Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


История Оренбургского края. Наш край до начала русской колонизации

Оглавление
Введение
Города эпохи бронзы
Кочевники раннегожелезного века. Распад родовой общины
Племенные союзы игосударственные образования степных кочевников в IV XIII вв
Русские на Яике
Библиографический список

Введение
ИсторияОренбуржья богата событиями и насчитывает почти триста лет. Оренбургскаяобласть неотъемлемая часть России. История Оренбургской области — часть историинашей великой страны. Оренбургский край — это, прежде всего населяющие еголюди. Исторически Россия складывалась как многонациональное государство, где боко бок жили народы различавшиеся языками, традициями и верованиями. Не всегдасогласие давалось легко и чтобы не повторять ошибок в будущем нужно хорошознать своё прошлое.
МногиеОренбуржцы внесли заметный вклад в историю нашей Родины. Современные Оренбуржцызнают и гордятся своими земляками помня их подвиги.
Оренбургскийкрай воспет в книгах многих писателей и поэтов. Да и сама Оренбургская землядала не мало талантливых литераторов.

Городаэпохи бронзы
Охотникиза мамонтами. Самые ранние следы обитания человека в нашем крае относятся кледниковой эпохе, древнекаменному веку. Это было 30–15 тысяч лет назад.Холодные степи с островками хвойных и лиственных лесов были свободны отледника. В степях обитали огромные мамонты, сибирские шерстистые носороги,первобытные быки, дикие лошади, северные олени, медведи, волки и другиеживотные. Их кости часто находят в обрывистых берегах рек, особенно послевесенних разливов, при различных земляных работах.
Первыелюди пришли в наш край из более южных широт, вероятно, из пределов ЮжногоКазахстана и Средней Азии, постоянно продвигаясь к северу в поисках новыхохотничьих угодий. Это были люди современного физического типа. Они жилиматриархальными общинами, в которых главой рода считалась женщина. Их главнымхозяйственным занятием являлась охота на мамонтов, носорогов, северных оленей идругих крупных животных. Охотники были вооружены копьями с каменныминаконечниками, костяными гарпунами, кремневыми ножами, костяными и каменнымикинжалами, деревянными палицами. Люди уже умели добывать огонь, одевались в звериныешкуры, жили в землянках, пещерах.
Древнейшиеорудия труда палеолитического облика, найденные в Оренбургской области. Внизу —каменное орудие в виде ножа (найдено в верховьях реки Сухой Губерли близ селаНовониколаевки), вверху — обломок костяного гарпуна (найден на правом берегуреки Ток ниже села Нижне Яиково). Хранятся в областном краеведческом музее.                 
Каменныеорудия (топоры, топоры-тесла, молоток, наконечники стрел). Найдены натерритории Оренбургской области. Хранятся в областном краеведческом музее.
Следыстоянок древних охотников обнаружены в районе нынешнего с. Идельбаево (около г.Медногорска) и в ряде других мест Южного Урала. Особенно интересный памятниктого времени — знаменитая Капова пещера на р. Белой в Башкирии. На стенахсохранились изображения животных ледникового времени, выполненные краскахруками древних художников.
Прошлитысячи лет. Потеплел климат. Исчезли мамонты и шерстистые носороги. Ушли вдалекую тундру северные олени. Образовался близкий к современному растительныйи животный мир степи. Люди научились шлифовать, сверлить и пилить камень,усовершенствовали каменный топор, изобрели лук и стрелы. В общинах сталиизготовлять глиняную посуду, делать лодки-долбленки, строить плоты, из дикихволокнистых трав прясть нитки, вязать сети, ткать грубый материал для одежды.Появилось первое домашнее животное — собака, ставая верным другом и помощникомчеловека. Наступил новый этап в жизни человеческого общества — новокаменныйвек.
В4–3 тысячелетиях до нашей эры матриархальные родовые общины жили вюжно-уральских степях вдоль рек и озер. Главным занятием их были рыбная ловля иохота. Следы их стоянок обнаружены по берегам р. Джарлы (Адамовский район), натерритории совхоза имени XIX партсъезда (Светлинский район), на р. Киембай(Домбаровский район), около устья р. Ток (Бузулукский район) и в других местах.
Древниескотоводы, земледельцы и металлурги. Во второй половине 3 тысячелетия до нашейэры древние рыболовы и охотники южноуральских степей перешли к скотоводству,примитивному земледелию, добыче медной руды и изготовлению первых металлическихорудий, сначала медных, а затем и бронзовых. Изменилось общественноеустройство: главой рода стал мужчина. Во 2 тысячелетии до нашей эры бронзовыеорудия труда, наряду с каменными, широко вошли в обиход населения нашего края.Наступил бронзовый век.
