Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Возрастные особенности игровой культуры русского народа

Курсовая работаПо дисциплине«Теория и историянародной художественной культуры»
На тему
«Возрастныеособенности игровой культуры
русского народа»

Содержание
Введение
Глава I. Игровая культура русскогонарода как этнокультурный феномен
1.1 Возникновение и развития народнойигры
1.2 Сущность и функции игры
Глава II. Возрастная дифференциациянародной игровой культуры
2.1 Игры детей младшего возраста
2.2 Игры подростков
2.3 Игры и забавы молодежи
Заключение
Список литературы

Введение
Актуальностьтемы исследования.
Народнаяигра имеет многовековую историю, она неразрывно связана с жизнью русскогочеловека, его бытом. Поэтому, обращаясь к народной игре, сохраняя и возрождаяее для новой жизни, мы можем творчески усвоить старые, но мудрые истины,установить связь между культурой прошлого и нынешнего, воспитать гармоничнуюличность, ибо нет такого качества человека, которое не развивалось бы внародной игре.
Народнаяигра – важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать ее и делать всевозможное, что бы дать е новую жизнь. Ведь народная игра всегда была теммеханизмом, который способствовал вовлечению человека в жизнь социума, как впсихологическом, так и в бытовом плане. Игра помогла человеку ощутить себячестью большого целого- народа, давала ему возможность испытать себя,воспитывала, учила, развивала. Сейчас, когда мы заботимся о возрождениинародного самосознания, возвращаемся к опыту прошлого, невозможно обойтивниманием народную игру, которая является важнейшей частью этого опыта.
Степеньизученности проблемы.
Голландский психолог Й.Хейзенг утверждал, что культура не рождается в игре, а возникает как игра,первоначально играется. Он считал, что категория «игра» — это основное свойствовсякой культуры (теория «человека играющего»). Игра — один из первых и главныхстимулов культуры человека. Игра старше культуры, культура«возникает и развивается в игре, как игра» Homo ludens (Человек играющий), (Втени завтрашнего дня. 1992), имеет игровой характер. Хейзинга подчеркивает, чтобольшинство исследователей игры опускают или недооценивают, что онапреимущественно располагается «на территории эстетического» и главное в ней –«эстетическое содержание», и последовательно показывает и обосновывает игровыепринципы основных составляющих культуры, включая не только сферы религиозныхкультов, искусства, праздника, спортивных состязаний, но и философию,правосудие, войну, политику. Краткая дефиниция игры по Хейзинге гласит: «Играесть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленныхграниц места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательнымправилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения ирадости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь»» [41].
Советскийученый А. Лосев подчеркивал, что «в игре есть все достоинства искусства: иидеал, и мудрость, и высокое, и трагическое, и комическое, — и все чем богатажизнь». «Игра человека есть социальный и эстетически- культурный феномен, а егосодержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и егокультура — трудом и общением».
«Опытигрового поведения имеет каждый; культурно — историческом плане мир не знаеткультур, народов или эпох, не знающих игр».
Объектом исследования:русская народная игровая культура.
Предметомисследования: возрастные особенности игровой культуры русского народа.
Цель исследования: раскрытьвозрастные особенности русской народной игровой культуры.
Исходя из целиисследования, можно выделить следующее задачи:
— рассмотретьисторические предпосылки возникновения игры;
— рассмотреть сущность и функции игры;
— рассмотреть культурно-историческое своеобразие русской народнойигры;
— рассмотреть возрастную дифференциацию народной игровой культуры.
Структураработы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и спискалитературы.

Глава I. Игроваякультура русского народа как этнокультурный феномен
1.1 Возникновение и развития народной игры
Сложилосьвеликое множество смыслов, значений, которые вкладываются в слова игра, играть,игрушка. В словаре С.И. Ожегова игра- это способ, каким играют в двухзначениях: играть в игру и второе в значении опасная игра и переносное значениедействовать с тайным умыслом.
Игракак комплект предметов для игры, игра природы как что-то необычайно инебывалое, из ряда вон выходящее. Игра слов – шутка, основанная на одинаковомзвучании разных по смыслу слов. Игра судьбы как реализация непредвиденнойситуации в жизни. Игра воображения –продукт фантазии и выдумки.
Играть,как резвиться, забавляться и развлекаться, предаваться праздности. Играть вочто-то именно, то есть проводить время в определенном типе деятельности – всоревновании, в развлечении. Играть что-то и на чем-то – а музыкальноминструменте, играть роль на сцене, играть комедию – притворяться, бытьнеискренним в поведении и поступках, играть на нервах – создавать дискомфортдля окружающих людей, играть первую скрипку – занимать руководящее положение всоциальной иерархии. Играть с кем-то или чем-то как с игрушкой – обращаться счеловеком как с игрушкой, делать из него полностью контролируемым субъектом,играть с предметами – совершать действия выходящие за рамки обычногоманипулирования с предметом. Играть своей или чужой жизнью – совершатьисключительно рискованные, связанные с серьезной опасностью для жизни,действия. Играть с огнем – обращаться крайне легкомысленно с чем-либо, чтоможет серьезно нарушить бытие играющего, вызвать в числе прочих последствий егогибель. Играть людьми – обращаться с ними легкомысленно, как с чем-томалозначащим и малоценным. Играть, как проявляться, обнаруживаться чем-то иликак-то – солнце играет, вода играет, улыбки играет на лице. Играть на бирже –совершать трудно предсказуемые трудовые операции на бирже. Играть в великодушие– проявлять притворное великодушие, быть великодушным только в этот момент игрыв великодушие.
Виграх из рода в род из века в век, от одного рода к другому передается нечтообщее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, рас ирелигий, ступеней культурного развития, что несет в себе общечеловеческие,историко-образовательные признаки. Универсальная интрига любой игры – победанад собой, наслаждения этой победой. Недаром Ф. Шиллер считал, что «человекиграет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бываетвполне лишь тогда, когда играет»
«Никтоне знает, откуда взялось большинство игр, в которые мы сознательно играем,когда хотим скоротать досуг: ведь даже относительно новые игр в, такие, какрегби, баскетбол, компьютерные игры, при всей их современной «упаковке», поструктуре совей глубоко архаичны и корнями уходят в глубокую анонимнуюдревность»
Игрыскладывались в период человеческой первобытности, они известны уже в неолите иэнеолите.
«Наиболеедревние архаические игры были связаны с простым экспериментированием. Игры –экспериментированного манипуляционного типа наблюдаются у обезьян. Это даетоснование предполагать наличие подобных игр у детей неандертальцев. В играх сподручным материалом — камешками, плодами, костями и т.п. Эти игры, несомненновозникли раньше обрядов первобытного племени и даже могли оказывать влияния наих возникновение »
Правда многие считаючто игра возникла в обряде. В действиях религиозных служениях присутствуютигровые элементы: особые правила и словесные формулы, символика, необычнаяодежда. В любом случае, очевидно, что игра возникла в глубочайшей древности, ипо сию пору скрывает в себе забытое символическое значение. Но все же вопросвозникновения игры весьма сложен и запутан. «При изучении символических формповедения одним из наиболее запутанных является вопрос о соотношении игры иритуала»
Между ритуалом и игроймного общего. Но есть и одно существенное различие: игра чаще всего носитсоревновательный характер. Соревнование же невозможно без выигрыша — превосходство над противником, польза, выгода. Иными словами, у любогосоревнование есть цель — перегнать, одолеть… А это уже противоречитсущественности игры, ведь она по определению- бесцельна, совершается толькоради удовольствия. Таким образом, и соревнование- признак ритуала, когда победаприносит победителю вполне конкретные, зримые, ощутимые преимущества (онстановится первым, т.е. вождем). Еще одним признаком игры перевоплощениеучастников (из «Я» возникает « не-Я»). Но и в ритуале исполнителям присущаспособность к перевоплощению. Удовольствие, которое также является характернымпризнаком игры, испытывают и участники ритуала. Что же все- таки различает игруи ритуал? Главное различие заключается в том, что в ритуале присутствуетпассивное воспроизводство традиции путем заучивания; копирование элементов;игра же предполагает активное воспроизводство, основанное на подражании, т.е.на передаче традиционных форм при помощи устойчивых алгоритмов (правил).Поэтому игру отличает спонтанность, непредсказуемость. Игра обязательно имеетвременные и пространственные рамки: начало (жеребъевка, считалка), завершение(наказание или чествование)- обязательны. Игра и ритуал – неразрывно связаны, «чистой игры» в природе не существует, в ней обязателен элемент стабильности-ритуала.
Таким образом, игравозникла как элемент ритуально- магических актов. Как считал Й. Хейзенга,«человеческая культура возникает и развертывает в игре, как игра». Но этоотождествление игры и культуры в полной мере присуще лишь архаическимкультурам. В поздней истории игры вытесняется в отдельные сферы и замыкается вотдельные среды, группы и субкультуры,- так, в Росси с XVIII века параллельностали существовать две игровые культуры: дворянская и крестьянская. Позже ониснова трансформировались.
То, что игре в Россипридавалось определенно положительное значение, подтверждает тот факт, что врусском языке есть очень много выражений, пословиц и поговорок, связанных сигрой ( «играй-играй, да дело знай», «делу — время, потехе — час»)
В Древней Греции рольигры понимались очень высоко. В палестрах (школах), куда дети приходили в семьлет, обязательными занятиями, наряду с науками, были игры: в мяч, бег, скачки.Недаром в греческом языке понятия «игра» близко к понятию «воспитание». УПлатона игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платонбыл убежден, что надо жить, играя, дабы снискать к себе благосклонность богов.Вообще в Древней Греции игры считались священным занятием, приятным богам. Ипроводились они очень торжественно, рядом с храмами. Для греков игры былиисточником физического и духовного роста, поэтому в них участвовал весьсвободный народ, стремясь к идеалу. Древние же римляне не нуждались в идеалах,их целью были войны и власть, поэтому и игры в Древнем Риме были, в основном,играми военного характера — верховая езда, борьба, метание. Спортивныесостязания, военные парады, бои гладиаторов демонстрировали мощь государства,авторитет его правителей. В зародышевой форме ритуалы и культурные игрыостались практически во всех современных играх. Так, детская современная игра«в классики»- это ничто иное, как «храмовое скакание», как испытательный пунктмежду «небом и преисподней». Игры с мячом, исходно имевшие ритуальное значение,были обычными в Древней Мексике, в средневековой Европе, где частосимволизировало движение солнца. В Руси издревле существовали игрища с оттенкомязыческого культа: Кострома, Коляда, Овсень, Ярило, Купала. Обязательными вомногих обрядах были игровые действия, связанные с поклонением солнечномубожеству, водному и земному. Отсюда — скакание через огонь, на одной ноге,хороводы, которые, по сути, — символ единения, согласия, гармонии с природой.По сию пору в селах Белгородчины сохранился обычай колядования, включающий всебя игровой момент ряжения, исполнения благожелательных текстов. Игра всегдабыла частью культуры, практическая и игровая деятельность человека былинеразрывно связаны. Однако с развитием цивилизации происходит все болееявственное их размежевание, общество становится все более жестким, прагматичными трезвым. Люди предпочитают не играть, а наблюдать за играющими. Однако играостается средством развлечения, и эта ее функция становится доминирующей. Человекув наше сложное, напряженное время нужна зарядка, и на помощь приходит игра.Игра как потеха, забава. Игры в казино, компьютерные игры, реальные шоу- всеони уводят человек из мира повседневности в вымышленный, иллюзорный мир.Человек продолжает играть.
Таким образом, возвращаяськ изучению прошлому, к его историческому опыту не возможно, обойти народнуюигру, которая является важнейшей частью этого опыта. Народная игра — важнейшаяшкола жизни, поэтому необходимо изучать ее и делать все возможное, что бы датьей новую жизнь.
1.2 Сущность и функцииигры
Игра – это не простолюбимое занятие детей, именно в ней формируются основные новообразования,подготавливающие ребенка к учебной деятельности.
Игра – уникальныйфеномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Детство без игры и внеигры аномально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не толькодетскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества,одухотворение осваиваемого опыта жизни, признаков и предмет социальнойпрактики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуальногосамопогружения, активизации процесса познания мира и т.п.
Г.Н. Гришина такоценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть вбудущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь,его идеалы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложныхжизненных проблем».
Игра является первойшколой воли: именно в игре первоначально проявляется способность добровольно,по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиворебенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он «пограничник»,то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.
Ценность игровойдеятельности заключается в том, что она обладает возможностями для формированиядетского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет самостоятельносоздавать те или иные формы общения.
В игре формируется илиперестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается вусловиях игровой деятельности острота. В игре ребенок раньше и легче усваиваетсознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов,чем в лабораторных условиях.
В игровой деятельностискладываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, дляперехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементамсловесно-логического мышления.
Именно в игреразвивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленнопреобразовывать их.
Важная роль игры вразвитии ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для негоспособами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметныхдействий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемыми ине могло бы быть по-настоящему освоено.
Игра как бы создает«зону ближайшего развития ребенка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребеноквсегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения: он в игрекак бы на голову выше себя самого. Игра содержит в себе все тенденции развития:ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычногоповедения» .
Слово «игра», «играть»в русском языке чрезвычайно многозначно. На всех европейских языках слово«игра» обозначает обширный круг действий человеческих, — с одной стороны, непретендующих на тяжелую работу, с другой стороны – доставляющих людям веселье иудовольствие.
Таким образом, в этотмногообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все,начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героевтеатра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы и т.д.
Слово «игра» неявляется научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именнопотому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самымиразнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра».Игра в развернутой форме ролевой игры продолжает жить в детстве, представляясобой одну из основных форм современного ребенка [18, c.17].
«Играя» можно обучитьребенка. Ребенок очень любознателен. Он хочет многое познать и многое понять.Но он, к сожалению взрослых, не воспринимает учебу как серьезное дело. Емукажется это очередным развлечением. А сложность и трудность не преодолимаясразу, гасит детский энтузиазм. И вот уже способный и смекалистый ребенок можетпревратиться в среднего «троечника», для которого школа и уроки – мучение. Аведь можно организовать обучение и развитие ребенка в самой привлекательной и,главное, основной для него деятельности – игры.
Детские игры имеютгенетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают какспецифически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, испорта. Отсюда и название игр: познавательные,
строительные, игра-труд,игра-общение, словесные, музыкальные, интеллектуальные, художественные,игры-драматизации, спортивные, подвижные, ролевые.
Игра –многофункциональное явление. Из множества ее функций выделим те, которые имеютнаибольшее значение для развития младшего школьного возраста:
1. Социокультурноеназначение игры.
Игра – сильнейшеесредство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемыепроцессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьмизнаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальнойобщности, или группе сверстников, так и стихийные процессы, влияющие наформирование ребенка.
2. Коммуникативнаяфункция.
Любое игровое(кратковременное или долговременное) общество – коллектив, выступающийприменительно к каждому игроку, как организующее коммуникативное начало,имеющее огромное количество коммуникативных связей.
Игры дают возможностьмоделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая кагрессии, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
3. Игра оказываетогромное влияние на познавательную деятельность детей.
Через игру происходитузнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется кругозор;постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историейспорта; повышается эффективность изучения всех без исключения школьныхпредметов. Это значит, что игре свойственна просветительская функция.
4. Творческие процессы.
Творческие процессы вовсей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, вприсвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д.
Через механизмэмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваиваютэлементы творческой и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующуюжизнь. Стало быть, игре свойственна функция – творческая.
5. Функциясамореализации ребенка.
Для ребенка игра важнакак сфера реализации себя как человека, как личность. Именно в этом планеребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, иливозможность победы, или достижения какой либо цели. Процесс игры – пространствосамореализации.
6. Отличительнойособенностью игры является ее театрализация.
Художественные образы,воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать ирадоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначеговоря, игра благоприятна для формирования возвышенных идеалов и выработкисистемы ценностных предпочтений.
Игра – это сфера социализации,в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и, такимобразом, осуществляется мировоззренческая функция.
7. Рекреационнаяфункция.
Жизнедеятельностьсовременных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, апотому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил.На этом фоне игра помогает снять создавшееся напряжение. Именно в игрепроисходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, т.е. реализуетсярекреационная функция.
8. Функция коррекции вигре.
Психологическаякоррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуруличностных показателей индивида. Сам механизм коррекции необходим потому, что,к сожалению, значительной части детей свойственны непоседливость,вспыльчивость, замкнутость, утомляемость, застенчивость и другие негативныепроявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушаютвнутриколлективные отношения, важные формы взаимодействия в группе.
Игра стимулирует вребенке органы, ранее бездействующие, и тем самым восстанавливает равновесиеего сил.
9. Развлекательнаяфункция игры.
Развлечение – этовлечение к разному, разнообразному, это, в конце концов, разные интересычеловека.
Поскольку влечение –психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную илинедостаточно осознанную потребность личности, развлекательная функция игрысвязана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевнойрадости, тем самым, стабилизируя личность и помогая реализации уровней еепритязаний. Игра – стратегически тонко организованное культурное пространстворазвлечения ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Развлечение вигре – это поиск.
Таким образом, как яуже сказала игра – это многофункциональное явление, но в целом во время игрыпроисходит обучение участников азам существования в обществе, правиламкооперации и борьбы. Так, по словам Ф. Хайека, «игра — прекрасный примерпроцесса, в котором участники, преследуя разные и даже противоположные цели, ноподчиняясь общим правилам, в результате достигают всеобъемлющего порядка».
игранародный забава обряд

Глава II. Возрастнаядифференциация народной игровой культуры
2.1 Игры детей младшеговозраста
Игра — ведущий виддеятельности ребёнка.
Детские народные игры,песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, скороговорки,чистоговорки, считалки, загадки являлись средством умственного, нравственного,эстетического, эмоционального развития детей особенно дошкольного и младшешкольного возраста, представляли собой ядро детской культуры, универсальнуюформу общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день передобществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранениядетского языка, детских традиций, детской субкультуры.
Выбор репертуара вомногом определялся уровнем развития ребенка. Игры зачастую были одни и те же,но различались по степени сложности, то есть, с ростом ребенка простоусложнялись условия игры. Младший возраст- это возраст от двух до семи лет, издесь каждый год имеет особенности, учитываемые в выборе игр.
Так, ребенок 3-4 годаеще не полностью овладел свои телом, движение его не всегда точны. Словарныйзапас- от 1000 до 2000 слов, он много говорит, запоминает сказки, любиткороткие стихи, тексты. Но слова произносит плохо, поэтому сокращает их, фразустроит несовершенно, пропускает трудные звуки. Психические навыки толькоформируются, внимание неустойчиво, велика отвлекаемость. Поэтому игры-короткие, типа «У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Каравай».
К пяти годам навыкивладения текстом становятся точнее, мышцы крепнут, увеличиваетсяработоспособность. Ребенок уже может одновременно оторвать обе ноги от земли,поэтому учится прыгать.
Речь становится болеесвязанной, последовательной, уменьшается количество сокращений и перестановокслов. В этом возрасте улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса,узнают и запоминают песни, стихи. Начинают формироваться психические навыки:внимание становится устойчивей, развиваются процессы запоминания,совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия. Поэтому в пятьлет ребенок уже не мог играть в игры с текстом, например, «Гуси- лебеди»,осваивал дразнилки, уже мог запомнить считалки. Считалок в игровом репертуареребенка было множество, и до наших дней многие из них дошли практически внеизменном виде.
Тай, тай — не летай!
Кто играет — тот играй,
Кто не с нами — выходи,
И, конечно же, выходи!
В шесть лет у ребенкапоявляется легкость, ритмичность бега. Запас слов – до 3000, развиваютсятворческие способности, ребенок может делать умозаключение, рассуждать. В шестьлет игровой репертуар уже богат. Он включает в себя игры с мячом, с веревкой,многообразные словесные игры, среди которых — и загадки, и считалки, искороговорки. Осваивались игры — ловишки, игры спортивного характера, дочки-матери, казаки – разбойники.
Дети младшего возрастане делились еще по половому признаку, девочки и мальчики играли вместе. В ихигровом репертуаре было много забав, в которых требовалась ловкость, сноровка,быстрота реакции. Все эти качества и тренировались в играх.
Главным назначениемдетских игр младшего возраста было — овладения правилами. Ведь овладетьправилом — значит овладеть свои поведением.
Значение сюжетно — ролевых игр, которые превалировали в игровом репертуаре детей младшеговозраста, заключалось в том, что ребенок одновременно готовился ксамостоятельному и коллективному поведению. Дети, играя по правилам, брали насебя игровые роли, учились договариваться, спорить, командовать, участвовать вразрешении конфликтов и т.д.
Таким образом, в игре удошкольника закладывается ряд важнейших психических качеств, в первую очередьспособность ориентироваться на позиции других людей, оценивая свои действия ипоступки как бы со стороны, глазами эти людей. Он обнаруживает, что любоедействие вплетено в сложную систему человеческих отношений, так или иначе,адресуется другому человеку. Благодаря этому ребенок начинает более или менееосмысленно ориентироваться в сфере собственных мотивов и переживаний, управлятьсвоим поведением, то есть у него постепенно формируется произвольность.
Два основныхпсихических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре — ориентацияна позицию другого человека и творческое воображение, — теснейшим образом связаныдруг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же началав ребенке, начала творческого.
Роль игры в развитиипсихических процессов у дошкольников изучалась в сравнительных исследованиях.Т.В. Ендовицкая установила повышение эффективности сенсорных процессов уребенка-дошкольника в условиях игры. Богуславская обнаружила переход детей наболее высокий уровень абстракции и обобщения, осуществляемый в играх. Истоминапоказала, что в игре создаются наилучшие условия для формирования процессовпроизвольного запоминания и припоминания. Пользуясь выражением С.Л.Рубинштейна, можно сказать, что психические процессы ребенка не толькопроявляются, но и формируются в играх.
В игре дошкольник спомощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и бытокружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Тем самымскладываются необходимые условия для осознания ребенком новых областейдействительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей.
Большое значение дляформирования полноценной личности имеют игры, идущие от исторически сложившихсятрадиций этноса – народные игры.
Таким образом, «Именнов игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, ихотеть действовать правильно. Игра делает их поведение осознанным, превращаетребенка в сознательного субъекта своей жизни».
2.2 Игры подростков
Дети — подростки врусской культуре уже считались «годными» к труду и к обрядовой деятельности.
В играх начинаетсяразделение на игры девочек и игры мальчиков, но остается много и совместныхигр.
Уличные игры всегдабыли массивные, в них участвовали от 5 до 15 человек. Каждая игра начиналась сконания, т.е. выбора вожака- главного игрока, называемого «водило»,«водильщик». Выбор вожака и деление на команды происходили путем жеребьёвки илис помощью считалки.
Существовало нескольковидов жеребьёвок, забытых на сегодняшний день. Среди них:
— счет, которыйосуществлялся только по солнцу, от левой руки к правой;
— прибаутки (счет, нообразный, с расчетом на юмор);
— канашки, когдамерялись на палке;
— на палки — бросаликаждый свою палку: чья ближе, тот и водит;
— чикование: игра в«чижа»- бросают маленькую палку, ударяют по ней большой.
Уличные игры носилиподвижный характер. Наиболее популярные были разнообразные «ловишки»,существовавшие в огромном количестве вариантов. Они были двух видов: один — вкоторых ловцом был один человек, например, «пятнашка»; вторые — в которых однапартия ребят ловила другую,- например, «Чехарда» пользовалась большойпопулярностью, благодаря своему характеру. Играли в нее двумя командами.Участники одной из них цепочкой становились друг за другом, причем каждый,обхватив предыдущего за туловище, прятал вниз голову. Стоящий впереди упиралсяголовой в стену. Игроки второй команды просто прыгали по очереди на спиныпервых, стараясь при этом не упасть. Удержались — значит, катаются на спинахпервой команды, пока не свалятся.
В Белгородской областиесть похожая игра, но несколько модифицированная, — «Кривуля». Проводится онатак: один игрок наклоняется, руки упирает в колени. Проводится она так: одинигрок наклоняется, руки упирает в колени. Через двоих, последующие повторяютдействия предыдущих, и так до последнего, после чего первый прыгает уже черезвсех игроков. Игра хороша тем, что может проводиться до бесконечности и вовремени, и в пространстве.
Популярны были«Жмурки», «Верный удар», а также разнообразные игры с мячом: в «Лапту», « Взайчика». Игра «В зайчика» заключалась в следующем.
В центре сидит«зайчик», остальные стараются в него попасть мячиком, он уворачивается. Кто непопал- тот сам становится « зайчиком». Если не было мяча, то выход находилсясам собой. Белгородская игра «Гопалки» — подтверждение тому. Играли в неёследующим образом. Каждый лепил себе из грязи круглый ком размером в двакулака. Поочередно игроки ударяли своим комом о землю в самом пыльном месте.Чей ком произведет самый резкий звук и больше пыли- тот и выигрывает.
Еще одна любопытнаяигра Белгородского региона, для проведения которой не нужен дорогой реквизит, икоторая очень проста по правилам — игра « В соломку»: сухой камыш нарезаетсяодинаковыми палочками и вкладывается кучкой. Затем каждый игрок по очередивытягивает палочки из кучки, стараясь не завалить ее. Играют, пока куча не завалится.Выигрывает тот, кто вытянул большое соломок.
Любили играть в«Жмурки», которые обязательно начинались с диалога
— Что пил?
— Квас!
— Ищи век нас!
Повсеместно играли « Вгоршок»: с завязанными глазами раскручивали одного игрока, и но должен был послеэтого палкой ударить по горшку, стоящему в центре. Наградой, если он попал погоршку, служило то, что в него клали: пряники, пирожки. Остальные игроки вовремя игры сидели тихо, стараясь смешком не выдавать, если игрок послераскручивания шел в другую от горшка сторону.
Главное, что характернодля игр этого возраста в традиционной народной культуре, это то, что ониразделяются на девичьи и мальчишеские. Ведь в это время происходит половоесозревание, мальчики и девочки готовятся стать мужчинами и женщинами, и уже вигре происходит эта подготовка. Конечно, и в этом возрасте очень много общихигр, но появляется много новых, в которых отыгрываются модели будущей взрослойжизни, как трудовой, так и бытовой, а также обрядовой, бывшей неразрывнойчастью жизни русского человека.
Рано утром в Рождествои Новый год мальчики совершали обход домов с магическим обрядом ПОСЕВАНИЯ. То,что участниками обряда были только мальчики, возможно, связано с тем, чтофункция сеятеля закреплена ха мужчинами. Зайдя в избу, посевальщик разбрасывалзерна разных культур, спрятанных в рукавице, исполняя при этом песню:
Сею, сею, посеваю,
С Новым Годомпоздравляю!
На новый год, на новосчастья
Уродись, пшеница,
Горох, чечевичка!
На поле — копнами,
На столе — пирогами!
На Масленицу все дети впервый день, называемый «встреча», бегали на самую высокую гору в селе длятого, чтобы встретить «госпожу честную Масленицу». Они же, как правило, первымискатывались с катальной горы в четь праздника.
Среди зимних забавБелгородского региона есть любопытная игра «Свинка». Проводилась она следующимобразом: из дерева вырезали «свинку»- плоскую чурочку, а из лозы делали клюшку.Этой клюшкой гоняли «свинку» по льду реки или пруда, стараясь забить вобозначенные «ворота».
Апофеозом детскойобрядности были весенние праздники, связанные с прилетом птиц. Первый срединих- ЕВДОКИЯ- ПЛЮЩИХА, который наступал 14 марта (по старому стилю). Чтобыприблизить наступление весны, дети забирались на пригорки или крыши домов ипели ЗАКЛИЧКИ.
22 марта, в СОРОКИ, детисо специально испеченным для этого обрядовым печеньем — жаворонками- бегали подеревне и кричали
Жаворонок, жаворонок,
Выгляни, выскочи,
Твои дети на повети сырколупают,
В масло окунают!
Печенье называлось и«кулики». Дети клали свои птички на вершины стогов соломы и, приплясывая, пели
Весна, весна,
На чем пришла,
На чем приехала?
На сошечке, набороночке,
Кулики, жаворонки,
Слетайтесь на одонки!
В закличках детивоспроизводили ритмические, мелодико — текстовые формулы в целях воздействия наокружающий мир. В них именно ритм образовывал «сакральное», действенное,значимое начало. Ведь в представлении человека традиционного образа ( как исовременного ребенка) ритмизированный текст, в отличие от простого, обладаетвластью воздействия на мир и других людей. Ритмически оформленный текст- самапо себе ритмическая конструкция, это орудие создания или воссоздания мира,мыслящегося как ритмически же организованная сущность.
Поэтому закличкипредставляют собой предельно четко ритмически организованные конструкции
Жавороночки!
На соломочке!
Прилетите к нам!
Принесите нам!
Лето теплое!
Весну красную!
Пропев песенки детиразбирали жаворонков и убегали, затем возвращались, снова усаживали их на стоги пели закличку; так продолжалось до позднего вечера, в конце которого играющийоткрывал своему жаворонку голову и съедал ее. Туловище съедали в концеследующего дня, предварительно пропев несколько закличек, как и в первый день.
На БЛАГОВЕЩЕНЬЕ, 7апреля дети выпускали птиц из клеток и пели при этом «веснянки»
Синички- сестрички,
Тетерки- чечетки,
Краснозобые снегиришки,
Щеглята- молодцы,
Воры- воробьи!
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорейведите! За нас Божью Мать молите!
Играли весной «Вродничок» «становились друг за другом по одну сторону весеннего шумного ручья,обхватывали друг друга за пояс и пели
Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился, ключевой,
Белый, снеговой,
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам,
У-ух!
Спев эту песню, бокомперепрыгивали через ручей на другую сторону. При этом мешали друг другу,придерживали, стараясь столкнуть в воду. Кто коснется воды, из игры выбывает».
Всеобщей детскойобрядовой забавой были игры с яйцами. Проводились они обязательно на Пасхальнойнеделе, включая Красную горку, а также Егорьев день и Троицу. Наиболеераспространенной игрой было катание яиц с горки, со специально сделанныхлоточков. Играющее по очереди спускали яйца с лотка, чьё откатилось дальше всех- тот и выигрывал. Другой способ игры — спускающее с лотка яйцо должно былоудариться об уже лежавшее на земле. Или просто соперники толкали яйца по столунавстречу друг другу. Если при соприкосновении яйцо разбивалось, его забивалтот, чье оставалось целым.
Самая простая забаваяйцами — «битки». Два игрока зажимали яйца в руке и ударяли друг о друга. Чьеяйцо цело тот и победитель.
Основное место в жизниподростка занимали такие формы игрового фольклора, как СТРАШИЛКИ. Онизаключались в том, что дети очень любили рассказывать друг другу разныестрашные истории про вурдалаков, упырей, русалок, леших, кикимор и прочихфольклорных «нечистях».
Таким образом, игры сосверстниками представляли подростку широкое поле для интеллектуальногоразвития, опробование себя и своих возможностей, понимая другого человека,сострадание и сопереживание ему. Поэтому в русской культуре ребенок, вволюнаигравшись в детстве, вступал по взрослому жизнь, не обремененным детскимипроблемами, обидами и страхами.
2.3 Игры и забавымолодежи
Игра в молодежнойсубкультуре выполняла очень важную роль: она объединяла молодых, раскрепощала, поучала.Через игру познавались и проигрывались многие жизненные ситуации. Поэтому игразанимала такое важное место в молодежных встречах.
Молодежные игрыпроводились на улице в теплое время года и в избе в холода. «На вулице» игралив веселые подвижные игры, которые требовали много места: «В горелки», «В мяча»,«В пояса», «В жгута», «В гуси». Водили хороводы « А мы просто сеяли», «Мак»,«Яша». Эти игрища- хороводы начинались весной и заканчивались на Петров день.Потом — страда, а с наступлением хороводов молодежные забавы перемещались вдома, и начинались молодежные посиделки.
На посиделках молодежьтакже водила хороводы, развлекалась спокойными играми, которые заканчивалисьпоцелуями. Содержание хороводов отражало, как правило, темы семьи, семейнойжизни, взаимоотношений между мужем и женой, в них с помощью пантомимы,хореографических движений, песен разыгрывались любовные отношения между мужем иженой, сцены семейных ссор, наказание нервной или строптивой жены. Так, самымраспространенным и любимым хороводом посиделок был «Женина любовь». Онрассказывал о том, как муж собирается в город погулять, поразвлечься и привезтижене много подарков. «Жена», находящего в центре хороводного круга,отмахивается от своего стоящего рядом «мужа», сердится на него, не хочет ничегослышать. Хор укоризненно поет: «Посмотрите, добрые люди, как жена мужа нелюбит: где ни сойдется, не поклонится, отворотится!». После этого рассерженныйповедением «жены» «муж» произносит: «Я куплю тебе, жена, шелковую плетку». «Мена»сразу же разыгрывает любовь и ласку по отношению к нему. Хор поет: «Посмотрите,добрые люди, как жена мужа любит: где ни сойдется, все поклонится, неотворотится».
Поведение молодежи напосиделках отличалось от поведения на весеннее- летних гуляниях. Здесьразрешалось довольно вольное поведение парней и девушек. На ней допускались, идаже поощрялись, довольно нескромные разговоры, сомнительные шутки, острота,неприличные песни. Парни и девушки могли целоваться, обниматься, а когдаустраивались «гаски», то есть когда гасили свет, то объятия парней и девушек,по словам людей, видящих посиделки, могли «становиться слишком жгучими».Зачастую посиделки кончались «ночлежкой»- совместной ночевкой всехприсутствующих.
На посиделкахпреобладали контактные игры, целью которых было: угадать, дотронутьсяпоцеловать.
В Белгородской областиво многих селах была распространена игра» В платочек» ведущих садится в центр,участники встают вокруг него и ходят по кругу. В это время можно петь. У одногоиз участников платочек, который нужно передать друг другу незаметно дляведущего. Если ведущий замечает, то они меняются местами. Если нет, то ведущийнесет наказание: поет песню, отгадывает загадку и т.п.
Любили играть «Вниточки», или «В прядки» Игра заключалась в следующем: по числу пар из пряжирвали прядки, длинною около 40 см. Потом поочереде девушки наматывали прядки науказательный палец, одни концы отдавали парням, другие — девушкам, которыестарались взять прядки, конец которой держит нравящейся ей парень. Прядкиспускаются с пальца, и те, кто оказался держащим одну и ту же прядку, должныцеловаться.
Посиделки являлисьпродолжение молодежной игры, начатой в весеннее- летний период. Молодежьпродолжала свою символическую игру, но это была игра не в любовь, а в семью.
Время зимних святокбыло так насыщено обрядовыми и игровыми действиями молодежи, что их следуетвыделить особо. Святочные игры происходили как на улице, так и в избе, напосиделках. В эти дни в каждом селе стремились собрать большие сборы девушек,приглашали не только «своих», но и «чужих», из соседних деревень. «Чужие»пользовались всеобщим уважением и приоритетом: им во всем уступали лучшее:место, кусок пирога, девушка…
Святочная поседела — это центр «языческого антимира», ритуальные игры, на которые приходили ряженые,пели и скакали ритуально- театрализованные группы взрослых мужчин. Большинствоигр у молодежи были откровенно эротическими. Например: «Кузнецы»- оченьоткроенная забава, в которой принимали участия мужчины, одетые весьмапричудливо, а проще сказать не одеты они были, а, скорее раздеты, драная рогожанадевалась на голое тело, и не столько прикрывала, сколько открывала взоруоткровенные места. «Кузнецы» входили в избу, где проходила девичья посиделка,вносили с собой носилки, покрытые рогожей. Рогожу сдергивали, а под нейоказывался совершенно обнаженный смельчак. И тут начиналось самое интересное.Смельчаку «кузнецы» поочередно поднимали ноги изображая кузница меха… Девушкамничего не оставалось как смотреть на «это» представление. На святочныхпосиделках большинство песен не являлись календарно- обрядовым, их пели и наобычных посиделках. Но особенностью исполнения их в святочный период было то,что все они разыгрывались, т.е. сопровождались движениями: девушки, одни или спарнями, ходили рядами, кругами, целовались.
Вот как, например, вбелгородском регионе проводилась игра «В разлуку»
Парни и девушки попарновыстраивались в шеренгу, «разлучник» становились впереди шеренги. По сигналудевушка и парень стоящие последними, должны пробежать по обеим сторонамшеренги. Обогнув ее, и схватиться за руку прежде, чем «разлучник» поймаеткого-либо из них или заденет. Если пару не задели, то она становится впередишеренги, целуется и все повторяется сначала.
В комплексе святочныхигр «в женитьбу» значительная роль принадлежала социовозрастной группе молодыхженщин, вышедших замуж недавно. «Молодухи» и припевали парней к девушкам,перебирая всех по очереди, и руководили ходом каждого игрового сюжета.
Посвятительный характеримели также игры ряженых, появление которых на игрище, благодаря их яркимкостюмам и эмоциональной форме поведения, вызывало целый комплекс сильныхощущений у присутствующих: и смех, и страх, и стыд. Тема брака активно звучалав песнях и играх. Хороводах и действиях ряженых, превращая святочные игрища вважный момент семейно — брачной обрядности. В этом смысле молодежи в святкахпредставляли собой подготовку и испытание для тех, кто достиг брачноговозраста, тем более, что после святочного периода наступал мясоед — традиционное время свадеб у русских.
Таким образом, играмолодежи была не только развлечением, но и способом самореализации. В игрепоявляется смекалка, острословие, умение говорить, общаться, ловкость, сила ит.д. Именно на это работало каждое условие игры в любом возрасте — выявит самыелучшие качества в человеке. Общество должно было их заметить, оценить и дать«добро» на переход во взрослую жизнь.

Заключение
Во все времена людиотмечали важность игры для общего развития ребёнка и необходимость примененияеё в воспитании. Игра как деятельность человека — явление сложное, и педагогиразных стран на протяжении многих столетий задумывались о сущности этогоявления. При этом, указывая на огромное воспитательное значение народных игр.
Понятие «игры» внародной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности.«Игрой» называли такие, казалось бы, разные и далёкие друг от друга явления,как пляски, танцы, песни, шалости, забавы, подвижные игры и вообще веселье.Отличительной чертой, способом существования народных игр в прошлом было ихпроникновение во все сферы жизни — и в ритуально — обрядовую, и в повседневную.Очевидно, что игры не были преимуществом людей одного возраста, онисопутствовали человеку от рождения до старости, в каждом возрасте имея своиособенности и выполняя определённые функции. Так, для детей наиболее важнымможно признать задачи физического и психического развития, для молодёжи — знакомства и сближения потенциальных брачных пар, для взрослых — проведениедосуга, для стариков — общение и преодоление усиливающегося в их возрастеодиночества. Игра позволяет человеку взять на себя практически любую роль,потому что роль в игре во многом условна. В игре сочетается условность состремлением к достоверности в главном, ради чего игра затеяна.Самостоятельность и свобода выбора, простор для творчества, доступность в игресамого недоступного и желанного — всё это наполняет участников игры радостью,окрыляет их фантазию, изобретательность. Человек в хорошей, увлекательной игрерастёт, развивается духовно и физически. Из детских игр практически полностьюисчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способыразметки игрового поля и разделения на команды, установление иерархии ролей иприёмов и прочее. В настоящее время изменилась суть детской игры, онастановится все более агрессивной, индивидуалистичной. Из детского досугаисчезают групповые игры, а ведь с их помощью ребенок проходит процесссоциализации и вовлечения во взрослую жизнь. Считалки, дразнилки, «салки»,«казаки- разбойники», сечки, заклички, песенки — не просто фольклор, амудрейшие своды законов, правил и кодексов. От того как дети играют, зависитто, как они будут жить, будучи взрослыми.
Игра — развивающаядеятельность, фора жизнедеятельности, зона социализации, защищенности,самореабилитации, сотрудничества, содружества со взрослыми, посредник междумиром взрослого и миром ребенка. Игра, как известно, предполагает наличиедругих, с которыми обсуждаются правила и сценарии игры, распределяются роли ит.п. Даже в тех случаях, когда ребенок играет один, он как бы «раздваивается» идоговаривается обо всем с сами собой. То есть, игра- всегда диалог, причемигроки непредсказуемы, свобода их лишь несколько ограничена рамками отведенныхролей и установленных правил. В процессе игры часто возникают непредсказуемыеситуации, открывающие простор для принятия нетривиальных решений, пробуждающихфантазию и воображение, в конечном счете, способствующие социализации ребенка.
Используя игровой опытпоколений, мы должны формировать гармонически развитую личность, сочетающую всебе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Игроваядеятельность помогает нормализовать путь психического развития ребенка проявитьего инициативу и творческую активность. «Именно в игре дети учатсяконтролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действоватьправильно. Игры делает их поведение осознанным, превращает ребенка всознательного субъекта своей жизни». Именно поэтому необходимо максимально использоватьеё возможности. Вступая в 21 век мы не можем не пересматривать то что было ввеке уходящем. От многого нам придется отказаться. Но культура народа — это тотстержень который поддерживает всех нас.
Список литературы
1. Аниконова, Т.Г. Народные игры.Учебное пособие Т.Г. Анниконова. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. — 76 с.
2. Жиров, М.С., Региональная системасохранения и развития традиций народной художественной культуры: Учеб. пособиеМ.С. Жиров. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. — 312 с.
3. Народная художественная культура:Учебник Под ред. Баклановой, Т.И., Стрельцовой Е.Ю., – М.: МГУГИ, 2003. — 67 с.
4. Былеева, Л.В. Подвижные игры / Л.В.Былеева, И.М. Корото. – М., 1982. — 144 с.
5. Григорьев, В.М. Подвижные игры летоми зимой.- М., 1988.
6. С. Григорьев Архитипы игры Мирпсихологии.- 1998, № 4, — 7 с. Электронный ресурс
7. Википедия. Свободная энциклопедия / ru.wikipedia.org/wiki
8. Берштам Т. Молодежь в обрядной жизнирусской общины.- Л., 1988. — 247
9. Волокин А.Ф., Психология досуга.- М.,1998. — 98 с.
10. Е.О. Смирнова. Игра и произвольностьу современных школьников Вопросы психологии / Е.О. Смирнова, О. В. Гударева — 2004, №1. — 102 с.
11. Каргин А.С., «Народноехудожественное творчество. Структура. Формы». Свойства. М., 1990. — 7с.
12. Степанов Ю.С., Константы: Словарьрусской культуры. Опыт исследования. М., 1997.- 176 с.
13. Григорьев В., Народные игры итрадиции в России.- М., 1994.
14. Детские народные подвижные игры.-М., Просвещение, 1988.
15. Некрасова М.А., Народное искусствокак часть культуры: Теория и практика. М., 1983.
16. Гусев В.Е., Русская народнаяхудожественная культура: Теоретические очерки. СПб.,1993.
17. Некрасова М.А., Народное искусствокак часть культуры. Теория и практика. М., 1983. — 98 с.
18. Авраамов А., Народ и художественноетворчество // Искусство и народ. Пг., 1922. — 90 с.
19. Куликов Ю.М., Культурологическийаспект теории художественной самодеятельности // Народное творчество исовременность Вопросы методологии изучения: Сб. статей. М., 1984 .
20. Шмаков С.А., Игры учащихся- феноменкультуры.- М.: Новая школа, 1994.
21. Чистов К.В. Народные традиции ифольклор.- М.: Наука, 1986.
22. Некрылова А.Ф., Русские народные городскиепраздники, увеселенье и зрелища.- Л.: Искусство, 1988.
23. Игры народов СССР. Сост. Л. Былееваи В. Григорьев.- М., 1988.
24. Выготский Л.С., Психологияискусства.- М., 1982.
25. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-М., 1987. 160 с. 94 с.
26. Агманова И., Народные игры длядетей: организация, методика, репертуар/ Агманова И., Слепцова И., Морозов И. — М., 1995.
27. Григорьев В. Народные игры итрадиции России.- М., 1994. 9с
28. Методика собирания и изучениянародных игр.- М., 1992.
29. Бердлянд И., Игра как феноменсознания.- М.: АЛФЕР, 1992.
30. Теория и история игры Вып.1, Москва,1995.
31. Эльконин Д., Психология игры.- М.:ВЛАДОС, 1999.- 144 с.
32. Шангина И.И., Русские дети и ихигры.- СПб.: Искусство 2000. 160 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.