Буряты
В начале 13века Чингисхан во время похода на север подчинил лесные народы, после чего владениямонголов на север от столицы Каракорум были названы Баргуджин –Тукум. Историки предполагают, что так называли земли вокруг озера Байкал, населенные предками бурят.Русскиеслужилые люди называли Прибайкалье «Землей братов», различая среди с них разныеплемена. Во второй половине 15-18 вв. этноним буряты распространился на все племенаПрибайкалья и Забайкалья.В это же время в их число влилось несколько монгольскихплемен, бежавших на север из охваченной междоусобными войнами Монголии. Русскиедокументы называют их «мунгалы» в 18 веке – в отличии от собственно монголов. Всеони потто стали частью бурятского этноса. Процесс переселения монголов прекратилсяпосле бурятского трактата 1727 года, определившего порядок на границы.В 17 векекочевья бурят находились по обе стороны Байкала, в середине 17 в их территория былаприсвоена к России и отделилась от Монголии .
Процесс присоединенияБурятии проходил непросто.В 17 веке под властью бурятских племен, возглавляемыхвоинственными князцами, находились на положении каштымов данников, уплачивающихясак пушниной ,- часть ленских и ангарных эвенков, тофалары и другие племена в районереки Кан и Минусинской долины.пушнина была главным предметом торговли бурятскойзнати с Китаем и Монголией.Приход русских означал появление конкурентов в борьбеза власть над народами Южной Сибири. Это стало основной причиной военных конфликтов.
бурятышаманизм кочевой ремесло
Хозяйство
В 17векеу бурят было хорошо развито скотоводство: у западных в Прибайкалье –полуоседлоготипа, в Забайкалье –коневое монгольского типа.Разводили крупный рогатый скот, лошадей,овец и коз.Лето и зиму скот содержали на подножном корме.Летние кочевья находилисьв долинах рек с обильной травой.Для зимы выделялись специальные пастбища – тебеневкис нетронутой травой, там лошади добывали корм копытами из –под снега.Иногда назиму скот перегоняли в места хорошо ухоженных и удобренных сенокосов, где предварительноделали заготовки сена. Западные бурята с древнейших времен знали земледелие, нооно было примитивным (сеяли только просо и гречиху )и играло не значительную роль.
Богатство бурят, состоящее из огромных стад лошадей, быков, коров и овец отмечали все, кто бывалв их землях в 17 –начале 18 века
Подсобную рольиграли в скотоводческом хозяйстве охота и рыболовство.В 17 веке еще сохраниласьколлективная облавная охота как отголосок далеких времен.Но это уже была не столькосуровая необходимость добычи мяса для пропитания, сколько праздник, где каждый хотелпоказать свою удаль и проворство, подстреливая преследуемую добычу на всем скакуконя. Облавная охота на оленей, диких баранов, косуль, которых в тех местах быловеликое множество, проходила обычно осенью или весной Из других видов бурятскогохозяйства в 17 веке выделялись добыча железной руды и кузнечное ремесло, добычаи варка соли. С давних времен у Балаганска были известны железные рудники, археологинаходили там остатки древних плавилен и кузнец, шлак и куски железа. Кузнечноеремесло у бурят пользовалось почетом.Искусство владеть кузнечным ремеслом считалосьбожественным даров. Кузнецы по железу делали орудия труда и оружия, известны былимастера – ювелиры, изготавливающие серебряные изделия.Буряты вели меновую торговлюс Эвенками и другими народами Сибири, с Монголией и Китаем. У сибирских народовв обмен на скот, железные изделия, просто выменивали пушнину. Пушнину сбывали вКитай, выменивали на нее ткани, чай и серебро. Меновая торговля не затрагивала основхозяйства, оно оставалось натуральным .
Домашний быти пища
Полукочевойи кочевой образ жизни определял быт бурят.Войлочная юрта –типичное жилище всехкочевников –скотоводов.Только на летних пастбищах строили деревянные постройкив форме 6-8 гранной юрты… Мебель –низкие столики, скамеечки, шкафчики для посуды, сундуки для хранения одежды, низкие деревянные кровати с войлочным тюфяком и подушками,набитыми шерстью. Для сидения готовили войлочные тюфячки, обшитые сверху материей,которые горкой складывали друг над другом.В питании главное место занимали мясныеи молочные продукты. Летом -баранина, зимой -говядина, мясо употребляли только вваренном виде, причем вари в мало соленной или совсем не соленной воде.Молоко употреблялитолько кипяченное. На зиму запасали коровье масло, арул и хурут-творожестую массу,высушенную или спрессованную виде отдельных ломтиков. У западных бурят распространенбыл саламат –мука, прокипяченная в сметане.Готовили из молока арасу –молочную водку.Пили кирпичный чай, добавляя в него молоко, сало и соль. Мясо ели руками, чайи бульон пили из деревянных чашек, посуда не мылась а облизывалась. Типичная принадлежностьзимней одежды мужчин – прямой меховой халат. Он опоясывался длинным куском материиили ременным поясом с серебряными или медными бляхами. С правой стороны –кисетс табаком нож в ножных и агниво из железных пластин.Агниво было настолько ценным, что за него можно было получить коня.Трубка закладывалась за сапог. Женская одеждасостояла из рубахи штанов, поверх которых одевался халат, а на него безрукавка.Летомносили одежду из грубого красного сукна. В праздники носили нарядную одежду, женщины-разнообразные украшения цепочки, подвески, медальоны, серьги, бусы. Женская шапкашилась из цветной материи с вышивкой из меха, от верха шапки спускалась шелковаякрасная кисть.Зимой носи дохи из козьего меха и шапки малахаи .
Религиозныеверования бурят
Древняя религиябурят –шаманизм. Как и многие другие сибирские народы, буряты представляли природуодушевленной.Они считали, что небо населено добрыми божествами, подземный мир –враждебными.Добрые божество дали людям свет, тепло, воду, скот, сделали землю плодородной,злые ведали враждебными стихиями: насылали туманы, град, падёж скота, болезни.Огонь почитали как символ чистоты и покровительства каждому дому, ему приносилижертву: подливали в огонь масло, арасу, клали жир и частицы пищи.огонь считалисыном доброго небесного божества, младшим братом солнца и луны. Леса, горы, холмы, реки имели своих хозяев. Проходя ил проезжая мимо таких мест надо было оказатьбожеству почтение: побрызгать арасой, воскурить трубку, оставить какую нибудьвещь. Особым почитанием было окружено озеро Байкал, его считали священным. Самыеважные клятвы буряты давали на священной гору у озера Байкал, считая, что тот, ктоклянется ложно не сможет сойти с горы живым. Позже и русские восприняли от бурятсвяченное почитание озера. Избрант Идес, готовясь переехать Байкал, получил в монастыреСвятого Николая у истоков Ангары наставление, что Байкал следует называть морем, а тот, кто назовет его озером, непременно станет жертвой сильной бури Была распространеннавера в существование души, которая после смерти, уйдя из тела, имеет власть надживыми. В следствии развилось поклонением душам умерших- онгонам. В 17 веке существовалоуже избирательно почитание душ. Онгонами могли стать души умерших шаманов, хорошихстрелков и кузнецов.Онгоны делились на злых и добрых. Считали, что именно злыеонгоны насылают на людей болезни, и только шаманы, знающие, какой онгон являетсяпричиной болезни, могли изгнать их человека и жилища .
Шаманы у бурятделились на белых и черных. Белые совершали обряды и жертвоприношения добрым божествамнеба, черные –злым божествам, жителям подземного мира. Знание шамана было наследственным.Хотя возможно были исключения из этого правила. В 17 веке в Забайкалье из Монголиии Тибета начал проникать ламаизма- разновидность буддизма.В 18 веке он уже получилширокое распространение и постепенно вытеснил древнюю религию шаманизм.