Древниескотоводы, земледельцы и металлурги степей жили оседлыми поселениями. Каменнымимотыгами они обрабатывали мягкие заливные участки земли вдоль рек, сеялипшеницу, жали медными и бронзовыми серпами, зерна растирали на каменных терках,разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей, добывали и плавили меднуюруду, отливали бронзовые орудия — топоры, кинжалы, серпы и т.д.
Свидетельстважизни и деятельности людей того времени обнаружены в ряде мест нашей области.Следы их поселений открыты по берегам р. Джарлы (Адамовский район), натерритории совхоза имени М. Горького (Новоорский район), на р. Чебеньке у с.Гавриловки (Саракташский район), у с. Колтубанки (Бузулукский район) и т.д.Следы добычи медной руды открытым способом обнаружены и у с. Еленовки(Домбаровский район), между речками Средней и Верхней Каргалками (Сакмарскийрайон). Много погребений изучено археологами в Домбаровском, Новоорском,Соль-Илецком, Гайском, Тоцком и других районах.
Орудиятруда бронзового века: медные серпы, медный топор, бронзовое копье. Найдены натерритории Оренбургской области. Хранятся в областном краеведческом музее.
Входв древнюю шахту для добычи медной руды в урочище Родниковские шишки на левомберегу реки Бердянки, в семи километрах выше села Благословенки.
Медныеслитки — результат плавки медной руды древними рудокопами и металлургами.Найдены в 1952 году у города Соль-Илецка при строительных работах. Хранятся вобластном краеведческом музее.
Кочевникираннего железного века. Распад родовой общины
Появлениежелезных орудий. В VIII–VII вв. до нашей эры древние жители южноуральскихстепей освоили плавку железной руды и начали изготовлять железные орудия трудаи оружие. Каменные орудия были полностью вытеснены железными. Медь и бронзаприменялись для изготовления наконечников стрел, различных предметов быта иукрашений.
Железныеорудия сделали труд человека намного производительнее, чем раньше. Употреблениеих совершило настоящую революцию в технике, оказало огромное влияние надальнейшую историю человеческого общества. С появлением железных орудийзаканчивается бронзовый век и начинается ранний железный век.
Одновременнос появлением железных орудий древние оседлые скотоводы и земледельцы перешли кновому типу хозяйства — к кочевому скотоводству. Этот переход обусловливалсядальнейшим ростом поголовья скота в общине и наличием благоприятных природныхусловий для его выращивания — бескрайних степных пастбищ.
Савроматыи сарматы. В 1 тысячелетии до нашей эры на территории нашей Родины произошливажные события. В Закавказье и Средней Азии образовались первыерабовладельческие государства — Урарту и Хорезм. В Причерноморье греки основалисвои города-государства — Пантикапей, Оливью, Херсонес и другие. В тот период впричерноморских степях жили скифские племена, а в степях Южного Казахстана исредней Азии кочевали скотоводы саки и массагеты. Обширные южноуральские иприкаспийские степи населяли кочевники-скотоводы — потомки оседлых племенбронзового века. Древнегреческие историки (Геродот и другие) называли ихсавроматами (древнее название) и сарматами (более позднее название).
Савроматыявлялись восточными соседями скифов. Территория, которую занимали савроматы,начиналась у Дона и уходила далеко на восток. Южноуральские степи были еечастью. Здесь они кочевали свыше тысячи лет, с VII в. до нашей эры и по IV в.нашей эры. Савромато-сарматские племена были родственны скифам, говорили наязыке, близком к их языку.
Главнымхозяйственным занятием савромато-сарматских племен являлось кочевоескотоводство. Они разводили коней, крупный и мелкий рогатый скот, сеяли просо,плавили железную руду, владели кузнечным ремеслом, знали литейное дело.Жилищами им служили войлочные кибитки, установленные на повозках. Питались онимясом домашних и диких животных, кумысом и куртом (сушеным творогом).
ЧашаАтромитра
Савромато-сарматскиеплемена отличались воинственностью. Мужчины были вооружены железными мечами,кинжалами, копьями или дротиками, луками со стрелами. Женщины также владелиоружием и в случае необходимости вступали в бой.
Родовыеобщины объединялись в племена и племенные союзы. Во главе родов и племен стояливожди, которые выделялись среди рядовых общинников своим богатством. Вхозяйстве вождя применялся труд военнопленных — рабов и обедневших общинников.Росло имущественное неравенство, шел процесс образования частей собственности.Родовая община переживала последнюю ступень своего развития.
