План.
Введение
1. Этапы развития третьего рейха
1.1.Возникновениетретьего рейха
1.2.Довоенныйпериод
1.3.Военныйпериод
1.4. Гибельтретьего рейха(причины)
2. Истоки третьего рейха
2.1.ВоззренияГитлера
2.2.Историческиекорни третьего рейха.
2.3.Интеллектуальныекорни третьего рейха
3. Третий рейх в 1933-37 годы
3.1.Экономика
3.1.1. Банковские вклады нацистов
3.1.2. Консультанты Гитлера в экономических вопросах
3.1.3. Финансирование нацистской партии.
3.1.4. Аграрные преобразования
3.2.Культура
3.2.1. Религия
3.2.2. Образование
3.2.3. Средства массовой информации
3.3.Политика
3.3.1. Правосудие
3.3.2. Правительство
3.3.3. Внешняя политика нацистов
4. Частная жизнь Адольфа Гитлера
5. Уроки третьего рейха.
Заключение
2.ВОЗЗРЕНИЯ ГИТЛЕРА И ИСТОКИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Наиболееподробно, по моему мнению, воззрения Гитлера отражены в его книге, «Майнкампф». Наметки третьего рейха, более того, варварского «нового порядка»,насаждаемого Гитлером в покоренной Европе в годы его триумфа со всей вопиющейжестокостью, пространно и подробно излагаются на страницах этой откровеннойкниги.
Какие бы обвинения ни предъявлялись Адольфу Гитлеру, никто не может обвинитьего в том, что он не описал подробно ту Германию, которую намеревался создатьв случае прихода к власти, и тот мировой порядок, который собирался установитьблагодаря завоеваниям германской армии. Как отмечалось ранее, основныевоззрения сформировались у Гитлера в двадцатилетнем возрасте в Вене, ивпоследствии, как он сам признавался, ему не пришлось многому учиться икоренным образом менять что-либо. Когда в 1913 году Гитлер в возрасте 24 летуехал из Австрии в Германию, он испытывал страстное влечение к германскомунационализму и ненависть к демократии, марксизму и евреям; он был убежден, чтосамо провидение избрало арийцев, прежде всего немцев, высшей расой.
В «Майнкампф» Гитлер изложил свои взгляды применительно к конкретной проблеме —возвращение побежденной и расчлененной Германии места под солнцем, какое ей недоводилось занимать во все предшествующие периоды своей истории, и созданиегосударства нового типа. Такое государство, по мнению Гитлера, должно бытьосновано на расовом принципе и объединять всех немцев, в том числе проживающихза пределами рейха, устанавливать диктаторскую власть фюрера, то есть властьсамого Гитлера, подкрепляя ее системой руководителей меньшего ранга, получающихраспоряжения сверху и передающих их низшему звену. Каким же образом новомурейху предстояло восстановить свое положение мировой державы и затем покоритьмир?
Прежде всего, полагал Гитлер, необходимо свести счетыс Францией, «этим безжалостным, смертельным врагом немецкого народа». Франция,по мнению Гитлера, всегда видит свою задачу в том, чтобы расчленить ирасшатать Германию, разбить ее на отдельные мелкие земли. Таким образом,надлежало «энергично и окончательно рассчитаться с Францией… провестипоследний решающий бой… только тогда мы сможем положить конец этой вечной и всущности такой бесплодной борьбе между нами и Францией, разумеется, допуская,что Германия фактически рассматривает поражение Франции лишь в качестве одногоиз средств, с помощью которого немецкий народ впоследствии сможет значительнорасширить владения в других районах».Расширить владения в других районах? Где?Таким образом Гитлер вплотную подходит к главной концепции внешней политикиГермании, которую столь добросовестно проводил в жизнь, став правителем рейха.
«Германия,—откровенно заявлял он,— должна увеличить свою территорию на Востоке — восновном за счет России».
Объясняянедальновидность предвоенной внешней политики Германии, Гитлер заявлял, чтоприобретение новых земель «возможно лишь на Востоке… Желание получить земли вЕвропе может быть реализовано главным образом за счет России. Это означает, чтоновому рейху предстоит снова отправиться в поход по стопам древних тевтонскихрыцарей и с помощью германского меча обрести землю для германского плуга и хлебнасущный для нации».
«Исходныйгод» Гитлера относится к XIII веку, когда германцы оттеснили славян на восток.Подобное продвижение на восток следовало возобновить.
«Внастоящее время в Европе проживает восемьдесят миллионов немцев! Текущуювнешнеполитическую деятельность можно признать правильной лишь в том случае,если через сто лет на земле будут проживать двести пятьдесят миллионов немцев».
Говорясегодня о жизненном пространстве в Европе, мы в основном можем иметь в видулишь Россию и ее вассальные пограничные государства». Судьба, как отмечалГитлер, в данном случае благосклонна к Германии. Россия оказалась в рукахбольшевиков, что, по его мнению, фактически означало ее передачу евреям.
Обширныестепи на Востоке, подчеркивал Гитлер, можно захватить сравнительно легко послепоражения России, которое немцам будет стоить не так много крови.
Мог ликто-либо утверждать, что эти наметки будущих планов Гитлера не отличалисьясностью и точностью? Франция будет сокрушена, однако это имеет второстепенноезначение по сравнению с устремлением Германии на Восток. В первую очередь будутзахвачены земли на Востоке, непосредственно прилегающие к Германии, гдепреобладало немецкое население. Какие земли имелись в виду? Разумеется,Австрия, Судетская область в Чехословакии и западная часть Польши, включаяДанциг. После этого настанет черед и самой России.
Почемуже все в мире были так удивлены, когда рейхсканцлер Гитлер спустя несколько летприступил к осуществлению этих задач?
Гитлера интересовала лишь политическая власть.Экономика сама о себе как-нибудь позаботится.
«Государствоне имеет ничего общего с конкретной экономической концепцией или развитием…Государство является расовым организмом, а не экономической организацией…Внутренняя сила государства лишь в редких случаях совпадает с так называемымэкономическим процветанием; последнее, как свидетельствуют бесчисленныепримеры, очевидно, указывает на приближающийся крах государства… Пруссия сисключительной наглядностью подтверждает, что не материальные средства, а лишьидейные ценности позволяют" создать государство. Только при их наличииможет благоприятно развиваться экономическая жизнь. Всегда, когда в Германииотмечался политический подъем, экономические условия начинали улучшаться, ивсегда, когда экономические условия становились первостепенной заботой народа,а идейные ценности отходили на второй план, государство разваливалось и вскоревозникали экономические трудности… До сих пор никогда в основе государства нележали мирные экономические средства...» Поэтому, заявил Гитлер, выступая в1923 году в Мюнхене, «никакая экономическая политика невозможна без меча,ник^бя индустриализация невозможна без применения силы». \ ^Не считая этихтуманных, незрелых философских воззрений и отдельных ссылок в «Майн кампф» на«экономические палаты», «палаты землевладельцев» и «центральный экономическийпарламент», которые «позволят функционировать национальной экономике», Гитлервоздерживается от высказываний относительно экономических основ третьего рейха.
Ссылкина сохранение рода человеческого и расы в «Майн кампф» подводят нас крассмотрению второй основополагающей концепции — мировоззрения Гитлера, котороемногие историки, особенно в Англии, считали примитивной формой дарвинизма.Подобно Дарвину, но как и многие немецкие философы, историки, короли, генералы игосударственные деятели, Гитлер рассматривал жизнь как вечную борьбу, а мир —как джунгли, где выживает самый выносливый и правит самый сильный, «гдеодно существу кормится за счет другого и где гибель более слабого предполагаетвыживание более сильного».
Помнению Гитлера, сохранение культуры «обусловлено строгим законом необходимости,право на победу имеют самые лучшие и самые сильные мира сего. Пусть те, ктохочет жить, вступают в борьбу, а те, кто не хочет бороться в этом мире вечнойборьбы, не заслуживают права на жизнь. Хотя это жестоко, но это жизнь!»
А ктоже это «любимое дитя природы, самое сильное, мужественное и трудолюбивое»,которому провидение вверило «бразды правления»? Арийцы. Тут мы подходим ксамой сути нацистской идеи о расовом превосходстве, нашедшей отражение в «Майнкампф», к концепции о высшей расе, на которой основывался третий рейх и «новыйпорядок» Гитлера в Европе. — Подобно многим немецким мыслителям XIX века,Гитлер упивался садизмом (и его противоположностью — мазохизмом), которыйвсегда был довольно труден для понимания иностранным исследователям,занимающимся изучением немецкого духа.
«Следовательно,для формирования более высоких культур одной из самых главных предпосылокявляется наличие людей низшего типа… Несомненно, первые человеческиецивилизации в меньшей степени основывались на укрощении животных, нежели наиспользовании человеческих существ низшего типа.»
Человеку,столь слабо разбиравшемуся в истории и антропологии, как Гитлер, ничего нестоило сделать из немцев современных арийцев и таким образом превратить их ввысшую расу. Для Гитлера германцы являлись «высшей человеческой расой на Земле»и таковыми останутся при условии, если не только «приложат усилия к тому,чтобы выводить новые породы собак, лошадей и кошек, но и позаботятся о чистотесвоей крови».
