Введение
Любоеживое существо, способное самостоятельно передвигаться на сколько-нибудь значительныерасстояния, нуждается в осознании собственного местонахождения. Природа щедроодарила животных механизмами ориентации в пространстве (кстати, многие из этихмеханизмов до сих пор представляют загадку для ученых). Однако венец творенияобнаружил самую большую «милость от природы» в данном вопросе: естественныеспутники — небесные тела. К сожалению, имя той светлой головы, в которуювпервые пришла мысль ориентироваться по Солнцу и звездам, утеряно навсегда, имы никогда не сможем отдать должное этой гениальной находке.
Нои этого людям показалось недостаточно. В своем вечном стремлении если несразиться, то хотя бы посоревноваться с природой, они создают и запускаютискусственные спутники.
Начинаяс 60-х годов XX века вооруженные, военно-морские и военно-воздушные силы СШАнезависимо друг от друга проводили работы над созданием радионавигационныхсистем, позволяющих независимо от погодных условий круглосуточно точноопределять координаты объектов на Земле.
В1973 году данные программы объединили в одну, и военно-воздушные силы СШАназначили руководящими в разработке системы. Это стало началом историипостроения системы NAVSTAR(Navigation SatelliteTiming andRanging)— глобальной системы местоопределения (Global Positioning System). С 1983 года,после того, как к ее информации получили доступ гражданские лица, а в 1991 годубыли сняты ограничения на продажу GPS-оборудования в страны бывшего СССР,распространение получила широко известная аббревиатура GPS.
Изначальнопланировалось, что система будет служить для высокоточного наведения боевыхракет, а навигационные функции системы были отодвинуты на второй план.
Первыйспутник системы был запущен в 1978 году, а основная часть спутников системыбыли запущены на орбиты в середине 80-х годов. В 1994-м на орбиту был помещенспутник, позволивший завершить построение системы из 24 спутников.
Помимовоенных целей, попутно она имела и коммерческий доступ. Правда, точностьданных, полученных коммерческими пользователями, была не более 100 метров. Делов том, что МО США вводило искусственное снижение точности спутникового сигнала.Это называлось Избирательный Доступ (Selective Availability или S/A). Однако 1мая 2000 года по решению президента США «Избирательный Доступ» былотключен, и мы можем законно пожинать плоды спецов штатовской оборонки.
Заканчиваякраткий экскурс в технологии GPS-системы, добавим, что американская спутниковаясистема не единственная в своем роде. На космической орбите работают российскиеспутники системы Glonass. В результате сотрудничества с Индией эта системадолжна стать доступной гражданскому населению и составить конкуренцию GPS вближайшее время. Вскоре стартует европейский проект Galileo, который можетпроизвести передел рынка спутниковой навигации.
GPS:основные понятия и термины
Спутниковыерадионавигационные системы — это всепогодные системы космического базирования.Они позволяют определять текущие местоположения подвижных объектов и ихскорость, а также осуществлять точную координацию времени.
Всостав системы входят:
*созвездие ИСЗ (космический сегмент);
*сеть наземных станций слежения и управления (сегмент управления);
*GPS-приемники (аппаратура потребителей).
Всёэто объединено в общую сеть и управляется Министерством Обороны США.
Космическийсегмент (орбитальная группировка) системы GPS на данный момент содержит 24спутника. У каждого спутника имеется порядковый номер (PRN), всего номеровзарезервировано 32. По состоянию на 27 декабря 2005 года, на орбите находилось29 рабочих спутников, 5 из которых либо уже отработали свой срок, либоготовились к вводу в систему для замены отработавших. Период обращения одногоспутника составляет 11 часов 56,9 минут. Вес каждого спутника около 835 кг,линейный размер более 5 м (с развернутыми солнечными батареями). На бортукаждого спутника установлены атомные часы, обеспечивающие точность 10^9(0,000000001) с, вычислительно-кодирующее устройство и передатчик мощностью 50Вт.
Спутникиразмещены на 6 орбитальных плоскостях. Высота орбит примерно равна 20 200 км,угол наклона орбит составляет 55 градусов к экватору Земли (рис. 1). Среднийсрок службы одного спутника приблизительно 10 лет.
/>
Передающаяаппаратура излучает синусоидальные сигналы на двух частотах: L1 = 1575,42 МГц иL2 = 1227,60 МГц. Перед этим сигналы модулируются псевдослучайными цифровымипоследовательностями (эта процедура называется фазовой манипуляцией). Причемчастота L1 модулируется двумя видами кодов: C/A-кодом (код свободного доступа)и P-кодом (код санкционированного доступа), а частота L2 — только P-кодом.Кроме того, обе несущие частоты дополнительно кодируются навигационнымсообщением, в котором содержатся данные об орбитах ИСЗ, информация о параметрахатмосферы, поправки системного времени. Частота L1 предназначена для широкогокруга гражданских потребителей, а доступ к сигналам частоты L2 в основномполучают военные и федеральные службы США. Точность автономного определения расстоянияпо P-коду примерно на порядок выше, чем по C/A-коду.
Данныепараметры расположения группировки космических аппаратов выбраны не случайно. Влюбой момент времени в любой точке земного шара можно получить сигналы какминимум от 3-х спутников, что является необходимым условием определениякоординат. Для более точного определения местоположения необходим сигнал отчетвертого спутника.
Наземныйсегмент системы представляют контролирующе-измерительные станции длямониторинга спутников. Они расположены на Кваджалейне, на острове Вознесения,на Гавайях, Диего-Гарсия и Колорадо-Спрингс. Также в системе работают триназемные антенны (остров Вознесения, Диего-Гарсия и Кваджалейн). Управлениеосуществляется на центральной станции, расположенной на авиабазе в Шривере,Колорадо (Schriever Air Force Base, Colorado).
Приемныеустройства — GPS-навигаторы — работают в комплексе со спутниками. GPS-навигаторполучает со спутников следующую информацию:
«псевдослучайныйкод» (PRN — pseudo-randomcode), «эфемериды» (ephimeris)и «альманах» (almanach). По наличиюэтих данных в GPS-навигаторах определяют вид старта или, по-другому,инициализации (под стартом подразумевается начало процесса получения данныххотя бы с 3 спутников, что достаточно для 2D-навигации). Каждый спутникпередает только собственную эфемериду, в то время как альманах передаетсякаждым спутником обо всех спутниках сразу.
Функционированиеаппаратуры потребителя можно понять из обобщенной схемы (рис. 2).
/>
Основноесообщение, передаваемое с каждого навигационного спутника GPS, формируется ввиде кадра. Поток навигационных данных передается со скоростью 50 бит/с.Длительность информационного символа «0» или «1» равна 20 мс. Кадр состоит изпяти под-кадров, причем четвертый и пятый подкадры разделены на 25 страницкаждый. Подкадры с первого по третий, а также каждая страница четвертого ипятого подкадров содержат по 300 символов, которые разделены на 10 слов по 30символов в слове.
Нулевойотсчет времени GPS определен в полночь с 5 на 6 января 1980 года. Неделяявляется самой большой единицей измерения времени в системе GPS. Неделяопределена как 604 800 с.
Эфемеридыпредставляют собой уточненные параметры движения спутников. Основываясь наданных альманаха, GPS-приемник «сканирует» небо и при получении данных отспутника уточняет его эфемериды.
Чтобыпонять, как GPS-навигатор определяет координаты, необходимо иметь представлениео системе координат, в которой происходит движение спутников и определениекоординат конечных потребителей.
Наблюдательна Земле может представить небесную сферу, спроецированную на плоскость так,чтобы центр совпадал с местоположением наблюдателя. Именно в этой проекциипользователю GPS-навигатором показывается примерное расположение спутников(рис. 3).
/>
Рис.3. Расположение спутников на информационном экране навигатора
Каквидно из рисунка (снимок с экрана GPS-навигатора), спутников в пределахвидимости находится девять. В реальности спутников на проекции
сферывидно не более восьми, а сигналы принимаются максимум с четырех-шести.Закрашенный столбик над номером спутника показывает на устойчивый приемсигналов, а высота столбца позволяет оценить качество приема. В момент, когдаGPS-навигатор начинает получать информацию со спутника, над его номеромпоявляется не закрашенный прямоугольник. Закрашивается он при уточнениипараметров орбиты спутника и начале получения данных, на основе которых идетнепосредственный расчет координат пользователя.
Данныеспутниковых систем и параметры орбит спутников рассчитываются относительноцентра масс Земли. В бытовых GPS-навигаторах используется единая системакоординат, наиболее популярная в системах гражданской авиации, WGS-84.
Приналичии сигнала от одного спутника (№1), известной скорости распространенияэлектромагнитного сигнала в пространстве (300 000 км/с) и времени, за котороесигнал дошел от спутника до GPS-приемника, стало возможным рассчитатьгеометрическое место точек нахождения приемника сигнала (им будет являтьсясфера с радиусом, равным расстоянию от спутника до приемника, в центре которойнаходится спутник).
ЕслиGPS-навигатор начал принимать сигналы от второго спутника, то аналогичнопервому случаю, строится сфера вокруг спутника №2. Так как GPS-приемник долженнаходиться на обеих сферах сразу, то теперь строим пересечение двух сфер.Каждая точка получившейся окружности может являться местом нахождения приемникав пространстве.
Наконец,когда приемник поймает сигнал от спутника №3, строится еще одна сфера, припересечении с окружностью она дает нам две точки. Одна из этих точек, какправило, имеет довольно неправдоподобное расположение, и в процессе вычисленияпо алгоритму она отбрасывается. Таким образом, мы получаем результат: широту идолготу.
Ноесли учитывать огромную скорость распространения электромагнитной волны, ошибкав расчетах на тысячные доли секунды может привести к довольно серьезнымпогрешностям в вычислении расстояния до спутника, а затем и в построении сфер иопределении координат. Таким образом, мы подобрались к одному важному нюансу —для корректного определения координат необходим четвертый спутник.
Послепостроения трех сфер приемник начинает манипулировать с временной задержкой.При каждом новом сдвиге времени приемника строятся новые сферы, точкапересечения их «расплывается» в треугольник. То есть сферы перестаютпересекаться, а местоположение GPS-приемника может с определенной вероятностьюбыть в любой из точек треугольной области. Затем временные сдвиги продолжаютсядо тех пор, пока все три сферы снова не пересекутся в одной точке. Получаемдовольно точные координаты. И чем больше спутников «видит» навигатор, темточнее мы можем скорректировать время с вытекающим из этого увеличениемточности позиционирования. При наличии четвертого спутника начинает работатьтак называемая 3D-навигация, и мы имеем возможность определить высоту надуровнем моря, скорость передвижения по поверхности и скорость вертикальногоперемещения.
Немногоо точности. При создании системы в нее специально внесли так называемый режимS/A (Selective Availability — ограниченный доступ). Этот режим разработан длятого, чтобы не дать возможному противнику тактического преимущества вопределении местоположения с помощью GPS.
Принципдействия данного режима заключается в искусственном рассогласовании часовспутника и приемника. Поэтому даже при хорошем приеме сигналов несколькихспутников точность не превышала 100 метров.
Однаков 2000 году данный режим был отменен, и официально система GPS стала даватьвозможность определять координаты более точно. Как правило, указывают точностьв 20…30 метров. Если использовать специальные алгоритмы пост-обработки,точность можно повысить вплоть до нескольких миллиметров, но это умеют делатьгеодезические системы. Для работы с такими системами нужен сертификат иразрешение, а их стоимость превышает стоимость бытовых навигаторов в десяткираз.
Наточность определения координат существенное влияние оказывают ошибки, возникающиепри выполнении процедуры измерений. Природа этих ошибок различна.
1.Неточное определение времени. Вносит погрешность порядка 1 метра.
2.Погрешности вычисления орбит спутников (уточнения эфемерид). Вносят погрешностьпорядка 1 метра.
3.Ионосферные задержки сигнала. Вносят погрешность до 10 метров.
4.Многолучевое отражение от высоких зданий, других объектов. Вносит погрешностьдо 2 метров.
5.Геометрическое расположение спутников.
6.Тропосферные задержки сигнала.
GPSтехнологии на транспорте
Большинствороссийских компаний, осуществляющих перевозки, рано или поздно сталкивается спроблемой злоупотреблений со стороны работников, непосредственноэксплуатирующих технику. Это и «сливы топлива», и «левые рейсы», и «припискапробега». Все эти и многие другие проблемы (контроль передвижения транспорта вреальном времени, оптимизация транспортных схем, создание полной базы данных поработе автотранспорта) поможет решить система мониторинга на основе GPS.
Black_boxи Black_box-GSM представляют собой функционально законченные устройства системымониторинга мобильных объектов, способные решать различные задачи по управлениютранспортом и другими мобильными объектами с помощью системы глобальногопозиционирования GPS.
СистемаBlack_box
Воснову этой системы положен принцип «черного ящика», который записываетразличную информацию с датчиков транспортного средства, а также информацию оместонахождении объекта, получаемую со спутников с помощью GPS-модуля,установленного на борту транспортного средства.
Используемыйв системе модуль GPS изготовлен на основе высокопроизводительного чипсетаSiRFstarIII и может работать от отраженных сигналов (его 20-канальный приемникимеет очень хорошую чувствительность –158 дБм), что позволяет в некоторыхслучаях размещать GPS-антенну внутри транспортного средства). Модуль GPS имеетнизкое энергопотребление — до 70 мА; время «горячего старта» — 1 с, время «холодногостарта» — 45 с.
Black_boxоснащен шестью аналоговыми входами с 10-разрядным АЦП с диапазоном измерения от0 до 40 В с точностью измерения 0,05 В, а также шестью дискретными входами,двумя 16-разрядными счетчиками импульсов и двумя управляющими выходами, рассчитаннымина ток до 300 мА. Широкий диапазон входных напряжений и высокая точностьизмерения позволяет подключать к Black_box как штатные датчики автомобиля(датчик уровня топлива, тахометр, давление масла двигателя, температураохлаждающей жидкости, включение зажигания), так и установленные дополнительно датчикрасхода дизельного топлива и др.). Это позволяет реализовать любую задачу,связанную с управлением мобильных объектов, — от единичного автомобиля до паркав несколько сотен автомашин.
Black_boxимеет встроенную защиту от перенапряжения и короткого замыкания, способенсохранять 180 000 записей с интервалом от 1 до 50 с.
Приформировании пакета данных с интервалом 10 с емкость памяти устройствапозволяет записывать данные в течение 20 суток, после полного заполнения памятиустройства новые данные записываются «по кругу», стирая наиболее старые.Наличие порта RS-232 позволяет существенно расширить его функциональныевозможности, а также производить диагностику и настройку. Black_box имеетавтономный источник питания — Li-on батарею емкостью 1,2 А·ч, которая позволяетсистеме автономно работать при потере бортового питания до 48 ч. Переносинформации с объектов наблюдения на компьютер диспетчера осуществляется вручнуюпри помощи флэш-карты. Корпус устройства Black_box изготовлен из алюминия,имеет современный дизайн и отличается небольшими размерами. В комплект поставкивходит: Black_box, внешняя GPS-антенна, комплект проводов (для подключения ксистемам автомобиля), удлинитель считывателя (при помощи которого данныепереносятся на флэш-карту).
/>
Нарис. 4 схематически изображен принцип работы системы Black_box.
Такаясистема, установленная на автомобиле, записывает данные с датчиков, а такжеинформацию о скорости и местоположении объекта с заданным интервалом времени.Эти данные вручную при помощи флэш-карты переносятся на компьютер диспетчера,где при помощи ПО клиента становятся доступны для анализа.
СистемаBlack_box-GSM
Black_box-GSMпредставляет собой законченное решение системы мониторинга автотранспорта,выполненное на функциональной базе Black_box со встроенным малогабаритныммодулем GSM/GPRS нового поколения. Данная система позволяет получать данные обобъекте наблюдения в «реальном времени» с заданным интервалом по каналу GPRS.
Пакетыданных с установленного на транспортном средстве Black_box-GSM через Интернетпередаются на сервер компании-поставщика или сервер клиента. Модуль GSM/GPRSимеет встроенный стек протоколов ТСР/IP, позволяющий существенно упроститьобмен информацией в Интернете. Этот модуль работает в GSM-сетях на частотах 900/1800/1900МГц. Он поддерживает передачу данных в трех режимах:
*GSM/GPRS — позволяет передавать данные на сервер через Интернет по протоколуТСР/IP;
*GSM/CSD — позволяет передавать данные напрямую на модем диспетчерского пунктасо скоростью 9600 бит/с, а также производить настройки оборудования;
*GSM/SMS — позволяет дистанционно производить настройку оборудования смобильного телефона.
Крометого, предусмотрено неавтоматическое получение информации («вручную») припомощи флэш-карты — используется как резервный способ получения информации,либо на местности, где сотовая связь недоступна.
Black_box-GSMимеет автономный источник питания — Li-on батарею емкостью 1,2 А·ч, котораяпозволяет системе автономно работать при потере бортового питания до 24 ч. Корпусустройства Black_box-GSM изготовлен из алюминия, имеет современный дизайн иотличается небольшими размерами. В комплект поставки входит: Black_box-GSM,внешняя GPS-антенна, внешняя GSM-антенна, комплект проводов (для подключения к системамавтомобиля).
Нарис. 5 схематически изображен принцип работы системы Black_box-GSM. Эта система,установленная на автомобиле, записывает данные с датчиков, а также информацию оскорости и местоположении объекта с заданным интервалом времени. Эти сведенияпо каналу GPRS с помощью модуля GSM/GPRS передаются на сервер (интервал времениполучения данных определяется для каждого устройства), затем диспетчер по Интернетупри помощи ПО клиента получает данные (местоположение транспорта в реальномвремени) с сервера, после чего они становятся доступны для анализа.
/>
Рис.5 Принцип работы системы Black_box-GSM
Втаблице 1 приведены технические характеристики устройств Black_box и Black_box-GSM.
/>
Дляэксплуатации оборудования нами разработан программный комплекс CarControl,который состоит из двух частей: ПО сервера и ПО клиента.
ОписаниеПО сервера
ПОсервера позволяет получать и сохранять:
*данные, поступающие с мобильных объектов на выделенные порты сервера попротоколу ТСР/IP;
*данные, поступающие с мобильных объектов в режиме GSM/CSD с использованиемGSM-терминала, а также передавать ранее полученные на сервер данные о мобильныхобъектах на компьютеры диспетчерских центров (по запросу).
Черезодин порт сервера возможно получение информации о 100 мобильных объектах.Максимальное количество компьютеров диспетчерских пунктов, которые могутпередавать данные на сервер через один порт, — 50. Данные, поступающие насервер, содержат информацию как о маршруте транспортного средства, скорости,данных с датчиков и т. д., так и о местонахождении автомобилей в режимереального времени и тревожных событиях. При передаче данных осуществляется ихпрограммное сжатие и идентификация лица, получающего доступ к данным (по именипользователя и паролю). ПО сервера имеет веб-интерфейс, позволяющий клиентамполучать данные о мобильных объектах без использования специального ПО клиента,посредством обычного Интернет-браузера. Веб-интерфейс работает по стандартномупротоколу HTTP и позволяет клиентам использовать для получения информации какполноценные ПК, так и коммуникаторы и мини-компьютеры, подключенные кИнтернету. ПО сервера позволяет дистанционно производить настройку оборудованияс помощью терминала в ручном режиме, а также полностью производитьадминистрирование базы данных сервера.
ОписаниеПО клиента
ПОклиента позволяет:
*получать с сервера данные о пройденном транспортным средством маршруте с полнойтелеметрической информацией (данные о скорости, данные с датчиков и т. д.), атакже данные о местонахождении мобильных объектов в режиме реального времени;
*сохранять полученные данные на локальном компьютере пользователя;
*передавать на сервер данные, полученные с мобильных объектов, «вручную» спомощью флэш-карт;
*организовывать диспетчерские пункты мониторинга и управления мобильнымиобъектами в реальном времени с использованием ГИС (геоинформационной системы);
*просматривать маршруты транспортных средств, наложенных на векторную карту, завыбранный интервал времени;
*просматривать маршруты транспортных средств в виде анимационных роликов;
*получить подробный отчет о маршруте за выбранный интервал времени в различныхпрограммах: Microsoft Excel, OpenOffice, HTML (отчет формируется на основаниипредварительных настроек и содержит как обязательные основные параметры, так ивычисляемые параметры для решения более сложных задач);
*изображать телеметрическую информацию в виде графиков в зависимости от времениили от пройденного расстояния;
*производить администрирование базы данных клиента и настройку ПО под нуждыконкретного пользователя;
*вводить многопользовательский режим для ПО диспетчерского центра, работающего собщей базой данных.
Системамониторинга на основе GPS была разработана в 2003 году специально дляпредприятий лесного комплекса и затем на протяжении ряда лет испытываласькрупными лесозаготовительными компаниями Ленинградской, Архангельской,Вологодской, Кировской и других областей. Эта система может использоваться навсех видах грузового транспорта, на легковом транспорте, маломерных судах идругих мобильных объектах, и в настоящее время она является наиболее надежной инедорогой в эксплуатации системой для мониторинга автотранспорта.
Экономическийэффект от внедрения системы мониторинга
Экономическийэффект на предприятия наших заказчиков выражается в сокращении расхода топливано 10-40% благодаря нескольким факторам: наибольший эффект от внедрения системыGPS слежения и мониторинга транспорта состоит в значительном сокращенииворовства топлива на предприятии, сокращении реального и уничтожении «мнимого»(накрученного) пробега. Внедрение спутникового мониторинга автотранспорта как вчастных предприятиях, так и в государственных структурах уже доказало своюэффективность. Мониторинг автотранспорта может рассказать много интереснойинформации: где и когда совершались остановки и заправки, где и сколько разоткрывались двери, где находится машина в данный момент и с какой скоростьюдвижется. Функция контроля поведения водителей с помощью спутниковогомониторинга в России чрезвычайно востребована — обмануть систему мониторингаавтотранспорта и контроля расхода топлива невозможно: водитель больше не сможетсовершать махинации с чеками, договариваться с работниками АЗС, совершать сливтоплива и накручивать пробег. Спутниковый мониторинг серьёзно сказывается надисциплине водителей: к примеру, если раньше водитель мог, справившись сзаданием быстрее срока, предпринять внеплановый рейс «на сторону» ради личнойвыгоды, то теперь система gps мониторинга транспорта будет фиксироватьпройденный километраж. Система мониторинга транспорта учитывает толькофактически преодоленное расстояние, поэтому номер с подкручиванием одометра непройдёт. Также недобросовестному водителю не удастся сливать топливо из бака сцелью последующей его продажи: спутниковая система мониторинга записывает всесливы топлива с указанием их времени, даты, продолжительности и объёма.
Дляоперативных служб система GPS мониторинга транспорта является незаменимымисточником информации в режиме реального времени, помогая в принятииответственных решений. Система мониторинга автотранспорта используется дляСкорой помощи, МЧС, инкассации в различных регионах России.
Спутниковыймониторинг транспорта заставит предприятие работать с максимальнойэффективностью. Для компаний, занимающихся доставкой продуктов народногопотребления (продукты питания, напитки, одежда, бытовая техника и т.п.) системамониторинга и слежения является средством улучшения транспортной логистики.Использование системы GPS мониторинга, учета и логистики на базе 1С:8.1позволяет значительно упростить работу логистов и диспетчеров, снизить затратына транспорт (нередко после внедрения GPS мониторинга, автоматизациидокументооборота, планирования и логистики освобождается ранее использовавшийсятранспорт или меньше требуется использовать наемный транспорт) — спутниковыймониторинг позволяет, выбрав оптимальный маршрут движения, сократить время впути. А главное, GPS мониторинг и контроль транспорта позволяет вывестикачество работы и обслуживания клиентов на новый, более высокий уровень.
ВнедрениеGPS мониторинга автотранспорта и системы контроля топлива на коммунальную идорожную технику позволяет кроме экономии на топливе добиться прозрачногоконтроля качества выполнения работы по уборке улиц, вывозу мусора и т.д. Кромевсего прочего это очевидно положительно сказывается на городской экологии.
Дляпассажирских перевозок система слежения, контроля и мониторинга позволяетперевозчикам получить данные о плотности пассажиропотока в различных срезах(временном и географическом). Для городских служб и в итоге для жителей городовсистема контроля выполнения расписания позволяет улучшить работу общественноготранспорта.
Длясельского хозяйства система GPS контроля техники и топлива помимо общеполезнойэкономии топлива позволяет получать достоверную информацию о размерах (площади)и качестве выполненных работ, пресекать хищение продукции (на пример зерна) вовремя сбора урожая.
Абезопасность, гарантированная при установке системы мониторинга транспорта, непомешает в любой сфере деятельности: координаты, сообщаемые диспетчерам спутниковойсистемой мониторинга, позволяют быстро найти угнанный или попавший в авариютранспорт. Кроме того, в системе мониторинга автотранспорта существуетвозможность получать оповещение на мобильный: в случае выхода автомобиля иззоны установленной безопасности, нарушения графика или аварии системаспутникового мониторинга автотранспорта известит посредством смс.
Заключение
Система спутникового мониторинга автотранспорта в настоящее время широкоиспользуется в транспортных компаниях, в сфере службы доставки, автодорожныхслужб, пассажирских перевозок, в строительных организациях и другихпредприятиях.
СистемыGPS-мониторинга транспорта решают следующие задачи:
· Мониторингвключает отслеживание текущих координат, направления и скорости движениятранспортного средства в реальном времени для нужд диспетчерских служб.
· Учётпройденного километража и расхода топлива нужен для своевременного прохода ТО,обоснования списания ГСМ бухгалтерией и пр. В системах TMS с помощью GPSпроизводится автоматический учёт доставки грузов в заданные точки.
· Контрольсоответствия фактического маршрута автомобиля плановому позволяет повыситьдисциплину водителей.
· Безопасность:знание координат позволяет быстро найти угнанное либо попавшее в бедутранспортное средство.
Широкоеиспользование спутниковой навигационной системы для решения как прикладных, таки научных задач, применение в этой системе концепций, которые находятся напереднем развитии науки и техники позволяет сделать вывод, что это направлениебудет и впредь развиваться и совершенствоваться.
Подтверждениемсказанного являются объемы рынка GPS навигаторов. Несмотря напротиворечивые оценки и прогнозы разных экспертов, статистика и фактическоесостояние свидетельствуют о ежегодном мировом росте продажнавигационных устройств до 40% иэта тенденция сохранится в течение следующих пяти лет. Длякомпаний-разработчиков сегодня актуальны разработки неодносистемных приборов, замкнутых на американскую систему навигации, адвух- или трехсистемные решения, с учетом перспектив развития российскойсистемы ГЛОНАСС иевропейской GALILEO.
Литература
1.Лекции доктора технических наук Валерия Викторовича Конина.
www.kvantn.com.ua/resourse/All/lections/lect_cont.html
2.Информация с сайта www.datalogger.ru/gps/
3.Информация с сайта www.ixbt.com/mobile/gps.html
4.Информация на форуме сайта www.gpsinfo.ru/
5.Информация с сайта www.minsvyaz.ru.