Реферат по предмету ""


Эпоха петровских преобразований и ее место в истории России (лекция)

План

9.1. Россия на пороге преобразований.
9.2. Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи.
9.3. Экономическая и социальная политика в первой четверти 18 века.
9.4. Реформы органов власти управления и армии.
9.5. Новые явления в сфере культуры и быта.
9.1. Россия на пороге преобразований.

В отечественной исторической науке издавна сложились диаметрально противоположные точки зрения на характер, сущность и результаты госу-дарственной деятельности Петра I. Еще при жизни Петра одни его безу-держно восхваляли (вице-президент Синода Феофан Прокопович), другиесчитали царем-антихристом. В середине 18 века князь М.М.Щербатов всвоем памфлете "О повреждении нравов России" положил начало негативнойоценке Петра в публицистке. Щербатов идеализировал патриархальные по-рядки 17 века, которые были нарушены Петром I. Н.М.Карамзин также по-рицал Петра за осмеяние русских обычаев и насаждение "иноземных" по-рядков, насилие, перенесение столицы из Москвы в Петербург и пр.

В 40-е годы 19 века представители одного из ранних течений русс-кого либерализма, славянофилы, стали утверждать, что Петр "свернул"Россию с естественного пути развития, чем нанес русскому народу непоп-равимый ущерб, лишив его национального своеобразия и задушив последниеростки свободы. Историки "государственной школы" (особенно С.М.Соловь-ев) писали о личности и реформах Петра в восторженных тонах, приписы-вая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и за ее преде-лами.

Дискуссии о Петре I не утихают и в современной исторической лите-ратуре. Наиболее крупные специалисты по данной проблеме - Н.И.Павленкои Е.В.Анисимов - придерживаются разных концепций. Если первый видит впреобразованиях Петра крупный шаг по пути прогресса (хотя и в рамкахфеодализма), то второй считает, что, несмотря на введение целого рядановшеств во всех сферах жизни общества и государства, реформы первойчетверти XVII в. объективно вели к консервации самодержавно-крепостни-ческой системы в России.

Но прежде чем оценивать личность и государственную деятельностьПетра I, напомним некоторые исторические факты.

У царя Алексея Михайловича Романова (1645-1676) от первой супруги- Марии Ильиничны Милославской - было 13 детей. Но если дочери росликрепкими и здоровыми, то сыновья - хилыми и болезненными. При жизницаря три его сына скончались в раннем возрасте, старший сын Федор немог передвигать опухшие ноги, а другой сын Иван имел признаки дебилиз-ма и был подслеповат.

Овдовевший 42-летний царь Алексей Михайлович женился вторично,взяв в супруги молодую, здоровую Наталью Нарышкину, которая 30 мая1672 г. родила ему сына Петра. Петру было три с половиной года, когдав царской семье стряслась беда: неожиданно занемог и скончался царьАлексей Михайлович. Престол занял Федор Алексеевич (1676-1682). Про-царствовав 6 лет, болезненный Федор умер, не оставив ни потомства, нипамяти о себе у современников и последующих поколений. Преемником дол-жен был стать Иван, как старший брат Петра, но против него, как слабо-умного, выступили Освященный собор, Боярская дума, а затем толпы наро-да.

Положение осложнялось тем, что еще после смерти Алексея Михайло-вича его родственники по линии первой жены - Милославские - стали хо-зяевами положения, отстранив от двора близких к Наталье Нарышкинойлиц, а Наталья не только утратила влияние, но оказалась, по существу,в изоляции. Перспектива воцарения Петра явно не устраивала Милославс-ких, которые воспользовались восстанием стрельцов, предъявивших своитребования правительству во время вступления на престол нового царя.Милославские и сестра Петра царевна София сумели направить недовольст-во стрельцов в выгодное для себя русло - против Нарышкиных. Часть На-рышкиных была перебита, другие сосланы.

В результате стрелецкого восстания первым царем был объявленИван, вторым - Петр, а их старшая сестра София стала регентшей приних.

Семилетнее правление Софьи (1682-1689),не считая стрелецких бун-тов,тоже мало чем примечательно.Во внешней политике главным успехомстал "вечный мир" с Речью Посполитой (Киев в 1861 г. отошел к Рос-сии).Во внутренней жизни страны произошло лишь одно заметное собы-тие-ученые греки,братья Лихуды,в 1687 г. основали в Москве Славя-но-греко-латинскую академию.

Петру не исполнилось 17 лет,когда мать решила его женить,чтобыподнять его возрастной статус и освободить от опеки Софьи.Женой Петрастала Евдокия Лопухина.Но нормальная супружеская жизнь у них так и неналадилась.После женитьбы враждебность между Петром и Софьей усили-лась.Софья, стремясь из правительниц в самодержицы, вновь попыталасьиспользовать в своих целях стрельцов, однако, в августе 1689 г. ихвосстание было подавлено. Софья под именем сестры Сусанны была сосланав Новодевичий монастырь, где прожила 14 лет вплоть до своей смерти.

Формально Петр стал править совместно с Иваном (до кончины пос-леднего в 1696 г.), хотя Иван никакого участия, кроме торжественныхцеремоний, в государственных делах не принимал. Да и сам Петр в тече-ние еще пяти лет не изменял свой образ жизни, не заглядывая ни в Бояр-скую думу, ни в приказы. Текущие государственные дела в первой полови-не 90-х гг. решали князья Борис Алексеевич Голицын, Федор Юрьевич Ро-модановский и др. Скорее всего, Петр, хотя и чувствовал в себе неукро-тимую энергию, не представлял тогда себе ту роль, которую ему предсто-яло сыграть в истории России.

Прежде чем рассматривать реформаторскую деятельность Петра,вспомним, что представляла собой Россия в конце XVII в.

Огромная территория и "непохожесть" России на западные странысразу бросались в глаза иностранцам, побывавшим в России. Многим изних, в том числе иностранцам - сподвижникам Петра Патрику Гордону,Францу Лефорту - Московское государство представлялось отсталым и даже"полудиким". Это отставание было обусловлено рядом причин. Долгие годыушли на преодоление разрухи, вызванной "смутой" и интервенцией началаXVII в., когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном отноше-нии районы страны. Но разорительные войны, разумеется, не единственнаяи не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитиестраны, по мнению ряда историков (В.О. Ключевский, Н.И. Павленко идр.), оказывали ее природно-географические и социальные условия. Принезначительной численности населения и огромной территории в хозяйс-твенный оборот постоянно вовлекались новые целинные земли, что не соз-давало заинтересованности в повышении производительности труда и спо-собствовало экстенсивному пути развития сельского хозяйства.

Огромные ресурсы государство направляло на нужды обороны (соору-жение искусственных укреплений, засечных черт, содержание воинскихконтингентов), в результате чего сильное государство складывалось безсоответствующей экономической базы. Отсюда - тенденция к превращениювсех сословий в слуг государства, к формированию и усилению крепостни-чества, которое становилось, в свою очередь, тормозом материального идуховного прогресса общества.

Кроме внутренних, имелись и внешние факторы, на которые историкитрадиционно обращали особое внимание: отсутствие у Русского государс-тва выхода к морям и возможности использования дешевых путей сообще-ния. Два моря - Балтийское и Черное - были закрыты для внешних связейОсманской империей и Швесией. Моря, омывающие страну с севера и восто-ка, практически не могли быть использованны для хозяйственных нужд,ибо ресурсы Сибири и Дальнего Востока находились лишь в начальной ста-дии освоения. Единственными морскими воротами России оставался Архан-гельск - порт на Белом море, но он был большую часть года скован льда-ми, да и путь сюда из Западной Европы был в два раза длиннее, чем наБалтику. На юге Астрахань обеспечивала России экономические связи лишьс Ираном и Средней Азией, а эти регионы тоже отставали в своем разви-тии.

Для проведения преобразований необходим был импульс, толчок. Опытотечественной истории свидетельствует, что почти все эпохальные пе-рестройки в России начинались сверху. А для этого нужна была личность.Такой личностью стал Петр I. На характер его государственной деятель-ности оказал большое влияние такой субъективный фактор, как его личныекачества. Так происходит всегда, когда в руках одного человека сосре-доточена необъятная власть.

Петр являлся фигурой огромного исторического масштаба, фигуройсложной и весьма противоречивой. Разумеется, в характере Петра Алексе-евича были и положительные черты. Он был умен, любознателен, трудолю-бив, энергичен. Не получив систематического образования, он тем не ме-нее обладал обширными познаниями в самых разнообразных сферах науки,техники, ремесла, военного искусства. Нет сомнений, что все, что онделал, было направлено, по мнению самого Петра, на благо России, а неего, царя, лично. Но многие личные качества Петра были обусловлены ха-рактером той суровой эпохи, в которой он жил, и в значительной мереопределили его жестокость, подозрительность, властолюбие и т.п. Весьмапоказательно, что Петру нравилось, когда его сравнивали с Иваном Гроз-ным. В достижении поставленных целей он не гнушался никакими средства-ми, был не просто жесток к людям (лично, например, рубил головыстрельцам в 1689г.), но вообще смотрел на человека как на орудие, ма-териал для создания того, что было им задумано для блага империи. Петрне останавливался перед применением самых изощренных методов средневе-ковья: пыток, слежки, поощрения доносов. Он был убежден, что во имягосударственной "пользы" можно пренебречь моральными нормами.

Итак на рубеже XVII-XVIII вв. Россия стояла на пороге преобразо-ваний. Эти преобразования могли происходить в разных формах и привестик различным результатам. Здесь (в выборе форм развития) огромную рольсыграла личность реформатора.

9.2. Внешняя политика Петра I. Рождение Российской



империи.

Петр Великий вошел в историю не только как реформатор России, нои как выдающийся полководец и дипломат. С его именем связано превраще-ние России в империю, евроазиатскую военную державу.

Петр еще в 90-е гг. XVII в. пришел к выводу, что для устраненияотносительной международной изоляции необходим выход к морям - Черномуи Балтийскому или хотя бы к одному из них.Первоначально российскаяэкспансия устремилась на юг- в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы.В 1695 году плохо под-готовленная армия не смогла взять азов штурмом, а наладить правильнуюосаду ее оказалось невозможным - отсутствовал флот. Создав за несколь-ко месяцев флот на верфях под Воронежем, Петр сумел обложить крепостьс суши и с моря, вынудив ее гарнизон капитулировать.В результатевторого похода Азов был взят, выход в Азовское мореобеспечен, но предстояла грандиозная война с Османской империей.В преддверии этой войны Петр направляет за границу Великое посольство- искать в Европе союзников.

Это посольство состояло из 250 человек, среди которых был и царь(под именем Петра Михайлова), посетило за 1697-98 годы Пруссию, Поль-шу, Голландию, Англию, Австрию, но союзников в борьбе против турокнайти не удалось.

Петру стало ясно, что центр тяжести во внешней политике Россиидолжен переместиться на Запад. Главная цель - выход к Балтийскому мо-рю, где полностью доминировала Швеция. Истоки территориальных претен-зий России к Швеции ведут к Столбовому миру 1617 г., по которому Шве-ция получила территорию от Ладожского озера до Ивангорода (Ям, Ко-порье, Орешек и Корелы). Основной ущерб для России заключался в том,что для нее оказался закрыт выход к Балтийскому морю. Но в одиночку соШвецией справится было невозможно. Нужны были союзники. Их удалосьнайти в лице Дании и Саксонии, которые были недовольны господствомШвеции на Балтике. В 1699 г. Россия установила с Данией и Саксониейсоюзнические отношения. Характерно, что Петру удалось скрыть истинныенамерения России. Шведский король Карл XII, заинтересованный в войнеРоссии с Турцией, даже подарил Петру 300 пушек.

Северная война (1700-1721 гг.) подразделялась на два этапа: пер-вый - с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сражения); второй - с 1709 по1721 г. (с Полтавской победы до заключения Ништадского мира). Войнаначалась для России и ее союзников неудачно. Небольшое шведское госу-дарство оказалось гораздо лучше подготовлено к войне, чем ее мощныесоперники. К тому же во главе его армии стоял молодой король Карл XII,замечательный полководец. В 1700 году Карл, высадив под Копенгагеномдесант, вынудил Данию капитулировать; после этого он перебросил своивойска в Прибалтику, атаковав с тыла русскую армию. В ноябре 1700 г. 8тыс. шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Страшноепоражение поставило Россию на грань катастрофы. Но это был и серьезныйурок, который Петр сумел извлечь для себя и для русской армии.

Воспользовавшись тем, что Карл преждевременно счел свою задачурешенной и вместо того, чтобы двинуть свои основные силы вглубь Рос-сии, повернул их против Речи Посполитой, надолго там увязнув в войне,Петр сумел за короткий срок создать новую боеспособную армию.Уже в1702-1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты кре-пости Нотебург (переименован в Шлиссельбург - Ключ-город), Ниеншанц.Все устье Невы оказалось в руках русских. 16 мая 1703 года в устье Не-вы была заложена Петропавловская крепость, положившая начало Петербур-гу. закрепившись на Балтийском побережье, Петр тут же начал создаватьсильный военный флот.

Тем не менее на первом этапе войны стратегическая инициатива ос-тавалась в руках Швеции, войска которой заняли Польшу, Саксонию ивторглись в Россию. Поэтому на данном этапе Петр уделял главное внима-ние проблеме сохранения и преобразования армии, укреплению военногопотенциала страны. Ценою огромных усилий и жертв эти задачи были ус-пешно решены.

Рубежом в войне стала Полтавская битва (27 июня 1709 г.). Русскиеуже воевали не числом, а умением. Стратегическая инициатива перешла вруки России. Но характер войны со стороны России изменился. Петр отка-зался от прежних обещаний союзникам ограничиться возвращением старыхрусских территорий. В 1710 г. от шведов были освобождены Карелия, Лиф-ляндия, Эстляндия, взяты крепости Выборг, Ревель, Рига. Если бы невойна с Турцией 1710-1713 гг., Северную войну удалось бы закончитьбыстрее. Союзники вытеснили Швецию из всех ее заморских территорий.Шведская империя рухнула.

Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сраженияхпри Гангуте (1714 г.), островах Эзель (1719 г.) и Гренгам (1720г.).Более того, русский десант не однократно высаживался на шведское побе-режье. Карл XII никак не мог смириться с поражениями и продолжал вое-вать в плоть до своей гибели в Норвегии 1718 г. Новому королю ШвецииФридриху I пришлось сесть за стол переговоров. 30 августа 1721 г. былподписан Ништадский мирный договор, по которому к России переходилиЭстляндия,Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швециясохранила за собой Финляндию и выторговала право беспошлинно закупатьхлеб в Риге и Ревеле и компенсацию за Лифляндию - 2 млн. ефимков.

Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жиз-ни.В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завер-шились торжественной церемонией поднесения царю титула Петра Велико-го,отца отечества и императора всероссийского.При жизни Петра его но-вый статус императора признали Швеция,Дания,Пруссия,Голландия,Венеция.

Россия решила главную внешнеполитическую задачу,которую русскиецари пытались осуществить в течении двух веков-выход к морю.Россияпрочно вошла в круг европейских держав.Были установлены постоянныедипломатические отношения с крупными европейскими странами.

После окончания Северной войны активизировалось восточное направ-ление русской политики.Цель заключалась в захвате транзитных путейторговли Индии и Китая.В 1722-1723 гг. к России перешло Западное и Юж-ное Прикаспие,принадлежавшее ранее Персии.Внешние планы Петра заходилиочень далеко - вплоть до захвата Индии и Мадагаскара.Однако предпри-нять попытки их осуществления Петр I не успел.

Таким образом,внешняя политика России эволюционизировала в сторо-ну имперской политики.Именно при Петре I была создана Российская Импе-рия,сформировалось имперское мышление,которое сохранялось почти в те-чении трех веков. 9.3. Экономическая и социальная политика в первой

четверти 18 века.

На экономическую политику начала XVIII в. оказали решающее влия-ние два фактора:концепция меркантилизма и неудачное начало Севернойвойны.Согласно идеям меркантилизма,первой буржуазной школы политэконо-мии,основой богатства государства является накопление денег за счетактивного баланса торговли,вывоза товара на чужие рынки и препятствияввоза иностранных товаров на свой рынок.Это предполагало вмешательствогосударства в сферу экономики:поощрение одних видов производства и ог-раничение других.В условиях России петровского времени роль государс-тва в регулировании экономики становилась гипертрофированной.

Другим важным стимулятором активного государственного вмешатель-ства в экономику стали поражения русских войск на начальном этапе вой-ны со Швецией. Россия лишилась основного источника поставок сканди-навского высококачественного железа. Владея большими по тому временифинансовыми и материальными ресурсами,землей,недрами и даже людьми,го-сударство взяло на себя регулирование промышленного строительства. Приего непосредственном участии и на его деньги стали создаваться казен-ные мануфактуры,прежде всего по производству военной продукции.

Государство захватило и торговлю - путем введения монополии назаготовку и сбыт определенных товаров.В 1705 г. была введена монополияна соль и табак. Прибыль на первую возросла вдвое,на табак-в 8 раз.Вводилась монополия на продажу товаров за границу:на хлеб, сало, лен,пеньку, смолу, икру, мачтовое дерево, воск, железо и др.Установлениемонополии сопровождалось волюнтаристским повышением цен на эти това-ры,регламентацией торговой деятельности русских купцов. Следствиемэтого стала дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюн-ктуре, предпринимательства. Государство добилось своей цели - поступ-ления в казну резко возросли, но насилие над предпринимательством сис-тематически разоряло наиболее зажиточную часть купечества.

К концу Северной войны, когда победа была очевидной, в торговоп-ромышленной политике правительства произошли определенные изменения.Были приняты меры по поощрению частного предпринимательства. "Бергпри-вилегия" (1719 г.) разрешила искать полезные ископаемые и строить за-воды всем без исключения жителям страны и иностранцам. получила расп-ространение практика передачи государственных предприятий (в первуюочередь убыточных) частным владельцам или компаниям. Новые владельцыполучали у казны различные льготы: беспроцентные ссуды, право беспош-линной продажи товаров и т.п. Государство отказывалось от своей моно-полии на продажу ряда товаров на внешнем рынке.

Однако реальной зкономической свободы предприниматели не получи-ли. В 1715 г. был принят указ о создании торговых и промышленных ком-паний, члены которых, отдав свои капиталы в общий котел, были связаныкруговой порукой и несли общую ответственность перед государством.Компания фактически не обладала правом частной собственности. Это быласвоего рода аренда, условия которой определились государством, имевшимправо в случае их нарушения конфисковать предприятие. Выполнение ка-зенных заказов стало главной обязанностью владельца завода. И толькоизлишки он мог реализовать на рынке. Это снижало значение конкуренциикак главного стимула развития бизнеса. Отсутствие конкуренции, крометого, тормозило совершенствование производства.

Контроль за отечественною промышленностью осуществляла Берг-Ману-фактур - коллегия, обладавшая исключительными правами: она давала раз-решение на открытие заводов, устанавливала цены на продукцию, имеламонопольное право на покупку товаров у мануфактур, осуществляла адми-нистративную и судебную власть над владельцами и работниками.

Активное вмешательство государства в сферу экономики деформирова-ло социальные отношения. Прежде всего это проявилось в характере ис-пользования рабочей силы. Во время Северной войны государство и вла-дельцы мануфактур использовали как вольнонаемную рабочую силу, "беглыхи гулящих", так и приписных крестьян, отрабатывающих на заводах госу-дарственные налоги. Однако в начале 20-х гг. XVIII в. проблема рабочейсилы обострилась: усилилась борьба с побегами крестьян, началось мас-совое возвращение беглых прежним владельцам, была проведена ревизиянаселения с последующей фиксацией социального статуса каждого человекапутём закрепления навечно к месту записи в налоговой кадастр. Вне за-кона были поставлены "вольные и гулящие", которых приравняли к беглымпреступникам.

В 1718 - 1724 годах была проведена подушная перепись. Единицейналогообложения вместо крестьянского двора стала "душа мужского пола",которой мог быть и грудной младенец, и дряхлый старик. Умершие числи-лись в списках ("сказках") вплоть до проведения очередной ревизии. По-душную подать платили подушные и крепостные крестьяне, посадские лю-ди. От уплаты подушной подати освобождалось духовенство и дворянство.Введение подушной подати затруднило социальную мобильность населения.В 1724 году была учреждена паспортная система. Без паспорта крестьянамзапрещалось удаляться от места жительства далее 30 верст. В 1721 годуПетр издал указ, разрешавший покупать к заводам крепостных крестьян.Такие крестьяне стали называться посессионными (владельческими).

Особенностью развития русской промышленности в первой половине 18века стало широкое применение подневольного труда. Это означало прев-ращение промышленных предприятий, на которых мог зародиться капиталис-тический уклад, в предприятия крепостнической экономики. Преобладаниена мануфактурах посессионных и приписных крестьян в конечном итогепредопределило отставание России от Европы. Но эта тенденция отстава-ния проявилась несколько позже. А в первой четверти 18 века была соз-дана сравнительно мощная экономическая база - около 100 мануфактурныхпредприятий. Однако создание экономического потенциала сопровождалосьдеформацией тенденций развития страны. Государственное вмешательство вэкономику, отсутствие рынка рабочей силы тормозили вступление Россиина тот путь, по которому уже шли европейские страны. 9.4. Реформы органов власти, управления и армии.

Придя к власти в 1689 г., Петр унаследовал традиционную системууправления XVII в., с Боярской думой и приказами как центральными уч-реждениями. По мере усиления самодержавия Боярская дума, как узкийсословный орган, утрачивала свое значение и в начале XVIII в. исчезла.Сведения о заседаниях Боярской думы обрываются в 1704 г. Ее функциистала выполнять "консилия министров" - совет начальников важнейшихправительственных ведомств. В деятельности данного органа уже видныэлементы бюрократизации управления - режим работы, строгое распределе-ние обязанностей, введение регламентированного делопроизводства.

Образование Сената в 1711 г. стало следующим шагом в организациинового аппарата управления. Сенат создавался как высший орган управле-ния, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, су-дебные и законосовещательные функции. В Сенате вводился принцип колле-гиальности: без общего согласия решение в силу не вступало. Впервые вгосударстве учреждение, как и в армии, вводилась личная присяга.

Реформа административной системы была продолжена на рубеже10-20-х гг. XVIII в. В ее основе лежали принципы камерализма - ученияо бюрократическом управлении, который предполагал: функциональныйпринцип управления, коллегиальность, четкую регламентацию обязанностейчиновников, специализацию канцелярского труда, единообразные штаты ижалованье.

В 1718 г. был принят "Реестр коллегиям". Вместо 44 приказов уч-реждались коллегии. Их число составляло 10-11. В 1720 г. был учрежденГенеральный регламент коллегий, согласно которому каждая коллегия сос-тояла из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров.Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными и судебнымиделами (Иностранная, Военная, Адмиралтейская, Юстиц-коллегия), группаколлегий занималась финансами (доходами - Камер-коллегия, расходами -Штатс-контор-коллегия, контроль за сбором и расходованием средств -Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургией и лег-кой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, позже разделенная надве). В 1722 г. был создан важнейший контрольный орган - прокуратура.Неофициально главой Сената стал генерал-прокурор П.И. Ягужинский. Яв-ный государственный надзор был дополнен тайным надзором путем введениясистемы фискалов, которые осуществляли негласное наблюдение за дея-тельностью администрации на всех уровнях. Петр освободил фискалов отответственности за ложный донос. Феномен доносительства прочно утвер-дился в государственной системе и в обществе.

Особой коллегией стал Священный Синод, созданный в 1721 г. Долж-ность патриарха была упразднена. Во главе Синода был поставлен госу-дарственный чиновник - обер-прокурор. Церковь фактически превратиласьв составную часть государственного аппарата.

Генеральный регламент, другие указы Петра I закрепляли идею ослужбе русского дворянства как важнейшую форму исполнения обязанностейперед государем и государством. В 1714 г. был принят указ о единонас-ледии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с вотчи-ной. Он способствовал завершению процесса консолидации сословий феода-лов в единый класс-сословие,обладавшее определенными привилегиями. Нодворянское звание могло быть привилегированным только тогда, когда егообладатель служил. Табель о рангах (1722 г.) вводил новую иерархию чи-нов. Все военные и гражданские должности подразделялись на 14 рангов.Для получения следующего ранга нужно было пройти все предыдущие. Воен-ный или гражданский чиновник, достигший восьмого ранга, соответство-вавшего коллежскому асессору или майору, получал потомственное дво-рянство. Принцип родовитости при назначении на государственную службубыл окончательно заменен принципом выслуги. За отказ служить владениядворян конфисковывались. Если на Западе служба был привилегией, то вРоссии - обязанностью. В связи с этим в литературе высказывается мне-ние, что едва ли можно полностью зависимое от государства дворянствосчитать господствующим классом. Скорее, это был привилегированныйкласс-сословие военных и гражданских слуг самодержавия, преимуществакоторых существовали до тех пор, пока они несли службу. "Эмансипация"дворянства произошла позже - в 30-60-е гг. XVIII в.

Одно из центральных мест в реформах Петра занимало создание мощ-ных вооруженных сил. В конце XVIII в. русское войско состояло из пол-ков солдатского строя (в 1689 г. - 70% общей численности), стрелецкихполков и дворянского ополчения. Солдатские полки были лишь зачаткомрегулярной армии, так как казна не могла их взять полностью на своесодержание, и в свободное от службы время солдаты занимались ремесломи торговлей. Стрельцы все больше превращались в полицейскую силу иорудие дворцовых интриг ( Петр говорил о них: "Во истину пакасники, ане воины были" ). Дворянская конница уже к середине XVII в. в значи-тельной степени утратила свою боеспособность. Наиболее боеспособнойчастью войска были так называемые "потешные" полки - Семеновский иПреображенский - основа будущей гвардии. Не имея выходов к незамерзаю-щим морям, Россия не имела и флота. Центральным вопросом создания ре-гулярной армии был вопрос о новой системе ее комплектования. В 1705 г.была введена рекрутская повинность: с определенного числа дворов по-датных сословий в армию должен был поставляться рекрут. Рекруты пожиз-ненно зачислялись в сословия солдат. Дворяне начинали служить с чинарядового в гвардейских полках. Так была создана регулярная армия, об-ладавшая высокими боевыми качествами. Армия была перевооружена, с уче-том зарубежного и отечественного опыта были модернизированы стратегияи тактика, введены Воинский и Морской уставы. К концу правления ПетраРоссия обладала сильнейшей в Европе армией численностью до 250 тыс.человек и вторым в мире военным флотом (более 1000 кораблей).

Однако оборотной стороной военных реформ стала набиравшая темпымилитаризация имперской государственной машины. Заняв в государствевесьма почетное место, армия стала выполнять не только военные, но иполицейские функции. Полковник следил за сбором подушных денег исредств на нужды своего полка, а также должен был искоренять "разбой",в том числе пресекать крестьянские волнения. Распространилась практикаучастия профессиональных военных в государственном управлении. Воен-ные, особенно гвардейцы, часто использовались в качестве эмиссаров ца-ря, причем наделялись чрезвычайными полномочиями.

Из вышесказанного видно, что в России в первой четверти XVIII в.сформировалось мощная военно-бюрократическая система. Наверху громозд-кой пирамиды власти находился царь. Монарх был единственным источникомправа, имел необъятную власть. Апофеозом самодержавия стало присвоениеПетру I титула императора.

В современной исторической литературе существуют две основныеточки зрения по проблеме абсолютизма в России. Первая сводится к сле-дующему: в России, как минимум со времен Петра, утвердился абсолютист-ский режим, который ничем существенно не отличался от абсолютистскихрежимов Запада (неограниченная власть монарха, постоянная армия, раз-витый бюрократический аппарат, централизованная система налогов); наЗападе классические формы этого феодального по своей природе режимавозникли в ситуации относительно "равновесия" сил буржуазии дворянс-тва, следовательно, "равновесие" и "противовес" (в лице абсолютизма)существовали и в России .

Вторая точка зрения:поскольку классический абсолютистский,фео-дальный по своей сущности,режим в первые сложился на Западе в пери-од"равновесия"и"противовеса",а в России этого не было,т.к.капитализм ибуржуазия еще не сформировались,то: а) или в период Петра мы имеем неабсолютизм,а азиатский деспотизм,лишь внешне похожий на западные абсо-лютистские монархии; б) или в петровский период в России возник абсо-лютистский режим,типологически отличный от западного.

Очевидно,что вторая позиция ближе к научной истине.Особен-ность"российского абсолютизма",его отличие от западного заключались вбольшой самостоятельности по отношению к гражданскому обществу.Режимкак бы стоял над обществом и застовлял служить себе все сословия. 9.5. Новые явления в сфере культуры и быта.

Серьезные преобразования в области культуры начались еще в 17 ве-ке в связи с наступлением Нового времени. Эти преобразования значи-тельно ускорились в эпоху Петра Великого.

Главное, с чем столкнулся Петр в начале своих преобразований -это отсутствие подготовленных кадров, способных проводить реформы вовсех сферах: военном деле, государственном аппарате, науке, строитель-стве, архитектуре и т.д. Нельзя было находиться в постоянной зависи-мости от иностранцев. К приходу Петра к власти страна располагалаединственным учебным заведением - Славяно-греко-латинской академией.Но после отстранения в 1694 году от руководства ею братьев Лихуд ака-демия вместе со 150 учениками стала хиреть.

Имелось два пути приобщения к западной науке: приглашение иност-ранных учителей (а это обходилось дорого) и отправка русской молодежидля учебы за границу (более дешевый путь). До Петра общение с иност-ранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали лишь две катего-рии людей - члены посольств и верхушка купечества (гости). Теперь вы-езд за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а кнекоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 году был принятспециальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 чело-века, из них 23 принадлежали к княжеским фамилиям.

Сближение с западом проявлялось в заботах правительства о том,чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следую-щий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 года) Петр выс-тупил в роли цирюльника, велев принести ножницы и самочинно обрезавбороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр про-делывал несколько раз. Был введен металлический знак, своего рода кви-танция об уплате денег за ношение бороды.Указ 1705 года обязывал всемужское население страны за исключением священников, монахов и кресть-ян, брить бороды и усы. Нежелавшие бриться платили дифференцированныйналог: от 30 до 100 рублей в год (в зависимости от сословной принад-лежности имущественного положения) - огромные по тому времени деньги.

Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения"великого посольства" состоялось шуточное освящение Лефортого дворца.Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде:в сорочках свышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых былинадеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья на рукавника-ми. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу зас-тегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей ибархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно неудобен для работы).В тот день царь вновь шокировал многих знатных лю-дей,собственноручно взял ножницы и начав укорачивать рукава.

В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношениивенгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено но-сить русское платье, его изготовление и продажа карались законом,предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было соз-нательное противопоставление нового, современного, удобного - старому,архаичному. Очевидно, долгие голы только насилием можно было поддержи-вать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нару-шителям различными карами, вплоть до каторги.

Подлинным пособием для дворянина стало так называемое "Юностичестное зерцало" (1717г.). Это сочинение неизвестного автора формируетновый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных ком-паний, мотовства, пьянства, грубости придерживающегося европейских ма-нер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка кслужбе , а счастье - следствие прилежной службы. Дворянскую честь сле-дует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции,ибо дворянин должен проливать кровь, только защищая Отечество.

Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникнове-нии новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введеныассамблеи, которые становились обязательными для дворян в городах исочетали в себе отдых и деловое общение.

Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисле-ние: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие нача-лось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах.Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Во-рота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевельными де-ревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Каждый вечер по большимулицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг дру-га. В столице в эти дни устраивались фейерверки.

Для новой культуры были характерны светскость и "государственный"характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Госу-дарство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которыесчитались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусствоПетр I оценивал с позиций пользы. Огромная роль государства, его вме-шательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писате-ля, художника, актера, архитектора превратился в разновидность госу-дарственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государс-твенной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказыватьмощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировалсяи унифицировался в соответствии с интересами самодержавия.

Петровские реформы грандиозны по своим масштабам и последствиям.Эти преобразования способствовали решению остро стоявших перед госу-дарством задач, прежде всего - в сфере внешней политики. Однако они немогли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились врамках существующего строя и, более того, консервировали российскуюфеодально-крепостническую систему.

Литература

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л.,1989.

Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи. // История отечест-ва: люди, идеи, решения. Очерки по истории России 9 - начала 20 вв.М.,1991.

Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.,1989.

Буганов В.И. Екатерина I. Ист. портрет. // Вопросы истории, 1994,N 11.

Вильбуа А.Н. Рассказы о российском дворе.//Вопросы истории, 1992,N 4/5.

Кротов П.А, Рождение Балтийского флота. //Вопросы исто-рии,1991,N11

Павленко Н.И. Петр Великий. М.,1990.

Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. Чтения и рассказыпо истории России.М.,1989.

Экономцев И.Н. Церковная реформа Петра I.// Родина,1991, N 5,12


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.