Министерство финансов Российской Федерации
Всероссийская государственная налоговая академия
Финансово-экономический факультет
Кафедра «Экономическая теория»
Курсовая работа
по «Экономической теории»
на тему:
«Система внебюджетных фондов: назначение, источники и механизм действия»
Выполнил: студент группы НО-102
Ворсин Е.Н.
Преподаватель: доцент кафедры экономической теории
Соловьев Е.Н.
Москва 2008
Содержаниеработы
1. Введение 3
2. История формированиявнебюджетных фондов 5
3. Внебюджетные фонды в РоссийскойФедерации 12
3.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 15
3.2 Фонд социального страхования 18
3.3 Фонд обязательного медицинского страхования 26
4. Заключение 29
5. Список литературы 31
Введение
Переход к рыночнойэкономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы,важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фондыгосударства.
Любое государство, должновыражать интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности,вырабатывать и осуществлять соответствующую политику для поддержанияправопорядка и соответствующего имиджа как внутри страны, так и на мировойарене. Деятельность государства направлена на регулирование следующих важныхсфер человеческих взаимоотношений: экономику, политику, социальное обеспечениеи защиту, экологию, демографию,культуру, науку и другие. Главной задачей государства при урегулировании этихотношений является ловкое сочетание своих требований с пожеланиями граждан, чтона практике получается не всегда.
Стоит отметить, что спомощью внебюджетных фондов можно влиять на процессы производства, путёмфинансирования или кредитования наиболее важных отраслей экономики, а такжерешать задачи по оказанию социальных услуг населению. Перераспределительнаяфункция одна из важнейших задач государственного регулирования, так какстимулирование притока кредитных ресурсов в наиболее перспективные отрасли ипроизводства, способны обеспечить развитие экономики и уровня жизни населения.
На сегодняшний день темавнебюджетных фондов актуальна, так как развитие и совершенствование рыночнойэкономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране,организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировалфинансовую систему. Превращение экономики России из административно-команднойсистемы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению ролигосударства, проявлением чего стало реформирование государственной системыфинансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системывнебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджетыв виде целевых фондов. Эти процессы важны для каждого россиянина, так какизменение в функционировании любого фондов испытывает на себе каждый.
История формирования внебюджетныхфондов в РФ.
История возникновениявнебюджетных государственных фондов связана с развитиемспециальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срокспециальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличениюколичества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовыенеудобства – в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала дополнительных расходов на управление ими. Поскольку такиесчета и фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло использоватьпроходившие через них средства совершенно бесконтрольно. Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельностиправительства в области всегда актуальных военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, а также покрывать непредвиденные расходы.
Расширение деятельностигосударства привело к созданию значительного количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому с укреплением централизованного государстваначинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. Однакомногие внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом,системой национального страхования.
В России в отличие отзарубежных государств, исторически сложилась совершенно иная система осуществления государственных расходов.Составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджетформировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов,связанных с осуществлением основныхфункций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д.Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одногогосударственного бюджета.
Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР«Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельнымиисточниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.
Государственныевнебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источникиформирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.
Дорожный фонд
Деятельность дорожныхфондов регламентировалась Законом РФ «О дорожных фондах в РФ» от18.10 91 г… Данный закон предусматривал образование финансовых ресурсов длясодержания и устойчивого развития сети, автомобильных дорог общего пользования(внегородских автомобильных дорог) и определял общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующихорганов государственной власти,назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.
Финансирование затрат,связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительствомавтомобильных дорог общего пользования осуществлялось за счет целевыхвнебюджетных средств концентрируемых:
в Федеральном дорожномфонде РФ;
в дорожных фондахсубъектов РФ.
Средства Федерального дорожного фонданаправлялись на финансирование содержания, ремонта, реконструкции истроительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к Федеральнойсобственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством. (Ныне недействует).
Фондинвестирования жилищного строительства
Формировался фондразвития жилищной сферы на основе Указа Президента РФ «О разработке ивнедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства» от24.12.94 г.
Основными задачамирегиональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительстваявлялось: создание условий для привлечения внебюджетных источниковфинансирования жилищной сферы; эффективное использование средств наформирование рынка жилья; содействие развитию производственной базыдомостроения.
Средства фондов формировалисьза счет добровольных взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов подгарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценнымибумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы заинжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Изфондов финансировались строительство жилья и объекты социальной инфрастуктуры,строительство и ремонт ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населениядля оплаты строительства и содержания жилья. (Ныне не действует).
Государственныйвнебюджетный фонд воспроизводства
минерально-сырьевойбазы
Данный фонд действовал всоответствии с Положением о фонде, утвержденным постановлением ВерховногоСовета РФ от 25.04.93 г. № 4546-1.
Средства фонда формировалисьза счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которыепроизводят субъекты предпринимательской деятельности независимо от формсобственности, в том числе юридические лица и граждане других государств,осуществляемые добычу полезных ископаемых на территории России, ееконтинентального шельфа и морской исключительной экономической зоны. (Ныне недействует).
Российскийфонд технологического развития и
отраслевыевнебюджетные фонды НИОКР
Эти фонды создавались всоответствие с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по сохранениюнаучно-технического потенциала РФ» от 27.04.92 № 1 426. В ПостановленииПравительства РФ от 12.04.94 г. № 315 «О порядке образования ииспользования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работ».
Они формировались за счетежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо отформ собственности в размере 1,5 % от себестоимости реализуемой продукции, асуммы отчислений включаются предприятиями в себестоимость продукции.
Средства внебюджетныхфондов направлялись на финансирование НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов;разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, мероприятия поповышению технического уровня продукции; работ по стандартизации, сертификациии лицензированию продукции, а также в области охраны труда и техникибезопасности; разработке нормативных и конструктивных материалов и др. Этисредства могли размещаться на депозитных счетах в банках. В данном случаеполученные доходы в виде процентов облагались налогом на прибыль поустановленной ставке, а оставшаяся часть направлялась на увеличение средствсоответствующих фондов.
Контроль над целевымиспользованием средств внебюджетных фондов осуществлялся Министерством науки и технической политики РФ иМинистерством финансов РФ. В случае не целевого использования расходованиясредств они имели право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключитьего из реестра. (Ныне не действует).
ГФЗНРФ(Государственный фонд занятости населения РФ)
Был образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР»от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий, связанных с реализациейгосударственной политики занятости населения. Порядок образования ГФЗ и расходования его средств определяется Положением огосударственном фонде занятости населения РФ, утвержденным постановление Верховного СоветаРФ от 8 июля 1993 г. № 5132 1. Средства фонда являются федеральной государственной собственностьюстраны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятостинаселения и подведомственных ему территориальных органов федеральной службы занятости населения (кромерайонных в городах). ГФЗ представляет собой совокупность федеральной частиФонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов перечисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости,формируемых у субъектов Федерации.
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить»бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпавположительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, ПравительствоРФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то естьтрансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президентаРФ.
ПФР(Пенсионный фонд Российской Федерации)был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27декабря 1991 г. № 2122-1.
ПФР был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово- кредитными учреждением.
ФСС РФ(Фонд социального страхования РоссийскойФедерации) был создан в целях обеспечения государственных гарантий всистеме социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социальногострахования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. УправлениеФондом социального страхования РФ осуществляется ПравительствомРФ.
Положение о ФССутверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. №822. Этот документ регламентирует организацию и функционированиефонда.
ФОМС(Федеральный фондобязательного медицинского страхования) был создан в соответствии с Законом РФот 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинскогострахования.
Для реализации государственной политики в области обязательногомедицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхованиякак самостоятельные некоммерческие финансово-кредитныеучреждения в соответствии с постановление Верховного Совета РФ «О порядкеобязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» (от 24.02.93г. № 4543-1).
Внебюджетныефонды в Российской Федерации
Государственный внебюджетный фонд — фонд денежныхсредств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РоссийскойФедерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан напенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случаебезработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходыгосударственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленномБюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включаязаконы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
В России действуют следующие государственныевнебюджетные фонды:
1. Пенсионныйфонд Российской Федерации.
2. Фондсоциального страхования Российской Федерации.
3. Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования.
Ранее такжефункционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации(ГФЗН РФ); сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду изанятости Российской Федерации.
Эти фонды призваныобеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получениепенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.п. Об объемах финансовых ресурсов,аккумулированных федеральными внебюджетными фондами социального назначения, иих расходах можно судить по данным на 2006 года, приведенным в табл. 1.
Таблица 1.Исполнение бюджета федеральных внебюджетных фондовсоциального назначения на 2006 год (млн. руб.)
Фонд
Доходы
Уд.вес, %
Расходы
Уд.вес, %
Всего
1451881,32
100
1455921,59
100
в том числе
Пенсионный фонд
1177375
81,09
1176131,3
80,78
из них не связанных с накопительным финансированием трудовых пенсий
1088465,1
74,97
1171321
80,45
Фонд социального страхования
185514,6
12,78
190798,59
13,11
из них на обязательное социальное страхование
150041,23
10,33
155680,97
10,69
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
88991,72
6,13
88991,7
6,11
Наибольший удельный вес вдоходной части внебюджетных фондов на 2006 год занимает Пенсионный фонд(81,09%), наименьший — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования(6,13%).
Наибольший удельный вес врасходной части внебюджетных фондов на 2006 год занимал Пенсионный фонд(80,78%), наименьший — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования(6,11%).
Ограниченность финансовыхресурсов может в любой момент вызвать необходимость их перераспределения, чтоприобретает особое значение при сложном финансовом состоянии экономики.Государственный бюджет предполагает мобильность в использовании средств, таккак доходы не закреплены за конкретными видами расходов. Однако практикараспределения средств государственного бюджета показала, что их перемещение постатьям расходов, как правило, происходит за счет урезания средств насоциальные потребности. Поэтому очень важно определить наиболее острые участкиразвития экономики и обеспечить целевое направление и использование поступающихсредств.
Внебюджетные фондысоздаются федеральными и региональными органами государственной власти иорганами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств,расходуемых по строго целевому назначению.
Важнейший из них — Пенсионный фонд РФ. Средства этого фонда формируются за счет страховых взносов,дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственныхинвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий повозрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, пособий надетей.
Вторым по объемуаккумулируемых средств является Фонд социального страхования РФ. Онпредназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий икомпенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, социальнаяпомощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период ит.д.).
Фонд обязательногомедицинского страхования — база развития относительно новой формы социальногострахования в отечественной практике. С 1 января 1993 года введен в действиеЗакон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Нормыобязательного медицинского страхования распространяются на работающих гражданс момента заключения с ними трудового договора. Обязательное медицинскоестрахование гарантирует гражданам медицинскую помощь. Базовая программаобязательного медицинского страхования определяет объем и условия оказаниямедицинской помощи.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)
Является крупнейшимсреди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около ¾средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фондазанимает второе место по величине после федерального бюджета.
Пенсионный фондРоссийской Федерации — один из крупнейших и наиболее значимых социальныхинститутов России.
Средства ПФР формируютсяза счет:
· страховыхвзносов работодателей;
· страховыхвзносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в томчисле фермеров и адвокатов;
· страховыхвзносов иных категорий работающих граждан;
· ассигнованийиз республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственныхпенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечениюгражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старшеполутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также напредоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам,пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылкепенсий и пособий;
· средств,возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерациив связи с назначением досрочных пенсий безработным;
· средств,взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессныхтребований;
· добровольныхвзносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а такжедоходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
СредстваПФР направляются на:
· выплатув соответствии с действующим на территории Российской Федерациизаконодательством, межгосударственными и международными договорами государственныхпенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
· выплатупособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
· оказаниеорганами социальной защиты населения материальной помощи престарелым инетрудоспособным гражданам;
· финансовоеи материально — техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
· другиемероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Объем получаемых ПФРдоходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2005 году составил более 1,5триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российскихпенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаюпотери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсиивоеннослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.
Предприятия, учреждения иорганизации, независимо от форм собственности, в том числе и банки, обязаныпредставлять уполномоченным ПФР в районах и городах, сотрудникамконтрольно-ревизионной службы ПФР необходимые документы и сведения, относящиесяк деятельности Фонда.
В системе индивидуального(персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованныхработников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн.работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений обобъеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними болеечем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, иболее 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающимпенсионерам.
При этом ПФР — одна изнемногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти.Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральнымокругам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФРпо г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР — 2192. Онидоходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняяотношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегиюуправления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.
Территориальные отделенияв своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными иобщественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе всезаинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, докоторой требуется донести нужную информацию.
ПФР был создан для государственногоуправления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальнойважности задачи.
Первая — средствапенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственногобюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтомуизначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетногофонда, сохраняя его по сей день.
И вторая — основнымисточником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи,которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источникомвыполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал негосударственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняютстатус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе исредствами обязательного пенсионного страхования.
Фонд социального страхования(ФСС РФ)
2 июня 1903 года свысочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены«Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев ра