--PAGE_BREAK--I.II. Типология финансовых кризисов и их происхождение
Как минимум, необходимо различать два вида международных финансовых кризиса. Первый тип валютный кризис предполагает потерю доверия спекулянтов к национальной валюте, что приводит к бегству капитала.Или, говоря другими словами, несколько стран могут быть повержены валютными кризисами в то время, как остальной мир по-прежнему сохраняет как финансовую, так и макроэкономическую стабильность. Так как валютные кризисы часто ведут к введению контроля над капиталом, что мешает обслуживанию долгов в иностранной валюте, потеря доверия к национальной валюте часто сопровождается также крахом заимствований в иностранной валюте. С этим типом кризиса столкнулась Латинская Америка в 1982 году: Результатом явилось возникновение бегства капитала одновременно с прекращением банковского кредитования в твердой валюте.
Валютные кризисы так же стары, как и сами валюты. Они происходили даже тогда, когда еще не существовали центральные банки, а в качестве главного платежного средства обращались банкноты, выпускавшиеся негосударственными банками Валютный кризис имеет место тогда, когда происходит резкое падение стоимости национальной денежной единицы в результате потери доверия к ней фирм и населения. В мире, где существует не одна, а множество денежных единиц (валют), резкое падение обменного курса и истощение валютных резервов являются верными признаками кризиса.
Для целей настоящего исследования валютные кризисы удобно разделить на следующие четыре типа:
самый простой, собственно валютный кризис, или кризис платежного баланса;
кризис внешней государственной задолженности (финансовый), ведущий к валютному;
кризис внешней задолженности частных заемщиков (банковский), который при определенных условиях тоже может вылиться в валютный;
кризис внутреннего, т. е. номинированного в национальной валюте, долга (частного или государственного).
Кризис первого типа -фиксация курса валюты центральным банком или «грязное плавание» на уровне, противоречащем другим целям монетарной политики. Возможности поддержания фиксированного курса в такой ситуации определяются только величиной валютных резервов центрального банка. (Как правило, их хватает на несколько месяцев финансирования импорта и на несколько дней финансирования оттока капитала.)
Создание и хранение валютных резервов конечно же сопряжено с издержками. Средства, расходуемые центральными банками на приобретение золота и иностранной валюты, могли бы принести более высокий процентный доход при инвестировании на внутреннем рынке и быть использованы для финансирования внутренних инвестиций. Вот почему объемы валютных резервов, как правило, не превышают величины, эквивалентной стоимости импорта за несколько месяцев и вывоза капитала в течение нескольких дней.
Именно такой незамысловатый кризис платежного баланса и произошел в России в августе 1998 г.
Валютный кризис второго типа --происходит из-за чрезмерного накопления государственного долга, когда у инвесторов возникают сомнения в способности или желании правительства регулярно обслуживать свою задолженность. Неожиданная потеря доверия к государству-заемщику кредиторами вызывает стремление последних вернуть свои неожиданно ставшие более рискованными вложения досрочно, что в свою очередь равносильно атаке на валюту и может привести к истощению резервов и валютному кризису.
Валютный кризис, вызванный чрезмерным увеличением внешнего долга частных фирм и банков, может произойти даже когда с государственной задолженностью все в порядке. С таким валютным кризисом третьего типастолкнулись многие азиатские страны в 1997—1998 гг.
Валютный кризис четвертого типа --тесно связан с предыдущим, во-первых, потому, что при чрезмерном накоплении государственной задолженности, номинированной в национальной валюте, и недостаточности доходов государственного бюджета для обслуживания этой задолженности вероятнее всего долг будет финансироваться за счет монетизации бюджетных дефицитов, а это в конце концов приведет к инфляции и девальвации.
Во-вторых, накопление номинированных в национальной валюте долгов частным сектором тоже далеко не безопасно с точки зрения стабильности валюты. Недоверие населения к национальной валюте может в какой-то момент спровоцировать «набег» вкладчиков на банки с целью изъятия своих депозитов, номинированных в национальных денежных единицах. А это чревато банковским кризисом, при котором давление на валюту неизбежно возрастает, и потому, что банки могут иметь внешнюю задолженность, возврат которой окажется под вопросом, и потому, что схемы гарантий депозитов вкладчиков могут потребовать дополнительных государственных расходов, а это опять-таки делает более осязаемым призрак инфляции и девальвации.
Дж. Сакс, А. Торнел и А. Веласко проанализировали, насколько пригодны для предсказания валютных кризисов, следующие три показателя, примерно характеризующие динамику факторов, которые и вызывают кризис в нашей классификации:
1)повышение реального курса валюты (завышение курса в нашей терминологии);
2)отношение денежной массы (М2)к величине валютных резервов (примерная характеристика задолженности государственного сектора);
3) расширение объема кредитов (примерная характеристика задолженности частного сектора).
Анализ показал, что из 20 обследованных стран с формирующейся рыночной экономикой в тех из них, которые особенно пострадали от валютного кризиса 1994—1995 гг. (а именно в Мексике, Аргентине и Бразилии), период, предшествующий кризису, характеризовался не только высокими показателями отношения М2/резервы, но и довольно сильным повышением реального курса национальной валюты и бумом кредитования (Sachs
,
Tornell
,
Velasco
, 1996). Подобным же образом рост объема банковского кредитования по отношению к ВВП предшествовал более ранним валютным потрясениям в Аргентине (1981), Норвегии (1987), Финляндии (1991 — 1992), Японии (1992— 1993), Швеции (1991).[5]
Другой тип кризиса связан не с потерей доверия к валюте, а к потере доверия к реальным активам (или к ценным бумагам на эти активы) — они называются заразные кризисы. По определению, заразные кризисы не поражают только одну или несколько стран.
Существуют важные различия в изучении валютных и заразных кризисов. Валютные кризисы неизбежно вовлекают центральный банк кризисной страны; заразные кризисы требуют определенного действия либо бездействия центрального банка, однако его роль не настолько важна.
Наконец, макроэкономика валютных и заразных кризисов довольно различна – хотя оба они ведут к рецессии, валютные кризисы связаны с инфляцией в странах-жертвах, а заразные кризисы связаны с всемирной дефляцией.[6]
Глава 2.
Эволюция финансовых кризисов
CC
вв.
2.1 Великая депрессия 20-х гг.
Ни о каком экономическом событии не было написано столько же, сколько о крахе 1929 года и его последствиях.
Распространенная картина 1929 года – это единовременный и яркий момент: крах фондового рынка США, который обрушил цены с максимальных значений почти до нуля, спустил фондовые рынки других стран и стал причиной Великой Депрессии.
Распространение спада в реальном секторе отражает похожую картину, что показано в таблице 1.2. Спад в США перекинулся на весь остальной мир, но в общем спад где бы то ни было был мягче, исключения составляют Канада и, что интересно, Германия. Великобритания испытала заметно меньший спад, чем другие основные страны, а Япония испытала более или менее нормальное циклическое снижение.
Таблица 1. Снижение реального производства после 1929 (% от 1929) [7]
Страна
Промышленность, %
ВНП, %
США
55
68
Канада
68
76
Франция
74
83
Германия
58
80
Великобритания
86
93
Япония
92
нет спада
Источник: L.B.Yeager. 1976. International Monetary Relations: Theory, History, and Policy
Несмотря на неоднородность расползания, как финансового кризиса, так и реального спада в 1929-32 гг., события тех лет по-прежнему служат моделью международного распространения финансового кризиса.
Из таблицы 1 мы уже видели некоторые основные данные о финансовом и реальном распространении этого кризиса. Наблюдалась явная зависимость фондовых рынков, хотя спад вне Северной Америки и был значительно меньше, чем в ее пределах. Так как большинство исследований отводят краху фондового рынка даже в США лишь вспомогательную роль в зарождении Депрессии, в остальных странах тем более нельзя считать это основной причиной.
Много исследований Великой Депрессии особенно выделяют торговый мультипликатор, часто утверждая, что протекционизм сыграл решающую роль. Однако, даже беглый взгляд на цифры, ясно говорит о том, что торговые связи не могли быть основным фактором Депрессии.
Таблица 2. Производство и торговля США, 1929-32 гг. (млрд. долл. в ценах 1982).1
1929
1932
Проц. изменение
ВНП
709,6
509,2
-28,2
Экспорт
42,1
23,2
-44,9
Импорт
37,4
23,7
-36,6
Чистый экспорт
4,7
-0,5
Источник: Department of Commerce. The National Income and Product Accounts of the United States, 1929-82.
При просмотре таблицы 2 можно выделить три момента. Во-первых, Соединенные Штаты были сравнительно закрытой экономикой в 1929 году – импорт и экспорт составляли около 6 процентов ВНП. Так как Соединенные Штаты производили тогда не более 40 процентов валового продукта рыночных стран, экспорт США составлял менее 4 процентов мирового ВНП. Во-вторых, падение импорта США в реальных масштабах было менее 40 процентов, что отразилось в полуторапроцентном спаде спроса на продукцию остального мира – слишком мало, чтобы стать причиной наблюдаемого спада, даже учитывая действие мультипликатора. В-третьих, мало кто заметил тот факт, что в 1929-32 годах чистый экспорт США упал – факт, который трудно примирить с гипотезой, что Соединенные Штаты экспортировали свою Депрессию через сокращение импорта.
Все это говорит о том, что ударение должно быть сделано на третьем канале – денежных связях.
История показывает, что сделанное нами утверждение, что плавающие курсы помогают изолироваться от монетарных шоков, неплохо подтвердилось. Две страны, которые отпустили свои валюты – Великобритания и Япония – перенесли кризис сравнительно легко по сравнению с теми странами, которые упорно защищали свои курсы – Францией и Германией. 1
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Азиатский кризис
Симптомы неблагополучия на финансовых рынках Таиланда стали накапливаться еще с начала 1996 г. С конца февраля 1997 г. фондовые индексы устойчиво снижались и в других странах АСЕАН (Малайзия, Индонезия, Филиппины). В основе тенденции лежал отток с этих рынков денег иностранных портфельных инвесторов.
Курсы валют большинства стран АСЕАН были тем или иным образом «привязаны» к курсу доллара США. Чтобы защитить фиксированные курсы в условиях оттока средств нерезидентов, власти вынуждены были прибегнуть к массированным валютным интервенциям и резко повысить процентные ставки.
Быстрое уменьшение валютных резервов и рост процентных ставок сделали очевидной проблему краткосрочной валютной задолженности восточно-азиатских стран (таблица 1).
Таблица 1. Внешняя задолженность стран Восточной Азии на конец июня 1997 г. (млрд. долл.)1
Сроки погашения
Получатели
Заемщик
до 2 лет
более 2 лет
без указания
банки
госсектор
небанковский частный сектор
без указания
Всего
Индонезия
38.2
17.0
3.5
12.9
6.5
39.7
0.1
59.3
Малайзия
16.9
8.2
3.7
10.5
1.9
16.5
0.0
28.8
Филиппины
8.6
40
1.5
5.5
1.9
6.8
0.0
14.1
продолжение
--PAGE_BREAK--Таиланд
--PAGE_BREAK--Таиланд
1996
6.6
5.8
-7.8
1997
-0.4
56
-1.9
19981
-3.6
14.5
7.1
Индонезия
1996
8.0
79
-34
1997
46
6.6
-16
19981
-5.8
45.0
55
Малайзия
1996
86
35
-5.1
1997
6.0
27
-5.3
19981
07
48
-23
Филиппины
1996
5.7
8.4
-5.0
1997
5.2
5.1
-4.4
19981
1.2
9.1
-3.7
1Прогноз
Источник "FinancialTimes", 27 IV1998.
Бум внутренних и внешних инвестиций сопровождался крупномасштабным импортом оборудования и сырья. В результате к середине 90-х годов у стран АСЕАН сложились достаточно крупные негативные балансы по счету текущих операций.
Принципиальную схему развертывания кризиса можно представить следующим образом. Сначала происходит снижение фондовых индексов. Затем, по мере роста негативных настроений среди инвесторов, начинаются спекулятивные атаки на национальную валюту. Защита ее с помощью высоких процентных ставок обостряет проблему внешней задолженности. Издержки поддержания фиксированного курса в конце концов приводят к девальвации, что еще больше увеличивает стоимость обслуживания внешнего долга. Вслед за падением валютного курса падают фондовые индексы, теперь уже гораздо более высокими темпами. В дальнейшем падение курсов акций и валютного курса происходит по спиралевидной траектории: одно ускоряет другое.
По оценкам специалистов МВФ, причинами кризиса служат:
— неспособность правительств обуздать перегрев экономики;
— образование торговых дефицитов и «мыльных пузырей» на рынках капитальных активов;
— слишком ортодоксальный подход к фиксированным валютным курсам, который привел к неумеренным заимствованиям;
— слабый контроль за банковской системой.
В более широком плане глубинные причины кризиса связывают со слишком значительной ролью государства в восточно-азиатских экономиках, со взаимопереплетением власти и крупного бизнеса.МВФ фактически утверждает, что восточно-азиатские экономики в целом нездоровы и нуждаются в радикальных структурных реформах.
Поразительно, что это говорится о странах, еще недавно являвшихся мировыми лидерами по экономическому росту, чьи достижения неоднократно ставились в пример другим развивающимся государствам. Но еще поразительнее, что даже непосредственно в предкризисный период макроэкономические показатели азиатских стран (за исключением сальдо по счету текущих операций) оставались в целом весьма неплохими (см. таблицу 2.)
Надо сказать, что до недавнего времени одним из достоинств азиатского «экономического чуда» считалось умение использовать иностранный капитал для целей национального развития.
Остается предположить, что дело не только в торговом дефиците как таковом, но и в источниках его покрытия.
Таким образом, наибольшую нестабильность продемонстрировали именно те виды иностранных инвестиций, которые особенно поощрялись в последние годы в ходе финансовой либерализации. И, как уже отмечалось, именно отток портфельных инвестиций и кризис задолженности местных фирм иностранным банкам выступали в качестве «передаточных механизмов» при развитии азиатского финансового кризиса.
В итоге можно предположить, что фундаментальной причиной кризиса стало нарушение оптимального баланса между степенью внутренней либерализации экономик, с одной стороны, и степенью их открытости для краткосрочных иностранных инвестиции – с другой. Контроль за допуском в экономику иностранного спекулятивного капитала ослаблялся быстрее, чем позволяли объективные условия. И в конце концов риски, связанные с нестабильностью краткосрочных инвестиции, стали перевешивать те макро и микроэкономические преимущества, которые дает привлечение иностранных кредитов и портфельных инвестиции. 1
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3.
Российский
кризис
Летом 1997 г. ситуация на финансовых рынках Юго-Восточной Азии начала обостряться, но это практически не сказывалось на российской экономике. Относительная политическая устойчивость в стране вместе с повышенной деловой активностью российских компаний и банков создавала благоприятное впечатление у западных инвесторов по поводу перспектив российской экономики.
Однако финансовая стабилизация и бурное развитие российских финансовых рынков происходили на фоне углубления фундаментальных экономических проблем: фискального кризиса, значительного ухудшения состояния платежного баланса и нарастания предпосылок усиления нестабильности экономической политики. Внушало серьезные опасения соотношение краткосрочных обязательств государства, находящихся у нерезидентов, и внешних резервов ЦБР, характеризующее курсовой риск при репатриации прибыли от вложений на российских финансовых рынках.
Начало кризиса (ноябрь-декабрь 1997 г.).27 октября 1997 г. падение индекса DowJonesIndustrialAverageдостигло рекордной отметки 554 пункта. Эту дату можно считать началом развертывания финансового кризиса в России, разрушившего все достигнутые к 1997 г. макроэкономические результаты и повлекшего за собой смену курса экономических преобразований.
Неблагоприятные изменения в мировой конъюнктуре вызвали отток капиталов с российских финансовых рынков. Наиболее быстро это отразилось на российском рынке акций. За неделю — с 27 октябряпо 2 ноября 1997 г. — фондовый индекс упал на 18,5%. В целом за ноябрь индекс РТС-1 опустился до значения 328,5, то есть падение котировок составило около 32%.
В результате ЦБР оказался перед выбором политики, соответствующей условиям финансового кризиса. ЦБР пришлось выбирать между плохими и очень плохими решениями. Первый вариант сводился к защите от атак на рубль путем увеличения процентных ставок на рынке государственных обязательств, что позволяло избежать потерь международных резервов. Второй вариант заключался в удержании процентных ставок на относительно низком уровне путем проведения операций на открытом рынке.
Таблица 2.
Финансирование платежного баланса РФ за 1995—1997 гг.
млрд. долл.
продолжение
--PAGE_BREAK--Использовано ссуд и займов
--PAGE_BREAK--
В 1991 г. был разработан новый экономический курс, основными направлениями которого явились:
1. Новая аграрная политика: создание социальной инфраструктуры развития мелкого промышленного предпринимательства на селе, стабилизация экономического положения наиболее пассивных и наименее приспособленных к рынку слоев сельского населения
2.Пересмотр законодательных и других нормативных актов республики.
3. Приватизация мелких и малых предприятий.
4. Установление экономических, гуманитарных и политических отношений с развитыми странами Запада и Востока.
5. Пересмотр всей прежней кадровой политики, в том числе и существующей системы подготовки от средней школы до высшей.
6. Создание кредитно-финансовых учреждений, ориентированных на рынок ценных бумаг.1
Особенно «критическими» были 1991-1995 гг., когда ВВП ежегодно падал, а уровень инфляций достиг четырехзначного. В результате к 1996 г. экономика страны по основным показателям (ВВП, национальный доход) оказалась на уровне начала 1970-х гг., т.е. откат на 25 лет назад (см. Рис.1). 1991-1995 гг., по существу, стали годами не столько экономической реформы, сколько отчаянной и, к сожалению, не очень успешной борьбы с экономическим кризисом. Рис.1
Попытка в условиях кризиса ускорить реформу, во что бы ни стало, оказалась не совсем правильной политикой. Поэтому «преуспели» не столько в осуществлении экономической реформы, сколько в разрушении реальной экономики. По существу, быстрого реформирования (даже в организационном и правовом отношении) не получилось, институциональное формирование свободной рыночной открытой экономики охватило практически 10 лет, хотя не все компоненты новой экономической системы получили завершение. Удельный вес теневой экономики в ВВП составил: в 1993–3,2%; в 1994 – 6%; в 1995 – 8,4%; в 1996 – 9,4%; в 1997 – 10,3%; в 1998 – 11,9%;. Однако эти данные явно и значительно занижены.
За этот период значительно изменилось соотношение государственного и частного секторов экономики. Количество государственных предприятий (без предприятий сельского хозяйства) сократилось с 3,9 тыс. в 1994, до 1,1 тыс. — в 1998. Их доля в производстве ВВП уменьшилась с 17,9% в 1994, до 3,4% — в 1998.1
Разразившийся кризис экономики и всей системы денежно-кредитных и финансовых отношений поставил в качестве главной задачи осуществление денежно-финансовой стабилизации. Нужно было проводить политику, которая обеспечивала бы устойчивость национальной валюты, надежность банков и всей кредитно-банковской системы, бездефицитность госбюджета.
В Кыргызстане в мае 1993 г. была введена своя национальная валюта — сом.
После введения национальной валюты в мае 1993 г. положение начало меняться в лучшую сторону под воздействием жесткой монетаристской политики и некоторых успехов в развитии экономики. Уровень инфляции составил 1994 г, — 187,2%, 1995 г. — 131,9%, 1996 г. — 114,8%.
Достижение сравнительно низкого уровня инфляции в 1997 г. при относительно стабильном обменном курсе сома было расценено как установление денежно-финансовой стабилизации. Однако, радоваться пришлось недолго.2
Если говорить о состоянии реальной экономики (производства), то 1991-1995 гг. действительно оказались годами ее разрушения, а 1996-1998, за редкими исключением, стали годами использования того, что сохранено и не сломано. 1996-1998 гг. остались годами стагнации, хотя статистика (таблица 1) говорит о росте в целом. Наблюдающийся рост- это результат не стабильной работы экономики со всеми ее отраслями и производствами, а «громоотводных» усилий личных хозяйств (главной кормилицы населения) и в отдельные годы единичных результатов промышленности (если коснутся производства материальных благ).1
В 1995-1998 гг. внешний долг рос интенсивно: в среднем в 1,5 раза по отношению к предыдущему году, в то время как государственный внешний долг увеличивался более чем на 140 млн. долл. в год за период 1994-1998 гг. Частный внешний долг возрос до 381,4 млн. долл. в конце 1998г. Основную долю внешнего долга составляют международные организации – около 40% общего внешнего долга в конце 1998 г.2
3.2. Влияние Финансового кризиса России 1998 года на Кыргызстан.
Развитие макроэкономической ситуации в 1998 г. проходило под влиянием мирового финансового кризиса, в основном через дестабилизацию экономики Росси, а также активизацию ранее накопленного внутреннего потенциала. Резкое ухудшение ситуации на финансовом рынке России, последующее общее ухудшение обстановки в экономики в целом повлияло на состояние платежного баланса Кыргызстана, привело к снижению доверия к банковской системы. И как следствие способствовала резкому снижению темпов экономического роста с 9,9% в 1997 г. до 2,1% в 1998 г… Инфляция составила 16,85%, девальвация обменного курса 69,1% уровень международных резервов сократился до 2,5 месяца, дефицит счета текущих операции достиг 22,5%, дефицит государственного бюджета составил 3%, а с учетом ПГИ – 10% к ВВП.1
По объему экспорта и импорта (как в суммарно-денежном, так и в натурально-физическом выражении) Россия для Кыргызстана была и остается одним из основных стратегических и долгосрочных партнеров, и легкомысленно было предполагать, что финансовый кризис в РФ не отразится на финансах Кыргызстана.2
Негативные воздействия финансового кризиса 1998 года наиболее остро были связаны с последствиями кризиса в России и выразились в следующем:
· снижение объемов экспорта, в том числе в Россию; увеличение объемов импорта, в том числе из России;
· спад производства на предприятиях, связанных с российскими, и сопутствующее этому замедление темпов роста производства в целом, а также ухудшение производственно-финансовых связей кыргызских и российских предприятий как результат сбоев в работе платежной системы;
· рост потребностей в твердой валюте в связи с ростом общего объема импорта, в том числе из России (в связи с переходом в расчетах с российскими предприятиями на твердую валюту);
· общий рост спроса на инвалюту в связи с психологическим воздействием финансового кризиса в России и негативными ожиданиями населения относительно ухудшения финансовой ситуации в республике на ближайшую перспективу, и как результат — продолжающееся с августа 1998 года падение обменного курса нацвалюты;
· снижение уровня золотовалютных резервов Национального банка Кыргызской Республики, объема денежной базы и денежной массы;
· отток вкладов населения из банковской системы, усиление долларизации экономики, ухудшение условий для инвестирования в экономику и, в особенности, в реальный сектор (в первую очередь, в результате дальнейшего роста процентных ставок на кредиты коммерческих банков);
· ухудшение финансового состояния коммерческих банков республики в результате оттока вкладов населения и уменьшения общего уровня ликвидности;
· резкий рост доходности по государственным казначейским векселям, снижение намеченных объёмов их выпуска и ухудшение условий финансирования дефицита государственного бюджета.1
Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии на экономике Кыргызстана столь сильно не отразился. Это лишний раз показывает нам, кто у нас основной экономический партнер, от судьбы которого столь зависима наша собственная судьба.1
3.3 Уроки Кризиса
В целях преодоления отрицательных воздействия финансового кризиса 1998 года, Правительством Кыргызстана была принята «Программа преодоления кризисных проявлений в экономике и повышения устойчивости финансовой системы Кыргызской Республики», которая включала в себя:
ужесточение бюджетных операций в соответствии с изменившимся наличием внешних и внутренних ресурсов; пересмотрен бюджета на 1999 год в соответствии с изменившейся внешнеэкономической ситуацией; меры для снижения дефицита торгового баланса, в частности, по снижению объемов импорта и увеличению объемов экспорта; меры по ужесточению финансовой дисциплины в отношении предприятий и организаций, имеющих задолженность по налогам; создание благоприятных условий предприятиям, ориентированным на экспорт, в особенности производящим продукцию сельского хозяйства; полное выполнение своих обязательств по государственным ценным бумагам для обеспечения стабильности развития финансового рынка; банкам разрешено использовать обязательный фонд резервирования; со стороны Национального банка Кыргызской Республики производилось чрезвычайное кредитование коммерческих банков; банки, оказавшиеся на грани банкротства, были переданы под управление Национального банка Кыргызской Республики или проданы другим лицам.1
Анализ состояния экономики показывает, что после спада 1998 г. наблюдается хоть и незначительное, но важное для республики оживление экономической деятельности. Заметно увеличившееся производство валовой продукции сельского хозяйства и промышленности при небольшом снижении объемов розничного товарооборота определило общую тенденцию роста индекса экономической активности, рассчитанного как средневзвешенная величина темпов роста отдельных отраслей, в наибольшей степени определяющих динамику ВВП и доступных в оперативной статистике (промышленность, сельское хозяйство, розничный товарооборот).
Но здесь важнее не сами показатели, а их качественное наполнение. Девальвация сома и повышение конкурентоспособности промышленности дали отечественным производителям уникальный шанс по завоеванию рынков. Активизировалось производство потребительских товаров для внутреннего использования, что является, конечно, позитивным моментом.
Одной из основных причин, препятствовавших промышленному росту в 1999 г., был малый объем инвестиций. Фундаментальная проблема для республики — это даже не иностранные инвестиции. При условии привлечения национальных сбережений и трансформирования их в инвестиции, что должно являться первым этапом, иностранные инвестиции будут приходить на втором этапе. Основная проблема — это национальные сбережения. Факторы, влияющие на национальную норму сбережений, — важнейший вопрос долгосрочных перспектив развития кыргызского рынка. Величина организованных сбережений и вклады населения в ценные бумаги весьма незначительны.
Трудно не обратить внимание на устойчивый рост в общей денежной массе депозитов в иностранной валюте. Мы предполагаем, что больший объем находится у населения в наличном виде. Основная причина- недоверие населения к государству и банковской системе в целом.
Есть и другие причины, препятствующие трансформированию сбережений в инвестиции: слабость защиты прав собственности и непрозрачность компаний, низкое качество менеджмента и бухгалтерского учета. Отсутствие инвестиций крайне отрицательно повлияет на рост реального ВВП, который наметился за последний год.
Начиная примерно со 2-го квартала 1998 г, можно четко проследить обратную связь между динамикой процентных ставок и динамикой производства Рост цены кредитных ресурсов сопровождался спадом в производственном секторе экономики. И, напротив, снижение процентных ставок с начала 1999 г сопровождалось подъемом производства. Эта связь не прослеживается до середины 1998 г Причиной данного эффекта, скорее всего, является девальвация сома во второй половине года, а также последовавшее за этим резкое уменьшение денежных агрегатов. Искусственно завышенный курс сома, препятствовавший проведению действенной монетарной политики, но в то же время являвшийся результатом этой политики, снизился до своего реального уровня.
Итак, рост темпов ВВП, наметившийся во втором полугодии 1999 г., вселяет надежды на последующий рост производства. Однако при всем оптимизме нужно учитывать, что для последующего роста необходимы низкие ставки процента, стимулирующие инвестиции. В случае, если денежная масса будет выпущена из тех жестких рамок, в которые она была загнана, ставки могут сохраниться на низком уровне.
Анализ по 22 странам, как развивающимся и переходным, так и индустриальным, показал, что, несмотря на периоды шоковой терапии, высокой инфляции и валютной нестабильности, самый высокий уровень процентных ставок в них по наиболее рискованным коммерческим кредитам не превышал 24%. В нашей республике процентные ставки по кредитам в течение последних трех лет варьировали в среднем от 35 до 55% и на начало 4-го квартала 1999 г. составляли 49%.
В Кыргызстане один из самых низких в мире уровней монетаризации (доля денежной массы в ВВП). На начало 1999 г. он составлял 12,7% ВВП. Для сравнения в России на начало ноября 1998 г. он составил 16-17% ВВП. В странах «Большой семерки» уровень монетаризации экономики в среднем составляет 55-100%, в развивающихся странах — 40-60%. В 1995-1999 гг. Нацбанк Кыргызстана в результате жесткой денежной политики создал искусственный дефицит денежной массы. При таком дефиците в стране стало «мало денег». Обострилась зависимость от иностранных инвестиций, еще более проблемными стали бюджет и налоги. Дефицит денежных ресурсов заставил поддерживать искусственно высокие процентные ставки При спекулятивных оттоках иностранного капитала рынок испытывал острый шок.
Заметим, что абсолютное большинство стран со значительно более высоким уровнем монетаризации ВВП характеризуется более благоприятным сочетанием уровней инфляции и экономического роста, чем Кыргызстан У нас же поддержание этого уровня на пороге 15-20% является едва ли не единственным средством сдерживания инфляции. Однако, хотя уровень монетаризации в нашей республике крайне низок, сравнивать наше положение напрямую с развитыми или развивающимися странами, обладающими производственными мощностями и положительным торговым балансом, нецелесообразно.
Дефицит денежной массы отчасти оправдан отсутствием каких-либо факторов, положительно влияющих на инфляционные процессы. Поэтому мы сталкиваемся без того низкий уровень реального дохода при введении более мягкой денежной политики.
Таким образом, в республике наблюдаются искусственный дефицит денег в экономике, высокие процентные ставки, долгосрочно низкая в долларовом выражении зарплата и тяжелый для переходной экономики налоговый пресс, растущее долговое бремя, не мобилизуемые долларовые резервы населения. Все эти факторы формируют глубокую зависимость состояния финансового рынка Кыргызстана (и самой возможности модернизации экономики) от прихода на него иностранных денег.
Экономический рост в реальном секторе может быть связан только с притоком инвестиций в страну. Однако реальная оценка баланса позитивных и негативных тенденций не дает повода для ожидания радикального увеличения темпов роста экономики в краткосрочной перспективе.
Насколько устойчив некоторый подъем — будет зависеть от развития экономико-политической ситуации. Тем не менее, основные элементы для устойчивого роста у нас есть и в среднесрочной перспективе подъем экономики неизбежен.1
Заключение
На основании проведенного исследования мы сделали следующие выводы, обобщения и практические рекомендации:
Финансовый кризис рассматривается не просто как хронологический процесс, а как экономическое явление, которое вполне можно предупредить и в случае его наступления преодолеть его с минимальными потерями.
Эволюция финансовых кризисов показывает, что он развивается не без помощи национальных экономик, в основе которых могут быть их различия или же неэффективность состояния.
Мы считаем, что причины кризиса следует искать не только в экономике, но и в морали, психологии, общем взгляде на жизнь представителей высших эшелонов политической власти, в пренебрежении к такому основному фактору экономической жизни, как доверие людей, к своему государству и правительству. В конечном итоге все – общий экономический климат в стране, отторжение или успех реформ, устойчивость денежно-финансовой системы, бюджет и налоговые поступления, производство, инвестиционный процесс, социальная стабильность и т.д., т.е. оказывает существенное влияние на возникновение финансовых кризисов и способности адаптации национальных экономик к внешним шокам и потрясениям. Не стоит сбрасывать со счетов и степень доверия граждан установившимся вокруг них условиям жизни, их ожиданиям нового удара со стороны властей: конфискации сбережений, резкого падения или невыплаты зарплаты, вспышки некомпенсируемой инфляции и т.д.
Находясь в состоянии нестабильности Кыргызстан, ощутил влияние финансового кризиса, благодаря России. Влияние российского кризиса сказалось на экспорте и импорте, на платежном балансе, на курсе сома и соответственно на экономическом состоянии государства. Например: Снижение темпов экономического роста с 9,9% в 1997 г. до 2,1% в 1998 г. Инфляция составила 16,85%, девальвация обменного курса 69,1% уровень международных резервов сократился до 2,5 месяца, дефицит счета текущих операции достиг 22,5%, дефицит государственного бюджета составил 3%.
Таким образом последнее десятилетие XXвека – это годы экономических испытаний для Кыргызстана, когда разразившийся мировой финансовый кризис отбросил экономику и социальное развитие наций назад, оказав таким образом негативное влияние на результативность экономических реформ страны.
Однако, несмотря на трудности, процесс структурной перестройки в КР идет, идет процесс нового порядка адаптаций экономической жизни в совершенно иных условиях, и постепенно накапливаются силы для преодоления последствий экономического кризиса, и создается база для реального экономического подъема.
Глоссарий
Валютная интервенция– вмешательство центрального банка в операции на валютный рынке с целью воздействия на курс национальной валюты посредством купли-продажи иностранной валюты.
Валютные резервы– находящиеся в собственности страны международно-признанные средства платежа, предназначенные для покрытия кратко- и среднесрочных дефицитов внешнего платежного баланса и обеспечения, связанных с этим мер контроля за изменением курса собственной валюты.
Девальвация– уменьшение курса национальной или международной (региональной) денежной единицы по сравнению с валютами других государств.
Инфляция – (от лат. «вздутие») – обесценение денег в результате превышения количества денежных знаков, находящихся в обращении, над суммой товарных цен.
Платежный баланс– соотношение всех денежных поступлений из-за границы и различных платежей за границу за определенный период или на определенный момент.
Рецессия– относительно умеренное, некритическое падение деловой активности, производства, замедления темпов экономического роста, обычно определяемое как последовательное уменьшение реального валового национального продукта
Свободно плавающие валютные курсы– Валютные курсы, которые не фиксируются и, следовательно, могут повышаться и понижаться в зависимости от спроса на иностранную валюту и ее предложения.
Фиксированный валютный курс— закрепленный в одностороннем порядке или межгосударственными соглашениями курс валюты, свободное повышение или понижение которого не допускается.
Список литературы
1. Журнал «Банковский Вестник» № 10, 1998 г.
2. Журнал «Вопросы Экономики» №11, 1998 г.
3. Журнал «Мировая экономика и международные отношения» №4,1, 1999 г.
4. Журнал «Рынок Капиталов» №2, 2000 г.
5. Большой экономический словарь/под ред. Азрилиян А.Н М.: Институт новой экономики 1999 г.
6. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный Мир, 1999. – 895 с.
7. Булатов А.С. «Экономика» М., 1996 г.
8. Койчуев Т. Постсоветская перестройка: Теория, идеология, реалии/ЦЭиСР при МФ КР. БФЭА – Б.: Илим, 1999 г.
9. Международное экономическое отношения. Учебник для ВУЗов/Е.Ф. Жуков, Т.И. Канаева, А.Т. Литвиненко и др.: под ред. Жукова-М.: ЮНИТИ-ДАНО, 1999 г.
10. Словарь современной экономической теории Макмилана. –М.: ИНФРА-М, 1997.-608 с.
11. Универсальный учебный экономический словарь. Ростов на Дону.: Феникс, 1996, 576 с.
12. Флорес М.М., Попов В.В. «Азиатский вирус или Голландская болезнь?» Теория и история валютных кризисов в Росси и др. странах. Академия народного хозяйства при правительстве РФ.-М.: Изд-во «Дело», 1999 г.
13. Экономика Кыргызстана в последнее десятилетие XXвека. – Б.: ЦэиСР при МВ КР, 2000 г.
14. Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы: Научно-практический семинар (июнь 2000 – апрель 2001г.)/под ред. Рахматова А., Турсуновой С., Лайлаевой Э. – Б. 2001 г.
15. Проблемы денежно-финансовой стабилизации в Кыргызстане. ( Кумсков В.И.) http://polysphere.freenet.kg/no5/Pjuly006.htm
16. http://www.corpgovuz.org/index.php?b_end=documents&action=show_detailed&idd=17&back=9
17. fincrisis.narod.ru/financial.ht
18. www.stat.kg
--PAGE_BREAK--