Сарматскиеплемена общались с соседними племенами, а через посредство их с греческимигородами-государствами Причерноморья, со Средней Азией, с Ираном и Египтом. Обэтом рассказывают найденные в курганах вещи. В 1911 г. в кургане у с. Прохоровки (Шарлыкский район) крестьяне нашли две серебреные чаши работыдревнеиранских мастеров конца IV — начала III в. до нашей эры. На одной из нихвыгравирована древняя надпись, означающая в переводе «чаша Атромитра» (Атромитр— собственное древнеиранское имя). В 1971 г. в Новокумакском могильнике у города Орска нашли египетский алебастровый сосуд V в. до нашей эры. На сосуде —четыре надписи: одна сделана египетскими иероглифами и три — клинописью (надревнеиранском, эламском и аккадском языках). Все надписи означают одно и тоже: «Артаксеркс, фараон великий». Артаксеркс древнеперсидский царь. Он правил в465–425 гг. до нашей эры.
Племенныесоюзы и государственные образования степных кочевников в IV–XIII вв
Гуннскийплеменной союз. Авары. Около II в. нашей эры восточными соседями сарматскогоплемени алан, жившего в южноуральских степях, становятся гуннские племена. Онипришли из Северного Китая и Монголии. В середине IV в. эти племена началидвигаться на запад через южноуральские и прикаспийские степи, увлекая с собойсарматские и другие племена Западной Сибири, Казахстана и Южного Урала. Гунны согнем и мечом прошли южнорусские степи и появились в бассейне Дуная.
Вначале VI в. через южноуральские и прикаспийские степи прошла новая волнакочевников из Азии — аваров. В русской летописи они именуются обрами.
Западнотюркскийкаганат. В VI в. степное кочевое население Казахстана и Южного Урала вошло всостав Западнотюркского каганата — обширного государства кочевых племен сцентром на Алтае. Влияние каганата распространялось далеко на запад, вплоть достепей Северного Кавказа. В период существования каганата древнее населениеюжноуральских степей все более и более пополнялось тюркоязычными племенами,выходцами из азиатских степей.
Хазарскийкаганат и государство Волжская Болгария. В VII в., после распадаЗападнотюркского государства, в низовьях р. Волги возникло государство хазар —Хазарский каганат, а на Средней Волге, главным образом в пределах нынешнейТатарской АССР, государство болгар — Волжская Болгария. Северо-западная частьнынешней Оренбургской области была его юго-восточной окраиной. Туда черезюжноуральские и прикаспийские степи шли караванные дороги из Средней Азии иИрана.
Племенныесоюзы поздних кочевников.
Вовремя существования древнерусского государства с центром в городе Киеве и впериод феодальной раздробленности нашей страны в южноуральских и прикаспийскихстепях жили племена кочевников-скотоводов, объединенные в племенные союзы. Ихобычно называют поздними кочевниками. Это были древние венгерские племена,печенеги, гузы и кипчаки. Племенные союзы последовательно двигались на запад вюжнорусские степи, а затем в пределы современной Венгрии. Во второй половине IXв. на запад продвинулись печенеги. Вслед за ними около середины XI в. двигалисьгузы и кипчаки (в русских летописях первые именуются торками, последние —половцами). Появившись в южнорусских степях, кочевые племена нападали нанаселение Киевской Руси. Русские дружины вели с ними длительную и упорнуюборьбу, которая нашла отражение в замечательном древнерусском поэтическомпроизведении «Слово о полку Игореве».
Всреде поздних кочевых племен южноуральских степей сформировались также древниебашкирские племена.
Следамипребывания поздних кочевников в южноуральских степях являются их могилы. Как иранние кочевники, они верили в загробную жизнь и потому клали в могилу оружие,различные вещи, часто любимого коня. Погребения поздних кочевников обнаружены усела Нежинки (Оренбургский район), вблизи г. Соль-Илецка, у поселка Новый Кумак(Новоорский район) и в других местах. В погребениях найдены остатки одежды икожаной обуви, оружие (железные сабли, ножи, луки и стрелы, берестяныеколчаны), украшения (сережки, бусы, браслеты, бронзовые зеркала). У кипчаков(половцев) существовал обычай ставить на могилах высеченные из камня фигурычеловека. Археологи называют их «каменными бабами». Одна из них найдена у с.Петропавловки (Новосергиевский район).
Русскиена Яике
Появлениерусских в заволжских степях стало возможным лишь со второй половины XVI в.,когда после завоевания Казанского ханства войсками Ивана IV были устраненыпреграды продвижению на восток. В состав России добровольно вошла Башкирия ипризнала подданство Ногайская орда. Важное значение для включения Заволжья иПриуралья в состав Российского государства имело строительство городов иукреплений, сооружение оборонительных линий, заселение их русским служилым иземледельческим населением. По инициативе царских властей в 1574 г. была основана Уфа, в XVII в. сооружена Закамская укрепленная линия с целой цепью городов икрепостей.
