Подводные лодки типа «Нарвал»
В1907 г. была утверждена «малая кораблестроительная программа»,предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для Черноморского флота.Морской генеральный штаб разработал требования к основным тактико-техническимэлементам и 3 июня 1909 года г. разослал их заинтересованным отечественнымзаводам. На конкурсе было рассмотрено 16 проектов. Комиссия, составленная изофицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам, представленнымНевским и Балтийским заводами. Невский завод предлагал строить лодки по проекту«Голланд-31А», Балтийский завод представил проект полковника И.Г.Бубнова. 13 декабря 1909 г. на совещании у Морского министра было приняторешение заказать каждому заводу по три лодки, т.к. новая «программаусиления Черноморского флота», предусматривала строительство уже шестилодок.
4июня 1911 г. Невский завод представил техническую документацию по проекту и уже9 июля 1911 г. получил заказ на постройку трех лодок. В ноябре 1911 г. наНевском заводе закончили прокатку металла, а в декабре на стапелях выставилипервые корпусные конструкции общей массой 167 т. В качестве главных двигателейнадводного хода предполагалось установить два дизеля по проекту германскойфирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу«Сименс и Гальске», электрооборудование поставляло Русское общество«Всеобщая компания электричества» и «Шуккерт и Ко»,аккумуляторные батареи поставляла фирма «Мэто», компрессоры,воздухохранители и помпы изготавливались в США, перископы — в Италии.Строительство велось на Невском заводе в С.-Петербурге, а сборка осуществляласьв г. Николаеве отделением Невского завода. Лодки получили названия«Нарвал», «Кит» и «Кашалот».
Изготовлениедизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN изготовила первую парудвигателей только в мае 1914 г., двигатели эти в Россию так и не былидоставлены. Поэтому 1 ноября 1914 г. ГУКиС заключил контракт с американскойфирмой «New-London» на поставку 12 дизелей мощностью по 160 л.с. израсчета по 4 на каждую лодку, которые в январе 1915 г. были доставлены напароходе Добровольного флота «Тамбов» во Владивосток и затемперевезены в Николаев. На каждой линии вала было установлено последовательнодва дизеля. Кормовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовыедизели соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар шестерени могли отключаться. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборкамина семь отсеков, что существенно повышало живучесть. Снаружи прочный корпусзакрывался легким корпусом, т.е. лодки этого типа были двухкорпусными. Вмеждубортном пространстве размещались цистерны главного балласта, заполнявшиесяводой из-за борта самотеком, что обеспечивало быстроту погружения подводнойлодки. Переход из позиционного положения в подводное занимал всего 40-50 с.Было предусмотрено автоматическое продувание цистерн главного балласта припревышении глубины погружения более 50 м. Лодки типа «Нарвал» хорошоуправлялись в вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывалалегкая надстройка, улучшавшая мореходные качества. Форма корпуса лодкиобеспечивала хорошие ходовые качества. Лодки имели коробчатый киль, который вкормовой части соединялся с помпами и со всеми балластными цистернами. Но ужево время испытаний выяснилось, что откачивание главного балласта через общийкиль неудачно, лучше иметь специальный трубопровод. Прочная рубка имела двалюка, что предотвращало попадание воды в прочный корпус при поступлении воды врубку. Управление лодкой было сосредоточено в центральном посту. Лодки былиснабжены одним надводным и двумя подводными якорями. Предполагалось, чтоснаружи будут установлены по два двухтрубных поворотных торпедных аппарата, ноиз-за опасения, что с возникновением войны они не будут готовы в срок, былопринято решение об их замене на аппараты Джевецкого. Самым ненадежным элементомлодок типа «Нарвал» были нештатные двигатели фирмы«New-London», которые оказались слишком «малосильными и легкими,со слабым коленчатым валом», что приводило к частым поломкам. Во избежаниеполомок двигателей или их резкого сокращения было принято решение о запрещениина подводных лодках «Кит» и «Кашалот» пользоватьсяодновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подлодке «Нарвал»,где механическая передача была заменена на электрическую, на практике такжепользовались при больших переходах только одной парой двигателей. Это привело кснижению скорости хода до 6,5 узлов, хотя при этом дальность плавания наподлодках «Нарвал» и «Кит» возросла до 3500 миль, а наподводной лодке «Кашалот», где был предусмотрен запас смазочногомасла, до 4800 миль. В целом постройка подводных лодок типа «Нарвал»стала важной вехой в развитии подводного кораблестроения в России.
