Реферат по предмету "История"


Экономика Древней Индии

РЕФЕРАТ
по дисциплине «История экономики»
по теме: «Экономика Древней Индии»

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. Предпосылки раннегоэкономического подъема
2. Экономическое развитиеИндии в 1-ой половине 1-го тысячелетия до н.э.
3. Экономика империимаурьев
4. Артхашастра
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
 
На территории древнейАзии образовались крупные очаги цивилизации, значительного развития достиглорабовладение, возникли первые рабовладельческие государства. Многочисленныеисторические памятники позволяют судить о зарождении и развитии экономики.
Данная работа посвященаэкономики Древней Индии. Работа состоит из четырех разделов. В первом разделеописывается экономическое развитие Индии на раннем этапе, производитсяобоснование раннего экономического подъема. Во втором разделе анализируетсяэкономика Индии в 1-ой половине 1-го тысячелетия до н.э. Третий раздел посвященэкономики Индии эпохи маурьев. В четвертом разделе разбирается  Атрхашастра –древнейший индийский памятник экономической мысли.

1. Предпосылки раннего экономического подъема
 
Раннему экономическомуразвитию в этом регионе благоприятствовали теплый климат, наличие плодородныхземель, возможность ежегодного орошения почвы.
Ввосточной части Северной Индии находится долина реки Ганг и её многочисленныхполноводных притоков. В настоящее время она почти безлесна, но в древности былапокрыта густыми лесами. В низовьях Ганга очень влажный климат. Даже такиевлаголюбивые культуры, как рис, джут, сахарный тростник, могут здесьвыращиваться без применения искусственного орошения. Однако с продвижением назапад атмосферные осадки становятся всё менее обильными, и искусственноеорошение оказывается всё более необходимым.
Природные условия Индиичрезвычайно разнообразны: здесь находятся самые высокие в мире горы и огромныеравнины, области с исключительным обилием атмосферных осадков и пустыни,обширнейшие степи и непроходимые джунгли, местности с очень жарким климатом ивысокогорные районы, где никогда не тают льды и снега. Животный и растительныймир Индии также отличается богатством и многообразием. При этом многие породыживотных, например различные виды крупного рогатого скота (зебу, буйволы идр.), легко поддаются приручению и одомашнению. Многие виды растений, в томчисле рис, хлопок, джут, сахарный тростник и др., оказалось возможнымкультивировать ещё в очень отдалённые времена.
Древнейшиеэнеолитические поселения пока обнаружены на западной окраине долины Инда. Хотяклимат в Северо-Западной Индии в IV-III тысячелетиях до н. э. был болеевлажным, чем в настоящее время, всё же наличие источников воды дляискусственного орошения, видимо, уже являлось определяющим при основании этихпоселений: как правило, они были расположены у горных речек и ручейков при ихвыходе на равнину; здесь воды, видимо, перехватывались плотинами и направлялисьна поля.
Ксередине III тысячелетия до н.э. в этих относительно благоприятно расположенныхрайонах важным занятием населения становилось уже земледелие, но большую рольиграло и скотоводство. Наиболее удобными для земледелия в климатических условияхИндии были речные долины, затоплявшиеся в период дождей. С дальнейшимусовершенствованием орудий труда становится возможным постепенное освоение этихдолин. В первую очередь оказалась освоенной долина Инда. Именно здесь возниклиочаги относительно развитой земледельческой культуры, ибо здесь возможности дляразвития производительных сил оказались наиболее благоприятными.
Земледелиеявлялось одним из основных занятий населения и было относительно развитым. Какпредполагают некоторые исследователи, при пахоте использовался лёгкий плуг скремнёвым лемехом или соха — простое бревно с крепким суком, хотя мотыга ещёоставалась, вероятно, наиболее обычным земледельческим орудием. Буйволы и зебустали использоваться в качестве тяглового скота. Из зерновых культур былиизвестны пшеница, ячмень и, возможно, рис; из масличных – сезам (кунжут); изогородных – дыня; из плодовых деревьев – финиковая пальма. Древние индийцыиспользовали волокно окультуренного хлопчатника; вполне вероятно, что именноони первыми в мире стали выращивать его на своих полях.