Семейные и общественныеотношения
В семейной жизнибурят 17 века наблюдались экзогамия.Не один бурят не мог жениться на девушки своегорода При этом родство учитывалось по мужской линии. Заключению брака предшествовалосватовство и уплата калыма. Иногда родители заключали соглашения на будущий браксвоих малолетних детей. размеры калыма были различны, они зависели от достаткасемьи, возможна была отработка за невесту в семье ее родителей. Широко была распространеннавыдача замуж девочек в возрасте 11-15 лет. Буряты жили малыми семьями: муж, жена, дети, родители мужа. Положение женщины в семье обществе было приниженным. Главойсемьи и распорядителем имущества считался мужчина.Правило уплаты калыма налагалина женщину целый ряд обязательств по отношению к семье мужа. Существовали строгиеправила поведения женщины в присутствие свекра, свекрови и старших родственником, состоящие в выполнением к ним почтительных ритуалов В бурятском обществе 17 векпроисходил процесс разложения родовых отношений и перехода к классовому обществу. В нем выделялись уже 4 слоя, отличающиеся друг от друга общественным имущественнымположением. В русских документах они названы так: князцы, лучшие люди, улусныелюди (или мужики ясачные) и холопы. Выделившаяся знать заимствовала монгольскиефеодальные титулы и систему их привилегий, называя себя тайшами, зайсанами, нойонами.они возглавляли родовые общины, управляя «улусными людьми» — рядовыми общинниками, совершали набеги на соседей и, если удавалось, превращали их в своих кыштымов,требуя уплаты ясака пушниной.Холопами или рабами становились захваченные в пленво время войны. В буряткой среде отличали свободного человека, работавшего по найму, от раба. Термином «улус» у бурят 17 века называли объединение родов или дажеплемен, кочевавших на одной территории под властью вождя –князца, по русской терминологии, или нойона по монгольской.Улусы часто называли именами лиц их возглавляющих пастбищныетерритории находились во владении улусов, но в Забайкалье фактическими владельцамиземель стали нойоны. Улусные люди владели небольшим количеством скота и пользовалисьхудшими пастбищами.Царское правительство России стремилось установить хорошие отношениес такими людьми и в своем управлении краем упирались на их помощь.
Тюркоязычныеэтносы в 16-17 веках
От Тобола доЕнисея по всей лесостепной зоне проживали многочисленные племена и этнографическиегруппы тюркоязычного этноса. Население по Тоболу и междуречье Оби и Иртыша входилораньше в состав сибирского ханства ил в сферу его политического влияния, а послеего разгрома оказалось в составе России. Родственным племенам были даны общие названия,связанные с местами их расселения: тобольские тарские, барабинские, томские,чулымские татары. Племена в верховье реки Томи за свое умение плавить и коватьжелезо названы «кузнецкими татарами».Дальше, на левом берегу Енесея, качинцы, аринцы, сагайцы. Ведущие место среди тюркоязычных народов верхнего Енисея, по степени политическойактивности в противостояний русскому продвижению, занимали «енисейские киргизы», разделенныена 4 улуса.Если киргицкий улус был силен и многолюден, а князец – доблестный военныйвоенный предводитель, он принуждал соседей платить ему ясак. Но в свою очередь,киргизские улусы и другие племена к югу от Красноярска находились в политическойзависимости от Монгольского княжества алтынханов и были его данниками.Джунгарияпретендовала на сбор дани с Барабинских, Чулымских и Кузнецких татар.Распространивсвое влияние на юг Сибири, русское правительство объявило о включении местных народовв свои владения и потребовал уплаты ясака, однако недостаток военных сил не позволилне собирать ясак в полной мере не защитить населения от притязаний соседей. Коренныенароды оказались в тяжелом положении двоеданства, которое в совокупности с постояннымивоенными конфликтами разоряло и без того не прочный хозяйственный был. Несмотряна разрозненность племен единой хозяйственно-культурный тип был общий для всех.Именнона его основе сформировалось это крупная туркоязычная общность, которая стала вбудущем основой возникновения современных этносов Сибири: алтайцев, сибирскихтатар, шорцев, хакасов, тувинцев, тофаларов .
