Реферат по предмету ""


Конституции зарубежных государств

Конституциизарубежных государств
Издание 2-е, исправленное и дополненное
Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция,Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада.
Москва Издательство БЕК, 1999
Составитель сборника, автор введения, вступительных статей к конституциям— доктор юридических наук, профессор В.В.Маклаков.
Конституции зарубежных государств:Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков — 2-е изд., исправ. идоп.— М.: Издательство БЕК. — 584 с.
Сборник включает официальные тексты Основных законов(Конституций) США, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Испании, Греции,Японии и Канады. Он открывается общей вступительной статьей; кроме того,вступительной статьей снабжена каждая конституция. Для студентов, аспирантов ипреподавателей юридических вузов.
© Маклаков В.В. Введение, вступительные статьи,составительство, 1996 © Водчиц С.С. — оформление, 1996 © Издательство БЕК, 1996© Издательство БЕК, с изменениями и дополнениями, 1999ВВЕДЕНИЕ
Становление и развитие конституционного строя в различных странах имееткак общие, так и особенные черты. Общим для всех зарубежных стран являетсяпризнание конституции высшим законом страны, регламентирующим важнейшиеполитические и правовые отношения в ней, устанавливающим основные положенияправопорядка. Все остальное (текущее) законодательство и административноеправотворчество должно соответствовать нормам конституции. Конституция, такимобразом, рассматривается как правовая основа конституционного строя илисуществования конституционализма, в содержание которого включается рядкомпонентов: права и свободы граждан, представительное правление и принципразделения властей.
Объем конституционного регулирования в различных странах был весьманеодинаков в ходе исторического развития и менялся главным образом по двумвзаимосвязанным причинам.
Первая (наиболее важная) — фактор политической борьбы; в результате этойборьбы в конституциях появляются и развиваются демократические права и свободы.Под влиянием этого же фактора происходят изменения в отношениях междузаконодательной и исполнительной властью, парламентом и правительством.
Вторая причина, ведущая к усложнению конституционного регулирования,—изменение самого экономического базиса, появление новых международных реалий,необходимость разрешения проблем, приобретающих важное внутригосударственное имеждународное значение. Появление государственно-монополистического капитализмапородило проблему национализации, что в свою очередь затронуло дотоленезыблемый принцип «священности и неприкосновенности» частной собственности. Вконституциях появляются статьи, оговаривающие возможность отторжениягосударством частной собственности (национализации). Развитие международныхотношений усилило значение проблемы соотношения международного ивнутригосударственного права, а появление региональных или иных замкнутыхэкономических группировок государств — появление норм, предоставляющихгосударству право вступать в подобные группировки и ограничивать свойсуверенитет в пользу таких сообществ. Проблема охраны окружающей среды,сохранения национального и культурного наследия, урбанизация получают своезакрепление в конституциях последнего времени. В то же время, несмотря накоренные изменения реалий материального мира, многие положения западныхконституций остаются неизменными на протяжении уже двух веков их существования.Более того, часто принимаемые «новые» основные законы таковыми являются лишьформально, но не по содержанию, а заимствование, иногда даже дословное,материала из «старых» конституций не так уж редко, особенно для стран,освободившихся от колониальной зависимости.
Содержание зарубежных конституций весьма обширно. В то же время их нормымогут быть сведены к трем основным блокам регулирования: права и свободыграждан или, точнее, правовое положение личности; закрепление структуры ипорядка функционирования органов государственной власти, их взаимоотношений;учет развития региональных и универсальных норм международного права.
Все западноевропейские конституции с момента их появления можно отнести кодному из трех периодов исторического развития. Первый — с момента появленияэтих конституций и до Первой мировой войны; второй — межвоенное двадцатилетие;третий — период после Второй мировой войны, хотя, понятно, для различных странзначение этих периодов далеко не однозначно.
Общее направление в развитии прав и свобод в конституционномзаконодательстве во многом носит противоречивый характер. С одной стороны,происходит заметное развитие и углубление содержания прав и свобод человека игражданина, появление их новых видов; с другой — некоторые гражданские права исвободы, причем наиболее демократические, находившие свое место в документахпервого периода, исчезают или почти полностью исчезли (например, право навосстание, на сопротивление угнетению). Одновременно обозначается тенденция,указывающая на происхождение многих прав и свобод: некоторые «новые» права исвободы хотя бы в самом общем виде находят своих предшественников в законахпредыдущих периодов развития.
Научно-техническая революция оказывает влияние на объем прав и свобод.Например, повсеместное развитие современных средств коммуникации ставит вопросо подслушивании телефонных разговоров подобно тому, как когда-то былапоставлена и решена проблема тайны переписки. Прогресс медицинской науки также«высвечивает» некоторые правовые вопросы. Факт юридического установлениямомента смерти человека влияет на возможность трасплантации его органов другомучеловеку; появилась практическая возможность менять свой пол и в связи с этимдолжно появиться соответствующее право; в настоящее время в зарубежных странахшироко обсуждается и не везде одинаково в правовом смысле решается проблемапреждевременного прерывания беременности; в послевоенные годы в конституционномзаконодательстве закрепляется право на жизнь; однако в 80—90-е годы сталашироко дискутироваться и проблема добровольного ухода из жизни — право насмерть (эвтаназия). Это право получает законодательное закрепление (например, вСША).
Как известно, пределы конституционного регулирования устанавливаютсясуществующими в стране традициями, заимствованием опыта других стран" и,конечно, фактором политической борьбы. Несмотря на существующие различиянационального, исторического характера, процесс сближения конституций различныхстран в содержательном отношении является очевидным. В отношении прав и свобод,например, этот процесс проходит в нескольких направлениях: во-первых (и преждевсего), по пути расширения их круга, включения в текст конституций новых прав исвобод; во-вторых, по пути детализации, уточнения, более подробногорегулирования ранее известных гражданских прав и свобод; в-третьих, по путисвоего рода нивелировки, определенной унификации формулировок прав и свобод вконституциях различных стран. Появление какого-либо нового вида прав в однойстране рано или поздно влечет появление такого же или подобного вида в другой.Понятно, что этот процесс имеет место при наличии сходных условийэкономического и социального развития тех или иных зарубежных стран.
Развитие института прав и свобод тесно связано с эволюцией ихконституционных ограничений. Для всех трех периодов конституционного развитиябыли характерны два основных способа ограничений — отсылочный характер норм ивведение чрезвычайного положения. Оба способа имеют устойчивую тенденцию к развитиюи совершенствованию. Анализ конституционных текстов показывает определеннуютенденцию в этом отношении: по мере развития прав и свобод одновременноувеличивается число оговорок и возможностей введения чрезвычайного положения.
Особенно заметна эволюция конституционных норм в блоке конституционногорегулирования, касающегося системы органов государственной власти. Закреплениеи регулирование этой системы всегда занимали важное место в зарубежныхконституциях, причем в актах «первого поколения» объем материала, посвященныйэтим органам, обычно превышал половину текста основного закона. В последующихактах этот объем относительно сокращается, но сам уровень регламентации имасштабы детализации в регулировании данного вида отношений постепенновозрастают. Регламентация получает развитие в разделах, посвященных не толькоцентральным, но и местным органам власти. Во многих конституциях первого иотчасти даже второго поколения вообще не встречаются нормы, регулирующиепроблемы местного управления.
Наиболее рельефно эволюция в этом блоке регулирования проявилась в трехнаправлениях: 1) упрочение исполнительной власти, укрепление положения этойвласти; 2) эволюция парламентской структуры; 3) развитие институтаконституционного контроля.
Если рассматривать только конституционные положения в чистом виде, тоявного усиления исполнительной власти не наблюдается. Этот процесс весьмапротиворечив. Наряду с расширением полномочий правительств — и этот фактполучает отражение в содержании конституций — в конституционные тексты вводятсяположения и другого плана. В частности, появляются детализированные нормы обответственности правительства, наблюдается возникновение новых и развитие ужеизвестных форм этой ответственности. Особенно заметны новеллы в конституционномматериале, введенном в силу в межвоенное двадцатилетие. В это время был четкосформулирован один из важнейших принципов парламентского режима — принципответственности правительства перед парламентом. В конституциях «второгопоколения» мы находим подробные положения о порядке формирования правительства,о необходимости получения им доверия со стороны парламента, т. е. в нихрегламентируются вопросы, которые в актах первого периода практически вообще незатрагивались. Одновременно в этот же период в конституциях появляются нормы,цель которых — обеспечить устойчивость правительства, повысить степень егонезависимости от парламента. Именно в данный период был введен в научный обороттермин «рационализированный парламентаризм», предложенный в 1919 г. Б. С.Миркиным-Гецевичем (1892—1955), приват-доцентом Петроградского университета,эмигрировавшим после Октябрьской революции сначала во Францию, а затем в США, вотношении Веймарской конституции. Последняя отличалась подробной проработкойнорм, имевших целью обеспечение стабильности и полновластия центральнойисполнительной власти при отсутствии парламентского большинства, на котороемогло бы опереться правительство. Данный термин закрепился в зарубежнойконституционно-правовой литературе, а соответствующие меры по обеспечениюстабильности правительства получили развитие в конституционном материале,особенно после Второй мировой войны.
В межвоенное время в конституциях стали появлятьсянормы, закреплявшие институт делегированного законодательства, которыйфактически ограничивает полномочия представительного учреждения.
В послевоенное время усилилась тенденция к введению в конституции норм,направленных на поддержание устойчивости правительства. Если в более ранниепериоды, для того чтобы заставить правительство уйти в отставку, достаточнобыло в парламенте (обычно в нижней палату) получить негативное голосованиебольшинства членов (присутствующих или списочного состава — в различных странахпо-разному) без представления конкретной кандидатуры на пост главыправительства, т. е. существовал так называемый деструктивный вотум, то теперьпоявляются процедуры, в значительной степени укрепляющие позиции правительствапо отношению к парламенту.
Так, Основной закон ФРГ 1949 г. ввел «конструктивный вотум», т. е.Канцлер может быть смещен путем избрания нового канцлера (ст. 67)'. Во Франции(по Конституции 1958 г.) и в Испании (по Конституции 1978 г.) введен инойспособ создания устойчивости правительства. Введено требование о различномчисле голосов членов нижней палаты при получении правительством вотума доверияпо его инициативе и при голосовании по резолюции порицания, вносимой членамипалаты (в последнем случае вводится более строгий порядок). Так, в Испаниипредседатель правительства может поставить перед Конгрессом депутатов вопрос одоверии по всей программе или по декларации об общей политике, и довериесчитается полученным, если за него выскажется простое большинство депутатов. Конгресс депутатов может поставитьвопрос о политической ответственности правительства, приняв абсолютным большинством голосоврезолюцию порицания. Такая резолюция должна быть предложена по меньшей мереодной десятой частью депутатов и включать в себя кандидатуру на постпредседателя правительства (ст. 112 и 113 Конституции 197 8 г.). В испанскомварианте, таким образом, содержится и элемент, применяемый для обеспеченияустойчивости правительства в ФРГ.
Эволюция структуры органов государственной власти наблюдается и визменении отношений между палатами парламента; она может быть прослежена внескольких направлениях. В данном случае речь идет об изменениях в статусеверхних парламентских палат. Нижние палаты всегда избирались и избираютсянаселением путем прямых выборов. Данный принцип остается непоколебимым современи появления первых парламентов в западных странах. Эволюция бикамерализмапроходит за счет верхних палат, и она влияет на деятельность нижних палат идеятельность парламента в целом. Эта эволюция статуса двухпалатных парламентовпроявляется в изменении состава верхних палат, порядка их комплектования, всокращении объема их полномочий, а иногда даже в утрате этих полномочий, когданижняя палата имеет право «пересилить» верхнюю, нуллифицируя ее решения.
Первые по времени образования верхние палаты носили аристократическийхарактер; они формировались либо путем назначения, либо наследования. Но уже доПервой мировой войны появились парламенты, верхние палаты которых сталиобразовываться на выборной основе (например, Сенат в Бельгии по Конституции1831 г., первая палата Генеральных штатов в Нидерландах по Конституции 1815г.). В этот же период возникли однопалатные представительства; онипредусматривались конституциями Греции (1864 г.), Болгарского княжества (1879г.), Сербского королевства (1903 г.).
Тенденция к ослаблению позиций верхних палат и иногда отказу от них былапродолжена в конституционном развитии в межвоенное время и после Второй мировойвойны. В Великобритании два акта 1911 г. и 1949 г. существенно ограничили праваПалаты лордов в законодательной области. Совет республики Франции, поКонституции 1946 г., был лишен тех полномочий, которыми обладал всемогущийСенат в Третьей республике. Хотя верхняя палата в Японии была сохранена, нонижняя обрела полномочия, позволяющие преодолевать вето второй палаты — Палатысоветников. Правительство несет ответственность только перед нижней палатой.
Новая тенденция, появившаяся в последние десятилетия,указывает на приспособление статуса верхней палаты к желаниям правительства. Вданном случае мы имеем в виду назначение Сената в парламенте Франции поКонституции 1958 г. В законодательной области Национальное собрание и Сенатравноправны (лишь финансовые законопроекты вносятся в нижнюю палату). Припрохождении законопроекта «челнок» между палатами может действовать до тех пор,пока либо палаты не придут к соглашению, либо этот «челнок» перестанет«сновать» по желанию правительства. Правительство в последнем случае можетсозвать смешанную паритетную комиссию. Инициатива и после работы комиссиинаходится в руках правительства. Если компромиссный законопроект не будет принятпалатами в идентичной редакции после нового чтения в обеих палатах, топравительство вправе потребовать, чтобы Национальное собрание принялоокончательное решение по этому проекту (ст. 45 Конституции 1958 г.). Такимобразом, Сенат нужен правительству, поскольку он тормозит принятиезаконопроектов и одновременно служит орудием проведения правительством своейполитики в парламенте.
В конституционном законодательстве Европы в межвоенное время появляетсясобственная модель конституционного контроля, резко отличающаяся оттрадиционной американской. Если традиционная система имеет диффузный характер,т. е. проверка соответствия основному закону вверяется каждому суду или судье,то европейская модель носит централизованный характер. Контроль осуществляетсяспециально созданными органами, действующими вне обычной и административнойюстиции. В 20—30-е годы органы конституционной юстиции европейской модели былиучреждены в Австрии (Конституция 1920 г.), в Чехословакии (Конституция 1920г.); в республиканской Испании (Конституция 1931 г.) был создан Судконституционных гарантий. После Второй мировой войны на Европу пришлась «втораяволна» конституционного контроля. Восстанавливается конституционный судАвстрии, создаются конституционные суды в Италии и ФРГ, такие же судыучреждаются в Турции (Конституция 1961 г.), в Югославии (Конституция 1963 г.);во Франции (Конституция 1958 г.) образуется Конституционный совет. «Третьяволна» приходится на 70—80-е годы. Институт конституционного контроляпредусматривают Основные законы Португалии (1976 г.), Испании (1978 г.),Чехословакии (1968 г.); с 1982 г. действует Конституционный трибунал в Польше;в 1983 г. в Бельгии создается Арбитражный суд; европейскую модель избралиРумыния (1991 г.), Болгария (1991 г.).
Европейская модель конституционного контроля весьма отличается оттрадиционной. В последней состав органов конституционной юстиции достаточнопрост. Члены судов общей юрисдикции обычно назначаются главой государствапожизненно, хотя существует предельный возраст, по достижении которого судьиуходят в отставку. При назначении судей учитывается квалификационный уровенькандидатов и их политическая ориентация. Правда, поскольку в общих судах судьиназначаются пожизненно, а в отношении главы государства, производящегоназначение, обычно действует принцип ротации, то политические ориентациипостепенно нивелируются.
Принципиально по-иному назначаются члены органов конституционной юстициив их европейском варианте. Прежде всего, срок полномочий членов неодинаков, ноотсутствует пожизненное назначение: девять лет — во Франции, Испании и Италии;двенадцать лет — в ФРГ и Австрии. Во Франции все бывшие президенты входят всостав Конституционного совета пожизненно. В ряде стран состав органаобновляется не полностью, а частями. Обновление состава позволяет органуконституционной юстиции принимать новых людей, отражающих взгляды текущегомомента. Срочный характер назначения не влияет на независимость членов.Независимость в данном случае обеспечивается не невозможностью сместить членаили его неназначением, а невозможностью его непосредственно повторногоназначения. Члены французского Конституционного совета не могут быть назначеныповторно; это же относится и к судьям конституционных судов Италии и Испании. ВФРГ нельзя переизбирать судей Конституционного суда на непосредственноследующий срок.
Особое внимание следует обратить на порядок назначения членов органовконституционного контроля. В группе стран, придерживающихся европейской модели,порядок назначения и квалификации судей нередко устанавливается конституционнымзаконодательством, что подчеркивает значение этого органа конституционногонадзора. Здесь важно и то, что почти всегда члены органа конституционногоконтроля назначаются не одной инстанцией, а несколькими, с тем чтобы ни один изназначающих органов не имел преимущества, а сам орган конституционного контроляне обрел односторонней ориентации.
Введенные в конституционное законодательство особенности организации ичленского состава органов европейской модели дают им, очевидно, некоторыепреимущества по сравнению с традиционной американской моделью. Органыевропейской схемы контроля обычно шире подходят к рассматриваемым проблемамсоотношения оспариваемого акта и основного закона; обычные суды всегда связаныконкретными обстоятельствами рассматриваемого дела, а отсюда партикуляризмрешений этих судов. Судьям обычных судов субъективно трудно «подняться» надзаконом и взглянуть на него «с высоты» конституции. Множество судов, имеющихправо принимать решения о конституционности, действуют изолированно друг отдруга, что ведет к «разорванности» контроля, порой к его противоречивости.
Специальный же орган обладает иными возможностями, онимеет монополию на рассмотрение споров относительно соответствия основномузакону. Такой орган может следить за единством судебной практики, можетпроводить определенную линию в каком-либо аспекте своей деятельности. Наконец,европейская модель более соответствует принципу разделения властей.
Конституционное законодательство, постепенно эволюционируя, сталосодержать положения, затрагивающие международные отношения, регулироватьвнешнеполитические функции государства, его международно-правовую позицию,содержать порядок объявления войны и заключения мира. Такие нормы появились ещев прошлом веке (например, ст. 5 Основного статута Италии 1848 г., ст. 75Конституционной хартии Португалии 1826 г., ст. 13 Конституции Японии 1889 г.,ст. 15 Конституции Дании 1866 г.). Постепенно круг проблем, связанных смеждународными отношениями, расширился и к настоящему времени в большинствезарубежных конституций регулируются важнейшие проблемы, связанные смеждународными отношениями. К таковым относятся: 1) принципы внешнеполитическойдеятельности данного государства; 2) регулирование вопросов, связанных собъявлением войны и заключением мира; 3) соотношение международно-правовых ивнутригосударственных норм; 4) рассмотрение полномочий органов государства позаключению и ратификации международных договоров и соглашений; 5) положения,определяющие сотрудничество в области защиты прав человека,— Гражданство, праваи свободы человека, вопросы экстрадиции и права убежища.
Укажем два аспекта конституционного регулирования, связанного смеждународными отношениями: закрепление миролюбивых принципов внешней политикии отказ от войны как средства решения международных споров; возможность уступкигосударственного суверенитета наднациональным органам.
Правовые положения, регулирующие поведение страны на международной арене,ведут свою эволюцию со времени Великой французской революции. Шестой разделКонституции от 3 сентября 1791 г. устанавливал, что «французская нацияотказывается от каких-либо завоевательных войн и ни в коем случае не станетобращать свои вооруженные силы против свободы какого-либо народа». С конца XVIII в. аналогичные нормы все чаще сталипоявляться в основных законах зарубежных стран. Требование отказа от войны былонеоднократно повторено прежде всего в несколько расширенном виде в самойФранции (ст. 118—119 Конституции 1793 г., п.5 преамбулы Конституции 1848 г.), вбразильской Конституции от 24 февраля 1891 г. (ст. 88). В межвоенное времямиролюбивые статьи были включены в Конституцию Нидерландов, их содержалаКонституция Доминиканской Республики 1929 г., а Конституция Ирландии 1937 г.(п. 1—3 ст. 29) дала развернутую характеристику поведения своего государства намеждународной арене.
После Второй мировой войны число конституций, декларирующих миролюбивыйвнешнеполитический курс, значительно возросло. Наиболее заметными в этомотношении явились: преамбула Конституции Французской (Четвертой) республики,заявившей, что «Французская республика… не предпримет никакой войны с цельюзавоевания и никогда не употребит своих сил против свободы какого-либо народа»,ст. II Конституции Италии 1947 г. и ст. 9 Конституции Японии 1947 г. В последнихдвух статьях провозглашался отказ от войны как способа разрешения международныхспоров. Конституция ФРГ 1949 г. не содержит прямого отказа от войны, но изсмысла ст. 26 вытекает, что действия, направленные на подготовку агрессивнойвойны, являются антиконституционными и наказуемыми. Миролюбивый характерконституций определяется также и тем, что в ряде актов основные принципымеждународного права признаются в качестве основополагающих для проведенияполитики на международной арене (например, ст. 7 Конституции Португалии 1976г., п. 2 ст. 2 Конституции Греции 1975 г.).
В послевоенное время отчетливо проявилась новая тенденция в развитииосновных законов зарубежных стран, главным образом в странах Западной Европы. Вконституциях государств, входящих в Европейские сообщества, в 1993 г.переименованных в Европейский союз (ЕС), получают закрепление легальныевозможности добровольной передачи национальными государственными системамиполномочий наднациональным организациям. Некоторые европейские государствапредусмотрели возможность уступки полномочий международным организациям еще досоздания Общего рынка при выработке своих основных законов. Это сделали Франция(Конституция 1946 г. — преамбула), Италия (Конституция 1947 г.) и ФРГ (Основнойзакон 1949 г.). Другие государства приняли поправки к своим основным законампри вступлении в Общий рынок или позднее. Данное утверждение относится кНидерландам (поправки 1956 г.), Люксембургу (поправки 1956 г.), Ирландии (1972г.), Бельгии (1970 г.), Португалии (1982 г.). Три страны предусмотреливозможность передачи части своих полномочий при принятии новых конституций:Дания (1953 г.— § 20), Греция (1975 г.—п.2—3 ст. 28), Испания (ст. 93Конституции 1978 г.). Вхождение с начала 1995 г. в состав Европейского союзаАвстрии, Швеции и Финляндии также должно повлечь соответствующие изменения в ихосновных законах.
В конституционных и законодательных положенияхгосударств — участников Европейского союза имеются легальные возможности длятого, чтобы право этого Союза (ранее называвшееся правом Сообществ) обладалопреимущественной силой по сравнению с национальным правом. Иными словами, правоСообществ приобрело наднациональный характер и имеет общие, т. е. одинаковые,условия для применения во всех государствах — их членов. Юридические нормы,вырабатываемые Сообществами, заменили в национальном праве те сферы, которыеотнесены к компетенции Сообществ. Другими словами, внутри европейских Сообществпроизошло распределение компетенции между государствами-членами и органами Сообществ.Само функционирование Сообществ, передача полномочий их органам, установленныйюридический механизм «гармонизации» национального права и права Сообществвоздействуют на национальные государственно-правовые институты, требуют ихприспособления к новым реалиям, координации деятельности национальныхинститутов внутри страны с органами ЕС.
Участие в ЕС воздействует на многие национальные институты. Нельзя невидеть, что органы государств-членов находятся в подчиненном положении поотношению к органам ЕС. Они потеряли свободу действий в областях, переданных введение международных организаций. В то же время члены ЕС контролируютисполнение международных норм на своей территории, они остаются «хозяевами»положения на ней, следовательно, нельзя говорить об утрате ими своегосуверенитета. К тому же государства могут выйти из состава ЕС; поэтому речьдолжна, видимо, идти лишь о передаче части своих суверенных правнаднациональным органам.
Пребывание в Сообществах отразилось прежде всего на полномочияхнациональных парламентов. Сам факт прямого вмешательства органов ЕС вовнутреннюю компетенцию государства путем издания регламентов (одного из видовактов органов ЕС) ведет к изъятию из ведения парламентов значительного кругавопросов, по которым он мог бы законодательствовать. До 1975 г., когда былиустановлены прямые налоги в пользу Сообществ, денежные средства отчислялись вбюджет Сообществ из национальных бюджетов. Однако эти отчисления практически необсуждались в парламенте; они включались в бюджет, и тот не мог их изменить,поскольку это повлекло бы необходимость межправительственных переговоров. В1975 г. «европейский бюджет» полностью «выскользнул» из-под парламентскогоконтроля. Получив собственные средства, Сообщества стали пользоваться полнойфинансовой автономией.
Парламенты ограничиваются в возможностях принадлежащего им контроля задеятельностью правительств при принятии решений в рамках ЕС. Изъятые изнациональной законодательной юрисдикции области переданы Совету министровСоюза, куда входят министры правительств-участников, которые на уровне ЕС ненесут ответственности перед Европейским парламентом (последний таких полномочийне имеет). Национальные же парламенты не могут осуществлять прямого контроля задеятельностью таких министров в Совете министров ЕС. Правда, в некоторыхстранах парламент имеет право юридического контроля (здесь мы не говорим офактическом осуществлении этого контроля, всегда связанного с механизмомпартийной дисциплины) за правительствами, но лишь в рамках обсуждения общейполитики правительства (такие полномочия имеют, в частности, парламенты ФРГ,Нидерландов). Во Франции в связи с ограничением Конституцией 1958 г.возможностей парламентского контроля за деятельностью исполнительной властироль парламента менее значительна.
Новый шаг в направлении политической, экономической и юридическойинтеграции был сделан странами — участниками ЕС после ратификации Маастрихскихсоглашений от 7 февраля 1992 г. Достигнутые договоренности потребовалипроведения в этих странах конституционных реформ. В частности, в ряд основныхзаконов были внесены целые разделы (например, во Франции) или весьма обширныеспециальные статьи (ФРГ). Ряд конституций (например, в Испании), оказавшихсяпервоначально достаточно «продвинутыми» в направлении интеграции, ограничилисьвключением небольших поправок. Все государства согласились предоставитьизбирательное право в своих странах иностранцам, гражданам государств — членовЕС на выборах в местные органы власти. В данном случае важен тот факт, чтомеждународные организации, каковыми являются европейские сообщества, взяли насебя инициативу проведения интернационализации конституционных нормгосударств-участников. Данное обстоятельство позволяет предположить, что,возможно, появляется новый институт, а может быть, даже целая новая отрасльправа — международное конституционное право.
В общей совокупности юридических дисциплинконституционное право всегда занимало фундаментальное место, котороеопределялось и определяется его предметом, т. е. изучением закрепленных восновных законах прав и свобод человека и гражданина, структуры и компетенцииорганов государственной власти и общих принципов их деятельности, правил, покоторым осуществляется государственная власть, создаются законы и другиеправовые акты. Конституционное право «господствует» над другими отраслямиправа, устанавливая их общие принципы.
Конституционное право невозможно изучать без постоянного обращения к его источникам, к нормативной базе, и прежде всего косновным законам государств.
В предлагаемый читателю сборник включены основные законы семи ведущихзарубежные государств — государств «большой семерки»: США, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Японии иКанады, а также Испании и Греции, основные законыкоторых отражают самые последние тенденции зарубежного конституционногоразвития.
Сборник адресован главным образом студентам юридических вузов ифакультетов. Им могут воспользоваться научные работники, занимающиеся историей,экономикой зарубежных стран, работники различных структур, связанных синостранными государствами.
В настоящее издание, по сравнению с предыдущим 1996 г., внесеныминимальные изменения. Исправлены замеченные неточности. Наибольшейтрансформации подвергся раздел о конституции Франции 1958 г. Текст этого актабыл подготовлен заново. В него внесены поправки 1995 г., ранее дававшихся послеконституции в виде перевода Закона № 95-880 от 4 августа 1995 г. Были такжеучтены поправки 1996 г. Незначительным изменениям подверглась и вступительнаястатья к этой конституции. Кроме того, в Сборник были включены основные законыИспании 1978 г. и Греции 1975 г.
Публикуемый нормативный материал сверен с первоисточниками, в неговнесены необходимые редакционные поправки, включены последние изменения.Перевод конституционных актов Канады, нератифицированных поправок к КонституцииСША, а также ряд других более мелких переводов выполнен составителем поисточникам, указанным в примечаниях к тексту. Составитель выражает искреннююблагодарность Нине Николаевне Жижиной за помощь вподготовке к печати Основного закона ФРГ.
Москва, январь 1997
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............
КОНСТИТУЦИЯСША (вступительная статья)
Конституция Соединенных ШтатовАмерики
Содержание
Статьи в дополнение и изменение КонституцииСоединенных Штатов Америки, предложенные Конгрессом и ратифицированныезаконодательными собраниями отдельных штатов согласно пятой статьепервоначальной Конституции
Поправки, предложенные к Конституции, но не ратифицированные штатами.
Верховный суд США.
КОНСТИТУЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ(вступительная статья).
Конституционные актыВеликобритании.
Акт о соединении с Шотландией 1707 г. (Извлечение)
Акт о парламенте 1911 г.
Акт о парламенте 1949 г.
Акт о пожизненных пэрах 1958 г.
Акт о пэрах 1963 г. (Извлечение).
Акт о Палате общин (управление делами) 1978 г. (Извлечение).
У. Беджгот.Английская Конституция (Извлечение)
КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ (вступительнаястатья)
Конституционные акты Франции КонституцияФранцузской Республики
Декларация прав человека и гражданина от 26 августа1789 года
Преамбула Конституции от 27 октября 1946 года.
КОНСТИТУЦИЯ ГЕРМАНИИ(вступительная статья)
Основной закон федеративнойРеспублики Германии (23 мая 1949 г.).........
Преамбула.
1.     
II. Федерация и земли.
III. Бундестаг.
IV. Бундесрат.
1У-а. Совместный комитет.
V. Федеральный Президент.
VI. Федеральное Правительство.
VII. Законодательство Федерации.
VIII. Исполнение федеральных законов и федеральнаяадминистрация.
VIII-а.Общие задачи.
IX. Правосудие.
X. Финансы.
Х-а. Состояние обороны.
XI. Переходные и заключительные положения.
Из Германской Конституции от II августа 1919 года
КОНСТИТУЦИЯ ИТАЛИИ(вступительная статья).
Конституция Итальянской Республики.
Основныепринципы.
Часть 1.Права и обязанности граждан/
Раздел 1. Гражданские отношения.
Раздел II.Этико-социальные отношения/
Раздел III.Экономические отношения/
Раздел IV. Политические отношения
Часть II.Устройство Республики.
Раздел 1. Парламент.
Отдел 1. Палаты.
Отдел II.Составление законов
Раздел II.Президент Республики.
Раздел III. Правительство.
Отдел 1. Совет министров.
Отдел II. Государственная администрация.
Отдел III. Вспомогательные органы.
Раздел IV. Магистратура.
Отдел 1. Судебная организация
Отдел II.Положения о судопроизводстве.
РазделV.Области, провинции и коммуны.
Раздел VI. Конституционные гарантии.
Отдел 1. Конституционный суд.
Отдел П. Пересмотр Конституции.
Конституционные законы.
Переходные и заключительные постановления
КОНСТИТУЦИЯ ИСПАНИИ (вступительнаястатья).
Конституция королевства Испании.
Преамбула
Вводныйразде


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.