Реферат по предмету "История"


Шпаргалка по Истории международных отношений

--PAGE_BREAK--
8. Основные направления международной политики в начале 90х годов ХХ века

В последнее десятилетие XX в. международные отношения пе­режили большие, если не сказать эпохальные, изменения. Глав­ное, в эти годы окончилось военно-политическое противостояние двух систем – капиталистической и социалистической, США и СССР, Запада и Востока. В силу ряда причин внутреннего и внеш­него порядка произошел распад Советского Союза, прекратила существование социалистическая система.

Этому предшествовала целая серия событий. Первым из них по времени стала «перестройка» в СССР. Затем последовали: отказ от глобального противоборства с капитализмом и идеологизирован­ных симпатий к социалистическим и «антиимпериалистическим» странам (так называемое «новое мышление»), ликвидация в два раза большего по сравнению с американским количества ракет средней дальности в Европе в течение трехлетнего периода; отказ от поддержки региональных конфликтов в мире и вывод советских войск из Афганистана; прекращение контроля над восточноевро­пейскими союзниками, приведшее к падению в странах Восточ­ной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов; объе­динение Германии, которому не было оказано противодействия; подписание советско-американского договора об ограничении стра­тегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), несмотря на пропорциональность сокращений, более выгодную американской стороне; роспуск Организации Варшавского договора и прекра­щение деятельности Совета экономической взаимопомощи что означало потерю военно-политических союзников; наконец, отказ от военного присутствия в Европе и начало вывода с террито­рии бывших союзников советских войск. Окончательно советское военное и политическое могущество на мировой арене похоронил роспуск СССР.

В устранении напряженности в международных делах как в целом на планете, так и в Европе большую роль сыграло урегули­рование отношений Германии и подписание 10 сентября 1990 г. соответствующего соглашения. Практически этот договор под­вел окончательную черту под итогами второй мировой войны.

Впоследствии в международных делах возникли новые ос­трые проблемы. Распад Югославской Федерации, а затем и СССР привел к возникновению новых региональных конфлик­тов, которые не урегулированы до настоящего времени. Изме­нилась геополитическая ситуация в мире, прекратила свое су­ществование система международных отношений между социалистическими государствами. Страны Восточной Европы переориентировались на Запад. В июле 1997 г. на саммите НАТО в Мадриде было принято решение о расширении альянса за счет трех государств бывшего Варшавского Договора — Чехии, Польши и Венгрии. Приближение военной структуры НАТО к большинству государств СНГ может изменить геополитичес­кую обстановку, способно подорвать систему договоров по ог­раничению вооружений. Такое развитие событий может ослож­нить создание новой структуры Европы, дестабилизировать всю систему международных отношений. Война на Балканах, дру­гие конфликты в Европейском регионе, трудности переходно­го периода в странах Восточной Европы и в постсоветском пространстве создают угрозу безопасности в Европе. Эта угроза дополняется агрессивным национализмом, терроризмом, организованной пре­ступностью, неконтролируемой миграцией. В последние годы усиливается борьба за контроль над принятием решений в гло­бальном масштабе. Все это требует новых огромных усилий для сохранения и укрепления мира и международной безопасности.
9. Новые очаги напряженности на Ближнем Востоке и Европе

Одной из ключевых проблем современности является задача ликвидации очагов военной опасности, достижения политического урегулирования международных конфликтов на основе уважения суверенных прав государств и народов. Решение этой задачи настоятельно требует устранения опасного очага напряженности и конфликтов на Ближнем Востоке и Европе.

Основными угрозами для Европы в 21 веке в современных условиях глобализации могут быть следующие:

Во-первых— угроза со стороны так называемого «международного терроризма» носит очевидный характер и является основной на сегодняшний день. Все увеличивающиеся угрозы исламского терроризма при финансовой поддержке его основных центров со стороны Саудовской Аравии и Пакистана и непросчитанные последствия войны в Ираке на сегодняшний день являются основными.

Во-вторых, замороженные конфликты (Приднестровья, Южного Кавказа), нерешенные балканский и арабо-израильский конфликт. Нерешенность территориальных проблем, вопросов территориальной целостности, как в Европе (Дания — Люксембург, Косовский конфликт), так и на ее границах (Грузия, Армения, Азербайджан), в Средней и Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан).

В-третьих, не меньшую опасность для Европы представляет распространение ОМП-оружия массового поражения, существование нежизнеспособных государств и организованная преступность.

В-четвертых, все возрастающая угроза со стороны КНР. Это наличие спорных участков границы между РФ, Индией, Казахстаном, Вьетнамом, Тайванем и Китаем. Это непредсказуемость развития событий при предполагаемом развале коммунистического Китая и возможных конфликтов в приграничных областях. Вероятный конфликт с Китаем является единственным, в котором неизбежно могут быть применены все средства вооруженной борьбы.

В-пятых, очаги напряженности на Ближнем Востоке, связанные с угрозой возможных несанкционированных пусков одиночных ракет, в том числе, и с ядерными боеголовками с территорий КНДР, Ирана, Пакистана. Между этими государствами налажено сотрудничество и обмен ракетными технологиями. Эти государства располагают ракетами средней дальности, которые могут поражать цели на расстоянии 2000 км. Территория Евразии находится в их зоне досягаемости и поражения.

Первопричина и основной источник напряженности в этом районе, не раз перераставшей в военные пожары, кроются в непрекращающихся попытках империализма подавить освободительное движение арабских народов, лишить их возможности самим распоряжаться своими природными богатствами и навязать им неоколониалистское господство. В качестве главного орудия для достижения этих целей используется Израиль, правящие круги которого возвели экспансию и агрессию в ранг государственной политики. Без огромной финансовой и военной помощи со стороны мирового империализма Израиль был бы не в состоянии совершить агрессию 1967 года и до сих пор удерживать захваченные им арабские земли, препятствовать арабскому народу Палестины осуществить свое законное право на создание собственного независимого государства.

Во времена холодной войны Ближний Восток стал театром идеологической борьбы между США и СССР. В настоящее время регион политически неустойчив. Актуальными политическими проблемами на Ближнем Востоке являются война в Ираке, палестино-израильский конфликт, и (в более широком восприятии Ближнего Востока) конфликты, а также неустойчивая политическая ситуация в Пакистане и Афганистане, конфликт Пакистана с Индией из-за Кашмира, угроза нападения США на Иран.

В-шестых, угроза ввода иностранных войск, в нарушение устава ООН, на территорию сопредельных государств.

В-седьмых, угроза со стороны тоталитарных режимов, непредсказуемое поведение которых постоянно будет создавать напряженность.

Среди множества невоенных угроз для  Европы и России наибольшую угрозу представляют: новые угрозы в области пограничной сферы (наркотрафик, незаконная миграция), угрозы безопасности трубопроводным и энергетическим системам, угрозы в информационной сфере.
10. Кавказский и Азиатский узлы противоречий в международных отношениях.

Кавказ превратился в арену взаимодействия и столкновения различных геополитических и экономических интересов.

Начавшийся после развала СССР отход России на север, привел к нарушению исторически сложившегося в XX веке геополитического и стратегического равновесия в Кавказском регионе и возникновению здесь новой ситуации, неблагоприятной по ряду параметров для национальных интересов и безопасности России. Уход России из Закавказья не стал благом и для народов этого региона, где в последнее десятилетие прошлого века возник ряд кровопролитных войн, из-за которых сохранилась вражда на многие десятилетия вперед, разрушившая нарабатывавшиеся десятками лет экономические связи, сорвавшая с обжитых мест десятки и сотни тысяч людей.

Характер геополитической ситуации в Кавказском регионе, а также в Закавказье,  и его развитие на нынешнем этапе отличаются сохранением здесь очагов вооруженных конфликтов и военно-политической напряженности, столкновением ряда межгосударственных и межнациональных интересов, неустойчивым и противоречивым характером политики новых независимых государств этого района при продолжающихся соперничестве и борьбе на межнациональном, региональном и глобальном уровнях за передел сфер влияния и контроль над стратегическими ресурсами региона.

Все больший интерес проявляют к проблемам Кавказа государства-члены Европейского Союза. В Каспийском море столько же нефти, сколько и в Северном. Здесь и в Средней Азии есть огромные запасы газа – и это хорошие новости для стран Европы, испытывающих энергетический голод. Кавказский коридор является самым коротким путем из Южной Европы в Среднюю Азию и далее; отсюда перевозятся товары и энергия из Каспийского региона и Средней Азии.

В настоящее время ситуация серьезно осложняется тем, что на ближневосточных и средневосточных рынках в последние время заметно вырос сбыт оружия. Сверхдержавы все чаще сами выступают в роли его основных поставщиков. Наконец, рядом стран предпринимаются активные попытки стать обладателем собственного ядерного оружия (Израиль, Пакистан, Иран, Ирак, Ливия). Особое беспокойство в мире вызывает то обстоятельство, что еще одним каналом утечки компонентов ядерного оружия в эти страны становятся мусульманские республики бывшего Советского Союза. Анализ развития событий на южных геостратегических направлениях свидетельствует о том, что США и их союзники в борьбе за сферы влияния на Кавказе и в Центральной Азии стремятся вывести эти регионы из под влияния Москвы, нарушить традиционную геополитическую расстановку сил, перекроить территорию вновь образовавшихся государств таким образом, чтобы извлечь из этого максимальную выгоду.

Центральная Азия стала геополитическим регионом после распада советской формы государственности, объединявшей этносы, на протяжении длительного исторического периода находившиеся в весьма сложных отношениях друг с другом. В результате исторические противоречия между этносами и бывшими советскими республиками или их субрегионами стали проявляться в открытой форме.

Распад СССР впервые в истории привел к образованию национальных государств на территории Центральной Азии. Процессы образования наций современного типа и становление их государственности до сих пор не завершились в регионе. Произвольно проведенные в советское время границы между республиками привели к тому, что естественные границы расселения народов были рассечены. Несовпадение этих границ с ареалами расселения крупных этносов в будущем может послужить причиной межнациональных конфликтов. Потенциально это создает основу для всеобщего регионального конфликта, связанного с возможностью пересмотра существующих границ.
11. Суэцкий кризис 1956 года

Суэцкий кризис (Суэцкая война, Синайская война, вторая арабо-израильская война) — международный конфликт, происходивший с октября 1956 года по март 1957 года, связанный с определением статуса Администрации Суэцкого канала. Обострение ситуации привело к военным действиям Великобритании, Франции и Израиля против Египта.

Также свою роль в окончании конфликта сыграли СССР, США и ООН. Конфликт закончился без каких-либо территориальных изменений у противодействовавших сторон. Согласно большинству источников, военное поражение в Суэцком кризисе потерпел Египет.

С приходом в Египте к власти Насера и ростом его авторитета в арабском мире ситуация в регионе снова обострилась. Насер предполагал вытеснить англичан с региона, уничтожить Израиль и восстановить господство и былое великолепие ислама в регионе. Естественно, что против него были настроены англичане, а так же и французы, которые в это время боролись с арабским национализмом в Марокко, Алжире и Тунисе (северо-африканский регион). Бескомпромиcсная позиция Насера по отношению к Израилю оттолкнули от него и США, которые сначала предполагали выделить средства Египту для строительства Асуанской плотины. Отказ Запада финансировать строительство плотины подтолкнул Насера к решению национализировать «Всеобщую компанию морского Суэцкого канала». 26 июля 1956 он обьявил о национализации компании. Возник международный кризис. Консервативные кабинеты Лондона, Парижа и Израиля решают осуществить в Египте переворот и скинуть Насера. Согласно принятому в конце июля 1956 решению, Великобритания и Франция развернули подготовку к интервенции (незаконное вступление на территорию). Великобритания призвала 20 000 резервистов, Франция направила свои войска на Кипр. Пользуясь международным кризисом, израильские войска вторгаются в Египет.

Утром 30 октября 1956 года египетские подразделения напали на израильские войска. Наиболее крупные бои завязались под деревней Абу-Агила. 31 октября англо — французские войска начали военные действия. 5 ноября в Порт-Саиде и Порт-Фауде началась высадка англо-французского десанта. Египетским частям был отдан приказ отходить к каналу. К этому времени, то есть за пять дней войны, израильская армия захватила Сектор Газа, Рафах, Аль-ариш и заняла большую часть Синайского полуострова. На сторону Египта стали СССР, страны соц. лагеря, Лига арабских стран и что самое интересное — США. В решении ООН, принятом 2 ноября отмечалось, что Израиль виновен в нарушении соглашения о перемирии. Англия и Франция были объявлены агрессорами. Совет Безопасности потребовал немедленно прекратить боевые действия и вывести войска с оккупированных территорий.

5 ноября советское правительство обратилось к Англии, Франции и Израилю с ультимативным требованием немедленно прекратить военные действия, предупредив о последствиях, к которым может привести продолжение интервенции. Через 22 часа после вручения посланий советского правительства главам правительств Англии и Франции военные действия были прекращены. 6 ноября с требованием прекращения военных действий выступил и президент США Д. Эйзенхауэр.

22 декабря 1956 завершилось выведение войск Англии и Франции. В марте 1957 и израильские войска покинули оккупированные ими в течение войны территории.

Провал агрессии против Египта имел большое международное значение. Резко возрос авторитет Египта и его президента Насера, который стал лидером арабского мира. Значительно ослабели позиции Англии и Франции на Ближнем Востоке. А Израиль получил кое-какую пользу от войны: была снята блокада и запрет на проход израильских судов по Суэцкому каналу и Тиранскому проливу. Кроме того, за время своего пребывания на Синайском полуострове, Израиль вывез оттуда все что представляло собой хоть какую то ценность, в том числе и огромное количество оружия.
12. План Маршалла 40-50е годы XX века

План Маршалла – программа оказания экономической и материальной помощи нуждающимся странам после II Мировой войны, которая стала причиной возникновения этого плана. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом (вступил в действие в апреле 1948 г.). В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию). План Маршалла содействовал укреплению положения США в Западной Европе.

Свою речь с программой помощи Д. Маршалл изложил 5 июня 1947 года. 12 июля 1947 г. в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На встречу приглашались и представители СССР и стран Восточной Европы, но они отказались участвовать, подозревая США, и не безосновательно,  в попытке взять под контроль всю экономику Европы. Позже План Маршалла был применён так же к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии.

Участники обсудили размеры конкретной помощи, необходимой для каждой из них. В ответ на готовность принять её в США был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.

Условия оказания помощи:

— Не сотрудничать (с СССР)

— Не обсуждать (условия помощи)

— Не допускать (коммунистов к власти)

— Удалить (неугодных, т.е. коммунистов из власти)

— Гарантировать (лояльность, т.е. возможность изменить законы).

К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Отправной точкой комплекса мероприятий по оказанию помощи стало принятие 4 апреля 1948г. Конгрессом США «Закона об экономическом сотрудничестве», предусматривавший четырехлетнюю  программу экономической помощи Европе.

План Маршалла – 100%, из которых:

80% — продовольственная помощь

4% — оборудование

1% — техника (тракторы)

15% — финансы = 13,5 млрд. $

При освещении мероприятий по восстановлению Европы, основной упор делают на предоставление кредитов, как на главный источник возрождения экономики. Но кредиты играли не столь значительную роль.

С помощью комплекса мероприятий был поставлен под полный контроль США Западно-европейский рынок сбыта. Но самое главное, за счет чего Европа смогла восстановить экономику после войны, это то, что американцы  пустили на свой рынок европейских производителей. Кредиты выдаваемые США Европейским странам были важным, но не решающим обстоятельством. Именно с допуска на американский рынок у Европы появилась возможность окупить свои инвестиции, и перезапустить экономику через развитие уже внутреннего спроса.

Восстановление и рост послевоенной экономики Европы был вызван в первую очередь спросом в США.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели:

·         Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать

·         Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам

·         Влияние коммунистов и СССР было ослаблено

·         США и Канада получили огромный рынок сбыта

·         Был восстановлен и укреплён европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

План Маршалла показывает, что американцы не только спасли собственный рынок – разгрузили от ненужных товаров, но и захватили рынок сбыта.
13. Колониальная война во Вьетнаме 60-х гг. ХХ века

Во второй половине XIX векаВьетнам попадает в колониальную зависимость от Франции. Страна искусственно разделяется на три части — колонию Кохинхина(Южный Вьетнам), протектораты Аннам(Центральный Вьетнам) и Тонкин(Северный Вьетнам). Вместе с Лаосоми КамбоджейВьетнам вошёл в состав Французского Индокитая.

К 1930-м годам в стране складывается мощное национально-освободительное движение, возглавляемое Коммунистической партией Индокитая(лидер — Хо Ши Мин). В годы Второй мировой войныВьетнам был захвачен японцами, сначала обезоружившими, а затем полностью нейтрализовавшими французские гарнизоны. К концу войны японцы были вынуждены вывести свои войска для усиления обороны Япониии Маньчжурии, образовав при этом на территории Вьетнама марионеточную Вьетнамскую империю.

Воспользовавшись возникшим вакуумом власти, коммунисты, создавшие Вьетминь — широкую коалицию из левых освободительных движений, — в августе 1945 года(так называемая Августовская революция) ликвидировали последние институты колониальной администрации и 2 сентября1945 обнародовали Декларацию независимостиru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%A1%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8. Однако правительство Хо Ши Мина чувствовало неуверенность в своих силах, т.к. на север страны вошли войска гоминьдановского Китая, а само правительство ДРВ контролировало лишь территории вокруг Ханоя и бывшей императорской столицы Хюэ в центральном Вьетнаме. Поэтому 6 марта 1946 года хошиминовское правительство пошло на подписание с Францией т.н. соглашения Хо-Сантени, по которому правительство Хо Ши Мина в обмен на признание суверенитета Демократической Республики Вьетнам согласилось на пребывание страны в составе Французского союза. Согласно этому соглашению, в ДРВ и Ханой вошли французские войска. Однако попытка французов вмешиваться во внутренние дела ДРВ, привела к эвакуации правительства Хо Ши Мина в джунгли и началу «Войне Сопротивления». На протяжении нескольких лет бойцы Вьетминя, используя партизанские методы борьбы, сумели истощить силы французов, а затем, усилившись за счёт помощи из КНРи Советского Союза, нанесли колониальной армии ряд поражений, наиболее тяжёлым из которых оказалось падение укреплённого района Дьенбьенфувесной 1954 года.


14. Ближневосточная политика НАТО в 90-е гг. ХХ века

Распад СССР как одного из главных субъектов биполярного мира породил новые аспекты мировосприятия. В 80–90-х гг. ХХ века столкнулись две тенденции в СМО (сист.м/унар.отн) – децентрализация и интеграция. Стремление новых суверенных государств интегрироваться сразу и немедленно в европейскую систему экономических, а тем более, политических отношений не было должным образом востребовано западноевропейским сообществом. Именно в этом и заключается первая проблема во взаимоотношениях между альянсом и странами, вышедшими из состава СССР.

1990-е годы показали, что в этом направлении проблем обнаружилось немало. Дело в том, что именно начало 90-х гг. ХХ века знаменуется процессом регионализации международных отношений. Стремительные перемены в Центральной и Восточной Европе привели к тому, что НАТО столкнулась с новыми вызовами в области безопасности. Преобразованиями, произошедшими в Европе в рамках Северо-Атлантического альянса многие неудовлетворены, в т.ч. и в самом союзе. Здесь указывается, что трансформация не завершена, идет поступательный процесс адаптации и реформирования с целью обеспечения способностями НАТО успешно преодолевать новые вызовы безопасности на евроатлантическом пространстве. Однако в этом процессе главное заключается в том, что Европа и Северная Америка являются уникальным единением, основанным на общих интересах.

В результате событий рубежа 80х-90х гг. (падения Берлинской стены, «бархатных революций» в странах ЦВЕ, роспуска ОВД и распада СССР) встал вопрос о целесообразности сохрнения НАТО. Никто не знал, что с ним делать. Знали, что надо сохранять, расширять, реформировать: государства ЦВЕ, ибо 1)хотели влиться в единую Европу (цель ЕС), 2)боялись возобновления Имперских амбиций России (а точнее запад этим пугали), 3)боялись потерять власть (демократические преобразования не обагатили людей)

Мадридский саммит 1997 – приглашает 3 наиболее «готовых» стран к вступлению Венгрия, Польша, Чехия. Им вручаются индивидуальные MembershipActionPlan(s) по стандартизации воор сил, реформы, вкючение в единую оборонную инфраструктуру и пр. Предоставляется финансовая помощь на его (плана) реализацию.

Возражения России нейтрализовали в Париже в 1997г. подписав «Основополагающий Акт Россия-НАТО» — создается Совместный Постоянный Совет – огран чисто консультативный, само соглашение – ни к чему не обязывающая декларация, зато там говорится о пресловутом «особом статусе отношений».

В Вашингтоне 1999г. –50 летний саммит, официально принимают участие новоиспеченные члены. Примаков заявляет, что принципиальные интересы России – нерасширение за границы бывшего СССР. НАТО деликатно молчит. Но Прибалтику, вместе с Словенией, Румынией, Словакией и Хорватией приглашает.    продолжение
--PAGE_BREAK--
15. Карибский кризис.

Кари́бский кризис— чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзоми Соединёнными Штатамиотносительно размещения Советским Союзом ядерных ракетна Кубев октябре1962. Кубинцы называют его «Октябрьским кризисом», в СШАраспространено название «Кубинский ракетный кризис».

У Фиделя Кастро было тесное отношение с Москвой, и летом-осенью 1962 года на Кубе были размещены 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы. Это решение, принятое в мае 1962г., отвечало интересам обеих сторон — Куба получала надежное прикрытие («ядерный зонтик») от любой агрессии со стороны США, а Советское военное руководство сокращало подлетное время своих ракет до американской территории. Хрущеву крайне не нравилось, что американские ракеты «Юпитер», размещенные в Турции, могут достигнуть центров Советского Союза всего за 10 минут, в то время как советским ракетам нужно 25 минут, чтобы достичь территории Соединенных Штатов.

Переброска ракет производилась в строжайшей тайне, однако уже в сентябре руководство США заподозрило неладное. 4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега.

В ответ Хрущев заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет. Установки, обнаруженные американцами на Кубе, он назвал советским исследовательским оборудованием. Однако 14 октября американский самолет-разведчик сфотографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. В обстановке строгой секретности руководство США начало обсуждать ответные меры. Генералы предлагали немедленно разбомбить советские ракеты с воздуха и начать вторжение на остров силами морской пехоты. Но это привело бы к войне с Советским Союзом. Такая перспектива американцев не устраивала, так как никто не был точно уверен в исходе войны.

Поэтому Джон Кеннеди решил начать с более мягких средств. 22 октября, в обращении к нации он сообщил, что на Кубе обнаружены советские ракеты, и потребовал от СССР немедленно удалить их. Кеннеди объявил, что США начинают военно-морскую блокаду Кубы. 24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Безопасности ООН.

Советский Союз продолжал упорно отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Через несколько дней стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты. 26 октября Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие. В то же время Никита Сергеевич убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку.

Никита Хрущев предлагал Джону Кеннеди дать обязательство не нападать на Кубу. Тогда Советский Союз сможет вывезти с острова свое оружие. Президент Соединенных Штатов ответил, что США готовы принять данное предложение. Таким образом, первые шаги к миру были сделаны.

Но 27 октября наступила «черная суббота» Кубинского кризиса, когда лишь чудом не вспыхнула новая мировая война. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой один из самолетов-разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб.

Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. Мир оказался на грани ядерной войны. Так близко к этой грани он никогда еще не был. Однако в воскресенье, 28 октября, советское руководство решило принять американские условия. Открытым текстом было передано послание президенту США.

Решение убрать с Кубы ракеты было принято без согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно, поскольку Фидель Кастро категорически возражал против удаления ракет. Международная напряженность стала быстро спадать после 28 октября. Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую блокаду острова.
Кубинский (его называли также Карибским) кризис мирно завершился, однако он дал повод для дальнейших размышлений о судьбе мира.

Карибский кризис имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения.


16. Вьетнамский вопрос во внешней политике США 1960 – 1970 гг.

 1968 года, 31 января-в Южном Вьетнаме было развернуто генеральное наступление на позиции американских интервентов и их союзников – сайгонских войск. Отдельные отряды проникли в столицу Южного Вьетнама – Сайгон и захватили пять из семи этажей американского посольства, обстреляли ракетами крупный американский аэродром “Таншоннят. 28 февраля, как развитие наступления, были осуществлены новые сокрушительные удары по Сайгону и ряду других стратегически важных мест. В целом в ходе операции “Тэт”, американским войскам и их союзникам было нанесено крупное поражение. Американцы потеряли 543 человека убитыми и 2500 раненными – наверное это самые большие потери войск США после Второй Мировой войны. Из сайгонской армии дезертировало столько солдат, сколько за весь 1966 год.

 В Америке “правил” Л. Джонсон. Как человек, который по сути дела втянул США в разорительную и малоэффективную войну, Л. Джонсон под давлением “общественного мнения” был вынужден признать себя виновным и взять всю ответственность за поражение на себя. Но он не ушел в отставку – Л. Джонсон просто решил не баллотироваться на выборы в президенты второй раз. Поражение во Вьетнаме привело к отказу США от глубинных бомбардировок районов ДВР и 13 мая 1968 года в Париже состоялась встреча между представителями США и ДВР.

 Победившему на выборах в ноябре 1968 года, Никсону, пришлось несладко. Он должен был учитывать что президентство его предшественника было кардинально оборвано войной во Вьетнаме. Во избежание потерь, группировка США была сокращена на 69 тыс. человек, но это не сказалось на конфликте, поскольку на место выведенных войск, американцы ставили сайгонские войска. Эскалация конфликта продолжалась. 18 марта, согласно секретной директиве правительства США, в войну была втянута Камбоджа.

Затягивание войны не нашло поддержки у населения США. В октябре 1969 года произошло прямое столкновение массовых требований о прекращении войны во Вьетнаме с линией администрации на продолжение этой войны. 15 октября в Вашингтоне собралось минимум четверть миллиона демонстрантов.

 Все того же 15 ноября, в Сан-Франциско, прошла 125 тыс. демонстрация. Еще более широкая по охвату волна протеста началась в стране в апреле 1970 года. Никсон публично обозвал участников демонстраций “бездельниками”. 4 мая последовал расстрел студенческой демонстрации. Погибло 4 студента. Много раненных. Но тогда это вызвало рост напряжения и как следствие демонстрации и акции протестов еще более усилились. До конца мая, подразделения Национальной Гвардии (внутренние войска США, только замысловато названных), были применены против демонстрантов 24 раза в 16 различных штатах США.

 Главным препятствием, не дающим Америке быстро и победоносно закончить войну во Вьетнаме, был Советский Союз. Но вместо того, что бы развернуть свою дипломатию на поиск путей, которые могли бы уменьшить влияние СССР на ход войны, США как всегда понадеялись на силовое решение.

 Но приближались выборы (ноябрь 1972 года). Администрация Никсона понимала, что восстановление мира в Индокитае — главный критерий доверия в глазах рядовых американцев к кандидатам. США пошли на такие уступки вьетнамской стороне. Переговоры шли очень долго и к середине октября оказалось возможным не только согласовать требования сторон к мирному соглашению, но и даже наметить сроки его подписания. 26 октября, Г. Киссинджер, личный секретарь Никсона, на пресс-конференции заявил: “Мы верим, что мир уже рядом”. Это оказало ожидаемое воздействие на избирателей и Никсон был переизбран на второй срок.

Американцы решили изменить 60 пунктов почти подписанного мирного соглашения, причем эти изменения были практически не приемлемыми для Вьетнама. Таким образом, у США появился повод прекратить переговоры, возложив ответственность за их срыв на ДВР. И опять США стали действовать грубой силой. Но не долго. Понеся чудовищные потери, надорвав экономику, США потерпели полный крах. 27 января 1973 года в Париже было подписано Соглашение о Прекращении огня и восстановления мира во Вьетнаме и четыре протокола к нему.

Удар по США получился нешуточный. За годы агрессии, США сбросили на Вьетнам 8 миллионов тонн бомб. Погибло 58 тыс. человек (сравним – потери СССР в Афганистане 10 тыс. человек). Катастрофическими для американского режима, стали внутриполитические и внешнеполитические последствия войны во Вьетнаме. Внутри страны оказалась запущенной экономика, на многие года был запущен механизм чудовищной инфляции, обострились социальные проблемы. Вовне были подорваны доминирующие прежде экономические позиции США. Усилилась политическая изоляция США в мире (и такое было!), всему миру были продемонстрированы физические пределы военной мощи пентагона. Вступив в войну с самоуверенностью в собственной огромности, США вышли из нее  надломленными, с основательно подорванными силами. Последствия поражения в Вьетнамской войне, определили политику США на все 70е годы.
17. НАТО в решении Балканского кризиса в 90-е годы ХХ века

Весной 1997 г. в Албании было свергнуто правительство, в стране воцарились хаос и анархия. Известно было о существовании в стране военных баз НАТО. Примерно с этого времени на севере страны начали активную работу три тренировочных  лагеря албанских террористов. Позже выяснилось, что они были созданы при помощи американских спецслужб. Вскоре террористы присвоили себе имя «Освободительная армия Косова» и приступили к действиям.

В конце декабря 1997 г. на территории Косова появились люди в масках и заявили о себе  как о представителях Освободительной армии Косова (ОАК). А с января 1998 г. появились и первые жертвы. Ими стали югославские полицейские и лица албанской  национальности, которые, по мнению террористов, сотрудничали с югославскими властями.

Политические цели албанских террористов полностью раскрылись. Летом 1998 г. их официальные представители опубликовали  в западной прессе ряд статей, в которых открыто заявляли, что их основная задача заключается  в объединении  всех населенных албанцами земель в единое государство — «Великую Албанию» и откол Косова от Югославии является первым шагом на этом пути. Но Албанское население в массе не поддержало Албанских террористов

Когда стало ясно, что албанские террористы терпят поражение и их планы не реализуются, на сцену выступила американская дипломатия. В  июле — августе 1998г. Р. Холбрук посетил балканские страны, добиваясь международной  изоляции Югославии и оказания давления на ее руководство. Его усилия поддерживала  НАТО, принявшая 12

августа 1998 г. решение о возможности нанесения военного удара по Югославии и рассмотревшая три варианта вторжения на ее территорию. С этого времени развернулся  усиленный  нажим  на  Югославию не только со стороны НАТО, но и со стороны Европейского Союза и ОБСЕ.

Одновременно предпринимались усилия, чтобы поставить под контроль НАТО другие балканские государства, для чего была использована программа «Партнерство ради мира». 26 сентября 1998 г. в Скопье был подписан учредительный документ о создании «Многонациональных миротворческих сил Юго-Восточной Европы». В эту новую военно-политическую комбинацию вошли три участника НАТО — Италия, Греция, Турция — и четыре  балканские  страны  — Болгария, Румыния, Македония, Албания. Осенью 1998 г. в Македонии прошли маневры войск  НАТО. В  западной прессе открыто  писали, что конечной целью  НАТО  являются отстранение Милошевича от власти и смена его режима, установление в Белграде лояльного правительства и размещение на территории Югославии американских баз.

Нажим на Югославию продолжал нарастать. Были ужесточены экономические санкции. В сентябре 1998 г. Европейский Союз ввел запрет на полеты югославских самолетов в страны ЕС. Подключился так называемый Международный трибунал по бывшей Югославии, пославший в Совет Безопасности ООН письмо о нарушении прав человека на территории Косова. На той же стороне оказалась и ОБСЕ. В начале октября 1998 г. Холбрук на переговорах с Милошевичем требовал полного вывода сербских армий из Косова, а также размещения там войск НАТО. 13 октября 1998 г. в Белграде было заключено соглашение, вошедшее в историю как  «соглашение  Холбрук — Милошевич». Формально признавая территориальную целостность Сербии и Югославии, соглашение предусматривало вывод значительной части сербских сил с территории Косова и прекращение военных  действий, а также размещение там международных наблюдателей, в обязанность которых входил контроль за соблюдением условий соглашения, а главное — за достижением промежуточного соглашения между Белградом и представителями Косова о предоставлении краю широкой автономии и проведении референдум о будущем статусе провинции.

24 марта 1999 г. стало началом злодеяния, невиданного в Европе после окончания второй мировой войны: авиация и ракетные войска НАТО начали бомбардировки югославской территории. Движущей силой всех последующих действий были США. Это была первая война, которую затеяла НАТО, причем на территории  Европы и за пределами зоны своей ответственности. Тем самым был нарушен даже устав НАТО. Но  это было самое малое нарушение. Действия США и НАТО нарушили нормы международного права. Они нарушили все без исключения пункты Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974  г.  «Об  определении агрессии». Предприняв такие действия без санкции Совета Безопасности ООН, они продемонстрировали пренебрежение этой международной организацией. Фактически НАТО попыталась взять на себя функции вершителя судеб всего мира.
18. Американо-иракские отношения в 90-е годы ХХ века

Война Ирака против коалиции западных и арабских государств, вызванная иракской агрессией против Кувейта. 18 июля 1990 года президент Ирака Саддам Хусейн обвинил Кувейт в присвоении нефти пограничного месторождения Румейла.

На следующий день после вторжения Ирака в Кувейт президент США Дж. Буш объявил об отправке в Саудовскую Аравию американских войск для защиты этой страны от возможной иракской агрессии. 8 августа в Саудовскую Аравию прибыли подразделения американской армии. 25 августа, согласно резолюции ООН, была введена морская блокада Ирака. Хусейн, чтобы высвободить войска, находящиеся на иранском фронте, заключил мир с Ираном, уступив все спорные территории и русло Шат-Эль-Араба.

Тем временем Совет Безопасности ООН принял 12 резолюций с требованием, чтобы Ирак вывел свои войска из Кувейта, но С. Хусейн их проигнорировал. Тогда 29 ноября 1990 года Совет Безопасности специальной резолюцией разрешил государствам — членам ООН использовать все средства, включая военные, чтобы вынудить Ирак вывести свои войска из Кувейта. Сроком ультиматума для иракского президента было 15 января 1991 года. Хусейн на ультиматум не ответил.

В состав антииракской коалиции вошли 28 стран. Наиболее активную роль в ней играли США, Англия, Франция, Египет, Сирия, а также страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и др. Турция предоставила авиабазы, позволившие авиации коалиции атаковать Ирак с севера.

Объединенные вооруженные силы союзников по решению ООН возглавил американский генерал Н. Шварцкопф. Был разработан план по освобождению Кувейта под условным названием «Буря в пустыне».

17 января, когда уже истек срок ультиматума, самолеты США, Великобритании, Саудовской Аравии и Кувейта подвергли массированной бомбардировке цели в Ираке и Кувейте. Интенсивные бомбардировки продолжались трое суток. Были разрушены или выведены из строя иракский атомный центр вблизи Багдада, многие военные заводы и правительственные здания.

Иракская авиация не могла сражаться на равных с более современными самолетами союзников. Большие надежды Ирак возлагал на ракеты СКАД. Атаки с воздуха происходили еще в течение нескольких недель.

Американские морские пехотинцы захватили несколько мелких объектов на побережье Кувейта.

15 февраля Ирак заявил о готовности уйти из Кувейта, однако не указал какие-либо временные рамки для отвода своих войск. Союзники не сочли это заявление серьезным и 24 февраля начали наземную операцию в Кувейте.

Иракские войска оказались окруженными в Кувейте и в районах Басры и Насирии. 27 февраля территория Кувейта была полностью освобождена, а на следующий день капитулировала иракская армия на юге Ирака.

Президент Буш отдал приказ о прекращении боевых действий. Полная оккупация Ирака и падение режима Хусейна могли привести к непредсказуемым геополитическим последствиям, зачастую нежелательным для США и других участников коалиции. Вполне реальным становился распад Ирака.

3 марта генерал Шварцкопф и саудовский принц Халид вместе с другими руководителями войск коалиции встретились с иракскими генералами в Саф-ване на границе Ирака и Кувейта. Ирак вынужден был принять все условия перемирия, продиктованные союзниками. Уничтожались все программы Ирака, могущие служить производству оружия массового поражения, и все средства доставки такого оружия, имеющиеся в распоряжении Ирака, в том числе ракеты СКАД. Ирак также должен был вернуть все вывезенное из Кувейта имущество, освободить всех военных и гражданских пленных, отказаться от всех претензий на кувейтскую территорию и выплатить эмирату компенсацию за нанесенный вторжением ущерб.

Операция «Буря в пустыне» была первой операцией такого рода, в ходе которой победа была одержана в первую очередь за счет превосходства в средствах наведения, обнаружения и управления. Самолеты и корабли союзников наносили удары, большей частью оставаясь вне зоны действия иракских оборонительных средств.

В результате войны коалиции против Ирака США подтвердили свою ведущую роль в регионе и усилили международную изоляцию режима президента Саддама Хусейна.
19. Гражданская война в Афганистане в 70 – 80-е гг. ХХ века

В 1963 г. было создано инициативное ядро полит. партии Объединенный нац. фронт Афгана (ОНФА), в который Н. М. Тараки, Б. Кармаль, Ш. М. Дост, М. А. Хайбар, М. Т. Бадахши и др. Народно-Демократическая партия Афгана при непосредственной помощи КПСС была образована 1 января 1965 г. на Учредительном съезде, который тайно состоялся в доме писателя Н. М. Тараки. В частности, осенью 1965 г. партия приняла участие в парламентских выборах и провела в нижнюю палату 4 своих делегатов: Б. Кармаля, Н. А. Нура, А. Ратебзад и Файзль-уль-Хака. После образования НДПА в ее руководстве началась борьба за лидерство на почве главным образом личного соперничества м/у Н. М. Тараки и Б. Кармалем. Вскоре в руководстве произошел раскол. Осенью 1966 г. Б. Кармаль со своими сторонниками вышел из состава ЦК и сформировал фракцию «Парчам» («Знамя»). Сторонники Н. М. Тараки были известны как «Хальк» («Народ»). 17 июля 1973 г. генерал Мухаммед Дауд, с помощью ведущих деятелей «Парчам» совершил переворот, отстранив от власти короля Захир Шаха, упразднив монархию и провозгласив себя президентом республики. На след. день после переворота обе фракции НДПА выступили с заявлением своих ЦК, в которых содержался призыв обеспечить поддержку республиканскому строю. Полит. органом нового режима стал Центральный комитет республики. После вступления в должность президента М. Дауд сразу же пообещал лидерам НДПА, что его новое правительство проведет социальные реформы и программы модернизации, установит более тесные отношения с Советским Союзом. Однако М. Дауду были чужды предлагаемые пути и взгляды парчамистов по переустройству афганского общества, он стремился руководствоваться нац. интересами своей страны. К 1976 г. очистил круг своих приближенных советников от всех парчамистов. В июне 1977 г. после объединительной конференции, состоявшейся в Джелалабаде, лидеры «Хальк» и «Парчам» заявили о единстве НДПА. Ген.секретарем партии вновь стал Hyp Мухаммед Тараки. В апр 1978 года был убит видный коммунистический деятель, член фракции Парчам Мир Акбар Хайбер, бывший редактор парчамистской газеты. Его похороны вылились в демонстрацию против режима президента Дауда, тк ходили слухи о причастности к убийству Дауда. Дауд приказал арестовать лидеров НДПА. В ночь на 26 апр Таракии Кармальбыли арестованы. 4 часа спустя, был отправлен в тюрьму и уже находившийся под домашним арестом Амин. Однако Амин передал верным НДПАвоинским частям заготовленный приказ о начале вооруженного восстания.

27 апр1978 годав Афганистане произошла революция (Саурская), в результате которой был убит прежний президент Мухаммед Дауд. Главой государства и премьер-министром становитсяТараки, его заместителем — Б. Кармаль, а Х. Амин— первым заместителем премьера и министром иностр. дел. Формально в Афгане был установлен социализм. После Саурской революции с новой силой проявились разногласия в руководстве НДПА. Н. М. Тараки и X. Амин добились принятия особого постановления Политбюро ЦК НДПА, которое категорически запрещало любую фракционную деятельность. На практике это постановление использовалось в интересах халькистской группировки, а любые иные высказывания и предложения квалифицировались как фракционная деятельность и отвергались без какого-либо обсуждения.

14 окт Тараки был отстранен со своей должности на тайном заседании Амином,10 окт 1978 было официально объявлено о смерти Н. М. Тараки от непродолжительной и тяжелой болезни, хотя позже стало известно, что офицеры президентской гвардии за два дня до этого задушили его по приказу X. Амина. X. Амин повел дело к установлению диктаторского режима, развернув в стране кампанию террора и репрессий. К концу 1979 г. оппозиционное движение сумело довести численность своих полурегулярных формирований до 40 тыс. чел., тем временем X. Амин просил СССР о военной помощи. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря1979 годана заседании Политбюро ЦК КПСС. Президент Х. Аминбыл заменен на ставленника СССР  Б. Кармаля. Офиц режим Б. Кармаля поддержку СССР. Политическую, военную, финансовую и иную помощь моджахедам оказывали США, западно-европейскиеи ряд азиатских стран.    продолжение
--PAGE_BREAK--
20. Проблема Курильских островов в системе международных отношений.

Проблема принадлежности юж. Курильских островов — территориальный спор между Японией и Россией, который яв-ся неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова перешли под контроль СССР, однако ряд юж. островов — Итуруп, Кунашир, Шикотан  и группа островов Хабомаи — оспариваются Японией. Проблема принадлежности юж. Курильских островов яв-ся основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора.

История.Впервые русско-японские отношения были установлены в 1855 году Симодским Трактатом о границах и торговле, согласно которому граница между нашими странами прошла м/у островами Уруп и Итуруп, то есть Япония получила законные права на 4 южн. острова Курильской гряды — Кунашир, Итуруп, Шикотан и о-ва Хабомаи. Сахалин был оставлен неразделенным. В 1875 году Россия передала Японии принадлежавшие ей Сев Курилы, получив взамен все права на Сахалин. После поражения в русско-японской войне 1904-05 годов Россия потеряла Юж Сахалин, а в 1920-25 годах под японской оккупацией находился и Сев Сахалин, но так его и не отдали.  На Ялтинской конференции 1945 г СССР, США и Великобритания договорились о вступлении СССР в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Юж. Сахалина и Курильских островов.

9 авг. 1945 года СССР начал боевые действия против Японии, а в августе–сентябре оккупировал Южн. Курилы. В 1946 г Южн. Сахалин и Курилы были включены в состав СССР. В 1951 г. в Сан-Франциско был подписан мирный договор между Японией и союзниками, по которому Токио отказывался от претензий на Южн. Сахалин и Курилы. Япония, проиграв последнюю войну, потеряла территории, которые получила, выиграв предыдущую. Именно в тот период в отношения между двумя странами серьезно вмешивается третья – США. 

С июня 1955 года по окт.1956 года м/у Японией и СССР были проведены переговоры с целью заключения отдельного мирного договора м/у обеими странами. Эти переговоры не привели к договоренности. В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали Совместную декларацию, то есть договор, предусматривавший прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Статья 9 этого договора гласит, что после установления дипломатических отношений стороны продолжат переговоры о заключении мирного договора; а также СССР возвращает после заключения мирного договора гряду Хабомаи и остров Шикотан. Японо-советская Совместная декларация ратифицирована парламентами обеих стран и является договором, депонированным в ООН. Проблема Хабомаи и Шикотана в составе территориального вопроса между Японией и СССР в принципе разрешена японо-советской Совместной декларацией. Остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть решена на переговорах по мирному договору. Но в 1960 году Япония подписала с США военный договор, который закреплял пребывание на ее территории американских баз. В СССР этот пакт расценили как агрессивный. Токио была направлена «памятная записка», в которой говорилось: складывается новое положение, при котором невозможно выполнение обещания о передаче Хабомаи и Шикотана. Так и продолжалось до тех пор, пока Японию не посетил Горбачев ,18 апреля 1991 года он подписал «Совместное советско-японское заявление», п. 4 которого предполагал осуществление разработки и заключения договора между Японией и СССР, «включая проблему территориального размежевания с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, о. Шикотан, о. Кунашир и о. Итуруп».

Принадлежность островов и судоходство. Нередко заявляется, что м/у островами пролегают единств. рос. незамерзающие проливы Екатериныи Фризаиз Японского моряв Тихий океан, и, т. о., в случае передачи островов Японии тихоокеанский флот Россиив зимние месяцы будет испытывать трудности по выходу в акваторию Тихого океана.

Природные ресурсы. На спорном острове Итурупнаходится единств. в мире месторождение рения, который имеет стратегическое значение, в виде минерала рениита. Эксплуатация этого месторождения не начата. А так же зоны возможного нефтегазонакопления и золота.
21. Женевские совещания по урегулированию противоречий в системе международных отношений в 1960-1970 гг.

22.10.1953 независимость от Франции
1954г.– Франция признала независимость Лаоса и вывела свои войска из страны.
После обретения независимости за власть над Лаосом стали бороться три группировки: «нейтралисты», группирующиеся вокруг принца Суванна Фума,«правые», группирующиеся вокруг принца Бун Умаиз Тямпассака, и «левые», объединённые в «Патриотический фронт Лаоса» во главе с Кейсон Фомвиханоми принцем Суфанувонгом. После франко-лаосского соглашения 1953 года Лаос стал конституционной монархией: королём был Сисаванг Вонг, а премьер-министром — принц Суванна Фума. Подписанты Женевских соглашений 1954 годаобязались уважать суверенитет, независимость, территориальное единство и целостность Лаоса. Однако 21 июля 1954 года президент США Дуайт Эйзенхауэрзаявил, что США«не считают себя связанными» решениями, которые были приняты конференцией в Женеве.

