1. Введение………………………………………………………………….2
2.РеформыПетра……………………………………………………………3
2.1.Сословные реформы……………………………………………………4
2.2.Административныереформы………………………………………….11
2.3.Военная реформа………………………………………………………16
2.4 реформа народного хозяйства………………………………………...18
2.5 Денежная реформа……………………………………………………..20
2.6.Церковные реформы…………………………………………………...23
2.7 Реформы вобласти культуры и просвещения……………………….29
3.Заключение……………………………………………………………….30
1.Введение
В истории русскогогосударства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место.В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII — первую четверть XVIIIстолетия, свершились преобразования,носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромноевлияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Онибыли подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительнымисдвигами, прошедшими во второй половине XVIIвека.
Именно в XVIIстолетии начался новый периодрусской истории — это было переходное время, характеризуемое, прежде всегопостепенным формированием нового общественного познания, время, тогда сталоочевидным экономическое и культурное отставание русского государства отпередовых стран Западной Европы и возникла острая необходимость преобразований.Петр Iи многие передовые русские люди, его сподвижники, правильно поняли иоценили сложившиеся условия, осознали назревшие задачи своего времени.
В результате энергичной ицелеустремленной деятельности Петра Iи его ближайших помощников былопостроено много промышленных предприятий, возникли новые отрасли производства(отметим особенно рост металлургической промышленности), расширилась внутренняяи внешняя торговля. Развитию производственных сил для России был мощный толчок,и тем самым создавались условия, способствовавшие утверждению элементовкапиталистических производственных отношений.
Преобразования всоциально-экономической и идейно-политической жизни выступают одной изважнейших характеристик переживаемого ныне периода-периода реформ, ведущих крынку, и правовым, конституционным формам общественной жизни и государства. Внынешней России, провозгласившей задачу возрождения, ориентированной надемократические и гуманистические ценности мирового общества, особенно актуальнообращение к петровскому наследию. Рассмотрим эволюцию Российскойгосударственности в петровских реформах.
2.Реформы Петра I
Внутренняя деятельностьПетра с 1700 года выразилась в ряде общественных реформ, значительноизменивших древнерусский общественный быт, но не изменивших главнейшихоснований государственного строя, созданного до Петра.Хотя в целом русские историки положительно оценивают деятельность Петра егореформы «вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического икультурного развития». Петр реформировал общественное устройство иуправление не по строгому, заранее составленному плану преобразований, аотрывочными постановлениями, отдельными мерами, между походами и военнымизаботами. Лишь в последние годы царствования, когда война уже не требовалачрезмерных усилий и средств, Петр пристальнее взглянул на внутреннее устройствои стремился привести в систему ряд разновременных отдельных мероприятий.
Таким образом, Петр вел свои реформыбез заранее составленного плана и сообразуясь с военными потребностями всвоей деятельности. Идея общего народного блага обусловливала всю деятельностьпреобразователя. Войну со Швецией он предпринял с глубоким пониманием национальныхинтересов и в победах искал не личной славы, а лучших условий для культурного иэкономического преуспевания Руси, — и внутреннюю деятельность свою Петр направлял к достижению народного блага. Но когда шведскаявойна стала главным делом Петра и потребовала огромныхусилий, тогда и внутренняя деятельность его сама собойстала в зависимостью военных потребностей. Война требовала войск: Петр искал средств для лучшей организации военных сил, и это повело к реформе военной и к реформе дворянских служб.
Война требовала средств: Петр искал путей, которыми бы можно было поднять платежные силы (иначе говоря, экономическоесостояние) государства, и это повело к податной реформе, к поощрениюпромышленности и торговли, в которых Петр всегда видел могущественный источникнародного благосостояния. Так, под влиянием военных нужд Петр совершил ряднововведений; одни нововведения вызвали необходимость других, и уже тогда,когда война стала менее тяжела, Петр мог все совершенное им внутри государствапривести, в одну систему, закончить новое административное устройство и датьсвоему делу стройный вид. Таков был ход внутренней деятельности Петра.
2.1.Сословные реформы (Табель о рангах)
Проведенные Петром Великим мерыотносительно сословий многим кажутся полной реформой всего общественного строя;на самом же деле Петр не изменил основного положения сословий в государстве ине снял с них прежних сословных повинностей. Он дал только новую организациюгосударственным повинностям разных сословий, почему несколько изменилась иорганизация самих сословий, получив большую определенность.
Дворянство в XVII в. являлось высшимобщественным классом; оно было повинно государству личной, преимущественновоенной службой и в воздаяние за нее пользовалось правомличного землевладения (вотчинного и поместного); с вымиранием старогобоярства дворянство получало все большее и большее административное значение;из него выходила почти вся московская администрация. Таким образом, военнаяповинность дворянства уже до Петра нуждалась в переустройстве. В качествеадминистраторов допетровские дворяне не обладали никакой специальнойподготовкой и не оставались постоянно в гражданских должностях, потому что несуществовало тогда и разделения должностей военных и гражданских. Дворянскоеземлевладение, напротив, чем далее, тем болееразвивалось. Дворяне в конце XVII в. (1676г.) достиглиправа наследовать поместья по закону, как прежденаследовали их по обычаю; с другой стороны, власть помещиков над крестьянамиросла более и более, — дворяне совершенно сравняли своих крестьян с холопами,посаженными на пашню («задворные люди»).
Петр задался мыслью датьлучшую организацию службе дворян и достиг этого таким образом: он сострашной строгостью привлекал дворян к отбыванию государственной службы и требовалбессрочной службы, пока хватало сил. Дворяне должны были служить в армии и флоте;не более одной трети от каждой «фамилии» допускалось к гражданской службе,которая при Петре обособилась от военной. Подраставших дворян требовали насмотры, которые производил часто сам государь в Москве или Петербурге. Насмотрах или определяли в тот или другой род службы, или посылали учиться врусские и заграничные школы. Первоначальное образование сделано былообязательным для всех молодых дворян (по указам 1714 и 1723 гг.).Они должны были до 15 лет обучиться грамоте, цифири и геометрии в нарочнодля того устроенных школах при монастырях и архиерейских домах. Уклонявшийсяот обязательного обучения терял право жениться. Поступая на службу, дворянинделался солдатом гвардии или даже армии. Он служил вместе с людьми из низшихклассов общества, которые поступали по рекрутским наборам. От его личныхспособностей и усердия зависело выбиться в офицеры; личная заслуга выдвигала вофицеры и простого крестьянина-солдата. Ни один дворянин не мог стать офицером,если не был солдатом; но всякий офицер, кто бы он ни был по происхождению,становился дворянином. Так вполне сознательно Петр поставил основанием службыличную выслугу вместо старого основания — родовитости. Но это не было новостью,личная выслуга признавалась уже и в XVII в.; Петр дал ейтолько окончательный перевес, и это пополнило ряды дворянства новымидворянскими родами. Вся масса служилых дворян была поставлена в прямоеподчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат ведал дворянствочерез особого чиновника «герольдмейстера». Прежние дворянские «чины» былиуничтожены (прежде они были сословными группами: дворяне московские, городовые,дети боярские); вместо них появилась лестница служебных чинов (собственно,должностей), определенная известной «Табелью о рангах» 1722 г. Преждепринадлежность к известному чину обусловливалась происхождением человека, приПетре стала обусловливаться личными заслугами. Вне служебных должностей вседворяне слились в одну сплошную массу и получили общее название шляхетства(1712г.).
Таким образом, служба дворян сталаправильнее и тяжелее; поступая в полки, они отрывались от местности, былирегулярным войском, служили без перерывов, с редкими отпусками домой, и немогли укрываться легко от службы. Изменилась, словом, организация государственнойповинности дворян, но существо повинности (военной и административной)осталось прежним.
Зато прочнее стало вознаграждение за службу. Малотого, законодательство Петра превратило и старые поместья в вотчины, расширивправо распоряжения ими. При Петре закон уже не знает различиямежду поместным и вотчинным владением: оно различается только попроисхождению. Кто может доказать право собственности наземлю, тот вотчинник; кто помнит, что его наследственная земля принадлежитгосударству и отдана его предкам во владение, тот помещик. Но, превративзаконом поместья в вотчины, Петр на вотчины смотрел как на поместья, считая их владениями, существующими в интересах государства. Преждедля государственной пользы не дозволялось дробить поместья при передаче их впотомство. Теперь Петр в тех же видах распространил это правило и на вотчины.Указом 1714 г. (марта 23-го) он запретил дворянамдробить земельные владения при завещании сыновьям. «Кто имеет несколькосыновей, может отдать недвижимое одному из них, кому хочет», — говорил указ.Лишь тогда, когда не было завещания, наследовал старший сын. Этот закон,соблюдавшийся дворянством относительно поместий, вызвал сильное противодействие,когда был перенесен на вотчины. Начались злоупотребления, обход закона,«ненависти и ссоры» в дворянских семьях, — и в 1731 г. императрица Аннаотменила закон Петра и вместе уничтожила всякое различие вотчин и поместий. Ноэтим последним распоряжением она докончила лишь то, что признал Петр, затрудности службы давший дворянству больше прав напоместья.
Но помимо расширенияземлевладельческих прав, сделавших более прочным обладание поместьями,дворянство при Петре крепче завладело и крестьянами.
Мы уже видели, что созданное в XVIIв. прикрепление крестьян к земле на практике в конце века перешло в личнуюзависимость крестьян от землевладельцев. Крестьяне, как холопы,продавались без земли.
Смешение крестьян и холопов произошлоне на основании прямого об этом закона, а как следствие податной реформыПетра. До Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора.Петр вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. С 1718 по 1722 г.производилась перепись податного населения и ее поверка — «ревизия»; сперваписали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать инепахотных зависимых людей; наконец, стали записывать гулящих» (не приписанныхк сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, апереписанные люди носили название «ревизских душ». Всякая ревизская душаоблагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступленииподати возлагалась на землевладельца. Таким образом землевладелец получал совершенноравную власть и над крестьянином, и над холопом. Здесь и заключалось основаниепоследовавшего за этим фактического уравнения крестьян с холопами. Но по законукрестьянин рабом не становился; владельческие крестьяне сохраняли гражданскиеправа: за ними закон признавал гражданскую правоспособность и дееспособность,они могли даже вступать с казной в подряды и договоры. В глазах законодателя ихолопы уравнивались с крестьянами. Но на практике податная ответственностьземлевладельца за крестьян и право суда над крестьянами, оба эти явления,существовавшие помимо закона, по обычаю, давали помещикам такую власть надкрестьянином, что в их глазах крестьянин становился равным холопу. Уже приПетре началась продажа крестьян без земли не только семьями, но и в розницу, иПетр напрасно прилагал старания прекратить этот обычай.
Таким образом, при Петре,как и ранее, закон понимал крестьян как граждан и в то же время холоповстремился привести в одно положение с крестьянами под общим термином«подданных!» шляхетства. Но шляхетство, получая от правительства власть над«подданными», смотрело на крестьян, как на холопов, и на практике обращалось совсеми своими «подданными», как с холопами. Стало быть, новых начал в положениекрестьян владельческих при Петре внесено не было. Новостью являлась при Петрелишь система подушной подати, заменявшая древнее прикрепление к земле началомличной (податной) зависимости крестьянина от землевладельца.
Не одни владельческие крестьянесоставляли крестьянское сословие. Кроме них в качестве податного класса гражданпри Петре существовали:
1) крестьянечерные или черносошные, жившие на государственных черных землях и оставшиесяпри Петре в том же свободном состоянии, в каком были ранее;
2) крестьянемонастырские, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенноеуправление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили названиеэкономических, потому что были переданы в коллегию экономии);
3) крестьяне дворцовые,обязанные различными повинностями ведомству двора государева;
4) крестьяне, приписанныек фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указомПетра в1721г.; владельцам фабрик (и дворянам, и недворянам) разрешалосьпокупать деревни и людей к фабрикам;
5) однодворцы — класс измельчавших служилых землевладельцев,когда-то поселенных по южным, преимущественно, границам Московскогогосударства для их защиты. При Петре они были записаны в ревизские «сказки»,платили подушные подати, но сохраняли право личного землевладения и владениякрестьянами.
Городское сословие, состоявшее в XVIIв. из торговых людей (купечества) и посадских (городских податных обывателей),было замкнуто лишь в половине XVII в. и было ничтожносвоей численностью и промышленной деятельностью. Петр жев городском торгово-промышленном классе видел главный фактор народногобогатства. В глазах Петра к такому поднятию должна была вести и правильнаяорганизация городского сословия, которая позволила бы городам преуспевать вторговле и промышленности.
Руководясь западноевропейскимиформами городского устройства, Петр в начале 1720г. учредил в ПетербургеГлавный Магистрат, которому поручил ведать городское сословие повсеместно, идал Магистрату в следующем году регламент, в котором изложены были основаниягородского устройства. Города разделялись по числу жителей на 5 классов;граждане каждого города — на два основных класса: граждан регулярныхи нерегулярных.
Регулярные граждане делились на двегильдии: к первой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые.Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные вцехи.
Нерегулярными гражданами были«подлые», т. е. низкого происхождения люди(чернорабочие, наймиты, поденщики).
Лица иных сословий (духовные,дворяне, крестьяне), живущие постоянно в городе, в число граждан не входили,только «числились в гражданстве!» и не участвовали в городском самоуправлении.
Городом управляла выборная коллегия — магистрат. Ее избирали из своей среды только регулярные, граждане. Подлые же людиизбирали своих старост, представлявших их интересы в магистрате. Магистрат,подчиненный Главному Магистрату, ведал хозяйство города, смотрел за порядком.Главной его целью было развитие торговли и промыслов; вего руках находилась большая власть. Под ведениеммагистрата было цеховое управление: во главе каждого ремесленного цеха стоялстаршина (альдерман), выбранный из мастеров; на егоруках было управление цеховыми делами. Название мастера-ремесленниканужно было сдавать экзамен; без экзамена нельзя было открыть никакогопроизводства.
Дав городскому сословию стройнуюорганизацию, Петр не только оставил ему все старые льготы, какими пользовалисьгорожане до него, подал и новые. Регулярные граждане хотя и сохранили характертяглого сословия, но были избавлены от обязательнойрекрутской повинности; в 1722 г. Петр снял с горожан и личную службу по казеннымнадобностям; наконец, горожане получили право владеть крепостными людьми иземлей наравне с дворянством, если были фабрикантами или заводчиками. Такимобразом, Петр создал городскому сословию довольно привилегированное положение.Он внес в городской быт совершенно новую организацию. Но новы были и здесьтолько формы; благосклонное же отношение правительства к горожанам заметно ив XVII в., особенно во второй его половине.
Итак, обзор сословных реформпоказывает нам, что Петр многое изменил в сословной жизни и отношениях.Шляхетство стало правильнее служить и получило лучшее обеспечение за своюслужбу; крестьянство слилось с холопством в одну податную категорию и, нетеряя гражданской личности, стало под личную власть помещика; горожане получилиорганизацию, право самоуправления и некоторые привилегии. Внешние формыобщественных отношений очень изменились; но в существе общественный строй осталсястарым; государство сохранило свой земледельческий и военный характер,дворянство — свое высокое административное и экономическое положение,крестьяне по-прежнему относились к государству через землевладельца, агородскому сословию по-прежнему принадлежала далеко не главная роль в развитиинародного хозяйства.
2.2.Административные реформы
Административные реформы Петраразвивались так же, как и сословные меры, без строгой системы, путем частныхнововведений в центральном и местном управлении. Внимание Петра было занятопреимущественно переустройством областных учреждений, а затем перешло наорганизацию центрального управления. В 1702г. произошлоуничтожение старых губных старост и замена их воеводами, управлявшими совместнос присутствием из выборных (от уезда) дворян;в 1708 г. последовало разделение России на губернии(губернии делились на уезды), во главе которых были поставлены губернаторы. Приних в качестве советников и помощников были учреждены с 1713 г. ландраты (выборные от дворян); кроме ландратовдворяне в каждом уезде для управления уездом избирали земского комиссара. В 1719 г. ландраты были уничтожены, ноземские комиссары остались; государство было поделено вновь на 12 губерний,губернии — на провинции, а провинции — на уезды. Таким образом, если мывспомним знакомые нам бурмистерские палаты 1699 г. чгородские магистраты 1720 г., то скажем, что Петр во все время своейдеятельности трудился над переустройством местного управления. Крупные жереформы в центральном управлении начались лишь с 1711 г.В этом году был учрежден Сенат. В 1718 г. устроены коллегии; в 1721 г.окончательно установлена должность генерал-прокурора. Так, заботы о местнойадминистрации шли впереди забот центральной администрации.
В систематическом изложении созданнаяПетром администрация представится в таком виде.
Во главе всего управленияс 1711 г. стоит Сенат. Около 1700 г. старая Боярская думаисчезает как постоянное учреждение и заменяется ближней канцелярией государя,в которой, как в старину, происходит иногда совещание бояр. Во время своихбеспрестанных поездок ведение государственных дел в Москве Петр поручал неучреждению, а нескольким доверенным лицам из старых думных чинов (Петр никомуне давал этих чинов, но и не отнимал их у имевших) и лицам новых чинов изваний. Но в 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петрвверяет государство не лицам, а вновь основанному учреждению. Это учреждение — Сенат. Его существование, как объявлял сам Петр, вызвано именно «отлучками»государя, и Петр повелевал всем слушаться Сената, как егосамого. Таким образом, миссия Сената первоначально была временной. Он заменялсобой:
1) старые думские комиссии,назначаемые для того, чтобы в отсутствие государя «Москву ведать»;
2) постоянную «Расправнуюпалату», бывшую как бы судебным департаментом Боярской думы.
Но с возвращением Петра кделам Сенат не был упразднен, а стал постоянным учреждением. С 1711 до 1718 г.Сенат был собранием лиц, назначенных специально для присутствованияв нем; с 1718 по 1722 г. Сенат делается собраниемпрезидентов коллегий, с 1722 г. Сенат получает смешанный состав, в него входятнекоторые президенты коллегий (военной, морской, иностранной) и в тоже время внем есть сенаторы, чуждые коллегиям.
Ведомство Сената состоялов контроле над администрацией, в разрешении дел, выходящих из компетенцииколлегий, и в общем направлении административного механизма. Сенат был, такимобразом, высшим административным органом в государстве. Ему была присвоена исудебная функция: Сенат стал высшей судебной инстанцией. Относительно того,присуща ли была Сенату законодательная деятельность, существуют разные оттенкивзглядов. Законодательная функция никогда Сенату не принадлежала.
Под ведением Сената стоял рядцентральных учреждений, известных под названием коллегий; они были учрежденыв 1718 г. и окончательно сформированы в 1720 г. Коллегиизаменили собой старые приказы. Редкие приказыпревращались в канцелярию и конторы разных наименований и сохраняли прежнююорганизацию. Приблизительно с 1711 г. Петр задумал устроить центральноеуправление по западноевропейским образцам. Вполне сознательно он желал перенестина Русь шведское коллегиальное устройство За границу были посланы люди дляизучения бюрократических форм и канцелярской практики; из-за границы выписывалиопытных канцеляристов, чтобы организовать с их помощью новые учреждения. Ноэтим иностранцам Петр не давал в коллегиях начальнического положения, и они неподнимались выше вице-президентов; президентами же коллегий назначались русскиелюди.
С 1719 г. коллегии начали своюдеятельность, и каждая сама для себя составляла устав, определявший ееведомство и делопроизводство (эти уставы получилиназвание регламентов). Всех коллегий учреждено былодвенадцать:
1) Коллегия иностранных дел,
2) Коллегия военная,
3) Коллегияадмиралтейская (морская),
4) Штатс-коллегия (ведомстворасходов),
5) Камер-коллегия(ведомство доходов),
6) Юстиц-коллегия(судебная),
7) Ревизион-коллегия (финансовыйконтроль),
8) Коммерц-коллегия(торговая),
9) Мануфактур-коллегия(промышленность),
10) Берг-коллегия(горное дело),
11) Вотчинная коллегия(промышленность),
12) Главный Магистрат(городское управление).
Последние три коллегииобразованы были позже остальных. Вновь основанные учреждения не заменили, однако,всех старых приказов. Приказы продолжали существовать или под именемканцелярий, или под прежним именем приказов (Медицинская канцелярия. Сибирскийприказ).
Коллегии были подчинены Сенату,который посылал им свои указы; в свою очередь, местные органы управлениябыли ниже коллегий и повиновались им. Но, с одной стороны, не все коллегииодинаково подчинялись Сенату (военная и морская были самостоятельнее прочих); сдругой стороны, не все коллегии имели отношение к областным органам управления. Над провинциальными властями,в качестве прямой высшей инстанции, стояли только Камер-и Юстиц- коллегии и Главный Магистрат. Таким образом, ицентральные, и местные органы управления не представляли строгой и стройнойиерархии.
Каждая коллегия состояла, как и приказ XVII в., из присутствияи канцелярии. Присутствие состояло из президента, вице-президента, советников, асессоров и 2 секретарей, которые былиначальниками канцелярии. Всего не более 13 человек, и дела решались большинством голосов.
Различия между коллегиямии старыми приказами лишь в том, что система коллегий значительноупростила прежнюю путаницу ведомств, но не уничтожила того смешения личногоначала с коллегиальным, которое лежало в основании прежнего центральногоуправления. Как в приказах при их коллегиальной формеличное начало выражалось деятельностью властного председателя, так и вколлегиях влиятельные президенты и приставленные к коллегиям для общегоконтроля прокуроры нарушали коллегиальный строй своим личным влиянием и наделе заменяли иногда коллегиальную деятельностьединоличной.
Областное управлениетеперь приняло к 1719 г. следующие окончательные формы. Вся Россия былаподелена на губернии, губернии — на провинции, провинции — на уезды. Во главегубернии стоит губернатор; во главе провинции, по общему правилу, — воеводаили вице-губернатор; в уездах финансовое и полицейское управление возложено наземских комиссаров, которые отчасти назначались Камер-коллегией, отчасти жеизбирались дворянами-землевладельцами в уездах. При Петре Великом были попыткиотделить суд от администрации, но эти попытки не увенчались успехом, и с 1722г. администрация снова участвует в деле суда. В каждой губернии был надворныйсуд под председательством губернатора; в каждой провинции действовал провинциальныйсуд под председательством воеводы.
Все эти местные учреждения касалисьлишь дворян и через их посредство — подчиненных имкрестьян; стало быть, земское представительство, введенное в областнуюадминистрацию в виде ландратов и комиссаров, не было общеземским, а было сословным; в уезде оно было дворянским,в городах — гильдейским и цеховым, как мы это видели в обзоре городскогоустройства. Такой же характер единоличного управления с участием сословногопредставительства носила администрация и до Петра.
Вся масса вновь созданныхпри Петре учреждений не стояла в такой строгой системе, как учреждения древнейРуси. Прежде, в XVII в., все вуезде было в зависимости от воеводы, воевода был в зависимости от приказа,приказ — от Боярской думы. В петровских учреждениях такого цельного порядканет: губернаторы, завися от коллегий, в то же время находятся внепосредственных отношениях к Сенату; городские магистраты хотяи находятся в некоторой зависимости от губернаторов, но подчинены ГлавномуМагистрату. С достаточным основаниемможно считать, что в прямом подчинении Сенату находились не одни коллегии, нои вся областная администрация, городская и губернская. Таким образом Сенатобъединял и контролировал различные отрасли управления. Элементами, связавшимивсю администрацию и служившими для контроля, были фискалы (контролерыфинансовые и отчасти судебные) и прокуроры (органы открытого надзора); онисостояли при всех учреждениях и были подчинены генерал-прокурору, бывшему какбы связью между государем и Сенатом, а также органом верховного контроля.Такова была в общих чертах система петровской администрации.
В ней новы все учреждения и поименам, и по внешней организации; ново стремление законодателя разграничитьведомства, ввести деятельный контроль; новым представлялась Петру иколлегиальная система, о введении которой он так старался. Ноисследователи замечают, что при всей новости форм и при том условии, что новыеформы администрации были явно не национальны и пахлииноземным духом, учреждения Петра все-таки стали очень популярны на Руси в XVIII в. Объясняют это тем, что в администрации Петра«старая Россия вся сказалась в преобразовательных учреждениях». И в самом деле,основания административной системы остались прежние: Петр оставил все управлениеРоссии в руках почти исключительно дворянских, а дворянство и в XVII в. неслона себе всю администрацию; Петр смешал в администрации коллегиальное начало сединоличным, как было и раньше; Петр, как прежде, управлял «системоюпоручений», приказав администрацию Сенату, с генерал-прокурором. Так при новыхформах осталась старая сущность (см. Градовского «Высшаяадминистрация России в XVIII в. и генерал-прокуроры»).
2.3.Военная реформа
Создание мощной армии с единойорганизацией и тактикой, однотипным вооружением и обмундированием, четкимуправлением, создание мощного флота, разработка новых основ комплектования,снабжения, обучения и воспитания войск — одно из самых выдающихся достиженийПетра.
«Петр… набирал рекрутов,составлял планы военных движений, строил корабли и военные заводы, заготовляламуницию, провиант и боевые снаряды, всех ободрял, бранился, дрался, вешал,скакал с одного конца государства в другой, был чем-то вроде генералфельдцейхмейстера, генерал провиантмейстера и корабельного обер-мастера».
Московское правительство XVII в.располагало сотнями тысяч вооруженного люда и вместе с тем ясно сознавалоотсутствие правильной организации и боевой готовности своих войск. Уже в XVIIв. в Москве старались устроить правильныевойска, увеличивая число стрелецких полков и образуя полки «Иноземного строя»(солдатские, рейтарские, драгунские) из людей разных общественных состоянии. Спомощью иностранных офицеров достигнуты были большие результаты, солдатскиеполки ко времени Петра выросли уже до размеров внушительной военной силы.Однако и у стрелецких, и у регулярных полков был один крупный, с военной точкизрения, недостаток: и стрельцы (в большей степени), и солдаты (в меньшейстепени) были не только военными людьми, занимались не одной службой.Поселенные на казенных землях, имея право жениться и заниматься промыслами,солдаты, и особенно стрельцы, стали полувоенным, полупромышленным сословием.При таких условиях их боевая готовность и военные качества не могли бытьвысокими.
Петр видоизменил организацию войск.Он сделал регулярные полки господствующим, даже исключительным типом военнойорганизации (только малороссийские и донские казаки сохранили староеустройство). Кроме того, изменив быт солдат, он иначе, чем прежде, стал пополнятьвойска. Регулярная армия (совершенная или нет) создалась уже в XVII в.
Петр привязал солдата исключительно кслужбе, оторвав его от дома и промысла. Воинская повинность при нем пересталабыть повинностью одних дворян, стрелецких и солдатских детей, да «гулящих» охотников. Повинность эта легла теперь на все классыобщества, кроме духовенства и граждан, принадлежащих к гильдиям. Дворяне всеобязаны были служить бессрочно солдатами и офицерами, кроме немощных икомандированных в гражданскую службу. С крестьян же и горожан производились правильные рекрутские наборы, которые в начале шведскойвойны были очень часты и давали Петру громадные контингенты рекрут. В 1715 г. Сенат постановил, как норму для наборов, братьодного рекрута с 75 дворов владельческих крестьян ихолопов. Вероятно, такая же приблизительно норма была и для казенных крестьяни горожан. Рекруты из податных классов в войсках становились на одинаковомположении с солдатами-дворянами, усваивали одинаковую военную технику, и всямасса служащего люда составляла однородное войско, не уступавшее своими боевымикачествами лучшим европейским войскам.
Результаты, достигнутые вэтом отношении крайне энергичною деятельностью Петра,были блестящи: в конце его царствования русская регулярная армия состояла из 210 000 человек. Кроме того, было около 100 000 казачьихвойск. Во флоте числилось 48 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов и 28000 человек.
2.4 реформа народного хозяйства
Заботы о народном хозяйстве вдеятельности Петра Великого всегда занимали очень видное место. Он виделразницу в экономическом уровне России и передовых стран Западной Европы, вкоторых он побывал. В.О. Ключевский писал: «Возвращаясь в Россию, Петрдолжен был представлять себе Европу в виде шумной и дымной мастерской смашинами, заводами».
Государственные финансы, бывшие длямосковского правительства верным показателем народного благосостояния и впервое время его царствования были в неудовлетворительном положении. Забота опополнении государственной казны постоянным бременем лежала на нем и привелаПетра к той мысли, что поднять финансы страны возможно только путем коренныхулучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям Петр видел в развитиинациональной промышленности и торговли. До него в XVII в. только немногиеличности (Крижанич, Ордин-Нащокин) мечтали под влияниемзападноевропейской жизни об экономических реформах на Руси. Самоправительство, издавая Новоторговый устав 1667 г., высказывало мысль о важном значении торговли в государственной жизни. Но сознанная потребностьне повела за собой почти никаких практических мер к ее удовлетворению довремени преобразований.
Вот одни из самых важных реформ вэтой сфере:
а) Петр создавал новыевиды промышленно-торгового труда с целью узнать лучше те природныебогатства, которыми обладала Россия. При нем было найдено много такихбогатств: серебряные и другие ру