***
«Нарвал»
Заложенав декабре 1911 г. на Невском заводе в С.-Петербурге, где производилосьизготовление секций подводной лодки. Сборка секций производилась на стапеляхотделения Невского завода в Николаеве, где 10 октября 1913 г. состояласьторжественная церемония, посвященная началу сборки подводной лодки. Спущена наводу 11 апреля 1915 г. Сдаточные испытания начаты 20 июня 1915 г. в Николаеве.В виду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в стройиспытания проводились по сокращенной программе. 29 июня при испытанияхдвигателей надводного хода на полный ход выявились дефекты в конструкцияхфрикционных муфт, служащих для передачи работы кормового дизеля на переднийход. После неоднократных испытаний муфт комиссия пришла к выводу, что«муфты ненадежны и даже опасны». 18-19 июля лодка перешла из Николаевав Севастополь, где испытания были продолжены. В строй лодка вступила 23 августа1915 г.
Воктябре 1915 г. при переходе морем на подводной лодке «Нарвал»сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, лопнули кронштейны опорныхподшипников. Лодку пришлось отправить в Николаев на ремонт. Причиной авариипослужили трещины и раковины коленчатых валов, фундаментов и станин двигателей.По рекомендации комиссии на подводной лодке «Нарвал» носовыедвигатели соединили с динамо-машинами, доставленными из США для подводных лодоктипа «АГ». После окончания ремонта «Нарвал» принималактивное участие в боевых действиях Черноморского флота. 16 октября 1916 г. вовремя блокадного дозора у Босфора в районе маяка Кефкея подлодка встретилатурецкий вооруженный транспорт водоизмещением около 4000 т, заставила еговыброситься на берег, а затем взорвала его четырьмя торпедами. 17 октябрявзорвала торпедой турецкий пароход «Ирминград», подорвавшийся 4октября на русских минах и выбросившийся на берег в районе мыса Кара-Бурна Азиатского.19 января 1917 г. подводная лодка «Нарвал» захватила буксирныйпароход водоизмещением 300 т и восемь парусных шхун. Потопив пароход и 7 шхун,лодка пыталась довести одну шхуну до Севастополя, но при подходе кХерсонесскому маяку в свежую погоду буксиры лопнули и шхуна, отнесенная в море,затонула. 12 июня «Нарвал» захватил турецкую моторную шхуну, но ввидуневозможности отвести приз в Севастополь, сняли мотор и часть груза, а шхунупотопили.
1мая 1918 г. захвачена в Севастополе германскими, а в декабре 1918 г. — англо-французскими войсками. 22-24 апреля 1919 г. при уходе англо-французскихвойск из Крыма подводная лодка «Нарвал» была затоплена ими в районеСевастополя.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 70,2 Ширина, м 6,5 Осадка, м 3,4 Водоизмещение надводное/подводное, т 621 / 994 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 4х160 / 2х490 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 9,8 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 3000 / 19,5 Глубина погружения, м 50
Вооружение75 мм артиллерийское орудие 2 Пулемет 2 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в решетчатых наружных аппаратах Джевецкого 8
Набольших переходах использовалась одна пара дизелей, что обеспечивало скоростьхода 6,5 узл. и дальность плавания 3300 миль.
***
«Кашалот»
Заложенав декабре 1911 г. на Невском заводе в С.-Петербурге, где производилосьизготовление секций лодки. Сборка секций осуществлялась на стапелях отделенияНевского завода в Николаеве, где 10 октября 1913 г. состоялась торжественнаяцеремония, посвященная началу сборки подводной лодки. Спуск на воду произведен22 августа 1915 г. Сдаточные испытания начаты в октябре 1915 г. в Николаеве.Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в стройиспытания проводились по сокращенной программе. 3 ноября 1915 года подводнаялодка «Кашалот» переведена из Николаева в Севастополь для окончаниясдаточных испытаний. Из-за обнаружения дефектов в передаче от двигателей нагребные валы на подводных лодках «Нарвал» и «Кит» былопринято решение на подводной лодке «Кашалот» передаточное устройствоносовых двигателей демонтировать, двигатели соединить с валом посредствомфрикционных муфт и запретить одновременно пользоваться кормовыми и носовыми двигателями,как это было сделано на подводной лодке «Кит». Из-за необходимостивыполнения указанных работ лодка окончила испытания и вступила в строй только13 мая 1916 г.
Активноучаствовала в боевых операциях Черноморского флота. 26 января 1917 г. в районеБосфора захватила две шхуны с углем (одна из них водоизмещением в 500 т) ивзорвала их подрывными патронами. 1 марта 1917 г. подводная лодка«Кашалот» вблизи устья реки Сакария захватила пять больших парусныхшхун, следовавших с углем из Зунгулдака в Константинополь, и взорвала ихподрывными патронами. 7 марта 1917 г. «Кашалот» встретил и потопилтри турецких парохода (один из них колесный компании «Шеркерг» и двабуксира) и 2 шхуны, шедшие из Константинополя в Зунгулдак за углем. С 15 по 26июля, находясь в дозоре у Босфора, уничтожила артиллерийским огнем четыретурецких шхуны с грузом угля и две большие турецкие шхуны, направлявшиеся зауглем. 1 мая 1918 г. захвачена германскими, а в декабре — англо-французскимивойсками. 22-24 апреля 1919 г. при уходе англо-французских войск из Крымапотоплена ими в районе Севастополя.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 70,2 Ширина, м 6,5 Осадка, м 3,4 Водоизмещение надводное/подводное, т 621 / 994 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 4х160 / 2х490 Скорость надводного/подводного хода, узл. 6,5 / 9,8 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 4800 / 19,5 Глубина погружения, м 50
Вооружение76 мм артиллерийское орудие 2 Пулемет 2 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в решетчатых наружных аппаратах Джевецкого 4
***
«Кит»
Заложенав декабре 1911 г. на Невском заводе в С.-Петербурге, где производилосьизготовление секций лодки. Сборка секций осуществлялась на стапелях отделенияНевского завода в Николаеве, где 10 октября 1913 г. состоялась торжественнаяцеремония, посвященная началу сборки. Спуск на воду произведен в апреле или мае1915 г. Сдаточные испытания начаты в августе 1915 г. в Николаеве. Ввидувоенного времени и необходимости скорейшего вступления в строй испытанияпроводились по сокращенной программе. 12-14 сентября 1915 г. подводная лодка«Кит» перешла из Николаева в Севастополь для окончания сдаточныхиспытаний, которые закончила 14 октября и была принята в состав флота.
15октября на подводной лодке «Кит» был поднят военно-морской флаг. Припереходе 4 октября 1915 г. к Босфору для несения дозорной службы на подлодке вштормовую погоду сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, вышли изстроя компрессоры, лопнули кронштейны опорных подшипников. Лодка былаотправлена вместе с подводной лодкой «Нарвал» на ремонт в Николаев.При разработке механизмов выяснилось, что причиной аварии стало наличие трещини раковин коленчатого вала, фундамента и станин двигателей. По рекомендациикомиссии передаточное устройство носовых двигателей было демонтировано идвигатели соединены с валом посредством фрикционных муфт. На подводной лодке«Кит» было запрещено пользоваться кормовыми и носовыми двигателямиодновременно, предписано ходить в основном под кормовыми, носовыми же только«в случае действительной надобности». 28 июня 1916 г. во времябоевого дежурства у Босфора потопила турецкий парусник, шедший из Констанцы вСамсун с грузом керосина. 23 октября 1916 г. подводная лодка «Кит»участвовала в охранении тральщика "№ 234", осуществлявшего постановкуминного заграждения из 220 мин у Босфора. 10-13 ноября 1916 г. выполняла рольмаячного судна при проведении разведочного траления у Варны отрядом в составеэскадренного миноносца «Громкий», заградителей «Ксения» и«Алексей», тральщика «Витязь» под прикрытием крейсера«Память Меркурия». Определившись по подводной лодке «Кит»,эсминец «Громкий» подводил тральщик к назначенному месту. 1 мая 1918г. захвачена в Севастополе германскими, а в ноябре — англо-французскимивойсками. 22- 24 апреля 1919 г. при уходе англо-французских войск из Крымаподводная лодка «Кит» была затоплена ими в районе Севастополя. Лодкабыла обнаружена водолазами ЭПРОНа на глубине 59 м. Работы по подъему лодкивелись в течение 1934-1935 гг. При подъеме подлодки «Кит»использовались 200-тонные стальные понтоны, принятые на снабжение ЭПРОНа в 1933г. После подъема лодка была разобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 70,2 Ширина, м 6,5 Осадка, м 3,4 Водоизмещение надводное/подводное, т 621 / 994 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 4х160 / 2х490 Скорость надводного/подводного хода, узл. 6,5 / 9,8 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 3500 / 19,5 Глубина погружения, м 50
Вооружение75 мм артиллерийское орудие 2 Пулемет 2 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в решетчатых наружных аппаратах Джевецкого 8
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.navy.ru/