Одержимостьрасовыми проблемами привела Гитлера к отстаиванию идеи «народного»государства. Какое, в сущности, государство имелось в виду или предполагалосьсоздать — мне так и не удалось понять, несмотря на неоднократное чтение «Майнкампф» и присутствие на многочисленных выступлениях самого фюрера, посвященныхданному вопросу, где я не раз слышал, как диктатор заявлял, что именно этамысль является главной в его философии.
Немецкоеслово «фольк» не поддается точному переводу. Обычно его переводят как «нация»или «народ», однако в немецком языке данное слово имеет несколько иной, болееглубокий смысл и означает скорее примитивное родовое сообщество людей,объединившихся по кровному и земельному признаку. В «Майн кампф» Гитлер,преодолевая трудности, пытается дать определение народного государства,заявляя, например, что он постарается объяснить «народную» концепцию, чтобыпокончить со всеми прочими трактовками, а затем пускается в разглагольствованияна другие темы. Наконец, он пытается дать такое определение:
*В отличие отбуржуазного и марксистско-еврейского мировоззрения народная философиярассматривает значение человечества в его базовых расовых элементах. Вгосударстве она видит лишь одно из средств для достижения конечной цели,считая, что эта цель состоит в сохранении расового существования человека.Следовательно, данная философия никоим образом не исходит из равноправия рас,а наряду с их различием признает высшие либо низшие расовые ценности и считаетсебя обязанной содействовать торжеству лучших и более сильных рас. Онапредполагает подчинение низших и более слабых рас в соответствии с вечнымпорядком, господствующим во Вселенной. Таким образом, настоящая философия впринципе отвечает основной идее аристократической натуры и исходит из обязательностиданного закона для всех, а также учитывает не только различную ценность рас, нои различную ценность отдельных лиц. Согласно этой философии из масс важновыдвигать индивидуальность и таким образом… создавать некое организующееначало. Она верит в необходимость идеализации человечества, в которой видитлишь предпосылку существования рода человеческого. Однако она не может датьправо на существование какой-либо этической идеи, если эта идея представляетугрозу расовому существованию носителей более высокой этики. Ибо в мире,населенном неполноценными особями и черномазыми, любые гуманные воззрения,какими бы прекрасными и величественными они ни были, а также любые идеиотносительно идеального будущего нашего человечества утрачены раз инавсегда… Следовательно, немецкая жизненная философия соответствует исконномужеланию природы, поскольку воссоздает свободную игру сил, которые способныпривести к постоянному взаимному улучшению рода, пока наконец лучшиепредставители человечества, добившись господства на нашей планете, не станутрасполагать полной свободой действий в тех владениях, которые частично выходятза ее пределы. Фантастичная концепция Гитлера относительно народного государстваповлекла за собой довольно много прочих пространных высказываний, которые, помнению фюрера, были призваны содействовать тому, чтобы немцы стали хозяевамиземли,— он был одержим идеей доминирующей роли Германии. В одном из подобныхвысказываний Гитлер утверждает, что неспособность немцев сохранить своюрасовую исключительность лишила их «мирового господства. Если бы германскийнарод обладал родовым единством, присущим другим народам, то в настоящее времягерманский рейх, несомненно, владел бы миром». ^
Посколькународное государство основывается на расовом признаке, «германский рейхвключает всех немцев» — основное положение концепции Гитлера, котороеон не забыл, придя к власти, а, напротив, сразу стал проводить в жизнь.
Так какнародное государство строится на идее «аристократической натуры», длядемократии в данной концепции нет места ^ и ее должен заменить «принципфюрера». Третьему рейху необходимо взять на вооружение авторитаризм прусскойармии: «власть начальника над подчиненными и подчинение нижестоящих вышестоящим».
«Решениябольшинством не предусмотрены, решения принимаются только ответственнымилицами...»
Таковыбыли идеи Адольфа Гитлера, откровенно и грубо изложенные им в дни пребывания вкрепости Ландсберг. Он диктовал свои тирады преданному Рудольфу Гессу и мечтало третьем рейхе, который создаст, взяв за основу свои идеи — примитивные,дешевые идеи, уже рассмотренные нами, и которым будет править железной рукой.Что в один прекрасный день он построит свой рейх и будет управлять им — невызывало у Гитлера сомнений. Им овладело неистовое чувство осознания своеймиссии, хорошо знакомое столь многим талантливым людям, которые всегдасуществовали на протяжении веков и появлялись вроде бы неизвестно откуда. Гитлеробъединит избранную нацию, которая до этого никогда не была политическиединой. Он очистит расу, сделает сильной, и она станет господствовать наземле.