Трудносказать, в какой мере было развито в то время искусственное орошение. Следоворосительных сооружений при поселениях культуры Хараппы до сих пор необнаружено.
Скотоводствонаряду с земледелием имело важное значение в хозяйстве древнейших обитателейдолины Инда. Кроме уже упомянутых буйволов и зебу при раскопках были найденыкости овец, свиней, коз, а в верхних слоях обнаружены также и кости лошади.Есть основания считать, что индийцы в это время умели уже приручать слонов.Немалую роль в хозяйстве играло рыболовство. Некоторым подспорьем продолжалаоставаться охота.
Значительногоразвития достигло ремесло. Наряду с упоминавшейся уже обработкой металловполучили развитие прядение и ткачество. Жители долины Инда первыми в миренаучились прясть и ткать хлопок; при раскопках в одном из поселений обнаруженобрывок хлопчатобумажной ткани. Высокоразвитым для того времени было гончарноедело; найденная при раскопках глиняная посуда сделана на гончарном круге, вбольшинстве своём хорошо обожжена, окрашена и покрыта орнаментом. Найдено такжемножество сделанных из обожжённой глины пряслиц, гончарных труб, детскихигрушек и т. п. Ювелирные изделия из раскопок дают представление об искусстведревнеиндийских мастеров по обработке драгоценных металлов и изготовлениюукрашений из драгоценных и полудрагоценных камней. Ряд находок позволяетсчитать относительно высоким искусство резчиков по камню и слоновой кости.
Вновых условиях возникло имущественное, а затем и общественное неравенство, чтопривело к разложению первобытно-общинного строя, появлению классов ивозникновению государства.
 
2. Экономическое развитие Индии в 1-ой половине1-го тысячелетия до н.э.
 
Дляизучения истории Северной Индии с середины II–до середины I тысячелетия до н.э. основным источником являются древнейшие памятники литературного творчества –«Веды» (ставшие позже священными книгами), составленные на языкеиндоевропейской языковой семьи, условно называемом в науке «ведийским санскритом»,а также материалы эпических сказаний «Махабхараты» и «Рамаяны».
Слововеда значит «знание», в смысле «священное знание». К Ведам обычно относят рядразнообразных литературных памятников религиозного содержания. Основными из нихявляются четыре сборника (самхиты): «Ригведа» – Веда гимнов, «Самаведа» – Веданапевов. «Яджур-веда» – Веда молитв и жертвенных формул, «Атхарваведа» – Ведазаклинаний. Каждая из самхит имеет спои ритуальные комментарии – Брахманы,составленные много позже, когда религиозный культ значительно усложнился, амногие из текстов Вед стали уже непонятными. Одновременно комментарии эти имелицелью приспособить Веды к меняющимся общественным отношениям. К ведическойлитературе относятся также и более поздние религиозно-философские комментарии –Араньяки и Упанишады.
Ригведа– древнейший и наиболее важный источник – в окончательном виде сложилась, какпоказывают встречающиеся в ней географические наименования, в Пенджабе и вверхней части долины Ганга. Самхита Ригведы в том виде, в каком она дошла донас, сложилась в конце II тысячелетия до н. э., но основная масса содержащихсяв ней гимнов (всего более тысячи), вероятно, уже существовала в середине IIтысячелетия до н. э., а некоторые из них, возможно, являются ещё более древними.Более поздняя ведическая литература свидетельствует, что ко времени составленияРигведы центр индийской культуры переместился из долины Инда несколько кюго-востоку – в район междуречья Ганга и Джамны.
Периоджизни населения Индии, нашедший своё отражение в ведической литературе,охватывает много сотен лет, поэтому данные об экономике и общественной жизни,содержащиеся в Ригведе, в некоторых отношениях существенно отличаются от болеепоздних данных, содержащихся в Брахманах, которые, по всей вероятности, былисоставлены уже в первые века I тысячелетия дь н.э.
Нетсомнений в том, что индийцы в период составления Ригведы употребляли медные ибронзовые орудия. Относительно же применения в те времена железа существуютразличные мнения. Но в Атхарваведе, которая сложилась в основном на рубеже II иI тысячелетий до н. э. (хотя некоторые из её стихов, вероятно, не уступают подревности ранним стихам Ригведы), железо наряду с другими металлами упоминаетсяуже довольно часто. Овладение техникой добычи и обработки железа дало большиевозможности для развития производительных сил.
Земледельческаятехника, если судить по данным ведической литературы, отличалась от той,которую мы наблюдаем у жителей поселений культуры Хараппы; здесь, в холмистыхрайонах предгорья Гималаев, не было естественно орошаемых долин с мягкимиилистыми почвами, и обработка земли требовала гораздо большей затраты труда;возможности для того, чтобы земледелие и в этих областях стало основойхозяйственной жизни, появились только после того, как стали употреблятьсяорудия труда, сделанные из железа. В отличие от лёгкого плуга, характерного дляземледелия культуры Хараппы, здесь применялся более тяжёлый плуг, в которыйприходилось впрягать несколько пар быков.
Сначала I тысячелетия до н.э. началось быстрое освоение долины Ганга. В условияхболее совершенной техники земледелия уже могли быть использованы такиеприродные особенности долины, как большое количество атмосферных осадков иблагоприятные возможности организации искусственного орошения.
Еслив период составления Ригведы основной земледельческой культурой оставался ещёячмень, то в более поздних ведических литературных памятниках мы встречаемданные о значительном разнообразии сельскохозяйственных культур. Происходитпереход к возделыванию таких требующих искусственного орошения культур, какрис, сезам (кунжут), сахарный тростник; шире распространяется культура хлопка.
Крупнуюроль в хозяйстве играло скотоводство, которое по своему значению не уступалоземледелию, а первоначально, возможно, даже преобладало. Ведущим в скотоводствебыло разведение крупного рогатого скота. Одним из основных домашних животныхбыла лошадь. Важное значение скотоводства в хозяйстве сказалось на характерепоселений. У индийцев ведического периода мы не встречаем таких развитых имощных городских центров, как в культуре Хараппы, и хотя пуры – «города» –упоминаются в ведической литературе неоднократно, центром экономической жизни иосновным местом жительства населения была деревня. «Города» же, вероятнеевсего, представляли собой только укреплённые пункты, куда во время нападенийврагов укрывалось население, складывалось имущество и загонялся скот.
Упоминанияведической литературы о плотниках, ткачах, кузнецах, гончарах и других мастерахсвидетельствуют об известной специализации ремесленного производства. Междуразличными племенами становится всё более частым обмен. Роль первых денегиграли в древней Индии коровы, но, по-видимому, наиболее обычной в этот периодбыла меновая торговля.
Развитиепроизводительных сил неизбежно повлекло за собой коренные изменения вобщественных отношениях. Они сказались в том, что пахотная земля началапереходить во владение отдельных семей, причём племенная верхушка захватывалабольшие и лучшие участки. Военнопленных уже не истребляли, а превращали врабов. Даже в Ригведе упоминается иногда большое количество рабов. Всё болееобогащавшаяся общинная верхушка стала закабалять и порабощать обедневшихобщинников. Дальнейшее развитие неравенства привело общество к расколу наантагонистические классы рабов и рабовладельцев. Владение рабами стало одним изважнейших показателей богатства и высокого положения в обществе.
Постепенностало определяться деление всех прежде равноправных свободных на группы,неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. «Этиобщественные группы назывались варнами (Древнеиндийские варны в современнойнауке часто называют не очень определённым термином каста Хотя варны в ужесложившемся классовом обществе были замкнутыми общественными группами, термин кастаздесь не применяется, чтобы не смешивать варны со сложившимися позднее джати,также отличавшимися общественной замкнутостью, но иными по своему происхождениюи сущности. Именно джати были названы португальцами в XVI в. кастами – словом,вошедшим затем во все европейские языки.). Родо-племенная аристократия,захватившая монополию на прежде выборные общественные должности, составила двепривилегированные варны – брахманов, в которую вошли знатные жреческие роды, икшатриев, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостоялаосновная масса свободных общинников, составлявшая третью Варну – вайшьев. Висточниках сохранились упоминания о борьбе между брахманами, и кшатриями заполитическое преобладание, также как и о сопротивлении, которое вайшьи оказывалибрахманам и кшатриям, пытавшимся поставить племенное управление на службуинтересам богатого меньшинства.
historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/map18.shtmlВсё более частые войныи усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлениюбольшого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называлишудрами. Это были отбившиеся от своего племени люди, потомки побеждённых вобычных в этот период межплеменных войнах, вытесненных с мест, где они ранеежили, и лишённых, таким образом, основного средства производства – земли, и т.д. В период расцвета первобытно-общинного строя подобные «чужаки» или просто непринимались в общину и этим обрекались на гибель, или принимались и становилисьравноправными общинниками. Когда появилось общественное неравенство, чужакиесли и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав неполучали. Они не допускались к решению общественных дел и не участвовали вплеменном собрании, так же как и в племенном культе: они не проходили обрядапосвящения – «второго рождения», на которое имели право только свободные членыобщины, называвшиеся «дважды рождёнными» в отличие от «единожды рождённых»шудр. Шудры составляли четвёртую, низшую варну.
Процессобразования варн был длительным. Ещё в период Ригведы варн не было упоминаниеоб их происхождении находится только в одном из гимнов её позднейшей книги.Когда окончательно сложилось рабовладельческое государство, деление всехсвободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком,результатом божественного промысла и, таким образом, было освящено религией. Понаиболее распространённой богословской версии, бог-творец всего существующего –Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев – из рук, вайшьев – из бёдер ишудр – из ступней.
Границымежду варнами, особенно между первыми тремя, резко обозначились только стечением времени. Это выразилось в ограничении возможности смешанных браковдаже между «дважды рождёнными» различных варн, тогда как первоначально вступатьв брак между собой запрещалось, по-видимому, только шудрам и «дваждырождённым». Основой системы варн являлось закрепление уже сложившегосяобщественного неравенства и установление порядка привилегированности, согласнокоторому высшей считалась варна брахманов, за ней шла варна кшатриев, затем –вайшьев и, наконец, – шудр. Так, если за убийство брахмана полагалосьопределённое материальное возмещение, как искупление греха, то за убийствокшатрия полагалась одна четвёртая его часть, за убийство вайшьи – одна восьмая,а за убийство шудры – одна шестнадцатая. За проступки члена высшей варны поотношению к члену низшей полагалось наказание несравненно более мягкое, чем вобратном случае. Переход из одной варны в другую запрещался, так какпринадлежность к варне определялась рождением. Впрочем, фактический переход изварны в варну всё же имел место.
Длякаждой варны идеологами господствующего класса была сформулирована своя дхарма,т.е. закон образа жизни. Государственное управление оставалось в ведении двухвысших варн, причём исполнение жреческих обязанностей было привилегиейбрахманов, военное дело – кшатриев. Вайшьям было предписано заниматьсяземледелием, скотоводством, ремёслами и торговлей. Шудрам предписывалосьнаходиться в услужении у трёх высших варн. Позднее вайшьи стали мало отличатьсяот шудр вследствие дальнейшего падения роли свободных общинников в общественнойжизни. Линия раздела стала тогда проходить уже между знатью – брахманами икшатриями, с одной стороны, и простонародьем – вайшьями и шудрами – с другой.
 
3. Экономика империи маурьев
 
ИмперияМаурьев в царствование Ашоки охватывала почти весь Индийский субконтинент, заисключением крайнего юга Декана, а также значительные территории к западу отИндии. Вся империя была разбита на пять основных областей – наместничеств, управлявшихсяобычно членами царского дома: Магадха с долиной Ганга, находившаяся поднепосредственным управлением из Паталипутры, северо-запад с центром в г.Таксиле, запад (г. Уджияни), Калинга (г. Тосали) и юг (г. Сувариагири).Наместничества делились на более мелкие административные единицы. Сам царь ивысшие сановники систематически объезжали провинции с инспекционными целями.
Рассматриваемыйпериод отмечен прогрессом во всех областях экономики. В сельском хозяйствепроисходило освоение новых земель, развитие искусственного орошения, расширениенабора возделываемых культур. Известно о существовании крупных хозяйств – царя,знати и богачей – в многие сотни гектаров, с тысячами голов скота, с большимчислом подневольных работников. Основной задачей животноводства становитсявыращивание рабочего скота.
Лесныеи морские промыслы остаются уделом отсталых окраинных племен. От этого периодамы уже располагаем некоторыми данными, чтобы судить о формах земельнойсобственности. Соответственно уровням развития отдельных обществ формы эти былинеодинаковы – от первобытных коллективных до вполне развитыхчастновладельческих. Но даже в самых передовых обществах, где существовали нетолько владение и пользование землей, но и все основные формы отчуждения земли(дарение, продажа, передача по наследству), государство сохраняло правособственности на необрабатываемую землю, на полезные ископаемые и на клады, аобщина – на пастбища и пустоши. Кроме того, и государство и община сохранялиправо на контроль за всеми земельными сделками.
Важнейшимсвидетельством технического прогресса является развитие ремесла. Имеется многоданных о высоком уровне развития черной и цветной металлургии, кузнечном,оружейном и ювелирном деле, хлопкоткачестве, резьбе по дереву, камню и кости,гончарном деле, парфюмерии и пр. В каждой деревне было несколько ремесленников,удовлетворявших скромные потребности односельчан в промышленных изделиях, ноосновными центрами сосредоточения ремесла, особенно по производству сложных ивысококачественных изделий и предметов роскоши, были города. Здесь ремесленникирасселялись по специальностям и имели свои союзы – шрени,представительствовавшие перед властями и защищавшие ремесленников от произвола.Немало крупных мастерских, в которых были заняты и подневольные труженики, инаемные работники, принадлежало царю (верфи, прядильные, оружейные, ювелирные).
Развитиематериального производства и специализация его приводили к росту торговли.Наметилась также естественная областная специализация: Магадха славилась своимрисом и металлами, северо-запад страны – ячменем и лошадьми, юг – драгоценнымикамнями, жемчугом и пряностями, запад – хлопком и хлопковыми тканями;хлопкоткачеством отличались и некоторые города вне этой области – Варанаси,Матхура и др. Купцы были людьми богатыми и уважаемыми; как и ремесленники, ониобъединялись в шрени.
Государствополучало немалые доходы от торговли и потому способствовало ей поддержаниемпорядка на рынке, контролем над мерами и торговыми сделками, прокладкой дорог.Государи сами были крупными купцами, и торговля некоторыми товарами была ихмонополией. Продолжала расширяться торговля со странами Юго-Восточной Азии,Аравией, Ираном.
Развитиеторговли привело к расширению монетного обращеция. На это указывают находкикладов, содержащих иногда тысячи монет.
Наиболеераспространенной была денежная единица пана, по весу и составу сильноразличавшаяся в разных государствах и в разное время.
Насеверо-западе страны имели хождение и иностранные монеты – персидские,греческие, греко-бактрийские.
Имеетсямного данных о ростовщичестве. Минимальным долговым ростом были 15% в год, приэтом, чем ниже была Варна должника, тем выше можно было брать процент, вплотьдо 60% с шудры. Но и эта цифра могла значительно вырасти, если давалась ссуданатурой, а не деньгами, если она не была обеспечена залогом и т.д. Долговоезакабаление могло повлечь за собой частичное или полное лишение должникасвободы.
Каки во всякой другой стране, рабство в древней Индии имело свои особенности, нопринципиальные его положения были характерны и для Индии. Индийский даса былрабом в самом точном смысле этого слова: он был чужой собственностью, не имелправа на результаты своего труда, хозяин мог казнить его по своему произволу;рабов, как и всякое другое движимое имущество, продавали, покупали, передавалипо наследству, дарили, проигрывали, закладывали. От скота, как «четвероногих»,рабы отличались только как «двуногие». Хозяин имел безусловное право напотомство рабыни, независимо от того, кто был фактическим отцом. Разнообразныежизненные обстоятельства вносили коррективы в эти основные положения: иногдарабов привлекали в качестве свидетелей в суде, им часто разрешалось накоплятьматериальные средства, необходимые для уплаты выкупа, положение рабовзначительно разнилось в зависимости от обстоятельств порабощения и др. Но всеэто имело место и в других странах. Наиболее важной особенностьюдревнеиндийского рабства были различия в положении рабов и в условиях ихосвобождения, зависевшие от их сословно-кастового положения до потери имисвободы.
Самымобильным и постоянным источником рабов стало, видимо, естественноевоспроизводство, т.е. рождение рабов рабынями. Такие рабы были и самымиудобными, так как с детства привыкали к рабской доле.
Обращениев рабство военнопленных и захваченной победителем лагерной прислуги, захватрабов противника, а иногда и мирного населения имели место на протяжении всегопериода древности. Обычным явлением стало порабощение за долги, продажа идарение самого себя или продажа и дарение детей и иных свободных родственников.В рабство обращали также за некоторые преступления.
Имелисьфакты похищения людей с целью обращения в рабство, проигрыш свободным самогосебя.
Рабскийтруд использовался в различных сферах хозяйства в неравной мере. Это зависелоот специфики производства, от численности рабов, от прочности государственногоаппарата и его карательных органов и многого другого. Как правило, труд рабовхозяева старались использовать на таких работах, которые обеспечивалипостоянную занятость, простоту контроля, а также на тех, для которых труднобыло найти свободных работников (особо тяжелые и опасные работы, ритуальнонечистые и т. д.). Этим условиям более всего удовлетворяли работы при доме –молотьба, очистка зерна и хлопка, изготовление муки, доставка воды, уход заскотом, прядение, ткачество, плетение и др. По той же причине сложностиконтроля труд рабов на полевых работах использовался в мелких хозяйствахзначительно реже, чем в крупных; в последних же при перечислении используемыхработников первыми неизменно называются рабы.
Специфическимрабским трудом считалось и исполнение обязанностей домашней прислуги. Почтикаждая даже не очень состоятельная семья имела слуг-рабов, а дома богачейкишели ими – гаремная прислуга, носильщики паланкинов, посыльные, привратники,сторожа, уборщики и т.д. Обладание такими слугами считалось необходимым и сточки зрения социального престижа.
Наличиерабовладельческих отношений не исключало существования других форм эксплуатации(арендные отношения, ростовщическая кабала, наемный труд в его специфическойдля древности форме), как и общественных отношений, вовсе не основанных наэксплуатации. Все они испытывали влияние рабства, обеспечивавшего необходимуюпри том уровне развития производительных сил максимальную зависимостьэксплуатируемого от эксплуататора. Все отношения в обществе определялисьналичием рабства, тем, что утвердилась эксплуатация человека человеком в самойеё примитивной и хищнической форме.
Личностьчеловека стала товаром, даже младшие члены семьи являлись объектом торговыхсделок. Соответственно менялась государственность за счет усиления карательныхфункций, идеология – за счет освящения власти эксплуататоров.
Рабыи рабовладельцы были двумя полюсами, определявшими социальную структуру древнеиндийскогообщества. Между ними располагались, тяготея к тому или другому, остальныесоциальные слои. Так, труженики, потерявшие экономическую самостоятельность илигражданские права и вынужденные работать на других, неизбежно образовывалипромежуточные общественные прослойки, в той или иной мере примыкающие к классурабов.
Всякоерабовладельческое хозяйство стремилось иметь столько рабов, сколько оно моглоиспользовать постоянно. Но потребность в рабочей силе часто менялась (особеннов земледелии от сезона к сезону), поэтому рабовладельцы были заинтересованы вналичии в обществе каких-то постоянных резервов дешевой рабочей силы, которуюможно было бы использовать тогда, когда в ней есть необходимость, и отпускатьее, когда она не нужна. Соответственно и содержать таких работников можно былотолько в период работы, а когда они не заняты, то должны были бы заботиться осебе сами.
Вдревней Индии такие работники назывались кармакарами. К ним причислялись все,нанимавшиеся на определенный срок – батраки, поденщики, бродячие ремесленники,даже художники и лекари. Часть домашних слуг (не рабы) также считалиськармакарами. Наряду с рабами кармакары широко использовались как в царскиххозяйствах (земледельческих и ремесленных), так и в частных – и крупных имелких.
Кармакарыне были рабами, так как они работали по соглашению в течение определенногосрока и плату получали соответственно предварительной договоренности. Однако ихработа на других была следствием не только их доброй воли, и даже не толькорезультатом бедности, но и внеэкономического принуждения, прежде всегосословно-экономической регламентации, предопределявшей, что они обязаныработать на других в соответствии со своим социальным статусом и не могутпретендовать на большее. Поэтому при некотором внешнем сходстве с пролетариямикапиталистического общества их нельзя считать свободными продавцами своейрабочей силы.
Действительныеотношения между работодателями и кармакарами определялись в конечном счетеведущей формой эксплуатации – рабовладельческой. Поскольку рабство являлось длядревней эпохи наиболее полной и эффективной формой использования зависимости,хозяева стремились хотя бы частично приравнять наемных работников к рабам.
Ите и другие представлялись работодателям общей массой зависимых людей, толькоодних они купили на срок, а других навсегда. На работе и в обыденной жизни ихзачастую не отделяли друг от друга, и кармакары считались почти таким жеимуществом хозяина, как и рабы. Так же как и рабы, кармакары в период действиясоглашения могли быть подвергнуты физическим наказаниям вплоть до калечения.
Отдельныегруппы кармакаров сильно отличались друг от друга. Одни (например,отрабатывающие долг, постоянные батраки) были ближе по своему фактическомуположению к рабам, другие (подмастерья, бродячие ремесленники, краткосрочныенаемники) – дальше, но обо всех можно сказать, что если они рабами еще нестали, то вполне свободными их тоже считать нельзя. Сильно усложняло социальнуюструктуру наличие традиционных форм зависимости (патронат, старшие и младшие вроде, коренное и пришлое население), ещё мало изученных.
Характернымдля общественного строя Индии было существование на протяжении всего периодадревности многочисленного слоя общинного крестьянства. Это был слой свободныхтружеников, не подвергающихся эксплуатации, так как они обладали всемиосновными средствами производства.
Внаиболее развитых частях Индии пахотная земля была частной собственностью, хотяобщина и контролировала её использование и отчуждение. Хозяйствование велось,как правило, силами одной семьи, однако при тогдашнем уровне техническойвооруженности и в специфических природных условиях Индии этим семьям необходимобыло постоянно поддерживать производственные связи.
Борьбас наводнением и засухой, расчистка пашен, охрана людей и посевов, строительстводорог – все это требовало коллективных усилий.
Особенностьобщины как производственного коллектива заключалась и в том, что в нее входилитакже некоторые неземледельцы, обслуживающие общие и частные нужды общинников,– горшечники, кузнецы, плотники, мусорщики, сторожа и др. Это делало общинусамостоятельным экономическим организмом, мало подверженным воздействию состороны.
Вместес тем она представляла собой автономную гражданскую организацию со своейдеревенской сходкой, старостой, писцом, жрецом-астрологом, руководившимобщинным культом. Большинство судебных дел, возникавших в общине, разрешалосьтретейским разбирательством – собранием общинников или старостой; только самыесерьезные преступления рассматривались в царском суде. Государство использовалообщинную администрацию как низшее звено налогового аппарата, возлагая на неёсбор налогов. Деревни часто были укрепленными: их окружала прочная ограда, аобщинники всегда были готовы отразить нападения разбойников и мародеров.
Общиныбыли мало связаны с политической жизнью своего государства. Изолированностьобщины и различие между городом и деревней в политическом отношении отмечены игреком Мегасфеном (передано Страбоном): «Земледельцы освобождаются от военнойслужбы, их работы не нарушаются ничем; они не ходят в город, не занимаютсяникакими другими делами, не несут никаких общественных обязанностей».
Замкнутаяи устойчивая община оказывала замедляющее действие на развитие общества;пережитки общинной собственности на землю задерживали становление частнойземельной собственности, имущественную и общественную дифференциацию. Будучиавтономным общественным организмом, община препятствовала росту межрайонногоразделения труда, товарного производства и торговли. Густая сеть обычаев итрадиций опутывала труженика, обусловливая косность и технический застой.
Общинапри всей своей прочности не была неизменной. На неё воздействовали рабство,сословно-кастовое деление, частнособственнические устремления,рабовладельческая идеология. В разных частях страны это воздействие былонеодинаковым. В наиболее развитых государствах община стала сама выступать какколлективный эксплуататор по отношению к своим рабам и слугам и превращаться вколлектив мелких рабовладельцев.
Хотягосподствующие классы и государство стремились к поддержанию системы варн внеизменном состоянии, варны изменялись и приспосабливались к новым условиям.Основные принципы сохранились: наличие четырех варн, неравенство их прав иобязанностей, принадлежность к варнам по рождению, существование важныхограничений в общении между ними. Однако со временем все большее значение дляоценки общественной значимости человека приобретает его фактическое положение иособенно богатство.

4. Артхашастра
 
Выдающимсяпамятником истории экономической мысли древней Индии является трактат «Артхашастра»,автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман – Каутилья (конец IV – начало III вв.до н.э.). «Артхашастра» создавалась как наставление для царя, но по своемусодержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширныйэкономический труд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий озрелости экономической мысли Индии того времени. «Артхашастра» характеризуетсоциально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатыйматериал, иллюстрирующий развитие экономических идей.
«Артхашастра»повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждаяправомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения странысоставляли арии, делившиеся, как уже отмечалось выше, на четыре касты:брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманыи кшатрии. Автор проявлял заботу об укреплении положения ариев. Указывалось,что «для ариев не должно быть рабства». Если арии по каким-то причинам истановились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное,предусматривались меры к их освобождению. Трактат уделял большое вниманиерегламентированию рабовладения, сохранявшему черты патриархального.Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшиеобострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью,имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.
В«Артхашастре» подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятиянаселения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом оторошения. Наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактатотводил строительству, поддержанию оросительных систем, которыеквалифицировались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной системе,рассматривался как тяжкое злодеяние. «Артхашастра» содержит богатые сведения обобщественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в нейнеотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства.
«Артхашастра»уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. В нейпроводилась типичная для толкования экономической мысли стран Древнего Востокаидея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, врегламентацию общественных отношений. Более того, трактат непосредственновозлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел,включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительствоколодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производствас привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие,инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономическая политикацарской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основныеисточники доходов и т.д.
Трактат«Артхашастра» дает представление о том, как индийская экономическая мысльтрактовала основные вопросы социально-экономических отношений, хозяйственнойжизни типичного для стран Древнего Востока раннерабовладельческого общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Достижениядревневосточных государств, в том числе  Индии стали основой дальнейшегоразвития стран Востока, оказали сильное влияние на колыбель европейскойцивилизации Древнюю Грецию и Рим.
Подводя итоги можносделать выводы, что в экономике Древней Индии можно выделить следующиехарактерные черты:
1. Организационно-экономическийуровень структуры экономики определялся функционированием двухсекторной моделиэкономики, включающей государственное (храмовое) и общинно-частное хозяйства.Государство было главным собственником основного фактора производства –земли. Существовали три основные формы государственного землевладения: царское (абсолютное),храмовое и вельможное – условное, то есть земля не могла быть предметомкупли-продажи. Общинный сектор основывался на общинной собственности на землю ичастной – на средства производства. Необходимость коллективного труда длясохранения трудоёмких ирригационных систем обусловила слабое развитие частнойсобственности и преобладание патриархального (домашнего) рабства.
2. Отраслевойуровень экономики представлен большим разнообразием видов хозяйственнойдеятельности. Хотя основным сектором экономики был аграрный (ирригацион­ноеземледелие, садоводство, скотоводство), важное значение имели ремесла:гончарное дело, строительство, стеклоделие, металлургия, ювелирное дело,судостроение, текстильное дело, переработка тростника и другие.
 3. Территориальныйуровень структуры экономики рабовладения выражен сильнее на межгосударственномуровне, что определялось природно-климатическими и политическими факторами ибыло связано с необходимостью обеспечения природными ресурсами для нуждпроизводства.
4.  Для Индии былахарактерна многоукладная экономика – сосуществование элементов товарногохозяйства с элементами натурального, первобытной экономики – срабовладением.
5. Внешнеэкономическийуровень структуры экономики определялся включением Индии в систему мирохозяйственныхсвязей. Древняя Индия имела активный торговый баланс.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.   Артхашастра, или наука политики. М.:АН СССР, 1959.
2.   История Древнего мира т.1. РанняяДревность: в 3-х т., Издание третье/Ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С.Свенцицкой – М.: Издательство «Наука», 1989.
3.   Ильин Г.Ф. Индия во второй половине Iтысячелетия до н.э./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ. – М.: Знание,1983.
4.   Массон В.В. Экономика и социальный стройдревних обществ. – М., 1976.
5.   Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирнаяистория. Учебник для вузов. М., 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.