Хозяйство ибыт тюркоязычных народов
Экономическоеразвитие юга Сибири задерживалось постоянным вторжение кочевников из Южной Азии,которые разрушали хозяйство, уводили в плен жителей, а оставшихся превращали в данников.Поэтому в лесостепной зоне Сибири долго сохранялось не специализированное комплексноехозяйство, основа которого одновременно составлялискотоводство, земледелие, охота,рыболовство, собирательство.Каждый вид в отдельности давал лишь ограниченное количествопродуктов и не мог обеспечить прожиточного минимума семьи. Слабо была развита иторговля, так как в 17 веке народы юга Сибири еще не включились в процесс общественногоразделения труда. Также, как у многих народов Сибири, основным занятием тобольских,тарских и барабинских татар было полукочевое скотоводство, разведение лошадей икрупнорогатого скота.Быт определялся постоянными перекочевками: на зиму- к зимнемжилищам, летом –летнее пастбища. Летние юрты ставили у рек, чтобы иметь возможностьзаниматься рыбной ловлей; там же возделывали пашни, где сеяли ячмень, овес, просо.Земледелие было мотыжным, для ручной обработке почвы использовали древнюю мотыгу–абыл или примитивную деревянную соху, которую привязывали к седлу верховой лошади.Скотоводством и мотыжным земледелие занимались чулымские и кузнецкие татары.У некоторыхгрупп чулымских татар способы добывания средств существования были еще более примитивными, большую роль в их жизни занимало собирательство.Лопатку- корнекопалку- озуп, главноеорудие труда, находят археологи почти во всех захоронениях этого времени, как женских,так и в мужских. Жители верховий Томий и северного Алтая умели плавить в примитивныхгорных железную руду, делать из железа котлы, орудия труда и оружия: стрела, сабли,панцири. От них железные изделия попадали в таежные районы и на север ЗападнойСибири. Однако ценное ремесло не сделало «кузнецких татар» зажиточными. Железныеизделия шли не столько на обмен с соседними народами, сколько на уплату дани кочевникамЮжной Азии, под властью которых они находились, начиная с первых веков нашей эры.Основой существования самих алтайцев оставалась охота, рыбная ловля, собирательство, земледелие и скотоводство. Примитивны формы хозяйства сохранялись у енисейскихкиргизов, отрезанных горными хребтами от других народов.Там в степи на обильныхпастбищах главным средством существования было скотоводство. «На старых их кочевьяхснеги мелкие…Киргизская земля кочевная, живут в избах полстяных (войлочные)…лошадейи коров много и овец много, хлеба не сеют и не родится …едят рыбу и зверя бьют…исарану и коренья копают на всяких пашнях»(Документ о жизни енисейских киргизов 17века).Наиболее интересные сведения о быт и жизни народов Южной Сибири можно узнатьиз заметок путешественников. Одних из первых сухопутной дорогой из Тобольска вТомск и Красноярск проехал зимой 1715 года Лоренс Ланге.Он оставил описание жизнимагометан- татар, проживающих на территории между Тобольском и Тарой: «Они в своемроде состоятельные люди по числу лошадей, быков, коров, но не по деньгам, которыемало ценят .» Их юрты таковы – «вокруг печи пол ниже и остальные поднятые половицаслужат как скамьи, на которые они садятся и греются.Рядом с печью стоит большоймазанный котел, в которой они варят свою сушенную рыбу. Хлебом для них являетсяячменная мука, толченная в деревянной ступе, ее они берут полными пригоршнями изаполняют рот, что можно задохнуться, чай они пьют тоже с этой мукой и маслом…Иходежда мало чем отличается от русской, то я имею ввиду старую русскую моду, котораяеще в ходу в Сибири.Крестьянские женщины в России украшают себя серьгами, но кажется,что татарские женщины опережают их в этом отношении, ибо продевают кольца не толькочерез уши, но и через нос Всю территорию от Тары до Томска по Барабинской степи, которую Л. Ланги проехал в феврали, он сравнил с пустыней из-за малочисленностиее жителей «зимой эту пустыню населяет орда татар, которые русские называют барабинскимитатарами и которые летом расходятся по реки Таре и другим малым рекам.Это язычникии живут они убога…… Их пища состоит из сухой рыбы и сухой муки, напитки добываютиз растопленного снега, по сколько в пустыми иной воды не найдешь. Они мало держатскота, за исключением лошадей, которые ходят по лесу и на ходят себе пищу под снегом. За малость табаку, которое они очень любят, можно получить все необходимое; денегне против они не ценят. Их одежда, шапки, чулки состоят из сшитых вмести кусковмеха. 13 марта прибыли к чулыму, извилисто протекающие по болотистой местности реке; жители, проживающие у нее, называют чулымскими татарами. Но мы нашли лишь пустые их хижины,так как они зимой с женщинами и детьми отправляются на ловлю соболей и на охоту, и питаются дичью, а дома насыщаются рыбой».
Религиозныеверования сибирских татар
К 17 веку средисибирских татар господствующей религией было мусульманство. Более прочно оно укоренилосьв центре бывшего сибирского ханства среди тобольских татар. Дальше на восток былираспространены первобытные языческие верования. В записках Л.Ланге или И.Идесаесть описание религиозных культов барабинских татар «В их врытых в землю жилищахпримерно на локоть поднимается заборчик перекрытый соломой, там держат они вырезанногоиз дерева идола в форме человека. Он длинной примерно пол-локтя и стоит в маленькомящике и одет в разные тряпки.Этому шайтану (такого его имя ) они обещают шапкуили воротник, если он поможет получит богатый улов на охоте», писал Л.Ланге И.Идеспишет о взаимоотношении татар со своим божеством: «когда охота окажется удачнойони радостно возвращаются в свои жилища, ставят кумира в его ящичек на самое высокоеместо в избе и обвешивают сверху до низу спереди и сзади шкурками соболей, куници других животных в знак благодарности за то, что он помог им удачно охотиться.Этидорогие меха оставляют на шайтане, пока они не сгниют, ибо считается вечным позором, если кто –либо возьмет принесенные шайтану в дар вещи и продаст их. Поэтому наидолах ил при них видишь старый изъеденные червяками меха, на которые тяжело и неприятно смотреть».
Сибирские татарына военной службы русского государства
Сразу же послепервой победы русских в войне с Кучумом многие князцы улусов перешли на службу крусскому царю. Тобольские служилые татары участвовали в постройки Тарского строгаи в походе 1598 года против Кучума. Они оказали большие услуги сибирским воеводамкак переводчики, в том числе при посольствах в азиатских государствах. К их помощиобращались, когда началась среди аборигенах «шатость» или «измены», и посылалиуговаривать непослушных.Выполнение дипломатических поручений обеспечивало почетноеположение, или во всяком случаи равное с русскими служилыми людьми, и позволяловыдвинуться на высокие должности. Служилые татары каждого города составляли особыйотряд во главе с татарским головой, назначаемой воеводой, и получали денежные хлебныежалованье. Татарская знать при поступлении на службу не утрачивала привилегированногоположения, была лично свободна от уплаты ясака и сохраняла свои земельные владения. Однако правительство России не поощряло в Сибири развитии частного землевладения, поэтому постепенно к концу 18 века их земельные владения измельчали. Томским татарампоручали сторожевую службу по охране южных рубежей Западной Сибири.В Красноярскомостроге с первых лет после его постройки привлекали к службе качинцев и аринцев, хотя первое время, боясь измены, в качестве заложников брали их жен и детей. Всетатары Сибири проявили себя на военной службе с лучшей стороны. Воинственные ипривычные к набегам, они несли службу на совесть. В 1635 году в Красноярском гарнизонепроизошел такой случай. Во время войны с бурятами в длительном походе русский отрядотказался идти дальше, в то время как аринские татары рвались в бой и упрекалирусских служилых людей, « что де вы худо так служите и не радеете государевой службе….мы де не на то идем, чтоб нам ворочаться до прежде, до братских людей, и, землидошед, воротимся» Челобитная качинских татар 1699 года раскрывает следующую картинуих службы: «И мы холопью и сироты твои природные служим в Красноярском из древнихлет, как и Красноярский город поставили на границы, заедино с казаки головы своискладываем, и в приходы воинских людей калмыков и киргиз деды наши и отцы и братьяпобитые многое на боях …и измены нашие не какие не бывало». Некоторые из татар принималикрещение.Например, в начале 18 века служило третье поколенье семьи детей боярскихБылиных. О их татарском происхождении напоминало только, что они владели в Шегарскойволости своим родовым имением и сохраняли свою этническую культуру.