18
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Подготовил:
Слушатель 343 группы
Горовой П.А.
Белгород - 2006 г.
План |
|
Вступительная часть |
|
Учебные вопросы |
|
1.Что изучает эстетика. Функции эстетической культуры. |
|
2. Прекрасное, как традиционный предмет изучения эстетики. |
|
3. Многообразие форм эстетической деятельности. |
|
4. Методы эстетических исследований. |
|
Заключительная часть (подведение итогов). |
Введение
Сегодня, когда Россия переживает сложный период структурных изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни, человек оказывается в непростой ситуации выбора моральных, нравственных и эстетических ценностей своего общественного бытия. Быстро меняющиеся реалии, в которых сталкиваются противоречивые тенденции общественного развития, обостряют потребность личности в гармоничном отношении к миру, в адаптации традиционных культурных ценностей, выработанных цивилизацией. Эстетика призвана дать представление о прекрасном, о красоте как важнейшей составляющей духовной эволюции человечества. А прекрасное - это искусство, творческий труд, окружающая нас природа, люди и, наконец, мы сами.
Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел - это дисциплина, предметом которой являются эстетические отношения и соответствующая им система эстетических ценностей. В качестве учебной дисциплины «Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел» играет важную роль при подготовке специалистов в сфере юриспруденции, так как профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и широкого общегуманитарного образования.
Вопрос 1. Что изучает эстетика. Функции эстетической культуры.
Неизвестный автор появившегося много веков назад трактата «О возвышенном» писал; что ко всякой научной дисциплине предъявляются два требования: «Во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом». Это верное суждение нуждается в существенном дополнении: предмет должен быть рассмотрен в связи с задачами науки, а способ (метод) изучения предмета необходимо поставить в связь с ее системой.
Всякая наука имеет свой предмет. Выявить его значит определить специфику, сферу деятельности и задачи этой науки. Определение предмета каждой науки есть акт ее самосознания. Сама наука осознает свои цели, круг своих проблем, сферу своих интересов, свою практику, определяющую угол зрения, под которым рассматривается мир и его связи и благодаря чему только определенные связи и стороны мира входят в предмет данной дисциплины и выявляются ею.
История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и .круг изучаемых ею вопросов, сам ее предмет и задачи. Эстетика то была частью философии и служила созданию картины мира в целом, (греческие натурфилософы, пифагорейцы); то затрагивала проблемы поэтики, общефилософские вопросы природы красоты и искусства и ставила задачи обобщения его опыта (Аристотель); то присоединяла к этому кругу проблем вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека.
Что же такое с современной точки зрения предмет эстетики как, науки?
Предметом эстетики является человеческая чувственность,
ответственная за целостное, образное постижение человеком мира .Такое
определение вбирает в себя и сферу прекрасного, и. возвышенного, и. комического, и трагического, и др. эстетических категорий, характеризующих
чувственное постижение человеком: мира. Оно также охватывает и сферу
искусства, которое развивает и воспитывает эту особую сферу чело-веческого духа - чувственносгь.
Эстетика -наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы этой науки.
Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.
Эстетическое воспитание ни в коем случае не сводится к морально-этическому аспекту. Нельзя отрицать, что некоторые произведения массового искусства несут в себе морально-нравственный аспект; но в то время, как произведения подлинного (иногда называемого элитарным) искусства призваны учить видеть, слышать, чувствовать, т. е. призваны воспитывать человеческую чувственностъ.
Основные разделы эстетики
Предыстория развита эстетики это мифология. Именно она была источником философского знания. В ее рамках впервые ставились вопросы о красоте, об искусстве, о том, как связаны между собой эти феномены.
Первый этап развития теоретической эстетики начался в древней Греции в VI в. до н. э. и завершился в новое время, в начале ХУ111 столетия.. Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том, что, хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной, рассуждения о сущности прекрасного и о законах искусства (художественного творчества), о границах искусств носили теоретический характер. Этот этап распадается на несколько подпериодов:
- античность(VI в. до н.э. V в. н.э.);
-средневековье (VI -XIII вв.);
-Возрождение (XIV- XVI вв.);
-начало Нового времени (частично Просвещение) .
Своеобразие каждого подпериода составляет влияние определенного фактора. В подпериод античности эстетика складывалась под влиянием философии. Религиозная идеология, богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья. Художественная практика на эстетику Возрождения. Политика, искусствоведение оказали мощное влияние на Эстетику Просвещения.
Своеобразие каждого из перечисленных подпериодов не
ограничивается лишь влиянием конкретного внешнего фактора. Каждый из
этих подэтапов имеет собственную внутреннюю историю т.е. время становления данного типа эстетического сознания, время его расцвета, кризиса и подготовки нового периода.
Второй этап истории эстетики (с XVIII но середину XIX в.) период по сравнению с первым этапом небольшой, но очень насыщенный,. емкий. Именно на этом этапе эстетика утвердилась как самостоятельная и необходимая часть философии. Это период немецкой классической философии.
Третий этап истории эстетики начался в середине XIX в. и продолжается до сих пор. На особенности эстетики этого периода активно влияют позитивизм, социология. Для этого этапа характерна атака на спекулятивную эстетику. Так, позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии, превратить ее в экспериментальную науку. С другой стороны, атропологический материализм критиковал идеалистическую эстетику. Ее же подвергал критике марксизм, претендуя на построение подлинно научной эстетической теории (Г. В. Плеханов пытался создать цельное марксистское эстетическое учение).
Все это расширяло эстетическую проблематику и создавало разные виды эстетики: физиологическую, социологическую, семиотическую, кибернетическую и др. И все же именно философская эстетика является базовой для всех других ее разновидностей.
Следующие разделы эстетики
Теория эстетики
Теория эстетики изучает эстетическую деятельность (ее виды), эстетическое сознание (его структуру). Особое место в разделе «Эстетическое сознание» занимает раскрытие основных эстетических категорий.
В рамках эстетической деятельности главной установкой является деятельность по законам красоты. Разработанными и самостоятельными формами эстетической деятельности являются, искусство и дизайн.
Дизайн - сознательное художественное формообразование предметной среды. В дизайне присутствует единство художественности и утилитарности. Дизайн близок архитектуре, которая, также совмещает художественные и. чисто утилитарные цели. Художественное конструирование стремится к цели единства прекрасной формы и утилитарного содержания.
Специфика искусства.
Искусство также является традиционной, естественно, более старшей, чем дизайн, формой эстетической деятельности. Раздел, посвященный искусству, включает в себя особенности процесса художественного творчества, проблемы содержания и формы искусства, морфологию (классификацию) искусства, проблемы эстетического восприятия. К проблемам художественного творчества относится изучение художественных направлений в искусстве стиля, индивидуальной манеры творчества..
Эстетическая культура современного общества. В этом разделе особое внимание уделяется анализу таких понятий, как элитарное искусство, массовое искусство, контрискусство.
Синтетичность искусства, многоплановость и одновременно целостность его воздействия на человека предопределяют функциональность художественной культуры. Чаще всего выде-ляются следующие функции эстетической культуры:
познавательная, выражающая специфику эстетической культуры как познания жизни через систему художественных образов;
воспитательная, заключающаяся в воздействии эстетической культуры на людей, в ее возможностях формировать духовный мир человека;
коммуникативная, которая означает, что эстетическая культура является средством духовного общения людей и служит каналом передачи не только знаний, но и чувств;
семиотическая т.е. художественные ценности представляются как система знаков);
гедонистическая (способность эстетической культуры возбуждать чувства, эмоции, доставлять эстетическое удовольствие и наслаждение);
зрелищная (эстетическая культура как развлечение, зрелище, игра).
Зрелищная функция сближает эстетическую культуру с дру-гой сферой культуры -- сферой развлечения (с проблемой сво-бодного времени, культурного отдыха). Значение развлечений возрастает в условиях интенсификации общественной жизни, повышения нервных нагрузок, расширения СМИ.
Эстетическая культура способствует развитию и совершен-ствованию всей духовной сферы общества. Воздействие эстетической культуры на духовную жизнь многопланово (отно-шение людей к труду, природе, человеческие отношения, поступки и действия).
Основные эстетические ценности.
Своеобразие эстетических ценностей определяется специфическим характером эстетического отношения человека к действительности непосредственным чувственно-духовным бескорыстным восприятием, ориентированным на познание и оценку содержательной формы, структуры, меры организованности и упорядоченности реальных объектов.
Соответственно, эстетической ценностью могут обладать:
- предметы и явления природы, доступные чувственному созерцанию;
сам человек (его облик, действия, поступки, поведение);
вещи, создаваемые людьми;
продукты духовной деятельности (научной, публицистической и т.п.), поскольку их структура оказывается чувственно воспринимаемой и оцениваемой;
произведения искусства во всём многообразии его видов.
Наличие определенной эстетической ценности у всех этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему общественно-исторических отношений они включены. Поэтому, несмотря на то, что носителем эстетической ценности может быть природный объект, её содержание всегда является социально-историческим и воплощает в себе диалектическую связь национального и интернационального, исторически устойчивого и изменчивого, группового и индивидуального.
Многообразны не только носители эстетической ценности, но и её виды. Основным видом эстетических ценностей яв-ляется прекрасное.
Вопрос 2. Прекрасное как традиционный предмет эстетики.
Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматривают другие эстетические феномены. Прекрасное всегда исторически-конкретно. Разные исторические периоды знают разные идеалы красоты. Прекрасное всегда национально окрашено. У разных народов, пусть и живущих в одну эпоху, представления, о прекрасном различны, а то и противоположны. Многие ученые связывают это с закреплением в сознании того или иного народа как «прекрасных» определенных полезных признаков.
Чернышевский в своей эстетической диссертации говорит о противоположности представлений о красоте у разных сословий, в частности дворянского и крестьянского.
Наряду с «прекрасным» эстетическое сознание включает и другие категории: возвышенное, трагическое, комическое и др. При рассмотрении этих категорий прекрасное выступает мерой. Возвышенное - это то, что эту меру превышает. Трагическое -то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое -то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается не страданием или гибелью, а смехом.
Некоторые отечественные эстетики (М. С. Каган, Л. Столович) выделяют наряду с положительными эстетическими ценностями их антиподы -безобразное, низменное. Они делают это на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных, Так, в сфере гносеологии и логики сталкиваются понятия «истинность» и «ложность», в сфере этики понятия добра и зла. Поэтому и научное исследование в области эстетики, считают указанные ученые, должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.
Другие ученые утверждают, что такие понятия, как безобразное и низменное, не могут считаться эстетическими категориями. Качества, выражаемые этими категориями, не могут иметь положительного значения для человека, т. е. эти категории не могут являться положительными ценностями.
Подробнее эти категории рассмотрим на семинаре.
Вопрос 3. Многообразие форм эстетической деятельности.
Сфера эстетического освоения мира гораздо шире искусства. Она охватывает и труд, и быт, и культуру (например область
садово-парковой кулътуры).
Сады и парки продукт культурной деятельности, стремящейся к гармонии, к породнению с облагороженной природой. Не являясь в строгом смысле слова собственно искусством, садово-парковая кулътура развивается вместе с ним и под его влиянием, что сказалось в развитии стилей садов и парков вслед за развитием художественных направлений в искусстве. Существуют сады и парки ренессансные, барокко и рококо, сады классицизма и романтизма. В пределах каждого стиля есть свои национальные особенности, а внутри национального стиля почерк отдельных садоводов. Например, парк французского классицизма в Версале, сады голландского барокко в Московском Кремле ( они огораживались стенами, украшались беседками), сады с уклоном в рококо есть и в Царском Селе .
Эстетическая деятельность включает в себя:
1.практическую (садово-парковая культура, дизайн и т. д.),
2.художественно-практическую (карнавал, свадебный или погребальный обряд, этикетное поведение и т. п.),
3.художественно-творческую (создание произведений искусства),
4.художественно-рецептивную (восприятие произведения)
5.рецептивно-эстетическую (восприятие красоты реального пейзажа )
6.духовно-культурную (выработка идеалов личного вкуса, вынесение вкусовых суждений, оценок и т. п.),
7.теоретическую (выработка эстстических концепций и взглядов). Эстетические взгляды; представления, вкусы, идеалы, будучи результатом внутренней, духовной деятельности человека, обогащающей его личность, находят свой выход вовне - во всех формах эстетической деятельности и ее продуктах.
Эстетические впечатления-память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании существенного.
Эстетические вкусы- система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на обобщенной творческой переработке исторически обусловленных эстетических впечатлений.
Эстетический идеал - представление о высшей гармонии и со-вершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира и созиданию культуры. Идеал не совпадает с действительностью и является обобщением лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, Народ, создающий идеал, создает и гениев, .приближающихся к этому идеалу и приближающих к нему реальность.
Эстетические концепции - теоретически осмысленный в свете определенного мировоззрения и приведенный в научную систему исторический опыт эстетической деятельности людей.
Эстетические взгляды- система эстетических концепций, господствующая в данном обществе или в одном из его подразделений и определяющая дальнейшую практику эстетической и художественной деятельности людей.
Совокупность художественной деятельности, ее продуктов (творчество, произведения искусства)., учреждений, руководящих этим процессом (министерства, комитеты, управления, отделы и т. д.), а также обслуживающих его, готовящих кадры художественной интеллигенции (художественные вузы, училища, школы, студии и т. д.) и обеспечивающих социальное функционирование искусства, (музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, концертные залы и т. д.), составляет художественную культуру общества.
Последняя, в свою очередь, в единстве со всеми формами эстетической деятельности, а также с учреждениями, обеспечивающими ее, образует пласт эстетической культуры общества.
Таким образом, в свете выше изложенного можем сказать, что эстетика это философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.
Искусство в духовно-практическом, а эстетика в теоретическом плане сосредотачивают внимание на общечеловеческом, они актуальны, так как способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство - фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества.
Литература
1. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. - М.: Высш. Шк., 2002.
2. Кривцун О.А. Эстетика: учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С Остапенко, В.Н. Пристенский. - Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.
4. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.
Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
5. Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел: лекция . - М.: МВШМ МВД России, 1993.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Стандартная семантика Д.Дэвидсона |
Реферат | Политическое развитие Италии в 1980 2000 |
Реферат | 1 день |
Реферат | 2. Корейская война 1950-1953 гг |
Реферат | Специализация и кооперирование и их влияние на эффективность производства |
Реферат | Mending Wall By Robert Frost Essay Research |
Реферат | Государственный и политический строй Японии |
Реферат | Курс Информационная культура и начальная школа |
Реферат | Кредит как отношения |
Реферат | Национальная религия Японии - синтоизм |
Реферат | Twelfth Night Essay Research Paper Twelfth Night |
Реферат | Arthur Tragic Hero Or Merely Tragic The |
Реферат | Клод Бернар |
Реферат | Основные приемы работы в Ехсеl |
Реферат | Либерализм |