Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


История тульского самовара

/>Содержание
 
Введение
1.История самовара
2.Устройство самовара
3.Классификация самовара
4.Производство
Заключение

Введение
 
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар
Давай-ка наколем лучины–
Раздуем себе самовар!
За верность старинномучину,
За то, чтобы жить неспеша
Авось, и распариткручину
Хлебнувшая чаю душа!
Каждый предмет, как и любое живоесущество, имеет свой цикл существования, свой особенный путь, круг развития.Вот, например, горшок: много тысяч лет назад кто-то из древних людей первымизготовил эту вещь из глины. На протяжении веков горшки становились красивее,удобнее, прочнее. Когда-то среди кухонной утвари горшки занимали важнейшееместо. Однако теперь редко у какой хозяйки осталась эта традиционная посуда, ееиспользуют разве что для приготовления блюд по старинным рецептам.
Некоторые вещи вообще ушли изупотребления, некоторые задержались в современности, а какие-то еще долго будутсопровождать наш быт, нашу жизнь. К таким предметам можно отнести и самовар — сейчас он переживает свою вторую молодость: кто-то ценит его как предметколлекционирования, а кому-то он интересен с чисто практической точки зрения — уж очень он удобен для приготовления чая, да и особая атмосфера уюта исемейного тепла возникаетза столом, на котором красуется самовар. Самоваримеет длинную и весьма занимательная историю. Онатесным образом связана с историей России, русского быта. За относительнокороткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизнилюбого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие илиприем гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли«чудо-водогреи». «Приедет ли, бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гостьближний — и сразу же: «Самоварчик?» и уж пыхтит на столе, как символгостеприимства, домашнее желтобрюхое божество. И угощение на скатерти — свежесваренные в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке...».
Да и сейчас во многихсемьях есть самовар. Такая долгая жизнь связана с главной задачей самовара — приготовлениемкипятка для чая. Этот напиток, появившийся на Руси еще в XVII веке, стал однимиз самых любимых, а чаепитие — традиционным ритуалом приема гостей. Без чаяневозможно представить нашу жизнь. Лев Толстой признавался: «Я должен былвыпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались тевозможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможностьсозидать...».

1. История самовара
 
Самовары — не стольдревний предмет домашнего обихода, как может показаться. В России они появилисьчуть больше двух с половиной столетий назад. Всем известно, что самовар — этоустройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и словопроизошло. Некоторые исследователи считают, правда, что произошло оно оттатарского «снабар», в переводе — чайник. Маловероятно, очень ужрусское слово. И сам самовар не мог появиться ни в какой другой стране. Есть вКитае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор, в котором тоже естьтруба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, чтов других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе.
Своим появлениемсамовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся,в то время как лекарство среди знати.
Чай ввозился в Москву,а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговляявлялась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чайстал русским национальным напитком.
По поводу того, какзакреплялась в России традиция чаепития, любопытно наблюдение В.Г. Белинского:«ВМоскве много трактиров, и они всегда набиты преимущественно тем народом,который в них только пьет чай. Не нужно объяснять, о каком народе говорим мы:это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который пять раз пьетего дома и столько же раз в трактирах…»
Чай был конкурентомсбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся смедом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминаетчайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговлясбитнем шла на ярмарках.
В XVIII веке на Урале ив Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину,разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.
Сбитенник исамовар-кухня явились предшественниками самовара.
Во второй половине XIXвека сбитнем торговали из самоваров. Л.Н. Толстой в рассказе «Севастопольв декабре» писал: «Бабы продают булки, русские мужики с самоварамикричат:»Сбитень горячий"".
Где и когда появилсяпервый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Знаем лишь, что в 1730-1740 годахсамоварами уже пользуются на Урале, позже — в Москве, Туле, Петербурге. В XIXвеке самовар расселяется во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях. Нобыл ли самовар изобретением уральцев?
Отправляясь на Урал в1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусныхрабочих, медных дел мастеров. Возможно, они-то и положили начало самоварномупроизводству. Как бы там ни было, но уже два столетия самовар и Тула неотделимыдруг от друга.
