Введение
Сразу же по окончании второймировой войны в Германии возник военно-исторический ревизионизм. Идеологическойзадачей ревизионистов было обеление нацистской Германии, стремление снять с нееобвинение в агрессии и военных преступлениях. Также историки-ревизионистыпытались отрицать самый факт геноцида еврейского народа. В настоящее времяголоса отрицателей Холокоста как одного из крупнейших преступлений в историичеловечества не умолкают, а ширятся.
Проблема данной курсовойработы заключается в том, чтобы доказать, что антисемитизм, имевший место натерритории Германии еще во времена средневековья, достиг чудовищных размеров сприходом к власти национал-социалистов и обернулся трагедией для миллионовлюдей, переживших Холокост.
В мире действует множествомогущественных сил, связанных с наследием национал-социализма, либо делающихставку на разжигание межэтнических конфликтов, которым так или иначе выгоднозанижать значимость геноцида еврейского народа. Часто в различных литературныхисточниках можно столкнуться либо с отрицанием самого факта Холокоста, либо сопровержением данных о количестве жертв нацистского режима со стороныеврейского народа. Масса вопросов, касающихся Холокоста, до сих пор остаетсямалоизученной.
Актуальность данной курсовойработы заключается в стремлении показать истоки, ход и последствияантисемитизма в Германии во время нацистского режима. От повторения такогострашного явления как Холокост не может быть застраховано ни одномногонациональное государство.
Объектом данной курсовойработы является антисемитизм, ставший официальной политической линиейправительства нацистской Германии.
Предметом данной курсовойработы являются евреи, проживавшие на территории нацистской Германии и стран,оккупированных ею в ходе второй мировой войны.
Автор данной курсовой работыставит целью исследования доказать, что Холокост, имеющий предысторию и12-летнюю историю, стал закономерным порождением феноменов фашизма,тоталитаризма и государственного террора, которые поразили Германию в начале ХХвека.
Задачи исследования даннойкурсовой работы:
1) Рассмотреть зарождениеантисемитизма в Германии;
2) Определить политические иэкономические предпосылки прихода к власти национал-социалистической партииГермании;
3) На примере Холокостарассмотреть политику нацистской Германии по отношению к евреям.
Гипотеза. Осознав крайнююбесчеловечность и иррациональность системы идеологически обоснованных итщательно спланированных нацистских преступлений, мировое сообщество придет квыводу о недопустимости возникновения таких явлений, как антисемитизм в современныхцивилизованных странах с огромными культурными и духовными ценностями.
Методы исследования в даннойкурсовой работе:
— изучение и анализ научнойлитературы;
— ознакомление сдеятельностью Фонда «Холокост».
Материалы данной курсовойработы могут быть использованы при проведении лекций, семинаров, вечеровпамяти, посвященных жертвам Холокоста. В этом заключается практическаязначимость данной курсовой работы.
В своем исследовании авторданной работы придерживается точки зрения людей, признающих существованиетакого явления как антисемитизм во время правления национал-социалистов вГермании.
1.Зарождение антисемитизма в германии
1.1 Взаимоотношениянемецкого и еврейского народов на протяжении веков
Всякого мыслящего ичувствующего человека должен заинтересовать вопрос о причинах возникновениятакого исторического явления, как антисемитизм, крайне важного, хотя бывследствие своей многовековой давности.
