Вступ
Воктябре 1964 г. Н.С.Хрущев был обвинен в «волюнтаризме» и «субъективизме», снятсо всех постов и отправлен на пенсию. Вопрос был решен на пленуме ЦК партии,подготовленном ближайшими соратниками в глубокой тайне от лидера.Номенклатурные верхи не хотели больше терпеть административные экспромтыХрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. От Н.С.Хрущева отвернулся инарод. Ему была непонятна и чужда неустанная борьба Хрущева за «светлоебудущее» при непрерывном ухудшении текущей жизни.
Втом же месяце руководящие посты были перераспределены. Первым секретарем ЦККПСС был избран Л.И.Брежнев, Председателем Совета Министров СССР назначенА.Н.Косыгин, Председателем Президиума Верховного Совета СССР оставался до конца 1965 г. А.И.Микоян (затем его сменил Н.В.Подгорный). Руководство дало клятвуникогда больше не нарушать «ленинские принципы» коллективности руководства и недопускать впредь совмещения в одном лице должности руководителя партии и главыправительства, как это было при Сталине и Хрущеве.
1. ЭкономикаРеформа 1965 г.
Сконца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начавстабилизацию общества с, села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен надвух пленумах ЦК КПСС 1965 г. — мартовском (по сельскому хозяйству) и сентябрьском(по промышленности). Решения партийных пленумов положили начало мерам,которые вошли в историю как «экономическая реформа 1965 г.».
Мартовскийпленум наметил следующие меры по сельскому хозяйству: повысить государственныезакупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, установить твердый плангосударственных закупок на 6 лет (1965-1970 гг.); ввести 50% надбавку косновной цене за сверхплановую продажу сельскохозяйственной продукциигосударству; увеличить капиталовложения в деревню и прежде всего в производствосельскохозяйственной техники; «рекомендовать» колхозам разработать новый ПримерныйУстав сельскохозяйственной артели.
Стабильныйдолговременный пан, хорошие цены, госкредиты, «притупление» борьбы с личнымподсобным хозяйством — все это привело к временному ускорениюсельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственноговопроса.
Сентябрьскийпленум наметил реформу управления промышленностью и меры экономическогостимулирования промышленного производства: вернуться к отраслевому управлению;перевести предприятия на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование);сочетать единое госпланирование с местной инициативой (встречнымпланированием). Предполагалось, что реформа управления приведет к возвращениюне прежних министерств-диктаторов, а созданию новых — партнеров и советчиковпредприятий в условиях полного хозрасчета. В октябре 1965 г. Верховный Совет СССР принял Закон о создании союзных и союзно-республиканских министерств поотраслям промышленности. Были упразднены советы народного хозяйства.
Реформапредполагала сократить число плановых показателей, спускаемых министерствами напредприятия, до пяти. Основными показателями должны были стать: объемреализованной продукции (а не валовой, т.е. произведенной); рентабельностьпроизводства; размер прибыли. Для экономического стимулирования на предприятияхза счет прибыли государство разрешило создавать поощрительные фонды. Их можнобыло направлять на развитие производства, на материальное поощрение рабочих ислужащих, на социально-культурные нужды и жилищное строительство. Решениежилищного вопроса отныне частично перелагалось с одного плеча(общегосударственного) на другое (ведомственное).
Вноябре 1969 г. в Москве состоялся III съезд колхозников СССР. Он принял новый Примерный Устав колхозов взаменУстава 1935 г. Новый Устав сохранял право на ограниченное ЛПХ, намечал переводколхозников на гарантируемую зарплату и пенсионное обеспечение.
Экономическаяреформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки(1966-1970). Объем промышленного производства вырос на 50%. Было построенооколо 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти. В 1970 г. он начал выпускать первые «Жигули». Сельскохозяйственное производство выросло на 21%.
Однаков 1970-е гг. вновь начался спад темпов развития народного хозяйства. Реформа 1965 г. ушла в песок, хотя ее никто никогда не отменял. Рыночные механизмы управления производствомбыли задавлены командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь,уже в который раз, отошло на второй план, а в промышленных отраслях несокрушимонарастало административное давление на предприятия министерств и главков.Вместо пяти плановых показателей их стало к середине 1980-х гг. более тысячи.Министерства перетянули в свои руки все права предприятий, покончив с ихсамоуправлением. Даже сам инициатор реформы, глава правительства А.Н.Косыгин,потерял инициативу и интерес к ней. Наконец, события в ЧССР в 1968-1969 гг.усилили в советском руководстве консервативное крыло. Экономическая реформа, неподкрепленная реформой политической системы, была обречена.Промышленность
Социально-экономическоеразвитие СССР в 1970-е — первой половине 1980-х гг. проходило под знакомрезкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества иограничения экономической власти республик, и местных советов. Оно определялосьпланами трех пятилеток — 9-й, 10-й, 11-й. Директивы этих планов были одобренысоответственно тремя партийными съездами — XXIV (1970 г.), XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.).
Упорв промышленном развитии был отныне сделан на создание гигантскихтерриториально-производственных комплексов (ТПК). Всего их было развернутонесколько десятков. Но главное внимание руководство СССР уделяло созданию иразвертыванию Западно-Сибирского ТПК. В Западной Сибири (Тюменская область) ещев 1960-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное решение об ускоренном развитии здесь нефте- игазодобычи и строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности.
Сибирскаянефть была относительно дешевой (самофонтанирующей), цены на нефть на мировомрынке в 1970-е гг. были довольно высокими. Это стимулировало не только добычуэнергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающихразмерах. За 1970-е гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз.
В1970-е гг. ускорение получила угледобыча — было развернуто строительство трехТПК по добыче угля открытым способом: в Казахстане — Павлодарско-ЭкибастузскийТПК; в Красноярском крае — Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс(КАТЭК). Это был самый дешевый уголь страны. Восток страны превратился встроительную площадку, куда более мощную, чем в годы сталинскойиндустриализации. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимскийлесопромышленный комплекс. На базе Сая-но-Шушенской ГЭС развернулся СаянскийТПК по обработке цветных металлов.
Вцелях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было решено вернуться к строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ), первая попытка еесоздания предпринималась накануне Великой Отечественной войны. Строительствоболее чем трехтысячекилометровой магистрали было в основном завершено в 1984 г. При строительстве преследовали цель создать в этих районах крупные ТПК. Однако комплексноеосвоение территории затянулось, поэтому в 1980-е гг. БАМ не окупила вложенных внее средств, как и многие другие стройки.
Курсна строительство ТПК свидетельствовал, что экономика СССР развиваласьэкстенсивным путем, главным образом вширь. Руководство страны пыталосьмаксимально использовать естественное преимущество СССР перед другими странами:огромную территорию с колоссальными природными богатствами — использовать всжатые сроки, часто варварским способом.
Вместес тем, экстенсивное развитие таило большую опасность для Советскогогосударства. Его основные конкуренты по экономическому соревнованию на мировойарене — развитые капиталистические страны — еще в 1960-е гг. сделали упор наинтенсивное развитие, на форсирование наукоемких отраслей, которые определялинаучно-технический прогресс — электронику, кибернетику, робототехнику,биотехнологию и т.п. На этих направлениях они стали наращивать свой отрыв отСССР.
Руководствостраны понимало, что выиграть экономическую схватку можно лишь переведяэкономику СССР на преимущественно интенсивный путь развития. Эту задачу вкачестве главной ставили на XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС. Однако она не была решена ни в 1970-е,ни в 1980-е гг. Попытки добиться ускорения социально-экономического развитиячерез интенсификацию экономики всякий раз срывались.
Последняякрупная попытка переломить ситуацию в «эпоху Брежнева» была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальные постановления по управлению народным хозяйством иповышению эффективности производства. Был проведен ряд экспериментов посовершенствованию управления экономикой. В целях концентрации производства иуправления создавались производственные и научно-производственные объединения.Ряд отраслей переводился на хозрасчет.Сельское хозяйство
Вобласти сельского хозяйства в 1970-е — первой половине 1980-х гг. упор делалсяна агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства сотраслями, которые его обслуживают — промышленностью, транспортом, торговлей,строительством (в той их части, что связана с селом). Агро-пром рассматривалсякак главное направление сращивания двух форм собственности — государственной икооперативно-колхозной. В 1985 г. по инициативе М.С.Горбачева был созданГосагропром СССР. Объединив пять министерств, он стал единым органом управленияогромного агропромышленного комплекса СССР.
В1970-е гг. широко развернулся поход на «вторую целину» — Нечерноземье. В 1974 г. ЦК партии и союзное правительство приняли совместное постановление «О мерах по дальнейшемуразвитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». Принять документзаставило беспокойство по поводу растущего бегства молодежи из деревеньцентральной России. Программа подъема Нечерноземья была рассчитана напятнадцать лет, т.е. до 1990 г. Она предполагала резко увеличитькапиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республикРоссии. Средства стали выделять, но проблема осталась нерешенной.
Ещеодно явление больно ударило по селу европейской части Союза — массоваяликвидация «неперспективных деревень». На 1970-е гг. приходится расцвет этогокурса, который корнями уходит в борьбу с хуторской системой конца 1930-х гг.Социологи в союзе с чиновниками агропрома доказывали, что курс наагропромышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйственного производстванеизбежно ведет к концентрации местожительства работников. Лишь «перспективныедеревни» смогут быть социально обустроены. В конце 1970-х гг. разработалипроект ликвидации 200 тысяч таких деревень.
В1970-е — начале 1980-х гг. были проведены огромные работы по мелиорациисельскохозяйственных угодий с целью повышения их урожайности. Построилиграндиозные каналы и системы для обводнения и орошения: Большой Ставропольский,Северо-Крымский, Каракумский и др. каналы. В начале 1980-х гг. были разработаныпроекты переброски части северных рек на юг: сибирских •— в Среднюю Азию,европейских — в Каспий через Волгу. Но благодаря резкой критике общественностипроект отложили.
Наконец,событием особой важности стало принятие в 1982 г. Продовольственной программы. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 г.Итоги экономического развития
Падениетемпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971-1975 гг.).
За15 лет (1970-1985 гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации(застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается 11-йпятилетки, то она не была выполнена ни по одному основному показателю. Вистории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общегосрыва плана. В итоге ни к 1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по производству продукции на душу населения, ни по уровнюпроизводительности труда. В США производительность труда в промышленности в двараза, а в сельском хозяйстве в пять раз превышала соответствующие показатели вСССР.
Вто же время в СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Отсутствиебезработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированноепенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорттребовали крупных бюджетных средств, которые все с большим трудом доставлялаэкстенсивная экономика. Кроме того, огромных затрат стоило содержание раздутогогосударственного аппарата, прежде всего, вооруженных сил. Крупные средстватратились на поддержание международной политики СССР.
2. Общественное-политическое развитиеИдеология
Вцентре общественно-политической мысли 1960-х — первой половины 1980-х гг.находилась концепция «развитого социализма». Она стала первой крупной ревизиейвзглядов Сталина — Хрущева о возможности построения коммунизма в отдельновзятой стране. Концепция «развитого социализма» не разрушала веры в коммунизм,но превращала последний из конкретно-исторической задачи снова в теоретическую.Согласно новой концепции, на пути к коммунизму лежит этап развитого социализма,когда социализм должен приобрести целостность, т.е. гармоничное сочетание всехсторон и отношений — производственных, социально-политических,нравственно-правовых, идеологических. Впервые концепция была изложенаЛ.И.Брежневым на XXIV съезде партиив 1971 г., затем дополнялась на двух последующих съездах. Настойчиво о нейговорили М.А.Суслов, Ю.В.Андропов, К.У.Черненко. Развитой социализм онирассматривали как неизбежный этап на пути к коммунизму.
Совторой половины 1960-х гг. были приглушены, а затем запрещены критика культаСталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период.Был свернут и процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия.
Невсе представители интеллигенции, особенно творческой, шли в фарватереидейно-политической жизни. Некоторые из них, оставаясь на платформекоммунистической идеологии и социалистического реализма, тем не менее, былиотнесены к лагерю инакомыслящих и подвергались жесткому давлению со стороныпартийно-государственного аппарата. Так оно отразилось в 1969-70 гг. на журнале«Новый мир», главным редактором которого был А.Т.Твардовский. Редакционнаяколлегия журнала была разогнана, а его главный редактор подал в отставку. В1970-е гг. инакомыслие вылилось в целое движение, получившее название«диссидентского». Его характерными чертами были антикоммунизм и антисоветизм.Конституция СССР 1977 г.
В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Она
должнабыла развить демократические положения конституции 1936 г. Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социальных прав граждан СССР,список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинскоеобслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. После 1977 г. в течение 5 лет были разработаны и приняты конкретные законы по реализации этих прав. Они былипродублированы в республиканских конституциях, принятых в 1978 г.
КонституцияСССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Ст. 6.определяла ее как «руководящую и направляющую» силу советского общества, КПССпровозглашалась «ядром политической системы».
Конституциятакже закрепила резко усилившуюся экономическую и политическую роль союзногоцентра за счет соответствующих прав республик. К концу 1970-х гг. количествоцентральных министерств и ведомств достигло почти 90 (в 1924 г. их было 10, в 1936 г. — 20).
Политическуюжизнь страны первой половины 1980-х гг. лихорадила частая смена высшегоруководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог страны М.А.Суслов, в ноябретого же года — лидер партии и государства Л.И.Брежнев. Генеральным секретаремЦК КПСС, а через полгода и Председателем Президиума ВС СССР стал Ю.В.Андропов.В феврале 1984 г. его не стало. На высших постах оказался К.У.Черненко,состояние здоровья, которого было не лучше, чем у предшественников. Обществожило от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь почти замирала. Вмарте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти.
3. Международное положение и внешняя политика СССРСовещание по безопасности и сотрудничеству вЕвропе
Всфере международных отношений 1970-е гг. прошли под знаком растущего авторитетаивлияния СССР.
Важнейшимсобытием международной жизни 1970-x гг. явилось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству.Идея созыва совещания была внесена в ООН Польской Народной Республикой в 1964 г. В 1966 г. ее поддержал XXIII съезд КПСС, поручив советскомуруководству добиться ее претворения в жизнь. В том же году за совещаниевысказались все члены Варшавского Договора. В 1969 г. идея Общеевропейского совещания была одобрена странами НАТО и нейтральными государствамиЕвропы.
Серьезноепрепятствие мешало этому: нежелание ФРГ признать послевоенные границы в Европе.В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы. Федеральным канцлером ФРГ сталпредседатель СДПГ Вилли Брандт. Новое западногерманское правительствопересмотрело «восточную политику», приняв во внимание послевоенные реальности.Крупным шагом на этом пути стал Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств вЕвропе. ФРГ навсегда отказалась от претензий на территорию бывшей ВосточнойПруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области. В обмен Вилли Брандт добился от ЛИ. Брежнева согласия не препятствоватьмирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущемсоответствующие условия. Подобные договоры были заключены ФРГ с ПНР, ЧССР, ГДР.
В 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные.Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения четырехстороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Четырегосударства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ, и последняя должнасвернуть в этом городе политическую деятельность. Путь к совещанию былрасчищен. Оно проходило в 1973-1975 гг. и завершилось в Хельсинки встречейруководителей 35 государств Европы, США и Канады. Главным политическим итогомсовещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участникиобязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов былодесять: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой;нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирноеурегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение правчеловека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество государств;добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Этипринципы в 1977 г. были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществованиягосударств с различным общественным строем. Последующие встречи участников СБСЕстали называться «Хельсинкским процессом» или движением СБСЕ (с 1990 г. — ОБСЕ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
Советскоеруководство расценило Хельсинское совещание как свою крупную победу.Хельсинки-7 5 стали логическим завершением курса Ялты-45. Ведущиекапиталистические страны и, прежде всего, США признали рост сферы влияния СССРна Восточную и Центральную Европу, раскол Европы на два блока.Отношения между СССР и США
Важнымсобытием 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшемуровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959 г. В начале 1970-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегическогопаритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этомупаритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международнойнапряженности.
Входе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явилисьважным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-егг., первостепенную важность имели Договор по ограничению стратегическихвооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И.Брежнева и Р.Никсона и Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегическиенаступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракетнойобороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зонпротиворакетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон уобеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базутяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР — Москву.Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний — Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях.Отношения СССР с социалистическими странами
В1970-е гг. углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистическогосодружества»*.
*Страны,вошедшие в СЭВ и ОВД.
Содружествопредставляло собой важную политическую, экономическую и военную силусовременной истории мира. Особенно ярко углубление социалистическогосотрудничества проявилось в курсе на интеграцию (объединение)экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплекснаяпрограмма социально-экономической интеграции, предусматривавшаямеждународную социалистическую специализацию (международное разделение труда),создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственныхструктур, валютных систем, координацию планов, создание крупныхинтернациональных предприятий. Это соответствовало интеграционной тенденции капиталистическихстран, проявившейся в создании транснациональных корпораций, а также курсе наэкономическое объединение западных стран в системе Общего рынка.
Нафоне расширения сотрудничества со странами содружества резким диссонансомвыглядели советско-китайские отношения, которые прежде определяли мощьсоциалистической системы. Из недружественных они стали враждебными. В конце1960-х гг. Советский Союз подтянул к советско-китайской и монгольско-китайскойгранице значительные силы. Это было вызвано вооруженными нападениями Китая насоветскую территорию весной 1969 г. (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тысяч военных игражданских лиц. Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальныйхарактер. С осени 1969 г. были начаты переговоры по пограничным спорнымвопросам. Они шли тяжело, часто заходили в тупик. После смерти Мао Цзэдуна(сентябрь 1976 г.) ситуация не изменилась. В начале 1980-х гг. новый лидерКитая Дэн Сяопин сформулировал очередные «препятствия» на пути нормализацииотношений между КНР и СССР. Их было три: 1) советские войска в МНР и насоветско-китайской границе; 2) поддержка Советским Союзом вьетнамского военноговмешательства в Кампучию; 3) советские войска в Афганистане. Подход к решениюэтих проблем намечался во второй половине 1980-х гг.
Вовторой половине 1960-х гг. возникла угроза раскола содружества, вызваннаяполитикой нового руководства Чехословакии во главе с А.Дубчеком. Избранный вянваре 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А.Дубчек стал инициатором строительствановой модели социализма — «социализма с человеческим лицом». На практике этопривело к серьезной попытке выйти из-под советского влияния, а также из«социалистического содружества». Ведущей стала ориентация на Запад. (Во многомэто напоминало попытку венгерского правительства И.Надя в 1956 г. начать построение системы демократического, рыночного социализма). По инициативе советскогоруководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистическихстран. Новое руководство во главе с Г.Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло к укреплению отношений ЧССР с СССР.
Острыйкризис системы содружества разыгрался также в конце 1970-х гг. в Польше.Рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственныхвыступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. СоветскийСоюз принял политическое участие в разрешении кризиса. В 1981-1983 гг. в Польшебыло введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственныесилы ушли в подполье. Тем не менее, польский кризис явился началом распадасоциалистической системы в Европе.Международная напряженность на рубеже 1970-1980-х гг.
Нарубеже 1970-1980-х гг. международная обстановка резко обострилась. От политикиразрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния).В 1979-1980 гг. США развернули широкую кампанию по размещению в Западной Европенейтронного оружия. Кампания захлебнулась в мощной волне массового протеста,прокатившейся по странам Запада. Тогда новое руководство США во главе с президентомР.Рейганом приняло решение разместить в Западной Европе крылатые ядерные ракетысреднего радиуса действия, нацеленные на СССР и его союзников. Ракеты былиразмещены в 1983-1984 гг. на территории ФРГ, Великобритании и Италии с согласияруководства этих стран.
Всвою очередь и СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозысилой. В конце 1979 — начале 1980 гг. руководство СССР откликнулось нанеоднократные просьбы руководителей Демократической республики Афганистаноказать военную помощь в проведении «революционных» преобразований в обществе изащите страны от возможной интервенции. СССР оказался втянутым в гражданскуювойну в ДРА. Введя войска в Афганистан, Советский Союз оказался в международнойизоляции, как США во время «вьетнамской войны». Абсолютное большинство стран —членов ООН решительно осудили советский метод решения «афганского вопроса».Широкомасштабная военная помощь оппозиции со стороны США и их союзников сталаприносить СССР ощутимые человеческие и материальные потери.
В 1984 г. Советский Союз по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в этих странах своиядерные ракеты среднего радиуса действия (на Западе их называли «СС-20»).Предпринятые сверхдержавами шаги сломали европейскую разрядку, нарушили зыбкуюстабильность в мире, подвели мир к опасной черте.
Почтивсе ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкотСоветскому Союзу и его союзникам. Координационный Комитет по экспортномуконтролю (КОКОМ), созданный по инициативе США в 1949 г., который и прежде жестко контролировал экспорт в социалистические страны, ввел запрет на ввозв СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. СССР, несмотря на своймощный потенциал, оказался в ловушке технологической зависимости от Запада постратегическим поставкам.
Вконце 1970-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическуюкампанию, втягивая в нее неполитические общественные силы. В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXIIОлимпиаде в Москве, не прислав на нее своих представителей. В ответ поинициативе ЧССР социалистические государства в знак протеста против размещенияамериканских ракет в Европе и военного присутствия в Никарагуа бойкотировали XXIII Олимпийские игры 1984 г. в США. Антисоветские кампании в мире усилились осенью 1983 г. в связи со сбитым над территорией СССР южнокорейским пассажирским самолетом. Тон ей задал президент СШАР.Рейган, назвавший Советский Союз «империей зла». Льды «холодной войны»сомкнулись.