Известно, что первыйсамовар был изготовлен в Туле в 1778 г. в Заречье Назаром Лисицыным. Вскорепоследователей у Лисицына нашлось много. Непосредственная близость к Москве,наличие богатых месторождений руд и высококвалифицированных мастеров по металлуспособствовало тому, что город оружейников стал известен на весь мир как центрсамоварного производства. Самое большое количество фабрик, а их было 50,приходилось на Заречье, где жили и работали оружейники. Именно они, помимоизготовления оружия, занимались и производством самоваров, которое было выгоднов небольших ремесленных заведениях с детальным разделением труда.
Среди известныхоружейников — самоварщиков в нач. XIX в. были Василий Лялин, НиколайДементьевич Маликов с сыном Николаем, Андрей Медведев, Иван Баташев. Самоварыделались из красной и зелёной меди, мельхиора, томпака, иногда самоварызолотили, серебрили. Но основной метал для самовара — латунь. В течениестолетий менялись фасоны самоваров, а приёмы выработки оставались прежними. Почтинеизменными в производстве были орудия труда: кобылины для ковки самовара,гнедки для разгранки самоваров, паяльники для спайки кувшина с корпусомсамовара, ножницы для резки метала, наковальня, штампеля для клеймениясамоваров. На форму самовара влияла мода времени. К концу XIX века в Тулевыпускали более 150 фасонов самоваров. Во второй половине XIX века Туластановится центром самоварного производства. Самовары и детали к ним делалисьне только в Туле, но и в ближайших сёлах Тульского и Алексинского уездов.Население ряда деревень, таких как Нижние Присады, Осиновая Гора, Маслово,специализировались на изготовлении стенок самоваров, и у каждого самоварщикадля изготовления стенки был свой фасон, для которого необходимым инструментомбыла разгранная форма.
Основной частьюсамовара считалась стенка, которую делали из листовой меди. Круги, конфорка,заглушка и шейки чаще всего изготовляли литыми, а иногда делали и на давильныхстанках. Во 2-й половине XIX века выделяются крупные самоварные фабриканты — «самоварныекороли»: Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанныена этих фабриках, пользовались особой популярностью. Ни одна русская выставка вРоссии и за рубежом не обходилась без их самоваров. За лучшую продукцию на выставкахфабриканты получали награды, а оттиски с медалей шли на стенки самовара.Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров.Широкое распространение получили так называемые самовары банкой, рюмкой.Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью отличались самовары,предназначенные для массового потребителя. Такие самовары можно увидеть втрактире, в рабочей и крестьянской семье. Самовар к началу XX века становитсянепременным атрибутом каждого русского дома. В конце XIX в. появляется новыйтип самовара — керосиновый. Самовар имел резервуар для керосина — с помощьюэтого топлива нагревалась его вода. На протяжении всего XIX в. в Тулевыпускались дорожные самовары, как правило, они были многогранные, кубические,прямоугольные, а иногда и цилиндрические. В начале XX в. паровая фабрика бр.Шахдат и К только в Туле выпускала самовар со съемным кувшином (самовар системыА. Парички). Вода согревалась углем, спиртом и другим топливом, самовары былибезопасны в пожарном отношении и вода долго оставалась горячей.
Идут годы, а Тула, каки прежде, — центр самоварного производства. Тула — единственный в стране город,выпускающий жаровые самовары. В 1956 г. тульский завод «Штамп» освоилвыпуск электрических самоваров, с 1964-1987 гг. — самовары-сувениры «ЯснаяПоляна». Это в 56 раз уменьшенная копия самовара, находящегося вмузее-усадьбе Л.Н. Толстого. С 1977 г. на заводе «Штамп»изготовляются комбинированные самовары, совмещающие принцип действия какжарового, так и электрического самовара. Не стареет мастерство тульскихумельцев. Ныне на заводе, помимо серийного выпуска, делают и подарочныесамовары, которые выполнены с большим художественным вкусом. Безграничнавыдумка тульских самоварщиков, и не зря же о туляках сложили пословицу:«Дай туляку кусок железа — он сотворит чудо». Самовар — это частьжизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, впроизведениях классиков нашей литературы — Пушкина и Гоголя, Блока и Горького…
Самовар — это поэзия.Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечныйпокой.
Увитое хмелем окноверанды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердцезамирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же…ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

2. Устройство самовара
Самым крупным центромпроизводства самоваров в то время и позже становится Тула, которую по правуназывали самоварной столицей. Здесь появились фабрики с машинным производствоми паровыми двигателями. С 1870-х годов продукция фабрик измерялась уже непудами, а дюжинами. Самоварные изделия широко завоевывают рынок. В связи сбольшим спросом на них и стремлением к удешевлению производства происходитунификация форм и декора самовар. Основными становятся самовары-«вазы»,«рюмки», цилиндрические «банки». Их можно было встретить в семьях рабочих,зажиточных крестьян, в купеческих домах, на постоялых дворах, в чайных итрактирах.Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самовароводинаково. Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга,шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки,душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки.
Самовары второйполовины XIX — начала XX века имели самые различные обиходные названия,указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь»,«дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д. Приукрашении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или вего варианте — «византийском стиле», в стилистике «неоклассики», «неорококо» идругих направлений историзма. Декорировали их и растительным орнаментом вмодной манере «романтического» модерна. Одним из излюбленных приемов цветовогорешения становится сочетание красной меди и латуни.Самыми массовыми становятсясамовары-«банки», гладкие, цилиндрической формы. По стоимости они были самымидешевыми, доступными для простого, небогатого, человека. Именно эту формывыбирают для самоваров трактирных и магазинных, предназначенных для уличнойторговли. Самовар-«репка», нарядный, никелированный, стоил несколько дороже, иего часто называли ещё купеческим. Одной из самых популярных форм становится«рюмка» — корпус самовара сужается книзу, и его тонкая шейка напоминает ножкурюмки.Самовар с круглым туловом назывался самовар-«шар». В Туле их такженазывали «персидские» — именно такую форму чаще всего заказывали на экспорт, встраны востока: Персию, Турцию. Самовары яйцевидной формы — «яйцо» и «яйцопасхальное» (верхняя часть у такого самовара была намного уже, чем нижняя, упросто яйцевидного — наоборот); самовары в форме груши; самовары в виде чаши — именно они становились любимцами российских семей, самых разных по своемудостатку и положению. По-прежнему популярными оставались «вазы», но теперь ихповерхности расчеканиваются гранями, «ложками», «колонками», «медальонами»,«овалами». Некоторые фрагменты корпуса украшаются гравировкой, ручной имеханической. Форма вазы прижилась и просуществовала вплоть до нашего времени,в силу своей декоративности ее использовали для производства самоваров,предназначенных для дворянства, высшего чиновничества, крупной буржуазии.
/>
Русский самовар в томвиде, каким мы его знаем сегодня, появился в первой половине XVIII века. Конструкцияего настолько совершенна, что осталась неизменной на века. Изменялись толькоформа, материалы и художественное оформление.

/>
В разных местностяхРоссии этот предмет называли по-разному: в Туле — самовар электрический иливодогрей, в Ярославле — самогар, в Курске — самокипец, в Вятке — самогрей. Поопределению Владимира Ивановича Даля, самовар — «водогрейный, для приготовлениячая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Его основноеназначение и особенности устройства: нагревание воды с помощью внутреннейтрубы-жаровни.
Конструкция жаровогосамовара предельно проста. Корпус с ручками, внутри — жаровая труба намассивном, но пустотелом основании. В трубу помещают горящий древесный уголь, ион продолжает гореть внизу на решетке в потоке воздуха, который поступает вотверстия основания. Воздух нагревается и, поднимаясь вверх по жаровой трубе,отдает тепло воде в самоваре, а не как в электрическом самоваре. Большаяповерхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру.Естественный ток теплого воздуха вверх создает тягу в топке. Она прикрепленаснизу к тулову самовара на некотором расстоянии от поверхности стола, накоторый ставится самовар. Расстояние это отрегулировано ножками самовара,которые придают ему устойчивость и пожарную безопасность. На трубу надеваютсякрышки тулова, конфорки, крышки самой трубы. Через трубу закладывается топливои разжигается самовар. Для вливания воды снимается крышка сосуда. Длянаполнения стакана есть удобный кран с притертыми поверхностями. Кран, спомощью которого наливается вода из самовара, расположен на небольшом расстоянииот дна, поэтому взвесь не попадает в чашку.Самая заметная часть самовара, частоимеющая красивую форму — это корпус, тулово или стенка, как его называлисамоварщики. В корпус наливается вода для кипячения.Вторая деталь, не менееважная — специальная полость для топлива, находится она в центре корпуса,внутри. Ее делали в виде трубы и наполняли углями. Называется эта труба жаровняили кувшин, так как формой часто его напоминает. В нижней части кувшина илижаровни есть решетка, на которую кладется топливо. Тулово соединяется с нижнейчастью — поддоном, основанием самовара, к которому крепятся ножки. Переход откорпуса к поддону называется шейка — она более узкая, чем само тулово; вверхней части шейки находятся поддувала — отверстия, обычно декоративно оформленные,через которые проходит воздух, необходимый для поддержания процесса горения вжаровне. Сбоку на корпусе находятся ручки — парные, изогнутые металлическиепластины с деревянным валиком между ними — для переноски самовара.