8 сентября 1954 года в Маниле был подписан договор о создании военного блока СЕАТО(Лаос в него не вошёл). Гос.секретарь США Дж. Ф.Даллесзаявил, что США будут «защищать Лаос в соответствии с Манильским договором, бороться против деят-ти коммунистов». В апр 1956 года вьентьянское королевское правительство возглавил принц Суванна Фума. 10 апр 1956 года Суванна Фума и Суфанувонг подписали коммюнике и декларацию по кругу вопросов, касающихся политического урегулирования в стране. По итогам этих соглашений в апреле 1957 года Суванна Фума заявил о сформировании правительства с участием представителей Патриотического фронта.

С мая 1957 года по осень 1958 Лаос сотрясали острые политические кризисы. В итоге с помощью ЦРУк власти пришло правительство, которое выражало интересы крайне правых кругов, возглавил его один из богатейших феодалов — Фуи Сананикон. В феврале 1959 года Сананикон объявил об отказе от решений Женевского совещания 1954 года и обратился за поддержкой к США. В сентябре 1959 года правительство Фуи Сананикона обратилось в Совет безопасности ООНс жалобой на агрессию со стороны ДРВ, и США не замедлили выразить стремление «взять Лаос под защиту», однако комиссия ООН не выявила доказательств, которые бы свидетельствовали об агрессии против Лаоса со стороны Вьетнама. Тем временем «правые» начали охоту на руководителей Патриотического фронта Лаоса. Были арестованы Суфанувонг, Фуми Вонгвитчити другие руководители; они остались живы лишь благодаря тому, что совершили побег. Тем временем на полях сражений правительственная армия терпела поражение за поражением. НОАЛ взяла под контроль свыше половины территории страны. В конце января 1961 года в Каире состоялась чрезвычайная сессия Совета Организации солидарности народов Азии и Африки, которая приняла специальную резолюцию по Лаосу. В резолюции осуждались агрессивные действия США и одобрялось предложение о созыве международного совещания для урегулирования лаосского вопроса. В такой обстановке в Вашингтоне сочли, что лучше согласиться на нейтралитет Лаоса, нежели «потерять окончательно страну, допустив полный контроль левых сил». 23 марта 1961 года на пресс-конференции президент США Дж. Ф.Кеннедизаявил, что США стремятся к миру, а не к войне в Лаосе. 16 мая 1961 года в Женеве открылось Совещание по Лаосу, в котором участвовали делегации Лаоса, ДРВ, Камбоджи, СССР, США, Великобритании, Франции, КНР, Индии, Польши, Канады, Бирмы, Таиланда и Южного Вьетнама. Лаос представляли три основные политические силы — «левые», «правые» и «нейтралисты». в результате 23 июня 1962 года было сформировано трёхстороннее Правительство национального единства, в которое вошли 11 «нейтралистов» и по 4 представителя от «левых» и «правых». 23 июля 1962 года страны — участницы Совещания приняли Декларацию о нейтралитете Лаоса и Протокол к Декларации, который предусматривал установление срока вывода с территории Лаоса иностранных войск и военного персонала, запрещал военные поставки за исключением вооружения обычного типа, необходимого для национальной обороны.
22 Международное совещание в Хельсинки 1975 г. (основные решения).

ОБСЕ— Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.Осн. средства обеспечения безопасности и решения осн. задач организации: 1)политико-военное измерение (контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности;); 2) экономическое и экологическое измерение(экономическаяи экологическая безопасность); 3)человеческое измерение(защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов;)

Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европеи Центральной Азии.

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССРи социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также СШАи Канадыдля выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе. Совещание проводилось в три этапа:

1.                       3 — 7 июля 1973 — Хельсинки — совещание министров иностранных дел,

2.                       18 сентября 1973 — 21 июля 1975 — Женева — внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,

3.                       30 июля — 1 августа1975 годав столице ФинляндииХельсинкиглавы 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе(Хельсинкские соглашения).Третья включала гуманитарные вопросы и проблему защиты прав человека (VII, VIII и XI принципы). Она вызывала наибольшее сопротивление со стороны СССР, так как такая постановка проблемы переводила идеологический конфликт между двумя блоками в совершенно иную плоскость. Вопрос защиты политических прав и свобод граждан являлся «слабым звеном» советской системы, и подписание Хельсинского Акта стало международным признанием, хотя так и не реализованным на практике, права на существование диссидентского движения и политической оппозиции в СССР. Позже это было не раз использовано американским руководством для оказания дипломатического давления на СССР. По мнению многих аналитиков, принятие Заключительного Акта не только символизировало эпоху «разрядки», но также привело к «реидеологизации» противостояния между Востоком и Западом, переведя его в плоскость соблюдения прав человека. Тем не менее, сам факт созыва Совещания способствовал преодолению напряженности в Старом Свете и установления режима относительно свободного обмена идеями, информацией, а также свободного перемещения людей. Хельсинский акт также стал основой для принятия всех последующих базовых документов этой организации.

« Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях: 1) Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, без различия расы, пола, языка и религии 2) признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести 3) действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они будут также выполнять свои обязательства, как они установлены в международных декларациях и соглашениях в этой области 4) Равноправие и права народов распоряжаться своей судьбой 4)Сотрудничество в гуманитарных и других областях 5) подтверждают, что религиозные культы, учреждения и организации, действующие в конституционных рамках государств-участников, и их представители могут в сфере их деятельности осуществлять между ними контакты и встречи и обмениваться информацией.
23. Потсдамские соглашения и начало противоречий в лагере союзников (США, Великобритания, СССР).

Потсдамская конференциясостоялась в Потсдамес 17 июляпо 2 августа1945 г. с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Это была 3 и последняя встреча «большой тройки» антигитлеровской коалиции. Первые две состоялись в конце 1943 годав Тегеране(Иран) и в начале 1945 годав Ялте. В конференции участвовали главы правительств трёх государств — президент СШАГарри Трумэн, И. В. Сталини Уинстон Черчилль. Целями оккупации Германии союзниками провозглашались её денацификация(«очищение» национал-социалистического влияния), демилитаризация(роспуск армии, ликвидацию запасов оружия и полный демонтаж военно-промышленного комплекса), демократизация, децентрализация(передачу функций, ответственности, ресурсов и полномочий по принятию политических решений на средний и низший уровень (городов, посёлков и деревень), а в экономической области — деконцентрация экономической мощи Германии.) и декартелизация(подразумевает демонтаж объектов германской промышленности). Была провозглашена также цель сохранения единства Германии.

По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии Одер-Нейсе, что сократило её территорию на 25 % по сравнению с 1937 годом. Территории к востоку от новой границы состояли из Восточной Пруссии, Силезии, Западной Пруссии, и две трети Померании. Это в основном сельскохозяйственные районы, за исключением Верхней Силезии, которая являлась вторым по величине центром немецкой тяжелой промышленности. Большая часть территорий, отторгнутых от Германии, вошла в состав Польши. В состав Советского Союза вместе со столицей Кёнигсбергом(который в следующем году был переименован в Калининград) вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Кёнигсбергская (с марта 1946 — Калининградская) областьРСФСР. Небольшая часть, включавшая часть Куршской косыи город Клайпеда(Клайпедский или Мемельский край, т. н. «Мемельский сектор»), была передана руководством Советского Союза в 1945 годуЛитовской ССР.

На Потсдамской конференции Сталинподтвердил своё обязательство не позднее 3 месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Союзники также подписали Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции.

В завершающий день конференции главы делегаций приняли решения по урегулированию послевоенных вопросов, одобренных 7 авг 1945 года с определёнными оговорками Францией, не приглашённой на конференцию.

В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к холодной войне. Особенно жаркие споры вызывали нов границы Германии, и формирование нов правительств в странах Вост Европы, где возникали дружественные СССР режимы. В итоге западные лидеры и СССР пришли к соглашению, фактически разделив Европу на две зоны влияния – несмотря на то, что именно от зон влияния рассчитывали ее избавить, победив в войне. Президент США Гарри Трумэн всерьез рассчитывал на бомбу (испытание 16 июля 1945) как на средство психологического давления на весь остальной мир в целом и СССР в частности. Американский президент и премьер Великобритании сообщили Сталину об успешных испытаниях нового сверхмощного оружия, но, по имеющимся воспоминаниям, никакой заметной реакции у советского лидера эта новость не вызывала. Однако, вопреки мнению ряда историков, Сталин прекрасно понял, о чем шла речь: вечером после того, как он узнал об испытаниях ядерного боеприпаса в США, было отдано распоряжение максимально ускорить создание советского ядерного боеприпаса. Эпоха ядерной дипломатии началась.
24. Методы и приемы в системе международных отношений в период Холодной войны.

План Марша́лла(«Программа восстановления Европы») — программа помощи Европепосле Второй мировой войны. План Маршалла начал осуществляться с 4 апр1948 г., когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистовиз состава правительств стран. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

План сдерживания.По окончании Второй мировой войны руководство США перешло к осуществлению плана «сдерживания», который заключался, по мысли автора этого понятия Д. Кеннана, в установлении контроля над теми регионами, где могла бы образоваться и консолидироваться геополитическая, экономическая и военная мощь. Из четырех таких регионов — Великобритании, Германии, Японии и СССР — после войны только СССР сохранил свой суверенитет и даже расширил сферу своего влияния, взяв под защиту от американской экспансии страны Восточной Европы. Средствами реализации этих планов стали антикоммунистическая кампания на Западе, поощрение сепаратистских настроений в национальных республиках СССР, поддержка эмигрантских организаций, ведение открытой психологической, информационной войны через прессу, радио, и т. п., подрывная деятельность морального авторитета СССР.

Запугивание.Бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки в августе 1945 г., была призвана продемонстрировать советскому руководству возможности ядерного оружия. 14 дек 1945 г. Объединенный комитет военного планирования Англии и США принял директиву, где были обозначены первые 20 целей ядерных бомбардировок на территории Советского Союза — крупнейшие города и промышленные центры.

Спорт.ХВ развернулась и на полях спортивных сражений: США и ее союзники бойкотировали Олимпиаду-1980 в Москве, а СССР — Олимпиаду-1984 в Лос-Анджелесе.

Пришедшая в 1980 г. к власти администрация Р. Рейгана провозгласила курс на обеспечение решающего перевеса силы США в мире и установление «нового мирового порядка», что требовало устранения с мировой арены СССР. Вышедшие в 1982–83 гг. Директивы Совета Национальной Безопасности США определяли методы решения этой задачи: экономическая война, массированные подпольные операции, дестабилизация обстановки, существовало 4 основных направления ударов по СССР:

1. Польша (провокации, поддержка диссидентского движения «Солидарность».
2. Афганистан (провокация конфликтов, поддержка современным оружием боевиков). 3. Технологическая блокада советской экономики (в т. ч. диверсии и отвлекающая технологическая информация). 4. Снижение цен на нефть (переговоры с ОПЕК об увеличении добычи нефти, в результате чего ее цена упала на рынке до 10 долларов за баррель).

Следующим шагом стал развал СССР, «узаконенный» в дек 1991 г. т. н. «Беловежскими соглашениями». Тогда же была поставлена и более амбициозная цель — расчленение самой России.

В 1995 г. в речи перед членами Объединенного комитета начальников штабов президент США Б. Клинтон заявил: «… Необходимо решить одновременно несколько задач: расчленение России на мелкие государства путем межрелигиозных войн, подобных тем, что организованы нами в Югославии, окончательный развал военно-промышленного комплекса и армии России, установление нужного нам режима в оторвавшихся от России республиках. Да, мы позволили России быть державой, но империей будет теперь только одна страна — США».
25. Взаимоотношения между ФРГ и ГДР по вопросу объединения Германии.

9 июня 1945 года на территории, где находились советские войска, была образована Советская военная администрация в Германии (СВАГ, прекратила своё существование в октябре 1949 г. после провозглашения ГДР и вместо неё была образована Советская контрольная комиссия), первым её главнокомандующим стал Г. К. Жуков.

Провозглашение ГДР состоялось спустя пять месяцев в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон ФРГ, 7 октября 1949 провозглашена Конституция ГДР.

Важнейшие вехи истории ГДР:

июль 1952 г. — на II конференции СЕПГ (социалистическая единая партия Германии) был провозглашен курс на построение в ГДР социализма

17 июня 1953 г. — «народное восстание»;

13 августа 1961 г. — возведение берлинской стены;

21 декабря 1972 г. — заключение договора об основах отношений между ФРГ и ГДР;

9 ноября 1989 г. — стихийное падение берлинской стены;

1 июля 1990 г. — вступила в силу хозяйственная и валютная уния ГДР и ФРГ;

3 октября 1990 г. — официальное вступление ГДР в ФРГ.

Условия восстановления экономики в ГДР были заметно тяжелее, чем в ФРГ: на Восточном фронте Второй мировой войны были более ожесточенные бои, повлекшие огромные разрушения, значительная доля месторождений полезных ископаемых и предприятий тяжелой промышленности оказалась в ФРГ, более тяжелым бременем ложились и репарации СССР.

В начале 1952 г. был поднят вопрос об объединении Германии. По решению ООН была создана комиссия по проведению всеобщих выборов. Однако по решению Сталина представители комиссии не были допущены на территорию ГДР. Смерть Сталина в следующем году не повлияла на ситуацию.

События 17 июня 1953 года привели к тому, что СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь. В условиях обострения внешнеполитической ситуации вокруг германского вопроса и массового исхода квалифицированных кадров из ГДР в Западный Берлин 13 августа 1961 года началось возведение системы заградительных сооружений между ГДР и Западным Берлином — «Берлинской стены».

В начале 1970-х гг. началась постепенная нормализация отношений между двумя германскими государствами. В июне 1973 вступил в силу Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ. В сентябре 1973 ГДР стала полноправным членом ООН и других международных организаций. 8 ноября 1973 ГДР официально признала ФРГ и установила с ней дипломатические отношения.

Во второй половине 1980-х в стране стали нарастать экономические трудности, осенью 1989 года возник общественно-политический кризис, в результате руководство СЕПГ вышло в отставку (24 октября — Эрих Хонеккер, 7 ноября — Вилли Штоф). Новое Политбюро ЦК СЕПГ 9 ноября приняло решение разрешить гражданам ГДР частные поездки за границу без уважительных причин, в результате чего произошло стихийное падение «берлинской стены». После победы ХДС (Христианско-демократический союз Германии) на выборах 18 марта 1990, новое правительство Лотара де Мезьера начало интенсивные переговоры с правительством ФРГ по вопросам германского объединения. В мае и августе 1990 подписаны два Договора, содержащие условия присоединения ГДР к ФРГ. 12 сентября 1990 в Москве подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, который содержал решения по всему комплексу вопросов германского объединения. В соответствии с решением Народной палаты ГДР присоединилась к ФРГ 3 октября 1990.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.