Антисемитизм — одна из формнациональной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении кевреям — от пренебрежительного отношения в быту, правовой дискриминации догеноцида, еврейских погромов и т. д.[1]
Древние корни антисемитизмаимели религиозный характер. Еще во времена Римской империи на евреев смотрели сподозрением, так как, придерживаясь строгого монотеизма, они были непримиримыпо отношению к традиции обожествления императоров и сопутствующим праздничнымцеремониям. В некоторых провинциях империи подобное упорство вызывало антиеврейскиевосстания и погромы. Однако лишь с зарождением христианства такая яростнаядемонстрация враждебности к евреям стала привычным явлением в жизни Запада. Намногие века евреи оказались за пределами своей исторической Родины. Можнопредположить, что "… одной из наиболее вероятных причин, вызывавшихнегативное отношение к евреям, была та особенность еврейского народа, благодарякоторой он, не имея ни своей территории, ни своего языка и будучи разбросаннымипо всему миру, тем не менее (принимая живейшее участие в жизни новой родины иотнюдь ни от кого не обособляясь) оставался национально-государственныморганизмом"[2]
В Германии спорадическиевзрывы народного антисемитизма были распространенным явлением на протяжениивсех средних веков и раннего Нового времени. Существовало широкораспространенное мнение, что обычной практикой евреев в их религиозных обрядахявлялись всяческие непристойные действия и ритуальные убийства. Люди верили,что евреи отравляют колодцы и совращают молодежь, а демонические способностипозволяют им призывать на соседей-христиан землетрясения, бури и эпидемии.Вполне естественно, что в бедственные времена евреи становились жертвамиразъяренной толпы. Это часто поощрялось Церковью, которая иногда облегчаламятежникам задачу опознания своих жертв, вынуждая евреев носить отличительныедетали в одежде (желтые метки или же рогатые шапочки, вошедшие в обычай вБамберге XV столетия), христианскими купцами, завидовавшими своим еврейскимконкурентам, или людьми, желавшими освободиться от долговых обязательств передевреями-ростовщиками. Те, кто не был лишен реализма, понимали, что евреи, какправило, стимулируют экономическую жизнь и приносят процветание районам своегозаселения. Во многих частях Германии еврейские торговцы пользовалисьпокровительством императора или местных правителей. Но в различных земляхдарованные им права были неоднозначны и ограничивались во времени, вечно зависяот стечения обстоятельств и прихоти членов местных городских советов.
Не улучшается положениеевреев и в эпоху Реформации. Вызванное ею брожение умов и религиозные войныпривели к новым изгнаниям, преследованиям и антиеврейским эксцессам. Во второйполовине XVI века в городах Италии, а затем и в других странах Европы, евреибыли заключены в особые кварталы — гетто.
На рубеже XVII — XVIII вековрелигиозное влияние в Европе ослабевает, и большинство государств снимаетантиеврейские ограничения. Процесс эмансипации евреев в Европе, основанный напринципе полного равноправия всех граждан в государстве, приводит к успешномуучастию евреев в экономической, культурной и политической жизни европейскихстран. Однако, отталкивающий образ еврея, подспудно таившийся в подсознанииевропейцев, рано или поздно должен был дать о себе знать.
Бурный рост капитализмаусилил социальные противоречия в Европе. Быстрые успехи евреев на всех поприщахобщественной и промышленной деятельности породили зависть и беспокойство в техклассах христианского общества, которые еще не освободились от идеи социальногонеравенства.
В последней четверти XIХ векав Европе началось новое движение против евреев, на этот раз получившееофициальное определение «антисемитизм». По сути данное движениеявляло собой попытку воскресить старую средневековую юдофобию (нем. Jude — еврей; прим. автора) в новой форме, дополненной расистской теорией[3].
Одну из политических теорий,использованных антисемитами, представляет так называемый социальный дарвинизм,уподоблявший общественные отношения борьбе в животном мире, где сильныепобеждают в процессе естественного отбора. Научные открытия этого периодавремени (в биологии, антропологии и языкознании) были использованы рядом политиков,философов и общественных деятелей для доказательств преимущества одной расы наддругими и необходимости борьбы за существование. В конечном итоге, социальныйдарвинизм выродился в расизм. По мнению большинства создателей теории расизма,раса (блондинов), стоящая на высшей ступени развития человечества, обладаетисключительно положительными качествами характера и всеми моральнымидостоинствами, а также творческим потенциалом. Для обозначения представителявысшей расы в научный оборот было введено понятие «ариец». Народы,говорившие на индоевропейских языках, стали относить к «арийскойгруппе». Несколько позднее сформировалось понятие «семитскиеязыки», куда был включен и иврит. Однако искусственное разделение народовпо расово-биологическим признакам не всегда основывалось на выработанныхсторонниками расизма критериях. Так, голубоглазые евреи-блондины неизменнопричислялись к «семитам», а темноволосые немцы всегда оставалисьчистокровными «арийцами».
С конца 70-х годов XIХ века вГермании появляются антисемитские партии, ставящие целью отмену эмансипации итребующие юридической и общественной изоляции евреев. Политические аспектыантисемитизма подчеркивал немецкий журналист Вильгельм Марр, который, очевидно,первым ввел в употребление термин «антисемитизм» и назвал группусвоих приверженцев «антисемитской лигой». В 1879 году придворныйпроповедник Вильгельма I Адольф Штеккер превратил своюхристианско-социалистическую партию в явно антисемитскую. Эта партия достиглазначительного влияния: она имела своих представителей в германском парламенте,издавала свои газеты, рассылала всюду агентов для возбуждения населения противевреев.
Также распространению этогоновоявленного антисемитизма способствовала прямота, с которой известные ивлиятельные люди, такие как: Е. Дюринг, Г. Тречке, П. Лагард, В. Марр и другие,высказывали свои сомнения по поводу евреев. В их лекциях, статьях и памфлетахевреи больше не обвинялись в том, что они не немцы, поскольку отказываютсяпринять христианство, но изображались по самой природе своей инороднымиэлементами в немецком обществе, разносчиками заразы, подрывающей жизненные силыГермании1.Конечно, верно, что эти философы — теоретики расизма не были известныбольшинству немцев, и неистовство нападок на евреев порой отталкивалообывателей. Но то, что антисемиты желали поведать, нередко излагалось сиспользованием псевдонаучной терминологии и приукрашивалось случайными цитатамииз трудов по антропологии, биологии, психологии и теологии, а следовательно,имело определенное значение, ибо производило впечатление на легковерныхслушателей и подкрепляло потаенное или подсознательное предубеждение противевреев. Значительную поддержку расисты получили от Рихарда Вагнера, человека,чьи идеи и музыка оказывали на поколение перед первой мировой войной влияние,которое трудно переоценить. В беспокойстве Вагнера, которое он выразил внападках на евреев, как врагов немецкой культуры, сочетались скрытое восхищениенародом, пережившем столетия притеснений, и серьезные сомнения касательноспособности его собственного народа сохранить индивидуальность в условияхсвободной конкуренции. Фамильное сходство двух народов: немецкого и еврейского,поразительно и наглядно проступает в их трудолюбии, бережливости и экономности,упорстве, истой религиозности, в том, какое серьезное значение они придаютсемье, их общем уважении к начертанному слову, что сделало евреев библейскимнародом, а немцев превратило в «das Volk der Dichter und Denker»(нем. «народ поэтов и мыслителей» — прим. автора)[4].К тому же, немцы и евреи схожи по природе своих интеллектуальных притязаний,отказываясь ограничиваться прагматическими и утилитарными целями, но разделяяамбиции Фауста, желавшего постигнуть секреты мироздания и решить загадкувзаимоотношений человека с Богом — стремления, в равной степени присущие такимнемецким метафизикам, как Кант, Гегель, Шеллинг, и еврейским каббалистам.Отчего же не сбылось предсказание Генриха Гейне о том, что немцы и евреи, две нравственныенации, как он называл их, создадут в Германии новый Иерусалим, «родинуфилософии, отчизну пророков и цитадель чистой духовности»? Как показываетистория, сходство между двумя народами привело не к интеграции, а уничтожениюевреев их же согражданами2.
Возможно, ответ на вопрос онемецком антисемитизме, как и на многие другие вопросы, следует искать взапоздалом становлении государственности в Германии и особенно в неудачеПросвещения. Экономические преобразования в Германии конца XIX — начала ХХ векаимели драматический характер, и скорые темпы процесса индустриализации породилиболезненные социальные сдвиги, включая и личную трагедию многих людей.1.2Приход к власти национал-социалистической партии Германии
Тяжелым испытанием дляГермании стал опыт первой мировой войны в начале XХ века. Трудно переоценитькатастрофические последствия инфляционного кризиса 1923 года, когда одинамериканский доллар был эквивалентен 40 миллиардам марок, а кружка пива, закоторую в 1913 году платили 13 пфеннигов, стоила 150 миллионов марок. И неуспела Германия кое-как оправиться от этого стресса, как последовал грандиозныйкризис 1929-1933 годов.
После окончания первоймировой войны ничто не выглядело столь непререкаемым как победа демократическойидеи. Момент, когда уже казалось, что демократия получает свое историческоевоплощение, стал одновременно и началом ее кризиса. Для Германии идея революцииоказалась чуждой и противоречащей немецкому пониманию государства. Между тем,никто не предполагал, что национал-социализм не только бросит вызов мощным,высокоорганизованным массовым марксистским партиям, но даже обойдет их.
30 января 1933 года произошласмена правительства. Назначение Адольфа Гитлера канцлером было несравнимо сформированием кабинетов прошлых лет. Национал-социалисты не скрывали своейрешимости захватить всю полноту власти. В ходе плебисцита, проводившегося в томже году, немцы проголосовали за выход страны из Лиги Наций и вместо политикиуступок выбрали политику мужества и чести1. По сравнению с прочими родственнымисистемами национал-социализм стал самой радикальной и безоговорочной формойпроявления фашизма. Превосходство фашизма по отношению ко многим егоконкурентам объясняется тем, что он острее осознавал суть кризиса времени, чьимсимптомом был и он сам. Все другие партии приветствовали процессиндустриализации и эмансипации, в то время как фашизм со всей очевидностьюразделял страхи людей и пытался заглушить эти страхи, превращая их бурноедейство и драматизм, и привнося в прозаические, скупые будни магиюромантических ритуалов — факельные шествия, штандарты, черепа со скрещеннымикостями, боевые призывы и возгласы «хайль!, идею „величественнойсмерти“. Причина не в агрессивной злобе немецкой нации, стремившейсяперевернуть ситуацию в мире. Для страны, привыкшей к упорядоченномусуществованию, послевоенные потрясения были особенно мучительны, Германия сталаколоссальным резервуаром недовольства, разочарования и страха.
В атмосфере всеобщегоожесточения, экстремизма социально-политической и духовной жизни следовалоожидать появление вождя новой формации. Гитлер явился порождением эпохи,которая оказалась антрактом между двумя мировыми войнами и была неразрывносвязана с ними. За исключением короткой передышки в 1924-1925 годах мирсодрогался в конвульсиях политических, экономических потрясений и войн.»Век мировых войн и революций", «эра тоталитаризма»,«время диктаторов», «эпоха европейской гражданской войны» — таков весьма неполный перечень определений эпохи, охватывавшей большую половинупрошлого столетия. Только в Германии фашистский тоталитаризм достиг радикальнойстадии благодаря как своему фюреру, так и массовому базису, служившему Гитлерусвоего рода аккумулятором экстремистской энергии и вместе с тем получавшему отнего еще более сильный ответный импульс. Ни одно гуманное чувство не разгладилона физиономии нацистского режима то выражение концентрированной жестокости иисполнительности, которое выделило его среди фашистских движений других стран исделало единственным в своем роде. Уже опыт ранних лет помог Гитлеру узнать товсеподавляющее чувство страха, которое сформирует в дальнейшем всю систему егомыслей и чувств. Он был охвачен страхом перед чужим засильем, перед “нашествиемподобных саранче русских и польских евреев”, перед “превращением немецкогочеловека в негра”, перед “изгнанием немца из Германии” и, наконец, перед“полным истреблением” последнего. Но беспокойство у него вызывали также иамериканская техника, и цифры растущей рождаемости у славян, и крупные города,и “столь же безудержная, сколь и вредная индустриализация”, и “коммерциализациянации”, и анонимные акционерные общества, и “трясина культуры удовольствий в крупныхгородах”, равно как и современное искусство, стремящееся голубыми лугами и зеленыминебесами “убить душу народа”. Куда бы он ни взглянул, он всюду открывал“явления разложения медленно догнивающего мира”[5].Что объединяло Гитлера с ведущими фашистскими деятелями других стран, так эторешимость, с которой они стремились противостоять этому процессу. А выделялаего та маниакальная исключительность, с которой он сводил все элементыкогда-либо испытанного страха к одному-единственному их виновнику — в фокусе егодоведенной до исполинских размеров концентрации страха стояла фигура еврея.Антисемитизм пронизывал нацистскую пропаганду на всех ее уровнях, им был пропитанвесь пропагандистский аппарат и любое из средств массовой информации. И такоставалось даже после того, как нацисты “эвакуировали” миллионы евреев на Восток.Ведь если вражеская коалиция существовала в виде заговора, то верховным заговорщикомдолжен быть, конечно же, еврей. Евреи объявлялись виновными в нищете Германии, вее поражениях. С приходом Гитлера к власти основы расовой теории были возведеныв степень законов и антисемитизм стал официальной политической линиейправительства Германии. Весной 1941 года в выступлениях перед военачальникамиГитлер неоднократно подчеркивал, что война с СССР будет «войнойидеологий», целью которой явится уничтожение «низших рас». Вприказе по 11-й армии от 20 ноября 1941 года, доведенном до офицеров полкового ибатальонного уровней, говорилось: «Еврейско-большевистская система должнабыть уничтожена раз и навсегда». Задача немецкого солдата — «бытьносителем национальной идеи мстителем за все жестокости, причиненные ему инемецкому народу». В приказе безоговорочно оправдывался геноцид поотношению к еврейскому населению: «Каждый солдат должен проникнутьсянеобходимостью беспощадно мстить евреям — идеологическим носителямбольшевистского террора».[6] Доходили лиобращения такого рода до рядового солдата? Призванные в вермахт немцы ещебудучи гражданскими лицами подвергались ежедневной «обработкесознания» ведомством рейхсминистра образования и пропаганды д-ра И.Геббельса. В языке Третьего рейха по отношению к евреям активно употреблялисьустрашающие слова, с целью не только отвращать немецкий народ от общения сними, но и сделать из евреев недочеловеков, решивших замутить чистоту немецкойрасы. В ходу были прозвища вроде Judenknecht (нем. «еврейский лакей»- прим. автора), Judenhure (нем. «еврейская шлюха» — прим. автора),Volksverrater (нем. «предатель народа» — прим. автора)[7].Антисемитизм занимал главное место во внешнеполитической концепции Гитлера и вдипломатических отношениях нацисткой Германии с другими государствами. В своемисследовании антисемитизма в Германии, Австрии Петер Пульцер отмечал, что междуантисемитизмом до- и послевоенного периодов не существовало принципиальныхразличий. Каждый довод, приводившийся национал-социалистическими ораторамипротив евреев, использовался и до 1914 года; единственная разница состояла втом, что нацисты обладали силой убеждения и превратили эти доводы в программудействий. В конечном итоге, концепция холокоста зарождалась еще в 80-х годахXIX века. Для того, чтоб претворить ее в реальность, не хватало лишьдемонической воли Гитлера.
2. Антисемитизм как официальная политическая линияправительства нацистской Германии
2.1 Положение еврейского населения Германии в конце30-х — начале 40-х годов ХХ века
1 апреля 1933 года нацистыпровели бойкот еврейских магазинов и товаров, который не принес результатов. В1934 — 1935 годах Гитлер реализовал одно из своих основных программныхположений: преследование евреев должно носить не стихийный характер, аосновываться на законодательной базе. Первоначально евреи получили статус«неарийцев» и были изгнаны с государственной службы. Одно из главныхнаправлений преследований еврейского населения на тот момент коснулось их личныхправ. Были сначала ограничены, а затем категорически запрещены не только браки,но и личные отношения евреев с «арийцами». Знаменитые антиеврейскиезаконы были приняты в 1935 году в Нюрнберге на съезде нацистской партии. Былодано официальное определение, что евреем является внук, как минимум, 3-хеврейских дедушек и бабушек из 4-х. Евреем считался и внук 2-х предков из 4-х,если он состоял в браке с евреем (еврейкой); исповедовал иудаизм; обладал ярковыраженной еврейской внешностью. Евреи были лишены гражданства рейха. Антиеврейскаяпропаганда несколько стихла в период проведения в Берлине в 1936 г. Олимпийских игр.
В середине 1938 г. было принято решение о депортации 17000 человек, въехавших в Германию после 1918г. Сын одногоиз депортированных застрелил немецкого дипломата в Париже. Спустя несколькодней в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии и Австрии прокатилисьантиеврейские погромы. После так называемой «Хрустальной ночи»[8]началась принудительная «ариизация» еврейских предприятий: она былазамаскирована под «добровольную» передачу евреями своей собственностинемецким предпринимателям. В начале 1939 г. власти начали поиск путей для насильственной депортации евреев рейха. В условиях диктатуры и террора, которыецарили в гитлеровской Германии, любые протесты были безрезультатны. В начале 1939 г. Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры квыселению евреев Германии. Начало Второй мировой войны не только увеличило ихколичество (после присоединения к Германии западной Польши), но и осложнилопути для легальной эмиграции. До 1938 г. антиеврейские мероприятия не затрагивали права на собственность. Государство поощрялодеятельность сионистских организаций и формально не препятствовало эмиграции вПалестину. В 1940 — начале 1941 года нацисты разрабатывают несколько вариантоврешения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР,инициируют планы «Мадагаскар» (переселение всех евреев на этот острову берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейскойрезервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название«Генерал-губернаторство»). Таким образом, руководителиГермании не планировали физически уничтожить весь еврейский народ, а поспешноискали пути «избавления от евреев». Однако, всеэти проекты не были реализованы.
Массовые убийстваевреев, вопреки распространенному мнению, начались не в России после 22 июня 1941 г., но значительно раньше в Польше в 1939-1940 годах и в Сербии весной 1941 года. В Польше проходиламассированная подготовка как к будущей «молниеносной войне» противСССР, так и к физической ликвидации групп населения, названных«враждебными в расовом отношении». Именно на территории Польши, а неСоветского Союза, как было принято считать ранее, началось осуществлениегерманской политики физического уничтожения населения, обращения людей врабство, абсолютного пренебрежения к человеческому достоинству и международномуправу. Части вермахта еще не участвовали непосредственно в массовых убийствахгражданского населения, но военное командование не требовало осуществленияоккупационной политики, отвечавшей международным нормам. Вермахт был всостоянии выступить против преступлений СС: полицейские подразделениянаходились в юрисдикции военных трибуналов. Но никаких протестов не было. Уже вПольше вермахт утратил право претендовать на то, чтобы считать германскихсолдат не виновными в преступлениях против человечности.
20 января 1942года в пригороде Берлина прошло одно из самых известных совещаний периодаВторой мировой войны. Оно целиком посвящалось уничтожению целого народа — «окончательному решению еврейского вопроса». Впоследствии этозаседание получило название «Ванзейская конференция». Протоколсовещания фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из важнейшихдоказательств в разделе «Преследование евреев». Нередко это совещаниехарактеризуют как «выработавшее план» уничтожения европейских евреев.Нацисты использовали в своей терминологии понятие «всеобщее» и«окончательное решение еврейского вопроса». Под первым они понималиполное изгнание евреев из Германии. В протоколе совещания содержится ссылка на«предварительное согласие фюрера» осуществить «эвакуацию»евреев Европы на Восток (т. е. перемещение их в лагеря уничтожения)[9]. Под вторым понятием подразумевалосьпоголовное уничтожение еврейского народа.2.2Гетто. Рабочие и концентрационные лагеря. Лагеря смерти
Холокост (от древнегреч. «holokaustos» — всесожжение; уничтожение огнем; жертвоприношение) — гибель значительной частиеврейского населения Европы ( около 6 млн. ) в ходе систематическогопреследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и назахваченных ею территориях на протяжении 12 лет гитлеровской диктатуры. Веврейской литературе эта гекатомба обозначается библейским понятием Шоа(катастрофа, великая беда) или же аналогичным арамейским понятием Хурбан[10].
Изоляция евреев от остальногонаселения занимала особое место в комплексе антиеврейских мероприятийоккупационных властей. Оккупанты использовали различные варианты местпринудительного содержания: пребывание евреев в том или ином населенном пунктев течение определенного времени после оккупации и до расстрела; наличие«открытого» и «закрытого» гетто; места принудительногосодержания евреев перед расстрелом; транзитные гетто; рабочие иконцентрационные лагеря. По своей структуре, органам управления, степенивовлеченности в военную экономику оккупационных властей они значительноотличались друг от друга.
Гетто создавались преждевсего в городах, районных центрах, местечках вблизи железных дорог, кудасгонялось население из ближайших населенных пунктов. Самымкрупным было Варшавское гетто, где на 3% городской территории оказаласьчетверть жителей бывшей столицы Польши — 500.000 человек. Можно выделитьследующие «минимальные признаки» гетто: переселение еврейскогонаселения в специальный квартал (помещение) и (или) отделение его отокружающих; изоляция путем ношения опознавательных знаков; ограничениепередвижения или полная изоляция с использованием ограждения и охраны; созданиеорганов руководства общиной; привлечение к принудительному труду черезеврейские советы или старост; продолжительность проживания в местепринудительного содержания. Все гетто условно можно разделить на два основныхтипа: «открытое» и «закрытое». Первый из них (безфизической изоляции евреев в охраняемый квартал или помещение) носил временныйхарактер — до уничтожения либо переселения в «закрытое» гетто,депортации, отправки в рабочие лагеря. Узники «открытого» гетто чащевсего оставались в своих домах или квартирах, где проживали вместе с семьями. Внекоторых случаях они переселялись в неогороженную и неохраняемую частьнаселенного пункта. Обязательным признаком такого гетто являлось созданиеюденрата либо назначение (выборы) старосты.
Первым из мероприятийоккупационных властей, сразу показывающим особый статус еврейского населения,являлась отдельная регистрация и идентификация евреев. Эти меры не былиунифицированы, они отличались в зависимости от зоны оккупации и органауправления данной территорией. «Еврейские списки» жителей составлялиработники домоуправлений. Также были установлены разные возрастные границы длярегистрации. Обычно при первичной регистрации населения она совпадала свозрастом трудовой повинности для евреев, т. е. с 14 лет. Указание нанациональность у евреев выносилось на обложку удостоверения личности (это моглабыть первая буква слова «jude» («еврей» — прим. автора) нанемецком или слова «жид» по-русски). Второй важной мерой поидентификации и обособлению евреев от остальных групп населения являлся приказоб обязательном ношении ими специальных опознавательных знаков. Эта мера имелаогромное моральное значение, наглядно свидетельствуя о переходе евреев наположение изгоев. Желтые звезды (как правило, шестиконечные) или круг (егоназывали «лата») являлись двумя основными формами опознавательныхзнаков, нашивавшихся на одежду. Типичной также была нарукавная повязка белогоцвета с вышитой голубой шестиконечной звездой или надписью на немецком языке«jude».
С первых дней оккупации евреибыли ограничены в передвижении. В некоторых городах для них был установленособый комендантский час; евреям под угрозой смерти запрещалось появляться вопределенных кварталах; для них было ограничено или установлено неудобное времяпокупок на рынке. Узники не имели права пользоваться общественным транспортом.После создания гетто они могли появляться на улице лишь в трудовых колоннах. Входе переселения в гетто создавались естественные предпосылки для ограбленияпереселенцев и потери ими значительной части имущества. Евреям разрешалосьиметь лишь минимум вещей и денежных средств из расчета на 1 месяц вперед. Сначала оккупации и вплоть до акций физического истребления шло систематическоеограбление еврейского населения в виде многочисленных контрибуций, налогов иштрафов. Их имущество (дома, земля, ценности) с первых дней оккупации подлежало«ариизации».
Внешним признаком«закрытого» гетто становилось его ограждение колючей проволокой,кирпичной стеной или глухим деревянным забором. Оно возводилось силами узникови за их счет. Вход и выход из гетто могли быть осуществлены только через одинили несколько пропускных пунктов, которые охранялись с внешней и внутреннейстороны. Создание гетто такого типа означало полнуюфизическую изоляцию еврейского населения. Оно отличалось от рабочего иликонцентрационного лагеря прежде всего возможностью проживания с семьей иналичием части личного имущества. Для оккупационных властей решающими факторамипри создании «закрытых» гетто были задачи поэтапного осуществления«окончательного решения» и максимально эффективной эксплуатациирабского труда узников.
Транзитные гетто для евреев,перемещаемых в Транснистрию (территориальная единица,созданная румынскими оккупантами между Южным Бугом и Днестром) или влагеря уничтожения на территории Польши, располагались за пределами населенныхпунктов. Они получили большое распространение на территории румынской зоныоккупации. Узники не привлекались к работам. Обычно евреи находились в такихгетто очень короткий промежуток времени — для ночлега и отдыха охраны.
Рабочими или трудовымилагерями оккупанты называли места временного содержания евреев при проведениидлительных принудительных работ внутри или вне того или иного населенногопункта, а также места концентрации еврейского населения, используемого насельскохозяйственных работах. Они возникали в период существования гетто ипродолжали действовать после их ликвидации.
В рабочие лагеря забиралимолодых и здоровых мужчин и женщин. Потребность в рабочей силе ввиду большойсмертности узников от непосильного труда и ужасных условий содержания былавесьма велика. Поэтому нацисты нередко проводили в гетто внезапные облавы, входе которых арестовывались и направлялись в трудовые лагеря дажеквалифицированные специалисты, занятые на производстве. Режим и условиясуществования узников рабочих лагерей вполне сопоставимы с условиями и режимомконцлагерей или лагерей военнопленных. Численность заключенных в рабочихлагерях не была постоянной и колебалась от нескольких десятков до несколькихтысяч человек.
В концлагерях изоляция отвнешнего мира была полная. Охрана стояла на сторожевых вышках с пулеметами.Основные рабочие производства были сосредоточены в самом лагере. Выход же наработы за его пределами проводился только под охраной конвоя. Большинствоконцлагерей находилось в лесах, на заболоченных участках. Узники выполнялисамые тяжелые физические работы: корчевка леса, прокладка железных дорог,работа в сланцевых шахтах, строительство железобетонных бункеров и укреплений.Женщины должны были выполнять такую же непосильную физическую работу, как имужчины. Тысячи людей умирали от голода, эпидемий и невыносимой физическойработы.
Помимо евреев, там работалисоветские военнопленные и заключенные других национальностей. С учетом15-часового рабочего дня, постоянных издевательств и избиений эсэсовцами,тесноты и холода выжить в таком лагере было чрезвычайно сложно. Смертностьузников концлагерей была значительно выше, чем в гетто. Скрыться из него илиподготовить вооруженное сопротивление также было сложнее, чем в гетто. Этиконцлагеря были ликвидированы нацистами буквально накануне вступления в нихсоветских войск в сентябре 1944 г. Узники, по мере приближения фронта, частичнобыли уничтожены, а частично перевезены на территорию рейха.
В 1941-1942 гг. в Польше были созданы 6 лагерей смерти для уничтожения евреев — Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Майданек, Освенцим. Только в Освенциме(Аушвице) было убито более 1 миллиона евреев. Он был впервые опробован насоветских военнопленных. Врачи Освенцима проводили селекцию и опыты надобреченными. Узников уничтожали вплоть до середины января 1945г.
Воздухонепроницаемые фургоны с выведенными внутрь выхлопными газами использовалисьв лагере смерти Хелмно (здесь уничтожили 300.000 евреев). Он начал действоватьуже в декабре 1941 г.
Лагерь смерти Белжецфункционировал с марта по декабрь 1942 г. Здесь погибло около 600.000 евреев.
В Треблинке до августа 1943 г. нацисты уничтожили 870.000 евреев.
В октябре 1943 г. (после восстания и побега узников) прекратил существование лагерь смерти Собибор, в которомпогибли 250.000 евреев.
Сотни тысяч евреев былиуничтожены в Майданеке под Люблином.
На всёмпротяжении многовековой еврейской истории никогда антисемитизм не принималстоль чудовищных размеров и таких звериных форм, как в период нацистскоговладычества.
Заключение
Полное осознание Холокосталежит за пределами человеческого разума. На Земле уже живут поколения, которые,к их счастью, не могут помнить о «сожженных заживо». По тематикеХолокоста десятки лет в странах Европы, а также у нас, работают особыемемориальные и научные учреждения, собираются тысячи свидетельств случайноуцелевших, со временем все более редких очевидцев, издается множество документальныхсборников, судебно-следственных материалов, монографий и статей. И все-таки простомучитателю мало что известно о страшном всемирно-историческом феномене Холокоста.
В 2000 году в столице Швециипрошел первый международный форум по Холокосту. В этом форуме участвовали 600делегатов из 47 стран, в том числе из России, среди них 20 президентов ипремьер-министров. Представляется неслучайным тот факт, что первым о Холокостелюдям поведал швед Свен Норман, в годы войны выполнявший роль курьера польскогодвижения сопротивления.
В 2002 году министрыобразования стран-участниц Совета Европы приняли резолюцию о том, что во всехшколах их государств следует проводить «День памяти», призванныйпочтить память жертв Холокоста.
В 2005 году на 60-томзаседании Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о том, что 27 январястанет Международным днем памяти жертв Холокоста.
Не прошло иполувека, как западные немцы стали осознавать, что их отцы и деды, служившие ввермахте, — военные преступники, которые под предлогом борьбы с коммунизмом, азаодно и с евреями, с нечеловеческой жестокостью расчищали мир для германскойэкспансии.
Огромные деньгивыплачивает до сих пор немецкое государство жертвам нацизма любых стран инациональностей. Канцлер ФРГ Вилли Брандт встал на колени в Освенциме с мольбойо прощении за гибель евреев от рук его соотечественников.
Холокост имеет универсальныечерты. Во-первых, это пропаганда ненависти к какому-либо народу, требованияограничения его прав и изгнания со своей территории. Во-вторых, осуществлениегеноцида по этническому принципу. В каждом политическом движении, использующемрасистские и националистические лозунги, видна тень Холокоста. В-третьих,равнодушие и отсутствие противодействия со стороны мирового сообществатенденции распространения расизма в отдельно взятом государстве, в итогеобернувшееся гибелью 6 миллионов человек.
Без стремления осознатьистоки, ход и последствия антисемитизма в Германии, как одного из наиболеезначимых примеров истории, человечество не застраховано от повторения ошибоксвоих предков.
Нельзя не отметить, в светепечально известных событий начала XXI века, связанных с межэтническимиконфликтами и войнами на Ближнем Востоке, все большее количество людейпроявляет интерес к проблемам национального неравенства, требуя их решениямирным путем.