Реферат по предмету "История"


Съезд казаков Дона (80-90е гг.)

«СЪЕЗД КАЗАКОВ ДОНА»

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
Глава 1 «Подготовкак съезду казаков Дона»
Глава 2 «Съезд иего решения»
Заключение
Библиография

ВВЕДЕНИЕ
 
Конец80-х — начало 90-х годов знаменовались для СССР отсутствием реальныхрезультатов перестройки, начатой М. Горбачёвым. Набиравший оборотыэкономический кризис остудил оптимизм по отношению к выбранному курсу реформ.
Вобществе начались необратимые процессы разделения на социальные группы.Развернулась дискуссия о путях преобразования советского общества.
В этотпериод было предложено начать поиск национальной идеи будущего возрождениягосударства. Это даст толчок к появлению этнических,национально-освободительных и национально-возрожденческих движений, которыебудут ставить вопросы национально-государственного строительства,межнациональных отношений, культурного и языкового развития. На политическуюарену выходят свежие силы в лице различных неформальных организаций.
Именнов это время на политической сцене России громко заявляет о себе казачьедвижение, учредив в г. Москве общественно-политическую организацию Союз казаков[1], которая выскажет свое видение будущегообустройства Российского государства. Казачество становится активным участникомсовременного исторического процесса и поэтому вызывает интерес не только состороны различных политических движений и партий, но и исследователей.Казачество интересует исследователей, во-первых с точки зрения историческиханалогий и поиска перспектив дальнейшего возрождения,
Во-вторых,интерес к нему вызван как к организованной части российского общества, объединеннойвокруг патриотической идеи, провозглашающей демократические лозунги ипреследующей определенные политические цели.
Несмотряна то, что многовековой процесс зарождения, становления и развития казачества вРоссии был насильственно прерван в первой четверти XX в., элементы казачьейкультуры сохранились в повседневной жизни, активизировалась деятельностиказачьей интеллигенции в период перестройки, что способствовало зарождениюказачьего движения в стране.
Воснове этого движения лежали идеи возрождения казачества, которые отчетливообозначились уже в 80-е годы прошлого века. Первоначально эти идеи не получилиширокого общественного резонанса, но уже спустя несколько лет о процессевозрождения казачества стали говорить не только на обыденном уровне, но и всфере государственной политики и академической науки.
Этотпроцесс получил устойчивое развитие в 73 субъектах Российской Федерации.
Сегодняособую актуальность приобрел вопрос о разработке комплексной государственнойпрограммы поэтапного экономического и культурного возрождения казачества.
Всёэто делает социально-философское осмысление такого феномена как возрождение казачества,актуальной познавательной задачей,
Интереск самобытной культуре казачества заставил ученых обратиться к проблемам егоистории, лежащим в основе идей возрождения казачества: его происхождение иформирование, особенности хозяйственной деятельности, обычаи, традиции икультура; русская культура, казачество и православие; казачество в войнахРоссии, участие казаков в народных движениях, войнах и революциях; казачество ироссийское государство; традиции самоуправления; судьбы казачьей эмиграции;казачество и народы Северного Кавказа; казачество и советская власть.
Всовременной научной литературе широко обсуждаются такие вопросы, как процессвозрождения казачества, его истоки, взаимоотношение с государством и властнымиструктурами, оценка общественным мнением данного процесса. Что касается идейвозрождения казачества, которые являются важнейшим элементом современногоказачьего движения, то они в самом общем виде они рассматривались в работахАстапенко М.П., Вырелкина В.П., Гомулова В.И. и др.
Воснове идеи возрождения казачества лежат аспекты, которые невозможно осмыслитьбез глубокого научного анализа процесса возникновения казачества, его генезиса,роли и места в историческом прошлом России. В современной литературе,посвященной казачеству, по этой проблеме можно отметить работы таких авторовкак С. Тхоржевского, А.П. Пронштейна. Н.И. Никитина, А.Л. Станиславского, Н.А.Мининкова и др. В монографических исследованиях данных авторов был поставленвопрос о казачьей общине на Дону, обозначены различные подходы к ееисследованию.
Казачийвопрос на современном этапе развития Российского общества является одним изсамых острых и неоднозначных. Среди ученых нет единства мнений о природесовременного казачества, соотношения в нем этнических, сословных и иных элементов.Так, например, А. П. Скорик считает, что казачество можно характеризовать какнародность, а А.И. Козлов. В.П. Трут, А.В. Венков говорят о казачестве как оуникальной этносоциальной общности в структуре российского общества.[2]Эта неопределенность прослеживается и восмыслении идей возрождения казачества в современной России.
Работытаких авторов, как А.И. Агафонова. А.В. Венкова, С.А. Кислицина, А.И. Козлова.А.П. Кожанова, О.В. Матвеева, Я.А. Перехова, Р.Г. Тикиджьяна, В.П. Трута и др.,касаются как идей, так и практики возрождения казачества. В них затрагиваютсяэтносоциальные, национальные, культурные, исторические и экономические аспектыданной проблемы. Работы этих авторов носят в основном региональный характер, работытаких авторов, как А.Н. Алексеенко. СЕ. Донцова, В.Д. Иванова, СП. Иртикеева,В.А. Кореняко, несут в себе элементы социально-политической ситуативности.Работы В.А. Полуянова, С.К. Сагнаева, А.П. Семёнова, С.Н. Смирнова. Т.В.Таболиной, В.А. Харченко, Л.Л. Хопёрской в большей степени ориентированы наописание практики процесса возрождения казачества в современной России натеоретическом уровне. Правовые, политические моменты, а также формированиесамоуправления в рамках процесса возрождения казачества в современной Россииполучили отражение в работах Е.И. Дулимова, И.И. Золотарёва, А.Г. Киблицкого.С.А. Кислицина, В.В. Макарова, В.А. Матвеева и др. Но они носят в основномописательный политико-правовой или историко-культурный характер.[3]
Такимобразом, несмотря на появление в печати большого количества работ, касающихсяпроблемы возрождения казачества в современном российском обществе еще естьобширное поле для научного поиска. Нет сравнительного изучения идей возрожденияказачества, возникших в среде самого казачества, с одной стороны, и в средеученых и политиков, с другой. Остается открытым вопрос о том, какие из этихидей получили реализацию на практике, или практика возрождения казачества пошлавразрез с этими идеями. Отдельные сюжеты, связанные с казачьим возрождениемрассмотрены достаточно обстоятельно, в частности это касается вопроса опроведении Съезда казаков дона. Этим занимались А. Озеров, А. Киблицкий имногие другие, но Съезд во всех работах в рамках других тем, отдельных работпосвященных этому вопросу нет, что по большей части определено узостьювыбранной мной темы. Но у всех этих работ есть маленький недостаток, ониустаревают уже в момент их выхода в свет, поскольку процесс возрожденияказачества разворачивается сейчас очень стремительно, преодолеваются противоречия,существовавшие в момент появления работ, поэтому поле для исследованияпостоянно расширяется.
Чтокасается изучения непосредственно возрождения казачества, то надо отметитьследующее: во-первых, идеи возрождения казачества рассматриваются как частныйсюжет в более общем повествовании; во-вторых, акцент делается на анализеприроды современного казачества с точки зрения соотношения в нем этнических,сословных и иных элементов.
Внастоящее время возрождение казачества стало объективной реальностью. Духовное,культурное, этносоциальное возрождение казачества представляет собой одно изярких и сложнейших явлений в отечественной и мировой истории. Оно протекает вусловиях недостатка достоверной и объективной информации об историческихкорнях, культурных традициях казачества, его роли в истории русского и другихнародов нашей страны, но пробелы эти постепенно устраняются, так как интерес кказачеству и его истории стремительно растет среди исследователей. Тем более,что появляется масса источников, это различные законодательные акты,законопроекты, документация самого казачества. И что немаловажно все этосуществует в открытом доступе.
Цельработы: изучение съезда казаков дона.
Задачи:
Рассмотреть,как проходила подготовка к съезду, какие предпосылки были к его проведению, каксъезд был связан с процессом возрождения казачества.
Выяснить,как проходил сам съезд. Каковы были его решения, оценить их, понять насколькозначимым был съезд для донского казачества и его возрождения.
Чтокасается временного промежутка, то меня интересовал ноябрь 1990г, но дляпонимания происходящих событий проводились экскурсы в более ранние периоды.Территориально основное внимание уделено Дону, но упоминаются и другие регионы.

Глава 1
Подготовка к съезду казаков Дона
 
Преждечем рассматривать непосредственно процесс возрождения казачества, необходимо намой взгляд обратить внимание на само понятие возрождение и его применимость кпроисходящим процессам. Что касается термина «возрождение», то здесь наблюдаютсязначительные расхождения при сопоставлении различных формулировок, относящихсяк данному понятию. Так, достаточно условен и весьма не определен сам термин«возрождение казачества». Согласно классическим филологическим определениям,«возрождать» значит, «рождать, производить, создавать сызнова, вновь;восстанавливать, возобновлять». Зачастую термин «возрождение» толкуется и как«появление вновь, возобновление, подъем после периода упадка, разрушения». Ноданные трактовки не вмещают в себя всю гамму процессов, происходящих внастоящее время в казачьей среде, не отражают их внутреннего и даже внешнегосодержания, не говоря уже о каких-либо конкретных проявлениях, сложностях,противоречиях, различных жизненных ситуациях.
Исходяиз этого, для определения существа происходящих в среде казачества социальныхпроцессов одни исследователи (В.П. Трут) предлагают категорию «социальнаяреконструкция», другие (А.П.Скорик) трактуют их как реформаторский процесс,третьи — как процесс самовосстановления казачества.[4]Но данный феномен вряд ли возможно отразить каким-либо одним, пусть масштабными глубоким, строго научным термином. Оно требует обстоятельного исследования,основанного на объективном и всестороннем научном анализе его сущностногосодержания, конкретного выражения, вероятных перспектив и итогов развития.
Возрождениеказачества имеет свои истоки и свою идейную предысторию, которая связана сдеятельностью общественно-патриотических организаций, возникших на Дону в годыподъема общественно-патриотического движения и возрождения интереса к подлиннойистории Донского края и казачества, в частности. В 80-е — 90-е годы создаетсяряд общественно-патриотических организаций, таких как Донскойвоенно-исторический клуб имени М.И. Платова. Литературное товарищество«Шолоховский круг». «Казачий крут Дона», Культурно-историческое объединение«Вседонской крут» и другие, сыгравшие большую роль в деле возрождения донскогоказачества.[5]
Главнымитогом деятельности этих объединений было то, что идея возрождения казачества,возникшая в среде интеллигенции, становилась достоянием широкой общественности.Функциями этих организаций являлись оказания поддержки в организации казачьихкругов на местах.
«Вседонскойкрут» и «Казачий крут Дона» станут инициативным костяком донского казачьеговозрождения и создадут оргкомитет по подготовке Съезда казаков Дона. Но ссамого начала разделение было вызвано недоверием «Казачьего круга Дона» кинтеллигенции, которая в большей сосредоточится во, «Вседонском круге» а в«Казачьем круге Дона», по выражению Л. Юдина, «казачьи разночинцы». Всяинтеллигенция как правило входила в КПСС.[6]
Этотискусственный водораздел станет хронической болезнью городского казачества.Главная его причина в том, что если интеллигенция («Шолоховский крут»)выступила в первую очередь за соборность интересов, резко отрицая разделениеказаков на «белых» и «красных», то радикальные городские землячества(Ростов-на-Дону, Новочеркасск) находились под большим влиянием демократическинастроенных депутатов городских Советов. Этим и будет вызвано недоверие кгородскому казачеству со стороны сельских казаков, что, в свою очередь, и непозволит объединится всему спектру общественно-патриотических движений в городеРостове-на-Дону. Потребуется промежуточный этап -создание «Вседонского крута»,как попытки объединить разные слои казачества.
Нарядус казачьими организациями, в г. Ростове-на-Дону существовали и не казачьи, нонастроенные патриотически организации, считавшие, что возрождение Дона-этовозрождение казачества, это Ростовский областной Совет Всероссийского обществаохраны памятников истории и культуры[7]
Предложенияпо объединению общественно-патриотических движений в г. Ростове-на-Донувысказывались давно, но поводом перейти к реальным делам стали создание вМоскве Блока общественно-патриотических движений России и публикация егопредвыборной платформы «За политику народного согласия и Российскоговозрождения», принятую к выборам в народные депутаты РСФСР и местных Советов 4марта 1990 года. [8]
Учреждениедвух объединений — «Вседонского круга» и «Казачьего круга Дона», определяетраскол в общественно-патриотическом движении Дона. Так называемые «радикальнонастроенные казаки», в «Казачьем круге Дона» составляли не более десятипроцентов. Это соотношение подтвердит Учредительный Большой круг Дона: попыткапродиктовать свои условия возможным срывом круга закончится провалом. Тем неменее, им удастся возглавить ряд казачьих кругов в г. Ростове-на-Дону, Новочеркасске.
Несомненно,большую роль в становлении и организации казачьих кругов на Дону сыгралУчредительный Большой Круг Союза казаков, проходивший в Москве с 28 июня по 1июля 1990 года. На круге присутствовало 263 делегата от казачества России и 437гостей .[9]
Преждечем рассматривать принятые на этом собрании решения, нобходимо на мой взглядобратить внимание на социальный состав казаков, принимавших участие в съезде,его изменения. Это важно, так как оказало определенное влияние на процессвозрождения казачества, определило некоторые его особенности. Хотя проблемасоциального состава казачества изучена мало, но опираясь на социологическиеисследования можно все же сделать некоторые выводы. Что касается изменений всоциальном положении казаков, то можно отметить следующее: если раньшеказачество было достаточно однородной социальной группой и состояло из членоввоенно-земледельческих общин, то теперь такой однородной определенности уженет. Да и этими видами деятельности теперь занимаются разные категории казаков.Попытку понять кто же такие современные казаки сделали при помощиконкретно-социологического исследования. 815 респондентам был задан вопрос считаютли они себя казаками и знакомы ли ними. Данные условны, но они позволяютсделать некоторые выводы
Онисвидетельствуют о высокой соц. мобильности в годы советской власти. Однороднаяв нач. 20века группа в конце века оказалось в составе всехсоиально-профессиональных групп. В процентном соотношении это выглядит примернотак: сельские жители составляют 21.5%, рабочие — 12.%, интеллигенция — 8.5%, военнослужащие — 8.5%.
Всеготреть современного казачества находится в традиционной сфере деятельности, т.е.Занимаются земледелием и военной службой. Но только теперь представители этихвидов деятельности разделились.
Еслираньше казаки проживали в чисто казачьих поселениях, то теперь только 33%современных казаков родилось в местах традиционного проживания, др. 39% вместах смешанного проживания, 23% говорили о том, что родились в местах спреобладанием казачьего населения, а 2% -родились, где казаков нет вообще. [10]
Такойсложный социальный состав, интенсивная социальная мобильность, миграциипорождает противоречивость интересов и целей различных социальных групп,конкуренцию социально-политических позиций, программ и действий, конфликты, расколы,непредсказуемость поведения лидеров крупных казачьих образований. Этосказывается и на процессе возрождения.
Необходимотакже обратить внимание на то, что формирование устойчивости историческойпсихологии, исторической памяти происходит различными путями. Главный средикоторых – передача и закрепление из поколения в поколение всех элементовменталитета. Передача и закрепление происходят в толще самого носителя этойментальности и подкрепляются государственными актами. В случае нарушения однойиз этих составляющих неминуемы деформации или утрата вековых ступеней.Поколение детской группы до 4-х лет испытало и то и другое. Эти дети началиобучение в школе в 30-м г. Школьная система воспитывала детей в духе приверженностистрого выверенным идеям… В эти годы исчез и термин казачество. Сейчас им 73.Могут ли они быть носителями исторической памяти? Передать их молодомупоколению? Едва ли это возможно. Именно этим отчасти объясняются деформации вдвижении возрождения. Возглавили движение лица 30-35 лет,[11]воспитанные тем самым поколением, росшим в 30-е. гг. Знают ли они традицииказачества? Научные исследования в ту пору страдали догматизмом, связьпоколений прервана, государственных актов не было. Но тем не менее насемейно-бытовом уровне традиции все-таки передавались. Все это нашло почву в процессевозрождения казачества Зная все это несложно придти к выводу, что главнаязадача возрождения – это прежде всего восстановление менталитета.
На форумепроходившем в Москве идея возрождения казачества была сформулирована в видеряда пунктов и выглядели они следующим образом:
— объединение представителей исторически-традиционных казачьих территорий наоснове сохранения и восстановления казачества как этнической формации;
-установлениеособого режима землепользования на традиционной основе;
-духовноеи культурное возрождение лучших традиций казачества.[12]
Такжена этом круге было решено, что членом Союза могут быть потомки казачьих родов,уроженцы традиционных казачьих областей и выходцы из них, а также лица, родоминтересов и практической деятельностью связанные с казачеством, желающиевозродить самобытность казачьего этноса, его историю и культуру, активноспособствующие этому, признающие требования Устава Союза и уплачивающиечленские взносы. Признавалось и участие в движении коллективных членов.
Итогомработы Съезда стало принятие основных принципов и направлений деятельностиСоюза казаков, которые включали:
1.Историческое и духовное возрождение казачества, как самобытной этническойформации, социальную защиту трудящихся традиционных казачьих областей иокругов, поощрение предприимчивости и инициативы в производственнойдеятельности, возрождение на этой основе казачьей культуры.
2.Свобода совести и вероисповедания, возвращение всех храмов и монастырей церковнымобщинам, возрождение народных праздников и обрядов, создание воскресныхдуховных школ, хоров.
3.В социально-экономической области Союз казаков ориентируется на традиционныйуклад жизни народа — полную свободу выбора тех форм хозяйствования, которые позволяютнаиболее полно удовлетворять материальные и духовные потребности каждогочеловека.
4.Поощрять объединение своих членов в акционерные общества, кооперативы,фермерские ассоциации на исконных казачьих землях.
5.Создает независимые хозяйственные структуры материального снабженияземледельцев и сбыта их продукции.
6.Добивается установления особого режима землепользования в местах историческогопроживания и хозяйственной деятельности казачьих этнических групп, и на этойоснове создает Казачий Земельный банк, обеспечивающий восстановление, бережноесохранение и использование своих земель.
7.На основе доходов колхозов и совхозов, арендных предприятий по хранению ипереработке сельскохозяйственной продукции, акционерных обществ, кооперативныхи фермерских объединений, входящих в Союз казаков, создается собственныйнезависимый кредитно-финансовый банк.
8.В необходимых случаях Союз казаков создает на казачьих землях совместныепредприятия с зарубежными партнерами (преимущественно представителями казачьихобщин) для обеспечения своей экономики конвертируемой валютой.
9.Создание условий для возвращения на родную землю соотечественников из-зарубежа, желающих принять участие в возрождении казачества.
10.Получаемую прибыль от производственной и коммерческой деятельности Союз казаковнаправляет на развитие социально-бытовой сферы, реставрацию памятников историии культуры казачества.
11.Возрождение традиционного военно-спортивного воспитания детей, начиная стрехлетнего возраста, создает казачьи школы, гимназии, конноспортивные базы.
12.Укрепление традиционного уклада жизни казачьей семьи, высвобождение женщин изсферы производства для воспитания детей. Поддержка многодетных семей.
Разъезжаясь,делегаты увезли с собой и принятое обращение Большого Крута к братьям казакам. [13]
Сэтого момента движение за возрождение казачества, оформившись сверху, сталобурно расти на местах и приобретать черты российскогообщественно-патриотического движения, имея идеологическую и политическуюоснову.
Здесьследует сказать о том, что, среди всех политических и политизированных теченийи движений конца 80-х — начала 90 годов движение за возрождение казачества вышекак по количественному уровню, так и по степени воздействия на массы, о чемярко свидетельствует его география. Поэтому внимание к нему со стороныобщественности и различных политических движений было особым. Его политика вомногом определялась его руководителями. Политика казачьих кругов во многомопределялась уровнем подготовленности, опытом организационной работы лидеров,ответственностью, а также наличием интеллектуального и профессионального ядра вправлении.
Вначале 90-х годов движение становится массовым, что свидетельствует о егоширокой социальной базе. Однако массовость движения является как его силой, таки слабостью. С одной стороны — массовость позволяет воздействовать на власть ина общественное сознание, с другой — быстрый количественный рост казачьих рядовприводит к тому, что в нем участвуют люди разной политической ориентации,иногда с прямо противоположными взглядами.
Необошли эти процессы в период своего становления и донское казачество, которое всилу своего исторического происхождения должно было выступить консолидирующимядром всего движения.
 
Глава 2
Съезд и его решения
 
Былобы неверным сказать, что возрождение донского казачества началось в начале 90-хгодов проведением 11ервого Большого Круга в Москве и 17 ноября 1990 года в г.Ростове-на-Дону. Процесс культурного и духовного воз¬рождения донскогоказачества начался в середине 80-х и большим толчком к этому стали фольклорныепраздники в ст. Вёшенской «Шолоховская весна», проводимые в день рождениявеликого писателя XX века М.А. Шолохова.
Развитиеидеи возрождения казачества и проникновение ее в различные слои населенияпривело к ее трансформации. На первое место уже выдвигались не культурные, аполитические требования: борьба за ликвидацию последствий передела территориибывшей Области Войска Донского, восстановление ее в прежних границах,возвращение ей исторического названия — Донская область — с восстановлениемокружного деления и т.д.
Принятыерезолюции, обращения, Устав и Программа на первом Большом Круге, позволилидонскому казачеству не только встать в один ряд общественно-патриотическихобъединений за возрождение казачества, предложить идеологические ориентирыпроцесса возрождения, но и заявить, что оно состоялось и в будущем представитвесомую политическую силу.
12сентября 1990 г состоялось совместное заседание координационного совета«вседонского круга» и «Казачьего круга Дона» на котором было принято решениепроводить Съезд 17-18 ноября 1990г. Был учрежден оргкомитет по подготовкесъезда. Вседонской круг взял на себя теоретическую подготовку съезда, аКазачьему кругу дона отводилась работа непосредственно на казачьих кругах. 19сентября вышеназванное решение в форме обращения отправляется в СМИ. На этомэтапе возникли разногласия, вызванные недоверием ряда радикально настроенныхчленов «ККД» к «ВК» из-за их прокоммунистической направленности. Это поставилопод угрозу как существование оргкомитета так и проведение съезда, но расколаудалось избежать, так как все понимали, что лишь объединив казачьюинтеллигенцию «ВК» и практический опыт «ККД» можно успешно подготовить ипровести съезд. Была утверждена примерная программа его проведения: первый день– обсуждение основного доклада и выступления по нему; второй – выборы Атамана ипринятие резолюций. 31 октября оргкомитет утверждает проекты основных резолюцийкруга: «О создании Союза казаков», «Об управлении Союзом казаков ОВД», «Оматериальной базе Союза казаков ОВД», «О гражданской и политическойреабилитации казачества», «О межнациональных отношениях на Дону», «О казачьемземлепользованием на дону», «О союзе казаков ОВД с армией», «Об освещенииказачьего движения на Дону СМИ»,
Кругказаки Дона провели 17-18 ноября 1990 г. в г. Ростове-на-Дону. Согласно Уставу,Союз казаков ОВД объявлялся общественно-патриотическим движением и историческимпреемником Войска Донского. Территория ОВД провозглашалась местом историческогопроживания донского казачества[14].
Первыйдень работы начался с регистрации участников. Прибыло 417 делегатов. Далеесъезд избирает свои рабочие органы – президиум (председатель А. Озеров),редакционную комиссию (М.М.Шолохов), секретариат (В. Плохинов). Далееоргкомитет отчитался о проведенной работе и началась работа съезда.[15]
Анализпринятых документов позволяет выделить три направления в деятельности донскогоказачества,.ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТЫ Первое касается созданияобщественно-патриотического Союза казаков и формирования его структуры. Союзобъявляется историческим преемником Войска Донского с его традиционнойдемократией казачьего круга, традиционной символикой и атрибутикой на правахсамоуправляемой, независимой организации, созданной в соответствии с ЗакономСССР «Об общественных объединениях», с наименованием его в торжественныхслучаях и во время военно-исторических праздников и походов «Войском Донским».Возрождается традиционная символика и атрибутика: герб, флаг, гимн.
