Ничтотак не изменило облик современной торговли, как ярлычок с черно-белымиполосками — штрих-код
Вистории было немало изобретений, революционизировавших розничную торговлю, — отсобственно денег до кассовых аппаратов, тележек для покупок и современнойкредитной системы. Но, наверное, ничто так не изменило облик современнойторговли (и не только), как одна очень простая вещь: ярлычок с напечатаннымичерными и белыми полосками — штрих-код. По мере развития массового производстваи розничной торговли увеличивался и ассортимент выпускаемых и продаваемыхтоваров. Уже в середине XX века в крупных супермаркетах можно было насчитатьдесятки тысяч наименований товаров, и для их ручной маркировки и учетатребовалось очень много времени. Первый шаг был сделан в 1948 году. БернардСильвер, студент-дипломник Технологического института Дрекселя в Филадельфии,краем уха услышал в коридоре разговор между деканом и директором одной изрозничных сетей, который жаловался на отсутствие автоматизации на кассах.Проблема захватила Сильвера, и вместе со своим другом Норманом Вудландом,студентом того же института, они занялись поиском решения. Перепробовав несколькоидей, среди которых была печать ярлыков флюоресцентными красками (которыесмазывались, были недешевы и к тому же быстро «выцветали»), а такжемаркировка товаров с помощью азбуки Брайля, изобретатели после несколькихмесяцев работы решили остановиться на азбуке Морзе. Вудланд предложил лишьрастянуть точки и тире в полосы, чтобы уменьшить вероятность ошибок при чтении,а чтобы можно было читать код с любых направлений, полоску преобразовали всистему концентрических окружностей. Для чтения планировалось применитьоптическую систему, которая использовалась при озвучивании звуковой дорожкикинопленки.
В1952 году изобретатели создали первый «сканер» размером со стол,укутанный плотной клеенкой для предотвращения паразитной засветки, в котором вкачестве сенсора использовался фотоумножитель RCA 935 от кинопроектора.Подключив к сканеру осциллограф и пронося мимо сенсора ярлык с кодом,изобретатели увидели на экране чередование всплесков. Бумажка с кодом поддействием тепла, выделяемого мощной 500-Вт лампой накаливания, начала тлеть, новсе равно это был успех. Правда, применить систему в торговле в 1952 году былоневозможно. Изобретение Сильвера и Вудланда опередило свое время на полторадесятка лет. Лишь в конце 1960-х благодаря появлению компьютеров и лазеров ценуи размер сканеров стало возможным уменьшить до разумных пределов. В 1971 годукомпания RCA, купившая у изобретателей патент, продемонстрировала новшество на конференциипо розничной торговле, устроив лотерею с жетонами, на которых концентрическимиокружностями были нанесены коды. Впрочем, вскоре перешли к линейнымштрих-кодам, которые были нечувствительны к смазыванию краски в направленииподачи бумаги, и в 1972 году уже был разработан единый формат таких кодов — Universal Product Code (UPC). A 26 июня 1974 года в супермаркете Marsh в городеТроя, штат Огайо, с помощью штрих-кода была впервые опознана и продана упаковкажевательной резинки Wrigley's Juicy Fruit. Но ей так и не довелось бытьпримененной по прямому назначению -сейчас эта упаковка занимает одно изпочетных мест в Смитсоновском музее американской истории.
Список литературы
Популярнаямеханика № 11 (85) ноябрь 2009