На верхнюю часть стенкинадевается круглимое кольцо, которое служит опорой для крышки. Крышка закрываетантикварный самоварный корпус, в центре крышки — отверстие, равное по диаметрутрубе-жаровне, крышка как бы нанизывается на жаровню. В самой крышке частопробиваются небольшие круглые отверстия с откидной крышечкой. Это паровичок илидушничок: когда самовар закипает, через него выпускается пар.На крышкунадевается конфорка — красиво оформленная подставка для заварочного чайника,который часто ставится сверху самовара. Конфорка также маскирует ту частьжаровни, которая возвышается над крышкой. На самом верху находится небольшаякрышка-колпачок. Это заглушка — она закрывает верхнее отверстие жаровни иостанавливает процесс горения в самоваре, так как препятствует постоянному токувоздуха по трубе-жаровне. Для работы самовара заглушку обязательно снимают. Наколпачке-заглушке и крышке есть ручки, круглые деревянные шишки, крепятся они спомощью маленьких полых цилиндриков, надетых на винт –подшишек.Подшишкизакрепляются специальными гайками конической формы -малинками.Самая интереснаяи технически сложная деталь — это кран. Состоит он из нескольких элементов,каждый из которых имеет своё название. Трубка, например, крепится к корпусу припомощи репейка. Это специальное утолщение вокруг крана для более надежногосоединения. Открывается и закрывается кран с помощью вертка.Наиболее красивой ивыразительной частью вертка, да и всего крана, является его завершение — рукоятка. Она бывает двух типов: решетка и ветка. Под словом «ветка» подразумевалиключ (верток) самоварного крана, оформленный в виде отходящего в сторонуизогнутого или переплетенного стебля. Когда говорили «кран решёткой», этоозначало, что ключ его увенчан ажурной фигурой, напоминающей трилистник.Этаконструкция обязательна для любого вида самовара. Меняются размеры, объем,форма корпуса и других деталей, но все они необходимы для работы жаровогосамовара.Жаровый самовар — это антикварные самовары, который используетдревесное топливо. Древесные угли — самый лучший вид топлива для такогосамовара: небольшое количество углей дает сильный, ровный жар. Можно топитьсамовар и деревянными щепками, чурбачками, в крайнем случае даже сосновымишишками. Для хорошего горения необходима тяга — постоянное движение воздухачерез трубу-жаровню. Для усиления тяги, а также для того, чтобы вывести наружудым, если самовар топили в комнате, необходима приставная самоварная труба.
Чаще всего она была вформе буквы «Г», с ручкой, приделанной к вертикальной части трубы.Горизонтальная часть — колено -приставлялась к отверстию-отдушине в печи(самовар ставили всегда рядом с печью), чтобы дым мог выйти через дымоход инаружную трубу на крыше. При закипании воды на конфорку устанавливаетсязаварочный чайник, керамический или фарфоровый, в зависимости от вкуса,привычки или состоятельности хозяев.
/>
Тяга замедляется, исамовар на дровах медленно доводит воду до кипения, качественно завариваячай.Дешевое, доступное топливо -самые обычные щепки и древесные угли — сыгралонемаловажную роль в росте популярности самовара на дровах. В начале XX векапоявляются самовары, использовавшие другой вид топлива — спирт или керосин — нони одна из новинок не смогла вытеснить привычный жаровый самовар.Особенностиконструкции самовара.Чтобы в самоварной трубе пошел воздух, его надо«сдвинуть», сообщив некоторую начальную скорость, продувая трубу внизу возлерешетки.Суженную вверху самоварную трубу называют кувшином. Благодаря кувшиннойформе (сужение верха трубы повышает частоту ее собственных колебаний)самоварной трубе удалось избежать значительного «гудения», которое указывает наблизость опасных, разрушающих конструкцию вибраций.Внутренний диаметр трубы, вширокой ее части, — главная самоварная мера. По этому диаметру определяли всеразмеры самовара, его высоту и ширину, даже нужное количество углей.Другаяглавная часть самовара — тулово, или корпус для воды.У первых российскихсамоваров оно напоминало чашу (полусферу). Со временем выявились болееподходящие формы тулова, похожего на ведро, — перевернутый усеченный конус, атакже на более сложную комбинацию — верхняя часть конуса, сопряженная с тором.В самоварах с таким туловом вода сначала нагревается внизу, потом принимаеттепло от трубы по всему объему. Серьезную конструкторскую задачу представлялособой соединение тулова с трубой. Когда самовар нагревается, кувшин раскаляетсядокрасна, а температура тулова не превышает точки кипения воды.Русскиесамоварщики, учитывая столь разный режим нагрева тулова и трубы, соединили ихгерметично только в одном месте. Тем самым труба и тулово стали вести себянезависимо, избегая тепловых напряжений, а значит, и цикличных короблений,которые обычно приводят к разрушению. В то же время тулово и труба, соединенныев одном месте.
Действовали как консоль- конструкция, закрепленная одной стороной и весьма уязвимая из-за своей малойжесткости. В 1825 году профессор медицины Ефрем Мухин предложил новый вариант вмагазине самоваров, чтобы вместе с кипятком получать и водяной пар, нужный дляполевых лазаретов. В верхней части самовара выпекались хлебцы для раненых наманер нынешних чудо-печек. Предусматривалось соединять вверху трубу и тулово,что придавало самоварной конструкции дополнительную жесткость. Однако из-запериодичной смены температур верхнее соединение тулова с трубой быстрораспаивалось, и пар улетучивался.Русские же самоварщики наделили тонкостенноетулово дополнительной жесткостью, используя так называемые рельефы — продольныеи кольцевые вмятины, воспринимаемые как украшения.В наше время подобные рельефышироко применяют для усиления тонкостенных авиационных деталей.Самоварноетулово снабжено ручками для переноски. Они выдерживают немалую нагрузку — веснаполненного водой самовара. Эта нагрузка на небольшом участке, которыйзанимает ручка, может смять, продавить, наконец, прорвать самоварное тулово.Чтобы этого не произошло, ручки ставят вместе с накладками и подкладками — своеобразными плотиками, которые рассредоточивают нагрузку по тулову, как погладкой водной поверхности.Ручки на самоварах, а также на фарфоровых ифаянсовых чайниках, чашках обычно крепят в верхней части накладки. В этомслучае тонкая стенка самовара или чайника, избегая воздействия опасного для неесжатия, воспринимает лишь растяжение.Наконец, самоварный кран, который состоитиз трубки с втулкой и стержня с рукояткой. Кран обладает конструктивнойхитростью: его части при длительной работе самоуплотняются. Дело в том, чтостержень и втулка совмещаются наклонно по конусу. При поворотах поверхностьстержня изнашивается, между ним и гнездом появляется зазор. Но кран не теряетгерметичности, поскольку стержень под собственным весом смещается вниз,ликвидируя тем самым зазор. Говоря более научно, создается необходимоеконтактное давление конических поверхностей.Однако стержень изнашиваетсянеравномерно и быстрее всего возле торцов. Здесь появляются пояски-канавки, покоторым, кстати, коллекционеры определяют, как долго пользовались самоваром,каковы его возраст и ценность. Вместе с пояском-канавкой у краев стержня ивтулки образуется уступ, который, не позволяя стержню опускаться, прекращаетсамоуплотнение.Подобный неравномерный износ испытывают широко распространенныев машиностроении соединения конических деталей с разной жесткостью, магазинсамоваров. На это в свое время обратил внимание известный ученый и конструкторП.И. Орлов. Он, в частности, предложил утапливать верх стержня во втулке, чтобывыровнять контактное давление стержня и втулки самоварного крана.Самоварные жеизобретатели по-своему справились с неравномерностью износа, выполнив «понауке» низ вертка — с выступающим торцом, а вверху уменьшили жесткость втулки — она снаружи стала иметь канавку.Выравнивают износ и по-иному: открывая изакрывая кран, делают им полный оборот. Если же кран не способен на такойоборот — рукоятка задевает за тулово — равномерного износа не будет. Рукояткакрана, как правило, достаточно массивна, чтобы удерживать стержень во втулкепод напором воды. Этим самовары в москве мастера походили на средневековыхзодчих, которые ставили на крепостные стены тяжелые статуи или башни длявыравнивания сил, действующих на сооружение. В то же время рукоятка крана присвоем немалом весе достаточно ажурна и обычно напоминает перо, решетку иливетку. Самовар как нагревательный агрегатУголь будет устойчиво гореть, точнее,догорать, если есть тяга. Она появляется, когда поток воздуха на одном концетрубы нагревается, а на другом — охлаждается, что и происходит в самоваре в москве.Тяге также способствует сужение выходного конца, попутно уменьшающее потеритепла. Современная научная дисциплина -газовая динамика называет такие способыразгона воздушного потока эффектом теплового и геометрического сопел.
3. Классификация самоваров
До середины XIX векаосновным «индивидуальным» потребителем продукции самоварного производства былодворянство. Самовар являлся не только олицетворением русского гостеприимства исемейного уюта, но и своеобразным выражением материального достатка. Относительнодорогая продукция металлоделательных заводов и мастерских, в том числе исамоварных, была доступна только зажиточным слоям населения, т.к. стоимостьсамовара была велика.Горожане пользовались «общественными» самоварами.Горожанин мог попить чаю из самовара, придя в трактир, на ярмарку или городскуюплощадь. В трактирах и на постоялых дворах в самоварах не только готовили чай,но и варили щи, кашу, яйца. Самовар позволял сохранить еду в горячем состоянии.Самовары были необходимым атрибутом всех народных гуляний. Примерно с серединыXIX века возрастает уровень самоварного производства, усовершенствования истандартизация приводят к снижению стоимости самоваров, и чаепитие входит в бытшироких слоев населения. Самовар становится обязательной принадлежностьюкупечества, разночинцев, мещан, появляется обычай брать самовар в дорогу.Однаков деревне даже в семидесятых годах XIX века самовары водились только в крепкихзажиточных семьях.
Типы самоваров пообласти применения и объему:
• Каждодневные (из людскихкомнат)
• Парадные
• Дорожные
• Солдатские (с ремнемдля ношения через плечо)
• Для одиноких(солитер); для двоих (тет-а-тет)
• Детские
• Семейные
• Магазинные
• Трактирные
• Монастырские (до 10ведер).
Однако одновременно ссамоваром существовали нагревательные сосуды, в которых можно было приготовитьеду или сбитень, сварить кофе, подогреть или, наоборот, охладить вино. Они вомногом были сходны по конструкции с самоваром, но, поскольку отличались от негопо назначению, в деталях конструкции у них имелись свои особенности. Граньмежду такими приборами и «классическими» самоварами достаточно размыта — например, существовали самовары, которые могли использоваться и дляприготовления чая, и для приготовления кофе, сбитенники или чайники могли иметьили не иметь трубу-жаровню, и т.д. Не вдаваясь в спор искусствоведов о том, чтоявляется, а что не является необходимым признаком «настоящего» самовара,рассмотрим области применения и назначение «самоварящих сосудов» XVIII-XIXвеков.
Типы самоваров поназначению:
• «Классические»самовары (для приготовления чая)
• Самовары-кухни (длясупа, каши)
• Самовары-сбитенники(сосуд со специальной ручкой, чтобы носить горячий сбитень — напиток из меда,шалфея, хмеля, мяты и других трав)
• Самовары-чайники (дляприготовления кипятка)
• Самовары-кофейники(для приготовления кофе)
• Бульотки (дляподогрева воды и поддержания ее в горячем состоянии)
• «Фонтаны»(своеобразные холодильники, в которых можно было подавать холодные напитки,налитые на кухне).
 
4. Производство
Главным материалом дляизготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди50-63% и цинка 37-50%), томпак (сплав меди 85-90% и цинка 10-15%). Иногдасамовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди50-60%, цинка 19-39% и никеля 13-18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10раз больше, чем красных (из сплава меди 50-63% и цинка 37-50%). Будучи дороже,красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 году томпаковыйсамовар стоил 25-30 рублей штука, в зависимости от отделки. Но основную массусамоваров изготовляли из зеленой меди.
В производствесуществовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастеризготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
1. Наводильщик — сгибалмедный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он могвыделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получалвсреднем 60 копеек заштуку.
2. Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получалпо 3 копейки за штуку.
3. Токарь — точил настанке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок(вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день иполучал 18-25 копеек за штуку.
4. Слесарь — делалручки, краны и т. п. (ручки — к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал20 копеек.
5. Сборщик — из всехотдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал додвух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.
6. Чистильщик — очищалсамовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.
Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400--600 штук) иполучал 10 копеек за сотню.
С развитием самоварногопроизводства происходило и техническое усовершенствование: ручной трудпостепенно заменяется механическими двигателями, а в 80-е годы XIX века накрупных самоварных фабриках применяются нефтяные и паровые двигатели,осуществляется переход на штамповальное производство крышек, заглушек.Некоторые фабриканты пользовались услугами патронного завода, на которомимелись мощные прессы.
К 1908 году 1/4 частьвсех тульских фабрик была оборудована механическими двигателями. Появлениемашин повысило качество и ускорило процесс работы, но условия труда малоизменились, в отдельных цехах воздух стал более загрязненным, к запаху ядовитыххимикатов, применявшихся при чистке изделий, прибавились газы от двигателейвнутреннего сгорания. Стремление к удешевлению производства привело кстандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемыесамовары рюмкой, банкой.
Простотой впроизводстве, а вместе с тем скромностью и изяществом отличались самовары,предназначенные для массового потребителя.
С 80-х годов XIX векасамовары стали покрываться никелем. Такие самовары, блестящие как зеркало,полюбились покупателям и расходились в разные края с Нижегородской ярмарки.
Между тем с серединыXIX века чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией.
Самовар, несмотря навесьма высокую стоимость, проникал в рабочую и крестьянскую семью и становилсянепременным атрибутом каждого русского дома.

Заключение
Так почему же именносамовар, а не чайник, стал главным спутником чаепития? Тому было несколькопричин: во-первых, самовар удобен из-за быстроты розжига и достаточно короткоговремени приготовления кипятка. Чтобы растопить дровяную плиту и нагреть на нейтакое же количество воды, потребовалось бы гораздо больше топлива, времени исил. Во-вторых, чаепитие из самовара доставляло еще и некоторое эстетическоеудовольствие — сияющий медный или латунный красавец-самовар несомненно украшалчайный стол, к тому же мог продемонстрировать и определенный материальныйдостатоксемьи, а его изысканный фасон, затейливые детали (или, наоборот, простыеи безыскусные) давали представление еще и о вкусах и пристрастиях хозяйки; исамое главное, самовар был идеально приспособлен именно для приготовлениякипятка для чая.
Как мы уже успелизаметить, история нашего тульского самовара богата и разнообразна. Неизменнатолько любовь людей к пышущему жаром и блестящему медными боками самовару, таккрепко вошедшему в нашу повседневную жизнь. Так незаметно и деликатнообъединяющему нас за одним столом, и из поколения в поколение передающемутрадиции в семье. 

Список литературы
самовар тульский
1.  АшурковН.В. «Избранное: История тульского края». — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 2003.
2.  ТихоноваА.С. «Тульскийсамовар».-Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО,1989.
3.  С.П.Калиничев, Л.В. Бритенкова. «Самовары России».-Хобби Пресс,2010.
4.  материалыс сайта www.tula-samovar.com.ru/
5.  материалыс сайта www.rusamovar.ru
6.  материалыс сайта magazin-samovarov.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.