7
№/№ |
Содержание |
№ страницы |
|
Введение |
2 |
||
1 |
«Золотой век» русской культуры |
3 |
|
2 |
«Серебряный век» русской культуры |
5 |
|
3 |
Советская культура |
8 |
|
4 |
Культура в постсоветский период |
12 |
|
Заключение |
14 |
||
Список литературы |
16 |
ВВЕДЕНИЕ
В задачу моего реферата не входит описание исторических событий, происходивших в России в ХХ - ХХ веках. Одно только перечисление исторических событий займет объем, больший по размеру, чем данный реферат.
Я не случайно выбрала тему: «Русская культура ХХ - ХХ веков».
Нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее время Россия находится на рубеже веков: двадцатого и двадцать первого. И российское государство испытывает переломный период в своем развитии.
Жесткое государственное регулирование советского периода нашего государства меняется на новые общественные отношения. Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают отношения и все другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т.д. В этот период перестройки общественных отношений необходимо каждому гражданину понимание дальнейшего пути развития нашего государства, осознание своего места и роли в современный период жизни. Поэтому меня заинтересовал период развития культуры России ХIХ --ХХ веков..
В своем реферате я кратко опишу «золотой век» русской культуры, хотя мне хотелось бы поподробнее его описать. Затем - «серебряный век» русской культуры - это конец XIX века и начало XX века, который из-за многообразия направлений в искусстве называют культурный Ренессанс.
Затем коротко остановлюсь на советском периоде русской культуры. И в заключение - несколько слов о культуре в постсоветский период.
Целью моей работы является изучить прошлый период развития культуры России XIX и XX веков, понять необходимость желания обществом того времени перемен в жизни, что и его не устраивало, почему люди стремились к изменению отношений во всех сферах жизни. Попытаться понять его, чтобы объяснить настоящее и будущее русской культуры
1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...”
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать писатель Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
2. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
«Одной из самых утонченных эпох в истории русской куль-туры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А.Бердяев культурный Ренессанс начала века». Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи.
Мистифици-рованное представление о мире -- одно из важных отли-чительных свойств русской культуры 90-х годов ХХ века. После безвре-менья, депрессии 80-х годов начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90-е годы XIX в. важны в плане не столь-ко итогов, сколько начал. Поэты-восьмидесятники (С.Надсон, К.Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90-х годов (или старшего поколения символистов). В 90-е годы заяв-ляют о себе новые художественные течения, определяются меха-низмы их развития. Одним из течений этого периода был аван-гард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопут-ствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изна-чальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: оди-ночество -- внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жиз-ни и ее финал.
В принятой хронологии начало авангарда относят к 1900-м, чаще к 1910-м годам, в результате чего вне его сферы оказыва-ется символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей авангарда.
Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был син-тез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть ис-ключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тен-денция выразилась в переходе от реализма к символизму. Д.Ме-режковский утверждал три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художествен-ной впечатлительности. «В жизни символиста все -- символ. Не символов -- нет»,-- писала М.Цветаева.
В 1900 г. младшие символисты -- А.Блок, А.Белый, Вяч.Ива-нов и другие, стали искать исцеления от недугов декадентства в духовно-религиозных, нравственно-эстетических и общечелове-ческих идеалах, пытаясь совместить общественные интересы с личными. Уже в первое десятилетие XX в. в России было так мно-го поэтов, что XIX в. по сравнению с XX столетием кажется безлюдным. И.Анненский называет 45 имен -- от Бальмонта, Брюсова, Сологуба до Дм.Цензора и Поликсены Соловьевой.
Бурным и сложным было это время. В литературе и искус-стве сосуществовали различные течения и направления. Некото-рые из них были крайне эфемерными, преходящими.
К началу второго десятилетия XX в. в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики: В.Маяковский, Б.Пастернак, С.Есенин, А.Ахмато-ва, М.Цветаева, А.Толстой и др. На смену символизму в этот пе-риод приходят другие литературные течения. Черты символиз-ма проявились в таких разных, соперничающих между собой на-правлениях, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия.
Особый тип миропонимания ренессансного человека XX в. про-явился не только в литературе, но и в искусстве. Особенно тес-но с символизмом оказались художники кружка «Мир искусст-ва». В декоративно-прикладной области искания «Мира искус-ства» имели две тенденции. Одна из них шла из Абрамцева, имения С.Мамонтова, где в 80-е годы многие художники рабо-тали над возрождением русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М.Тенишевой Талашкино (Смолен-ской губернии). Другая тенденция представляла собой поиски со-временного стиля -- стиля модерн. В рамках этого стиля зарож-дался конструктивизм.
В 1906 г. кружок друзей сплачивается, чтобы провести в жизнь одну из своих старых идей: прославить русское искусст-во на Западе. Дягилев находит применение своему таланту орга-низатора. Он устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII сто-летия были также широко представлены самые значительные ма-стера конца XIX--начала XX в. Так начиналось покорение Па-рижа -- сердца культурной жизни Европы -- русским искусст-вом. В 1907 г. парижан знакомят с русской музыкой. Успеху про-граммы из пяти концертов современной русской музыки в нема-лой степени способствуют участие самих композиторов: С.Рахма-нинова, Н.Римского-Корсакова и др.
Сезоны 1909--1911 гг. становятся событиями в мировой ху-дожественной жизни. Русское искусство оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры. Во втором десятилетии XX в. появились многие художественные группировки. В 1910 г. в Москве, в помещении литературно-художествен-ного кружка на Б.Дмитровке была открыта выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие П.Кончаловский, М.Ларио-нов, Н.Гончарова, А.Лентулов, Р.Фальк -- левые представители изобразительного искусства. К ним примкнули футуристы и ку-бисты.
М.Ф.Ларионовым были организованы специальные выстав-ки -- «Ослиный хвост», «Мишень». В 1913 г. он издает книгу «Лучизм» -- манифест абстрактного искусства. В эти же годы работают первые подлинные зачинатели абстракционизма: В.Кан-динский, К.Малевич, В.Татлин. Ими созданы направления, по-лучившие широкое распространение в истории зарубежного ис-кусства 20-30-х годов нашего века: абстракционизм (Кандин-ский), супрематизм (Малевич), конструктивизм (Татлин).
Конец XIX--начало XX в. отмечается появлением новых ар-хитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассициз-ма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитекту-ру вводятся элементы живописи, скульптуры (в архиве работа-ют В.М.Васнецов, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь, С.В.Ми-лютин, А.С.Голубкина и др).
Хотя в целом русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации творческого «я», однако русская социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов. Это и трагизм «немоты» («Черный квадрат» К.Малевича), и метафизические поиски нового религи-озного сознания. Задачи авангарда -- выражать духовные абсо-люты в формах, соответствующих глубинам психики. Отсюда стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосущест-вованию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры серебряного века.
Русская история культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искус-ства и литературы той эпохи возникло и существовало множество на-правлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде куль-туры, ее конце.
Ощущение потребности в принципиально новом научном и художе-ственном истолковании действительности стало всеобщим в обществен-ном сознании. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип че-ловека, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы, и начало философии ненасилия, и создание куль-турной ауры нового типа.
Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений филосо-фии Ренессанса не был достойно оценен ни современниками, ни широ-кой западной общественностью того периода, хотя дал новое направле-ние культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзи-стенциализм, философию истории, новейшее богословие.
Серебряный век -- это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время со-здания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в Рос-сии. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.
Серебряный век в русской культуре -- это своеобразное время, ко-торое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индиви-дуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррацио-нального, время господства мистического в культуре. Это время созда-ния нового менталитета, освобождения мышления от политики и соци-альности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпо-ха серебряного века -- это культ творчества как интегрирующего эле-мента в разломе времени и личности художника.
Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.
3. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры.
Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М.Горький.
В Уставе Союза советских писателей, созданного в 1934 году, фор-мулировались основные принципы нового метода, указывалось, что он «требует от художника правдивого исторически конкрет-ного изображения действительности в ее революционном разви-тии, которое должно соче-таться с задачей идейной переделки и воспитания трудящих-ся в духе социализма».
Одной из главных задач советского искусства стало создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного партии и государству, на которого долж-ны были равняться все советские люди, особенно молодежь. От-личительной чертой искусства стал социальный оптимизм. Им про-низаны романы М.Шолохова, Л.Леонова, В.Катаева, Н.Остро-вского, фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Земля» А.Довжен-ко, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Комсомольск» С.Герасимова, трилогия о Максиме Г.Козинцева и др.
Наиболее талантливые произведения тех лет отразили сохра-нившуюся инерцию революционного подъема, романтическое видение событий революции и гражданской войны, энтузиазм со-зидателей нового общества, искренне веривших в возможность осуществления своей мечты.
Главным критерием оценки произведений культуры в 30-е го-ды являлось их соответствие официальной идеологии. С деяте-лями культуру, произведения которых не соответствовали же-стким требованиям «социалистического реализма», велась непри-миримая борьба. Так, во второй половине 30-х годов была про-ведена кампания за преодоление в искусстве «формализма» и «на-турализма». В формализме обвинялись Д.Шостакович, С.Эйзен-штейн, Н.Заболоцкий, Ю.Олеша, И.Бабель. Художники А.Лен-тулов и Д.Штеренберг были названы «пачкунами со злостными намерениями ».
Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны партии и государства. Уже в 20-е годы были национализированы учреждения культуры, начала складываться система управления ею, которая просуществовала вплоть до 90-х годов. В 1922-1923 гг. были созданы Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных тре-бований в прессе и за репертуаром театров и кинотеатров.
По отношению к культурному наследию был провозглашен принцип переосмысления, переоценки духов-ного наследия прошлого под углом зрения классовых интересов пролетариата. Всю культуру разделили на прогрессивную и ре-акционную, которую можно и нужно было отбросить. В резуль-тате для целого ряда поколений советских людей литература, ис-кусство, философия начала XX века остались неизвестными.
Годы войны -- особый период в развитии советской культу-ры.
Чувство ответственности рождало чувство собственной значи-мости, достоинства, а значит -- чувство свободы. Поэтому, несмо-тря на все тяготы, потери и лишения, годы войны остались в па-мяти многих, прошедших через нее, как лучшие годы их жиз-ни. Эти чувства также нашли отражение в целом ряде произве-дений литературы и искусства. О.Берггольц, например, писала в дни блокады Ленинграда:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали.
Такой свободой бурною дышали.
Что внуки позавидовали б нам.
Об этом позже писал и Б.Пастернак: «Война была благом. Лю-ди вздохнули свободнее, всею грудью и бросились в горнило гроз-ной борьбы, смертельной и спасительной».
Деятели культуры, таким образом, многое сделали для заво-евания победы. Советские ученые внесли ценный вклад в разви-тие военной техники, в организацию работы военной промыш-ленности, в освоение природных богатств восточных районов страны. В произведениях литературы и искусства выражалась об-щая коллективная воля к победе, дух сопротивления.
В эти годы усилилась изоляция советской культуры от миро-вой. В 1948--1949 гг. в Москве были закрыты Музей нового за-падного искусства и Государственный музей изобразительных ис-кусств имени А.С.Пушкина, в которых хранились коллекции произведений западного искусства. Объектами партийной крити-ки стали литература, кинематограф, театр, т.е. сферы культуры, наиболее доступные широким массам. В 1946-1948 гг. последо-вала целая серия постановлений, в которых нападкам подверглись известные деятели культуры -- М.Зощенко, А.Ахматова, Д.Шо-стакович, С.Эйзенштейн и др. Все они обвинялись в аполитично-сти, безыдейности, формализме, пропаганде буржуазной идеоло-гии. Подобная политика привела к значительному сокращению ко-личества новых фильмов и спектаклей -- в 1951 г. было выпу-щено на экран всего девять художественных фильмов. Каждый фильм или спектакль принимался и обсуждался по частям, ав-торы должны были постоянно переделывать свои произведения в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций. Произ-ведения, которые выходили за рамки реализма как бытового правдоподобия, не доходили до читателей и зрителей. Из одно-го произведения в другое кочевали расхожие сюжеты о кон-фликте новатора с консерватором, о превращении отсталого кол-хоза в передовой, причем выход из трудностей всегда связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старо-го. Даже горячий поборник социалистического реализма М А.Шо-лохов вынужден был признать в 1954 г. на II съезде писателей, что «нашим бедствием остается серый поток бесцветной по-средственной литературы». Однако и в эти годы создавались та-лантливые произведения, среди них -- книги А.Твардовского, В. Гроссмана, К.Паустовского, фильмы А.Довженко и С.Гераси-мова, картины П.Корина, П.Кончаловского и многое другое.
Вторая половина 50-х--начало 60-х годов -- время духовно-го обновления. Общественная жизнь была очень бурной, страс-ти кипели, дискуссии по самым разным вопросам проходили од-на за другой. Приметами времени стали поэтические вечера в По-литехническом музее, открытие театра « Современник», первые выставки западных художников, учреждение международных кинофестиваля и конкурса им. П.И.Чайковского. Начали изда-ваться новые литературные журналы. Признанным кумиром чи-тающей публики на протяжении 60-х годов был «Новый мир», возглавляемый А.Твардовским. После долгого перерыва увиде-ли свет произведения А.Ахматовой, М.Зощенко, М.Булгакова. Стали исполняться почти забытые произведения западноевро-пейских и русских композиторов конца XIX--начала XX в. На художественных выставках появились извлеченные из запасни-ков картины 20--30-х годов. Была восстановлена экспозиция Му-зея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Перемены в жизни страны служили импульсом для художе-ственного осмысления событий недавнего прошлого. Большой общественный резонанс получили рассказ А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», фильмы «Тишина» (реж. В.Басов), «Чистое небо» (реж. Г.Чухрай), в которых впервые затрагивалась тема репрессий. Значительным вкладом в восстановление исто-рической правды, в исследование духовного мира человека ста-ла «лейтенантская проза» -- произведения о Великой Отечест-венной войне, созданные писателями-фронтовиками Ю.Бонда-ревым, В.Быковым, В.Астафьевым, К.Воробьевым, В.Богомоло-вым, Г.Баклановым и др.
Особым вниманием читателей пользовались появившиеся в это время многочисленные публикации воспоминаний, мемуаров, писем и дневников, которые также помогали разрушать мифы официальной истории.
Наибольшую остроту приобрела проблема взаимоотношений художника и власти, свободы творчества. О праве художника, писателя быть искренним, субъективным, отстаивать свою точку зре-ния писали К.Паустовский, О.Берггольц, И.Эренбург, Л.Чуковская. Они считали, что даже в рамках одного художественного метода должна существовать свобода формотворчества, что нель-зя социалистический реализм отождествлять со славословием политическому режиму.
Однако позиции партийного руководства по вопросам куль-туры были противоречивы. По-прежнему выход в свет книги, премьера спектакля, филь-ма зависели от большого числа инстанций. Попытки художников с нравственно-этических позиций осмыслить отдельные эпизоды революции и гражданской войны, правдиво рассказать о 30-40-х годах, о жизни деревни, обращение к национальным корням, исторической судьбе русского народа предопределяли трудный путь произведения к массовой аудитории. Так, были отправлены «на полку» или выпущены в ограниченном количестве копий такие фильмы, как «Застава Ильича» М.Хуциева, «Интервенция» Г.Полоки, «Андрей Рублев», «Сталкер», «Зеркало» А.Тарковского, «Цвет граната» С.Параджанова и др. С трудом пробивались к зрителю спектакли А.Эфроса, Ю.Любимова. Запрещались и закры-вались выставки художников-нонконформистов -- О.Рабина, Э.Булатова, И.Кабакова, О.Целкова, Л.Кропивницкого, М.Шемя-кина, В.Комара, А.Меламида, Э.Неизвестного и др. В 1966 г. со-стоялся процесс над писателями Ю.Даниэлем и А.Синявским. Началась волна вынужденной эмиграции творческой интеллигенции. Среди вынужденных эмигрантов -- И.Бродский, М.Ростропович, Г.Вишневская, А.Солженицын.
Идеологический диктат, ограничение свободы творчества, от-каз от политики реформ привели в 70--80-х годах к углублению конфликта между властью и интеллигенцией, к возникновению духовной оппозиции режиму. Одним из ее проявлений стало движение диссидентов. Основные требования движения -- соблюдение прав человека, свобода слова, творчества, свобода совести. В нем приняли активное участие академик А.Сахаров, генерал П.Григоренко, писательница Л.Чуковская и многие другие дея-тели культуры.
В литературе 70--80-х годов наиболее значительным явлени-ем стали произведения, в которых нашли отражения сложные про-цессы этих лет-- духовная разобщенность и трагизм повседнев-ного существования, лишенного высокого смысла, раздвоение сознания, неспособность человека к поступку, появление новых «лишних людей». Среди них: «Предварительные итоги» и « Дру-гая жизнь» Ю.Трифонова, «Пушкинский дом» А.Битова, «Сан-дро из Чегема» Ф.Искандера, «Печальный детектив» В.Астафь-ева, рассказы В.Шукшина. В связи с запретами ряд значитель-ных произведений 70--80-х годов был опубликован за рубежом -- «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына, «Верный Руслан» Г.Вла-димирова, «Москва--Петушки» Вен.Ерофеева и др.
Нарастание кризисных явлений в различных сферах общест-венной жизни позволяет сделать вывод, что к середине 80-х го-дов советская система исчерпала возможности своего развития в рамках социалистической ориентации
4. КУЛЬТУРА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президента СССР М.С.Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 году, и приход к власти Б.Н.Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л.Ростропович, Г.Вишневская, писаетли А.Солженицын и Т.Войнович, художник Э.Неизвестный. Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.
В период с 1991 по 1994 од объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тыс. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия - только 4 тысячи. Научный потенциал Росси сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 году - меньше 1 млн.
«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых передовых рубежей.
Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; и др.
Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы ХХ века появилось более 10 тыс. частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет имени Иоанна Богослова, имеющий пять факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский).
Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветкому поколению.
Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.
Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. - М., ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 400 с.
Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. - СПб: Изд-во «Лань», 1997. - 512 с.
Кармин А.С. Культурология. Учебник для вузов. - СПб: Изд-во «Лань», 2001.-832 с.
Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. - М., Академический проект, 2001. - 496 с.
Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой - М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999. - 368 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |