Внашем городе имеется множество музеев, посвящённых выдающимся писателям и поэтам. Например,музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, музей-квартира Блока, музей-квартираНекрасова, музей Достоевского. Я хочу написать о музеях, связанных с именемАлександра Сергеевича Пушкина и расположенных в г. Пушкине.
Сначалая напишу о Пушкинском Лицее. Он разместился в четырехэтажном флигелеЕкатерининского дворца. Построенный в 1789-1791 годах архитекторами Дж.Кваренги и И.В. Нееловым для детей цесаревича ПавлаПетровича, в 1811 году был перестроен архитектором В. Стасовым под учебноезаведение. Парадный вход в Лицей находился со стороны Певческого (нынеЛицейского) переулка. К высокому крыльцу вели с обеих сторон широкие ступени (впоследствии крыльцо было перестроено с использованием идей самого А.С.Пушкина). Стройной аркой с тремя пролетами здание соединялось с дворцом. Отлицейской арки открывалась перспективаСадовой улицы – одной из самых старых и красивых улиц города. В почтинеизменном виде она сохранилась до наших дней.
Послереконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников, больница иадминистративные помещения. На втором – столовая с буфетом, малый зал иканцелярия. На третьем – Большой зал, классы и библиотека. Залы лицея просторныи нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы.Четвёртый этаж занимали комнаты воспитанников. Сейчас на них таблички с именамивладельцев из Пушкинского выпуска. Комната №14, с окном на церковный корпус,была комнатой Пушкина.
С1811 по 1843 годы во флигеле помещался Императорский Царскосельский Лицей, вкотором с 1811 по 1817 год воспитывался А.С. Пушкин. Пушкин окончил лицей вчисле 29 воспитанников первого набора. Вместе с Пушкиным выросла целая плеядазнаменитостей: Дельвиг, Матюшкин, Кюхельбекер,Горчаков и другие.
В1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования его вАлександровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые комнаты.Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено.
Впослевоенные годы коллектив реставраторов под руководством архитектора А.А.Кедринского восстановил интерьеры Императорского лицея.В помещениях был создан музей-лицей. В нём был воссоздан быт и интерьерИмператорского лицея, за исключением нижних этажей – на первом открыли гардеробдля посетителей и музейные Хранилища, а на втором сделали выставку архивовЛицея. Есть там и медали воспитанников, и портреты служащих, и рукописи… Натретьем этаже повесили знаменитую картину Репина «Пушкин перед комиссией», котораябыла подарена Лицею на 100-летний Юбилей. На ней изображён Пушкин, читающийсвои стихи на экзамене перед комиссией.
Вбиблиотеке сохранились почти все подлинные книги времен Пушкина.
Естьв Пушкине и ещё один замечательный музей, связанный с именем великого поэта.Это – дача Китаевой.
Пушкинане оставляла мысль о Царском Селе. Вскоре после свадьбы, в марте 1831 года,Пушкин писал из Москвы в Петербургсвоему близкому другу Плетнёву: «Мне мочи нет хотелось бы остановиться вЦарском Селе. Мысль благословенная…!» Поэту очень хотелось провести свое первоесемейное лето среди «садов Лицея», чтобы его юная жена Наталья Николаевнаузнала и полюбила Царское Село, его сады, памятники, дворцы и озера. Требованияпоэта были невелики: «Был бы особый кабинет — а прочее мне все равно», — писалон.
Плетнёвснял для Пушкина дом на углу Колпинской улицы и Кузьминской дороги (его современный адрес — Пушкинскаяулица, дом 2). Дом принадлежал Анне Китаевой – вдовепридворного камердинера Якова Китаева, для которогоон и был построен в 1827 году по указу НиколаяI.Проект дома составлял «архитекторский помощник» А.М.Горностаев и просматривал В.П. Стасов. В дом на Кузьминскойдороге Пушкины приехали 25 мая 1831 года, в канун дня рождения поэта. Дача Китаевой стала первой семейной квартирой Пушкина после егопереезда из Москвы в Петербург.
Этобыл одноэтажный деревянный дом с мезонином. Из небольшого палисадника в домвела просторная открытая веранда с колоннами, занимавшая всю его угловую часть.Над верандой в мезонине был открытый балкон. Дом состоял из двух половин,каждая из которых имела отдельный вход со двора. В нём было одиннадцать комнат:восемь снимал Пушкин: Гардеробную, Буфетную, Столовую, Гостиную, Будуар,Спальню и Кабинет; а в трёх остальных жила хозяйка дома. До наших дней домдошёл в значительно изменённом виде. В 1868 году он был перестроен: открытуюверанду и балкон мезонина застеклили, к каждой половине пристроили ещё по двекомнаты, со стороны Кузьминской дороги сделали новыйпарадный вход. На его фасаде установлена мемориальная надпись: здесь жил Пушкинв 1831 году». 21 декабря 1958 года в доме Китаевойбыл открыт мемориальный музей.
Узкаядеревянная лестница ведет в мезонин, где расположена самая главная комната дома– рабочий кабинет Пушкина. Спокойная жизнь Царского Села нравилась поэту. Поутрам он обычно купался в пруду Александровского парка, потом пил чай; послечая поднимался к себе в кабинет и начинал работать.
Кабинетпоэта выглядел просто. Перед диваном стоял большой круглый стол, на столе — бумага, тетради, простая чернильница и перья. На маленьком столике в углу-банка варенья зеленого крыжовника и стакан холодной воды от «Лебедя» — фонтана,расположенного при входе в Екатерининский парк, вода из которого считаласьлучшей в Царском Селе. И повсюду: на столе, на полках, на полу — книги. Гардинв комнате не было, и в ясные дни кабинет был залит солнцем. Наталья Николаевнаобыкновенно в эти утренние часы сидела внизу с книгой или вышиванием.
Повоспоминаниям А. О. Смирновой-Россет, «кабинетпоэта был в порядке. В этой простой комнате без гардин была невыносимая жара,но он это любил, сидел в сюртуке, без галстука… Тут он писал, ходил покомнате, пил воду, болтал с нами, выходил на балкон и прибирал всякую чепухунасчет своей соседки, графини Ламберт».
Сегодняв кабинете можно увидеть портреты друзей поэта, навещавших его на Царскосельской даче. Среди них акварельный портрет 1820-хгодов В.А. Жуковского и портрет А. О. Смирновой-Россет.Оба портрета выполнены замечательным мастером акварельного портрета П. Ф.Соколовым. Портрет Александры Осиповны Смирновой-Россетбыл создан художником в 1834 — 1835 годах. Портрет Гоголя – гравюра с оригиналаА. Г. Венецианова — находится рядом с портретом Смирновой-Россет.У стола над диваном висит гравюра А. Л. Романе с картины Рафаэля, известной подназванием "Бриджуотерская Мадонна". МадоннаРафаэля не только напоминала Пушкину Наталью Николаевну, но и вдохновила поэтана создание его поэтического шедевра — сонета «Мадонна». Сонетвпервые был напечатан в альманахе «Сиротка». Этот альманах можновидеть на столе пушкинского кабинета.
Летом1831 года, в период относительной свободы и покоя, Пушкин много и плодотворноработал. «Письмо Онегина к Татьяне», написанное в доме Китаевой, завершило собой почти восьмилетний труд Пушкинанад стихотворным романом и явилось следствием душевного подъема поэта. В этисчастливые месяцы семейной жизни Пушкин создал самую светлую и радостную своюсказку — «Сказку о царе Салтане», котораявозникла в своеобразном поэтическом соревновании с Жуковским. В доме Китаевой было написано также стихотворение «Эхо»,начаты прозаические произведения, условно названные "Рославлев"и «Роман на Кавказских водах». Здесь Пушкин подготовил к изданиюнаписанные год назад в Болдине «Повести Белкина» – свои первыезаконченные прозаические произведения, проложившие дорогу последующему развитиюрусской классической прозы. На даче Китаевой Пушкинготовил к печати альманах «Северные цветы» в память его основателя А.А. Дельвига. На протяжении всей жизни Дельвига и Пушкина связывала искренняя и нежная дружба. Напостаменте у окна стоит гипсовый бюст Дельвига соригинала С. И. Гальберга. Бюст был создан вскорепосле кончины Дельвига. С именем Дельвигасвязан также стоящий на столе пресс-грифон – это подарок Пушкина Дельвигу на день его рождения в 1829 году.
О лицейских друзьях Пушкина напоминает ещеодин экспонат кабинета – стеклянный стакан его соученика К. К. Данзаса. В доме Китаевой 19октября, в одиночестве, Пушкин отметил двадцатилетнюю годовщину Лицея. Этойгодовщине он посвятил стихотворение, написанное незадолго до отъезда ипронизанное болью потерь товарищей и трагическим предчувствием своей гибели.
Коктябрю Царское Село опустело: уехал двор, а с ним и Жуковский и«черноокая Россет»; еще раньше, в серединеавгуста, в Петербург уехал Гоголь. Около 20 октября из дома Китаевойвыехал Пушкин. Он ехал в Петербург, ехал жить и работать. Позади светлые,насыщенные счастьем четыре месяца, которые еще раз подарили поэту «царскосельские хранительные сени».
Список использованной литературы:
1. Г.Г.Бунатян
«Город муз». 1975г.
2. С.Н. Вильчковский
«Царское село»
3. С.Я.Ласточкин; Ю.Ф. Рубежанский
«Царское село –резиденция российских монархов»
4. М.Руденская; С. Руденская
«В садах Лицея»
Пушкинские музеи Царского села
Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов!..
Да вновь увижу я ковры густых лугов
И дряхлый пук дерев,и светлую долину,
И злачных берегов знакомые картины,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.
А.С. Пушкин
Ученицы 9а класса
Лицея №214
Петроченковой
Анастасии
Санкт-Петербург
2002