Движениерук повторить, «заплетая» косу с левой стороны и т.д. (схема 6; рис. 4).
Такт 7: исполняют полповорота влево, делая шаг на полупальцы левойноги и подставляя к ней на полупальцы правую ногу.
Такты 8—14: повторить движения 1 — 7-го тактов, начиная с правойноги вправо (первый раз спиной к центру круга).
Б (14 тактов)
Такты 1—4: танцующие исполняют «наклоны и перегибы корпуса»(движение 6, рис 5).
Такты 5—7: «припаданием» (движение 3) делают полный поворот наместе вправо. Обе руки переводят влево-вверх, сгибая в локтях и повернувладонями вниз. Голову поворачивают в сторону движения. Такты 8—11: повторяютдвижения 1—4-го тактов.
Такты 12—14: «простыми шагами» (шаг на 1 /8 такта) продвигаются подвум кругам (схема 7). Каждая девушка незаметно вынимает из рукава легкийплаток, берет кончиками пальцев за верхние уголки и приподнимает перед собой.Обе руки согнуты в локтях.
Часть II. Третья фигура (28 тактов)
А (14 тактов)
Такты 1—4: «переступаниями накрест» (движение 4) две девушкипродвигаются с правой ноги влево, другие две — с левой ноги вправо (cхема 8).
Такты 5—7: «переменным ходом» (движение 1) попарно обходят другдруга (схема 9), отводя руки с платком влево.
Такты 8—11: «переступаниями накрест» (движение 4), начиная сдругой ноги, возвращаются обратно.
Такты 12—14: «простыми шагами» (шаг на 1/ 8 такта) меняютсяместами (схема 10) и поворачиваются лицом к точке 1.
Б (14 тактов)
Такты 1—2: все исполняют «переступания накрест с остановкой»(движение 5). Руки перед собой (схема 11).
Такты 3—4: «припаданием» (движение 3) делают поворот на местевправо. Руки отводят влево (рис 6).
/>/>/>/>
Рис 1.
/>
/>
Рис 2.Рис 3. Рис4.
/>Рис5. Рис 6.
/>
/>
Рис 7.Рис 8.
Такты 5—6: повторяют движения 1 – 20го тактов с лево ноги.
Т а к т 7: полный попорот на полупальцах обеих ног вправо сподставлением левой ноги в 3-ю отрытую позицию вперед.
Т а к т ы 8—11: «переменным ходом» (движение 1) медленнопродвигаются вперед, соединив руки мизинцами друг с другом. На два тактаподнимают платки вверх, закрывая лица, на два такта опускают вниз (схема 12;рис. 7).
Такты 12—14: «припаданием» (движение 3) исполняют поворот на местевправо.
Четвертая фигура (28 тактов)
А (14 тактов)
Такты 1—7: две девушки поворачиваются на полповорота вправо, и всетанцующие «переменным ходом» (движение 1) шеренгой вращаются против часовойстрелки (схема 13). Руки соединены мизинцами друг с другом. Такты 8—11: дведевушки поворачиваются на пол поворота влево. Все «переменным ходом» идутвперед (в сторону точки 1), приподнимая и опуская платки.
Такты 12—13: «припаданием» (движение 3) исполняют поворот на местевправо (схема 914). Такт 14:
раз-и-— делают шаг правой ногой вперед, сгибая ноги в коленях и чутьопуская платки вниз;
два-и — вытягивают ноги вколенях (тяжесть корпуса на правой ноге) и приподнимают платки вперед,выпрямляя руки в локтях (рис 8).
Описание движений
Движение 1 (переменный ход)
Исходное положение: встать в 1-ю прямую позицию. Руки свободноопустить вниз.
Такт 1:
раз — шаг правой ногой с пятки на всю ступню вперед;
и — подставить левую ногу на полупальцы к середине ступни опорнойноги. Обе ноги чуть согнуть в коленях; два — шаг на всю ступню правойногой вперед; и — пауза.
Такт 2: исполнить с левой ноги. Примечание. «Переменный ход» можно
исполнять с продвижением вперед или назад, а также в сочетании спростыми шагами (шаг на 1/4 или на 1/ 8 такта).
Движение 2 (приставной ход)
Исходное положение: см. движение 1.
Затакт:
и — сделать небольшой шаг вправо (во II прямую позицию),поднимаясь на полупальцы обеих ног. Такт 1:
раз — опуститься на ступни, подставляя левую ногу к правой в I прямую позицию;
и-два — движение повторить; и — то же, что на «затакт».Примечание. «Приставной шаг» можно исполнять апродвижением вправо или влево, атакже с полуповоротом.
Движение 3 (припадание)
Исходное положение: встать в 3-ю открытую позицию, правая ногавпереди. Руки свободно опустить вниз.
3 а т а к т:
и — приподнять правую ногу невысоко вправо.
Такт 1:
раз и — сделать небольшой шаг правой ногой ( полупальцев на всю ступнювправо, сгибая обе ноги в коленях и подводя ступней левую ногу к щиколоткеправой сзади. Подъем вытянуть. Положение коленей выворотное;
два-и — встать на полупальцы левой ноги, приподнимая прямую правую ногуневысоко вправо. Колено опорной ноги вытянуть.
Примечание. «Припадание» можно исполнять с продвижением вправо или влево,а с шагом накрест — с правой hoги влево, а с левой ноги вправо).
Движение 4 (переступания накрест)
Исходное положение: см. движение 3.
Такт 1:
раз-и — шагнуть правой ногой вперед—влево, сгибая обе ноги в коленях;
два-и — шагнуть левой ногой влево, поднимаясь на полупальцы обеих ног.Такт 2:
раз-и— шагнуть правой ногой назад— влево, сгибая ноги в коленях; два-и— шагнуть левой ногой влево, поднимаясь на полупальцы обеих ног.
Примечание. «Переступания накрест» исполнять мягко, без рывков, спродвижением с правой ноги влево или с левой ноги вправо.
Движение 5 (переступания накрест с остановкой)
Исходное положение: см. движение 3.
Затакт:
и — приподнять правую ногу невысоко вправо.
Такт 1:
раз — сделать шаг на правую ногу вперед—влево, с г ибая обе ноги вколенях; и — шагнуть левой ногой влево, вытягивая ноги в коленях. Согнутьправую ногу, подвод» ступней к щиколотке опорной сзади. Чуть согнуть в коленеопорную ногу;
два — встать на правую ногу, приподнимая левую нперед—вправо ивытягивая в коленях обе ноги; и — пауза.
Такт 2: движение исполнить с левой ноги.
Движение 6 (наклоны и перегибы корпуса)
Исходное положение: см. движение 3.
Затакт:
и — приподнять прямую правую ногу невысоко вперед, вставая наполупальцы опорной ноги и раскрывая руки в стороны ладонями вниз.
Такт 1:
раз-и — сделать шаг на правую ногу вперед, сгибая ее в колене (выпад).Положение ног выворотное. Тяжесть корпуса на правой ноге. Колено левой ногивытянуть;
два-и — наклонить корпус вперед, опуская руки вниз (рис. 70, а).
Такт 2: выпрямить корпус, исполняя поочередные волнообразныедвижения руками — перед собой и вверх. Такт 3: прогнуться назад, раскрывая рукив стороны ладонями вверх. Голову повернуть влево (рис. 70, б). Такт 4:
раз-и-два — вернуть корпус в исходное положение;
и — то же, что на «затакт».
Движение 7 (боковые шаги с выпадом на ногу)
Исходное положение: см. движение 3. Такт 1:
раз— шаг правой ногой вправо. Поднять обе руки вправо—вверх;
и — шаг левой ногой вперед—вправо. Провести обе руки по кругу противчасовой стрелки и опустить вниз;
два — шаг правой ногой вправо, сгибая ее в колене (выпад). Поднятьруки вправо—вверх ладонями вниз. Голову повернуть вправо, взгляд на кисти рук;
и — пауза.
Такт 2: исполнить поочередные волнообразные движения руками. Такты3—4: повторить движения 1— 2-го тактов с другой ноги.
7. Схема Композиции казахского танца
/>/>/>
1 2
/>
3 7
/>
4 8
/>
5 9
/>
6 10
/>/>
11 13
/>
/>
12 14
Списоклитературы:
1. Жиенкулова«Танцы друзей»; Алма-Ата, Мектеп-98г.
2. Ткаченко«Народный танец».
3. Гусев«Методика преподавания народного танца. Этюды».