Вкачестве столицы движения Круг определяет г. Новочеркасск. С учётом того, чтог. Ростов-на-Дону является областным административным центром, в немрасполагается Правление (Резолюция № 1 «О создании Союза казаков ОВД»,)[16]. Союз распространил свою деятельностьна территорию бывшей Области Войска Донского (место исторического проживаниядонского казачества), где созданы или создавались его организации, объявил оподдержке землячеств и своей связи с зарубежными казачьими Кругами, а такжепредоставил право юридического лица всем территориальным и иным казачьим объединениям.
СтруктурноСоюз формировался из окружных, станичных, хуторских, куренных и иных казачьихорганизаций, военно-исторических клубов и землячеств. Разрешалась практикаформирования территориальных (межокружных) и иных объединений, если ониспособствовали укреплению движения.
Приводилисьв соответствие с занимаемым положением и должностями наименования общественныхвыборных должностей и казачьи звания военно-исторических формирований.Устанавливалось, что казачьи звания подлежат утверждению правлением попредставлению Военно-исторического отдела. При окружных, станичных и хуторскихправлениях создавались картотеки казачьего актива и послужные списки казаков(Резолюция № 3 «О структуре Союза казаков Области Войска Донского»)[17] .
ЧленамиСоюза признавались потомки казачьих родов по всем линиям, независимо от местарождения и проживания, считавшие себя таковыми, ощущающие причастность кдонскому казачеству; уроженцы традиционных казачьих областей и выходцы из них ссохранением собственной формы одежды, приписные казаки, а также лица, по духу,роду интересов и практической деятельности связанные с казачеством, желающиевозродить его самобытный уклад и культуру.
Приемв Союз осуществлялся исключительно местными организациями, имеющими право установлениякандидатского стажа и требования поручителей. Постановка на учет производитсяместными организациями. Казаку могли отказать в приёме в конкретный круг, еслиобщина против.
Разрешаетсяи коллективное членство в Союзе общественно-патриотическим объединениям,преимущественно казачьим по составу, работающим по Программе и Уставу,созвучным казачьему движению. В них создавались казачьи секции.
Государственным,кооперативным, хозрасчетным и приравненным к ним предприятиям и организациям,не казачьим по составу, но активно содействующим возрождению донскогоказачества, укреплению его материальной и финансовой базы, предоставлялосьправо участвовать в работе Кругов с совещательным голосом в лице полномочногопредставителя.
Коллективныечлены Союза в данном случае выступают исключительно как хозяйственныеподразделения при казачьих организациях и не обладали статусом общественныхказачьих объединений. Условия их участия в хозяйственной деятельности Союзарегулируются договором.
Приемказаков в круг и исключение из него осуществляется простым большинствомголосов; коллективных членов — простым большинством Совета Атаманов.
Возраствступающих ограничивается восемнадцатью годами (временем призыва в Армию). Длямалолетних казаков создаются молодежные казачьи клубы (секции) с приемом в нихс пятнадцати лет. Клубы подчиняются Правлению круга и имеют правосовещательного голоса в лице своего представителя. При казачьих объединенияхмогли создаваться женские клубы.
ЧленыСоюза наделяются определенными правами и обязанностями. Так член Союза обязан:соблюдать Устав, подчиняться решениям местных организаций и высшим органамобъединения; принимать участие в деятельности организации, морально иматериально поддерживать Союз, хранить и развивать казачьи традиции, оберегатьчесть и достоинство казачьего имени, крепить единство движения, знать ипропагандировать историю казачества, ценить общежитие донских казаков, почитатьстариков, отца и мать, укреплять семью, растить здоровое морально и физическипотомство, давать отпор любому проявлению антиказачьих и антирусскихнастроений, уплачивать вступительные и годовые взносы, размер которыхустанавливают местные организации.
ЧленуСоюза предоставлялось право: избирать и быть избранным в руководящие органыдвижения любого уровня; участвовать во всех мероприятиях и предприятиях,организуемых Союзом, пользоваться имуществом объединения в установленномпорядке, излагать и отстаивать на казачьем круге свою точку зрения с правомрешающего голоса, обращаться с предложениями и протестами во все вышестоящиеорганы казачьего самоуправления, вплоть до Большого Круга, носить традиционнуюформу одежды и традиционное холодное оружие (кинжал, шашка, пика) собязательной их регистрацией и соответствующим разрешением, при выходе из кругавзносы и материальные пожертвования не возвращались (Устав Союза казаковОбласти Войска Донского).[18]
Высшиморганом Союза провозглашался Большой Круг Дона, созываемый не менее одного разав три года. Наряду с выборами Войскового Атамана, первого и второгозаместителей — товарищей атамана, кошевого и походного атамана, заместителяатамана, членов Совета Атаманов Дона (Малого Круга), членов Правления(исполнительного органа Совета Атаманов), контрольно-ревизионной комиссии,Большой Круг заслушивает отчет о работе Совета Атаманов, Правления иконтрольно-ревизионной комиссии; утверждает Устав и программу Союза (дополненияи поправки к ним); разрабатывает основные принципы и направления работы.Решения Большого и Малого Кругов (Совета Атаманов) благословляются священникомРусской Православной церкви, которому предоставлено право отложить принятоерешение, если оно противоречит нормам христианской морали.
УправлениеСоюзом между Большими Кругами возлагается на Малый Круг — Совет Атаманов Дона,в который входят: атаман, его товарищи (первый и второй заместители), кошевой ипоходный атаманы, заместитель атамана, писарь, старейшина Совета стариков,окружные, станичные (районные) атаманы, атаманы крупных землячеств иобъединений и приравненные к ним руководители казачьихобщественно-патриотических организаций и военно-исторических формирований. СоставСовета Атаманов утверждается Большим Кругом.
Исполнительнуювласть Малого Круга осуществляет Правление, в нем правом решающего голосаобладают: атаман, его товарищи, кошевой и походный атаманы, заместительатамана, писарь, старейшина Совета стариков, старшины по направлениям работы,казначей. Остальные подразделения, их общественное штатное расписаниеформируются по предложению атамана и утверждаются Правлением и Малым Кругом.
Набазе Союза формируется Военно-исторический отдел Союза казаков Области ВойскаДонского, входящий в Федерацию Военно-исторических клубов СССР. В торжественныхслучаях — во время сборов, походов, смотров, парадов — вводится наименование:«Военно-исторический отдел Войска Донского» и «Войско Донское».
Отделуподчиняются все военно-исторические формирования, казачьи лагеря Союза собязательной их регистрацией. При нарушении данного положения они исключаютсяиз объединения.
Широкиеправа и обязанности возлагаются на Войскового Атамана. Избранный сроком на 3года, он представляет интересы движения на всех уровнях государственной властии в иностранных представительствах, принимает их представителей. Вступает вделовые отношения с другими организациями без доверенности, подписывает всефинансовые документы и деловые бумаги, определяет своим приказом круг лиц,имеющих право подписи, лично контролирует работу казначея. Отвечает за всюдеятельность Союза, обеспечивает осуществление его Программы, выполнение планови, мероприятий, утвержденных Большим Кругом и Советом Атаманов. Выдвигает наутверждение Большого и Малого Кругов кандидатов в члены Правления,ходатайствует о снятии с должностей членов Правления, не справляющихся сосвоими обязанностями или злоупотребляющих своим положением.
Местныморганизациям Союза предоставлено право самостоятельно определять свою структуруи принципы управления с учетом местных особенностей, традиции и ВойсковымУставом (Устав СК ОВД. Резолюция № 2 «Об управлении Союзом казаков ОбластиВойска Донского») .[19]
Отдельнооговариваются права Союза, который для осуществления своих целей и задач:
— представляет и защищает законные интересы своих членов в государственных иобщественных органах СССР и других стран;
-участвуетв формировании органов государственной власти и управления;
— осуществляет законодательную инициативу; -свободно распространяет информацию освоих целях и задачах, принимает обращения к широкой общественности;
-владеет,пользуется и распоряжается своими основными и оборотными средствами;
-заключаетот своего имени хозяйственные договоры и контракты с советскими и иностраннымиюридическими лицами на приобретение и продажу продукции и услуг;
— открывает валютные счета за рубежом;
— строит, приобретает, продает, арендует и сдает внаем, как в СССР, так и заграницей, объекты научного, производственного, торгово-сбыточного,культурно-бытового, сервисного назначения и прочего движимого имущества;
— берет в постоянное и временное пользование землю;
-устанавливаетразмер выплаты материального вознаграждения лицам, постоянно работающим в Союзеказаков Области Войска Донского, либо лицам, привлекаемым на основе срочных илииных соглашений.[20]
ПринятиеКругом Резолюций «К вопросу о статусе донского казачества», «К заявлению БольшогоКруга Союза казаков Области Войска Донского «О гражданской и политической реабилитацииказачества», «К заявлению Большого Круга Союза казаков Области Войска Донского«О межнациональных отношениях на Дону», «О казачьем землепользовании на Дону»,«О союзе казаков Области Войска Донского с Армией» позволили выработать иопределить политическую платформу не только донских казаков, но и движения вцелом. Поэтому главным направлением в деятельности Союза становится решениевопросов политической реабилитации казачества.
Определяяосновные цели и задачи движения и формулируя их в резолюциях и Уставе, Союз напервое место выдвигает политические требования и это прежде всего:
-борьбаза ликвидацию последствий передела территории бывшей Области Войска Донского,восстановление её' в прежних границах, возвращение ей исторического названия — Донская область — с восстановлением окружного деления;
— разработка совместно с Союзом казаков проекта закона о Статусе казачества длявхождения в Верховные Советы РСФСР и СССР, на его базе — Статуса донскогоказачества, исходя из того, что донскими казаками являются потомки казачьихродов по всем линиям, независимо от их места рождения и проживания, возрождениепрактики приписных казаков;
-участиев государственном и общественном самоуправлении, образование при Советах всехуровней казачьих секций, а на их базе — «Общественного казачьего парламентаДона» с правом законодательной инициативы, совместно с Союзом казаков — казачьих секций в Верховных Советах РСФСР и СССР;
— подготовка предвыборных программ Союза, единого списка казачьих кандидатов;
-разработкастратегии и тактики сотрудничества с русскими общественно-политическимидвижениями, выступающими за национальное возрождение, народное согласие ипримирение;
-соблюдениеприоритета казачьего движения перед любыми политическими организациями;
-требованиегражданской и политической реабилитации казачества с выявлением историческойправды о нем и его роли в создании России;
— проведение общественного суда над идеологами расказачивания ираскрестьянивания, других преступлений против казачества; поминовение жертвгеноцида и увековечение их памяти, исключение из названий улиц, предприятий ихозяйств, населенных пунктов имён, причастных к репрессиям, в том числе противРусской Православной церкви; восстановление исторических названий;
— право участия в предотвращении межнациональных конфликтов, установлениеказачьими кругами совместно с местными Советами и правоохранительными органамиконтроля за стихийной миграцией на Дону;
— признание территории бывшей Области Войска Донского местом историческогопроживания донских казаков, их права на свободное самовыражение в рамках этойтерритории с учетом традиционного казачьего землепользования;
— стояние на том, чтобы земля, ее недра, леса и водные ресурсы не передавались впользование, не сдавались в аренду, не продавались частным лицам, в том числеиностранным, без учета мнения донского казачества и его представителей в лицеСовета Атаманов;
— прекращение отчуждения и разбазаривания казачьей земли, в том числе и такназываемых свободных земель, добиваться создания на их базе (путем ревизии иучета) запасных казачьих земель для образования новых хуторов, наделениямалоземельных выходцев с Дона и иных нужд, восстановление форм традиционногообщинного пользования землей и соединение их с современнымисельскохозяйственными технологиями; сочетание семейного (надельного)хозяйствования, не исключая отрубного, с казачьими кооперативами и акционернымиобществами, при непременном условии, что земельный надел (пай) в любой формеобладания им находится в руках работающего с правом передачи по наследству исдачи в аренду, но без права продажи и передачи в другие руки, минуя казачьюобщину. Кооперативы, акционерные общества могут входить, особенно в переходныйпериод, составной частью в коллективные хозяйства на правах юридического лица.Исключение передачи земли мигрирующему населению из автономий и республик, чтоугрожает самому существованию казачества;
-союзс армией. Участие в ее обновлении, борьба с дискредитацией армии, за запрещениенаправления воинских частей, воинов запаса для умиротворения населения другихреспублик[21].
Врезолюции № 9 «О союзе казаков Области Войска Донского с Армией» формулируютсяпредложения делегатов к включению в закон об обороне СССР и направляются нарассмотрение в Верховные Советы РСФСР и СССР, МО СССР, КГБ СССР.
Предлагаетсясоздание воинских формирований в составе Вооруженных Сил СССР:
-ОтдельныхДонских Казачьих полков специального назначения, предназначенных для веденияглубинной разведки и проведения боевых действий в тылу противника,
— Отдельных Донских Казачьих пластунских дивизий, представляющих собойорганизационно-штатную структуру мотострелковых соединений и имеющихсоответствующие задачи,
— ВВМФ — корабля, укомплектованного экипажем (включая офицеров) из уроженцев Дона.
Дляукомплектования Донских Казачьих частей офицерскими кадрами МО СССР вноситсяпредложение восстановить на базе Новочеркасского Высшего военного училища связиДонское Казачье (юнкерское) училище. На его базе создать факультеты:общевойсковой (специального назначения), артиллерийский, связи, обеспечениятыла, военно-медицинский.
Сцелью воспитания малолетних жителей Дона, оставшихся без родителей, а такжеподдержки лиц допризывного возраста, пожелавших на конкурсной основе получитьсреднее общегражданское и начальное военное образование, предлагаетсявоссоздание Казачьего (кадетского) корпуса, а КГБ СССР выделить участкиГосударственной границы СССР для охраны их Донскими Казачьими воинскимиформированиями и создать конные Донские Казачьи сотни пограничной стражи.
Третьимприоритетным направлением деятельности Союза становится историческое культурноеи духовное возрождение казачества, которое нашло свое отражение в ПрограммеСоюза и Обращении «К казакам зарубежья». Прежде всего это:
— восстановление исторической правды о казачестве и его роли в истории России,проведение общественного суда над идеологами расказачивания, поминовение жертвгеноцида и увековечение их памяти, восстановление исторических названий;
-участиев сохранении, реставрации и установке памятников славным сынам донскогоказачества. Приведение в порядок кладбищ. Возрождение праздников и памятных датВойска Донского. Поиск, сбор и издание документальных материалов, рукописей,воспоминаний, художественных произведений о казаках. Восстановление, накоплениеи хранение казачьих архивов. Проведение научно-теоретических конференций«Донское казачество и история России», издание новых учебников по истории Дона;
-созданиеказачьих издательств, предприятий, собственной полиграфической базы и издание«Донской исторической библиотеки», восстановление казачьих газет, журналов,еженедельников и иных средств массовой информации;
-созданиеобъединения «Казачья культура Дона» и комплексного заповедника «Верхне-Донскогоюрта донского казачества» с центром в станице Вешенской;
-учреждениемалых хозрасчетных предприятий по выпуску казачьей символики и атрибутике,пошиву казачьей формы;
— возрождение на Дону Казачьего (кадетского) корпуса и лицеев с целью воспитаниямолодежи в лучших традициях: почитание стариков, отца и матери, крепкой семьи,привитие уважения к хлебу, труду и службе во благо отечества;
-единениес зарубежным казачеством с целью восстановления исторической правды оказачестве, возрождения национального самосознания и ликвидации разрыва междудвумя частями единой казачьей общности.
Однимиз официальных принципов построения деятельности Союза провозглашаетсяприверженность Православию и проведение совместно с Русской Православной церковьюработы по духовному возрождению донского казачества, восстановлению приходов ихрамов, организации центров духовной культуры, проявляя при этом уважение иверотерпимость к исповедующим другие религии.
Небудет обойден вопрос о принципах взаимоотношения с политическими партиями идвижениями. Не только в оргкомитете, но и на самом круге, вопрос об отношении кКПСС вызовет жаркие споры. Делегаты учитывали, что многие казаки, и преждевсего актив не городских казаков, являются членами КПСС. Городское жеказачество находилось под влиянием различных демократических движений и партий,требовавших запрещения членства в КПСС и в отношении выбранного ВойсковогоАтамана.
Расколвсё же удалось предотвратить, и не без вмешательства М.М. Шолохова. В концеконцов, из шести первоначальных пунктов раздела «Взаимоотношения сполитическими партиями и движениями» в Программе Круг оставил два:
1.Соблюдение приоритета движения казачества перед любыми политическимиорганизациями.
2.Сотрудничество с общественно-политическими организациями Дона, стоящими наплатформе российского национального возрождения и народного согласия.[22]
Еслиговорить о возможности участия казаков в новых партиях, то Круг напрочь отвергэту идею, акцентируя внимание на том, что у движения есть собственныеполитические интересы.
В«Декларации к Съезду казаков Дона» будет сформулирована позиция донскогоказачества к партиям и движениям, и принципы взаимоотношения с ними: «мы можембыть едины в общем устремлении, независимо от национальности и партийности»,«народное здравомыслие — в объединении всех патриотических сил».
Итогомзавершения жаркой дискуссии, развернувшейся на Круге, стало принятие Резолюции«О прекращении гражданской войны на Дону», которая родилась в ходе работы ибыла беспрецедентной, как по названию, так и по содержанию. Как мы ужеотмечали, косвенным эффектом от «исторического примирения» и прекращенияделения казаков на «красных» и «белых» был невольный намек на прекращениесовременного разделения на «коммунистов» и «беспартийных», вследствие чегочасть радикально настроенных делегатов отнеслась к резолюции настороженно.[23]
Принятыедокументы Союза казаков ОВД намного отличались от документов и программ, ужепринятых на тот момент казачьими кругами в России. Это был очередной шагРоссийского казачества по созданию не столько общественно-патриотического, а вомногом общественно-политического движения, для достижения целей возрожденияказачества.
Такимобразом, Съезд казаков дона стал очередной и немаловажной вехой в процессевозрождения казачества. Решения, принятые на нем подняли процесс возрождения нановую ступень. Немаловажным итогом было и то, что Донские казаки все-такисмогли стать во главе процесса возрождения, немотря на наличие разногласий.

Заключение
 
Несмотряна всю значимость рассматриваемого съезда противоречия. Внутри казачества натом этапе окончательно преодолеть так и не удалось. Они постепенно нарастали и вылилисьв противостояние казаков под руководством А.В. Мартынова (Москва) с однойстороны, а с другой — казаков под руководством В.Н. Ратиева (Новочеркасск).Осложняется обстановка и внутри самого донского казачества. Так называемыегородские казаки, т.е. казаки различных станиц Новочеркасска (Верхней, Средней,Нижней и др.), всё чаще и чаще не соглашаются с решениями В.Н. Ратиева и Н.И.Козицина. Масла в огонь этого процесса подбросил подписанный договор о дружбе исотрудничестве Союза казаков Области Войска Донского с республикой Чечня.[24] Разнополюсность оценок содержанияДоговора и необходимость его подписания развели позиции сторон.
Конец1994 года и начало 1995-го характерны для казачества Дона явным размежеваниемпозиций и попытками сторон найти опору и понимание, скорее, у государственныхфедеральных и местных властных структур, нежели между собой. Весь 1995 годпрошел в текущей работе по укреплению казачьих рядов и в противостоянии приверженцевАтамана Н.И. Козицина и казачества г. Новочеркасска во главе с избраннымАтаманом Новочеркасского округа Г.П. Недвигиным. Попытки найти взаимопониманиеоканчивались безрезультатно. Более того, в октябре 1996 года произошелвнутренний раскол между Атаманами Н.И. Козициным и В.Н. Ратиевым и ихсторонниками.
В1996 году на. Большом Круге в г. Новочеркасске Атаманом Войска Донскогоизбирается мэр г. Волгодонска Вячеслав Фадеевич Хижняков. 17 июня 1997 годаУказом Президента Российской Федерации регистрируется Устав Войсковогоказачьего общества «Всевеликое войско Донское».[25]
Так,на общественно-политической арене Дона и Новочеркасска появились два официальнозарегистрированных, но противоположных по направленности крыла ВсевеликогоВойска Донского. Одно продолжало свои общественные традиции и возглавлялосьН.И. Козициным, а другое перешло на государственную службу во главе с В.Ф.Хижняковым. Естественно, что Атаман Н.И. Козицин не признал «законность»государственного казачества и пытался протестовать в письмах к ПрезидентуРоссии Б.Н. Ельцину, архиепископу Ростовскому и Новочеркасскому Пантелеймону.14 октября 1997 года Президент России Б.Н. Ельцин утвердил кандидатуру В.Ф.Хиж^яко-ва Атаманом ВКО ВВД. В октябре 1991 года в помещении училища связи вНовочеркасске начал свою работу Второй Большой Круг Союза казаков Дона. На Донупродолжают сосуществовать два казачьих войска. Пока они не находят общего языкаи взаимопонимания.[26]Нет единства и впонимании идеи возрождения, но наметились положительные сдвиги в этом вопросе,основные проблемы и противоречия связанные с процессом возрождения теперьпереместились в сферу взаимоотношений власть-казачество. Понимая необходимостьвозрождения казачества, власти объявили о всяческой его поддержке, но в то жевремя они боятся потерять контроль над такой внушительной силой как казачество,что проявляется в новых разработках правительства относительно него. Власть неготова к поиску компромиссов. Но осознание того, что процессы возрождения Россиии возрождения казачества тесно взаимосвязаны и решают зачастую одни и те жепроблемы в будущем возможно и приведет к настоящему взаимодействию властныхструктур и казачества, а значит ускорит процесс его возрождения.
Намой взгляд, необходимо обратить внимание на возрождение традиций казачества, этои есть, как мне кажется тот самый путь к компромиссу. Если правильно учесть вгосударственных разработках традиции казачества, то взаимодействие казаков свластью, обществом, да и его польза России будут на значительно более высокомуровне… Ведь именно соблюдение казачьих традиций обеспечивает самоорганизациюказачьей общности, что, в свою очередь гарантирует порядок в общественнойжизни, который создаётся в результате строгого и неуклонного соблюдения всемнаселением неписанных норм казачьей жизни. Иначе говоря, только так сохраняетсяуклад казачества как система жизнедеятельности казачьей корпорации. Онподразумевает, во-первых, выработанные веками казачьи традиции. Во-вторых, ихсоблюдение гарантирует оптимальное функционирование казачьей общности.В-третьих, несоблюдение казачьих традиций, как отклонение от принятых норм инепочтительное к ним отношение сопровождается системой наказаний и поощрений.Итак, казачьи традиции — это нормативная основа жизнедеятельности казачьейобщности. Соблюдение традиций — это средство, неотъемлемое условие казачьейсамоорганизации. Система наказаний и поощрений — это результат действиятрадиционных норм, их неуклонного выполнения казаками.

Библиография
 
1.        Брежнев В.С. Социальный состав казачества и его этническаяопределенность//Проблемы казачьего возрождения. Сб. ст. в 2-х ч. Ч.1.Ростов-на-Дону,1996.
2.        Кожанов А.П. О возрождении казачества. // Проблемы казачьеговозрождения. Сб. ст. в 2-х ч. Ч.1. Ростов-на-Дону,1996.
3.        Озеров А.А, Киблицкий А.Г. Возрождение казачества в НовойРоссии. Ростов-на-Дону,2004
4.        Озеров А.А, Киблицкий А.Г. История современного донскогоказачества. Ростов-на-Дону,2000.
5.        Трут В.П. Возрождение казачества: сущность, пути,перспектива. // Проблемы казачьего возрождения. Сб. ст. в 2-х ч. Ч.1.Ростов-на-Дону,1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.