Реферат по предмету "История"


Советское общество накануне и в годы Великой Отечественной Войны

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
       ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ ИУПРАВЛЕНИЯ.
                           
                                                                                              Кафедра истории.
         
                       
                          ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
                                         натему:
«Советскоеобщество накануне и в годы Великой Отечественной Войны».
                                                                      Студентки 5 курса ОЗО
                                                                       Кобазевой Елены Юрьевны.
                                                                       Научный руководитель:
                                                                        к.и.н.,доцент    
                                                                       Лисицына Елена Николаевна                                                                           
                                        Южно — Сахалинск
                                                   2002 г.ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3-9
Глава1   Советское общество в предвоенный период.
1.1.Изменениесоциально-классовой структуры советского общества             10-18
1.2.Морально-политическоесостояние общества в
предвоенныйпериод                                                                                 19-23
1.3.Основныечерты  политической системы советскогообщества
к концу30-х годов                                                                                     24-26Глава 2  Советское общество в период Великойотечественной войны 
          1941-1945гг. 
2.1.Политико-моральноесостояние советского общества в годы войны          27-33
2.2.Измененияв методах управления обществом в чрезвычайных
условияхвойны                                                                                          34-56
2.3.Роль  ВКП(б) в организации управления обществом вгоды войны             57-61ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                        62-63БИБЛИОГРАФИЯ                                                                                            64-69
                                  ВВЕДЕНИЕ.
        История всегда имеет человеческое лицо.За всеми крупными поворотами судьбы стояли конкретные люди со своими насущнымижизненными интересами, радостями, взлетами и потерями.  Поэтому изучение  любых изменений  в развитии общества, в разные периоды егосуществования всегда остаются актуальным вопросом для последующих поколений. Вдипломной работе освещаются два разительно отличающихся друг от друга периодасоветского общества. Удивительно как за столь короткое время (1935-1945) былиизменена не только жизнь людей, но и всей страны. Насколько быстро были  сглажены на период войны все разногласия,существовавшие накануне, как быстро страна смогла мобилизовать все свои силы наразгром врага.
               По теме дипломной работысуществует немало  художественной,документальной литературы, архивных источников (многие из которых былирассекречены совсем недавно). Но к сожалению, большинство литературы написаноее авторами с позиций господствующей тогда партийной идеологии.[1] Так всвоей книге  “Советский тыл в годыВеликой Отечественной Войны”  Ю.С.Кукушкин рассматривает общество в конце 30-х годов  как сложившуюся социалистическую системухозяйства, для которой были характерны отсутствие кризисов и анархии производства;планомерность развития и централизация управления. Общественный стройисключал эксплуататорские классы, социальную и национальную дискриминацию.  Автор подчеркивает морально-политическуюсплоченность всего советского общества.  Тоже самое можно отнести и к освещению впубликациях периода Великой Отечественной войны. Одним из самых крупныхпроектов освещения событий войны является шеститомный труд «История ВеликойОтечественной войны Советского Союза 1941-1945». Авторы использовали многочисленныетруды  Генштаба: четырехтомные издания«Операции Великой Отечественной войны» и «Военное искусство в Великой Отечественнойвойне»,  а также«Стратегический  очерк ВеликойОтечественной  войны».[2]  Но никто из коллектива редакции шеститомника,возглавлявшейся П.Н.Поспеловым,  необратился за помощью  к маршаламГ.К.Жукову и А.М.Василевскому. Более чем сдержанное отношение к маршаламнаблюдается чуть ли не во всех томах. Зато в третьем томе член Военного советаН.С.Хрущев упоминался 41 раз! Отмечая конъюнктурные «переборы» и упущения вшеститомнике, следует сказать, что этот труд все же явился шагом вперед висторических исследованиях о войне. Он оказал благотворное влияние на историческуюнауку. Особенно сильный удар был нанесен по тем концепциям, в которых все успехисоветского народа приписывались «мудрому руководству» Сталина и в которых онпревозносился как «величайший полководец всех времен и народов». Вдействительности существует немало литературы в большинстве своем основанной наустаревших представлениях, сформированных в отечественной историографии еще в60-е годы, в период разоблачения культа личности, когда после сталинскоеруководство страны поставило перед историками определенные задачи, считаянеобходимым подвергнуть “особенно резкому осуждению серьезные нарушенияСталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, политические и социальныеошибки перед войной и в период войны…”[3]
               Есть и целый ряд литературыдополненной и усилившей тенденцию “разоблачения” за счет некритичногопривлечения материалов, появившихся в публикациях конца 80-х годов. Печатьзахлестнула волна обличий всего, что связывалось  тогда с понятиями “советский”,“коммунистический”. К таким работам можно отнести труды Г.В. Средина, В.М.Уколова, Ю.С. Борисова, В.И. Новикова, Н.И. Кондаковой.[4]Например, в своей работе “Накануне и в дни воспоминаний” В.И. Новиков, описываяпредвоенные годы не видит в СССР ничего, к чему можно было бы отнестисьодобрительно. Негативно оценивается социальная политика, предвоенные репрессиипреподносятся как главная и единственная причина плохой готовности нашейармии  к войне. С точки зрения В.И.Новикова победа над фашизмом не принесла нашей стране ничего, кроме усилениявласти Сталина, укрепления “тоталитаризма”.[5]
  
          Публикация недоступных ранее широкомукругу исследователей документов, помогла историкам по-новому осветить многиепроблемы истории, дать более объективное документальное изложение событий.           Был накоплен большой запас фактическихзнаний, имеющих важное научное значение, и по сей день. Это и вопрос изменения классовой структуры общества вконце 30-х годов[6],морально-политического состояния общества в предвоенные и военные годы[7],использование труда заключенных  вхозяйственном строительстве  и их вкладев дело победы.[8]
           В ходе работы над вопросом  изменений социально классовой структурыобщества и его морально-политического состояния, были использованы работы такихавторов как: Ю.Н. Афанасьев,  А. К.Соколов, З.С. Шейнис. В своей книге “Россия XXвек” Ю.Н. Афанасьев постарался обобщить имеющиесяисследования, охватывающие весь период существования советской власти. Вразделе “Развернутое наступление социализма по всему фронту” авторрассматривает расширение сети НКВД и использование труда заключенных в хозяйственнойдеятельности страны. В данной главе ставиться вопрос и роли партии в жизниобщества.[9]
               Наиболее подробно на вопросежизни советского общества в предвоенные годы, а именно на измененияхсоциально-классовой структуры произошедших в данный период останавливается А.К.Соколов.[10] Наоснове данных переписи 1939 года он показывает классовую структуру общества,изменения произошедшие в нем с момента свершения Октябрьской революции и доначала войны. Произошедшую дифференциацию общества и нестабильноеморально-политическое состояние, он соотносит с политической и идеологическойдеятельностью правящей элиты.
            Происшедшие в последнее десятилетиесоциально-политические изменения в нашей стране и на международной арене побудили отечественных исследователейприступить к переосмыслению своих прежних оценок  и концепций, заняться поиском новых подходов.Неотъемлемой частью современной историографии стали работы западных авторов  (Дж. Боффа, Дж. Хоскингса, Н. Верта).[11]  Работы этих авторов интересны и ценны для настем, что их мысли не были зомбированы партийной идеологией партии.
             Джеффри Хоскингс в своей книге“История Советского Союза 1917-1991”много внимания уделяет нашим лидерам. Так же автор попытался рассмотреть ихвзаимодействие с различными социальными слоями общества. Основное свое вниманиеавтор сосредоточил на времени сталинского единоличного правления, так каксчитает этот период наиболее принципиальным для понимания современности.
             Н. Верт в своей работе “ИсторияСоветского государства” попытался применить к исследованию нашего прошлогометоды, проверенные при анализе других обществ. Автор не рассматриваетполитическую власть и средства ее осуществления, как единственный объект дляанализа. Н. Верт старается внимательнее относиться к сложности общественныхпроцессов в рамках всего общества.[12]
          Дж. Боффа в своей работе “ИсторияСоветского Союза” рассматривает социальные, экономические и политическиеизменения, происходящие в советском обществе в конце 30-х начале 40-х годов вконтексте роста власти Сталина.[13]
           Несмотря на существующуюмногочисленную литературу, посвященную исследуемому периоду. До сих поростаются “белые пятна”.
          Одним из самых малоразработанных висторической литературе является вопрос о социальной структуре советскогообщества, об изменениях которые в ней произошли к концу 30-х годов. При этомследует подчеркнуть, что данный вопрос является достаточно сложным  и базируется на анализе взаимодействияразличных классов и общественных групп, определенных тенденций социальногоразвития. Понятие социальной структуры общества неразрывно связано с изучениемсостояния всего населения страны. Сведения об этом можно получить из переписейнаселения, которые, к сожалению, позволяют лишь косвенно судить о происходящихсоциальных сдвигах.
             В годы войны мало изучена проблемаединства народов СССР. Опубликованные материалы и документы как у нас в стране,так и за рубежом требуют дифференцированной характеристики. Ведь война былавоспринята не всем советским обществом одинаково.  Так одной из проблем в годы войны являетсявопрос сотрудничества наших военнопленных с противником. Причины  возникновения коллаборационизма пожалуй доконца еще не изучены, так как существовали разные причины, по которым нашивоеннопленные содействовали фашистам. В своей статье “Советские военнопленные вГермании” В.Б. Ерин рассматривает коллаборационализм с точки зренияполитических и идеологических причин, побуждающих наших военнопленных помогать немцам.[14]Пожалуй, самым известным изменником Родины считается генерал Власов. П.А.Пальчиков в своей статье “История генерала Власова” раскрывает мотивыпредательства генерала, этапы формирования Русской Освободительной Армии.[15]
             Источниковой базой дипломнойработы явились указы, постановления, директивы и приказы Президиума ВерховногоСовета СССР, Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), в которых документально отражены теизменения в обществе, которые происходили накануне и в годы войны.
             Важным источником также явиласьмемуарная литература.[16]Воспоминания С.Фрелиха помогли подробнее рассмотреть этапы и причиныформирования Русской Освободительной Армии. В своих воспоминаниях маршалВасилевский анализирует причины поражения Красной Армии в начальный периодвойны, а так же негативность репрессий в вооруженных силах СССР. В.И. Новиков всвоей книге “Накануне и в дни испытаний» рассказывает о волне репрессии,которая захлестнула его семью и родственников, о тех страхах, которые пришлосьпережить не только отдельной семье, но и всей стране. 
           Целью дипломной работы является  изучение изменения состояния советскогообщества в предвоенный и военный периоды, причины и последствия этих изменений. Исходя из цели работы, можноопределить следующие задачи:
1.     Изучить социально классовую структуру советскогообщества накануне войны.
2.     Выявить основные черты политической системы общества кконцу 30-х годов.
3.     Раскрыть причины изменений в методах управления впредвоенный и военный периоды.
4.     Показать изменения морально-политического состоянияобщества в исследуемый период.
5.     Определить роль КПСС в организации управленияобществом в изучаемый период.
             Дипломная работа состоит извведения, двух глав, заключения и библиографии.
ГЛАВА 1. Советское общество в  предвоенныйпериод.
1.1          Изменениясоциально — классовой структуры общества перед войной.
         Надинамику общей численности населения СССР в 30-е годы оказывали влияниемножество факторов. К их числу относится вступление СССР в стадиюдемографического перехода, вызванный к жизни процессами ускоренной модернизациии относительно быстрого снижения коэффициента естественного прироста.
         Уже  к середине 30-х годовсоответствующие органы стали докладывать наверх о сокращении числа родившихсядетей. Была сделана попытка, решить эту проблему чисто административной мерой –путем запрещения абортов, за исключением тех случаев, когда роды представлялисерьезную опасность для здоровья. В ходе публичной дискуссии, которая предшествовалаэтому законодательному акту, многие женщины писали в газеты письма, гдепротестовали против этой меры. Они считали, что этот закон, если он будетпринят, повлечет за собой ущемление их прав на учебу и работу. Однако закон былпринят. Первоначально эта мера произвела известный эффект. Если в 1935 году,согласно статистике загсов, в стране родилось 4,9 млн. младенцев, то в 1936г. –5,3 млн., а в 1937 – 6,4 млн.[17]Однако никакие запреты не могли остановить объективные законы движениянародонаселения, и в последние годы перед войной уровень рождаемости сновападает. Более того, как свидетельствуют недавно рассекреченные документы, встране стали быстро расти подпольные аборты, младенческая смерть, что вызвалотревогу у официальных лиц.[18]
          Вначале 1937 года в стране была проведена всеобщая перепись населения. Ее итог –162 миллиона человек. В сопоставлении со статистикой текущего демографическогоучета, перепись  показала нехватку в 6,3млн. человек.[19]Серьезные расхождения между ожидаемыми и реальными цифрами численностинаселения, заставили руководство страны, дезавулировать результаты переписи, аответственные за ее проведение лица, были репрессированы как враги народа. Вначале 1939 года было решено провести новую перепись.
17 января 1939года былапроведена Всесоюзная перепись населения, которая показала, что  за период с 1913г. по 1940г. население странывозросло на 31,5 млн. человек и составило свыше 190 млн. человек.[20]За годы индустриализации значительно возросла численность городского населения.С 1926 года оно возросло более чем вдвое – с 16,5 млн. до 36,5 млн. человек.[21]
Выступая на XVIIIсъезде ВКП(б), Сталин утверждал, что советскоеобщество после ликвидации в нем капиталистических элементов, состоит из двухдружественных классов: рабочих, колхозного крестьянства и мелкоклассовойпрослойки – народной интеллигенции.[22]Данные переписи 1939 года были разработаны таким образом, чтобы наглядноподтвердить это положение.[23]Однако, более подробный анализ материалов переписи (после ее рассекречивания) позволилисторикам выделить следующие заметно отличающиеся друг от друга социальныегруппы: [24]
                    рабочие                                     32,1%
                    колхозные крестьяне               47,2%
                    служащие, интеллигенция      14,1%
                    номенклатура                             2,5%
                    крестьяне-единоличники          2,2%
                    кооперативные кустари             1,3%
                    некооперативныекустари         0,6%
                    прочие                                         0,1%
Что жепредставляли собой данные социальные группы в стране перед войной? Рассмотримкаждую социальную группу в отдельности.
         Численность рабочего класса в 1939году, по сравнению с 1926 годом, возросла в 3,6 раза и насчитывала 25,4миллиона человек.[25]Советский рабочий класс на всех этапах своей истории развивался какмногонациональный по своему составу. Он состоял из русских, украинцев,белорусов, казахов, грузин, армян, поляков и множества других национальностей.Наряду с расширением многонационального состава рабочего класса в предвоенныегоды происходили дальнейшие сдвиги в возрастном составе, в их производственнойквалификации, общеобразовательном уровне. В производство стало приходитьгораздо меньше молодежи в возрасте 16-17 лет.[26]  Это связано с улучшением материальногоположения и ростом культурного уровня населения. Молодежь стала предпочитатьпродолжать учебу в средней школе. В 1939-1940 годах число рабочих в возрасте до18 лет в целом составляло до 6%, а доля рабочих и служащих в возрасте 18-49 лет– 85%, старше 50 лет – 9%.[27]
Широкаясеть школ ФЗУ, а затем и РУ и ФЗО, различных курсов, обучение на производствеобеспечили подготовку и повышение квалификации рабочих. Механизация трудапривела к появлению новых профессий – машинистов угольных комбайнов,электросварщиков, крановщиков и т.д.
Новаятехнология и ее освоение породили громадный спрос на квалифицированную рабочуюсилу. Из рядов безликой массы, которая двигалась из деревни в город, начинаетскладываться постоянные кадры квалифицированных рабочих, с определеннымистандартами жизни и поведения. Круг интересов этих рабочих переключается на то,чтобы повысить свой материальный уровень, обрести сносные условия существования.Отчасти государство и профсоюзы идут навстречу новым веяниям, путем созданиярабочих клубов, спортивных добровольных и военизированных обществ. 
             Однако неудовлетворенность своимположением, глубокие социальные расслоения в рабочем классе вели к возрастающейнапряженности, недовольству, которые выражались в росте пьянства, преступности.Государство же ответило на это репрессивными методами (указ августа 1940 годаоб усилении уголовной ответственности за мелкие преступления).[28]
          Второй социальной группой былислужащие и интеллигенция. Социалистическая интеллигенция в корне отличалась отстарой буржуазной интеллигенции как по своему классовому составу, так и посоциально-политическому облику. Данная социальная группа стала главным источникомпополнения номенклатурных кадров. Самый многочисленный отряд служащихсоставляли работники учета, контроля, планов и финансовых органов (3 млн.).Затем шел технический персонал предприятий и учреждений (2 млн.).[29]Вместе с работниками административного аппарата, эти группы включали в себяполовину всех советских служащих. Это означало, что их социальный облик в конце30-х годов все более приобретает бюрократично-технократический оттенок.  В 1941 году в рядах «новорощенной» интеллигенции насчитывалось 14 миллионов человек.
            Другой слой общества составил классколхозного крестьянства и кооперированных кустарей – 47,2%.[30] В предвоенные годыпроизошли коренные социально-экономические и политические изменения условийжизни  данной прослойки общества. Основуэтих изменений составили проводимые под флагом соцполитики преобразованиясельского хозяйства. Тридцатые годы характеризуются широким строительствомживотноводческих ферм, общественных зданий, технической реконструкциейсельскохозяйственного производства. Примитивный крестьянский инвентарьзаменялся новой сельскохозяйственной техникой. К1940 г. в сельском хозяйствеработало 684 тысячи тракторов, 182 тысячи зерновых комбайнов и т.д.[31]  Однако несмотря на все прогрессивные сдвиги вжизни деревни, колхозники находились на низшей ступени социальной лестницы. Ужев те годы стали определяться их специфические черты – отставание в областиобразования, значительно более высокая доля старшей возрастной группы, с явнымпреобладанием женщин. Так, среди деревенских жителей, указавших в переписи 1939года своим основным занятием сельское хозяйство, без обозначения специальности(27 млн.), только 67% были грамотными.[32] Почти тот же процентприходится на долю женщин (в данной категории занятий) и около 20% из нихсоставляют лица старше 50 лет.[33] Таким образом, накануневойны обозначилась деформация в структуре сельского населения. 
            К колхозникам в советском обществескладывалось неоднозначное отношение. Нередко к ним относились как к гражданамвторого сорта. Иногда можно было услышать «колхозник» как презрительную илибранную кличку. Глядя на замученных тяжелым трудом родителей, и не испытываяжелания терпеть моральное унижение, сельская молодежь устремлялась в город.
            Несколько отличались от основноймассы колхозников кадры сельских руководителей и специалистов: председателиколхозов, сельсоветов и их заместители, заведующие МТС, бригадиры. Они, какправило, были значительно моложе, однако уровень их образования также  продолжал оставаться крайне низким. Мало ктоиз них имел среднее или высшее образование. Наиболее грамотная, молодая идееспособная часть сельского населения сосредотачивалась в МТС – агрономы,зоотехники, трактористы, комбайнеры.[34] Исчезающими элементамисоциальной структуры общества были крестьяне-единоличники (2,2%) и кустари(1,3%), а так же так называемые «нетрудящиеся», то есть лица не занятыеобщественно-полезным трудом.
           Анализ социальной структурысоветского общества был бы не полным, без учета ряда специфических категорий:военнослужащих, заключенных, трудопоселенцев. Перепись 1939 года дает о них лишь самые общие сведения, «растворяя» ихсреди рабочих, служащих и колхозников. В ряде случаев данные о  «спецконтингентах»  могут быть дополнены текущей статистикойНКВД, ставшей доступной лишь в последние годы. Согласно переписи состав РККА иВМФ насчитывал 1,9 млн. и 0,2 млн. человек.[35]  В течение времени, оставшегося до войны, ихчисленность выросла очень существенно, вобрав в себя призывные контингенты сельской и городской молодежи.[36]
            Особую категорию «спецконтингента»составляли заключенные. Идея использования заключенных на строительственародно-хозяйственных объектов была выдвинута Н. Янсоном (тогда зам. наркома  РКИ РСФСР) в его письме Сталину еще в 1928году[37]. Эту же идею позжевыразил другой начальник из Гулага М.Д. Берман: заключенный стоит государствубольше 500 рублей в год. С какой стати рабочие и крестьяне должны кормить ипоить всю эту ораву… Мы их пошлем в лагеря и скажем: «Вот вам орудияпроизводства. Хотите есть работайте»[38].        Практически все стройки сталинских пятилеток были возведеныруками заключенных, а пропаганда утверждала, что на них работают комсомольцы — добровольцы.  Конечно, они были на этихстройках, но основную раб силу все таки составляли заключенные. Первой большойсталинской стройкой с использованием заключенных стала прокладкаБеломоро-Балтийского канала (1931 — 1933 г.г.). В тоже время было начато поэтапноестроительство «Северо-восточной дороги», вдоль которой были разбросаныболее или менее постоянные лагеря. Во второй половине 30 годов заключенныеначали строить еще одну линию от Южного Урала к Кузбассу, Байкалу и Амуру. Втот же период, по крайней мере, центральная часть Казахстана и Колымы так жепокрылись сетью лагерей.  Полностьюизолированная Колыма — добраться туда можно было только морем — стала регионом- символом ГУЛАГА. Ее административный центр и порт приема заключенных — Магадан был построен ими самими, как и жизненно важное Магаданское шоссе,соединявшее только лагеря. Добыча золота в тяжелых нечеловеческих условиях,позднее детально описанных бывшими узниками, составляла основной вид ихзанятий.[39]      «Население» ГУЛАГА внеслоосновной вклад в освоение новых районов, ресурсы которых могли быэксплуатироваться вольной наемной рабочей силой, как это делается в настоящеевремя, правда с очень большими экономическими затратами.   
            К 1 января 1941 года количествозаключенных в лагерях и колониях достигло почти двух миллионов, атрудпоселенцев («раскулаченные» крестьяне) – 930 тысяч. [40]Ктому времени в НКВД сложилась разветвленная сеть подразделений, эксплуатирующихтруд заключенных. По уровню грамотности и образования структура заключенныхимела двухполюсный характер. С одной стороны, среди них было больше лиц свысшим уровнем образования, чем среди остального населения. Так 1,7%заключенных имели высшее образование и 9,1 среднее.[41]С уверенностью можно сказать, что это количество процентов было скорее присущеосужденным по политическим мотивам. С другой стороны, среди заключенных былосущественно больше малограмотных и неграмотных.
              Следует отметить  влияние ГУЛАГа на социальную жизнь общества.Положение заключенных было тяжелым, по причине невыносимых условий труда и быта, из-за уголовного террора и моральногоунижения (в том числе и членов семьи). Само существование ГУЛАГа и егорасширение, вследствие ужесточения карательной политики режима, вносило вобщество страх, неуверенность и подозрительность. Таким образом, сферапринудительного труда отличалась от остального общества более сложнойструктурой. Здесь происходило «перемалывание» на новый лад остатков прежнихклассов и социальных групп, представителей различных партийных и политическихгрупп, инакомыслящих.
Современные обществоведы в группеслужащих и интеллигенции выделяют еще один социальный слой (некоторые дажеопределяют его как класс)- номенклатуру. Номенклатура – перечень наиболееважных должностей, кандидатуры на которые рекомендовались и утверждалиськомитетами партии, а также лица, занимавшие эти должности.[42]В зависимости от уровня комитета существовала номенклатура райкома, обкома, ЦКкомпартии союзной республики, ЦК и Политбюро РКП (б) – ВКП(б) – КПСС. Вноменклатуру входили ответственные работники партийно-государственного аппаратаразного уровня и массовых общественных организаций. Странную жизнь вел этотновый зарождающийся правящий класс. С одной стороны, для них начиналоськомфортабельное и обеспеченное существование. Те, кто становился частьюноменклатурной системы, получали привилегии, о которых остальное населениемогло только мечтать: просторные квартиры, особое медицинское обслуживание,качественную еду и потре


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :