Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура и традиции Болгарии



14

Введение.

Мы живём в новом веке, ещё не сделано множества великих открытий, которые принёс нам век ушедший - двадцатый. Как бы открывая новую страницу в истории человечества нам дано узнать больше чем знали наши отцы, деды, прадеды. Они внесли свою долю знаний в колесо прогресса, дав нам базу для развития, как впоследствии и мы отдадим самое лучшее нашим детям.

Познание окружающего мира постоянно ставит перед человеком проблему адекватного восприятия новых знаний, которые стремительно входят в привычную жизнь. Но наряду с этим продолжают использоваться знания, накопленные тысячелетиями.

Всё в нашей жизни изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым поворотом колеса истории. И всё таки есть ещё в мире вещи, до которых не дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками и обегалось дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое - это наша культура. Ведь культура - это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, усвоенный в процессе обучения и восприятия способ поведения, духовный мир личности, уровень развития чего-либо, совокупность традиций передаваемых норм деятельности и поведения. Действительно традиции, обычаи, обряды, ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии. С другой стороны эти слова могут вызвать представления о силе прошлого, стремящейся подчинить себе новое, молодое, задержать ход развития жизни. Именно так мы иногда представляем смысл этих древних и мудрых слов, забывая порой, что обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, именно они стабилизируют общественные отношения, закрепляя то, что было достигнуто веками поколениями наших предков.

Традиции: их сущность и структура.

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции.

Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам претенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа, это его «приданое» при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени. А вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов: традиции - это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических).

Традиция - это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъектов культуры. Традиция не допускает какого-либо логического опоследования, и не нуждается в рациональных доказательствах для существования и законности, и в экономических проявлениях ей стабильность и устойчивость.

Традиционные знания неотделимы от культуры.

Содержательное понятие «культура» (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) включает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Если какой то элемент развития нашел распространение во всем мире (например письменность, литература) то он составляет обще человеческую ценность (составляет элемент всеобщей культуры). Разнообразие групп организованного населения формирует национальную, самобытную, культуру.

Общечеловеческие культурные ценности разделяются по при знаку их происхождения:

- естественные, возникшее из одной или нескольких национальных культур и гармонически сочетающие друг друга. Они формируются длительное время и не имеют конкретного авторства.

- искусственные, образованные синтезом одной или нескольких национальных культур и выраженные через личностное восприятие конкретного человека. Как правило, имеют автора.

Как продукт жизнедеятельности человеческого общества, культура имеет свое предназначение.

Традиция и культура Болгарии.

Национальная культура складывается из ряда элементов, таких как вероисповедание, принятое в регионе, уклад жизни, традиции, обряды, традиционные ремесла и занятия, повседневный быт, национальная кухня, одежда, национальная музыка, песни и танцы и т.п. В основе воспитания и образа жизни любого человека можно заметить проявление его культурного наследия.

Воспитание в традициях национальной культуры формирует определенное мировоззрение каждого члена общества. Это позволяет человеку существовать в природно-географических и конкретно сложившихся социальных условиях с использованием накопленного багаж своих предков как бы по инерции, по привычке. Такие навыки, ставшие привычкой в окружении конкретной среды обитания помогают сберегать силы и здоровье, а также воспитывать физически и нравственно здоровое подрастающее поколение.

Традиции и образ жизни в каждой национальной культуре формируются с учетом конкретных природно-географических условий. Национально-культурные традиции позволяют адаптировать организм человека к климатическим условиям, повседневно доступным продуктам питания, месту обитания, определенными приемам сохранения и поддержания работоспособного состояния организма.

Значительную, если не определяющую роль в формировании национальной культуры играет вера, независимо на какой стадии организации (примитивной или сложившейся системы вероисповедания) она находится. Вера воспитывает сознательное мировоззрение человека. Человек реагирует на действия окружающей среды через призму своего мировоззрения и совершает адекватные поступки, соизмеряя свои потребности и желания со шкалой ценностей национальной культуры.

Болгары являются православными христианами, поэтому их народные традиции схожи со всеми народами Европы. Традиционной религией является восточно-православное христианство (85% населения). Православное христианство с IX в. является главной религией страны. Сегодня его исповедует 82,6% жителей. На протяжении всей истории Болгарии оно играло важную роль в формировании нации. Во времена иноземного владычества благодаря православной церкви болгары сумели сохранить свой родной язык, а во многом и культуру. Церковь является автокефальной (административно самостоятельной). Ею управляет болгарский патриарх. Службы ведутся на болгарском языке. Несколько событий имеют для болгарской семьи особое значение: это крещение ребенка, первые шаги, которые делает ребенок, день рождения, именины, день помолвки, обручение, свадьба, постройка нового дома. В честь первых шагов ребенка в каждой семье устраивается веселое пиршество. Во время сватовства совершается подношение угощения святым угодникам, это реликт языческого обряда. Святых благодарят за материальное благополучие, крепкое здоровье, долгую жизнь.

Другую важнейшую часть национальной культуры составляет язык и традиционная (национальная) жестикуляция. На их основе возникают межличностные отношения, общение и воспитание. Проекция слов и жестов через зрительное восприятие образует национальную письменность и изобразительное искусство. Каждый рисунок, каждый орнамент и цветовая гамма имеют в национальной культуре свое смысловое значение.

Болгарский язык является южнославянским языком и пишется с помощью кириллицы. Святые Кирилл и Мефодий, два брата из Салоник, изобрели кириллицу в IX веке, и она сближает русских и болгар, поскольку является алфавитом обоих народов. Булгары старшего поколения говорят и по-болгарски, и по-русски, русский язык все еще преподается в школах. Младшее поколение говорит на разговорном "варианте" английского, засыпанного словами из песен и рекламных роликов, языка. Если болгарин покачает головой, то это означает «да», и наоборот, если кивает головой, то - «нет».

Так же к одному из основных элементов национальной культуры можно отнести рацион и режим питания (национальную кухню), поскольку они адаптированы к условиям жизни, быту и образу занятий. Национальные игры, песни, танцы и музыка, в свою очередь, прививают необходимые навыки для усвоения традиционных занятий, воинского искусства, воспитывают выносливость и терпение. Одежда, предметы быта, уклад жизни - все они обеспечивают оптимальное существование человека в условиях кочевого или оседлого образа жизни. Можно сказать, что весь комплекс самобытной национальной культуры ориентирован на сохранение физического и духовного здоровья человека, позволяющего ему выжить и воспроизвести здоровое потомство, сохранить биологическое разнообразие природы.

Болгары, в основном, едят мясо, картошку, бобы и салаты, а запивают крепким спиртным: будьте осторожны со стаканами, наполненными "rakia" или "mastika". Завтрак представляет собой бутерброды. Обед - основное время приема пищи у болгар. Наиболее популярны такие блюда, как "кебаб" (мясо на вертеле), "кебабче" (жареные мясные колбаски), "сарми" (фаршированные виноградные листья), "топчети супа" (суп-пюре с фрикадельками), "плакия" (рыба или мясо тушеное с овощами), "сирен по шопски" (блюдо из яиц, сыра, помидор, запеченое в горшочке). Ужинают болгары поздним вечером, обычно в качестве сигнала перехода приема аперитивов на более серьезный вид спиртных напитков. Можно по достоинству оценить болгарскую кухню. Блюда действительно вкусные - острые приправы, обилие овощей, пикантный вкус. Одна из основных ее особенностей - одновременная тепловая обработка продуктов на слабом огне. Это позволяет сохранить питательные свойства, добиться приятного аромата блюд, оригинальных вкусовых сочетаний. Этому способствует также использование разнообразных продуктов, приправ, растительных и животных жиров. Приправ обычно добавляются в умеренных количествах, их назначение - оттенить основные вкусовые качества блюда. По традиции болгары приготовляют пищу на открытых очагах типа мангала (их общее название в Болгарии - скара), а также на плитах или в духовых шкафах (духовках). Продукты закладываются, как правило, в глиняную посуду.

Виноделие одно из самых древних ремесел болгарского народа. Первые виноградари и виноделы появились на болгарских землях тысячелетия назад, и с тех пор цивилизации унаследовали это мастерство.

Каждый год в разных городах проходят фестивали, народные и театральные. Среди них самые крупные фольклорные праздники в Копривщице, Широкой Луке, Рожене, Бургасе и Варне; музыкальные фестивали в Софии, Варне и Солнечном Берегу; театральные фестивали: «Театр в чемодане», «Апполония» «Любовь Зла» и «Золотая роза».

Болгарские праздники и обычаи водят свое начало с древних времен, когда люди пытались укротить стихию и преклонялись перед ее могуществом. Полный красоты, веселья, мистических голосов, огненных танцев и пестрых национальных костюмов - болгарский фольклор древен, чувствен и жизнен!

Нестинарство это самый древний мистический ритуал - босые танцоры танцуют по горящим уголькам. Этот религиозный и мистический обычай исполняется для здоровья и плодородия, гонения болезней, и есть именно то, что нужно обязательно увидеть, чтобы в него поверить.

Фестиваль роз красивое событие, празднующееся ежегодно в Долине Роз в близости до города Казанлык (в подножье Старой планины) в первую субботу и воскресенье июня. Фестиваль представляет грандиозное шествие красоты в уникальной Розовой долине. Подготовка к событию включает в себя и несколько отборочных кругов конкурса «Царица роз». Артисты, художники, цирковые исполнители, писатели и певцы собираются в Казанлыке в начале июня. Болгарская маслосодержащая роза дает 70% всего мирового производства розового масла, использующегося каждой парфюмерной компанией в качестве основного компонента ее продуктов.

Карнавал кукеров (ряженых), проводится в районе городов Дупница и Перник и представляет внушительное шествие с великолепными масками и костюмами, и отмечает начало весны. Каждый участник собственноручно изготовляет колоритную маску, украшенную бусами, бантами и шерстяными помпонами. Тяжелый раскачивающийся шаг ведущих шествие кукеров, символизирует прогнувшуюся под тяжестью зерен пшеницу, а звон закрепленных около пояса колокольчиков «гонит» злых духов и болезни.

24 декабря отмечаются Святки. Ряженые певцы ходят по домам и поют колядки, в руках у одного из участников шествия бывает «коледарка» - разукрашенный дубовый жезл. Хозяева домов, куда приходят ряженые, угощают их хлебом, сыром и вином. Среди ряженых бывает пара молодых людей в свадебных нарядах и пожилой человек, который танцует танец «рушеница».

На Новый год совершается обряд «сувакари». Танцоры одевают козлиные шкуры и высокие шляпы, вокруг пояса вешают колокольчики, в руках держат деревянный меч, называемый «сурвачка». Когда одна группа празднующих встречается с другой, они устраивают импровизированную драку с использованием «сурвачек».

Народные и художественные промыслы развивались во времени и в начале удовлетворяли ежедневные бытовые нужды. Позже они превратились в широкую гамму искусств: болгарская вышивка с ее сложными геометрическими фигурами, болгарские одеяла и ковры с их полными жизни цветами и баграми, красиво декорированная болгарская керамика, роскошные орнаменты болгарской резьбы по дереву и изящные произведения болгарской бижутерии.

Самоводский чаршия-базар /покрытый базар с множеством лавок предлагающих товары народных промыслов/ в Велико Тырново, постоянная Национальная выставка народных искусств в Орешаке, в близости до г.Троян, и «Етыр» - архитектурный и этнографический комплекс в близости до Габрово являются местами, где сохраняется живая традиция и красота болгарских народных промыслов. Там вы можете купить себе что-то на память о Болгарии - деревянный графин для вина с резьбой, керамический сервиз с троянскими мотивами, пушистое родопское одеяло, оригинальное серебряное украшение, искусно вышитую шелковую блузку или пестрый ковер.

Болгарская национальная традиционная одежда, очень красочная и разнообразная, в целом вышла из повседневного употребления. Но она служит для случаев, когда требуется подчеркнуть национальный характер торжества или события или же национальный состав участников какого-то мероприятия. Народные праздники и гуляния обязательно включают в себя народные танцы в национальных костюмах. Национальный женский костюм (например, в Казанлыкской котловине) - темный шерстяной сарафан (сукман), с глубоким вырезом, белая туникообразная рубаха, скромно орнаментированный, цветной пояс, скрепленный тяжелой серебряной пряжкой, яркий фартук. Национальная болгарская обувью сделана из сыромятной кожи с узорными шерстяными чулками. Головной убор - одноцветный шелковый платк, завязанный на темени, под который с левой стороны заткнут живой цветок. Популярен также костюм женщин Кюстендилской котловины, где вместо сукмана -- распашная одежда с короткими рукавами, украшенная золотым шитьем. У мужчин, пожалуй, не сделано предпочтительного выбора между белосуконным западноболгарским и желто-коричневым восточно болгарским костюмами, различающимися покроем брюк и рядом других элементов. В отдельных случаях -- на праздничных манифестациях, на торжественных актах, приуроченных к общественным мероприятиям общеболгарского или международного значения, -- демонстрируется все разнообразие локальных видов народной одежды, которое очень впечатляет.

Болгары очень дружелюбны, приветливы, гостеприимны. К тому же близость языка и вероисповедания болгар и русских помогают лучше понимать друг друга.

Песенный фольклор очень разнообразен. Наиболее важную его часть составляют юнацкие и гайдуцкие песни, любимые и сейчас. Они представляют героический эпос болгарского народа, рассказывают о борьбе против османских поработителей. Герои юнацкого эпоса (Марко-кралевич, Момчил-юнак и др.) наделены чертами сказочных персонажей. Гайдуцкие песни, сложенные позднее (XVI-- XIX вв.), более реалистичны, в них больше бытовых подробностей. В годы антифашистской борьбы эти песни зазвучали с новой силой. Большой популярностью пользуются также лирические, шуточные народные песни, в то время как обрядовые, мифологические в современном быту почти забыты.

Болгарская культура, формируясь в течение сотен лет в условиях постоянной угрозы исчезновения нации, приобрела своеобразный боевой характер. Героями огромного числа удивительных по своей мелодичности народных песен выступают гайдуки или юнаки (удальцы, богатыри), побеждающие врагов. Другие популярные фольклорные темы -- сражение со стихиями и борьба за воду. К воде у болгарского крестьянства, часто страдавшего от засух, особое, уважительное отношение. По всей стране можно встретить чешмы -- каменные сооружения над родниками, часто украшенные резьбой.

Землячество возводится в Болгарии в ранг родства. Практически каждая городская семья поддерживает связь с деревенскими родственниками. В квартирах горожан часто можно увидеть «национальные уголки» с низенькими деревянными столиками, грубошёрстными китеницами (накидками) на спинках стульев, яркими черга (домоткаными половиками), разноцветными халиште (коврами из козьей шерсти), керамической посудой.

Традиции родственной и соседской взаимопомощи, временное обобществление средств труда все еще поддерживались из-за отсталости сельскохозяйственной техники и крайней бедности основной массы крестьян. Два-три хозяйства объединяли рабочий скот, созывались помощники для уборки урожая или постройки дома. Летними ночами молодежь собиралась чистить кукурузу, нанизывать табак то в одном доме, то в другом -- это было родом вечеринок, местом для знакомства и ухаживаний. Многие старинные обычаи перекочевали из сельской местности в города, например обычай лить воду под ноги человеку, приступающему к новому делу, и вообще при всяком начинании -- чтобы все шло гладко и легко, «как по воде» (у русских -- «как по маслу»). Так провожают невесту па регистрацию брака, ребенка в первый класс, человека, уезжающего в дальнюю дорогу; льют воду и при разрезании ленты во время церемонии открытия театра, завода и т. п. Славянский обычай поднесения хлеба-соли у болгар широко практикуется и в быту, и на общественных торжествах, только к хлебу прибавляется чабрец и красное вино (красный цвет -- символ здоровья), и нужно тут же хлеб oтломить, обмакнуть в соль и чабрец и запить вином. Провожая и путь, дают человеку дикую герань (по-болгарски здравец, символ здоровья). Цветы часто служат обрядовым реквизитом и украшением, их затыкают в праздник за платок или шапку у виска, букетики герани, связанные красной ниткой с золотой или серебряной монеткой (символ чистоты и благополучия), дарят ребенку в день наречения имени, прежде, а иногда и теперь дарят невесте.

По традиции брак может быть заключён без согласия родителей: девушке нужно лишь, войдя в дом прикоснуться рукой к очагу - символу семьи. Церковное венчание считалось в пароде делом второстепенным. Свадьбу же играют с исполнением полного ее церемониала, когда соберут для нее средства и приготовят дары, -- это может быть через несколько месяцев. Накануне свадьбы молодая женщина ночует в родном доме. Оттуда свадебная процессия направляется к зданию, где регистрируется брак. При этом соблюдаются некоторые традиционные обычаи, среди которых мною веселых. Так, гости крадут во дворе невесты петуха (символ плодородия) и несут его впереди; по дороге угощают всех встречных вином. После регистрации брака направляются к дому женихи; свекровь встречают молодых с хлебом-солью и вином, прикалывает им на грудь зелень (символ здоровья) и вводит невесту в дом по белому полотну (символ чистоты).

Поднесение даров на свадьбе - особый ритуал. О дарах громогласно оповещает, часто в шуточной форме, распорядитель свадьбы, на роль которого выбирают человека с острым языком. Дары кладутся, согласно обычаю» на правое плечо.

Рождение ребёнка в болгарской семье -- радостное событие для семьи и всей родни. Оно отмечается двумя традиционными торжествами. По выходе из родильного дома роженицу посещают близкие семье женщины, принося подарки младенцу и обрядовые хлебы -- питы (обычай называется малая пита). Когда мать окрепнет, она сама приглашает гостей на большую питу. Приходят уже семейные пары, непременно пекут хлебец, намазанный медом, символизирующий «сладость», нежность ребенка и пожелания ему приятной жизни. Разламывание обрядовых хлебов вошло в гражданский ритуал наречения имени, который совершается в народном совете села, города или в специальных домах исполнения гражданских ритуалов, выстроенных во многих городах.

Традиционно торжества в Болгарии устраиваются на природе. Праздничный «стол» на разостланных красочных тканях, к которому подают излюбленные блюда, например барана, зажаренного на вертеле, затем -- состязания по борьбе (народный вид спорта) с призом -- живым бараном, а с наступлением темноты -- костры и песни до утра.

Заключение.

В своем развитии технический прогресс многократно опережает динамику изменения национальной культуры. Для возникновения национальной традиции требуется срок жизни десятков, сотен поколений. Именно поэтому все продукты научного и технического прогресса пока еще долго останутся вспомогательными, не входящими в национально культурное наследие.

Средства распространения информации, развитие транспорта позволяют интегрировать национальные культуры в культурное наследие всего человечества - общекультурные ценности. Примером может служить широкая распространенность художественных произведений, изобразительного и прикладного искусства разных народов, которые органично впитываются большинством национальных культур.

Сочетание различных авторских работ и национальных традиций образует новые формы и жанры. К примеру, появление в 70-х годах XX века рок, панк, хиппи и поп направлений шоу-бизнеса насильно внедряется в сознание как культура. Адептами указанных направлений введены даже специальное понятия «поп-культура», «рок-культура» и другие «культуры». В результате чего происходит трансформация и подмена национальных традиций. Привнесенные извне культурные ценности не всегда согласуются с национальными традициями и поэтому не могут способствовать безопасности физического и духовного существования человека. В результате принятия таких новых «культурных» традиций теряются традиции национальной культуры, идет потеря жизненной ориентации каждого человека. Начинаются поиски нового «авторского» подхода, происходит отход от реальности, возникают надуманные проблемы. Вероятно, в этом есть одна из причин расцвета наркомании, алкоголизма, разврата. Стремясь обрести „смысл жизни" неокрепшие духовно и лишенные национальных культурных корней молодые люди безоглядно бросаются в оккультизм, парапсихологию, которые с удовольствием берут на себя функцию «перста указующего», подменяя собой национальные культурные традиции.

Разрушение национальной культуры и традиций рано или поздно поставит нацию под угрозу вымирания. Время кровопролитных войн отошло в прошлое. В настоящее время для уничтожения любого государства достаточно внедрить в ее национальную культуру чужеродные, дестабилизирующие элементы. Если национальное самосознание (стремление сохранить свой род, свою национальную культуру) не отвергнет эту агрессию, спустя некоторое время произойдет распад нации и развал страны.

Стержнем сохранения любой национальной культуры от внешней экспансии является принятое в регионах вероисповедание.

Список литературы.

1. Аксенов В. С.«Традиции и ритуал как элементы культуры» / В. С. Аксенов - г.Чита, 2001 г. - 32 с.

2. Бальжинимаев Б.Ц. История родного края / Б. Ц. Бальжинимаев. - Агинское, 1998. - 12 с.

3. Давидович В. Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. - Ростов, 1979. - 27 с.

4. Иметхенов А.Б., Экология, охрана природы и природопользование: Учебник для ВУЗов / А. Б. Иметхенов, А. И. Куликов, А. А. Атутов - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001 - 420 с.

5. Коган Л.Н. Социология культуры / Л. Н. Коган. - М., 1995 г. - 53 с.

6. Культура как общественное явление. Журнал «Природа и человек» №3. Культурология / Г. В. Драч - Ростов-на-Дону, 1996 г. - 24 с.

7. Латинско-русский словарь. 3-е издание. М.: Рус. яз, 1986. - 213 с.

8. Павлова Г.М. Народные традиции как основа современного экологического воспитания // Опыт традиции этнического преобразования природопользования в Байкальской Сибири. - Улан-Удэ, 2001. - С.105.

9. Суханов И. В. «Обычаи, традиции и преемственность поколений» / И.В. Суханов - г. Чита 1996 г. - 61 с. Традиции в познании и культуре. М., 1986.

10. Харапинский Я.Л. Нравственность и традиции / Я. Л. Харапинский - М., 1971. - 81 с.

11. Шушарин А.С. Диалектика традиций и новаций / А. С. Шушарин, О.П. Шушарина // Традиции и инновации в духовной жизни общества. - М., 1986. - С. 61, 62.

12. Das Schwarzbuch des Kommunismus: Unterdruckung, Verbrechen und Terror / Hrsg. S. Courtois. Munchen: Pieper, 1998. - 98 с.

13. Источники с Интернета.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Удельная Русь XIII – XIV вв.». Авторы составители: Н. Ю. Корькова (моу демяховская оош, Бельский район); Т. Г. Шишкина (моу оршинская оош, Калининский район); Е. Н. Николаев (гоу нпо пл №10 г. Тверь) Даты
Реферат Разработка функциональной цифровой ячейки от функциональной логической схемы проектируемого узла
Реферат Роль государственно-частного партнерства в повышении эффективности экономической политики региона
Реферат Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
Реферат Культурологічний підхід як основа модернізації змісту астрономічної освіти у загальноосвітніх навчальних
Реферат Массовая полиэтническая миграция как источник роста межнациональной напряженности
Реферат НАТО И ГЕОПОЛИТИКА УКРАИНЫ
Реферат Построение моделей виртуальной реальности по цифровых моделям открытых горных работ
Реферат Моделирование процесса обработки сигнала с широтно-импульсной модуляцией и помехи в приемном
Реферат Хроматографические методы анализа и их использование в анализе объектов окружающей природной среды
Реферат Финансовый анализ как инструмент сравнительного анализа положения фирм в отрасли: обобщенные финансовые таблицы
Реферат Решение задач методом северо западного угла рапределительного минимального и максимального элемента
Реферат Heart Of Darkness 11 Essay Research Paper
Реферат Изучение влияния межпредметных связей на развитие письменной речи младшего школьника в процессе обучения русскому языку в 3 классе
Реферат Особенности таможенного контроля при пересечении таможенной границы ж д транспортом