39
1
Реферат по Культурологии
Тема:
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ЭЛЛИНИЗМ
Оглавление
Введение
1. I период архаический
2. Олимпийские игры
3. Чудеса античности (Дельфийский оракул)
4. Пифагор и «Пифагорейский союз»
5. Античное образование
6. Сократ, Платон, Аристотель
7. Греческая архитектура. Дорический, ионический, коринфский ордера. Парфенон
8. Эллинская культура
9. Наука эллинского периода
10. Величие и падение Рима. Закат античной культуры
Вывод
Список литературы
Введение
Античная культура - это культура Древней Греции и Древнего Рима. В истории античной Греции выделяют следующие периоды:
с VIII-VI вв. до Рождества Христова - архаический период (гомерский);
с VI-IV вв. до Рождества Христова - классический период, расцвет полисов;
с IV-II вв. до Рождества Христова - эллинский период;
со II в. до Рождества Христова - империя Македонского, упадок полисов.
1. I период архаический
I период архаический (архаика, по-гречески означает древность) - это возникновение полисов, городов-государств, единого государства у греков не было, каждый город - это малое государство; все в нем было соразмерно человеку, благоприятная природа, теплое море. Каждый полис имел свой диалект, своих богов и героев, свой календарь и монету. Прилегающие территории принадлежали полису. Граждане полиса участвовали в народных собраниях, судах, все вопросы решались публично. Это была демократия, греки не трепетали перед властью. Свобода гражданина полиса - это главная заслуга античной культуры. Все должностные лица и суд присяжных также избирались гражданами.
Вторая особенность греческой жизни была агонистика, принцип состязательности, соревнования друг с другом. Наградой за победу было признание, почет и уважение граждан полиса.
В этот же период формируется греческая мифология, не философы и священники, а 2 поэта Гомер и Гесиод составили для эллинов (так греки называли себя, от древнего названия Греции - Эллада) родословную их богов. Греки не боялись своих богов, они их любили. Боги - такие же люди, только они бессмертны, одарены силой и красотой. Гомер - слепой поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи». «Илиада» повествует о борьбе греков с троянцами, об осаде и взятии Трои (до XIX в. все относились к этому как к мифу, пока немецкий археолог Г. Шлиман не обнаружил под турецким холмом развалины Трои). Главное достоинство греков и их богов было мужество, главный порок - трусость. Во всем остальном и греки, и их боги были грешны. Гесиод написал «Теогонию», в которой объяснил происхождение богов. Боги жили как одна большая семья, во главе с Зевсом. Они распоряжались небом, землей, морем и подземным царством. Каждый бог был приставлен к своему делу, от богов пошли все ремесла, они научили греков земледелию, кузнечному и ткацкому делу, судостроению, мореплаванию, счету и письму, гимнастике и искусствам. Богам строили храмы и создавали статуи. В каждом храме был один жрец, его тоже избирали общим собранием. Никаких вероучений у греков не было, жрец не поучал, не читал проповедей, он только совершал обряд жертвоприношения богу. В жертву приносили животных, вино, фрукты. Часть давали жрецу. Боги были красивы, гармоничны, идеальны душой и телом. Им подражали. Грань между человеком и богом была прозрачна. Греки сами жили как боги, вполне наслаждались жизнью, всю физическую работу выполняли рабы полиса. В быту они были умеренны, всю силу энергии направляли на достижение калокагатии (от слова «калос» - прекрасный и «кай агатос» - объединение физических и нравственных добродетелей), красоты и добра, слитых воедино. Благодаря агонистике они в этом преуспели, каждый стремился к идеалу, к равновесию тела и души.
Жизнь была прекрасна, как и природа, жилым домом греки пользовались лишь для ночлега, жизнь протекала на площадях и стадионах. Полис давал ощущение надежности, защищенности, возможностей выделиться, самореализоваться было много.
2. Олимпийские игры
Греки началом своей истории считали 786г. до Рождества Христова - первые Олимпийские игры. Как известно, важным принципом воспитания молодежи греки считали принцип состязательности, благородного соревнования - агонистику. Священным образцом подобного соревнования были Олимпийские игры.
Олимпийские игры возникли в честь победы Зевса над своим отцом - жестоким Кроном. Крон проглотил всех своих детей, боясь, что они отнимут его власть над миром. Жена Крона Рея сумела спасти лишь Зевса, подав Крону камень вместо младенца. Зевс вырос и сверг жестокого отца, захватил власть и заставил Крона изрыгнуть всех проглоченных детей. В храме Зевса в Олимпии находилась знаменитая статуя Зевса из золота и слоновой кости, сделанная великим скульптором Ридием.
Каждые 4 года в священном городе Олимпии проводились игры, они продолжались 5 дней, по всей Греции провозглашали «священный мир». Атлет, трижды победивший в играх, получал право заказать у знаменитого скульптора свою статую и поставить ее в священной роще вокруг храма Зевса. Женщинам под страхом смерти запрещалось присутствовать на играх. Атлеты соревновались в беге, кулачной борьбе, беге на колесницах. Победители имели почет, лучшие места в театре и на праздниках, их освобождали от налогов и давали пожизненную пенсию.
3. Чудеса античности (Дельфийский оракул)
Всей Греции был известен город Дельфы, в нем находился храм бога солнца Аполлона. Этот храм был знаменит Дельфийским оракулом, который с высокой точностью предсказывал последующие события. Через оракула боги общались с людьми, открывая им будущее. Оракул Аполлона в Дельфах остается одной из самых значительных и нерешенных загадок древности. Храм стоял на расщелине в пещере. Первоначально оракул назывался Пифон, по имени змея, обитавшего в этой пещере. Однажды, взбираясь на гору Парнас, Аполлон убил змея и сбросил тело в расщелину. Дух Пифона остался в Дельфах и стал представлять Аполлона. Служить оракулу избирали жриц, они назывались пифии. Женщины более чувственные натуры, они быстрее реагировали на дым и испарения, идущие из отверстия пещеры. За 3 дня до предсказаний жрица начинала церемонию очищения, купалась в Кастальском колодце, не ела, пила воду из ключа. Перед тем, как сесть на трипод, специальную подставку в виде 3-х гигантских переплетенных змей, она жевала несколько листьев лавра. В день предсказания пифия облачалась в священное одеяние, ее вели к триподу, она садилась и погружалась в дым и испарения. Наглотавшись дыму, она изменялась, корчилась, срывала одежду и выкрикивала неразличимые звуки. Через некоторое время это состояние проходило, она становилась спокойной и величественной. Тело ее деревенело, глаза фиксировались на одной точке, и она произносила пророческие слова. Каждое движение и слово записывали 5 священнослужителей и передавали философам, которые жили при оракуле, их долгом было дать интерпретацию предсказаний. После пророчества пифия становилась буйной и освобождалась от духа. Ее уносили или уводили в покои для отдыха. Дельфийский оракул сильнейшим образом повлиял на греческую культуру. Оракул часто раскрывал подлинное лицо тирана и предсказывал судьбы. Много людей было спасено от гибели, других он вдохновлял на трудные дела. В Дельфийский храм греков влекла вера в Рок. Согласно греческой мифологии глубоко под землей 3 богини - мойры ткут ткань судьбы каждому человеку. Даже боги не властны изменить веления Рока: рок властвует над людьми и богами Олимпа. Рок слеп, неумолим и жесток. Античный герой тот, кто, зная веления рока, без страха и надежды, идет навстречу. «Покорного судьба ведет, а непокорного тащит» - говорили греки.
4. Пифагор и «Пифагорейский союз»
Пифия предрекла родителям Пифагора появление сына, который превзойдет всех людей в красоте и мудрости и много потрудится на благо человечества. Этот самый знаменитый философ родился в период между 600 и 590 годами до Рождества Христова и жил около ста лет. Учение Пифагора говорило о том, что он был превосходно знаком с содержанием восточной и западной эзотерических школ. Пифагор был инициирован в египетские, вавилонские и халдейские Мистерии. Многие полагали, что он ученик Заратустры. Пифагор посетил много стран и учился у многих учителей, включая брахманов. Пифагор был первым, кто назвал себя философом. После возвращения из странствий, Пифагор основал школу или «Пифагорейский союз». Это была одна из первых научных школ, научно-философское и этическое сообщество единомышленников. Пифагор собрал небольшую группу учеников, которых посвятил в глубокую мудрость, а также в основы оккультной математики, музыки, астрономии. Вставали пифагорейцы до восхода солнца и шли встречать восход на берег моря. Днем трудились, занимались науками, делали гимнастику. Перед сном пифагореец давал себе отчет в прожитом дне: «Как я его прожил? Что я сделал? Какой мой долг остался невыполненным?». Когда Пифагору было 60 лет, он женился на своей ученице, у них родилось 7 детей. По мере того, как он становился пожилым, силы его не убывали, в сто лет он был полон жизни. Влияние его на людей было столь велико, что похвала Пифагора наполняла его учеников восторгом, а когда он однажды на мгновение разгневался на ученика, тот покончил с собой. Пифагор был потрясен и никогда более не говорил раздраженно. Относительно смерти Пифагора общего мнения нет. Известно, что он был убит. Ученики никогда не называли его по имени, или «мастер» или «этот человек». Его имя имело для учеников священное значение. Пифагор посвящал учеников посредством формулы, скрытой в буквах его имени. Молчание, секретность и повиновение были принципами этого великого ордена. Пифагор ввел в общину различные запреты и табу, восходящие еще к первобытной магии. Пифагор имел контакты с ведущими философами всего цивилизованного мира. Главным достижением «Пифагорейского союза» являются аргументы Пифагора и его учеников в пользу монотеизма, вероятно единство Бога было высшим секретом всех древних инициаций, включая «Пифагорейский союз». Позднее учение Пифагора и ритуалы его ордена были использованы масонами.
5. Античное образование
Пифагорейское образование было закрытым для непосвященных, сакральным, недоступным. Однако у греков было неплохое светское образование. Дети с 7 до 16 лет обучались в частных платных школах. Образование было, в основном, гуманитарным. Преподавали литературу (тексты Гомера и Гесиода - обязательно), далее шло музыкальное и математическое образование. С 13-14 лет дети посещали гимнастические школы. Кроме частных школ, были государственные, которые содержались богатыми гражданами - Академия и Ликей. Академию основал философ Платон (название случайно, школа находилась в роще, посвященной герою Академу). Академия просуществовала 915 лет (с 386г. до Рождества Христова по 529г.). В Ликее была основана философская школа великого Аристотеля. Еще образование можно было получить у софистов, платных учителей мудрости. Самые известные софисты (Протагор, Горгий) обучали диалектике. Античная диалектика - это искусство обнаружения противоречий в суждениях противника, это искусство аргументации. Каждый эллин обязан был владеть диалектикой. Торговые сделки, судебные дела обсуждались публично, каждый человек являлся своим собственным адвокатом. Говорили мудрено, Протагор: «Что, как кому является, так оно и есть, для того, кому является». «Человек есть мера всех вещей». Вот классические софизмы: «То, что ты не терял, ты имеешь, ты не терял рога, значит, ты имеешь рога».
6. Сократ, Платон, Аристотель
Сначала греческие философы искали некие материальные первоначала мира во внешней природе. Этот этап греческой философии назывался натурфилософией (натурфилософия - философия природы). Они рассуждали так. Нас окружают многие материальные предметы - дерево, вода, камень. Они различны, но есть общее, все они материальны. Это значит, что есть некая невидимая, чувственно невоспримаемая материальная сущность, назовем ее архе. Архе скрывается за многообразием всего материального мира. Натурфилософы нашли четыре материальных первоначала природы: вода, огонь, земля и воздух. Философ Фалес сказал, что архе - это вода, Ксенофан, что это - земля, Гераклит - огонь, Анаксимен - воздух. Позднее появились софисты, которые вообще отрицали внешнее материальное бытие. Главное, говорили софисты, - это человек. Относительно богов, говорил софист Протагор, мне неизвестно, существуют они или нет, узнать это мешает мне многое - как трудность предмета, так и краткость человеческой жизни. Это было полное презрение к богам и выражение субъективной свободы. Объективную свободу человека показал Сократ (V в. до Рождества Христова).
Сократ. Воплощением античной мудрости был великий Сократ, святой греческой философии. Сократ не написал ни строчки, он беседовал и будоражил мысль. Под напором его иронии привычное представление греков о добре, красоте, истине рассыпались. Свой метод он называл повивальным искусством: он помогал при рождении истины. Основной вопрос философии по Сократу - как следует жить. Человек должен иметь цель, цель - это высшее благо, внутренне необходимое каждому и общее для всех. Сократ утвердил принцип внутренней свободы личности. Пока философы рассуждали о первоначалах, общество на них не обращало внимания или смеялось над ними. Но Сократ был опасен для сильных мира сего. Это был сильный, ироничный мудрец. Его ненавидели и те, кто охранял порядки и их критики - софисты. Охранителям Сократ говорил: «Это хорошо, что вы - охранители. Но вы плохие охранители, вы не знаете, что охранять и как». Софистам Сократ говорил: «Вы все критикуете, это хорошо, но вы не понимаете ни целей, ни приемов критики»». Мудрейший из афинян, Сократ сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». За это пифия провозгласила его самым мудрым из эллинов. Его обвинили в развращении юношества и приговорили к смерти.
Это была трагедия для ученика Сократа Платона. Убивали его духовного отца, человека лучшей души, за что - за превосходство ума. Убивали праведника, и не злодеи, а торжественно и публично, законной властью, волей Афин. За правду, которую он говорил им. Вот фрагмент апологии, защитной речи Сократа: «Вас, афиняне, я люблю и уважаю, но слушаться буду Бога, а не вас, и пока есть силы, философствовать не перестану». Защитная речь Сократа, полная спокойного достоинства и иронии к суду, взорвала толпу. Большинством голосов философ был признан виновным, судьи назначают ему смертную казнь. Окруженный рыдающими учениками, Сократ выпил чашу с цикутой.
Платон (427-347 гг. от Рождества Христова) происходил из знатной семьи. Казнь Сократа стала для него потрясением. Платон покинул Афины, много странствовал, побывал в Египте, где был посвящен в эзотеризм в храме Исиды. Платон создал теорию эйдосов, ему открылся мир «идей» или «эйдосов», постигаемых только разумом, а не чувствами. В этом царстве «идей» нет ничего случайного, порочного и несовершенного. Платон утверждал, что душа человека до рождения созерцает идеи, но, попадая в тело, забывает все. Истинное знание - это припоминание увиденного в царстве идей.
Аристотель (384-322 гг. до Рождества Христова) был самым знаменитым учеником Платона. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель систематизировал знания, накопленные античной наукой. Он создал логику, написал трактаты по математике, физике, психологии, теории искусства, политике. Аристотель - ученый систематизатор, его называют «самым универсальным умом античности». В течение 4-х лет он был воспитателем сына македонского царя Филиппа II, Александра. Впоследствии великий полководец почтительно отзывался о великом философе, но отношения между ними не были теплыми. Став царем, Александр поспешил избавиться от философа. Аристотель вернулся в Афины и открыл свою философскую школу - Ликей.
7. Греческая архитектура. Дорический, ионический,
коринфский ордера. Парфенон
В период архаики складывается система греческой архитектуры. Греческий храм выполнял две функции, он был местом поклонения богам и хранилищем казны. Храм размещался в центре акрополя (акрополь - укрепленная часть античного полиса, расположенная обычно на холме). Основной архитектурный тип храма - периптер. Это храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Вся дальнейшая эволюция архитектуры пошла от периптера. В основу строительства греки положили ордер. Ордер - это порядок расположения основных частей здания. Первые ордера назывались дорический, ионический и коринфский. Рассмотрим основные структурные элементы античных зданий на примере знаменитого храма дорического ордера, который назывался Парфенон (рис. 1).
Рис. 1. Фрагмент Парфенона. Дорический ордер
Главный элемент любого ордера - это колонна с венчающей капителью. На колоннах лежит антаблемент - перекрытие. Антаблемент делится на три части - архитрав, фриз и карниз. Архитрав - это нижняя балка, лежащая на колоннах. Над архитравом идет фриз, состоящий из триглифов и метоп. Триглиф - это каменная дощечка с вертикальными вырезами, метопа - плита из керамики, украшенная барельефами. Над фризой выступает карниз. Двускатная крыша, покрытая черепицей на переднем и заднем фасадах, образовывала треугольники, так называемые фронтоны, они обычно заполнялись скульптурой. Каменное основание храма было трехступенчатым, оно называется стилобат.
В дорическом ордере (рис. 2) колонная массивная, расширенная книзу. Капитель простая, состоит из плоской плиты - абака и вала - эхина. Ствол колонны покрыт вертикальными желобками - каннелюрами.
Рис. 2. Капитель простая. Дорический ордер
Позднее, к концу VII в. до Рождества Христова сложился ионический ордер. Капитель ионического ордера (рис. 3) имела завитки, которые назывались волюты, архитрав разделен на 3 полосы и казался более легким. Ствол колонны прямой и более тонкий. Карниз богато декорирован.
Рис. 3. Капитель ионического ордера
Коринфский ордер (рис. 4) имел более стройные тонкие колонны. Главное отличие коринфского ордера - это пышная капитель, состоящая из листьев аканфа (аканф - это растение с красивым резным листом).
Греческие храмы первых ордеров обычно подкрашивались, фронтоны - синим, фризы - красным цветом. Весь храм был белый и стоял на холме.
Скульптура. Греческая скульптура родилась на стадионах и олимпийских играх. Победители заказывали статуи. Так как юноши выступали обнаженными, то скульптура представляла собой обнаженное тело юноши, их называли аполлонами. Материалом служили камень, дерево, мрамор, после VI в. до Рождества Христова - бронза. Если скульптор изображал женское тело, то оно было задрапированным.
Рис. 4. Капитель коринфского ордера
Вазопись (роспись ваз). О живописи этого периода ничего не известно, зато хорошо сохранилась вазопись. Живопись покрывала сосуд как ковром. Изображались цветы лотоса или животные. Узор наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой или пурпурной краской. С VII в. до Рождества Христова ковровый рисунок был заменен рисунком черным лаком по охре. Рисунки покрывали вазы не ковром, а полосами. В рисунках появились сцены пиров, охоты и сражений. С VI в. до Рождества Христова начинается классический период античной истории - период расцвета, «золотой век» античности. В архитектуре остался ордер, но число колонн вокруг храма стало строго определенным: по длинной стороне вдвое больше, чем по короткой, плюс одна (13 : 6; 17 : 8). В архитектуре появляется образ атлета. В V в. до Рождества Христова работали знаменитые скульпторы Фидий и Поликлет. Их работы дошли до нас в римских копиях.
Парфенон. Наиболее известный храм V в. до Рождества Христова стоял в Афинах и назвался Парфенон (рис. 1). Парфенон - это периптер (70 на 31 метр), окруженный 46 колонами, высота колонн - 10 метров, по 8 колонн на портиках и 17 на длинных сторонах периптера. Колонны из мрамора, фронтон и метопы покрашены красным и синим цветом, барельефы позолочены. Парфенон считается безупречным произведением искусства. Внутри Парфенона стояла 13-метровая статуя богини Афины, изваянная Фидием из золота и слоновой кости. Парфенон погиб (разграбили), отдельные фрагменты, рельефы Парфенона хранятся в Британском музее в Лондоне.
В архитектуре IV в. до Рождества Христова появился коринфский ордер, с богато декорированной капителью. В скульптуре появился интерес к душевному миру человека. Самый знаменитый скульптор этого периода - Пракситель. Его статуя Афродиты - это первая обнаженная женская фигура. На лицах его скульптур появилось лирическое чувство, грусть, задумчивость. В эпоху классики греки расписывали стены в технике фрески (это водяные краски по мокрой штукатурке).
В греческом искусстве, как и в греческой мифологии, борются между собой два начала - аполлоническое и дионисийское. Аполлон, сын Зевса и Латоны, был богом света и солнца, покровителем искусств, непревзойденно играл на арфе. Это бог гармонии и меры. Дионис - сын Зевса и фиванки Семелы, это божество буйных сил природы, бог экстаза, опьянения и вина. В честь Аполлона состязались в музыкальном искусстве, победитель получал венок из лавра - священного дерева Аполлона. В честь Диониса устраивались «вакханалии» (от прозвища Диониса - «Вакх»). Это были исступленно-буйные оргии, которые освобождали человека от обычных запретов.
Античная драма возникла из сельских праздников в честь Диониса, его греки изображали в виде козла или быка. Позднее Дионис стал богом виноделия, потом богом театра и поэзии. Участникам действа мазали лицо винной гущей, надевали козлиные шкуры, пели непристойные песни. Эти песни воспевали фаллос - мужское рождающее начало, поэтому их называли фаллическими. Так возникли трагедия и комедия, из дифирамба - гимна в честь бога Диониса (Вакха). «Трагос» по-гречески означает козел, «одэ» - песнь, отсюда возникает слово трагедия. Это песнь козлов, а козлы и сатиры - это постоянные спутники Диониса (Вакха). Сатир - козлоногое похотливое, развратное существо. Слово комедия произошло от «комос» - что значит пьяная толпа ряженых на празднике Диониса. «Комос» плюс «одэ», песнь комоса - комедия.
В V в. до Рождества Христова во главе афинской демократии в течение 30 лет стоял Перикл, он привел Афины к расцвету греческой культуры. В этом веке появились великие трагики - Эсхил, Софокл, Еврипид, в IV в. до рождества Христова - комедиограф Аристофан. Эсхил был современником греко-персидских войн, он участвовал в битвах. Его основной темой является тема победы греческой демократии над деспотизмом. Он написал около 80 пьес, до нас дошло 7. В его пьесах нет ничего мелкого, в них действуют боги, титаны и герои. Софокл был актером, он написал 120 пьес, дошло 7 трагедий. У Софокла героями являются не боги и титаны, а простые люди. Основная тема его трагедий - это тема Рока и его торжество над человеческой жизнью. Эта тема воплощена в знаменитой трагедии Софокла «Эдип-царь». Эдипу, сыну коринфского царя Полиба, пифия предсказывает, что он убьет своего отца и женится на собственной матери. Опечаленный Эдип, желая избегнуть такой судьбы, покидает дом и бездомным странником отправляется куда глядят глаза. На перекрестке дорог его чуть не сбивает колесница, в завязавшейся схватке Эдип убивает четверых из пяти противников. Вскоре Эдип подходит к Фивам. Дорогу в Фивы караулит сфинкс - чудовище с львиным туловищем, птичьими крыльями и головой женщины. Эдип разгадывает загадку сфинкса, чудовище бросается в пропасть, а жители Фив становятся свободными и делают Эдипа царем. Эдип женится на Иокасте, у которой незадолго до этого погиб муж, царь Лаий. 15 лет Эдип мудро правил Фивами. Внезапно в городе начинается чума. В Дельфы отправляется посольство: оракул возвещает, что необходимо найти убийц Лаия и изгнать их из Фив. Эдип начинает расследование. В ходе его выясняются страшные вещи: человеком, убитом им на перекрестке был царь Лаий. Некогда Лаию предсказали, что его сын убьет его и женится на его жене. Лаий приказал убить сына, но сердобольный слуга оставил его живым. Ребенка нашел на поле коринфский пастух и отнес бездетному царю Полибу. Эдип - приемный сын коринфского царя, его настоящий отец - убитый им Лаий, а настоящая мать Иокаста. Иокаста, не вынеся позора, лишает себя жизни. Эдип ослепляет себя и изгоняется из Фив. Предсказание исполнилось. Всесильный Рок торжествует над человеческим разумом. Этой же теме, борьбе сильного человека и всесильного Рока, посвящена трагедия «Антигона».
У Еврипида появляется нечто новое -скептическое отношение к богам. Еврипид утверждает, что личные добродетели выше происхождения и богатства, раб не хуже свободного. Трагедия Еврипида «Медея» - это миф об аргонавтах, участниках плавания на корабле «Арго». Во главе с Ясоном они плавали в Колхиду за золотым Руном. Медея - дочь царя Колхиды, влюбилась в Ясона и ради него совершила ряд преступлений. Ясон и Медея уезжают в Коринф, у них рождается двое сыновей, но Ясон бросает Медею. Она мстит, отравляет молодую жену Ясона, ее отца, убивает своих детей и улетает на крылатой колеснице. Это новая для греческой трагедии тема: зависимость человека от патологических страстей.
Аристофан написал около 40 пьес, до нас дошло 11, это смелые, глубокие сатиры на жизнь Афин в виде шаржа, пародии, буффонады.
8. Эллинская культура
В IV веке резко усиливается окраинная Македония. Филипп II и Александр ведут завоевания, в 338 г. до Рождества Христова они разбили соединенное войско греческих полисов. Классической Греции приходит конец. Греция становится частью огромной империи Александра Македонского. Но она оказалась недолговечной: всего 13 лет царствовал Александр Македонский. После его смерти империя распалась на несколько военно-монархических государств, ее поделили военноначальники. Началась новая эпоха - эллинизм.
Многое изменилось в жизни греков, появились новые богатые, которые присвоили сокровища персидских царей, произошло имущественное расслоение греков. Сначала был некоторый экономический подъем, появились большие (1/2 млн.) города: Александрия, Антиохия, Карфаген. Но жизнь рядового эллина изменилась не к лучшему. От греческой демократии не осталось следа. Граждане страдали от тирании, или, еще хуже, от слабости царей, но изменить ничего не могли. Все решения принимались во дворце или на поле боя. Поэтому греки сосредоточили свое внимание на добывании денег и наслаждении жизнью. «Проживи незаметно» - вот девиз эллинских мудрецов. Отдушину находили в небольших кружках. Появились эпикурейцы, циники, стоики. Основной вопрос этих течений - как жить, как сохранить хотя бы личную свободу.
Эпикурейцы - последователи философа Эпикура (341-270 гг. до Рождества Христова), афинянина. В 306 г. до Рождества Христова. Эпикур основал философскую школу, получившую название «Сад Эпикура», так как его ученики собирались в саду, принадлежащему Эпикуру, он его завещал школе. Эпикур порвал с философией классического периода (Сократ, Платон, Аристотель). Цель философии - это обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и природой. Главное в жизни - чувственные телесные наслаждения (не истина, не благо). Эпикур, вслед за Демокритом, считал, что все состоит из атомов, душа - тоже состоит из атомов, из тонких, рассеянных по всему телу частиц, она похожа на ветер. Размышления о смерти: "«Когда мы есть, то смерти нет, а когда смерть наступает, нас уже нет"». Боги есть, говорит Эпикур, они обитают в пространствах между мирами и наслаждаются блаженством, они никуда не вмешиваются, люди богам безразличны. Поэтому богов не нужно бояться, но ждать помощи не надо. Единственное благо для человека - это наслаждение. Что это такое? Это отсутствие страданий. Как достичь? Самоустраниться от всех тревог и опасностей, уйти от общества и государства, быть независимым. Надо прожить жизнь незаметно. Эпикурейцы - ленивые мудрецы.
Стоики, получили название от портика «Стоя» в Афинах, где была основана их школа философом Зеноном около 300 г. до Рождества Христова.
Мир целесообразен, продуманно устроен. В мире 2 начала - пассивное и активное. Активное начало - это всепроникающий логос или бог. Цель мудреца - познать разумную связь и закономерность вещей, т.е. познать логос и жить сообразно логосу, освободившись от гнета страстей. Стоик - это человек, стойко и мужественно переносящий невзгоды. Душа человека - часть мировой разумной души, она расположена в сердце, не в голове. Так как люди причастны к логосу, то они являются гражданами единого мирового государства - Космополиса. Если невозможно жить разумно, то стоики считали морально оправданным самоубийство.
Циники (циники, cynici) название от холма в Афинах, который назывался Киносарг, там Антисфен занимался с учениками, самые известные представители - Антисфен, Диоген, Кратет. Это были люди, презиравшие все существующие порядки, мораль и культуру. От них остались не трактаты, а анекдоты, «бочка Диогена», его слова Александру Македонскому: «Отойди, не закрывай мне солнце». Антисфен был незаконнорожденный, он довел свободу до абсурда, до уличного скандала. Надо жить по собственной морали. Где бы ни жил циник, он пренебрегает законами этого общества. Именно они ввели термин «космополит», т.е. гражданин мира. Культура для циника - дым, пустая выдумка, они отрицали всякие моральные чувства, например, чувство стыда. Циник Кратет пренебрегая всякой моралью, вел свою брачную жизнь на площади. Они допускали все формы кровосмешения, половую жизнь с животными, с удовольствием занимались антропофагией (людоедство, каннибализм). Они добровольно принимали статус нищих и юродивых. Их поговорки: лучше быть варваром, чем эллином; лучше быть животным, чем человеком. Между прочим, они были учениками Сократа, но Диогена называли Сократом, сошедшим с ума. Диоген жил в бочке, существовал на подаяния, считал это добродетелью.
9. Наука эллинского периода
Единственным исключением в общем духовном упадке было развитие естествознания. В математике, механике и астрономии имела место вспышка творческой мысли. Экономический подъем подхлестнул науку. Появился обширный внешний рынок, много богатых заказчиков на чеканное серебро, лепные гончарные изделия, выдувное стекло, папирус, крашеные одежды, узорчатые ткани. Производство товаров и войны требовали новой техники, более сложных машин. Македонские правители и их преемники поощряли развитие греческой науки. Так возник первый государственный научно-исследовательский институт, который назывался Александрийский музей (мусейон). «Мусейон» - дом муз, имел богатейшую библиотеку, слава о которой гремела на весь мир. Она насчитывала около 700000 рукописей по всем отраслям знаний. В ней хранились драгоценнейшие подлинники трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Знаменитые писатели и ученые, приезжающие в Александрию, получали бесплатную квартиру в Мусейоне и освобождались от всех налогов и повинностей. Это была специальная научная работа, которая создала первую научную элиту (elite - лучший, избранный). Математика, геометрия и физика имели 2 цели - академическую и практическую. Были достигнуты замечательные результаты. Архимед определил число для практического вычисления площади круга, объема шара, цилиндра и более сложных тел. Более важной явилась систематизация теорем математики Эвклидом методом дедуцирования из аксиом. Астроном Гиппарх изобрел большую часть инструментов, которыми пользовалась астрономия в последующие 2000 лет. Он составил первый каталог звезд. Планетная система Птоломея стала образцом астрономии до эпохи Возрождения. Возникла картография, с вычислением положения городов, рек, впервые было сделано вычисление размеров Земли Эратосфеном, директором Александрийского Мусейона. Наибольшие успехи имела механика. Жизнь диктовала потребность в изобретениях, на парусных судах появились сложные лебедки и блоки, при ирригации возникла зубчатая передача, математики изобрели винт. Гениальный инженер Архимед остановил штурм Сиракуз своими чудо-машинами. Огромные камни-снаряды весом в ? т разбивали корпуса кораблей. Гигантские лапы-рычаги поднимали корабли за нос и опрокидывали, затем лапа отделялась и переводилась на другой корабль. Новой отраслью механики была пневматика - использование движения воздуха. Ктезибий и Геро создали множество гениальных безделушек, работающих при помощи сжатого воздуха. Их использовали для развлечений, праздников и в храмах при богослужениях. Практическим достижением был насос и орган. Александрийский музей имел замечательные достижения в медицине, особенно в анатомии. Была исследована нервная система, поняли, что такое пульс, назначение извилин головного мозга. Врач Гален заложил основу для арабской и средневековой медицины и анатомии, он был великий экспериментатор.
Постоянные завоевания эллинского периода давали огромное число рабов из пленных, их руками разбивались парки, возводились дворцы, храмы, жилые дома, зрелищные сооружения. Это было время создания гигантских произведений инженерного искусства. Фаросский маяк высотой в сто с лишним метров, поставленный на острове Фарос у входа в гавань Александрии, простоял 1500 лет. Архитектура этого периода тяготела к гигантским размерам. Периптеры обносили двумя рядами колонн, возникли храмы - ротонды, т.е. круглые в плане храмы. Знаменитой статуей этого периода является статуя богини победы Ника в честь победы Родосского флота. Она стояла на пьедестале в виде носа корабля на скале, обрывавшейся в море. Развивающийся хитон, мощные отведенные назад крылья, могучее тело, устремленное вперед, создают страстный ликующий образ победы.
Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян города Коринфа в 146г. до Рождества Христова. Весь последующий период античной культуры - это время господства Рима, завоевавшего все страны от Испании до Индии.
10. Величие и падение Рима. Закат античной культуры
Римская культура изначально складывалась как синтетическая и оказалась более жизнеспособной, чем греческая. Греция и Рим стартовали в истории почти одновременно. Греки началом своей истории считают I олимпийские игры - это 786 г. до Рождества Христова, а римляне - 751г. до Рождества Христова - это основание Рима. Но Рим пережил Грецию на 7 веков. Падение Рима - это 476г., стало концом античной эпохи. А в воспоминаниях Рим жил еще 1000-летие. Рим вбирал в себя все ценное, не упуская ничего. Сначала в римскую культуру были ассимилированы этруски - народ неведомого происхождения, живший на севере Италии, потом была Греция, затем Восток. К 3 в. до Рождества Христова Риму принадлежал весь Апеннинский полуостров, к концу I в. до Рождества Христова они кольцом охватили все Средиземное море. Именно открытость римской культуры обеспечила ей такую жизнеустойчивость. Этруски дали первую религию, политику и музыку и подготовили почву для встречи римской и греческой культур. Сходство между греками и римлянами было в демократических началах жизни, главное - это власть народа, свобода города и его граждан. Если центром греческого мировоззрения были боги, то для римлян - это был сам Рим и его героические римляне. Рим вел постоянные войны, это выработало типичную римскую ментальность. Железная дисциплина, мужество, стойкость, гордое достоинство, без всякого шумного веселья, которое так любили греки. Любой успех у римлян был возможен только через армию и военную карьеру. Никакой калокагатии, агонистики и диалектики.
Важнейшим достижением Рима было создание системы римского права. Это был безусловный положительный вклад в мировую культуру. В основу была положена римская семейная система права, согласно которой отец имеет абсолютную власть, он управляет женой, детьми и рабами. Юноши с детства приучались к беспрекословному повиновению. Под руководством отца изучали 2 ремесла: воина и земледельца. Подобно конфуцианству в Китае, римское право стало 2 натурой римских чиновников. Почему право возникло у римлян, а не у греков? Римский плебс, простой народ, жил труднее греческого демоса. Много сил отнимала борьба патрициев и плебеев. В ходе ее первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, регулирующие права граждан. Так появилась особая роль римского права в жизни общества. Религия Рима больше была связана с правом, а у греков с искусством, литературой, мифом. Отношение к богам было «деловое», богам нужны не чувства, а взятка в виде жертвоприношений.
Для римской культуры характерна особая роль римской аристократии. Богатые патриции имели больше прав, но и больше обязанностей. И в военное и мирное время они поставляли на службу свое состояние. Чтобы получить доступ в сенат, занять высокую должность, надо было участвовать не менее чем в 10 военных кампаниях на коне. Так что патриций был настоящим патрицием, только доблесть могла помочь ему. Простой народ, плебс, чувствовал себя неплохо, у него не было прав, но не было и таких обязанностей, как у патрициев. Знатное происхождение в Риме имело справедливое уважение. Много значило просто римское гражданство, неважно, кто ты, плебей или патриций, римский гражданин имел право на землю и долю военной добычи. Парадокс, но самым трудовым слоем в Риме была римская аристократия. Плебей, если терял землю, то становился пролетарием, от слова proles - потомство, кроме потомства ничего не имел, но само гражданство давало ему право на государственную дотацию в виде «хлеба и зрелищ».
Основная доминанта сознания римлян: «Рим - центр мира», все остальное они присоединяли к Риму, ассимилировали. Греческая наука, философия, мифология, искусство - все легко становилось римской культурой. Даже язык. Во II в. до Рождества Христова римская культура становится двуязычной: римские фамилии говорят по-гречески и по-латыни. Но, восприняв нечто чужое, они употребляли его по-своему. Например, ораторское искусство уважали, открыли риторские школы, но обучали там не всех желающих, а будущих государственных чиновников.
В I в. в Риме устанавливается военная диктатура, Рим из республики превращается в империю. Так возникает Римская империя, первым императором был Октавиан Август, он пришел к власти в результате столетней гражданской войны. Правление Августа называлось «золотым веком»: вся империя покрылась прекрасными мощеными дорогами, водопроводы снабжают города питьевой водой, строят порты, акведуки, термы (бани), театры. Возникает новая арочная архитектура, новый строительный материал, кирпич и бетон, его изготавливают из извести и вулканического пепла. Так возникает классическая цивилизация.
Римляне были народом солдат, строителей, инженеров и юристов. Завоевывая огромные территории, Рим нес туда, варварам свою цивилизацию в виде дорог, акведуков, римского права и римской школы. Во всем, создаваемом римлянами, был пафос полезности.
Это в полной мере относится и к римскому искусству. Римляне, как и греки, были язычниками, но их искусство было более прозаическим, чем проникнутое мифологией, любовью к богам, искусство греков. Во всех проявлениях римляне были практичными и трезвыми. Но высокое классическое греческое искусство они почитали за образец. По этой причине, начиная с I в., всю римскую культуру захватывает идея реставрации греческой классики. Самое сильное философское течение этого периода - неоплатонизм, представляет собой реставрацию древней греческой мифологии (оно просуществовало последующие четыре столетия).
Когда греческая культура была освоена, новая римская культура вышла за пределы аристократических кружков в средние слои общества. Этому способствовали философы и ораторы: Цицерон (I в. до Рождества Христова) создал новый идеал культурного человека - это оратор. Цицерон соединил философскую образованность и риторическое искусство, упорядочил и отточил латинскую речь. Первый римский император Август привлек к себе не только философов, но и лучших писателей своего времени - эпика Вергилия и лирика Горация. Самая значительная фигура этого времени - поэт Вергилий, равный Гомеру. В его идиллиях и буколиках изображены картины пастушеской жизни, в которых он ищет душевного покоя в эпоху политических смут. Героическая поэма Вергилия «Энеида» прославляет Великий Рим, его справедливую власть над миром. Последний великий поэт эпохи Августа Овидий демонстрирует уже полный аполитизм, у него преобладает любовная лирика («Наука о любви»). Литература постепенно вырождается в игру стиля. Это нашло полное выражение в философских трактатах и письмах Сенеки (1 век н.э.), который был воспитателем императора Нерона. В пьесах этого философа, предназначенных для чтения аристократов, героями являются люди сильных страстей, совершается много насилия и смертей. Это понятно. Весь императорский Рим жил в атмосфере кровавых репрессий, в результате которых погиб и сам Сенека.
Изобразительное искусство Рима не уступало литературе в прославлении величия Рима и его императоров. Появились бесчисленные статуи Октавиана Августа и других императоров, в которых они изображались в образе бога, чаще всего Юпитера. Каждый император, прославляя себя, сооружал новые площади, здания, амфитеатры. В I в. был построен Колизей - огромный амфитеатр для гладиаторских боев, по типу которого по сей день сооружаются стадионы. В плане Колизей представляет собой эллипс, его длина 188 м, ширина 156 м. Стена высотой 50 м состоит из трех ярусов сводчатых арок, четвертый ярус - глухой. Первый ярус украшен полуколоннами дорического ордера, второй - ионического, третий - коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могло сражаться сразу до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и разыгрывать в Колизее морские бои. В честь побед римлян и для прославления императоров возводились триумфальные арки. В I в. от извержения вулкана Везувия погибли города Помпеи, Стабии и Геркуланум. В XVIII в. раскопки Помпеи показали изумленной Европе жизнь римского города с 20000 населения, его планировку, устройство жилищ. Жилые дома одно- или двух этажные, строили из кирпича или бетона и покрывали черепичными крышами. Дом делился на две части. Для гостей предназначался атриум с бассейном посередине. В центре бассейна был фонтан, украшенный статуей. В частной половине дома, где проходила жизнь семьи, обязательно был перистиль --внутренний дворик, прямоугольной формы, любимое место отдыха семьи. Перистиль был украшен статуями, нишами, фонтанами. Вокруг атриума и перистиля были хозяйственные п остройки. Полы в домах украшались из горных пород, из морской гальки или смальты - цветной стеклянной смолы. Стены дома были расписаны фресками.
Римлянами был создан еще один тип сооружения - термы, общественные бани. Термы - не просто бани в современном смысле слова, это комплекс сооружений для омовения, отдыха и развлечений. До нашего времени сохранились руины терм Каракаллы (III век) площадью более чем в 11 гектаров.
Однако внешнее величие Рима имело свою теневую сторону. Главным для Рима была власть над миром. Обретя эту власть, создав огромную империю, до берегов Рейна и Дуная, Рим утратил внутреннюю цель. Пик имперского могущества одновременно стал кризисом и началом конца. Отсутствие цели породило духовный вакуум и скепсис. Рим, внешне могучий, внутренне исчерпал себя. Богатства, награбленные в походах, тратились на зрелища и развлечения. Пресыщенная публика щекотала нервы гладиаторскими боями, травлей львами зашитых в шкуры живых пленников и рабов, лицезрением всякой экзотики и уродов. В Риме был рынок, где можно было купить для потехи человека, родившегося без рук и ног, трехглазого человека, «сиамских близнецов» и т.п. Военные походы доставляли много рабов, римские гурманы кормили телами рабов любимых рыб. В театре роли злодеев играли осужденные на смерть преступники, по ходу спектакля их натурально убивали. Это вызывало восторг зрителей. Падение нравов - вот диагноз больного Рима. В распущенности тон задавали императоры: символами разврата и жестокости стали имена Калигулы и Нерона.
Для науки этого периода трагедия состояла в том, что цивилизация умирала очень долго. Достигнутые знания и науки без употребления деградируют и исчезают. Сначала книги просто валялись на полках, очень немногие их читали, вскоре никто уже не мог понять их, в конце концов, их стали сжигать для нагревания воды в общественных банях.
Образованная римская аристократия ушла в свою духовную нишу. В литературе возникает роман, а в скульптуре очень психологичный портрет. В портретах можно прочитать всю жестокую историю Рима: произвол правителей, праздный быт знати. По выражению Герцена, вся история римского падения выражена бровями, лбами и губами. Внутренняя логика развития жизни завершается трагедией. «Зерно, не погибнув, не может возродиться в колосе» Выходило так, что надо погибнуть. Античность умерла в христианстве, но потом возродилась в Новое время.
Вывод
Античность, т.е. греко-римская культура, создала Европейскую Цивилизацию и Европейца, как тип личности. Это человек слова и дела, гармонии и пользы - вот драгоценное наследие античности, которое, чем дальше, тем больше привлекает к себе восхищенное внимание.
Список литературы
1. Введение в культурологию. - М: «Владос», 1995.
2. Боннэр А. Греческая цивилизация. - Ростов-на-Дону, 1994, тт. 1,2.
3. Древние цивилизации. - М.. 1989.
4. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. - Ростов-на-Дону, 1994.
5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.
6. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1995.
7. Краткая история искусств. - М., 1991.
8. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Жи-вопись. Скульптура. Графика.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |