2
Среди русских композиторов-классиков живших в России в конце девятнадцатого века можно выделить имя Петра Ильича Чайковского. Его имя дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей не зависимо от профессии и национальности - и музыкантов-профессионалов и широкого слушателя.
Все своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла.
В музыке Чайковского всегда звучит жизнь русского человека, с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой и отчаянием. И самое главное, что любой слушатель может сказать о музыке Петра Ильича Чайковского - о чем бы ни говорил Чайковский - он всегда правдив и искренен.
Пётр Ильич Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из этих жанров он сказал свое новое слово гениального художника.
Однако, пожалуй самым любимым для него музыкальным жанром была опера. Можно уверенно сказать, что в ней Чайковский явился подлинным реформатором. Его опера «Кузнец Вакула» получила первую премию на конкурсе Русского музыкального общества.
Оперу композитор представлял себе как самый демократичный жанр. «Опера,--писал он, именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой...». В центре оперного действия, по мнению Петра Ильича -- всегда находятся простые человеческие чувства и переживания. Он считал, что только опера даёт композитору средство сообщаться с массами публики. Он утверждал, что только опера делает автора (композитора) при благоприятных обстоятельствах достоянием всего народа.
Большое внимание уделял Чайковский содержанию своих опер, отдавая при этом всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по-настоящему хорошо знал и понимал.
Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний и программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано с оркестром, один для скрипки и ряд оркестровых сюит.
Из симфонических одночастных пьес особенно выделяется фантазия «Франческа да Римини» и программные пьесы на сюжеты Шекспира (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Буря»), Чайковский сочинил также много фортепианных пьес и романсов, разнообразные инструментальные ансамбли.
25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, в семье горного ин-женера родился Петр Ильич Чайковский. Его отец работал там директором завода.
Первые музыкальные впечатле-ния Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в дет-стве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Первые уроки музыки маленькому Пете давала его горячо им любимая мама, которая показала ему ноты и научила его играть на рояле. С пяти лет он сам любил «фантазировать на рояле» . Ему казалось, что сочинять он начал с тех пор, как узнал музыку. Звуки музыки он слышал постоянно и тогда, когда их никто другой не слышал.
Он всегда был неразлучен с музыкой. «Никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен.»
Вспоминая о детстве, Чайковский писал поз-же: «...я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народ-ной музыки...».
В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год--в Петербург.
Десяти лет Чайковского отдали в Училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом «питомнике чиновничества», как называли училище. Но именно здесь он начал серьезно зани-маться музыкой, которая преподавалась для желающих.
Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайков-ского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также много импровизировал.
Впоследствии поэт Апухтин, товарищ Чайковского по учили-щу, так писал об этих вечерах:
Ты помнишь, как, забившись в музыкальной. Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной -- Искусство было наш кумир...
Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский по-лучил чин титулярного советника и место в Министерстве юсти-ции. Однако служба не привлекает его.
Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе.
В свободное от службы время он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубо-кое впечатление производят на молодого человека оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Дон-Жуан» Моцарта.
В начале 60-х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьезно заняться композицией.
В консерватории Чайковский учится под руководством извест-ных педагогов--Н. Зарембы и А. Рубинштейна, изучает свою любимую с детства флейту у профессора Цезаря Чиарди - знаменитого итальянского флейтиста - виртуоза, который не только преподавал в консерватории, но и был солистом оркестра Итальянской оперы в Петербурге
Он упорно тру-дится, настойчиво овладевая композиторским мастерством.
По настоянию Рубинштейна юноша окончательно бросает служ-бу и посвящает себя целиком музыке.
В 1865 году он оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерва-тории.
Свою первую симфонию написанную в 1866 году, Чайковский назовёт «Зимние грёзы» - это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине в России, профессиональное образование. Содержание произведения - это раздумья и лирические чувства человека, а также образы природы. Симфония состоит из четырех частей.
Первая часть получила подзаголовок «Грезы зимнею дорогой» По форме она представляет собой сонатное аллегро, главная партия (соль минор) основана на двух темах. Первая песенная тема звучит у флейты и фагота на фоне тихого тремоло струнных. Мягкими приглушенными красками обрисованы здесь излюбленные в русской поэзии картины зимней русской природы как бы проступающие сквозь легкую снежную дымку. Музыке присуще сосредоточенное лирическое настроение: Вторая тема главной партии вызывает в воображении образы зимней стужи, морозной поземки, снежных вихрей.
Обе эти темы развиваются и приводят к яркой патетической кульминации.
Внезапно главная партия обрывается и на смену ей приходит лирическая побочная. Это тоже типично русская мелодия. Она льется свободно и извилисто, подобно русской речке, которая те-чет по равнине, то огибая холмы, то снова привольно разливаясь в долине. По своему мелодическому складу, песенным интона-циям, ладовой переменности (ре мажор-ля минор) напев этот близок народным протяжным песням.
В разработке развитие достигает большой напряженности. Героический облик приобретает первая тема главной партии. Слы-шатся энергичные триольные возгласы у медных инструментов.
Реприза носит неспокойный характер. Тема главной партии звучит у струнных на тревожном фоне деревянных духовых ин-струментов. После проведения побочной наступает кода--напря-женная и драматичная. Однако в конце коды напряжение рассеи-вается. Слышится песенная мелодия главной партии в ее первона-чальном виде -- у флейты и фагота на фоне тремоло струнных.
Таким образом, первая часть симфонии--это классическое со-натное аллегро с обычным соотношением тональностей главной и побочной партий (в экспозиции соль минор--ре мажор, в реп-ризе соль минор--соль мажор).
Вторая, медленная часть называется «Угрюмый край, туман-ный край». Музыка эта навеяна впечатлениями от путешествия Чайковского по Ладожскому озеру. Она обрамлена медленным певучим вступлением и заключением.
Главная тема (у гобоя) глубоко народна. В ней слышатся вы-разительные интонации русской лирической песни, ее раздолье и широта. В процессе развития напряжение возрастает. Мелодия опле-тается подголосками, наигрышами народного характера. В конце второй части тема, порученная валторне, звучит драматично.
Третья и четвертая части--скерцо и финал--не имеют назва-ний, но по своему -образному содержанию не выпадают из общего поэтического замысла. Со стремительно быстрой, «вьюжной» музыкой первого раздела скерцо ярко контрастирует более спо-койная мелодия среднего раздела, изящный вальс.
Первый из русских композиторов, Чайковский ввел вальс симфонию. Спокойный и мягко лиричный вначале, вальс постепенно становится более напряженным. Обрамленный быстрой музыкой скерцо, он звучит как воспоминание о прекрасном и невозвратимом прошлом. Будто путник в зимнюю метельную ночь видит сквозь заиндевевшие окна танцующие под звуки вальса пары, и в сердце его закрадывается неизъяснимая грусть. После написания первого произведения Чайковским было написано много других.
Во время своего проживания в Москве, он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами и артистами. Среди них драматург Островский музыкальный писатель Одоевский, поэт Плещеев, артисты Малого театра.
Близким другом его становится Н. Рубинштейн, а также музыкальный критик Н. Кашкин.
Помимо педагогической работы Чайковский много и напряженно занимается сочинение музыки, а также выступает на страницах газет и журналов в качестве музыкального критика.
В своих статьях он горячо поддерживает талантливых молодых композиторов--Балакирева, Римского-Корсакова, Грига.
За десять лет им было сочинено множество произведений:
· три симфонии,
· другие пьесы для оркестра,
· первый фортепианный концерт,
· Вариации на тему рококо для виолончели,
· три квартета и фортепианное трио,
· четыре оперы -- «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро»
· много прекрасных романсов,
· такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года».
Переломным в жизни Чайковского оказался 1877-й год. Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное потрясение. Сказались и крайняя перегрузка этих лет, постоянное переутомление.
В конце 1877 года друзья отправили его за границу. И все жe только неустанная творческая деятельность выводит композитора из состояния душевного кризиса.
Он писал о себе: «Я буквально не могу жить, не работая». И окончив одно произведение, он сейчас же принимался за другое. Именно в этот год Петр Ильич закончил два своих великих произведения -- оперу «Евгений Онегин» и четвертую симфонию.
С конца 70-х годов Чайковский совершает много поездок за границу, выступает как дирижер. Знакомится там со многими зару-бежными композиторами: Брамсом, Григом, Сен-Сансом, Массне.
В летнее время он подолгу живет на Украине, в Каменке, в имении своей старшей сестры А. Давыдовой.
С триумфом проходят симфонические концерты под его управлением в Берлине, Париже, Женеве, Лон-доне.
В 1891 году Чайковский побывал в Америке, в 1893--в Англии, где ему присвоили степень доктора музыки Кембридж-ского университета.
Активное участие принимает Чайковский и в русской музыкальной жизни. В 1885 году его избирают одним из директоров Московского отделения Русского музыкального об-щества.
В последнее десятилетие жизни он создает свои гениальные пятую и шестую симфонии, оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пи-ковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щел-кунчик» и многое другое.
Наиболее значительные по замыслу произведения Чайковского этих лет отразили настроения, которые переживала определенная часть русской интеллигенции. Это была эпоха безвременья, политической реакции, эпоха; когда всякое проявление свободной мысли преследовалось и душилось.
Нахо-дясь за рубежом, Чайковский писал брату: «...в России теперь что-то неладное творится... В здешних газетах уже давно печа-таются известия о студенческих беспорядках. Я издали стал как-то
живее и больнее сознавать настоящее положение дел у нас и часто испытываю серьезную гражданскую скорбь, читая о том, что у нас творится...».
Произведения этих лет становятся все более драматическими. Все они насыщены огромной любовью к жизни, к человеку, но многие из них трагичны по замыслу.
Настроения и переживания русской интеллигенции определили содержание многих творений Чайковского: противоречие между страстным порывом к лучшей жизни, к счастью и невозможностью их достижения.
Но наряду с тем были созданы и такие произведения, как лирически светлая опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», первая и вторая симфонические сюиты, «Серенада для струнного оркестра», «Итальянское каприччио».
Последние годы своей жизни Чайковский живет больше всего под Москвой -- в Майданове и в Клину. В эти годы продолжается упорная творческая работа. «Вдохновенье--гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призы-вают», - писал он.
День композитора отличался строгим распо-рядком, от которого он никогда не отступал.
Умея ценить время, Чайковский выработал высокую культуру и дисциплину труда.
16 октября 1893 года Чайковский дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой симфонии, а в ночь с г 24 на 25 октября он скоропостижно скончался.
«Я желал бы всеми силами души, - писал Чайковский, - что-бы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Много поколений слушателей покоряла музыка Чайковского своей задушевностью, искренность чувств. Многие артисты блистали в его операх.
В музыке Чайковского каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания и чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу.
Музыка Чайковского оказала плодотворное действие на композиторов, творивших вместе с ним, или пришедших в музыку позднее. Одним из таких композиторов был Сергей Прокофьев.
Творчество Чайковского -- вершина мировой музыкальной культуры XIX века--вечно живой и драгоценный родник, из ко-торого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века.
За годы творчества Пётр Ильич Чайковский написал:
· 10 опер, в том числе «Кузнец Вакула» («Черевички»), «Евгений Онегин», «Ма-зепа», «Чародейка». «Пиковая дама», «Иоланта» и др.
· 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»,
· музыку к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»,
· 6 симфоний и программную симфонию «Манфред».
Кроме того им написаны:
· одночастные симфонические произведения:увертюры-фантазии «Ромео и Джуль-етта» и сГамлет»;
· фантазии «Буря» и «Франческа да Риминн» «Итальянское каприччио»,
· Серенада для струнного оркестра,
· 3 симфонические сюиты,
· «Моцартиана» (4-я сюита),
· 3 концерта для фортепиано с оркестром,
· Концерт для скрипки с оркестром,
· Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром,
· 3 струнных квартета,
· фортепианное трио «Памяти великого художника»,
· струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»,
· свыше 100 фортепианных пьес, в том числе:
o цикл «Времена года»,
o «Детский альбом»,
o 2 сонаты,
o вальсы,
o мазурки,
o скерцо и др.
o 100 романсов.
Творчество композиторов-классиков Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского -- вели-кое сокровище русской культуры XIX века.
Их традиции нашли свое претворение и развитие в произведениях композиторов конца XIX и начала XX столетия -- Танеева и Глазунова, Лядова и Аренского, Калинникова, Скрябина и Рахманинова.
Все они - достой-ные преемники своих великих предшественников.
Русская классическая музыка развивалась в тесной связи с пе-редовой русской литературой и искусством.
Идейные и эстетиче-ские принципы композиторов-классиков прошлого столетия были своего рода маяком, осветившим путь русским музыкантам.
Вся жизнь русских композиторов-классиков -- это беззаветное служение искусству, своему народу, своей Родине. И искусство для них является средством общения с людьми.
Не для узкого круга тон-ких ценителей создавали свои произведения русские классики, а для всего народа.
В музыке композиторов-классиков отражена многовековая ис-тория нашей Родины, освободительная борьба русского народа против
гнета и насилия, воспет народ с его душевной красотой, горем и мечтой о светлом будущем.
В двадцатом веке в России музыка крепла и развивалась в борьбе с тормозившими ее развитие явлениями.
Лучшие традиции композиторов-классиков нашли свое развитие в творчестве Прокофьева, Шо-стаковича, Хачатуряна, Кабалевского, Шебалина, Свиридова и многих других советских композиторов, получивших известность во всём мире, и продолживших традиции известных русских композиторов.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |