Реферат по предмету "История"


Чешские земли в конце XVIII в.–первой половине ХІХ в.

Чешскиеземли в конце XVIII в.–первой половине ХІХв.
 

План
чехия национальный возрождение революция
1. Чешскоенациональное Возрождение
2. Социально-экономическоеразвитие Чехии в первой половине XIX века. Промышленная революция.
3. Общественнаяжизнь и национальное движение в Чехии в 1815-1830 гг.
4. Революция 1848 — 1849 годов в Чехии
5. Культура Чехиипервой половины XIX века

1.Чешское национальное Возрождение
Чешское национальноеВозрождение — длительный процесс, падающий на период развития в Чехиикапитализма, формирования в ней нации нового времени. В складывающихсяобщественных отношениях, с расширением знаний и прогрессом науки, меняются имировоззрение людей и их нравственные постулаты. Зарождение и становление новойкультуры отвечало запросам общества, используя при этом традиции и позитивныекомпоненты культуры прошлого, применяя их в изменившихся исторических условиях.
Подобный процесспережили многие народы Европы, но чешское Национальное возрождение развивалосьв условиях специфических и отличается рядом особенностей. Чешская народностьнаходилась в зависимости от государства другой национальности — немецкой, впределах Австрийской монархии. В социальной структуре чешской народности небыло некоторых элементов, типичных для общества периода позднего феодализма, даи самобытное культурное и языковое развитие было серьезно нарушено впредшествующее столетие. В побелогорский период постепенно ликвидироваласьчешская государственность, шляхта германизировалась, десятки тысяч некатоликовушли в эмиграцию, а в страну прибыло множество немцев, что привело кгерманизации многих городов. По некоторым сведениям и позднейшим подсчетам вЧехии начала XIX в. жило более 60 % чехов и менее 40 % немцев, в Моравиисоответственно 70 и 30 %, в Силезии немцев более 40 %, поляков около 35 %,чехов более 20 %. Все же чешский народ имел больше благоприятных предпосылок,чем другие народности Восточной Европы, чтобы феодальное общество переросло вкапиталистическое, чтобы конституировалась нация. Важнейшим фактором былосуществование густой сети городов на территории с чешским населением,существование сети элементарных школ с чешским языком преподавания. Хотя всредних и высших школах языком преподавания был латинский и немецкий, этиучебные заведения способствовали возникновению в Чехии патриотическойинтеллигенции. Кроме того в стране существовали богатые культурные традиции,далеко превосходившие традиции других неполноправных народов Восточной Европы.По этим причинам и формирование чешской капиталистической нации проявилось вформе возрождения, то есть обновления культуры в новых условиях.
Критерием для выделенияпериодов формирования чешской капиталистическое нации являются социальныефакторы; развитие национального самосознания и активность участия слоевчешского общества в национальном движении. Первый период Национальноговозрождения у чехов (как и у других подобных народностей) был связан с научнымисследованием языка, этнических особенностей, культуры и истории народа. Этот “научный”период прошел у чехов в два этапа — просвещенческий и предромантический. Онипродолжались до конца первого десятилетия XIX в. Со второго десятилетия,особенно с 1815 г., начался второй период, который характеризуется ростомчешского национального движения и расширением национальной агитации среди масс.Буржуазная революция 1848-1849 г. была началом 3-го периода, когда возникломассовое национальное движение чехов. Вершина его приходится на 60-е годы; вдвижение вступили широкие слои чешских крестьян и рабочих.
Каждый из перечисленныхпериодов имел свое идеологическое обоснование. В конце XVIII в. такойидеологией был “земский” патриотизм, т.е. территориальный, как разновидностьчешского национализма. Возникновение и вызревание чешского национализмаопределялось интеллектуальным развитием узкого слоя общества, доказывающимсамобытность чешского этноса, его отличие от господствующего немецкого. Знаниеистории давало основание заявлять о равных, естественных правах всех народов научастие в прогрессе человечества. Формированию национальной идеи способствовали ряд других факторов, в первую очередь таких как реформы XVIII в., создававшиекак позитивные предпосылки для созревания идей чешского национализма, так ипрепятствия этому процессу, требовавшие усилий для их преодоления.
Просвещенческаяидеология, провозглашавшая конец феодального партикуляризма в борьбе за единоецентрализованное государство, предпочитала немецкий язык и стала объективнымпрепятствием для реализации прав чешских сословий. Поэтому представителичешской шляхты, разделявшие идеологию чешского патриотизма, стремились создатьблагоприятные условия для развития чешского языка, чешских ученых обществ,библиотек, музеев и т.д. В основе этих стремлений лежала защита чешской шляхтойсвоего экономического, общественного и правового положения от централизаторскихтенденций Габсбургов. При этом идеология земского патриотизма была вариантомавстрославизма, предполагавшим отнюдь не самостоятельность, а лишь особоеположение Чехии в рамках Австрийской монархии Габсбургов.
В чешском и моравскомземском патриотизме следует видеть кроме шляхетского также патриотизм городской(мещанский, бюргерский, буржуазный). Шляхта и в побелогорский период активноучаствовала в управлении Чехией и потому боролась против реформ XVIII в.,существенно ограничивавших влияние сословных органов на политическую жизньстраны. Защищая свои аристократические привилегии, шляхта препятствовалавмешательству государства в отношения между феодалами и зависимымкрестьянством. Другое понимание чешского патриотизма типично дляпросвещенческих чешских ученых и чиновников городского происхождения, хотянекоторые из них были воспитателями или библиотекарями в шляхетских семьях. Часто“будители”, как называют их чешские историки, происходили не только из чешских,но и из немецких семей провинциальных чешских городов. В своем большинстве ониактивно поддерживали иозефинские реформы.
К числу таких будителейпринадлежал Франтишек Мартин Пелцл (1734-1801), воспитатель в доме графовШтернберков, позднее — библиотекарь и архивариус у графов Ностицев. В1774 г. оннаписал на немецком языке чешскую историю с древнейших времен до современности.Часть этой книги вышла и на чешском языке (три тома, 1791-1796), охватываяпериод до гуситского движения. Пелцл издавал исторические источники, написал впросвещенческом духе монографии о Карле IV и Вацлаве IV. В 1781 г. он восторженно приветствовал упразднение цензуры. Но в своей рукописной хронике о событиях вЧехии его времени Пелцл высказал критику в адрес правительства просвещенногоабсолютизма, и это сочинение оказалось возможным издать лишь в 1931 г. Земский патриотизм Пелцла выходил далеко за аристократические рамки и готовил почву дляразвития национального движения. С 1793 г. до своей смерти Пелцл был первым профессором чешского языка и литературы в Пражском университете.
К числу будителейотносится и Франтишек Фаустин Прохазка (1749 — 1809), с 1786 г. директор пражских гимназий, а с 1807 г. директор всех гимназий в Чехии. Он способствовалвозрождению чешского языка изданием чешских литературных памятников и переводомна чешский язык Нового Завета.
Наибольшего успеха враспространении чешской культуры достиг в 80-х годах XVIII в. чешский театр.Восприятие пьес не требовало высокой грамотности и образованности. С 1786 г. патриотический чешский театр “Боуде” показывал массу пьес на чешском языке, в основном,правда, переведенных с немецкого, но иногда и исконно чешских. Основнымизрителями были средние мелкобуржуазные слои городов.
Над всеми другимипредставителями просвещенческой патриотической интеллигенции возвышаетсяличность Йозефа Добровского (1753-1829). Он внес важнейший вклад в ряд научныхдисциплин, а также в организацию научной жизни в Чехии и становление научногосотрудничества. С точки зрения общественного развития Чехии главную роль сыгралего труд по формированию нового чешского языка, находившегося в то время вупадке. Добровский выдвинул в качестве образца литературного языка чешскую речьдобелогорского периода, способствовал и совершенствованию этого языка.Классическими сочинениями Добровского стали “История чешского языка илитературы” (1791, отд. книгой — 1792) и его же подробная чешская грамматика1809 г. Принципиальное значение имели выводы ученого о происхождении слов вславянских языках и другие исследования, заложившие основы сравнительногославянского языкознания в международном масштабе. Свои идеи Добровский развивалв сборниках “Славин” (1806) и “Слованка” (1814-1815). Проявил себя Добровский ив исторической науке, и в общественно-идеологической области. Из строгойкритичности Добровского вытекало и его скептическое отношение к молодомупоколению чешских патриотов. Стремление поднять чешскую литературу на уровень,удовлетворяющий самые высокие культурные потребности, он считал нереальным. Этопривело к конфликту Добровского с новым, предромантическим поколениембудителей. Добровский недооценивал результаты общественной и культурнойэмансипации широких слоев народа.
Но, сомневаясь вперспективности чешского языка и литературы, Добровский своими трудамиобъективно содействовал их развитию и стал одной из главных фигур чешскогонационального Возрождения, одним из основателей чешской литературы новоговремени.
На рубеже XVIII и XIXв. развивали свою деятельность и будители-публицисты, и издатели.
Матей Вацлав Крамериус
Матей Вацлав Крамериус(1753-1808) родился в г. Клатовы в семье портного, там же закончил школу, затемиезуитскую гимназию, а в 1773 г. поступил на философский факультет Пражскогоуниверситета. Окончив его, Крамериус перешел на юридический факультет, но незавершил обучение из-за недостатка материальных средств. В 1778 г. он получилместо библиотекаря у аристократа Я.Ф.Нойберка. Й.Добровский ввел Крамериуса вкруг известных литераторов и ученых, отличавшихся патриотическими настроениями,и в то же время поддерживавших иозефинистские реформы, способствовавшихпросветительской деятельности. Таким же иозефинистом с патриотическимивзглядами стал и Крамериус. В 1785 г. он поступил в типографию Я.Ф.Шенфельда,издававшего в то время единственную газету на чешском языке — “Шенфельдскеновины”. В 1786 г. Крамериус стал редактором этого органа, а в 1789 учредилсобственную газету, знакомя читателей в частности с новыми книгами и с чешскимитеатральными представлениями. выпускал он также календари и другую продукциюдля народа по доступным ценам, распространяя знание чешского литературногоязыка. В 1790 г. Крамериус основал в Праге издательство “Чешская экспедиция”,которое сосредоточило вокруг себя всех известных представителей чешскогонационального Возрождения.
В конце XVIII и началеXIX в. в Чехии формировалось новое культурное и интеллектуальное направление — романтизм. Под его влиянием родилась и идея славянской взаимности. После разгромаНаполеона в Европе началось движение за объединение Германии, влиявшее и наразвитие идеи объединения славян. Характерно для этого времени и возвышениеРоссии. Ее войска вели военные действия на территории славянских земельАвстрийской империи, проходили и через Чехию. Знакомство с российской военной иполитической мощью вселяло в славян надежду, что Россия сможет способствовать иих национальному освобождению. Вера в такой ход событий широко распространиласьв новом поколении деятелей национального движения Чехии. Русофильство сталосоставной частью формировавшейся теории славянской взаимности. Отношениедеятелей чешского Возрождения первой четверти XIX в. к России былоромантическим. Россию они знали лишь по книгам, имели представление одеятельности ее научных учреждений и о достижениях русской историографии. Но всамой России побывал в эти годы разве только один Добровский. Сведения же чехово положении русского народа были самыми смутными. Но некритическое русофильствосыграло важную роль в формировании концепции славянской взаимности.
По инициативе Крамериусачешские будители решили издавать журнал. С 1806 г. такой журнал под названием“Гласател чески” стал выходить под редакцией Яна Неедлы (1776-1834), помещая насвоих страницах сочинения как старшего и так и молодого поколения чешскихписателей. Последнее склонялось к романтизму, интересовалось жизнью простогонарода и народной культурой. Уже в 1806 г. были опубликованы две статьи очешском языке Иозефа Юнгманна — переводчика и учителя чешского языка вЛитомержицкой гимназии. Автор ограничивал понятия чешского народа и чешскойнациональной культуры теми слоями населения, которые пользовались чешскимязыком, т.е. прежде всего крестьянами, тогда как земский патриотизмаристократии именовался в статьях “немецким”, далеким от интересов народа. Этотвзгляд был воспринят новым поколением чешских патриотов.
Иозеф Юнгманн
 Иозеф Юнгманн родился16 июля 1773 г. в Гудлицах, в Бероунском крае. Его отец, владелец небольшогохозяйства, занимался ремеслом портного и был церковным старостой. Окончивгудлицкую начальную школу, Юнгманн учился на немецком языке в школе пиаристов вБероуне, а потом поступил в Пражскую гимназию и далее в университет. Закончивфилософский факультет, он стал учиться на юридическом. С 1799 г. Юнгманн — профессор в Литомержицах. Тогда же он примкнул к чешскому национальномудвижению. Расширяя свои знания по языкам, он постепенно овладел польским ирусским, знал также французский и английский, хорошо изучил литературу на этихязыках. В Литомержицкой гимназии и в богословском семинаре он безвозмезднообучал чешскому языку всех желающих. В Литомержицах же он создал своилитературные переводы и начал работу над чешско-немецким словарем и историейчешской литературы. В 1804 г. Юнгманн завершил работу над переводом“Потерянного рая” Дж.Мильтона (издан в 1811 г.), в 1805 г. опубликовал “Анналы”Шатобриана, в 1810 г. переводил“Слово о полку Игореве” (тогда не изданное). Привыполнении перевода выяснилось, что в чешском языке недостает соответствующихсредств выражения, что побудило Юнгманна к их созданию. Занимался он исамостоятельным литературным творчеством. Живя с 1815 г. в Праге, он занялвидное место в национальной жизни, написал ряд сочинений о родстве славянскихязыков, а также “Историю чешской литературы” (издана в 1825 г.) — ее первоецельное изложение.
В Праге Юнгманн сначалазанимал должность профессора академической гимназии, а с 1845 г. руководил этимучреждением. В 1827 г. и 1838 г. он был деканом философского факультета, в 1840г. — ректором университета. Он участвовал в издании журнала “Крок”, в основанииНационального музея и издании его печатного органа, в учреждении МатицыЧешской.
Юнгманн и его кружокзащищали интересы народа. В отличие от просвещенцев, они не подвергалисовременное им положение чешского языка и культуры строгой критике, аоптимистически верили в их будущее, часто идеализируя известных представителейчешского народа. Важную роль в их идеологии играли мысли о принадлежности чеховк великой славянской семье, о существовании сильной России как великойславянской державы. Историческая обстановка способствовала тому, что широкиеслои чешского населения стали сознавать свою этническую самобытность.Высказывались мысли о языковой близости русских и чехов как факторе усилениянационального самосознания славян. Юнгманновцы мечтали о создании единогославянского литературного языка и в общем выдвигали в качестве своей идеологиитеорию славянской взаимности.
Ян Коллар
Впервые эту теориюсформулировал Ян Коллар (1793-1852), словак по происхождению, получившийуниверситетской образование в Германии, а затем проживший почти всю жизнь вПеште, где он занимал должность священника протестантской общины. В поэтическомпроизведении “Дочь Славы” он нарисовал мрачную картину исчезновения славянскогоплемени под натиском германизации, спасение которого возможно лишь на путяхобъединения славян. Поэма имела невиданный успех у славянских патриотов.
В 1837 г. Коллар издалтрактат “О литературной взаимности между различными племенами и наречиямиславянского народа”, тоже призывавший славян к единению, к овладению главнымиславянскими “наречиями”, чтобы читать литературу и свободно объясняться друг сдругом, к созданию славянских книжных лавок и библиотек, а также кафедрславянских языков в учебных заведениях, которые способствовали бы созданиюединого литературного славянского языка.
Теория литературнойславянской взаимности не носила политического характера. Но мечта о такойвзаимности оказалась на практике неосуществимой. Теорию разделяли лишьэнтузиасты и славянофилы. Трактат “О литературной взаимности” представлял собойпервый сформулированный и опубликованный вариант идеи славянской взаимности.
Наряду с юнгманновскойпреимущественно молодой группой, в первой четверти XIX в. существовали ибудители старшего поколения, хотя к этому времени их ряды значительно поредели.Они перенесли свой австрийский патриотизм в новые условия, значительноотличавшиеся от периода просвещенного абсолютизма.
В стороне от обеихгрупп стоял Й.Добровский, хорошо ориентировавшийся в международных отношениях ивнешней политике. Он многое сделал для сближения и взаимного познания славянамиих языков и культур внутри Габсбургской монархии, но — в отличие отюнгманновцев — не считал возможным политическое сотрудничество между славянамии с опасениями следил за судьбой поляков в период русско-французскогоконфликта.
Таковы характерныечерты периода чешского национального возрождения первой четверти XIX века.
 
2.Социально-экономическое развитие Чехии в первойполовине XIX века. Промышленная революция
 
 Cущностью промышленнойреволюции в европейских странах был переход от мануфактурного и ремесленногопроизводства к фабричному, использование машин и новых технологическихпроцессов. Это — сложная система глубоких перемен во всей экономической иобщественной структуре страны. Для периода промышленной революции характерныдинамическое развитие в производственно-технической области и решительноеувеличение объемов продукции. Раньше всего промышленная революция началась вАнглии — в 80-х годах XVIII в., в других же странах позднее, в Чехии — наполвека. При этом здесь процесс технической перестройки не в одинаковой мереохватывал отдельные отрасли. Он шел от текстильного производства кмашиностроению. Можно выделить три главных этапа этого процесса в чешскихземлях:
— 1800 — 1830 г. — начальнаястадия; машины использовались только в текстильном производстве, главнымобразом при прядении хлопка;
— 1830 — 1848 — углубление промышленной революции. Расширение машинного производства втекстильной промышленности, переход его в пищевую (сахароварение), началостроительства железных дорог;
 - 1848 — 1870 — размахи завершение промышленной революции, преобладание фабричного производства,создание основной сети железных дорог, развитие добычи угля, возникновениемашиностроительной промышленности.
Началась промышленнаяреволюция в хлопчатобумажной отрасли. При прядении хлопка машины сталиприменяться уже в конце XVIII в. Первую прядильню с английскими машинамиосновал в 1796 г. Й. Лейтенбергер близ г. Дечин. Его дети и другие родственникипостроили прядильни еще в ряде городов. К 1810 г. в Чехии было уже 163прядильных машины. Они постепенно вытесняли ручной труд. Из 40 тысячпрядильщиков Чехии конца XVIII в. к 1825 г. осталось 5400. В 1841 г. в Чехиидействовала 81 прядильная фабрика (1695 машин и 356 546 веретен), в основном — на севере страны. Ткачество же хлопка производилось еще вручную работающими надому ткачами. Набивку хлопчатобумажной ткани осуществляли централизованныемануфактуры. Важнейшим центром этого производства была Прага. Одна ситценабивнаявальцовочная машина заменяла до 200 ручных набивщиков. С 1842 г. началииспользоваться “перотины”, заменявшие по 20 — 25 мастеров каждая; к 1844 г. ихбыло в Чехии 21.
Главными центрамишерстяной промышленности были Брно и Либерец, где первые машины былиизготовлены механиками из Англии, Саксонии и других областей Германии. Перваяпрядильная фабрика возникла в Брно в 1807 г. Механизировались также стрижкасукна: в 1826 г. в г. Либерец функционировало более 500 стригальных машин наэнергии воды. Отставало в техническом переоснащении полотняное производство,что обусловливалось дороговизной оборудования и укоренившейся практикойэксплуатации домашних производителей, на труд которых это производствоопиралось до середины XIX в. До 1843 г. возникло лишь три механическихльнопрядильни. В железоделательной промышленности древесный уголь заменялсякоксом, устанавливались доменные печи. Был организован прокат металла, в 1841г. в Чехии работало уже 16 прокатных заводов, а первая доменная печь появиласьв 1830 г. Перелом наступил только в 60 — 70-е годы, когда появилась новаятехнология. Развитие машиностроения затруднялось стремлением Англии сохранитьсвою монополию в этой области. Все же в Чехии стали появляться иностранныемашиностроительные мастерские (особенно английские). Первая паровая машина былаустановлена в Чехии в 1814 г., с середины 20-х годов они стали производитьсянепосредственно в Чехии. К 1841 г. в стране функционировало 156 паровых машин:56% в текстильной промышленности, 19% в горном деле и лишь 7% в металлургии.
В качестве топливадерево и древесный уголь стали заменяться каменным и бурым углем и коксом. Вконце 30-х годов началась систематическая добыча угля, за двадцатилетие с 1829 по1849 г. она увеличилась в 6 раз. Совершенствовалась технология в сахароварениии пивоваренной промышленности. В сороковых годах водяные мельницы постепенновытесняются паровыми. С 30-х годов сахароваренные предприятия были снабженыразличными машинами, заменявшими конный привод. Первоначально в этой отрасли главнуюроль играли крупные землевладельцы, но затем предприятия стали создаваться илицами из городского сословия. Особенно благоприятными были условия длясахароварения в 40-х годах XIX в. в Моравии.
Транспорт. Традиционныесредства перевозки оказались недостаточными для новых условий. Уже с серединыXVIII в. по всей Австрии строились шоссейные дороги с каменным покрытием,водоотводными кюветами и т.д. В Чехии шоссейные дороги соединили Прагу со всемиважнейшими пунктами страны. В 1832 г. в Чехии вступила в строй и первая коннаяжелезная дорога. Первая же паровая железная дорога соединила в 1839 г. Вену иБрно. Затем были сооружены такие дороги от Оломоуца до Праги (1845) и от Прагидо Дрездена (1851). Открылось производство локомотивов, рельсов, вагонов. Укрепилсяединый внутренний рынок товаров и рабочей силы. Промышленная революция быларешительным шагом вперед в дальнейшем развитии в Чехии капитализма.
В сельском хозяйствекапиталистические формы производства развивались медленно. Лишь перед 1848 г.они появились в крупных латифундиях. Здесь культивировались кормовые травы,разведение рогатого скота и овец, использование удобрений и техники пообработке почвы и сбору урожая. Были открыты сельскохозяйственные школы. Но вмелких крестьянских хозяйствах изменения происходили в среднем на двадесятилетия позднее, чем в крупных. Мешали феодальные повинности. Средикрестьян существовала большая имущественная дифференциация. Беднота поставлялаглавную часть рабочей силы для строительства шоссейных и железных дорог и дляразвивающейся промышленности.
В период наполеоновскихвойн число жителей в чешских землях не прибавлялось, но с 1814 г. наблюдаетсястабильный прирост населения. Если в 1815 г. в чешских землях жило 4,8 млн.человек, то в 1847 г. уже 6,5 млн. Эти изменения объясняются и улучшениемздравоохранения, приведшим к снижению детской смертности. Особенно быстро рослипромышленные центры — Брно, Прага, Иглава, Штернберк, Либерец и др. Но в другихместах увеличение численности населения проходило медленнее.
Главным социальнымследствием промышленной революции в чешских землях было формирование буржуазиии пролетариата. Ядро промышленной буржуазии составляли чешские немцы. Рабочийкласс был очень разнороден. Наиболее организованными в классовом отношении былик этому времени многочисленные еще рабочие централизованных мануфактур, а такжепервых фабрик. Формировался рабочий класс и в металлургической игорнодобывающей промышленности, но и здесь он был весьма дифференцирован попроисхождению и достатку.
Основным социальнымпротиворечием в чешском общества до 1848 г. был антагонизм междуземлевладельцами и зависимыми крестьянами. Особенно крупное выступлениекрестьян этого периода произошло в Моравии в 1821г. Оно было подавлено военнойсилой. Среди рабочих главным средством протеста против эксплуатации былистачки. Наиболее мощная из них произошла в июне-июле 1844 г. 18 июня один измногочисленных споров перерос в разгром машин. В течение недели войска иполиция подавили выступление, но оно имело резонанс во всей Чехии. Волнения иголодные бунты продолжались вплоть до революции 1848 г. Но среди рабочих еще небыло единства, они не обладали сколько-нибудь определенной идеологией ипрограммой. Рабочего движения, как такового, еще не существовало, как и рабочихс ясно выраженным классовым сознанием.
 
3.Общественнаяжизнь и национальное движение в Чехии в 1815-1830 гг.
После наполеоновскихвойн решающим фактором европейской политики стал блок великихдержав-победительниц — России, Австрии, Пруссии и Англии, который традиционно(и не вполне точно) именуется Священным союзом. Его члены подписали соглашениео подавлении революционных движений в Европе и применении военной силы противугрозы интересам великих держав. Консервативная внутриполитическая системаАвстрийской монархии 1815-1848 годов связана с именем государственного канцлеракнязя К.Л.Меттерниха и именуется меттерниховским абсолютизмом. Однако главнымтворцом ее был император Франц I Габсбург, решительно отвергавший всякиеновшества, хотя, конечно, и Меттерних принимал самое активное участие вподавлении парламентаризма и либерализма. Полицейское управление Праги и Брнозанимало особое положение среди всех органов власти в чешских землях,контролируя печать, перлюстрируя почтовые отправления и проникая с помощью осведомителейв частную жизнь граждан.
Репрессивные меры былиприняты против профессора Пражского университета, философа и математикаБернарда Больцано (1871-1848). Он родился в Праге в семье торговца итальянскогопроисхождения, учился в Пражском университете, демонстрируя незаурядныеспособности в постижении наук. В 1805 г. он стал священником, докторомфилософии и затем профессором теологии на философском факультете Пражскогоуниверситета. Поздний представитель просвещенческого католицизма, Больцано, читавшийлекции, изобиловавшие гуманистическими идеями, оказывал значительное влияние настудентов. В своих взглядах он даже дошел до утопического социализма. Емупринадлежит и ряд открытий в области математики и логики. В 1820 г. Больцанобыл лишен профессуры и уволен из университета. Политическая оппозиция режимумонархии охватила практически все слои чешского общества. Политическую критикусодержали многие издававшиеся за рубежом Чехии брошюры, осуждавшие формыуправления Чехией, деятельность сейма, школьную языковую и культурную политику.Главной же силой оппозиции абсолютизму было национальное движение. После 1815г. в его структуре произошли изменения. Наибольшее значение приобрел городскойбуржуазный элемент, особенно интеллигенция буржуазного происхождения.Участвовали в национальных акциях также духовенство, врачи, студенты,чиновники, владельцы мелких предприятий. Крестьянство в движении участия непринимало. Национальные лидеры стремились к сближению отдельных слоев обществаи их юридическому равноправию, но преодолеть противоречия между этими слоямибыли все же не в состоянии.
В Чехии и Моравиинациональное движение развивалось различно. Наиболее активно процесс проходилна территории Чехии, прежде всего в Праге, но также и в других городах. Формойего до 1830 г. было возрождение и утверждение национального языка какважнейшего признака нации. После наполеоновских войн представителинационального движения питали иллюзии, что венское правительство удовлетворитдавние требования о широком использовании чешского языка в общественной жизни.Однако декрет 1816 г., предусматривавший изучение чешского языка в гимназиях,на практике реализован не был. Первый чешский учебник словесности Й.Юнгманнаимел лишь общенаучное значение. В 1825 г. Юнгманн издал монографию по историичешской литературы, а вершиной его деятельности стал пятитомный чешско-немецкийсловарь, органически объединивший словарный фонд старой и новой литературы иразговорного языка. В 1821 г. начал выходить первый чешский журнал “Крок” состатьями по общественным и естественным наукам. Он издавался Я.С.Преслом,авторами статей были члены юнгманновского кружка, а также анатом и физиологЯ.Э.Пуркине.
В чешское движениевступило новое поколение, в частности В.Ганка, П.Й. Шафарик, Ф.Палацкий,Ф.Л.Челаковский — романтики по настроению и мировоззрению. Они идеализировалинарод, были уверены в его великом будущем, изучали памятники народной культуры.Большое значение для развития национального движения имело открытиеПатриотического музея в Праге в 1818 г., позднее получившего название ЧешскогоНационального музея. Возник он по инициативе чешских аристократов, средикоторых главную роль играл друг И.В.Гете, естествоиспытатель граф КашпарШтернберг (1761-1838). Основатели понимали свое детище как институцию сословную,немецкоязычную, не связанную непосредственно с потребностями чешскогонационального движения. Значительная роль в организации работы музеяпринадлежит также священникам, учителям, чиновникам, мещанам. При этом группаюнгманновцев стремилась превратить музей в центр чешской научной и культурнойработы, но основатели-аристократы предпочитали национальную индифферентность инемецкий язык. Оппозиция юнгманновцев аристократическому руководству вовлекла всвою орбиту и Й.Добровского. Не все деятели молодого поколения стояли воппозиции к музею. Так, В.Ганка стал его библиотекарем, а с 1819 г. хранителемрукописей и других ценностей. С 1827 г. стал издаваться “Часопис Ческегомузеум” (“Журнал Чешского музея”) ежемесячно на немецком языке и ежеквартально начешском, а позднее только на чешском. Здесь публиковались материалы политературе, истории, этнографии чешского народа, образцы народного творчества,переводы, тексты древней чешской письменности, информация о научной жизни ит.д. Главная заслуга в создании журнала и превращении всего музея в чешскоенациональное учреждение принадлежит Ф.Палацкому.

Франтишек Палацкий
Ф.Палацкий (1798-1876),выдающийся чешский ученый, историк, организатор национальной жизни и создательпрогрессивной философии чешской истории, один из творцов теории австрославизмародился в Гоуславицах (округ Новый Ичин) в семье учителя, а образование получилв 1812-1818 г. в лицее Братиславы. Проработав несколько лет учителем, он в 1823г. прибыл в Прагу как убежденный поборник идей юнгманновцев, сблизился счешской средой, особенно с Й.Добровским, который и руководил его занятиями.Палацкий сумел сориентироваться в противоречиях между Добровским июнгманновцами, то есть между двумя поколениями будителей, и вскоре занял местово главе чешской научной и культурной жизни. Определялось это прежде всего тем,что он был историком, владевшим методами критики и интерпретации историческихисточников. Земский сословный комитет поручил Палацкому разработку чешскойистории. К функции “земского историографа” он отнесся чрезвычайно ответственно.Как редактор “Журнала Чешского музея”, он сумел преодолеть трения междуавторами статей и создать из “Часописа” важнейший чешский научный орган.“Музейник”, как часто называли журнал, выходил без перебоев, причем немецкийего вариант в 1831 году закрылся.
В конце 1832 г.Палацкий приступил к составлению многотомной “Истории чешского народа”. 1 том(1836) и второй в двух частях (1839, 1842) вышли на немецком языке. В 1848 г.вышел первый том чешского варианта. Некоторая разница в формулировках междунемецким и чешским изданиями существовала, но понимание истории Чехии былоаналогичным. Палацкий подтвердил правомерность национального существованиячешского народа. В начале 30-х годов Палацкий издал свод чешских анналовгуситского периода и большое число источников под названием “Старые летописичешские”. Затем он провел вторую — после Добнера — ревизию чешской истории,доведя ее до 1526 г. Он стал также основателем чешской истории права. Большоезначение имели его усилия по укреплению связей между славянскими народами.
Чешская Матица
Палацкий снискал себетакже заслуги в создании Матицы Чешской. Этому предшествовал составленный в1829 г. план Палацкого по подготовке чешского энциклопедического научногословаря, редакционная коллегия которого (Юнгманн, Пресл и Палацкий) получиластатус “Музейного Общества чешского языка и литературы”. Но когда оказалось,что издание задуманного словаря коллективу не под силу, Общество предложилосоздать Матицу Чешскую как издательство Чешского музея. Постепенно изиздательства выросла культурная организация, объединившая чешскуюинтеллигенцию. В первый год своего существования (1831) Матица насчитывалавсего 35 членов, в 1839 г. — уже 512, а к 1847 г. — 2329. С 1834 по 1839 г.Матица издала 5 томов “Чешско-немецкого словаря” Й.Юнгманна, в 1836-1837 г. — “Славянские древности” П.Й.Шафарика. Издавала она и памятники древней чешскойлитературы, и беллетристику, и “Музейник”.
В 1833 г. возниклоОбщество поддержки промышленности в Чехии, которое стало — наряду с немецкими — издавать и чешские публикации по организации производства и технике. С.Преслиздал в 1836-1837 г. книгу и ремеслах на чешском языке (в переводе снемецкого), он же редактировал чешский “Технологический журнал” (1837-1839).
События в Европе 1830г. (революции во Франции и Германии, восстание в Польше), как и внутренниепричины, повлияли на дальнейшее развитие ситуации в Чехии. Быстро росланационально сознательная интеллигенция, в национальное движение включаютсяпредставители свободных профессий, чиновники, студенчество. Они объединилисьвокруг журнала “Кветы” (открыт в 1834 г.), активными представителями новогослоя патриотов стали литератор и публицист Карел Сабина, поэт Карел Гинек Махаи др. События польского восстания 1830-1831 г. против русского царизма нанеслимощный удар по теории славянской взаимности. Молодое поколение перестаеториентироваться на Россию. Подчеркивается, что славяне не представляют собойединого народа, а отечеством для чехов является не “всеславянство”, а земли,исторически населенные чехами — Чехия, Моравия, Силезия, Словакия. Главнымтворцом этой концепции стал публицист и литератор Карел Гавличек-Боровский(1825-1856). Он родился в селе Борове под городом Немецкий Брод в семьеобразованного и зажиточного купца, учился в гимназии Немецкого Брода и ковремени ее окончания стал убежденным чешским патриотом. Обстоятельства помоглиему получить место воспитателя в семье московского профессора С.Шевырева, и в1843 г. Гавличек уехал в Россию. В течение двух лет он изучал сложившиеся здесьотношения и убедился в том, что угнетение народных масс в этой стране сильнее,чем в Австрии. Вернувшись из России, Гавличек стал в 1846 г. редактором газеты“Пражске новины”, сделав ее организатором национального движения и формируя наее страницах трансформированную концепцию славянской идеологии. Это былавстрославизм, сформулированный в его основе еще Й.Добровским в конце XVIII в.,но приобретший в новых условиях и специфические черты. Оставаясь в составеАвстрии, славянам надлежало объединиться и добиться равноправия с немцами, тоесть ликвидировать привилегии народа-угнетателя. Практически это означалопревращение Австрийской империи в славянское государство при ведущей роличехов. Предполагалось создать федерацию равноправных славянских государств врамках монархии Габсбургов.
Практические формыактивизации национального движения были различны. Требовали расширения сферыобучения чешскому языку в школах, в том числе и в преимущественно немецкихрегионах. Большое место отводилось чешскому театру. Ведущей личностью чешскойтеатральной жизни стал с 30-х годов писатель Иозеф Каетан Тыл (1808 — 1856),видевший в театре средство пробуждения национального самосознания. Он написалпьесу “Фидловачка”(при ее постановке 21 декабря 1839 г. была впервые исполненана чешском языке песня “Где мой дом?”), организовал молодежный чешский театр,устраивал народные мероприятия — всеобщие чешские балы, проводившиеся в 1840 — 1846 г. в Праге и ряде других городов, где звучала только чешская речь.
Были организованы также“чешские беседы” с национальными песнями, стихами, танцами. В 40-х годах такиебеседы возникли в ряде чешских городов. По новому уставу Общества поддержкипромышленности в Чехии (1844 г.) в него могли вступать мелкие чешские предприниматели,ремесленники, представители интеллигенции. Чешская интеллигенция стремиласьрасширять сферу образования народа, чтобы каждый ремесленник, пользуясь пособиямина чешском языке, мог знакомиться с лучшими производственными методами и новымиизобретениями., для чего организовывались воскресные школы, издавался журнал “Промысльныпосел” (1840-1844) и велась кампания за открытие образцовой чешскойпромышленной школы в Праге. Со всех концов Чехии шли добровольные взносысредств на такое учебное заведение, что свидетельствует о широком влияниинациональной идеи на массы накануне революции 1848 года.
Что касается немецкогонаселения в Чехии, то оно проживало в основном в пограничных областях, но егопредставители занимали влиятельное положение в крупных городах и внутри Чехии иМоравии. Все условия жизни в монархии благоприятствовали возвышению немецкогонаселения. Торговый и финансовый капитал был в немецких руках еще допромышленной революции. Хотя немецкое население составляло явное меньшинство вчешских землях, последние подчас казались немецкими. Понятно, что властяминавязывалось мнение об энергичном немецком национальном характере и озакономерности господствующего положения австрийских немцев в монархии. Средичешских немцев можно различать три направления в отношении к чешскомунациональному движению. Во-первых, это призыв к скорейшей германизации чехов,не получивший впрочем большого распространения. Во-вторых, среди немецкихлиберальных демократов вплоть до весны 1848 г. преобладали симпатии к прогрессивнымисторическим традициям чехов; считалось, что чехов можно будет привлечь ксотрудничеству с прогрессивными силами Германии, что помогло бы в перспективесозданию немецкого национального государства. В сущности это демонстрируетнепонимание немцами характера чешского движения. В-третьих, существовалонаправление, стремившееся и в дальнейшем сохранять билингвизм, традиции ужеотжившего двуязычного чешского территориального патриотизма, консервативное вполитических и социальных вопросах и далекое от прогрессивных течений.
4.Революция1848 — 1849 годов в Чехии
В канун революции 1848г. чешское национальное движение выработало собственную политическую программу.К 1845 г. возникло либеральное руководство национальным движением. В неговходили Ригер, Браунер, Троян и некоторые другие деятели. Лидером сталФ.Палацкий. Группа объединилась на австрославистской основе. Социальные вопросызанимали в ее программе второе место после национальных. Но группа ратовала иза буржуазные демократические свободы, за изменение общественного порядка вдухе австрославизма. Органом пропаганды стали “Пражске новины”, выходившиедважды в неделю, что оказалось в период революции недостаточным. Гавличек,оставив пост редактора “Пражских новин”, 5 апреля 1848 г. основал первуючешскую ежедневную газету “Народни новины”, тогда же ставшую органомнационально-либеральной партии.
С середины 40-х годовстала также формироваться группа радикальных демократов на основе политическогоклуба “Рипил”, название которого заимствовано у ирландцев. Достоверных сведенийо деятельности этого клуба нет. Можно полагать, что в нем собиралисьпрогрессивно мыслящие представители пражской интеллигенции, а такжеремесленники и представители мелкой буржуазии. В источниках встречаются имена приблизительно40 человек, участвовавших в собраниях “Рипила” накануне революции.Руководителями собраний были юрист Вилем Гауч, адвокат Фр.Гавличек, КарелСабина, Эмануэл Арнольд и др. Дискутировались вопросы, связанные с борьбойпротив абсолютизма и привилегий шляхты, с отменой барщины и вообще феодальнойэксплуатации крестьян; высказывались и республиканские взгляды. В политическихдискуссиях рипилистов накануне революции формировалась политическая программа,отличающаяся антифеодальными, антицерковными и демократическими чертами.
Таким образом,непосредственно перед буржуазной революцией 1848-1849 годов в чешских земляхактивизируется политическая жизнь. До марта существовала и сословная оппозицияв чешском и моравском сеймах, выступавшая против экономической и цензурнойполитики правительства. При этом либеральное руководство чешским национальнымдвижением сознавало слабость своего экономического потенциала сравнительно снемецкой промышленной буржуазией и стремилось прежде всего добиться равноправиячешского языка с немецким. Во главе политического движения в Чехии встала в1848 г. чешская и немецкая либеральная буржуазия.
Основным противоречием,характерным для чешского общества первой половины XIX в., было национальноеугнетение чехов. Затем требовал безотлагательного решения крестьянский вопрос.Третьим был вопрос о социальном положении городского населения.Продолжительность рабочего дня на промышленных предприятиях составляла 13-15часов, рабочие не имели нормального жилья и оплаты труда. В 1843 и 1844 годахони выступили за изменение своего положения.
С начала марта 1848 г.очень активизировалась политическая жизнь Праги. Радикалы готовились к созывуобщенародного собрания, которое было назначено на субботу 11 марта 1848 г.Предстояло обсудить требования чешских рипилистов и составить петициюимператору. Речь шла об установлении конституции, предоставлении новыхизбирательных прав, свободе слова и печати, отмене барщины, введении чешскогоязыка в суде и школах, гарантиях личной безопасности, свободе вероисповедания,регламентированной организации труда, упорядочении заработной платы. Однакоглавные требования переплетались со второстепенными.
Активность рипилистовподтолкнула к активным выступлениям и группу интеллигенции во главе сФрантишком Браунером и Православом Трояном. Эта группа либералов тожеподготовила проект петиции, чтобы участвовать в общенародном собрании. Вдокументе предлагалось объединить Чехию, Моравию и Силезию под управлениемобщего сейма и финансовых институций, предоставить избирательные права всемслоям населения, уравнять чешский язык с немецким, ликвидировать барщину ипривилегии шляхты, сократить сроки военной службы с 8 до 4 лет, установитьсвободу печати, собраний и личную безопасность, свободу вероисповедания,снизить некоторые налоги.
11 марта собраниедействительно состоялось, но проекты петиций не удовлетворили собравшихся, ибыло решено избрать комитет для выработки окончательной редакции документа. 14марта новый текст был выставлен в ряде учреждений для сбора подписей, и 19марта избранная депутация повезла го в Вену для передачи императору.
Между тем в Вене 13марта произошла революция. Она смела Меттерниха. Император отменил цензуру иобещал конституцию. 22 марта петиция чешской депутации была вручена императору,в ответ на нее уже 23 марта последовал “Кабинетный лист”, разрешавшийиспользовать чешский язык наряду с немецким и формировать охранные вооруженныеотряды. Основные же пункты чешской петиции игнорировались. Это вызвало в Прагебольшое возбуждение, раздавались призывы к оружию.
В новой петиции от 29марта 1848 г. были опять сформулированы требования чехов. Вторая депутация,направившаяся в Вену, прибыла туда в момент тяжелого положения правительства,которое пошло на уступки. 8 апреля оно признало полное равноправие языков,согласилось на введение широкого избирательного права в сейм и создание высшихучреждений Чешского королевства в Праге. Барщина была отменена патентом от 28марта во всей монархии. Провозглашалась свобода печати и вероисповедания,снижались налоги на производство продовольственных продуктов. Так былиудовлетворены все требования чешской петиции. Но против ряда актов выступилинемцы, они высказывались за присоединение чешских и австрийских земель кобъединявшейся Германии, не желая превращаться в национальное меньшинство.
Присоединение кГермании не отвечало интересам монархии. Поэтому австрийский двор вступил всотрудничество с чешской либеральной буржуазией, ратовавшей за сохранениеАвстрии.
Проект объединения сГерманией должен был обсуждаться на т.н. Франкфуртском парламенте, куда былприглашен от чехов Ф.Палацкий. Но он полагал, что создание единой Германииприведет к распаду Австрии, существование которой считал гарантом безопасностималых народов Центральной и Юго-Восточной Европы. Кроме того Палацкий не хотелдопускать возможности превращения Австрии в республику, считая преобразованиявозможными и в составе монархии. Эти соображения он изложил в специальномписьме, вызвавшем большой общественный резонанс.
10 апреля 1848 г. вПраге возник Национальный комитет из ста человек, в основном либеральной иконсервативной ориентации. Комитет занял негативную позицию в вопросе о выборахво Франкфуртский парламент, которые и состоялись лишь в округах спреимущественно немецким населением, чехи же в них не участвовали.
Освободительноедвижение постепенно охватило все славянские земли Австрии. Возникла идеясозвать в Праге съезд австрийских славян для обсуждения важнейших вопросовсовременности. В Праге был создан подготовительный комитет из 12 членов, которыйначал энергично действовать, между тем как в немецких газетах съездквалифицировался как акция панславистского толка. Против его созыва выступили ивенгерские издания.
Подготовительныйкомитет выработал программу съезда, включающую несколько пунктов. 1. О значенииславян в Австрийской монархии и их взаимоотношениях; 2. Об отношении славян кдругим народам Австрии; 3. Об отношении австрийских славян к остальнымславянам; 4. Об отношении славян к неславянским народам Европы. Красной нитьюпроходила мысль о преобразовании Австрии в федеративное государство отдельныхравноправных народов.
2 июня 1848 г. съездбыл торжественно открыт. Сразу же возникли разногласия по проблеме сохраненияАвстрии, соглашение достигнуто не было. А 12 июня в Праге вспыхнуло восстание,и съезд закрылся.
В ходе восстанияпражане выступали прежде всего против князя Виндишгретца, командовавшеговоенными силами в Чехии и жестоко подавившего выступления рабочих в Праге в1844 г. В первый же день произошла стычка между демонстрантами и солдатами наЦелетной улице, в городе возникли баррикады. Для либеральной буржуазиивосстание оказалось неожиданным, оно путало их карты. Палацкий, Шафарик иГавличек надеялись своим авторитетом повлиять на участников восстания, преждевсего студентов, чтобы они сложили оружие. Виндишгретц приказал обстреливатьСтарый город Праги из артиллерии, и там возникло много пожаров. 17 июняповстанцы капитулировали.
Восстание былостихийным выступлением народных масс без общего руководства. Раздробленныеотряды не могли оказать серьезного сопротивления войскам. Участвовали ввосстании революционно настроенные элементы независимо от национальности. Темне менее немецкие газеты видели в нем акт борьбы чехов против немцев, аВиндишгретц оценивался как герой. Его победа была первой в действияхконтрреволюции в Австрийской монархии. Однако за пределами Чехии революция ещепродолжалась, что привело к созданию общеимперского парламента, решившего с 7сентября 1848 г. ввести в силу закон об отмене барщины. Крестьянин становилсяполноправным гражданином, земля переходила в его собственность. Но за это открестьян потребовали выкуп, и те, кто внести его не могли, были вынужденытрудиться на помещиков и богатых крестьян или уходить на заработки в города.Шляхта утратила положение особого общественного класса, но значительныесредства, полученные в качестве выкупа за барщину, обеспечивали дальнейшееразвитие дворянского хозяйства — теперь уже по капиталистическому пути. Собщественной точки зрения отмена феодальной зависимости стала победойреволюции.
Осенью 1848 г.император решил подавить революцию в Венгрии и направил туда войска. В защитувенгерской революции выступила венская левица, которая однако поддержки неполучила. Либеральным чешским политикам удалось убедить руководствостуденческим движением в том, что революция в стране инспирирована мадьярами инемцами, политика которых несправедлива, поскольку они считают свободу лишьсобственной привилегией и препятствуют славянам в обретении свободынациональной. Император же назначил главнокомандующим своими войскамиВиндишгретца, который 23 октября предъявил венским повстанцам ультиматум стребованием сдаться. Австрийская столица была войсками взята, а руководителиреволюции казнены. Революция в Венгрии была подавлена с помощью российскихвойск.
Местом созываобщеимперского парламента на время волнений император назначил моравский городКромержиж. Главной задачей была выработка текста конституции. От чехов в этомприняли участие Палацкий, Ригар и Пинкас. 2 декабря император Фердинандотказался от трона в пользу своего племянника, 18-летнего Франца Иосифа,который издал манифест о намерении подавить всякие волнения в империи. Междуимператором и конституционным комитетом парламента возникли противоречия поглавным статьям конституции, по основам устройства государства. К марту 1849 г.текст все же был подготовлен к утверждению, но 7 марта Кромержижский парламентбыл распущен, а в город вошли войска. Это вызвало большие волнения в Праге идругих городах Чехии. Чешские студенты создали революционный комитет, которыйсвязался с революционными силами Германии. Готовилось совместное наступление направящие верхушки как Германии так и Австрийской монархии. Но полиция прозналаоб этом, войска заняли все важные пункты Праги, и в ночь на 10 мая былиарестованы руководители движения (некоторым, правда, удалось бежать). Врезультате готовившееся восстание было подавлено. В Венгрии движение потерпелоокончательное поражение летом 1849 года.
И все же революция1848-1849 годов имела огромное значение для развития Чехии. Она уничтожилаглавные преграды на пути к капитализму, и даже победа реакции не означалаполного возврата к прошлому. Революция стала для Чехии рубежом при переходе отфеодализма к капитализму.
5.КультураЧехии первой половины XIX века
Развитие чешскойкультуры в первой половине XIX в. ознаменовалось возрождением национальногоязыка и литературы, успехами национального театра и изобразительного искусства,появлением научных и литературных периодических изданий на чешском языке, прогрессомнауки о прошлом чешского народа.
Начало культурномувозрождению было положено усилиями патриотической интеллигенции по развитиючешского языка. Издавались т.н. “защиты” его, представлявшие рассуждения натему о том, что чешские язык и литература достойны занимать более почетноеместо в интеллектуальной жизни страны. Уже в 1783 г. с такой “защитой” выступилхранитель Оломоуцкой утраквистской библиотеки Ян Алоис Ганке, издав на немецкомязыке “Рекомендацию по использованию чешского языка и литературы”, в которойпредложена программа возрождения и развития этих явлений культуры. В том жегоду вышла “Защита чешского языка против злобных его хулителей” Карла ИгнацаТама. Книга осуждала шляхту, отошедшую от народа и родной речи. Научнаяразработка чешского языка осуществлялась в трудах Й.Добровского и Й.Юнгманна.
По форме и содержаниюлитература, написанная на чешском языке в первой половине XIX в., отвечалатребованиям романтизма, понимавшего искусство как одно из средств изменениямира и изображавшего идеальную среду, далекую от действительности. Особеннораспространены были сочинения о славном прошлом чешского народа, славянскомгуманизме, фольклоре. Народ понимался как хранитель основных духовных ценностейи языка.
Франтишек ЛадиславЧелаковский.
Больших успехов добилсяв этой сфере Франтишек Ладислав Челаковский (1799-1852). Он родился в г.Страконице, в семье плотника, учился в гимназиях двух чешских городов, в 1817г. уехал в Прагу изучать философию, а, окончив курс обучения, вступил влитературу. В 1834 г. он стал редактором газеты “Пражске новины”, с 1835 г.преподавал чешский язык в Пражском университете. В 1842 г. Челаковский получилдолжность профессора в университете Вроцлава (Бреслау), а в Прагу вернулся в1849 г., чтобы занять место профессора славянских языков и литератур тамошнегоуниверситета. Однако вскоре он скончался.
Как поэт-романтикЧелаковский внес большой вклад в чешскую литературу. Поэтический сборник“Отголоски русских песен” (1829) состоит из самостоятельных произведений автора,но они написаны в духе русской поэзии. После польского восстания 1830-1831 г.Челаковский от русофильства отошел. Последним поэтическим произведениемЧелаковского стал сборник “Столистая роза” (1840). Возникла также целая школаподражателей поэта, сочинявших стихи и песни, менее удачные в художественномотношении, чем у Челаковского, но очень популярные в народе.
Новую эпоху в чешскойпоэзии открыла лирико-эпическая поэма “Май” Карела Гинека Махи (1810-1836). Этопроизведение проникнуто пессимизмом, что не отвечало чувствам большинстваактивных участников национального движения. По достоинству творчество Махи былооценено лишь во второй половине XIX в.
Карел Яромир Эрбен.
Карел Яромир Эрбен(1811-1870) в своей эпической поэзии оригинально использовал народные песни,повести и рассказы. Он родился в местечке Милетин Ичинского округа, в семьесапожника, человека грамотного, увлеченного литературой. В 1831 г. Карел Яромирпоступил на юридический факультет Пражского университета, по его окончанииработал в уголовном суде, а в 1850 г. стал секретарем и архивариусом ЧешскогоНационального музея, позднее — архивариусом Главного Городского архива Праги. Всоставе комиссии по розыску дипломатических документов об историческом чешскомгосударственном праве Эрбен в 1843-1847 гг. объездил все чешские архивы иразыскал многие документы, опубликованные затем в серии “Архив Чески”,издававшейся Ф.Палацким. Эрбен был этнографом, литератором и историком,переводчиком. Еще в начале 30-х годов он написал несколько пьес, был такжеавтором баллад романтического характера, проникнутых патриотическим духом. Пополитическим убеждениям он был в 30-е годы приверженцем поляков, восставшихпротив России, но позднее стал активным русофилом, занимался русскойлитературой, имел контакты с русскими учеными.
Особое место занимает вчешской литературе творчество Карела Гавличка-Боровского, зачинателя новыхжанров, в частности репортажа; живя в России, он писал о ее жизни и науке. Онбыл также автором многих сатирических стихов, направленных против церкви ибюрократии. К крупнейшим поэтическим произведениям Гавличка относится эпическаяи сатирическая поэма “Крещение св. Владимира”, состоящая из 10 песен, но так ине законченная.
На страницах чешскихжурналов и газет первой половины XIX в. появлялись стихи и проза чешскихлитераторов. Первая газета на чешском языке вышла еще в 1719 г. Ее издавалК.Ф.Розенмюллер (1675-1727), а позднее выпускали его наследники. В 1784 г.газета перешла во владение Я.Ф.Шенфельда, а редактором стал Вацлав Матей Крамериус.В 1791 г. он основал собственную газету “Крамериусовы властенецке новины”, гдепечаталась самая различная информация, но особое место отводилось чешскойкультуре. Велась кампания в защиту чешского языка, расширение сферы егоупотребления. Газета пользовалась среди чехов огромной популярностью, онаиздавалась и после смерти Крамериуса, вплоть до 1825 г.
В 20-е годы XIX в.появилась первая чешская политическая газета “Пражске новины”. С 1829 по 1833г. ее редактировал Иозеф Линда, автор популярного исторического романа “Светнад язычеством”, не лишенного литературных достоинств. В 1834 г. редакторомэтой газеты стал Ф.Л.Челаковский, организовавший новую систему политическойинформации. Приложение к газете — “Ческа вчела” — стало литературно-критическимпечатным органом.
В 1846 г. возниклагазета “Пражски посел”. Ее редактор — драматург, актер и журналист Иозеф КаетанТыл пропагандировал новые общественные и экономические учения, помещал в газетенаучно-популярные статьи по истории, этнографии, географии и другим наукам, повоспитанию детей, об учебе в промышленных школах.
Много газет возникло вЧехии во время революции 1848-1849 г., но все они носили преимущественнополитический характер.
В первой половине XIXв. научные исследования в Чехии проводились в основном в области гуманитарныхдисциплин, отвечавших в наибольшей мере задачам воспитания национальногосамосознания народа. Требовалась научная аргументация для подкрепления идеи окультурном равноправии чехов среди народов Европы. Представители чешской наукичасто сочетали научную деятельность с политической и общественной. Даже деятелиестественных наук активно участвовали в процессе становления нации новоговремени. Наиболее ярким представителем науки этого периода был знаменитыйфизиолог, сделавший в своей области ряд эпохальных открытий — Ян ЭвангелистаПуркине.
Ян Эвангелиста Пуркине(1787-1869)
Он родился вЛибоховицах (Северная Чехия), в зажиточной семье и получил серьезноеобразование уже в школе пиаристского ордена, членом которого стал в 1805 г.Позднее он вышел из ордена, чтобы заняться изучением философии в Пражскомуниверситете, был по окончании курса частным учителем, но закончил в Пражскомуниверситете и медицинский факультет. Его докторская диссертация стала широкоизвестной специалистам. В 1823 г. Пуркине принял предложение занять местопрофессора физиологии в университете Вроцлава (Бреслау) в Пруссии. За годы с1823 по 1850 ученый организовал по новой для того времени методике изучениефизиологии и обучение ей студентов и открыл первый в Европе физиологическийинститут, что оказалось возможным лишь благодаря огромному авторитетупрофессора. Вместе с тем Пуркине был ревностным чешским патриотом, онпопуляризировал научные знания в журнале “Крок”, выступал и как переводчик,публицист, литературный критик, поэт. Переводил он Ф.Шиллера, Торквато Тассо; в1842 г. опубликовал в журнале “Денница”, издававшемся в Варшаве на польском ирусском языках, статью “О литературном единстве между славянскими племенами”,где проводил мысль о стремлении славян к литературной взаимности в духеромантических мечтаний эпохи. Пуркине являлся членом многих академий и ученыхобществ, почетным доктором ряда университетов (в том числе Московского иХарьковского). В 1850 г. он возвратился в Чехию, стал профессором Пражскогоуниверситета, организовал здесь институт физиологии, издавал научный журнал“Жива” и активно участвовал в национальной жизни.
Павел Йозеф Шафарик
Крупнейшим ученымевропейского масштаба был представитель новой отрасли гуманитарных наук — славяноведения- Павел Йозеф Шафарик (1795-1861). Он родился в Словакии, в семьеевангелического священника, учился в гимназиях, и в евангелическом лицее, а с1815 г. — в протестантском университете немецкого города Йена, где изучал теологию,философию, филологию, историю, естествознание. В это время в Германии ширилосьдвижение немецкой молодежи за свободную Германию, что повлияло и на Шафарика.Он также испытал на себе воздействие трудов патриотически настроенныхславянских ученых. В лицее началась литературная деятельность Шафарика, а вЙене он ее продолжил. Вернувшись из Йены в 1817 г., Шафарик работал домашнимучителем, а с 1819 по 1833 г. был профессором и директором гимназии в сербскомгороде Нови-Саде и активно занимался научной работой: собирал памятникиюгославянской письменности, изучал старые рукописи. В 1826 г. вышла книгаШафарика “История славянского языка и литературы по всем наречиям” (на немецкомязыке), а в 1832 г. — “О происхождении славян по Л.Суровецкому”.
В 1833 г. Шафарикпереехал в Прагу и стал усердно работать над трудом “Славянские древности”,вышедшем из печати в 1836-1837 годах. С 1838 г. ученый стал редактором“Часописа Ческего музеа”, а с 1841 г. — хранителем Пражской университетскойбиблиотеки. В 1848 г. он создал проект изучения в школах Чехии чешского языка ипреподавания на нем, участвовал в Славянском съезде, написал текст ряда егодокументов. Он разделял либерально-демократические идеи преобразованияАвстрийской монархии в духе теории австрославизма. Но впоследствии Шафарик сторонилсявсякой политической деятельности, считая главной целью жизни научноеисследование истории славянства и вообще всех сторон материальной и духовнойжизни и деятельности славянских народов.
Как славист Шафарикпринадлежит к числу самых выдающихся ученых. В труде “Славянские древности”доказывается автохтонность славян в Европе, как и то, что они с древнейшихвремен были составной частью европейской истории и цивилизации. Втораяэпохальная работа Шафарика — “Славянская этнография” (1842), первый опыт разграниченияславянских территорий на основании данных языка и этнографических показателей.Создал Шафарик и первую в науке этнографическую карту славян. В целом его трудыбыли началом научного подхода к изучению славян. И хотя в его исследованиях ивыводах было немало несовершенного (о чем знали и современники), все же трудычешского корифея стали краеугольным камнем науки о славянах. Он выпустил кроменазванных и множество других ценных работ, имевших большое значение дляизучения славянских языков и их истории.
Важное значение имеликонтакты чешского ученого с его русскими современниками. Славяноведение вРоссии переживало стадию становления. Первые русские ученые-слависты изучалитворчество Шафарика, переводили его исследования на русский язык. Молодые русскиеслависты, посланные в конце 30-х годов за границу для изучения славян, нашли влице Шафарика учителя, который помогал им овладевать чешским и другимиславянскими языками, делился с ними своими знаниями и методами работы. НоШафарик был типичным кабинетным ученым, с момента переезда в Прагу до концажизни он никогда не выезжал за пределы Чехии. Благодаря помощи русских ученых,которые делились сведениями со старшим чешским коллегой, Шафарик вносилсущественные коррективы в свои первоначальные суждения и выводы. Оказывалирусские ученые ему и материальную помощь, что давало возможность публиковатьего труды, в частности и “Славянские древности”.
В чешской литературе оШафарике и его отношениях с русскими учеными утверждается, что русскоеславяноведение обязано своим возникновением исключительно ему. Вдействительности же “ученики” к исходу их ученых путешествий конца 30 — начала40-х годов XIX в. по ряду вопросов превосходили учителя и были емуравноправными оппонентами, а без материалов Погодина, Востокова, Григоровича,Срезневского чешский славист едва ли достиг бы столь существенных успехов,какие были продемонстрированы ученому миру. Но Шафарик обладал превосходнымдаром обобщения имеющихся данных, и хотя соображения и выводы, высказанные вего трудах, достаточно быстро устарели в результате разыскания новых сведенийрусскими специалистами, именно он впервые начал исследовать славянство научнымиметодами.
Научная литература ибеллетристика адресовались прежде всего чешской патриотической интеллигенции, адля национальной и культурной активизации народных масс особенно большоезначение имел чешский театр, не требовавший ни знания языков, ни большойобразованности. Театральные представления на чешском языке практиковались уже вконце XVIII в. В 1786 г. было построено специальное здание, напоминавшееобычный сарай (по-чешски “боуда”), где четыре раза в неделю давались спектаклина чешском языке. Это были оригинальные и переводные пьесы, отображавшиеместные нравы, а также рыцарские трагедии и мелодрамы. По распоряжениюмуниципалитета Праги “Боуда” был снесен, но именно он положил начало чешскомутеатру. В дальнейшем стали ставиться пьесы общественно-возрожденческогосодержания, произведения мировой драматургии.
 Большие заслуги встановлении чешского театра снискал себе Вацлав Там (1765-1816), который,будучи руководителем театра, заботился о репертуаре, переводил много пьес снемецкого языка и сам писал драмы на историко-патриотические сюжеты. Более 60драм и комедий написал Клицпера (1792-1869). А крупнейшим драматургом итеатральным деятелем второй четверти XIX в. был Иозеф Каетан Тыл (1808-1856) — актер, организатор странствующей театральной группы, драматург, журналист,писатель, стремившийся к тому, чтобы театр влиял на все слои чешского обществаи пробуждал в нем национальное самосознание. Огромным успехом пользоваласькомедия Тыла “Фидловачка”, отражавшая картины жизни различных слоев чешскогообщества.
В целом однакоположение чешского театра было еще не блестящим. Русский славист П.И.Прейс,посетивший Прагу в 1841 г., писал своему другу в Петербург: “Чешский театр…дается здесь — как бы тебе сказать — из милости. Немцы имеют удовольствиекаждый день ходить в театр, чехи же раз в неделю… Притом… представлениячешские с мая по сентябрь прекращаются… в год бывает с небольшим до 30представлений… Фарсы еще идут кое-как; порядочные пьесы тоже играются, ноощутительно плохо. Особенных талантов не имеется… Пьесы большей частьюпереводные и опять с немецкого… Я хожу в чешский театр, но редко с удовольствием”.
Возвращаясь кдеятельности И.К.Тыла, отметим, что ему принадлежат также пьеса-сказка“Волынщик из Стракониц”, актуальные исторические драмы “Кутногорские рудокопы”,“Бранденбуржцы в Чехии”, “Ян Гус”. Премьера последней 26 декабря 1848 г. превратиласьв гигантскую общественную манифестацию. Тыла по праву называют отцом чешскоготеатра. Кульминация его деятельности приходится на период, предшествующийреволюции 1848-1849 гг.
Чешское национальноеВозрождение было своим острием направлено против засилья немецкой культуры. Вто же время процесс Возрождения не мог проходить изолированно от европейскогообщества, а чешские будители искали моральную опору в культуре близких чехам поязыку и происхождению славянских народов. Однако положение последних вЦентральной и Юго-Восточной Европе было не лучше, чем у чехов. Единственнойнационально независимой страной с огромным славянским населением игосподствующим славянским языком была Россия, и к ней обращали взоры чешскиевозрожденцы. Несмотря на разочарования в связи с подавлением польскоговосстания 1830-1831 гг., большинство представителей чешской культуры не мыслилисвою деятельность без знакомства с богатой национальной культурой России. Так,древняя и современная русская письменность служила источником обогащениялексического состава возрождающегося чешского языка. Древняя русская литературапереводилась на чешский язык. Русские народные песни служили образцом длясоздания поэтических произведений чешскими авторами. При переложенияхпроизведений мировой классики на чешский язык использовались и их русскиепереводы.
Деятели чешскоговозрождения поддерживали контакты с русскими филологами, историками,этнографами и т.д. Вместе с возрождением языка развивалась и наука о славянах,в которой представители чешской культуры искали аргументы для своейбудительской деятельности. Для развития науки о славянах требоваласьисточниковая база, сохранившаяся в большой мере в России. В частности,памятники древнеславянского языка были заключены в фондах русских библиотек иархивов. Именно это обстоятельство побудило Й.Добровского, вообще-тоскептически относившегося к России как потенциальному освободителю славян,предпринять поездку в эту страну, где он описал около тысячи рукописей и сотнипервопечатных книг, хранившихся в различных собраниях России и оказавшихсерьезное влияние на его последующую чрезвычайно плодотворную деятельность вобласти славяноведения.
Сохранившаяся и взначительной мере изданная переписка между чешскими и русскими ученымисвидетельствует о том, что такие крупные деятели чешской культуры как Юнгманн,Ганка, Челаковский, Винаржицкий, Шафарик, Эрбен и многие другие, создавали своипроизведения под влиянием русской культуры, используя ее богатства как источникдля своих исследований и поэтического вдохновения. Чешские ученые следили зауспехами русской науки в области филологии и славяноведения и использовали ихдостижения. Так, Й.Добровский признал работу русского ученого А.Х.Востокова“Рассуждение о славянском языке...” (1820) превосходящей его собственныеисследования в области славянского языкознания. П.Й.Шафарику большую помощь висследовании древнеславянской письменности и славянских языков оказал трудрусского ученого К.Ф.Калайдовича “Иоанн Экзарх Болгарский” (1824). Вопрос овремени возникновения славянской письменности, которым Шафарик занимался многолет, получил у него свое окончательное разрешение с открытием русским ученымВ.И.Григоровичем глаголических памятников и высказанной на основе изучения ихмыслью о большей древности глаголицы в сравнении с кириллицей. Вообще научныеуспехи Шафарика в изучении славянских проблем в большой мере зависели отконтактов с русскими учеными, снабжавшими его материалами из русских архивов ибиблиотек, делившимися с ним своими научными находками и открытиями,осуществленными благодаря доскональному изучению славянской старины во времяученых путешествий по славянским странам. Кроме того русские ученые оказываливсегда нуждавшемуся в средствах Шафарику материальную помощь, организуя длянего сбор денег в своей среде, у русских меценатов или просто у богатых людей.
Показателем интересаШафарика к русской культуре является и наличие в его библиотеке около 200 книги периодических изданий на русском языке, среди которых преобладающее местозанимают работы русских авторов по языкознанию, литературе и фольклору, а такжепубликации памятников русской письменности, работы русских историков и труды порусской библиографии. Много русских изданий хранилось и в библиотеке Й.Юнгманна(приобретенной, между прочим, после смерти ученого у его наследников ПубличнойБиблиотекой Санкт-Петербурга). Состав русской части собрания Юнгманна включал 106названий книг и периодических изданий, среди которых основное место занималитруды по истории и филологии, а также произведения художественной литературы.
Более 100 книг нарусском языке хранилось и в библиотеке К.Гавличка-Боровского. Здесь преобладалиброшюры: исторические этюды, полемические выступления, оттиски статей русскихученых, а также собрание сочинений А.С.Пушкина в 11 томах, сочиненияМ.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.И.Гнедича, Е.А.Баратынского, Н.В.Гоголя.
Русская литературапереводилась на чешский язык, о ней подробно информировали читателей “ЧасописЧескего музеа”, журналы “Кветы”, “Ческа вчела”, “Крок”, “Властимил” и другие.Со своей стороны, чешские деятели национального возрождения оказалисущественную помощь в становлении в России новой для того времени науки — славяноведения. Шафарик, Ганка и другие ученые обучали чешскому языку первыхрусских славистов, предоставляли в их распоряжение рукописи и книги из своихбиблиотек, организовывали им доступ в библиотеку Национального музея. В этомпоследнем учреждении также были представлены русские книги, и в ихкомплектовании большую роль играл библиотекарь музея Вацлав Ганка, имевшийширокие связи с приезжавшими в Прагу русскими учеными и осуществлявший обменлитературой с различными научными учреждениями России.
Чешские ученыепредоставляли экземпляры своих работ для их перевода на русский язык ипубликации в русских журналах. Так, на русском языке вышли две главные работыП.Й.Шафарика — “Славянские древности” (полный перевод -в 1848 году) и“Славянская этнография”, некоторые сочинения Ф.Палацкого и т.д. В преподаванииславистических дисциплин в российских университетах активно использовалисьтруды чешских ученых на чешском и немецком языках.
Таким образом, контактыс русской культурой и ее носителями были неотъемлемой составной частью чешскогонационального Возрождения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.