Этаколонизация, проводившаяся по инициативе и на средства государства, дополниласьколонизацией вольнонародной, когда на восток, в Заволжье в поисках свободы отфеодального угнетения устремлялись всевозможные беглые люди, пополнявшие рядыформирующегося на Яике вольного казачества и населения новопостроенныхкрепостей.
Первыеказачьи городки и их первопоселенцы на берегах Яика появились в 1586 г., когда в связи с закладкой города Самары ватаги вольных волжских казаков, укрывавшихся вЖигулевских горах на Самарской луке, вынуждены были искать себе новоепристанище в необжитых местах, подальше от царских воевод. Их выбор пал на рекуЯик, богатую прекрасной рыбой, дичью, пастбищами и сенокосными угодьями.Привольные берега этой реки были тогда безлюдны. Весной этого года отрядволжских казаков численностью от 500 до 700 человек на речных судах, анекоторые сушей на конях двинулся вверх — по реке Самаре. Дойдя почти до ее истоков,казаки переволокли свои струги в протекавшую неподалеку речку Камыш-Самару,правый приток Яика, и по ней вышли на славную реку в надежде найти здесь себеновое пристанище. Проплыв вниз по Яику несколько десятков верст, ониостановились на большом лесистом острове, образованном двумя рукавами реки, ирешили закрепиться в этом достаточно безопасном месте. Оттуда открывались путивниз и вверх по Яику, а по впадающему здесь Илеку — в глубь заяицкой степи.
Отом, что казаки закрепились здесь и построили казачий городок, свидетельствуетсоставленная в конце XVI в. первая русская карта страны «Большой чертеж»,дошедшая до нас лишь в описании. В ней отмечено, что на Яике, у устья Илеканаходится остров Кош-Яик, а на нем Казачий городок. Кош-Яик в переводе с тюркского— двойной Яик, разделенный на два рукава, между которыми и лежал указанныйостров.
Вэтом же году казаки совершили набег на ногайские улусы и вернулись с богатойдобычей, захватив около 300 пленных, 3 тысячи голов скота, 15 панцирей. В числепленников оказалась и сестра князя Уруса. В ответ ногайцы подступили кказачьему городку, стремясь разгромить его. Но все их приступы были отбиты.
НаЯике тогда было заложено еще два казачьих городка. История сохранила именанекоторых казаков-первопоселенцев на Яике: атаманы Матюша (Матвей) Мещеряк,Ермак Петров, Артюха Болдырев, Никита Ус, Богдан Барабаш, Иванко Дуда, НечайШацкий, Якуня Павлов, Первуша Зезя, Янбулат Ченбулатов. Как видим, преобладалиславянские — русские и украинские — имена, прозвища и фамилии.
Поселениеказаков на Яике имело важное последствие. Вслед за ними на восток и юго-востокустремляются массы переселенцев, в основном русских, что ведет к заселению краяи включению его в состав Российского государства.
Отдельныеказачьи отряды и городки постепенно объединяются в единое Яицкое войско сцентром в Яицком городке (ныне город Уральск), основанном в 1613 г. Казачий же городок Кош-Яик в 1614 г. был оставлен казаками. Лишь в 1737 г. в этом районе возникло новое поселение — Илекский городок, вошедший в состав Оренбургскойукрепленной пограничной линии (ныне село Илек — центр одноименного районаОренбургской области).
Длительныйисторический путь, пройденный нашим краем за последние четыре тысячи лет,свидетельствует о том, что обширные степные пространства Приуралья с глубокойдревности были освоены и обжиты человеком, что здесь формировались и векамисуществовали, сменяя друг друга, самобытные и разнообразные культуры народовдревности и средневековья.

Библиографическийсписок
1. Ю.С. Зобов, Л.И.Футорянский Родной истории страницы – Оренбург 1994
2. П.И. Сучков Историяродного края – Южно-Уральское книжное издательство,1988.
3. Н.П. Семыкин Историяродного края – 1976 год.
4. С.А. Попов Историяродного края.
5. А.Н.Шестаков Историяродного края – Самара. 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Искусство общение
Реферат Влияние типологии личности педагога на его профессиональную деятельность
Реферат Внеклассная работа по физкультуре
Реферат Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии
Реферат Игрушка как средство воспитания ребенка-дошкольника
Реферат АгроЖаршы. – 2011. №10. – 15 марта Көбекбай Ж. Балам, өскенде кім боласың?
Реферат Вопросы интенсификации обучения
Реферат Воспитание гуманного отношения к обитателям уголка природы
Реферат Воспитание детей раннего возраста
Реферат Высшее образование России
Реферат Творчество Рюрика Ивнева в контексте поэзии Серебряного века
Реферат 1. Этапы развития вычислительной техники и программного обеспечения
Реферат Защита прав детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей в 20-30-е годы ХХ века на материалах отечественной педагогики
Реферат Саид-Бей Арсанов
Реферат Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле