Содержание
TOC o «1-3» h z u Введение. PAGEREF _Toc165078331 h 2
1. Особенностифедеративного устройства России. Конституционные принципы федеративногоустройства РФ.PAGEREF _Toc165078332 h 4
2. Видысубъектов Российской Федерации.PAGEREF _Toc165078333 h 9
3. Конституционно-правовойстатус субъектов РФ.PAGEREF _Toc165078334 h 11
3.1. Статусреспублики в составе Российской Федерации.PAGEREF _Toc165078335 h 16
3.2.Особенности правового статуса краёв, областей, городов федерального значения.PAGEREF _Toc165078336 h 22
3.3.Особенности правового статуса автономий. PAGEREF _Toc165078337 h 27
4. Асимметрия в структуре российскогофедерализма.PAGEREF _Toc165078338 h 29
Заключение. PAGEREF _Toc165078339 h 34
Списокиспользуемой литературы:PAGEREF_Toc165078340 h 36
Введение
Конституция Российской Федерации 1993г. заложила современную правовую основу развития федеративногогосударства и федеративных отношений вРоссии. Избранная новойРоссией форма государственности — федерализм — не имеет единого международногообразца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому жеисключительно динамичен.
«Федерализм в классическом его понимании — принцип,режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство иразделение государственной власти в условиях ее территориальной организации нанескольких уровнях»[1]
Федерализм являетсяважнейшим принципом организации и функционирования российской государственной иобщественной системы, что, естественно, находит отражение в различныхположениях Конституции, начиная с первой статьи.
Проблемыфедеративного устройства Российского государства занимают одно из центральныхмест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укреплениятерриториальной целостности и единства России как многонациональногогосударства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов истабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечениясамоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всемсубъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из нихэтнических, религиозных и языковых сообществ. В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».Однако нормы Конституции РФ, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов РФ, по ряду причин являются неоднозначными и внутренне противоречивыми, что вызывает определенные сложности для федерального и региональных законодателей при их развитии в текущем законодательстве, а также для всех правоприменителей при их практической реализации. В то же время, чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации.
Именноэтим и обусловливается актуальность выбранной темы.
Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правовогостатуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статусаотдельных видов субъектов РФ.
Достижение цели требует выполнение следующих задач:
· проанализировать особенности, принципы федеративногоустройства России;
· рассмотреть виды субъектов РФ;
· выявить общие и особенные признаки конституционно-правовогостатуса субъектов РФ;
· рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правовогостатуса субъектов РФ.1. Особенности федеративного устройстваРоссии. Конституционные принципы федеративного устройства РФ.
Форма государственногоустройства России определена в Конституции РФ, согласно которой РоссийскаяФедерация является федеративным государством. В настоящее время в миресуществует немало различных федераций, включая такие крупные федерации, какСША, ФРГ, Бразилия, однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, которыеотличают её от других федераций.
Федерация обычнообразуется вследствие объединения нескольких государств в единое союзноегосударство. Образование же Российской Федерации шло иным путём. Россия какфедерация не является объединением нескольких государств, она была образованапутём создания в её составе ряда автономных государств и автономныхнационально-государственных образований народов, населявших её территорию. Этигосударства, а также национально-государственные образования были признанысубъектами РФ.
Такой порядок образованияРоссийской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновенияэта Федерация носила не договорный, а конституционный характер. Конституция РФ1993 года, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределениянародов, подтвердила их выбор. Все субъекты РФ изначально находятся в еёсоставе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство РоссийскойФедерации (преамбула и ч.1 ст.65 Конституции РФ)[2].
В России федерализм – это,прежде всего, государственная организация национальных отношений. Российскийфедерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории РоссийскойФедерации, он означает свободное развитие наций и народностей. Такое развитиевыражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ– республик, автономной области, автономных округов.
Однако российскийфедерализм – не только форма разрешения национального вопроса, но и формадемократизации управления государством. Децентрализация государственной власти,распределение её по регионам – существенная гарантия демократизма в управлениигосударством. Центр в этом случае теряет монополию на власть и потому не можетупотребить её произвольно. Предоставляется больше возможностей для устройствауправления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного регионане приносятся в жертву интересам другого.
Федеративное устройствоРФ базируется на ряде принципов, которые являются исходными началамитерриториального устройства не только Федерации, но и её субъектов. Согласноч.3 ст.5 Конституции РФ таковыми являются: государственная целостность РФ;единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения иполномочий между органами государственной власти РФ и органами государственнойвласти субъектов; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправиесубъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственнойвласти.
1. Государственная целостность РФ.
Данныйпринцип означает, что Российская Федерация—цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающеедругие государства и государственные образования, которые не имеют права выходаиз состава Федерации.
Впреамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народРоссийской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственноеединство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающуютерритории всех субъектов; осуществляет территориальное верховенство;обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правоваясистема, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободноеперемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; единое гражданство. ВКонституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большуюроль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность приниматьмеры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
2. Единство системы государственной власти.
Этотпринцип тесно связан с государственной целостностью и ею обусловлен. Целостная,но в то же время федеративная, государственная организация предполагает единуюсистему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральныхорганов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю еетерриторию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структурагосударственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительнойсамостоятельностью в осуществлении государственнойвласти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладаютвсей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенциимежду ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законови исполнять их.
В РФгосударственная власть реализуется системой, в которую входят федеральныегосударственные органы – Президент РФ, законодательные, исполнительные исудебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектовФедерации.
Конституция РФопределяет:
1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), которые полномочны решатьтолько федеральные органы государственной власти, обладая для этогосоответствующими правами и обязанностями;
2. предметы совместного ведения Российской Федерации и еесубъектов (ст.72, ч.1 Конституции РФ). Причем правовые актыпоследних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Инымисловами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, невходящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметовсовместного ведения;
3. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектовфедерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметовведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов— предметам совместного ведения.
Такимобразом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот«остаток» федеральной Конституцией не ограничивается и неконкретизируется в полной мере.
Разграничениепредметов ведения и полномочий между федеральными органами государственнойвласти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией,но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорамио разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должныпротиворечить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуютконституционные нормы.
Разграничениекомпетенции базируется на добровольном признании субъектами приоритета задач ицелей Федерации, а, следовательно, и на ограничении субъектов в правах.
4. Равноправие и самоопределение народов РФ.
Всенароды в РФ пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означаетравенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитиикультур и других областях.
НародыРФ пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избраниеформы своей государственности В настоящее время согласно Конституция РФ (ст.65)
Право народовна самоопределение является общепризнанным принципов международного права,установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политическихправах и об экономических, социальных и культурных правах. «Каждое государство должно воздерживаться отлюбых действий, направленных на частичное или полное нарушение национальногоединства и территориальной целостности любого другого государства или страны»[3].
ВРоссийской Федерации имеются: 21 республика, одна автономная область и 9автономных округов. Все они являются формой объединения многих народов. Этозначит, что десятки народов реализовали на практике своё право насамоопределение.
5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях сфедеральными органами государственной власти.
Эторавноправие прежде всего проявляется:
1. в равенстве их прав и обязанностей как субъектовфедерации;
2. в конституционно установленных равных пределахкомпетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченнойкомпетенцией самой Российской Федерации;
3. в равном представительстве всех субъектов в СоветеФедерации.
НынешняяКонституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторыедругие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнегоОсновного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, тампредоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.
Принципыгосударственного устройства РФ тесно взаимосвязаны между собой. Их главная цельи практическое назначение – способствовать успешному государственному строительствув стране. 2. Виды субъектов Российской Федерации.
Конституцияпредусматривает 6 видов субъектов, закрепляя их с помощью отдельных абзацев ст.65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область,автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут бытьинтегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:
· национальногосударственный (республики в составе РФ);
· административно-территориальный(края, области, города Москва и Санкт-Петербург);
· национально-территориальный(автономная область и автономные округа).
Подобная типологияоснована, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующихсубъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового,остальные — государственного образования), с другой — на введении новых,территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшиминациональными.
Таким образом, действующаяКонституция РФ наделила административно-территориальные единицы высшего звена(края, области), а также города федерального значения качествами субъектовФедерации, гарантировала всем субъектам действительную самостоятельность впредоставленных им сферах государственной и общественной жизни.
Часть 1 статьи 65 Конституции Российской федерации закрепляет конкретныйчисленный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на моментпринятия настоящей Конституции. В Российской Федерации 88 субъектов, в томчисле 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1автономная область и 9 автономных округов.
Названия субъектов федерации даны в том варианте, который определен (илиподтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, аназвания республик, автономной области и автономных округов — имя титульных нацийи народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо записано, чтоданный округ «является исконным местом проживания коренных малочисленныхнародов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование».
Присвоение и изменение наименования — прерогатива субъекта федерации. Этовытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации,подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции, а также находитнепосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации(например, Свердловской области).
«Статьи 71и 72Конституции Российской Федерации не относят вопрос об изменении наименованияреспублики, края, области, города федерального значения, автономной области,автономного округа ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведениюРоссийской Федерации и ее субъектов. Следовательно, в силу статьи 73Конституции Российской Федерации решение вопроса об изменении своегонаименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации"[4].
Недопустимо, однако, на что обращено внимание упомянутым постановлениемКонституционного Суда, чтобы наименование или переименование субъекта федерациизатрагивало основы конституционного строя, права и свободы человека игражданина, интересы других субъектов Российской Федерации в целом и интересыдругих государств, а также предполагало изменение состава Российской Федерацииили конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должносодержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная КонституциейРоссийской Федерации, затрагивать ее государственную целостность, подразумеватьили инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскомухарактеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлятьсвободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерацииидеологические и иные общественно-политические оценки, игнорироватьисторические или этнические традиции.
Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами РоссийскойФедерации могут быть образования только установленной формы — республика, край,область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституция РФ не исключает возможности расширения числа субъектов РФ засчёт либо интеграции в состав России иного государства (в таком случае данныйсубъект обретает статус республики, если международным договором непредусматривается предоставление новому субъекту статуса области или края),либо образования в её составе нового субъекта (путём объединения субъектов РФ,вычленения из субъектов РФ самостоятельных образований).
Помимо перечисления в Конституции РФ видов и наименований субъектов, вКонституции РФ закрепляется также правовой статус субъектов РФ.3. Конституционно-правовой статус субъектовРФ.
Под конституционно-правовым статусом субъектафедеративного
государстваследует понимать совокупность его основных прав и обязанностей, связанных сосуществлением государственной власти на соответствующей территории,урегулированных конституционным законодательством федерации и субъектафедерации.
Множественностьсубъектов РФ не исключает наличия общих черт их конституционно-правового статуса.Конституционно-правовойстатус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными длявсех видов субъектов Российской Федерации моментами:
1. Все субъекты РФ являются неотъемлемыми составными частями РФ и необладают правом сецессии (правом выхода из состава РФ).
2. Все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с федеральными органамивласти. При этом это равноправие не означает тождества субъектов РФ вгосударственно-правовом отношении, так как на статус ряда субъектов большоевнимание оказывают этнические начала их образования, а сами эти субъектыявляются формой государственно-правового выражения самоопределения народов инаций в составе РФ.
3. Субъекты РФ самостоятельно образуют органы государственной власти иобладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределовведения и полномочий РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения. Инымисловами, территориальное верховенство субъектов РФ в пределах собственнойкомпетенции обусловливает наличие у них учредительной власти, выражающейся впринятии конституций и уставов, собственного законодательства.
СубъектыРФ самостоятельно создают собственные органы государственной власти — законодательные собрания (есть иные названия), избирают президентов (только вреспубликах, и не во всех) или глав администрации (губернаторов и др.), создаютсвои правительства. Создавая свои органы, субъекты должны действовать всоответствии с принципами Конституции РФ и исходить из федеральной схемыотношений органов законодательной и исполнительной власти, как это постановилКонституционный Суд РФ в решении от 18 января 1996 г.
22 сентября 1999 г. Федеральный закон «Обобщих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации». Онустанавливает, что срок их полномочий не может превышать пять лет, губернатор(иной глава администрации) не может избираться более чем на два срока, депутатыобладают неприкосновенностью по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью.
4. Располагая рядом суверенных прав, субъекты РФ не обладают государственнымсуверенитетом, так как подчинены верховной власти Федерации, а их международныеи внешнеэкономические связи осуществляются в той мере, в какой это установленофедеральным законом. При этом самостоятельно образуя органы государственнойвласти, субъекты РФ обязаны действовать в соответствии с закреплёнными в федеральной Конституции основамиконституционного строя. Государственность субъектов РФ должна отвечатькритериям демократического правового федеративного с социального государств,республиканской формы правления, опираться на принципы единства системыгосударственной власти и на основе разделения законодательной, исполнительной исудебной власти.
5. Все субъекты РФ в равной степени обладают конституционными гарантиямисвоего статуса. Статус любого субъекта может быть изменён исключительно повзаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.
6. На всех субъектов РФ распространяется принцип территориальнойцелостности. В данном случае следует, однако, различать изменение границ,связанное с изменением территории РФ (например, уступка части территориисубъекта РФ иностранному государству) и изменение границ между субъектамивнутри государственной территории РФ. О первом случае говорилось уже выше:такое изменение невозможно без согласия Федерации. Границы между субъектами РФмогут быть изменены с их взаимного согласия[5] приучастии Федерации, поскольку такие изменения утверждаются Советом Федерации.Границы субъектов Федерации изменялись неоднократно, например, в связи спередачей некоторых населенных пунктов из одной области в другую (например,между Владимирской и Ивановской, Костромской и Вологодской областями и т.д.).Такие изменения обусловлены прежде всего экономическими связями районов,тяготением населения к определенным центрам, характером путей сообщения с ними.Внутренние же административные границы субъектов (между районами,муниципальными образованиями и др.) изменяются субъектами без участияфедеральных органов.
7. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают деление своей территории,создают административно-территориальные единицы, издают: законы о местномсамоуправлении и организуют его. Это законодательство должно соответствоватьфедеральной Конституции и основным принципам федерального закона о местномсамоуправлении.
8. Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой, котораяпозволяет им полностью регулировать вопросы их собственного ведения, а такжевопросы совместного ведения с Федерацией, если они не урегулированы ею. Воснове правовой системы республик находятся их конституции, других субъектовФедерации — уставы. В настоящее время в некоторых республиках приняты различныекодексы, во всех субъектах — законы, акты президентов, правительств,губернаторов и т.д. При всех условиях, однако, правовая система каждого изсубъектов Федерации является частью федеральной системы и не может находиться впротиворечии с ней.
9. Субъекты Федерации имеют собственную сферу предметов ведения. Какотмечалось, за пределами исключительной компетенции Федерации (ст. 71Конституции РФ) и в сфере совместной компетенции (ст. 72 Конституции РФ), в тойчасти, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельнорегулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции действуетпримат федерального права, но в сфере исполнительной компетенции субъектовверховенство имеет закон субъекта РФ.
10. Субъекты участвуют в решениифедеральных вопросов. Для этого они имеют равное количество представителей вСовете Федерации, право законодательной инициативы в федеральном парламенте,постоянные представительства республик в центре, вправе участвовать вразработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения.
11. Все субъекты РФ вправе участвоватьв международных и внешнеэкономических связях, а также заключатьвнутрифедеративные договоры, в том числе с Федерацией. Субъекты не могутзаключать между собой и с другими государствами договоры политическогохарактера, образовывать внутренние федерации. Что же касается других Договоров,то международные договоры РФ,затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта, заключаются посогласованию с органами власти заинтересованного субъекта[6]. Приподготовке договоров РФ с другими государствами, если положения договоровотносятся к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, учитываются мнениязаинтересованных субъектов, а представители последних по согласованию сфедеральными органами могут участвовать в переговорах. Торгово-экономическиедоговоры, заключенные субъектами с другими государствами (наибольшее ихколичество подписано со странами СНГ), должны предварительно согласовываться сМинистерством иностранных дел РФ, что, однако, делается далеко не всегда.
Субъекты РФ могут осуществлять связи ссубъектами федераций иностранных государств и ихадминистративно-территориальными образованиями[7]. Ссогласия Правительства РФ они могут осуществлять такие связи и с органамииностранных государств. Они вправе заключать соответствующие соглашения, нопроцедуру соглашений определяют органы РФ (Министерство иностранных дел). МИДрегистрирует эти соглашения. Они не являются международными договорами,федеральные органы не несут ответственности по ним (кроме соглашений синостранными государствами, заключенными с разрешения Правительства РФ).Субъекты РФ могут по согласованию с МИД России иметь свои представительства зарубежом. Такие представительства не обладают статусом дипломатическихпредставительств, информация о их деятельности должна представляться органамРФ. Соглашения субъекта с зарубежными субъектами федерации(административно-территориальными единицами) может быть оспорено органами РФ всуде.
12. Субъекты РФ имеют своюсобственность. В их собственности может находиться различное имущество, кромеотнесенного к исключительной федеральной собственности. Федеральное имуществоможет передаваться в собственность субъектов, их владение, пользование ираспоряжение. Кроме того, доходы от федеральной собственности могут делитьсямежду Федерацией и соответствующим субъектом (субъектами) в определеннойпропорции, если эта собственность находится, в частности, на территориисубъекта. Таким образом распределяются, например, доходы от добычи полезныхископаемых на территории субъекта Федерации. Собственность субъекта можетпередаваться в муниципальную собственность, во владение, пользование,распоряжение муниципальных образований. Однако в соответствии с постановлениемКонституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. субъект Федерации не вправеобъявлять своим достоянием природные ресурсы на своей территории (эти вопросыКонституцией РФ отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов).
13. Субъекты Федерации имеют своюсимволику — герб и флаг, редко — гимн (например, Саратовская область, Корякскийавтономный округ), имеют столицы (административные центры).
Наряду с общимипризнаками в правовом положении различных субъектов РФ есть свои особенностиконституционно-правового статуса.
3.1. Статус республики в составеРоссийской Федерации.
Конституционный статусреспублики в составе РФ определяется Конституцией РФ и конституциейсоответствующей республики (ч.2 ст.5 и ч.1 ст.66 Конституции РФ).
В составе РФ среди 88 субъектов имеется 21республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, РеспубликаБашкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия,Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-ЧеркесскаяРеспублика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл,Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, УдмуртскаяРеспублика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чуваш республики[8].
Республики неодинаковы поразмерам территории, численности населения, его национальному составу,экономическому потенциалу и т.д. Республика Бурятия в 44 раза превосходит поразмерам территорию Северной Осетии. Население Башкортостана в 16 раз превышаетнаселение Тывы. В 18 республиках из 21 русских абсолютное большинство, в трех — относительное. Многие республики имеют развитую промышленность, некоторыепродолжают оставаться в основном сельскохозяйственными, дотационнымиреспубликами, живущими на средства федерального бюджета. Однако все этиразличия не влияют на конституционно-правовой статус республик в составе РФ, наобъем их полномочий, на юридически равные отношения с Федерацией.
Республики в составе РФ имеют общие признаки с другими субъектами РФ, названныевыше. Вместе с тем, они, как субъекты Федерации, имеют ряд особенностей.
Вотличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами,обладающими всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной,судебной) власти на своей территории, за исключением полномочий, которыенаходятся в ведении федеральных органы государственной власти. Однако власть вэтих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только врамках, установленных федеральной Конституцией.
Правда, в Федеративномдоговоре от 31 марта 1992 г. говорится о «су