20
План
1. Введение. _______________________________________________ стр. 3
2. Характеристика эпохи: конец татаро-монгольского ига, образование Московского государства. _________________________________ стр. 6
3. Творчество великого иконописца Феофана Грека. ____________ стр. 10
4. Андрей Рублев. _________________________________________ стр. 12
5. Строительство Московского Кремля в XY в. ________________ стр. 13
6. Заключение. ____________________________________________ стр. 15
7. Список используемой литературы. _________________________ стр. 21
1. Введение
Культурное наследие России складывалось в процессе ста-новления и развития национального самосознания. Постоян-но обогащаясь собственным и привнесенным культурным опы-том, оно вошло неотъемлемой частью в мировую культуру и подарило ей образцы высочайших достижений в области на-учной мысли, художественной культуры и духовного самосо-вершенствования человека.
На формирование российской культуры серьезное влияние оказали следующие факторы: Необходимость освоения огром-ной территории, на которой соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности. Утвержде-ние православия как особой ветви христианства, сосредоточен-ной на духовности, приверженности традициям. Длительная изолированность от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за ее преодоление Преобла-дание идеологии приоритетности государственных интересов над личностными, подчинение интересов личности интересам государства. Основные этапы формирования отечественной культуры от начала становления до приобретения ею завер-шенных национальных форм наглядно иллюстрируют воздей-ствие этих факторов.
Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной стороны, особенностями феодальной формации, свойственными ей способом производства, характером классовых отношений и надстроечных институтов, с другой - конкретно-историческими условиями развития России, своеобразием ее социального и политического строя, а также внешнеполитическими обстоятельствами.
Большое значение имел опыт, накопленный предыдущими поколениями и передаваемый в форме традиций, обычаев, точное и неукоснительное следование которым обеспечивало успех хозяйственной деятельности.
Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Высокий уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в нем, обусловлен, с одной стороны, длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян, с другой, во многом был определен пришедшей на Русь с ее крещением европейской христианской традицией.
Культура Киевской Руси самая молодая в Европе. В IX-X вв., когда в Киеве и в Новгороде формировались первые государственные структуры славянских племен, европейский мир воспринял уже более чем двухтысячелетнюю историю разнообразных государств с их опытом тираний и демократий, союзов государств и империй. Учился у великих древних философов и ученых, писателей и архитекторов, скульпторов и живописцев, и имел уже почти тысячелетний опыт распространения христианства. Русь стремилась войти в этот мир. И сделать это возможно было лишь посредством принятия христианства, так как несущим элементом любой культуры является религия. А религия - это не просто вера и система обрядов, это образ жизни, определенная система идей, представления о мире, человеке и его месте в этом мире.
Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединяла общая духовная основа. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.
В целом цивилизованное развитие Руси киевского периода мало отличается от развития раннефеодальной Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, общность ценностных ориентаций. Однако православный характер русского христианства и его тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили специфические особенности цивилизации Древней Руси. После принятия православия Русь стала христианской, хотя в западный «христианский мир» полностью так и не была принята.
2. Конец татаро-монгольского ига и образование Московского государства
В ХIII в. Киевская Русь распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую землю, между которыми шли бесконечные усобицы. Все это происходило на фоне критической ситуации, в которой оказалась Русь. Ей одновременно угрожала потеря независимости и с Запада - от литовцев, немцев и шведов, и с Востока - со стороны монголо-татарской Золотой Орды. Исключительно ответственные решения пришлось принимать Александру Невскому - великому князю Новгородскому. Он пришел к выводу, что угроза с Запада является для Руси смертельной. Поражение на этом направлении означало бы исчезновение Руси и ассимиляцию русского народа. Поскольку здесь победа в открытом сражении была вполне возможной, князь Александр решил принять идущий с этой стороны вызов. Победа над шведами и немецкими рыцарями подтвердили правильность сделанного выбора и устранили западную угрозу для Руси.
Что касается восточной угрозы, то здесь открытое противостояние было практически невозможно: военное превосходство явно было на стороне Орды. Поэтому Александром Невским были использованы другие политические способы и средства. Русь при этом оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды, которая длилась около двух с половиной веков (1243 - 1480)
Эта зависимость имела катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Частые набеги завоевателей, приводившие к новым опустошениям, систематическое выкачивание материальных средств в виде дани - все это создало крайне неблагоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития экономики и культуры.
Одним из самых тяжелых последствий нашествия и установления ига стало резкое ослабление городов, от развития которых зависел общественный прогресс в феодальную эпоху. Разрушение городов, подрыв их экономики постоянной выкачкой средств для выплаты дани в Орду, замедлили темпы их развития.
Тяжелый урон понесла культура. Истребление и увод в плен массы ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства-основы материальной культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало от монголо-татарского нашествия русское зодчество. На полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей. Когда оно возобновилось в конце XIII в., оказались утраченными основные виды используемой ранее строительной техники, поэтому так недолговечны были здания, возведенные в это время. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание. Пережили упадок живопись, прикладное искусство и другие области культуры.
Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли ее уничтожить совсем. Культура Руси, возрождавшаяся на базе прочных культурных традиций, которые были созданы в домонгольский период, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности развития. Монголо-татары ничем не обогатили ее. Как заметил А.С. Пушкин, «татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Их влияние было весьма незначительным и ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо-татар ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.
Монголо-татарское нашествие привело к углублению феодальной раздробленности. Этому способствовала политика завоевателей: поощрение и разжигание междоусобной борьбы русских князей. Дальнейшее феодальное дробление русских земель обособляло местные культуры и усиливало в них локальные особенности. Однако в любом княжестве были силы, стремив шейся к ликвидации феодальной раздробленности, к государственному единству. Их настроения и активная борьба получили отражение в памятниках культуры, которые тем самым выходили далеко за рамки областных явлений и разрушали культурную обособленность феодальных центров.
Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.
Для культуры этого времени характерна также идея неразрывной связи Руси XIV-XV вв., с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Обращение к славному прошлому своей страны, к традициям и памятникам культуры времен независимости, к своей «античности» возбуждало патриотические чувства, внушало уверенность в успехе борьбы с иноземными поработителями. Эта тенденция отчетливо проявилась в устном народном творчестве, летописании, литературе, в политической мысли, архитектуре.
В пределах рассматриваемого периода можно выделить два этапа историко-культурного процесса. Первый из них (примерно до средины XIV столетия) отмечен заметным упадком в различных сферах культуры, хотя уже с конца XV в., наблюдались признаки начавшегося возрождения. Внешние связи русской культуры в это время почти полностью прерваны. Только Новгород и Псков сохранили общение со странами Запада, оставаясь крупнейшими центрами европейской культуры.
Эти города, не испытавшие нашествия и погрома, сыграли большую роль в сохранении традиций и памятников культуры домонгольского времени и оказали большое влияние на развитие культуры в других русских землях.
Со второй половины XIV в., начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая являлась важной вехой на пути освобождения страны от иноземного ига. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. В 1380 г. Дмитрий Донской - великий князь Московский - одержал победу на Куликовом поле над монголо - татарскими войсками, после чего зависимость Руси от Орды во многом стала номинальной. Дмитрий Донской впервые передал свое княжение Василию I без санкции Золотой Орды.
Куликовская победа вызвала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении существенных местных особенностей в культуре, идея единства Русской земли становится ведущей.
С конца XIV в., устанавливаются прочные связи с болгарской и сербской культурами. Оживленный обмен книжными богатствами происходил через монастыри Афона и Константинополя, в которых жили русские книжники, занимавшиеся переводами и переписыванием рукописей.
После падения Константинополя в 1454 г. Русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства и получает название «Святая», что свидетельствовало о том, что на месте прежней возникла новая Русь - Московская. В 1480 г. произошло знаменитое «стояние на Угре» войск хана Большой Орды Ахмата и великого князя Ивана III - в связи с отказом в 1476 г. платить Орде ежегодную дань. В ноябре войска хана отступили и бежали, что означало конец русской зависимости от Орды. Русь стала суверенным государством и фактически и юридически. С конца XV века Русь называется Россией.
3. Творчество великого иконописца Феофана Грека.
Высокого роста достигла живопись в Москве в конце XIV - начале XVв. Успешно развивается монументальная новгородская живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший в Новгороде, а потом в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV в., уже зрелым живописцем и отдал мастерство новой родине. Лучшей работой Феофана, наиболее полно раскрывающей самобытность и мощь его творчества, является фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице.
К фрескам Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине близки по манере исполнения фрески церкви Федора Стратилата. Одни исследователи считают их произведением Феофана, другие - работой его учеников.
Замечательным памятником новгородской живописи был и комплекс фресок Волотовской церкви, в котором ярко проявились свобода художественного творчества, стремление преодолеть традиционные каноны церковной живописи. Эти фрески отличали предельная динамика в построении композиции, глубокая эмоциональная насыщенность.
По-иному выглядят фрески церкви спаса на Ковалеве, которым свойственны черты аскетизма. Исследователи видят в них влияние художественной южнославянской традиции и считают, что они написаны сербскими художниками.
В XV в., монументальная живопись все более усваивала догматические черты официально-церковной идеологии. Но в Новгороде иконописание еще оставалась связанным с демократическими кругами, о чем свидетельствовали простота трактовки сюжетов, широкое распространение икон популярных в народе святых, воспринявших на себя функции языческих божеств - покровителей хозяйственных различных занятий. Расширялись узкие рамки религиозной тематики.
На рубеже XIV-XV вв. Феофан Грек стал главной фигурой в художественной жизни Москвы. Под его руководством проходили росписи соборов и теремов Кремля. Наиболее достоверными творениями художника в Москве считаются иконы деисусного чина Благовещенского собора начала XV в.: «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча». Иконостас Благовещенского собора - древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов, в становлении которых большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи. Высокий иконостас включает в себя пять основных рядов: местный - с иконами, особо почитаемыми в данной местности, обязательно включающий икону, в честь которой построен храм; деисусный - основной ряд иконостаса, в центре его икона Христа, которую с двух сторон окружают изображения Богородицы, Иоанна Предтечи и предстоящих святых; праздничный - состоит из икон, посвященных двунадесятым праздникам, установленным церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа; пророческий - собирает иконы, посвященные пророчествам, знамениям и пр., в центре него обязательно «Богоматерь Знамение», праотеческий - представляет ветхозаветную церковь, в центре него размещена икона «Троица», вокруг нее изображения праотцев церкви. В шестом, дополнительном, ряду могут изображаться Страсти Христовы и др.
4. Андрей Рублев
Первые семь икон праздничного ряда Благовещенского иконостаса связывают с именем величайшего художника Руси - Андрея Рублева.
Андрей Рублев родился около 1360 года. Он был монахом Троице - Сергиева монастыря, а затем - Спасо - Андроникова.
Сообщение о его участии совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца в росписи Благовещенского собора содержатся в летописях под 1405 г. Вторично его имя упомянуто под 1408 г., когда Андрей Рублев расписывал Успенский собор во Владимире вместе с Даниилом Черным, из стенописи которого лучше всего сохранились сцены страшного суда, а затем они украсили фресками и иконами Троицкий собор Троице - Сергиева монастыря.
Наиболее ранними из известных в настоящее время работ Рублева считаются фрески Успенского собора в Звенигороде. В этих работах проявились характерные черты рублевского стиля, которому свойственна лирическая умиротворенность. Персонажи Рублева мягче, человечнее, чем в живописи Феофана. Иконы Звенигородского чина «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Спас»- воплощение идеалов художника и прекрасная характеристика его живописной манеры. Самое совершенное произведение Рублева - икона «Троица». В Святой Троице как нераздельной осуждалась раздробленность и проповедовалась соборность, а в Троице как неслиянной осуждалось иноземное иго и содержался призыв к освобождению. В ней с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты.
Стиль московского мастера, глубоко национальный по своей сути, отличавшийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил лицо не только московской школы живописи, но и всей русской художественной культуры.
5. Строительство Московского Кремля XV.
Совершенствование городского ремесла, увеличение финансовых средств государства явились материальными предпосылками расширения масштабов каменного строительства как в культовой, так и в гражданской сфере. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Рост производства кирпича и его применения в строительстве открыл новые технические и художественные возможности для зодчих.
Объединение русских земель в едином государстве разрушало замкнутость местных архитектурных школ, способствовало их взаимопроникновению, взаимообогащению и формированию на этой основе общерусского архитектурного стиля, соединявшего простоту конструкции с усилением внешней декоративности.
Москва становилась художественным общерусским центром. Развернувшееся в ней грандиозное строительство притягивало лучших специалистов из других феодальных центров. В Москву были приглашены итальянские мастера - Аристотель Фиораванти, Антон Фрязин, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый и другие, познакомившие русских мастеров с архитектурно - строительной техникой итальянского Возрождения.
Поскольку Москва стала общерусской столицей, полностью был перестроен Московский Кремль, ансамбль которого получил оформление в конце XV - начале XVI в.
Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора, порученного Аристотелю Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. Однако московский Успенский собор (1475 - 1479) не был простым подражанием образцу. Аристотелю Фиораванти удалось создать совершенно новое, оригинальное произведение, в котором традиции русского зодчества были обогащены элементами итальянской архитектуры. Простой и ясный по своим формам, но в то же время грандиозный и торжественный, Успенский собор стал классическим образцом монументального церковного зодчества XVI в.
С русскими архитектурными традициями связан Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами в 1484 - 1489 гг. и являющийся частью великокняжеского дворцового комплекса. В его внешнем облике сочетаются псковские, владимиро - суздальские и раннемосковские черты.
В 1505 - 1508 гг. Алевиз Новый построил Архангельский собор, во внешнем облике которого ярко выразились светские черты, наметившиеся уже архитектуре Успенского собора. Сохранив основную конструкцию (куб, увенчанный пятиглавием), Алевиз Новый в наружном убранстве собора отступил от древнерусских традиций, приметив пышные архитектурные детали итальянского Ренессанса.
Кроме культовых сооружений в Кремле возводились и светские постройки. Строится новый великокняжеский дворец. От этого дворца сохранились Гранитовая палата (Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, 1487 - 1491). Она служила в качестве тронного зала. В котором происходили торжественные дворцовые церемонии и приемы иноземных послов. Палата представляет собой просторное помещение с мощным столбом посредине, на который опирается четыре крестовых свода.
В 1485 г. начиналось возведение кирпичных стен и башен Московского Кремля. При этом зодчие решали не только фортификационные, но и художественные задачи. Стены и башни Кремля вместе с остальными его зданиями составили живописный единый ансамбль. Архитектурным центром его стала построенная в 1505 - 1508 гг. столпообразная церковь - колокольня Ивана Лествичника (Иван Великий). В этом ансамбле получили воплощение идеи величия и силы единого Российского государства.
6. Заключение.
В XIV - XVI вв., сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс. Именно с XVI в., начинается история культуры русского народа, в собственном смысле слова, так как именно в это время сформировались специфические черты русского национального самосознания. Во-первых, соединение характерной для Востока духовности, сосредоточенной на высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к свободе и демократии, характерной для Запада; во-вторых, коллективизм и слабо выраженное личностное сознание; в-третьих, приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием; в-четвертых, приоритет государственных начал, интересов державы, так как держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалось главным национальным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.
Завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли ее уничтожить совсем. Культура Руси, возрождавшаяся на базе прочных культурных традиций, которые были созданы в домонгольский период, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности развития. Монголо - татары ничем не обогатили ее. Татары не походили на мавров они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля. Их влияние было весьма незначительным и ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слоев, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо - татар ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.
В результате политических событий XIII - XIV вв. различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга.
Это привело к сложению на основе древнерусской народности трех братских народностей - русской (великорусской), украинской и белорусской. Основу культур этих народностей составили традиции древнерусской культуры, что предопределило наличие в них общих черт.
Два основных, тесно связанных между собой обстоятельств исторической жизни народа в это время определяли содержание культуры и направление ее развития: борьба с золотоордынским игом и борьба за ликвидацию феодальной раздробленности, создание единого государства.
Идея единства Русской земли борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.
Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая явилась важной вехой на пути освобождения страны от иноземного ига. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. Куликовская победа вызывала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении существенных местных особенностей в культуре идея единства Русской земли становится ведущей.
Борьба против монголо - татарского нашествия и золотоордынского ига стала главной темой устного народного творчества. Многие устные народнопоэтические произведения на эту тему вошли в переработанном виде в письменную литературу. Среди них сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанским богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище, о Куликовской битве.
Наивысшего подъема достиг героический былинный эпос. Древние былины получали новую жизнь. Слагатели былин о татарском нашествии обращались к образцам киевских богатырей, группировавшихся вокруг старого князя Владимира «Красное Солнышко». В них повествуется о том, как татары подступали к Киеву и как киевские богатыри изгоняли захватчиков. Киев в былинах представляет как воплощение русской государственности, как идеальный эпический центр всей Русской земли. В этот период создание цикла былинного эпоса, связанного с Киевом и князем Владимиром, завершалось. В нем в полной мере проявился характерный для всей русской культуры этого времени интерес к героическому прошлому русского народа.
В XIV в оформился новый жанр устного народного творчества - жанр исторической песни. В отличии от былинного эпоса в исторической песне герои и события изображаются гораздо более приближенными к реальности, время действия не условно эпическое, а конкретно - историческое, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными. Это живой, непосредственный отклик на конкретные события. Историческая песня - произведение не о прошлом, а о настоящем, исторической она становится лишь для следующих поколений.
Разновидностью этого жанра являются песни о татарском полоне, и прежде всего песни о девушках - полонянках. В центре их не судьбы государства, а частные человеческие судьбы, через которые раскрывается один из трагических моментов судьбы народной. Образ чистой и стойкой духом девушки, попадающей в плен, воплощает образ страдающей под тяжким игом Русской земли.
Хотя губительные последствия иноземных вторжений отрицательно сказались на сохранности книжных богатств и на уровне грамотности, все же традиции письменности и книжности, заложенные в XI - XII вв., удалось сохранить.
Подъем культуры со второй половины XIV в. сопровождался развитием книжного дела. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, при которых существовали книгописные мастерские и библиотеки, насчитывавшие сотни томов. Наиболее значительными были сохранившиеся до нашего времени книжные собрания Троице - Сергиева, Кирилло - Белозерского и Соловецкого монастырей.
Развитие письменности и книжного дела сопровождалось изменениями в технике письма. В XIV в. на смену дорогому пергамену пришла бумага, которую доставляли из других стран, главным образом из Италии и Франции. Изменилась графика письма; вместо строго «уставного» письма появились так называемые полуустав, а с XV в. и «скоропись», что ускоряло процесс изготовления книги. Все это делало книгу более доступной и способствовало удовлетворению возраставшего спроса.
Русская книга XIV - XV вв. сыграла выдающуюся роль в возрождении к жизни памятников литературы, прошло и распространении современных ей произведений глубокого идейно - политического звучания.
Русская литература XIV - XV вв. унаследовала от древнерусской литературы ее острую публицистичность, выдвигала важнейшие проблемы политической жизни Руси. Особенно тесно было связано с общественно - политической жизнью летописание. Будучи историческими трудами, летописи в то же время являлись и политическими документами, игравшими большую роль в идеологической и политической борьбе.
Центральной темой литературы стала борьба русского народа против иноземных захватчиков. Поэтому одним из распространенных жанров становилась воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица. Воинские повести - это светские произведения, близкие к устному народному творчеству, хотя многие из них подвергались переработке в духе церковной идеологии.
Победа над монголо - татарами на Куликовом поле в 1380 г. вызвала подъем национального самосознания, внушила русскому народу уверенность в своих силах. Под ее воздействием возник цикл произведений, которые объединяет одна главная мысль - о единстве Русской земли как основе победы над врагом.
В XIV - XV вв большое развитие получила житийная литература, ряд произведений которой пронизан актуальными публицистическими идеями. Церковная проповедь в них сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви (причем первенствующее значение отводилось церковной власти) как главном условии усиления Руси. В житийной литературе находили отражение и специфически церковные интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересами великокняжеской власти.
В житийной литературе получил распространение риторическо - панегирический стиль (или экспрессивноэмоциональный стиль). В текст вводили пространные и витиеватые речи - монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально - богословского характера. Большое внимание уделялось описанию чувств героя, его душевного состояния, появлялись психологические мотивировки поступков действующих лиц.
Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV - начале XV в. Здесь в это время окончательно складывается русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем которой был гениальный русский художник Андрей Рублев.
Культурное развитие русских земель в XIV - XV вв. было чрезвычайно важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижения местных культур.
С конца XV в наступает новый этап в развитии русского зодчества. Совершенствование городского ремесла, увеличение финансовых средств государства явились материальные предпосылками расширения масштабов каменного строительства как культовой, так и в гражданской сфере. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Рост производства кирпича и его применения в строительстве открыл новые технические и художественные возможности для зодчих.
Объединение русских земель в едином государстве разрушало замкнутость местных архитектурных школ, способствовало их взаимопроникновению, взаимообогащению и формированию на этой основе общерусского архитектурного стиля, соединявшего простоту конструкции с усилением внешней декоративности.
В XV в. выявилось стремление русских зодчих придать зданию динамичную устремленность ввысь (например, собор Спасо - Андроникова монастыря). Это нашло выражение также и в строительстве столпообразных церквей. Дальнейшее развитие этой тенденции, поиски новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля в русской архитектуре. В шатровых постройках русского зодчества. Внедрение этой чисто русской формы в церковное строительство стало важной победой народного начала в зодчестве, одним из источников которого было русское народное деревянное зодчество: шатровые храмы возводились «на деревянное дело», т. е. по образцу деревянных шатровых построек. Появление этого стиля - наивысшее достижение русской архитектуры.
8. Список используемой литературы.
1. М. В. Буланова - Топоркова , Т. А. Алешина, Т. Е. Ксантиниди, Н. А. Михайлова, В. Е. Столяренко - « Культурология для технических вузов. » 2001 г.
2. М. Р. Зезина, Л. В. Кошман, В. С. Шульгин - « История Русской Культуры » 1990 г.
3. Д. А. Силичев - « Культурология » 2000 г.
4. М. А. Ильин - « Каменная летопись Московской Руси: Светские основы каменного зодчества XV - XVII вв. » 1966 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |