РЕЦЕНЗИЯ
На курсовую работу по дисциплине «Макроэкономика»
Студента Донецкого Национального Технического Университета
(название учебного заведения)
группы ЭФ 03 а МитюковМ.В.
(группа, ФИО)
Тема курсовой работы Социальная политика Украины: оценка ееэффективности
Позитивные стороны работы:
Недостатки:
Оценка____________________
Дата___________________Рецезент_________________
Реферат.
Курсовая работа: 42с., 9 рис., 4 таб., 23 источника.
Объект исследования – социальная политика Украины.
Цели работы – определение теоретических основ социальнойполитики,
характеристика социальной политики на современном этапе,определение особенностей развития социальной политики Украины в будущем.
Метод исследования – качественный и количественный анализ
Социальная политика — это система управленческих,организационных, регулятивных, саморегулятивних мероприятий, действий,принципов и основ, направленных на обеспечение оптимального социального уровняи уровня жизни, социальной защиты малообеспеченных слоев населения, ихсоциальной безопасности в обществе. Наибольшую взаимосвязь с социальнойэкономикой имеет социальная политика, определяющая предпосылки получениярезультатов взаимодействия экономики и общества. К отраслям социальнойэкономики относятся отрасли образование, здравоохранение, а также отраслизанимающиеся трудоустройством граждан и социальной помощью. За последние 5 летв социальной экономике были достигнуты немалые результаты: выплаченобольшинство долгов, повысилась реальная заработная плата и др. Однако основнойпроблемой остается низкий уровень жизни населения.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ, УРОВЕНЬЖИЗНИ, ДОХОДЫ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВОХРАНЕНИЕ.
ПЛАН:
Введение 4
1. Теоретические основы социальной политики 5
1.1) Макроэкономическое содержаниесоциальной политики 5
1.2) Уровень жизни как обобщающий показательдеятельности
социальнойполитики. 10
2. Социальная политика Украины на современном этапе 16
2.1) Основные черты, тактика ипроблемы социальной политики 17
2.2)Социальная политика в различных сферах социально-экономической 24
жизни;
2.2.1) Социальная защита и поддержка населения 24
2.2.2) Образование 26
2.2.3) Жилищно-бытовые условия 28
2.2.4) Здравоохранение 30
3.Путисовершенствования социальной политики в условиях современной 31
Украины
Выводы 38
Перечень ссылок 40
Приложение 1 42
Приложение 2 43
Приложение 3 44
Введение
Как известно,Украина в соответствии с Конституцией в 1996 г. провозгласила себя социальнымгосударством, то есть таким, в котором создаются условия для достижениявысокого материального благосостояния граждан, внедрения действенной системысоциальной защиты для всех без исключения членов общества, для свободного ивсестороннего развития, а также максимально возможные шансы для самореализации,сохраняя тем самым стабильность в обществе.
С переходном крыночным отношениям социальная политика является определяющим направлениемвнутренней политики государства. Она обеспечивает защиту прав человека, создаетпредпосылки для расширенного воспроизведения человеком своей деятельности и длястабильности общественной системы.
В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится кобществу, людям, их жизни. Так как экономика — это система жизнеобеспечениялюдей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессыв той или иной степени одновременно имеют социальную окраску.
Определяя содержание социальной политики, прежде всего делают акцент на создания условий большейзанятости и признанных государством жизненных стандартов потребления,доступности образования, медицины и т.п.
Центральной в социальной политике есть проблема бедности иперераспределения доходов с целью их выравнивания.
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночномхозяйстве Украины является деятельность по социальной защите всех слоевобщества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой еереализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный всоциальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений встране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированногои производительного труда и как следствие увеличения национальногодохода.
Исследование проблемсоциальной политики А. Гранбергом, М. Долишним, С. Дорогунцовым, У. Изардом, В.Кистановым, В. Леонтьевым, А. Пробстом, Г. Ричардсоном и другими экономистами позволило,в частности, установить, что его региональные отличия обусловливаются многимизависимостями, связанными социально-культурными взаимодействиями, и эти связивсе более запутываются в ходе формирования рыночных отношений и конкурентнойсреды.
1. Теоретические основысоциальной политики
1.1) Макроэкономическоесодержание социальной политики
В переходе к рыночным отношениям социальнаяполитика является определяющим направлением внутренней политики государства.Она обеспечивает защиту прав человека, создает предпосылки для расширенноговоспроизведения человеком своей деятельности и для стабильности общественнойсистемы.
Социальная политика любого государствапредусматривает определение глубоких тенденций развития во всех сферахсоциально-политической жизни, которые обуславливают процесс развитиясоциального бытия и социальной безопасности человека и целенаправленно влияютна субъекты регулятивной деятельности. Политика такого типа должна создатьнеобходимый экономический механизм для решения разногласий как объективного,так и субъективного характера в экономике, политике, социальных, духовныхотношениях общества, межличностных социальных связях людей.
Из многих определений можно создать общее макроэкономическоепонятие социальной политики:
Социальная политика — это составная часть общейполитики, главная задача которой заключается в разработке и осуществлениинеобходимых мероприятий по сохранению и укреплению имеющегося общественного игосударственного порядка.
Социальная политика — этосистема управленческих, организационных, регулятивных, саморегулятивнихмероприятий, действий, принципов и основ, направленных на обеспечениеоптимального социального уровня и уровня жизни, социальной защитымалообеспеченных слоев населения, их социальной безопасности в обществе.
Основные направлениясоциальной политики следующие: защита уровня жизни населения от повышения ценчерез использование различных форм компенсаций; предоставление помощи малоимущимсемьям; предоставления помощи в случае безработицы; осуществление политикисоциального страхования; установление оптимальной минимальной заработной платыдля работающих; обеспечение за счёт государства развитие образования,здравоохранения, защита окружающей среды; оказание помощи в получении гражданамиквалификации, предоставление в соответствии с действующим законодательствомгарантии процесса трудовой деятельности (соблюдение продолжительности рабочегодня, предоставление оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т.д.).{4}
Основными принципамисоциальной политики является оптимальное сочетание социальной справедливости иэффективности, учёт жизненно необходимых социальных стандартов согласноКонституции страны при формировании бюджетов разных уровней, чёткоеразграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями властии др.
В соответствии со статьёй25 Декларации прав человека современное правовое государство должногарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людейедой, жильём, необходимым для поддержания здоровья медицинским обслуживанием,собственного благосостояния и состояния семьи, а также право на социальноеобеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, утраты кормильца,старости или других случаев утраты средств к существованию по не зависящим отчеловека обстоятельствам.
Если реализация целей финансовой и денежнойполитики оказывает содействие накоплению материального капитала, то социальная- человеческого и социального капитала.
Основное содержаниеэтих явлений и понятий может быть сведено к таким определениям:
Материальныйкапитал —совокупность активов, богатство общества
и его отдельных прослоек, которые воплощается в определенномуровне ВВП на душу населения.
Человеческийкапитал —совокупность физических и интеллектуальных способностей членов общества. Подпочвой дляразвития человеческого капитала есть материальныйкапитал.
Социальныйкапитал —отношения, вмонтированные в существующие социальные и политические структурыобщества, которые дают возможность людям, которые вступают в них, достигатьопределенных целей. Отсутствие или недостаток социального капитала приводит к исключению отдельных групп людей изпроцесса потребления определенных благ.
Предпосылки дляреализации социального капитала создаются нагроможденным материальным ичеловеческим капиталом. Ведь вероятность исключения для людей, которые имеютменьшие доходы, худшее здоровье и низший уровень образования, есть большей. Вместес тем реализация социального капитала предусматривает определенный уровеньразвития политической системы.
Тогда содержание социальной политики можно отобразить в такомопределении: «Социальной являетсята политика, которая обеспечиваетсоздание и накопление социального капитала. Таким образом она оказываетсодействие ограничению исключения отдельных групп людей из процесса потребленияопределенных благ». Т.е цель социальной политики — ограничениеисключения из процесса потребления материальных и социальных благ бедных слоевобщества.
Создание более равного доступа к потреблению благозначает большую социальнуюсправедливость. Беря на себя ответственность за реализацию социальнойсправедливости — естественного права каждого человека на достойную жизнь, —государство вынуждено осуществлять перераспределениедоходов. Если рыночное распределение доходов обеспечивает экономическуюэффективность, то государственное перераспределение — социальнуюсправедливость.
Эффективность и справедливость – являются альтернативнымицелями. Этот тезис изображают с помощью кривой социальных возможностей (График1) {3}
График 1
SHAPE * MERGEFORMAT
В
А
Эффективность
Справедливость
1. Размещение кривой в координатахсправедливость — эффективность подчеркивает то неопровержимое обстоятельство,что эти две связанные между собой.
2. Функция, которая есть нисходящей,отображает обратную зависимость междуэффективностью и справедливости: чем большая справедливость, тем меньшаяэффективность. Эти две целые являются альтернативными.
3.Движение от точки А к точке В иллюстрирует ситуацию увеличения справедливости за счетуменьшения эффективности. В этом случае предполагается небольшая нормазамещения (уменьшение эффективности на единицу дает прирост справедливости навеличину, которая превышает единицу). Эта норма разная в зависимости от уровняэкономического развития страны.
Средства государственной социальной политикидовольно разнообразны. Их классифицируют по разным признакам. Мы воспользуемсякритерием “сферыиспользования средств”. Основныеэлементы, которые отвечают этому критерию в (таблица 1). {3}
Таблица 1
Группы средств социальной политики
Конкретные средства в рамках группы
Средства влияния на рабочую силу Минимальная заработная плата Нормы и гарантии оплаты труда Индексация денежных доходов Финансирование системы переквалификации рабочих
Средства налогообложения Необлагаемый налогом минимум доходов граждан Шкала и ставки налогообложения База и льготы в налогообложении
Трансферные платежи (Средства системы соц. страхования и целенаправленной соц. Помощи) Обязательное государственное пенсионное, медицинское, в связи с безработицей, на потерю трудоспособности и др. виды страхования. Целенаправленные социальные выплаты семьям с детьми Социальная помощь малообеспеченным, ветеранам, инвалидам и др.
Главным средствомуменьшения неравенства в распределении доходов и имущества являютсяпрогрессивный подоходный налог и социальные расходы государства. В процессерегулирования доходов следует добиваться оптимального соотношения междуэффективностью общественного производства и социальной справедливостьюэкономической системы. Чрезмерное выравнивание доходов и имущества приводит кзначительному ослаблению, а иногда и полному разрушению действенных стимулов ктруду. К существенному ослаблению рыночных механизмов хозяйствования. В то жевремя чрезмерная дифференциация доходов обуславливает нарастание социальнойнапряжённости, углубление социальных конфликтов.
В системе социальнойзащиты населения важным элементом, является социальное страхование, котороесостоит из пенсионного, медицинского, страхования от безработицы и несчастныхслучаев на производстве. Страховые выплаты в случае безработицы проводятся изспециальных страховых фондов. Размер их зависит, во-первых, отпродолжительности безработицы, во-вторых, от специфических условий той или инойстраны. {3}
Важное звено социальнойзащиты населения – программы трудоустройства и переквалификации. В выполненииэтих программ принимают участие государство и предприниматели. При этом большуючасть соответствующих средств государство направляет на переквалификациюработников.
В Украине законодательнаяоснова программы защиты населения от безработицы заложена в Законе Украины “Озанятости” и государственной программе занятости.
Социальная политика, вопреки ее превосходящейнаправленности на отдельные социальные группы, имеет макроэкономические следствия, которые касаются экономики вообще.Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Прежде всего подлежат рассмотрениювозможные положительныемакроэкономические следствия социальной политики. Их обеспечивают:
Участие государства ввоспроизведении рабочей силы, в частности в содействии переквалификации иэффективной занятости, предотвращаетпотери ВВП. Последние могут возникать через недоиспользование ресурсов. Обеспечиваяповышение уровня квалификации, государство одновременно стимулирует накоплениечеловеческого капитала.
Перераспределение доходов впользу беднейших социальных слоев. Оказывает содействие росту общих затрат иобеспечению лучших условий реализациипродукта в текущем периоде. Поскольку при перераспределении несокращается потребление более богатых слоев, а уменьшение доходов компенсируется сокращениемсбережений, то совокупный спрос возрастает.
Обеспечение минимальнонормальных условий жизни для всех членов общества. Предотвращает социальнуюнестабильность. Таким образом создаются лучшиеобщие условия (социальная среда) экономического роста, ограничиваетсяпроцесс исключения и обеспечивается накопление социального капитала.
Негативные макроэкономическиеследствия социальнойполитики связанны с выходом за объективные границы государственноговмешательства в перераспределение доходов.
Для характеристикиматериальных основ, современного состояния и направлений развития народногоблагосостояния необходимо рассмотреть: уровни и структуру доходов, затрат напотребление населением материальных благ и услуг; состояние потребительскогорынка; состояние рынка труда и занятости; состояние социальных гарантиймалообеспеченным слоям населения.
1.2) Уровень жизни как обобщающий показательдеятельности социальной политики.
Так как социальная экономика ориентирована на человека то осостоянии и успехах экономики судят по тому, как живут люди. При всеммногообразии жизненных проявлений можно получить общее представление обусловиях, в которых живут люди, о том, насколько они довольны этими условиями,что дает им жизнь. Все это вместе взятое называют уровнем жизни.
Уровень жизни охватывает и характеризует весь диапазонсвойств социальной политики, распространяется на все ее стороны, отражаетудовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами,отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, ихприспособленность к современным требованиям, здоровье и продолжительностьжизни. Проще говоря, уровень жизни — это показатель насколько хорошо живетсялюдям. Качество жизни прямопропорционально зависит от проводимой социальнойполитики в стране. Именно поэтому многие макроэкономисты берут за основу приоценке социальных реформ именно уровень жизни населения.
Когда мы говорим «уровень жизни», то не имеем ввиду какой-либо один показатель, измеритель, выраженный в количественной,числовой форме. Качество есть обобщенное понятие, выражаемое обычно словами«высокое», «среднее», «удовлетворительное», «низкое», «неудовлетворительное»по аналогии с теми словесными оценками, которыми характеризуют знанияучащихся. Понятие «уровень жизни» в большей степени характеризуетколичественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуетсяколичественными, числовыми показателями. Уровень жизни трудно выразить спомощью единственного критерия, одной меры. Чтобы охарактеризовать уровеньжизни людей, приходится прибегать к ряду показателей.
Структура и уровеньпотребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете наодного человека или на одну семью из четырех человек за год либо мераобеспеченности человека и семьи потребительскими благами служат важнейшимипоказателями уровня жизни населения страны, региона или определенных социальныхгрупп (городское и сельское население, молодые и престарелые, мужчины иженщины, работающие и неработающие). Соответственно, при оценке уровня жизнииспользуются показатели годового потребления пищи, одежды, обуви в расчете начеловека или семью, обеспеченности жилой площадью, мебелью, товарамидлительного пользования, предметами культурно-бытового назначения ихозяйственного обихода.
Кроме того,используются показатели, характеризующие обеспеченность населения школами,детскими садами, врачебным обслуживанием (скажем, количество врачей илибольничных коек, приходящееся на тысячу человек), пунктами бытовогообслуживания, прачечными, парикмахерскими, банями, столовыми.
Приведем, к примеру,таблицу 2, приближенно характеризующую годовое потребление продуктов питания в2004 году в расчете на одного взрослого жителя.
Таблица 2
Хлеб
(кг)
Картофель
(кг)
Овощи (кг)
Фрукты (кг)
Молоко (л)
Мясо
(кг)
Рыба
(кг)
Сахар
(кг)
Яйцо
(шт)
120
100
90
40
220
45
13
35
230
Чтобы понять, насколькотакой уровень соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативамипотребления, выработанными с учетом рекомендаций науки о питании. Так,например, хлеба и картофеля рекомендуется потреблять примерно 80 кг в год в расчете наодного человека, так что здесь имело место перепотребление. Овощей желательнопотреблять 150 кгв год, фруктов — 70-80 кг,мяса — 60-70 кг,и, как видим, по этой группе продуктов наблюдалось явное недопотребление. {5}
Обуровне потребления продуктов питания иногда судят по их калорийности. Суточныйрацион питания взрослого человекадолжен обладать калорийностью примерно 3000 ккал, в Украине средняякалорийность рациона в 2004 году составляла 2400 ккал. Следовательно, многиелюди недопотребляли нужные продукты и это говорит о неудовлетворительнойполитике в стране относительно социальной сферы того времени .
Кчислу широко распространенных общепринятых показателей уровня жизни исоциальной политики относятся денежные доходы населения в расчете на одногочеловека или семью. Обычно измеряется месячный доход. Важно, чтобы месячныйдоход превышал так называемый прожиточный минимум, рассчитанный исходя изпотребления каждым человеком минимально необходимого набора благ и услуг,называемого «потребительской корзиной». Прожиточный минимум существенно зависитот цен поэтому в условиях инфляции он непрерывно изменяется. О людях,потребление которых ниже предусмотренного прожиточным минимумом, принятоговорить, что они живут «за чертойбедности».
Наряду с денежнымидоходами на уровень жизни влияют так называемые общественные блага илиобщественные фонды потребления, к которым относят блага и услуги,предоставляемые государством населению бесплатно, или за ограниченную плату,либо в натуральном выражении, либо в виде специальных выплат, трансфертов. Встранах с централизованной экономикой полностью бесплатными могут бытьздравоохранение и образование, частично – услуги культуры и физическойкультуры, в некоторой степени – питание и отдых для отдельных групп, категорийнаселения (например, бесплатные школьные завтраки, выдача бесплатного молока навредных работах). В странах с рыночной экономикой существует обширный наборобщественных благ, но чаше всего блага или услуги бесплатны или частично платны для отдельных категорий потребителей,обладающих низкими доходами.{5}
Уровень жизни людейхарактеризуется также их имущественными и денежными накоплениями (имущественнымцензом и денежными сбережениями). Ведь те, кто обладает низкими доходамисейчас, могли иметь в прошлом высокие доходы и накопить значительное богатство,позволяющее им неплохо жить при низких доходах. Поэтому, чтобы судить об уровнежизни человека, недостаточно изучить его декларацию о доходах, надо ещеприсовокупить к ней декларацию об имуществе и сбережениях.
Весьмаспецифическими показателями уровня жизни являются детская и общаярождаемость/смертность, уровень заболеваемости и средняя продолжительностьжизни.
В качествеопределяющего показателя уровня и качества жизни рассматривается и количествосвободного времени, которое человек вправе использовать по своему выбору иусмотрению. Чаще всего свободное время сопоставляют с рабочим или полнымвременем. Определенное представление об уровне жизни занятых в производствеможно получить исходя из продолжительности рабочей недели. Так, сорокачасоваярабочая неделя считается вполне приемлемой, а тридцатипятичасовая (семьрабочих часов в день при двух выходных) — желаемой.
Если судить обуровне жизни людей по их текущему потреблению, то самое существенное влияние нанего в условиях насыщенного бездефицитного рынка играют доходы и цены. Ведь чемвыше доходы и чем ниже цены, тем больше товаров, благ, услуг может приобрестипотребитель на свои доходы. Но такой вывод справедлив только в условиях, когдарост доходов сопровождается адекватным ростом физической массы товаров иуслуг, доступным потребителем для приобретения за деньги.
В условиях спадапроизводства и высокого уровня инфляции судить об уровне жизни населения наоснове изучения изменения доходов и цен крайне трудно и выводы могут бытьошибочными. Если весь произведенный и закупленный по импорту товар потребляетсянаселением, то очевидно, что средний уровень потребления в расчете на одногочеловека равен физическому количеству потребляемого товара, деленному на числопотребителей, и вообще не зависит ни от доходов, ни от цен. Например, еслиУкраина производит и закупает 2,45 миллиона тонн мяса в год при численностинаселения в 49 миллионов человек, то ясно, что годовое потребление в расчетена одного человека составит 2,45 х 1000/49 = 50 кг. Конечно, имеющийвысокие доходы или возможность приобретать мясо по низкой цене сможетпотребить больше 50 кг,но тогда меньше достанется другим, возникнет дифференциация потребления, тогдакак средний уровень при этом не изменится.
Еще раз напомнюсуровую истину о том, что невозможно потребить больше, чем получено. Так чтоесли мы желаем увеличить потребление всего населения, то есть лишь один способ— увеличивать производство. И в какой-то мере путем импорта одних товаров засчет экспорта других. Путем увеличения доходов без роста производства, а темболее в условиях его спада можно получить один-единственный результат — ростцен, инфляцию, увеличение внутреннего и внешнего государственного долга.Никакого роста уровня жизни таким способом достичь не удается.
Исследование проблемсоциально-экономического развития
А. Гранбергом, М. Долишним, С. Дорогунцовым, У. Изардом, В. Кистановым,В. Леонтьевым, А. Пробстом, Г. Ричардсоном и другими позволило, в частности,установить, что его региональные отличия обусловливаются многими зависимостями,связанными социально-культурными взаимодействиями, и эти связи все болеезапутываются в ходе формирования рыночных отношений и конкурентной среды.Особую остроту это явление получает в сельской местности, где наблюдаютсяснижение уровня технического оснащения производственных процессов и спроса наприобретенные знания и навыки, рост доли ручного труда, ослабление мотивацииэффективной трудной деятельности, уровня жизни и др. Вместе стемухудшаются демографические характеристики с понижением уровня жизни. Рядовойкрестьянин потребляет в 4 раза меньше платных услуг социального назначения, чемгорожанин, причем разрыв по услугам пассажирского транспорта достигает 15,9раза, учреждений культуры, отдыха и развлечений — 8,5, здравоохранения — 30,2,воспитания и образования — 46,7 раза. Быстро углубляются существенныерегиональные различия в объемах потребления услуг
(Рис 1 Приложение 3).
Изменение уровняжизни населения и трансформация социальной структуры в Украине сопровождаютсядифференциацией материального положения различных социальных групп.Сформировалась прослойка бедных, усиливается неравенство в распределениидоходов и благ. В последние 10-15 лет наблюдается резкая дифференциацияотраслей экономики по уровню оплаты труда. Даже Президент Украины в указанномдокладе подчеркивает, что среднегодовая заработная плата в настоящее времясоставляет свыше 500 грн., в том числе в промышленности — 654, на транспорте — 772 грн., а на многих предприятиях она превышает 1000 грн. {17}
Размер заработной платы практически во всех сферах деятельности впоследнее время заметно увеличивается. Только в 2003 г. она возросла на 23%,а в бюджетной сфере — на 44%. Однако следует отметить, что уровень оплаты трудав нашем государстве остается низким как и уровень жизни. Если в декабре 2003 г. в Беларуси зарплатасоставляла 139 дол., Казахстане — 192, Российской Федерации – 249 дол. то вУкраине лишь 103 дол. Особенно низкая заработная плата в социально-культурнойсфере (см. рис. 1 и рис. 2 Приложение 1).Расслоение общества происходит также по видам деятельности, условиям исодержанию труда.
Значительнаядифференциация размера оплаты труда наблюдается и в региональном разрезе (рис.3 Приложение 1). Самый низкий уровень заработной платы в регионах с наиболеевысокой долей сельского населения и занятых в сельском хозяйстве, где уровеньоплаты труда до настоящего времени самый низкий.
Низкий уровеньоплаты труда — один из тормозов как уровня жизни так и проводимых в странереформ. Опыт наших западных соседей (Польши, Чехии, Словакии, Словении,Венгрии) показал, что успешная реализация реформ происходит лишь при условии,когда средний уровень оплаты труда составляет не ниже 300 дол. Именно такойуровень позволяет активизировать потребительский спрос, способствует увеличениюпроизводства товаров и услуг. Поэтому необходимо существенное повышение уровняоплаты труда, что положительно скажется не только на жизненном уровненаселения, но и на результативности осуществляемых в Украине реформ.
В переходной экономике (ккоторой относится и экономика Украины), в ее динамично развивающихся секторах,уровень образования и квалификации, а значительной степени определяет величинудоходов работника и уровень жизни всего населения.
2. Социальная политика Украины насовременном этапе.
Украину, каксоциальное государство, можно представить в следующем виде {20}:SHAPE *MERGEFORMAT
Приоритет прав и свобод человека; верховенство права; приоритет договорных способов решения конфликтов; поддержание баланса интересов человека, предпринимателей, гос-ва; четкое разграничение полномочий органов власти; поддержание ориентиров и обязательств, определенных в международных договорах.
Уровень социально-економической защищенности населения; кач-во социального обслу-живания; развитие чел. потенциала, воспроизводство населения; уро-вень и качество жизни; роль гос-ва в международ-ных организа-циях; социально-экономическое, экологическое разви