Дмитрий ПАНКОВ
«Тридцатьчетверка»прошла всю Великую Отечественную войну. Ни один танк не мог сравниться с этойбоевой машиной. Он превосходил средние танки иностранных армий по основнымхарактеристикам. В «тридцатьчетверке» сочетались огневая мощь, защищенность, подвижность.
«ТанкТ-34 произвел сенсацию, — писал немецкий генерал Э. Шнайдер. — Этот русскийтанк был вооружен семидесятишести миллиметровой пушкой, снаряды которойпробивали броню немецких танков с полутора-двух тысяч метров, тогда какнемецкие танки могли поражать русские с расстояния не более пятисот метров, даи то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую и кормовую частитанка».
ИсторияТ-34 уходит в тридцатые годы, когда развитие советского танкостроения заложилооснову для создания танка нового поколения.
Ужек 1939 году Советский Союз имел бронетанковые войска, которые по численноститанков превосходили все армии мира. Самые массовые легкие танки Красной АрмииТ-26 и БТ по своим тактико-техническим данным соответствовали требованиямсередины 30-х годов и вполне удовлетворяли наших танкистов. Однако бронированиемашин находилось на уровне первой мировой войны.
Ускориласоздание Т-34 гражданская война в Испании. Советское правительство направило вИспанию для помощи республиканцам танки и танкистов-добровольцев. В Испаниинаши машины понесли большие потери. Выводы были сделаны правильные: танкамтребовалась противоснарядная броня. Опыт боев на Халхин-Голе и озере Хасанподтвердил их объективность.
Всоздании среднего танка Т-34 вложили свой труд, знания и опыт многие сотниинженеров, техников, рабочих, но первым из них стал главный конструктор — МихаилИльич Кошкин. Он принимал участие в разработке среднего танка с противопульнымбронированием Т-29-5, первого отечественного танка с противоснаряднымбронированием Т-46-5. В то время его броня не пробивалась снарядами 37-ммпротивотанковых пушек со всех дистанций, а снарядами 76мм пушек — с дистанций1200-1300 метров. Танк Т-46-5 имел высокий уровень броневой защиты, но егоогневая мощь и подвижность были ограничены. Практически, он предназначалсятолько для поддержки пехоты.
В1936 году из конструкторского бюро в Ленинграде Михаила Ильича Кошкинанаправили главным конструктором танкового КБ-190 Харьковскогопаровозостроительного завода имени Коминтерна, получившего через годобозначение «завод № 183». Первой работой Кошкина в Харькове стала модернизациялегкого колесно-гусеничного танка БТ-7, на котором впервые смонтировалидизельный двигатель.
Воктябре 1937 года завод получил задание на разработку колесно-гусеничного танкаБТ-20. Он предназначался для вооружения механизированных соединений имеханизированных полков конницы.
В1938 году на базе этого танка начались работы по созданию танка А-32. Впервые вотечественном танкостроении были применены броневые листы, расположенные подбольшими углами наклона, что повышало защитные свойства боевой машины.Впоследствии такой принцип построения бронезащиты стал классическим и широкоприменялся в танках всех стран.
23сентября 1939 года состоялся показ техники руководству Красной Армии. А-32преодолел
ров,эскарп, контрэскарп, колейный мост, поднялся по косогору и в заключение сбилносовой частью бронекорпуса большую сосну.
Приподведении итогов смотра, Михаил Ильич сказал: «Я рассматриваю А-32, какпрототип нового более мощного танка. Дайте нам время и армия получит самуюсовершенную машину».
Повозвращении в Харьков, М.И. Кошкин и ведущий инженер А.А. Морозов продолжилиработу над модернизацией танка. В предельно сжатые сроки конструкторским бюробыла проведена доработка А-32. Новая броня увеличила массу танка на 7 тонн, еетолщина возросла до 40-45-мм. 19 декабря 1939 года танк А-32, ставший А-34, азатем — Т-34 был принят на вооружение Красной Армии. Новый танк весил 26, 3тонны. Экипаж состоял из четырех человек.
Вкачестве основного вооружения на танке установили 76, 2-мм пушку. В качествевспомогательного оружия использовались два 7, 62мм пулемета.
Изготовленныеопытные образцы танков решили показать руководителям страны. Дирекция заводарешила, что они пойдут в Москву своим ходом.
Утром5 марта 1940 года Михаил Ильич Кошкин вывел за ворота
предприятиясвою маленькую колонну. Танки вели заводские испытатели Н. Носик и В. Дюканов.В состав экипажей вошли механики-водители и инженеры.
Стоялисильные морозы, мешали снежные заносы. «Скажу прямо: тяжелый был марш, — вспоминалзаводской испытатель Н. Носик. — Шоссе занесено снегом метра на полтора.Двигались по снежной целине, ориентируясь по телефонным столбам. Остановок наночлег не делали. Из-за трудного пути на обоих танках отказали главные
фрикционы.Пользовались только ортовыми… Но в целом машины показали себя надежными».
Изсоображений секретности маршрут пробега проложили в обход крупных населенныхпунктов и основных дорог. Мостами через реки пользовались только в случаеневозможности перейти реку по льду и в ночное время. График пробега учитывал нетолько время движения и отдыха, но также и расписание поездов на пересекаемыхжелезнодорожных линиях. Средняя скорость танков не превышала 30 километров. Весь неблизкий путь Михаил Ильич Кошкин пересаживался из одного танка в другой.Занимал место то командира, то заряжающего, наблюдал за работой узлов имеханизмов, делал записи в блокноте.
ВСерпухове колонну встретил заместитель народного комиссара среднего машиностроенияАлексей Адамович Горегляд, занимавшийся производством нового поколения танков идизелей к ним.
Вместес ним харьковчане направились на машиностроительный завод № 37, находившийсятогда в Черкизове. Танки привели в порядок, но стало плохо Кошкину. Во времяпробега он сильно простудился. К тому же сказалось переутомление отдолголетнего напряженного труда.
17марта танки поставили на Ивановской площади Кремля. К машинам подошли: Сталин, Молотов,Калинин, Берия, Ворошилов. После доклада и осмотра Михаил Ильич Кошкин подалкоманду и танки по кремлевской брусчатке разъехались: один — к Спасским, другой- к Троицким воротам. Не доезжая до ворот, они круто развернулись и двинулисьнавстречу друг другу. Проделав несколько кругов с повторами в разные стороны, танкипо команде остановились.
Новыемашины, показав и скорость, и маневренность, понравились Сталину.
— Это будет ласточкой наших бронетанковых сил, — сказал Сталин. — Так и передайтевсему вашему коллективу танкостроителей. Желаю дальнейших успехов.
Онпожал руку Кошкину.
— Да, да, — повторил Сталин, — ласточкой. — У машины серьезное будущее.
Послекремлевского смотра Т-34 направились на танковый полигон в Кубинку. Здесь ихподвергли новым тщательным испытаниям.
ДомойМихаил Ильич вернулся в хорошем настроении, но совершенно больным. Врачипризнали у него абсцесс легких. Все попытки уложить конструктора в постельзакончились у медиков неудачей.
— Вот закончу работу, тогда делайте со мной что хотите, — ворчал он, стирая солба капли пота.
Всепомыслы Кошкина были заняты мыслями довести Т-34 до серийного производства.
31марта 1940 года танк Т-34 (А-34) поставили в серийное производство на заводе №183.
Вапреле и мае опытные образцы танков продолжили изнурительный марафонпротяженностью в 2000 километров по маршруту Минск-Киев-Харьков.
Виюне Т-34 направили на Карельский перешеек, где на бывших финскихпротивотанковых препятствиях Т-34 еще раз продемонстрировал свои боевыекачества.
В1940 году производство танков было увеличено с 220 до 600.
ОднаждыМихаила Ильича вызвали в Кубинку. Заместитель наркома обороны, маршал Кулик былне в настроении.
— Посмотрите, посмотрите, Кошкин, что нам немцы поднесли.
ВКубинку поступили два немецких средних танка Т.III, закупленные в Германиипосле подписания пакта о ненападении. Результаты сравнительных испытанийнемецкого танка и Т-34 оказались неутешительными для советской боевоймашины.Т-34 превосходил Т.III по вооружению и броневой защите, уступая ей подругим характеристикам. Немецкий танк имел трехместную башню, в которой былисозданы все
условиядля нормальной боевой работы членов экипажа. Командир имел специальнуюкомандирскую башенку, обеспечивавшую ему круговой обзор; средства внутреннейсвязи были выведены всем членам экипажа. В башне же Т-34 с трудом размещалисьдва танкиста, причем один из них, являясь командиром танка, а в ряде случаев икомандиром подразделения, одновременно с этим выполнял еще и функциистрелка-наводчика. Внутренняя связь имелась только у двух членов экипажа изчетырех — командира танка и механика-водителя.
Немецкийтанк Т.III оказался более плавным по ходу и выигрышным по скорости. Онасоставляла 69, 7 км/ч, Т-34 — 48, 2 км/ч.
Кубинкадля танка Кошкина могла стать роковой. Материалы по машине поступили кзаместителю Совнаркома СССР маршалу К.Е. Ворошилову.
— Машины продолжать делать, — сказал он. — Гарантийный пробег сделайте в тысячукилометров. Заводу № 183 начать разрабатывать новый танк.
Послезаключения Климента Ефремовича Ворошилова на столах заводских конструкторовпоявились чертежи танка Т-34М. Машина имела не только прочностные изменения, нои пятискоростную коробку передач.
Кэтому времени здоровье Михаила Ильича ухудшилось. Ему удалили пораженное легкоеи отправили в санаторий. Однако болезнь делала свое коварное дело. 26 сентября1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался, так и не увидев серийного производстватанков Т-34.
Вмарте 1942 года Михаилу Ильичу посмертно и его ближайшим помощникам А. Морозовуи Н. Кучеренко за разработку конструкции нового среднего танка была присужденаСталинская премия I степени.
Главнымконструктором танкового КБ Харьковского завода имени Коминтерна назначилиАлександра Александровича Морозова. Настоятельные требования военных обувеличении огневой мощи танка привели к созданию танка Т-34-85, способногосражаться с новыми немецкими тяжелыми танками. 22 января 1945 года Морозову заразработку и непрерывное совершенствование танка Т-34 постановлением СоветаНародных Комиссаров СССР было присвоено воинское звание генерал-майораинженерно-танковой службы.
Вконце войны в КБ Александра Александровича создается средний танк Т-44, а послеВеликой Отечественной войны — Т-54.
13ноября 1951 года А.А. Морозов переводится в Харьков, на свой родной завод, включаетсяв работу по созданию нового, еще более совершенного танка. И уже в октябре 1963года испытывается танк Т-64, опередивший танкостроение всего мира и ставшийбоевой машиной, на основе которой созданы Т-72, Т-80, Т-84.
АлександрАлександрович раскрывается не только как конструктор, но и как ученый. Онпровел глубокий анализ направлений в проектировании танков и, основываясь набогатом практическом опыте, им пишется редкая научная работа. Высшаяаттестационная комиссия присваивает Морозову ученую степень доктора техническихнаук, хотя он и не имел высшего образования.
А.А.Морозов — дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, триждылауреат Государственной премии. Он награжден тремя орденами Ленина, орденомОктябрьской Революции, орденом Суворова II степени, орденом Кутузова I степени,тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.Его бюст установлен перед Домом культуры в городе Брянске.
МихаилИльич Кошкин и Александр Александрович Морозов. Их имена навечно вписаны висторию отечественного танкостроения. Лучший танк второй мировой войны увереннопрошел по фронтовым дорогам тысячи километров, уничтожая живую силу и техникуврага. Т-34 не было равных, как не было равных и его создателям. Великое оружиеи Великая Победа — неразделимы.
Список литературы
Подольскийрабочий № 3 (18962) 19 января 2011
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта invhistory.blogspot.com/