МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛКонтрольная работа
По дисциплине Отечественнаяистория
На тему «Отмена крепостногоправа в России 1861г»
Преподаватель БаженоваС.С.
(ф.и.о.)
Студент Экономика и менеджмент
(факультет)
Iкурс, группа М5/01
(курс, группа)
Салаватуллин Д.И.
(ф.и.о.)
ТОЛЬЯТТИ 2001
СОДЕРЖАНИЕTOC o «1-1» h z
ВВЕДЕНИЕ… PAGEREF _Toc17990656h 3
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОДГОТОВКА КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ… PAGEREF _Toc17990657h 5
СОДЕРЖАНИЕ «ПОЛОЖЕНИИ» 19 ФЕВРАЛЯ 1861 г. ИИХ ПРОВЕДЕНИЕ В ЖИЗНЬ. PAGEREF _Toc17990658h 15
ОТВЕТ КРЕСТЬЯН НА РЕФОРМУ… PAGEREF _Toc17990659h 24
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ ВНАЦИОНАЛЬНЫХ ОКРАИНАХ РОССИИ. РЕФОРМЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И УДЕЛЬНОЙ ДЕРЕВНЕ… PAGEREF _Toc17990660h 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… PAGEREF _Toc17990661h 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… PAGEREF _Toc17990662h 30ВВЕДЕНИЕ
Крепостное право, т.е. прикрепление крестьян к земле, началось на Руси в XV веке. До этого землейвладели главным образом сами князья, а также монастыри и бояре. Отношения междуними и людьми, работавшими на их земле, не были ясно определены. Некоторыеземледельцы-крестьяне работали добровольно, но другие — принудительно, находясьиногда почти в рабской зависимости от землевладельцев.
Были и свободные крестьяне, работавшие на своей земле. Большинствокрестьян могло свободно переходить с одного места на другое. Такаянеопределенность земельных отношений не могла продолжаться после того, какмосковские князья начали «собирать русскую землю».
Московское государство рождалось в тяжелых условиях непрерывной борьбы свнешними врагами. Князьям нужна была вооруженная сила для защиты страны и дляпроведения своей политики. В награду за службу в войсках и при княжеском двореслужилым людям давались земли, так называемые «поместья», доходами скоторых они жили. Эти служилые люди, которые впоследствии стали называться«помещиками», должны были по первому требованию правительстваявляться в полном вооружении для участия в военных действиях, приводя с собойстолько людей, сколько требовалось в зависимости от размера их поместья.
Для обеспеченияпоместий рабочей силой стали приниматься меры к тому, чтобы«прикрепить» крестьян к земле,на которой они работали. Большое количество земель было передано во владениепомещикам. Таким образом, на этих землях установилась зависимость крестьян отземлевладельцев.
Сначала помещики владели поместьями временно. Крестьяне, работавшие уних, не принадлежали им лично. За плохуюслужбу государству помещика могли лишить земель и передать их другому. Однако,как правило, поместье оставалось в пожизненном владении. Когда умирал отец,помещиком назначался его сын и так далее.
Ни помещику, ни государству уже небыло выгодно разрешать свободный уход крестьян с занятой ими земли. Поэтомукрестьян старались удержать на месте. Свободный переход в любое время от одногопомещика к другому был запрещён. Такой переход разрешался только один раз в годв определённый, так называемый «юрьев день». Однако на практике крепостныенередко теряли это право. Если они занимали у помещика деньги и не моглиуплатить ему долга, они должны были продолжать работать у него. Иногда богатыепомещики, которым нужна была рабочая сила, приезжали в соседние поместья,уплачивали крестьянские долги и переселяли этих крепостных к себе.
Со временем, помещичьи земли стали постояннымивладениями и могли передаваться по наследству, а крестьяне оказалисьприкреплены не только к земле, но и к помещику. Помещики стали полнымихозяевами земли и людей. Над своими крепостными они получили административную и судебную власть, а такжесобирали с них установленные государством налоги.
Отношения между помещиками и крепостными не были достаточноопределены законом. Поэтому крепостные в значительной степени зависели отпроизвола помещика. До второй половины XVIII века за право владеть крепостными и землёй помещикипродолжали работать для государства. В 1761 году Пётр III своим«указом о вольности дворянства» освободил дворян (помещиков) отобязанности служить государству; крепостные же остались собственностьюпомещика. Постепенно крепостное право становилось всё более похожим на рабство.
Вопрос о крепостном праве составлял тяжелую заботудля правительства еще во времена Николая I. Крепостной строй явно устарел.Нельзя было далее оставлять крестьян в состоянии рабства. Нельзя было ожидатьроста и развития государственных сил при господстве в России отживших формкрепостного помещичьего хозяйства.
19 февраля 1855 г. на российский престол вступил АлександрII(1818 – 1881) – старший сын Николая I, при этом во всех слояхрусского общества пробудились надежды на серьезные перемены. Эти надеждыразделял и находившийся в лондонской эмиграции А. И. Герцен. В марте 1855 г. оннаправил Александру IIписьмо. «Дайте землю крестьянам, — убеждал царя Герцен, — она и так импринадлежит. Смойте с России позорное пятно крепостного состояния, залечитесиние рубцы на спине наших братий… Торопитесь! Спасите крестьянина от будущихзлодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить!»
По своей натуре Александр IIне был реформатором. В отличие от своего младшего брата Константина Николаевича Александр не увлекалсялиберальными идеями. Восточная война ясно показала отсталость и слабость нашегогосударства, Александр нашел в себе мужество признать крах николаевскойсистемы и необходимость внутренних перемен. Он понимал, что эти перемены должныбыли начаться именно с крепостного права, с «улучшения быта крепостныхкрестьян», как тогда принято было выражаться о крестьянском освобождении.Вскоре император Александр II, беседуя с дворянскими депутатами в Москве, сказалзнаменитые слова о том, что «лучше отменить крепостное право с верху, нежелидожидаться того времени, когда оно само сабою начнет отменяться снизу». Этислова имели в виду неспокойное состояние крепостных, которые ждали освобожденияи волновались год от году заметнее и сильнее. Слова государя произвели оченьбольшое впечатление на все русское общество.
Полноценное протекание событийотмены крепостного права в России 1861 г. будут освещены в работе. Такимобразом, в работе будут представлены следующие моменты:
· Предпосылки и подготовка крестьянскойреформы;
· Содержание «Положений» 19 февраля 1861 г. иих проведение в жизнь;
· Ответ крестьян на реформу;
· Особенности проведения крестьянской реформы внациональных окраинах России.
Реформы в государственной и удельной деревне; ПРЕДПОСЫЛКИ ИПОДГОТОВКА КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ
Предпосылки,которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России,складывались уже давно. Прежде всего, в последние десятилетия перед реформой1861 г. углубились социально-экономические процессы разложениякрепостничества. Как убедительно доказано многочисленными исследованиями российскихисториков и экономистов, возможности крепостного хозяйства как экономическойсистемы уже на исходе первой четверти XIXв. были исчерпаны, и оно вступило в полосу глубокого кризиса.
Крепостничество стало серьезнымтормозом развития промышленности и торговли, крестьянскогопредпринимательства. Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольномкрепостном труде, все более приходило в упадок. Кризис в первую очередь поразилбарщинные имения, а в них к середине XIXв. находились производительности барщинного труда. Крестьянин все более тяготилсябарской работой, стараясь как можно меньше тратить на нее свои силы. Видныйпублицист, славянофил и сам крупный помещик, А. И. Кошелев писал в 1847 г. встатье под характерным названием «Охота пуще неволи»: «Взглянем на барщинскуюработу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается,сколько возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше,— ему не делоделать, а день убить». Серьезные трудности переживали и оброчные имения. Какпоказывают материалы вотчинных архивов, начиная с 20-х годов XIX в.повсеместно растут недоимки в уплате оброков в оброчных имениях.
Показателемупадка помещичьих хозяйств был и рост задолженности помещиков кредитнымучреждениям и частным лицам. Помещики все больше стали закладывать иперезакладывать свои «крепостные души» в этих учреждениях. Если в начале XIX в.ими было заложено 5% крепостных крестьян, а к 30-м годам — 42%, то к 1859 г. —уже 65%. Многие помещичьи имения, обремененные долгами, «шли с молотка»: к 1833г. из 127 тыс. дворянских семей 18 тыс. уже не имели крепостных, а к 1859 г.число семей, лишившихся крепостных крестьян, увеличилось до 27 тыс. Сумма долгапомещиков, заложивших свои имения только в государственных кредитныхучреждениях, достигла астрономической величины — 425 млн. руб., что в два разапревосходило годовой доход в бюджете страны. Заметим кстати, что реформа 1861г. спасла помещиков от финансового краха: государство погасило эти долги засчет вычета их из выкупных платежей крестьян.
Другойважной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, былсоциальный фактор — нарастание из десятилетия в десятилетие крестьянскихбунтов. По данным, основанным на материалах наших архивов, за первую четвертьXIX в. было зарегистрировано 651 крестьянское волнение (в среднем по 26волнений за год), за вторую четверть этого столетия — уже 1089 волнений (43волнения за год), а за последнее десятилетие перед отменой крепостного права(1851—1860) — 1010 волнений (101 волнение за год), при этом 852 волненияприходятся на 1856— 1860 гг. Но помимо волнений протест крестьянства противкрепостной неволи проявлялся и в других формах: убийства помещиков иуправляющих имениями, распространение слухов о воле, будораживших умыкрестьян. Особое значение имели и такие массового и повседневного характераформы борьбы, не поддающиеся никакому статистическому учету и наносившиесущественный ущерб помещичьему хозяйству, как, например, заведомо плохоевыполнение барщины, неуплата оброка, захват помещичьих земель, лесные порубки,потравы полей и лугов помещика.
«Крестьянскийвопрос» давно серьезно беспокоил российское самодержавие, а в царствованиеНиколая I он приобрел особую у секретных комитетов, однако они не дали существенныхрезультатов. Осознавая необходимость отмены крепостного права, Николай I всеже полагал несвоевременной его отмену в данный момент, откладывая это нанеопределенное время (см.: «История России с древнейших времен до 1861 года».Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000. Гл. 24). Необходимо было такое крупноепотрясение, как Крымская война 1853—1856 гг., чтобы царское правительствовплотную приступило к подготовке отмены крепостного права.
Поражение в Крымской войне раскрылоглаза царизму на главную причину экономической и военно-технической отсталостистраны, на крепостное право и на социальную опасность его дальнейшегосохранения. Крепостная Россия не выдержала военного соперничества с коалициейэкономически более развитых и технически лучше оснащенных европейских стран.Крепостное хозяйство и особенно государственные финансы оказались в состоянииглубокого кризиса: громадные расходы на войну серьезно подорвали финансовуюсистему государства; частые рекрутские наборы в годы войны, реквизиции скота ифуража, рост денежных и натуральных повинностей, связанных с войной, разорялинаселение, наносили серьезный ущерб и помещичьему хозяйству.
Экономический кризис неизбежнопородил и кризис социальный. Крестьянский протест уже не ограничивалсялокальными, разрозненными бунтами и выливался в массовые движения, охватывавшиеодновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.
С 1854 г. началось массовое бегствокрестьян от помещиков, охватившее многие губернии. 2 апреля 1854 г. былобнародован царский манифест о формировании резервной гребной флотилии(«морского ополчения»). В нее могли записаться и помещичьи крестьяне, но ссогласия помещика и с письменным обязательством о возвращении к нему послероспуска флотилии. Указ ограничивал район формирования флотилии всего четырьмягуберниями — Петербургской, Олонецкой, Новгородской и Тверской. Но весть обуказе всколыхнула крестьян центральных и поволжских губерний. Среди крестьянразнеслась молва о том, «что государь император призывает всех охотников ввоенную службу на время и что за это семейства их освободятся навсегда нетолько от крепостного состояния, но и от рекрутства и от платежа казенныхповинностей». Самовольный уход для записи в ополчение вылился в массовоебегство крестьян от помещиков.
Еще более широкий характер принялоэто явление в связи с манифестом 29 января 1855 г. о наборе ратников в«подвижное сухопутное ополчение». Оно охватило десятки центральных, поволжскихи украинских губерний. Особым упорством отличалось движение крестьян вКиевской губернии, стремившихся записаться в «вольные казаки». Это движение,получившее название «киевской козаччины» (укр.), было прекращено с применениемвоенной силы.
Вскоре по окончании войны,весной-летом 1856 г., крестьяне южных губерний устремились в Крым, где, по слухам,по вышедшему указу они якобы получат свободу «от крепостного состояния».Дороги, ведущие в Крым, были забиты толпами крестьян. Воинские части, посланныедля их возвращения, встретили отчаянное сопротивление.
Эти и подобные массовыекрестьянские выступления произвели сильное впечатление на помещиков и правящиекруги. Перед ними встал призрак новой «пугачевщины», которая представлялась вто время более опасной, ибо она, как говорили помещики, могла «соединиться сглубоко задуманною демократическою революциею». Помещики и власти боялись нетолько и не столько реальных крестьянских бунтов, сколько возможности общегокрестьянского восстания, которым могли воспользоваться революционные элементы.
Таким образом, перед российскимсамодержавием со всей неотвратимостью встали экономические и политическиезадачи: необходимо было выйти из тяжелого финансового кризиса, разрешитьострые социальные проблемы и при этом сохранить положение России в рангевеликих держав.
В первый год царствованияАлександра II на его имя стали поступать «записки» и письма с критикой пороковсуществующих порядков и предложениями о проведении неотложных реформ. Эти«записки» и письма расходились во множестве списков, встречая живейший отклик вразличных общественных кругах России. Широкую известность тогда получиликритическая записка П. А. Валуева «Дума русского» (1855) и серия «политическихписем» М. П. Погодина (1854—1856). Погодин, ранее (в 30—40-х годах) защитникниколаевской системы и один из видных идеологов «официальной народности»,заявлял: «Прежняя система отжила свой век. Сам Бог, взяв с поприща действийпокойного государя, показал нам, что для России теперь нужна другая система».Он предлагал Александру II «объявить твердое намерение освободить крестьян»,ввести гласность и «свободу книгопечатания».
Впервые о необходимости отменыкрепостного права официально было заявлено Александром II в краткой речи,произнесенной им 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства.Упомянув о своем нежелании сейчас «дать свободу крестьянам», царь вынужден былв то же время заявить о необходимости приступить к подготовке их освобожденияввиду опасности дальнейшего сохранения крепостного права, указывая, что лучшеотменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно будет отменено«снизу».
Однако в течение 1856 г.практически ничего не было сделано в этом направлении, кроме разве того, что со стороны правительства предпринимались попыткивыяснить отношение дворянства к реформе и добиться от него инициативы в делеосвобождения крестьян. И здесь следует отдать должное настойчивости АлександраII, который встал выше узкокорыстных интересов дворянства. Сознаваягосударственную необходимость проведения реформ, в первую очередь крестьянской,царь последовательно шел к намеченной цели. Это тем более важно подчеркнуть,что подавляющее большинство российского дворянства было настроенокрепостнически и выступало против каких-либо реформ. Царя поддерживала либеральнаячасть помещиков, хозяйство которых было сильнее других втянуто в рыночныеотношения. Они представили ему ряд своих проектов отмены крепостного права.Проекты предусматривали разные условия освобождения крестьян, что определялосьразличием хозяйственных интересов помещиков в зависимости от конкретныхместных условий. Всего было представлено за 1856—1859 гг. более сотни различныхпроектов.
Интересы помещиков нечерноземныхгуберний России с более развитыми здесь товарными отношениями и широкимраспространением крестьянских неземледельческих промыслов, а также преобладаниемоброчной формы эксплуатации крестьянства отражал проект тверского губернскогопредводителя дворянства А М. Унковского.В своей «Записке», поданной Александру II в 1857 г., Унковский предлагалосвободить крестьян с землей «без переходного состояния», т. е. сразу, но с«вознаграждением» помещиков как за землю, предоставляемую в надел крестьянам,так и «за самих освобождаемых крестьян». Выкуп надельной земли возлагался насамих крестьян, а выкуп личности крестьянина — «на все сословия», что, посуществу, выходило на тех же крестьян, составлявших 9/10 населения страны. Проект Унковского отражалстремление помещиков нечерноземной полосы к быстрейшей ликвидации крепостныхотношений и получению максимального выкупа с целью организации своего хозяйствана предпринимательских началах.
В проекте Унковского обозначилосьтакже характерное для либерального направления русской общественной мысли тоговремени требование проведения других реформ: в области суда, администрации,печати и т. д. Это требование было четко изложено в поданном 16 октября 1859 г.Александру II адресе пяти представителей тверского, ярославского ихарьковского дворянства — А. М. Унковского, Д. В. Васильева, П. Н. Дубровина,Д. А. Хрущева и Д. А. Шретера, которые предлагали «даровать крестьянам полнуюсвободу, с наделением их землей в собственность, посредством немедленноговыкупа», образовать «хозяйственно-распорядительное управление, общее для всехсословий», основанное на выборном начале, учредить «независимую судебнуювласть», т. е. суд присяжных, с введением гласного и словесного судопроизводства,«дать возможность обществу путем печатной гласности доводить до сведенияверховной власти недостатки и злоупотребления местного управления».
Интересыпомещиков черноземной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, связанное срынком, и где земля особенно высоко ценилась, воплотил проект крупногополтавского помещика М. П. Позена,изложенный им в двух вариантах «Записок о мерах освобождения крепостныхкрестьян» (поданных Александру II в 1856 и 1857 гг.). Проект Позена выразилстремление помещиков черноземных губерний к сохранению в своих рукахмаксимального количества земли, но вместе с тем и их не заинтересованность вполном обезземелении крестьян: сохранение крестьянского хозяйства необходимобыло для обеспечения помещиков рабочими руками.
Интересыпомещиков степной полосы, относительно слабо заселенной, с преобладаниемкрупного помещичьего хозяйства, выражал проект известного славянофила, помещикаСамарской губернии, Ю. Ф. Самарина. В этом проекте,опубликованном в журнале «Сельское благоустройство», Самарин предусматривал необходимостьличного освобождения крестьян с землей и предоставления им гражданских прав.Но ввиду недостатка в степной полосе рабочих рук он считал необходимымустановить «переходный период» сроком на 10—12 лет, во время которогосохранялись бы отбывание крестьянами барщинных работ за надельную землю и правовотчинной полиции за помещиком в его имении.
Несмотря наразличия, все проекты объединяло стремление сохранить помещичье землевладение,власть помещиков и самодержавную монархию; они были направлены на созданиеусловий для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства. Однако вконечном счете преследовалась главная цель — предотвратить «пугачевщину» встране. Опасность общего крестьянского восстания рассматривалась в большинствепроектов как один из важных аргументов необходимости проведения крестьянскойреформы.
Выработкаоснований крестьянской реформы сначала была возложена на Министерствовнутренних дел. Этим занялась специальная группа чиновников подпредседательством А. И. Левшина — товарища министра внутренних дел. Летом 1856г. Левшин представил «Записку» с изложением принципов предстоящей реформы.Суть их заключалась в том, что за помещиком сохранялось право собственности навсю землю, включая и крестьянскую надельную, которая предоставлялась крестьянампри их освобождении в пользование, за что они обязаны, были нести в пользупомещика регламентированные законом повинности в виде барщины или оброка.
3 января 1857 г.был образован Секретный комитет под председательствомкнязя А. Ф. Орлова «для обсуждения мер по устройству быта помещичьихкрестьян». Это был последний, десятый по счету, секретный комитет по крестьянскомувопросу. Составленный из бывших николаевских сановников, в большинстве своемубежденных крепостников, комитет затягивал дело. Однако нараставшая социальнаянапряженность в стране заставила Александра II принять болеедейственные меры. При этом он по-прежнему стремился добиться от самихпомещиков, чтобы они проявили свою инициативу в деле подготовки реформы.Первыми изъявили на это согласие помещики трех западных («литовских») губерний— Виленской, Ковенской и Гродненской. В ответ 20 ноября 1857 г. последовал царский рескрипт генерал-губернаторуэтих губерний В. И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков трехгубернских комитетов и одной «общей комиссии в г. Вильне» для подготовкиместных проектов крестьянской реформы. В основу рескрипта Назимову, а вскоре ициркуляра министра внутренних дел были положены принципы, изложенные ранее в«Записке» А. И. Левшина и одобренные Александром II. Рескрипт Назимову сначаладержался в секрете: с текстом его конфиденциально были ознакомлены лишь губернаторы,которые должны были побудить дворян своих губерний также проявить инициативу вделе подготовки реформы. В официальной прессе рескрипт Назимову былопубликован 24 декабря 1857 г.
5 декабря 1857 г.последовал аналогичный рескрипт петербургскому генерал-губернаторуП. Н. Игнатьеву. В течение 1858 г. рескрипты были даны и остальнымгубернаторам, и в том же году в 45 губерниях, в которых находились помещичьикрестьяне, были открыты комитеты по подготовке местных проектов освобождениякрестьян. Боясь произнести слово «освобождение», правительствоофициальноназывало их «губернскими комитетами об улучшении быта помещичьих крестьян».Любопытно отношение Александра II к губернским комитетам. В ноябре 1858 г.,когда комитеты везде уже были открыты и приступили к работе, он писал братуКонстантину Николаевичу: «Хотя большого прока от них не ожидаю, но все-такиможно будет воспользоваться хорошими мыслями, которые можно надеяться найти,если не во всех, то по крайней мере в некоторых из них».
Сопубликованием рескриптов и началом деятельности губернских комитетовподготовка крестьянской реформы стала гласной. В связи с этим Секретный комитет16 февраля 1858 г. был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делудля рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии», а ещеранее в состав комитета был введен энергичный и убежденный сторонникосвобождения крестьян, великий князь Константин Николаевич, назначенный затем иего председателем вместо А. Ф. Орлова.
Опубликованиерескриптов, даже с их крайне умеренной программой, большинство помещиковвстретило отрицательно. Так, из 46 тыс. помещиков 13 центральных губернийтолько 12,6 тыс. выразили согласие на «улучшение быта» своих крестьян. В губернскихкомитетах развернулась борьба, нередко принимавшая острый характер, междулиберальным меньшинством и крепостническим большинством. Лишь в одном Тверскомкомитете преобладали либерально настроенные помещики.
Летом иосенью 1858 г. Александр II предпринял двухмесячную поездку по России. Он посетилМоскву, Владимир, Тверь, Вологду, Кострому, Нижний Новгород, Смоленск и Вильну,где заявлял о своей решимости освободить крестьян и призывал дворян поддержатьдругие готовящиеся преобразования.
Обсуждение«крестьянского вопроса» заняло центральное место в русской прессе А. И. Герценаи Н. П. Огарева за границей (в «Полярной звезде», «Голосах из России», ноособенно в «Колоколе») и в легальной печати в самой России: в органе западников«Русском вестнике» (редактор М. Н. Катков, придерживавшийся тогда либеральныхвоззрений), в умеренно-либеральном журнале «Атеней», в славянофильских журналах«Русская беседа» и «Сельское благоустройство», в «Журнале землевладельцев»,служившем трибуной для выражения помещичьих взглядов. Тон задавал журнал«Современник», в котором с 1854 г. ведущее положение занял Н. Г. Чернышевский.В опубликованных в 1858—1859 гг. в «Современнике» трех статьях под общимназванием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский проводил вподцензурной форме и внешне благонамеренном тоне идею немедленногоосвобождения крестьян с землей без всякого выкупа.
Подготовкакрестьянской реформы проходила в обстановке дальнейшего нарастаниякрестьянского движения. Если за 1857 г. властями было зафиксировано 192 разногорода крестьянских выступлений, то за 1858 г., когда подготовительныемероприятия правительства приобрели гласность, — уже 528. Сам факт началаподготовки реформы послужил толчком к крестьянским выступлениям. В донесенияхгубернаторов, губернских предводителей дворянства, офицеров корпуса, жандармови полиции за 1858 г. постоянно указывалось, что крестьяне чаще всеговосставали, «увлекаемые слухами о свободе», «прослышав о вольности из крепостногосостояния», «превратно толкуя распоряжения правительства об улучшении их быта».Но о размахе крестьянского движения за последние предреформенные годы следуетсудить не только по числу отдельных волнений. Здесь особое значение приобреломассовое брожение в крестьянстве, готовое перейти в общее восстание. Донося ослучаях открытых крестьянских выступлений, местные власти сообщали, что ещебольшее количество крестьян охвачено «скрытым волнением». Это никак несогласуется с успокоительным отчетом Департамента полиции за 1858 г.: «Собнародованием предположений об улучшении быта помещичьих крестьян они сбольшим терпением и доверием к правительству ожидают окончания этого дела, невыказывая никаких особенных признаков неприязни к владельцам».
Хотя судьбыкрестьянства решались в губернских комитетах и центральных учреждениях,готовивших реформу, а сами крестьяне были устранены от участия в деле,касавшемся их жизненных интересов, тем не менее, ни помещики, ни правительствоне могли не считаться с настроением крестьянства, которое оказывало значительноевоздействие на ход подготовки реформы. Большое впечатление на царскоеправительство произвело восстание крестьян в 1858 г. в Эстонии. Еще в 1816 г.эстонские крестьяне получили личную свободу, но без земли — ее они должны былиарендовать у своих бывших помещиков за прежние феодальные повинности. В 1856 г.было издано новое «Положение», которое явилось даже шагом назад по сравнению среформой 1816 г., так как усиливало зависимость крестьян-арендаторов отпомещиков и лишало перспективы приобрести землю в собственность. Восстаниеохватило десятки тысяч крестьян. На усмирение его были посланы крупные воинскиесилы. Это восстание воочию показало опасность безземельного освобождениякрестьян. В связи с этим 4 декабря 1858 г. Главный комитет принял новуюпрограмму реформы, предусматривавшую предоставление крестьянам их наделов всобственность посредством выкупа, правительственное содействие выкупу путеморганизации кредита и введение крестьянского самоуправления в рамках сельскойобщины. Именно эта программа и легла в основу проекта «Положений о крестьянах,выходящих из крепостной зависимости».
Вместе стем еще в начале 1858 г., в связи со сложившейся в крепостной деревненапряженной обстановкой, Александр II одобрил проект «Положений о временныхгенерал-губернаторах», которые наделялись, по сути дела, неограниченнойвластью на местах. Проект, однако, не был реализован, ибо встретил недовольстводворянства, усмотревшего в нем подрыв своих позиций в местном управлении.
4 марта1859 г. в качестве «рабочего» органа при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, на которыевозлагалось рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, исоставление проектов законов об освобождении крестьян. Одна комиссия должнабыла подготовить проект «Общего положения о крестьянах», другая —«Местныхположений о поземельном устройстве крестьян». Но фактически обе комиссии всвоей деятельности слились в одну, сохранив множественное наименование —Редакционные комиссии. Это был вневедомственный, «нетрадиционный» орган,который проделал основную работу по подготовке проекта «Положений окрестьянах». Хотя он и числился при Главном комитете, но пользовалсясамостоятельностью, будучи подчинен непосредственно императору. Редакционныекомиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственный отделы. В ихсостав входили 38 человек: 17 — представители министерств и ведомств и 21эксперт — от местных помещиков и ученых. Это были компетентные и в своембольшинстве либерально настроенные деятели. Председателем Редакционныхкомиссий был назначен Я. И. Ростовцев —близкий к Александру II и «беспоместный» (не имевший ни земли, ни крепостныхкрестьян, следовательно, не принадлежавший ни к какой «помещичьей партии»). Онпоследовательно проводил правительственную линию, не поддаваясь влиянию ни«справа», ни «слева» и пользуясь постоянной поддержкой Александра II.
Ростовцевсобрал все законодательные акты о крестьянах, все поступившие проектыкрестьянской реформы, материалы секретных комитетов, специальные журналы иоттиски статей по крестьянскому вопросу, в том числе и запрещенные в Россиизаграничные герценовские издания, которые посылались ему из III отделенияимператорской канцелярии. «Колокол» Герцена постоянно лежал на столеРостовцева. В 1859—1860 гг. было издано 25 томов «Материалов Редакционных комиссий»и 4 тома «Приложений» к ним (статистических данных о состоянии помещичьихимений). После смерти Ростовцева в феврале 1860 г. председателем Редакционныхкомиссий был поставлен министр юстиции В.Н. Панин, известный своими крепостническими взглядами. Однако он не могсколько-нибудь существенно изменить деятельность комиссий и повлиять насодержание подготовленных к тому времени проектов.
Обилиеразнообразной документации по крестьянскому вопросу, поступавшей в Главныйкомитет, вызвало необходимость создания в марте 1858 г. при Центральномстатистическом комитете Министерства внутренних дел Земского отдела,призванного заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел,связанных с подготовкой реформы. Первоначально председателем Земского отделабыл назначен А. И. Левшин, позже Н. А. Милютин— один из самых образованных и талантливых государственных деятелей тойэпохи, сыгравший немалую роль и в Редакционных комиссиях, где он являлся, посвидетельству со