Содержание
TOC o «1-3» h z u
План_ PAGEREF _Toc100225455 h 3
Введение_ PAGEREF _Toc100225456 h 4
Становлениеновой Российской государственности_ PAGEREF _Toc100225457 h 5
РоссийскаяКонституция 1993 года_ PAGEREF _Toc100225458 h 6
Межнациональныеотношения_ PAGEREF _Toc100225459 h 7
Политическиепартии в государственной думе_ PAGEREF _Toc100225460 h 7
Экономическиереформы_ PAGEREF _Toc100225461 h 9
Внешняя политикаРФ_ PAGEREF _Toc100225462 h 11
Заключение_ PAGEREF _Toc100225463 h 12
Списокиспользуемой литературы_ PAGEREF _Toc100225464 h 15
План
TOC o «1-3» n h z u Введение
1. Становлениеновой Российской государственности
2. РоссийскаяКонституция 1993 года
3. Межнациональныеотношения
4. Политическиепартии в государственной думе
5. Экономическиереформы
6. Внешняяполитика РФ
Заключение
Введение
К осени1990 года уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройкиСоветский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром.Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнемусостоянию. Тем не менее- и это былогрозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизациистраны- не была решена ни одна из трехвставших после1985 года ключевыхпроблем:
а) проблема политическогоплюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации;
б) проблема созданиярыночной экономики. Основные положения принятой российским правительствомпрограммы, окрещенной«Мандат доверия на500 дней» ипредусматривавшей приватизацию государственной собственности и освобождениецен, были обнародованы в прессе. Этот "ПланЕльцина" был представлен как программа, альтернативная более осторожномуплану Рыжкова. Как бы то ни было, эта программа оказалось мертворожденной;
в) проблема федеративногодоговора. В прессе был представлен первоначальный проект нового союзногодоговора, который предполагалось осенью представить на обсуждение полномочнымделегациям республик. Тесно связанный с переходом к рыночной экономике, новьй федеративный договордолжен был расширить права республик, прежде всего заменив существовавшиецентральные структуры и вертикальные связи прямыми отношениями горизонтальноготипа между республиками без посредничества центра. Но и здесь событиям былосуждено опередить законодателей.
Эти проблемы господствовали в политическихдебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужиликатализатором политического кризиса, который в декабре1991г. привел к распаду СССР и отставке Горбачева.
С точки зрения политического анализа год сосени1990 до зимы1991г. делиться на три части:
а) период доподписания Горбачевым, представлявшим союзньйцентр, и руководителями девяти республик документа, известного как«Заявление9 +1», в котором декларировались принципы нового союзного договора.Достигнутое принципиальное согласие было важнейшим условием прекращения всеболее обострявшегося конфликта между Ельциным, бесспорным лидером в лагересторонников решительного продолжения реформ, и Горбачевым, желавшим сохранитьхрупкое равновесие между реформаторами и консерваторами и соблюсти интересыцентра перед лицом возраставших требований со стороны республик, добивавшихсясамостоятельности, суверенитета и даже полной независимости.На фоне этого противостояния, и питаемая им, между парламентамиРоссии и Союза развернулась настоящая «война законов», парализовавшаявсякую конструктивную деятельность, с каждым днем усугублявшая экономическийкризис, неэффективность органов управления, особенно на местах, порождавшая всеболее очевидный "вакуум власти";
б) период,отмеченный своего рода «перемирием», казалось установившимся вотношениях Ельцина и Горбачева, взаимнообеспокоенных падением авторитета какой бы то ни было государственной власти.Горбачев повел более тонкую игру, перестав систематически прибегать, как этопроявилось во время январских событий в Вильнюсе, к использованиюконсервативных сил для создания противовеса Ельцину. Тем временем политическоеи экономическое положение в стране настолько ухудшилось, что в августе сталавозможной попытка консервативных сил осуществитьгосударственный переворот;
в) период послепровала путча, когда поражение, нанесенное лагерю консерваторов,катастрофически ускорило распад Союза, привело к упразднению прежних государственных структур, включая КГБ, приостановлениюдеятельности и последующему запрету КПСС.
В декабре 1991 года руководители России,Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о ликвидации СССР исоздании особого межгосударственного альянса – Содружества Независимых Государств(СНГ).
Таким образом, в 1991 г. закончилась историясоветской государственности. Однако это не стало концом государственностироссийской. Напротив, она вступила в совершенно новый этап. Фактически,поражение путчистов означало неудачу консервативного варианта реформ,расчистив, одновременно, дорогу радикальной модели преобразований.1. Становлениеновой Российской государственности
После распада СССР началась ликвидация прежнихструктур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавалисьв распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президентастраны стал Московский Кремль.
21 апреля 1992 г. было изменено официальное названиероссийского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию — Россию (при равнозначности обоих названий).
С прекращением существования СССР не изменилсяхарактер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советоми Съездом народных депутатов — с другой. Отсутствие четкого разграниченияполномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвейгосударственной власти — законодательной и исполнительной. Взаимоотношениямежду ними особенно обострились в период разработки конституционного проектаРоссийского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентскиенастроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение странына путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин вобращении к народу заявил о превращении парламента в “реакционную силу”.
Оппозиционные настроения парламентариев находилиподдержку у значительной части населения. У многих россиян вызывалонедовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийсяэкономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под давлениемзаконодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новымпремьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин, ранее находившийся наруководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и вовзаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента.
В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатовбыл проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента инародных депутатов. Из 69 млн. человек, участвовавших в выборах, свыше половиныподдержали президента и проводимую им социально-экономическую политику(соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6%избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубилиполитический кризис.
Противостояние ветвей власти усилилось осенью1993 г.К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новойКонституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластиепрезидента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявило роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезданародных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента.Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили оботстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент — А. В.Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.
В ответ на антиконституционный президентский актсилами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мествозведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попыткаштурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курссоциально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. Встолице было объявлено чрезвычайное положение, в город были введены войска. Входе событий несколько его участников погибли либо получили ранения.
С установлением единовластия президента началсяслом, действовавший до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты указы ореформе представительных органов власти и местного самоуправления. Всоответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Ихобязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.2. РоссийскаяКонституция 1993 года
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принятаКонституция Российской Федерации. Россия объявилась демократическимфедеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главойгосударства являлся избираемый всенародным голосование президент. В состав РФвходили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов,2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Былиопределены принципы построения высших органов государственной власти и управления.Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. Подчеркиваласьсамостоятельность органов трех ветвей власти — законодательной, исполнительнойи судебной.
Конституцией разграничивались полномочия междуорганами власти РФ и ее субъектами.
К компетенции высших органов власти России былиотнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль заих выполнением, управление федеральной государственной собственностью,финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Импринадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений,объявление войн и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями.Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральнойвласти. В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектовнаходились вопросы природопользования, охраны историко-культурных памятников,образование, наука.
Законодательно закрепились политическая многопартийность,право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавалаусловия достижения в обществе политической устойчивости.3. Межнациональныеотношения
После распада СССР отношения федеральных властей с отдельнымисубъектами Российской Федерации складывались непросто.
Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе.Лишь при помощи Российской армии удалось прекратить возникшие из-затерриториальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялосьразделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики.
31 марта 1992 г.между автономными республиками России был подписан Федеративный договор. Онпредусматривал разделение полномочий между федеральными и республиканскимиорганами власти. Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления кдиктату. Документ стал основой государственного единства страны, развитияпоследующих взаимоотношений между центром и национально-государственнымиобразованиями РФ. Татарстан присоединился к договору в 1994 г., оговорив особыеусловия, которые не противоречат тому, что он остается полноценным субъектомФедерации. Специфические отношения сложились с руководством республики Ичкерия(Чечня), которое не только не подписало Федеративный договор, но настойчивостремилось к выходу из состава России.
Принятие Конституции 1993 г. явилось важным шагомв укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохраниласьнапряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитиесепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики ивооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечнибыли введены Вооруженные силы России с целью восстановления тамконституционного порядка. Это положило начало затяжной и кровопролитнойчеченской войне, завершившейся лишь в августе 1996 г. Подписанное в ноябре1996 г.в Хасавюрте между российским и чеченским руководством Соглашение о мирепредусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение вреспублики президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий несняли сепаратистских стремлений чеченского руководства. Ситуация в республикеоставалась крайне напряженной и взрывоопасной.4. Политическиепартии в государственной думе
В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый органгосударственной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящиеиз двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выбороввозникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известностьприобрели блоки “Выбор России” и “Явлинский, Болдырев, Лукин” (“ЯБЛоко”),Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение“Отечество”. Большинство объединений и партий выступали за многообразие формсобственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостностьРоссии. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позицииосновательно расходились. Блок “ЯБЛоко” отстаивал идею конституционнойфедерации, КПРФ — восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР — возрождение Российского государства в рамках до 1977 г.
В результате проведенных на многопартийной основевыборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число местполучили “Выбор России”, ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.
Первым председателем Совета Федерации стал В.Ю. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятийстраны. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин. С первых дней работыГосдумы в ее составе возникли несколько партийных фракций. Наиболеемногочисленной среди них являлась фракция “Выбор России”, возглавляемая Е. Т.Гайдаром.
Центральное место в работе Госдумы I созыва заняливопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения имеждународных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. В их числе — законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности,о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободныхэкономических зонах.
На выборах в Государственную Думу 1995 г. общественныеобъединения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политическойобластях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ- Г. А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путемсоветского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализациисредств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитическихдоговоров, которые “ущемляли” интересы страны.
Сформировавшиеся накануне выборов всероссийскоеобщественно-политическое движение “Наш дом — Россия” объединило представителейисполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев.Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешаннойэкономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Рольгосударства должна была заключаться в создании благоприятных условий дляразвития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.
В состав Госдумы II созыва было избрано 450депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных иисполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущегодепутатского корпуса, 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% — “Нашдом — Россия”, 11% — ЛДПР, 10% — блок Г. А. Явлинского (“ЯБЛоко”), 17% — независимые и 14% — другие избирательные объединения.
Состав Госдумы предопределил острый характермежпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам.Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономическогои политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракцииКПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Явлинского. В жестком противоборстве обсуждались и принималисьрешения по вопросам, связанным с регулированием новых социально-экономическихотношений. Неприятие значительной части депутатов вызывали правительственнаяполитика в Чечне, внешнеполитические акции, направленные на сближение с НАТО.Позицию парламентариев поддерживали некоторые слои российского населения.
Оппозиционные правительству силы попыталисьвыступить единым фронтом на выборах президента летом 1996 г. На пост президентапретендовали 11 человек, в том числе Б. Н. Ельцин, Г. А. Зюганов, В. В.Жириновский, М. С. Горбачев, Г. А. Явлинский. В результате двух туров выборовпрезидентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. За него проголосовало 55% общегочисла избирателей. Г. А. Зюганов — главный конкурент Б. Н. Ельцина — получил40% голосов. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая частьграждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики идемократического государства.5. Экономическиереформы
Экономическаяситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейшийдефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционныххозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальнымиценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство,фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлениюпрограммы так называемой «шоковой терапии», нацеленной на перевод экономики нарыночные методы хозяйствования. Важное место в программе реформированияэкономики занимала либерализация цен — освобождение их из-под контролягосударства. Цены были снижены, решение о том, по какой цене продавать тот илииной товар, отныне устанавливал производитель и продавец. Переход на свободные(рыночные) цены и тарифы был начат с января 1992 г. За государствомсохранилось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукциюпроизводственно-технического назначения. Первые итоги состояли в том, чтоудалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом либерализацияцен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в страневыросли почти в 26 раз, тогда как доходы населения – в 10-15 раз. Снизилсяуровень жизни населения: в 1994 г. он составил 50% от уровня начала 90-х годов.Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения,хранившиеся в Госбанке.
Основная роль впроцессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению)собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора впреобладающий сектор экономики. Приватизация госсобственности охватила, преждевсего, предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. Врезультате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110тыс. промышленных предприятий. Началась ваучернаяприватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационныйчек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий. Ваучернаяприватизация 1992-1994 гг. и последующие приватизационные акты привели к потерегосударственным сектором ведущей роли в экономике.
Однако изменениеформы собственности не повысило эффективности экономики. В середине 1993-1994гг. падение промышленного производства составляло 21%, в том числе вмашиностроении — 31%, в производстве предметов широкого потребления — 30%.Свыше половины товаров российского рынка приходилось на долю импортнойпродукции.
Одним изпоследствий приватизационной политики явился распад энергетическойинфраструктуры.
Во второйполовине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий Россиипревратились в частные, коммерческие и акционерные общества. Возникли и активнодействовали многочисленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома.Все это привело к окончательной потере государством возможности управлятьновыми производственными и финансовыми структурами с помощью прежнихадминистративных методов. Однако теперь в руках государства находилисьзначительные пакеты акций заводов и фабрик, играющих ведущую роль в российскойэкономике. Велась разработка системы управления этими пакетами акций с цельювоздействия на деятельность предприятий негосударственного сектора.
Программаэкономических реформ включила серьезные преобразования в сельском хозяйстве.90-е годы стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. Вагросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерныеобщества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственныекооперативы. В 1999 г.их удельный вес в структуре сельскохозяйственных предприятий составлял 65, 8 %.
Экономическийкризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральныхудобрений, автомашин и сельхозтехники. В 1996 г. предприятия сельхозмашиностроенияпроизвели 14 тыс. тракторов, в 1998 г. — 9800, зерноуборочных комбайнов — соответственно2500 и 1000. В последующие годы их выпуск продолжал уменьшаться. Недостатоксельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройкаформ хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объемсельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% всравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупногорогатого скота. К концу 90-х годов число убыточных хозяйств в государственномсекторе составляло, по официальным данным, 49,2%, в частном — 57,9%.
Радикальныепреобразования в российской экономике обернулись значительными потерями.
В таблице приведены данные о некоторыхэкономических показателях развития России в 1990 – 1997 гг.
Показатель
1990 год
1997 год
ВВП, млрд. долл.
990
580
ВВП на душу населения
6,7
4,0
Производство промышленной продукции, млрд. долл.
315
155
Доля России в мировом промышленном производстве, %
4,6
1,8
Из таблицывидно, что объем внутренней валовой продукции (в стоимостном выражении) впостсоветской России по сравнению с годами “перестройки” сократился в 1,7 раза.В 2 раза упало производство промышленной продукции.
Складываниеновых имущественных отношений сопровождалось углублением социальнойдифференциации населения. Увеличивалась численность лиц, живущих за чертойбедности (по разным подсчетам, их удельный вес в обществе составлял 35-65%).6. Внешняяполитика РФ
Распад СССР изменил положение России намеждународной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром.Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетнымизадачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечениеблагоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировоесообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницыбывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведениикурса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежнымистранами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средствпреодоления хозяйственного кризиса в стране.
После августовских событий 1991 г. началосьдипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентомприбыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первыйофициальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенностиРоссии, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страныЕвропейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения опартнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией.Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерствово имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ейудалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долгибывшего СССР. В 1996 г.Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросыкультуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государстваподдерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировуюэкономику.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитииэкономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республикамибывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентациювнешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставленрежим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постояннымиэкономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и ЛатинскойАмерики. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участииРоссии строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане иВьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятияи сельскохозяйственные объекты. Сохранились торговые контакты между Россией истранами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы вЗападную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этимгосударствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты,продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общемобъеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
Развитие взаимоотношений с Содружеством НезависимыхГосударств занимало важное место во внешнеполитической деятельностиправительства. В 1993 г.в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порахцентральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам,связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми изстран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившиеусловия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Распад СССРразрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять имтопливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуреимпортных поступлений преобладали товары народного потребления ипродовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношенийявлялась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность Россиисо стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал 6млрд. долл. Российское правительство стремилось сохранить интеграцио