Реферат по предмету ""


Доклад о посещение Государственного Исторического Музея

ДОКЛАД О ПОСЕЩЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО                                        
     
                             ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ
Историческиймузей учрежден в феврале 1872 г распоряжением императора Александра Я.Инициатива исходила от российских ученых-историков и общественных деятелей,которые были убеждены: интерес к прошлому должен опираться па подлинныедокументы — письменные и вещественные памятники, собранные в специальномхранилище. Это музей, «куда явился бы историк за справкой, романист,директор театра, артист — за нужными ему красками, куда могли бы принестидетей, чтобы навеки запечатлеть в их памяти историческое событие и историческуюобстановку' куда мог бы прийти и необразованный человек и вынести желаниеузнать, что было когда-то и что есть теперь, чтобы узнать, что не со вчерашнегодня началась разумная жизнь в нашей стране» — так написано в ходатайствеинициативной группы на имя цесаревича Александра Александровича.
Сегоднясветовой вестибюль украшают барельефы — портреты тех. кто стоял у истоков музеяи строил его. Археолог граф А.С. Уваров (1825-1884) — один из основателеймузея  и первый директор. Именно онспособствовал утверждению статуса Исторического музея как научного учреждения.Знаменитый историк И.Е. Забелин (1820-1908) на протяжении почти 30 летвозглавлял музей. Под его руководством оформилось музейное собрание бесценныхвещественных памятников прошлого, не менее значимых для изучения отечественнойистории, нежели письменные источники.
Академик архитектуры В.О.Шервуд спроектировал здание музея, использовав для оформления его фасадов иинтерьеров элементы декора знаменитых памятников зодчества средневековойРоссии. Инженер АА, Семенов — главный строитель музея. Благодаря примененным имтехническим новшествам здание незыблемо стоит уже более 120 лет.
На стенах вестибюляувековечены имена дарителей и меценатов, заложивших основы огромного собранияИсторического музея. В настоящее время оно насчитывает 4,5 млн. вещественных памятниковотечественной истории и более 14 млн. листов архивных документов. Музейныеколлекции позволяют изучать историю страны с глубокой древности до наших дней,прошлое, быт и культуру всех пародов, которые населяли и населяют ее,исследовать любые вопросы, связанные с российской историей.
Исторический музей неявляется древлехранилищем, доступным только узкому кругу специалистов,Благодари экспозиции, где демонстрируются десятки тысяч наиболее значимых иценных памятников, любой заинтересованный человек имеет возможностьознакомиться и с уникальным собранием музея, и с отечественной историей,которую это собрание документирует.
Экспозиция музея начинаетсяс Парадных сеней. Сенями в русском доме издавна называлось помещение,предварявшее жилые покои. И поскольку это здание строилось специально длянационального музея России, все здесь должно было напоминать о прошлом — иназвание залов, и их убранство.
Парадные сени — высокоенарядное помещение, (лены и столпы его украшены травным орнаментом. Подобнымобразом к ХVI-ХVII вв. нередко расписывались русские храмы,царские и боярские покои. На центральном своде -«Родословное древогосударей российских», выполненное артелью мастеров под руководствомхудожника Ф.Г. Торопова в мае 1883 г., перед самым открытием музея.
У основания древа изображеныпервые христианские правители Руси — княгиня Ольга и князь Владимир Святой. Настволе и ветвях, в многочисленных клеймах — русские князья, цари и императоры,начиная от Ярослава Мудрого, правившего на Руси в XI в., и до Александра III,при котором музей открылся. Эта роспись была призвана помочь посетителям музеяокунуться в прошлое, настроиться на восприятие памятников российской истории.
Парадныесени с трех сторон огибает анфилада залов. Экспозиция устроена таким образом,что каждый зал посвящен определенной эпохе или исторической теме. Переходя иззала в зал, посетитель как будто перемещается во времени — так создаетсяощущение непрерывности истории. Это впечатление усиливается еще и тем, чтоархитектурно-живописное убранство каждого зала в основных чертах соответствуетвремени, которое в нем представлено.
            В первом зале представлен палеолит(древнекаменный век) — самый ранний и наиболее продолжительный период в историичеловечества. Его называют так пото­му, что материалом для изготовленияосновных орудий труда служил человеку камень.
Зал посвящен самому началу истории человеческого общества и первымэтапам заселения территории нашей страны перво­бытными людьми.
В нише справа отвхода представлены скульптурные изображения — реконструкции портретовдревнейших людей, выполненные по подлинным черепам, обнаруженным в пещер­ныхстоянках Африки, Азии и Европы, на основании методики восстановления лица почерепу, разработанной антропологом и археологом ММ. Герасимовым. В верхнем радуслева — скульптурный портрет австралопитека, обитавшего в Африке 6-2 млн. летназад; рядом с его костями были обнаружены древнейшие в мире каменные орудиятруда. Справа от него — питекантроп, живший 1,8-0,2 млн. лет назад. Люди этогофизического типа, покинув пределы Африки, расселились в Азии и на юге Европы, аоколо 200 тыс., лет назад — на Кавказе и в Прикубанье.
            Второй залпосвящен жизни первобытных людей в эпоху Великого оледенения. Суровые природ­ныеусловия не могли помешать расселению человека. В этот период он осваиваетпракти­чески всю Евразию — кроме территории, занятой ледником. Материалыстоянок и уникальные погребения этого времени показы­вают, как человекприспосабливался к условиям жизни в приледниковой степи, осваивал самые разныевиды каменного сырья, создавал новые типы орудий, учился работать с костью,рогом и бивнем, строил жилища, шил одежду.
Стеньг залаоформляет живописный фриз «Каменный век», созданный В.М. Васнецовым в1885 г. В живописных образах передан дух эпохи. Все, что изображено на полотне,отражает уровень знаний ученых XIXв. об этомпериоде. Именно так они представляли себе жилища древних людей, их повседневныезанятия. Особенно впечатляет сцена коллектив­ной охоты па мамонта, котораяпозволяет понять, насколько тяжела и опасна была жизнь первобытных людей,сколько усилий требо­валось им для выживания в суровых условиях приледниковойстепи. В простенке между окнами — подлинные бивни мамонта. В конце XIXв. иркутский купец И. Громов нашел их на берегу Енисея вслое вечной мерзлоты и преподнес в дар Истори­ческому музею.
            Далее представлен новый каменныйвек, или неолит, характе­ризуется отступлением ледника, появлением густыхлесов, полноводных рек и озер. Па смену крупным животным приходят более мелкие,что подвигло людей к изобретению лука и стрел для индивидуальной охоты. Учеловека появились новые занятия — рыболовство, гончарство, ткачество. Возниклиновые приемы обработки камня — полирование, шлифование, пиление, сверление. Всеэти изменения и дали название эпохе. В центре зала экспонируется один извыдающихся памятников неолита — огромный, длиной в 7,5 м челн, обнаруженный наберегу Дона, недалеко от Воронежа, местными жите­лями в 1954 г. Лодкавыдолблена из целого ствола дуба каменными топорами (их следы хорошо видны надне). С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия — местакрепления сидений для гребцов. Петли по бокам носа и кормы предназначались дляперемещения лодки по мелководью из одного водоема в другой или для вытаскиванияее на берег.
          В Iтыс. до н.э.начинается новая эпоху в истории человеческого общества — в жизнь и быт людейвошло железо. В отличие от меди, добыча, которой была сосредоточена и немно­гихгорнорудных районах, железо в составе болотной руды залегает почти повсеместно.Поэтому начало добычи и обработки железа способствовало быстрому развитиюобщества, появлению самобытных культур, сыгравших в истории выдающуюся роль. Кэтому же времени относятся первые письменные источники (в основном греческие),из которых можно узнать о племенах и народах, живших на территории нашейстраны. В трудах древнегреческих исто­риков многие из них впервые упоминаютсяпод собственным именем.
Как и бронзовый, железный век отличается заметной неравномерностьюразвития населе­ния в разных природно-климатических зонах. Жители лесной зонысохраняли традиционную оседлость, их основными занятиями оставались охота ирыболовство, скотоводство и зачатки земледелия. Носители степных культурокончательно перешли к кочевому образу жизни, были очень мобильны.
Витрины 1-4 представляют железный век лесной полосывосточноевропейской части страны. В простенке между входными арками —надгробная плита из ананьинского могильника VII-Ш вв. до н.э., раскопанного в Прикамье. На ней изображен мужчинаи шлеме, на шее его гривна — знак власти, у правого бока — короткий меч, слевой стороны — вероятно, горит (футляр для лука и стрел).
Вещи из ананьинского могильника разме­щены в центре витрины 1. Восновном это оружие — топоры-кельты, наконечники копий и короткие мечи-акинаки,широко распростра­ненные в эпоху железного века, а также женские украшения.Большая часть оружия изготовлена из бронзы. В это время в ананьинской культуренаблюдается невиданный рас­цвет металлургии бронзы, по уже появляются ибиметаллические предметы, изготовленные из бронзы и железа. Такова бронзоваярукоять кинжала с сохранившимися кусочками желез­ного лезвия.
Архитектурашестого зала воспроизводит ступенчатый свод склепа из царского курганаКуль-Оба, раскопанного в Крыму в XIXв. Над входом – прорисовкарельефного фриза с вазы из другого кургана – Чертомылк; хорошо видны одежда,головные уборы и прическа скифских воинов. Изображения конных воинов и юрт настенах зала скопированы из керченских склепов первых веков н.э., в которых былапогребена сарматская знать.
В IIIв. до н.э. в степях СеверногоПричер­номорья на историческую арену выступает.мощный союз кочевых племен —сармат, которым посвящен самый большой раздел зала (витрины 1-3). В витрине 1— предметы многочисленных погребений в степях Волг — Уральского региона IVв. до н.э. — IVв. н.э. Золотаяпластина в центре изображает вон.
Сарматы, в отличие от скифов, были вооружены длинными мечами, апогребения наиболее богатых и удачливых воинов сопровождали оружие, деталиконского снаряжения и предметы роскоши, в том числе многочис­ленные бусы изстекла и халцедона, особо почитавшегося в древности.
В центре зала – Таманский саркофаг, один из самых знаменитыхпамятников античной культуры IVв. до н.э. Онпроисходит с территории Боспорского царства, древнегреческого государства,занимавшего Таманский и Керченский полуостров.
Стены следующего зала украшены копиями шиферных плит из древнейших киевских храмов XI-ХIIвв. Зал посвящен завершающему этапу желез­ного века и переход к эпохе раннегосредне­вековья, получившей в пауке название Великого переселения народов.Причины миграции целых народов пока до конца неясны, большую роль играли,очевидно, перенаселение и слож­ная политическая ситуация па исторической родинеэтих племен. Обычно переселение носило характер вооруженного вторжения ивытеснения местного населения с завоеванных территорий. Эти процессы охватиливсю север­ную часть Евразийского континента — от бере­гов Тихого океана навостоке до побережья Атлантического океана на западе. Казалось, весь мир пришелв движение. Исчезали одни народы, другие смешивались между собой, порождаяновые этносы, ставшие предками современных пародов.
Летописная традиция четко фиксирует дат; рождения Древнерусскогогосударства — 862 г. Именно поэтому в Новгороде Великом в 1862 г. былвоздвигнут памятник 1000-летию России. Начальный период российской истории-Древнерусское государство — охватывает время с IXпо XIIв. Зал представляет памятникивремени обра­зования Древнерусского государства в IX— первой половине XIIв.
В оформлении зала использованы элемен­ты, характерные длядревнерусской архитек­туры, — сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочныезавершения дверных проемов. В декоре наличников и мозаике мраморных половвоспроизведены орнаменты живопис­ных заставок из древнейших русских книг —Остромирова Евангелия 1056 Г. и «Изборника» Святослава 1073 к Напротивоположной от входа стене — копия росписи западной башни Софийского соборав Киеве, изображающей древнерусских музыкантов. Зал украшают две огромныекартины, написанные специально для Исторического музеи в 1883 г академикомживописи ГИ. Семи-радским. Каждая из них в живописных образах представляетдревние обряды языческой Руси, рассказывает о событиях правления первых русскихкнязей. Бее изображенное на холсте — не плод воображения художника, а опираетсяна арабские и византийские письменные источники Xв.
Сюжет картины «Похороны руса» взят из путевых записок,составленных в 922 г, главой багдадского посольства в Волжскую Болгарию Ахмедомибн Фадланом. В этих записках содержится детальное описание обряда по­гребениябогатого скандинава, которое ему удалось увидеть.
Появление на той или иной территории крупных торгово-ремесленных икуль­турных  центров   — городов всегда предшествовало образованию государства, становятся    средоточием    государственной власти, ее экономической иидеологической опорой.   Исландские   саги  называли   Русь «Гардарика» —«Страной городов», У городской жизни был показателем уровня развитиястраны.
Зал посвящен древнерусским городам XIпервой половины XIIIв. — времени ихрасцвета. В оформлении зала, первоначально названого  Новгородским, использованы копии фресокцеркви Спаса-на-Нередице, построенной в этом городе в 1199 г. Ценность этих копий особенно возросла посте гибелисамого храма в 1942 г. во время оккупации города фашист­скими войсками. Надвходом в зал помещен план Новгорода, скопированный с  иконы XVIIв., над выходом — «Битва суздальцев с новгородцами»,написанная с иконы «Зна­мение» XVIIв.
Экспозиция зала представляет широкую географию древнерусскогогорода, а также разные типы городов.
Витрины 1-2 посвящены стольному граду Киеву. Карта междувитринами иллюстрирует быстрый рост количества городов в Древней Руси. Цветныезначки показывают разный статус городов — столицы государства, столиц княжеств,княжеских замков, порубежных крепостей. Экран под картой демонстрирует объемныереконструкции знаменитых памят­ников архитектуры древнего Киева.
Особыйинтерес представляют клад юве­лирных изделий киевских златокузнецов и их инструментарий,а также фрагмент бронзового паникадила, найденный у ограды Софийского собора.
ХШ-ХУ вв. — один из героических периодов отечественнойистории. Два с половиной столетия русский народ противо­стоял не толькоиноземному игу, по и шведской и немецкой экспансии. Эта борьба заставилаконсолидировать силы Северо-восточной и Северо-западной Руси, в результате чегона карте мира и XVв. появилось Российскоегосударство.
Экспозиция зала 12 начинается с художест­венно исполненной карты,помещенной на стене слева от входа, — «Монгольские завоевания в XIIIв.» Б 1206 г. хан Темучин, более известный какЧингисхан, объединил монголь­ские племена Центральной Азии в единое государствос центром в Каракоруме. Менее чемза полвека монгольское завоевание, целью которого было мировое господство,докатилось до Тихого океана па востоке и Средиземного моря — на западе. Монголызахватили Сред­нюю Азию и Кавказ. В 1236 г. внук Чингисхана хан Бату началпокорение Европы — во исполнение завещания деда дойти «до последнего моря»,то есть до Атлантического  океана, К 1237г. под властью монголов  оказалисьПоволжье, Северный Кавказ, Крым, Половецкая степь. На пути победоносного войскалежала Русь.
Материалы витрин1-4 происходят с территорий, подвергшихся монгольскому нашествию, большая частькоторых оказалась под властью Золотой Орды. В экспозиции представлены вещи изполовецких могиль­ников (витрина 1), поселений племен Запад­ной Сибири (витрина2). Здесь же пред­ставлены древности средневековых кавказских народов адыгов,кабардинцев, черкесов, осетин (витрина 3).
ВГосударственном Историческом Музее есть зал, который представляетключевые для развития страны отрасли экономики — промышлен­ность и торговлю.
Первый раздел посвящен русской про­мышленности, существовавшей вформе ремесленного и мануфактурного производства. В витрине 1 выставленапродукция ремеслен­ных мастерских. Традиционные ремесла, основанные наотработанных веками техноло­гиях, продолжают развиваться, но и здесь подвлиянием растущих потребностей появляется много нового. Так, русские гончарыначинают изготавливать поливные изразцы и черепицу, осваивают технологиюполучения «томленой» керамики — когда глиняная вещь имитируетметаллическую.
В  витрине  2  представлена  продукция первых   русских  мануфактур   —   тульских железоделательных заводов. Оружейнойпалаты, Измайловского стекольного завода. Все (мануфактуры обслуживалигосударственные  нужды. Многочисленныепредметы роскоши изготавливались специально, но заказу цар­ского двора ииспользовались в придворном обиходе. Среди них кубок-шутиха, из которого нельзябыло выпить вино, не пролив его на себя, — такой кубок можно было поднестиопоздавшему гостю.
Центральную часть раздела занимают уникальный комплексоборудования соляной варницы и орудия солевара, привезенные в музей изВологодской области в 1930-е гг. и впервые выставленные на этой экспозиции.
Со времени создания музея восемнадцатый  зал был посвящен времени правления ИванаГрозного, поэтому он имеет столь торжественный и величественный вид. Сводукрашен по золотому фону травным орнаментом, созданным по образцу росписейгалерей Покровского собора (храма Василия Блаженного), возведенного в 1561 г.по приказу Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством. Росписи иархитектура порталов Покровского собора легли в основу оформления залов 17 и19.
Центральную часть зала занимает копия так называемого«Царского места» Ивана Грозного, изготовленного в 1551 г. дляУспенского собора в Московском Кремле, где оно и находится по сей день. Копиясделана специально для Исторического музея в конце XIXв. и интересна тем, что представляет собой реконструкциюуникального памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченныхоригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи.
«Царское место» играло роль символа самодержавной властироссийских государей. В документах XVI-ХVII вв. онодаже именуется «престолом», т.е. троном. На его дверных створкахпомещен текст легенды, которая рассказывает о том, как в XIIв, великий киевский князь Владимир Мономах получил в дарот византийского императора Констан­тина Мономаха государственные регалии,среди которых была и знаменитая шапка Мономаха. Три стенки «Царскогоместа» украшают 12 сюжетных рельефов, иллюст­рирующих этот рассказ.Легенда была призвана показать преемственность политической власти московскихгосударей от византийских императоров.
Венчает «Царское место» двуглавый орел. |Этот символвеликокняжеской власти, принятый в XVв. Иваном III,помещался на княжеских вещах, монетах, государственных печатях. С течениемвремени двуглавый орел стал восприниматься как герб Российского государства.
Становлению и утверждению российскогосамодержавия посвящен самый большой раздел экспозиции (витрины 1-6). Началораздела представляет историю трех царских династий – Рюриковичей, Годуновых иРомановых. В витрине 2 экспонируется вещи из казны первых русских царей.Владельческая надпись на серебряном стакане свидетельствует о том, что онпринадлежит государю-царю и великому князю Иоанну Васильевичу и его сыну,царевичу Федору Иоанновичу. Здесь же можно увидеть чарку, которая принадлежалаконюшему ближнему боярину Борису Годунову: По восшествии на престол царь Борисне оставил ее в своей казне, а подарил одному ил придворных — КлаусуСевастьянову. Портрет царя Федора Иоанновича происходит из уже упомянутойколлекции надгробных портретов русских царей из Архангельского собораМосковского Кремли. К этой же коллекции принадлежит двойной портрет первыхцарей из династии Романовых — Михаила Федоро­вича и Алексея Михайловича.
Укрепление российской государственности шло рука об руку сукреплением главного идеологического института в государстве — ПравославнойЦеркви — вплоть до попытки поставить духовную власть выше светской.
Тему экспозиции зала предваряет витри­на 1, в которой представленоцерковное обла­чение того времени, а витрина 4 знакомит с материалами,связанными с утверждением автокефалии — независимости Русской Право­славнойЦеркви, В центре витрины — икона московского митрополита Ионы. При нем в 1452г. Русская митрополия обретает факти­ческую независимость от Константинопольско­гопатриархата. Справа — «Чин избрания патриарха Иова». В 1589 г. былучрежден самый крупный в православном мире Русский пат­риархат, претендовавшийна вселенский статус.
В витрине 2 разнообразные документы рассказывают о жизнимонастырей, их станов­лении как крупных культурных и идеологи­ческих центров,их огромном влиянии на жизнь государства.
Особого внимания заслуживает портрет выдающегося церковногодеятели XVIIв. патриарха Никона. На портретеувековечен моментом богослужения, когда патриарх благо­словляет молящихся (такназываемый «малый выход»). Имя патриарха Никона неразрывно связано среформой середины XVIIв. направленной на укреплениецерковной организации, унификацию богослужения и богослужебных книг. Этареформа породила оппозицию, вылившуюся в движение старо­обрядчества. ИменноНикон пытался утвердить приоритет духовной власти над светской. Патриархпотерпел поражение, был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь.
Портрет Никона создан в 80-е гг. XVIIв. дружиной мастеров Оружейной палаты под руководством иконописцаИвана Безмина Уникальная техника этого произведения соеди­нила живопись иаппликацию, выполненное дорогими шелковыми и золотыми тканями Портрет,относящийся к числу ранних памят­ников русской светской живописи, в конце XVIIв. украшал палаты князя В.В. Голицына позднее находился вмосковском Высокопет­ровском монастыре — вплоть до передачи его в 1918 г.Историческому музею.
В оформлении двадцать первого зала использованы подлин­ныепамятники эпохи — например, в дверном проеме торцовой стены можно увидетькованые железные ворота из села Пурех близ Нижнего Новгорода, вотчины ДМ.Пожарского. Пурехская волость была подарена князю в благодарность заосвобождение Москвы от поляков в 1612 г.
На стенах зала — три картины и два портрета, подаренныеИсторическому музею императором Александром III. Исполненные неизвестным польским художником в начале XVIIв., картины изображают сцены обручения Марины Мнишек вКракове, ее торжественного въезда в Москву и венчания в Успенском соборе Кремляв мае 1б06 г. По особый интерес представляют парадные портреты Марины Мнишек иЛжедмитрия I, расположенные по обеим сторонамот входа в зал. Марина и Лжедмитрий изображены в соответствующих момент одеяниях,в торжественных позах. Как полагается, портреты сопровождают поясни­тельныенадписи, в которых оба названы «императорами Московскими», причем под­черкнуто— Дмитрий является зятем Сандо-мирского воеводы Юрия Мнишка, что отражаетзависимое положение Самозванца. На самом деле, возведение на престол Лжедмитриябыло организовано на деньги польской знати и самого короля. Представленнаяживописная коллекция поистине уникальна, так как других современных портретовучастников событий начала XVIIв. просто не существует.
            В ГосударственномИсторическом Музее я был впервые и мне очень понравилось. Увидеть вещи людей окоторых я очень много слышал. Почувствовать дух великих цивилизаций. Увидетьоружие первобытного человека.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.