Реферат по предмету "История техники"


История первых материалов для письма

Первые писчие материалы
Камень.Вероятно, первым из материалов, на котором люди стали высекать сначалаидеографические изображения, а позже – условные символы, слоговые знаки и буквы,был камень. Так, уже древнеегипетские мастера выбивали заточенными зубиламииероглифы на каменных обелисках.
Кирпич.Обитатели древней Месопотамии выдавливали знаки и буквы на сырых заготовкахглиняных кирпичей и табличек различных габаритов. Делали они это костянымстержнем с клиновидным острием, а после нанесения символов глину обжигали.Обожженные таблички служили посланиями и имели такое же широкое хождение, какписьма и счета в наше время. Зарождение клинописи в Междуречье относят к 3500до н.э.
Металлыи их сплавы. Медь, свинец, латунь и бронза в античном мире тоже служили писчимиматериалами. На листах из свинца и других металлов фиксировались договоры, законыи союзы. Из 15 в. до н.э. до нас дошли древнекитайские надписи на гадательныхкамнях и ритуальных бронзовых сосудах.
ВБиблии упоминается (Иов, 19:24) о несостоявшейся мечте воспользоваться «резцомжелезным с оловом». Древние римляне писали хроники на бронзе, а легионеры передбоем выражали свою последнюю волю на металлических пряжках или ножнах мечей.
Олово и бронза в истории
Дерево.Книги в виде набора деревянных таблиц (в основном из срезов самшита или лимонногодерева) существовали задолго до времен Гомера (9 в. до н.э.). Поверхность такихтаблиц обычно покрывали тонким слоем воска, мела или гипса, и буквыпроцарапывали с помощью металлического или костяного стержня, именовавшегося«стилем».
Притаком способе письма тексты можно было исправлять, нанося в нужных местах новыйслой покрытия. Отдельные дощечки скрепляли вместе тонкими кожаными ремнями –выходила книга, получившая у латинян название кодекса (codex).
Средиподобных книг встречались, наверное, и довольно увесистые: в одном изпроизведений римского комедиографа Плавта (254–184 до н.э.) описан случай, когдасемилетний мальчик своими «табличками» умудрился проломить голову учителю.Похоже, книги-таблицы еще долго не выходили из употребления и после появлениябумаги: в Европе имеются письменные свидетельства об их существовании еще вначале 14 в н.э., а, согласно Чосеру (1344–1400), в Англии ими пользовались и вконце 14 в.
Листьядеревьев. Пальмовые и др. листья служили писчим материалом с незапамятныхвремен. Плиний Старший (23–79 н.э.), римский ученый, в своей энциклопедиизнаний античности (Естественная история) повествовал, в частности, о техникеписьма на пальмовых листьях. Диодор Сицилийский, греческий историк 1 в. н.э., втруде Историческая библиотека сообщал, что судьи Сиракуз писали именаприговоренных к изгнанию на листьях оливы.
Внекоторых районах Индии и Цейлона до недавних времен продолжали писать напальмовых листьях. Цейлонцы пользовались листьями веерной пальмы талипот(Corypha umbraculifera), длинными и широкими. В Ассаме писали на листьяхдревовидного алоэ (Aquilaria agallocha), а в других районах Индии – на листьяхпальмирской пальмы (Borassus flabellifer).
Огромныелистья пальмирской пальмы нарезали полосами почти любой желаемой длины ишириной около 5 см. На поверхности листа металлическим стержнем выдавливалибороздки знаков, а затем эти углубления заполняли черным красителем, отчегописьмена становились четко различимыми. Проделав по краю исписанных листов паруотверстий и пропустив через них шнуры, листы скрепляли вместе – получаласькнига. Память о таком использовании пальмовых листьев сохранилась вплоть донаших дней – в названии «листов» современной книги.
Корадеревьев. Кора повсюду служила подходящим писчим материалом. Древние латиныиспользовали для этого внутреннюю часть коры, которую называли словом liber(луб). Со временем это слово стало означать саму книгу.
Неменее интересна история трансформации русского слова «луб» в «лубок». Набересте – коре березы белой (Betula alba) – металлическими заостренными«писалами» в Средние века составляли свои послания новгородцы, шведы, татарыЗолотой Орды.
Американскиеиндейцы с помощью деревянных палочек и жидкого пигмента наносили символы своейрисуночной письменности на белую поверхность коры березы Betula papyrifera.Коренные обитатели Мексики, Центральной и Южной Америки некогда изготавливалисвоеобразную бумагу из луба тутовых деревьев.
Пергамени велень. Пергамен (пергамент), который как писчий материал тоже предшествовалбумаге, назван по имени древнего города Пергам в западной части Малой Азии.Хотя он применялся, вероятно, уже с 1500 до н.э., его появление связывают сЕвменом II, царем Пергама (197–159 до н.э.).
Делалипергамен из расслоенной овечьей кожи. Внешний слой – со стороны волосяногопокрова – дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннегослоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамен.
Веленьделали из цельной кожи шкур телят, коз и ягнят, в отличие от овчины, предназначавшейсядля пергамена. Поэтому велень можно отличить от пергамена благодаря присущимему характерным признакам структуры эпидермы и остаткам фолликул шерстинокудаленного меха, из-за чего обработанная поверхность не кажется гладкой.
Современнаятехнология выделки пергамена и веленя почти ничем не отличается от древней.Последовательность операций такова: шкуру моют, натирают известью, специальнымскребком очищают от шерсти и мездры и снова моют. Затем эту частично очищеннуюкожу натягивают с помощью крепежных ремней на прямоугольную деревянную раму исушат. Потом опять очищают и выравнивают, удаляя все неровности.
Наконец,ее натирают мелом (обезжиривают и отбеливают), и всю поверхность тщательнопрочищают мягкой пемзой. Ни пергамен, ни велень не подвергаются дубильномупроцессу. Обрабатываются они известью и оттого по виду поверхности и на ощупьпохожи на бумагу.
Рассматриваяевропейские рукописные книги, можно разглядеть, что во многих из них страницыпротивоположных сторон одних и тех же листов выглядят по-разному: «мясная»светлее «волосяной». Это различие в древних книгах заметнее, чем в болеепоздних, потому что при выделке пергамена мастера более позднего времени болееобильно отбеливали его мелом и намного старательнее выскребали пемзой волосянуюсторону.
Писец,приступая к работе над манускриптом, с особым вниманием подбирал пергаменныелисты, сходные по цвету и текстуре. Более того, чтобы стороны каждого разворотабудущей книги не слишком отличались одна от другой, он устанавливал такуюпоследовательность страниц, при которой «волосяная» поверхность пергамена былаобращена к «волосяной», а «мясная» – к «мясной».
Употреблениепергамена в Европе продолжалось даже после появления печати с деревянных досоки наборными штампами. Подсчитано, что для одного экземпляра первой изданной И.Гутенбергом (1399–1468) Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.
ВЕвропе массовое изготовление пергамена для печатных книг просуществовало до 16в., но этот крепкий и долговечный материал пользуется спросом и поныне – на немпечатают дипломы и важные документы, создают произведениякаллиграфическогоискусства. Так, еще в 19 в. патентная документацияВеликобритании и США оформлялась в виде печатных или рукописных пергаменов.
Папирус.Хотя папирус также, строго говоря, не является бумагой, именно он был темпервым писчим материалом, которому присущи многие свойства современной бумаги.Слова папироса, папильотка, папье-маше и подобные им произошли от греческогоназвания («папирус») многолетнего тропического травянистого растения семействаосоковых. Слово «библос» у греков означало внутреннюю плоть стебля папируса. Уписчего материала, именуемого папирусом, – слоистая структура, а настоящаябумага состоит из разобщенных и измельченных волокон, но ее можно сделать и изстеблей папируса (Cyperus papyrus), т.к. в них содержится достаточно клетчатки(целлюлозы). До начала новой эры в Египте были обширные плантации папируса, нос ростом потребления бумаги они постепенно сокращались и в конце концов почтисовсем исчезли.
Существуетеще несколько пригодных для письма, рисования и черчения видов природныхбумагоподобных материалов, по методам изготовления подобных папирусу, – «бумагахуун» (Huun) и «бумага аматал» (Amatal), делавшиеся из коры тутовых деревьевацтеками и майя. «Бумага дэлованг» (Deloewang) из тщательно отбитой корышелковицы с о. Ява. «Рисовая бумага» с острова Тайвань. Последний материалпредставляет собой тонкий спиральный срез из сердцевины дерева бумажная аралия(Fatsia papyrifera) и не имеет никакого отношения ни к рису, ни к бумаге.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта invhistory.blogspot.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Образ автора в романе Евгений Онегин
Реферат Делчев, Георгий Николов
Реферат Анализ и формирование организационных структур
Реферат Место и роль государства в политической системе общества
Реферат Анализ бизнес среды
Реферат Нуклеїнові кислоти
Реферат Основные подходы и принципы организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности
Реферат Литература - Инфекционные болезни (ЛЕПТОСПИРОЗЫ)
Реферат Теплая или холодная зима – отчего это бывает?
Реферат Деятельность коммерческого банка на примере ОАО Промсвязьбанк
Реферат Психология и педагогика Курс лекций Луковцева А К
Реферат 2. Рекомендовать директору департамента здравоохранения администрации г. Н. Новгорода (Лазарев В. Н.), департамента здравоохранения администрации г
Реферат Операционная система UNIX 4
Реферат Переход от электро-магнитной теории к специальной теории относительности
Реферат Анализ эпизода «Чичиков у Собакевича» («Мертвые души»)