Введение
Современноесостояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденцийисторического становления государственности в России. Практическая необходимостьв поддержке различных категорий нуждающихся, возникшая в последнее десятилетие,в контексте проводимых социально-экономических реформ, заставляетисследователей обращаться за помощью к методам социальной помощи накопленных затысячелетия общественной жизни.
Социальнаяработа в России предстает собой сложный процесс, имеющий тысячелетнюю историюстановления, постоянно изменяющийся в культурно-исторической перспективе. [4]
В конце XX в.в России в связи с введением новой общественной профессии – социальная работа –появляется потребность в изучении ее истории, что неизбежно приводит квыявлению ее периодизации в российской историографии. Современные подходы кистории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематикисводятся к единой позиции: история социальной работы – целостныйкультурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своегосамостоятельного развития.
Каждый этапизменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта иобъекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки,идеологии помощи. Он связан и со сменой идеологии, с разрушениемгеополитического или социокультурного пространства, наличием глобальныхэпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов,массового голода.
Решительные преобразования в жизни страны были связаны с именемПетра I,которого современники и потомки назвали Великим. Разительные перемены,происшедшие в годы царствования Петра Великого (1682–1725), дали историкамоснование говорить о предшествующем периоде как о Руси допетровской. Сдеятельностью Петра I они связывают новый период русской истории. [2]
Петр I всвое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделилкатегории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками,урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно своинововведения.
Общественноепризрение – в русском языке в отношении социальной помощи возник специальныйтермин – призрение, глагольная форма которого «призреть» означает «опекать», «заботитьсяо ком-то», «приглядывать за кем-то». Ныне этот термин, долгое время считавшийсяустаревшим, вновь возвращается, приобретая новое, современное звучание. Этоодна из наиболее цивилизованных форм благотворительности, осуществляемыхгосударством, церковью, обществом и частными лицами и выражающаяся, преждевсего в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. Это организованнаясистема помощи сложившаяся в России в XIX веке со стороны государственныхинститутов или общества нуждающемуся населению. Призреть кого-либо – значитдать ему приют и пропитание. Это простейшая форма социальной поддержки, содействиев удовлетворении простейших человеческих потребностей.
Следуетразличать объект и субъект социальной помощи. Объектом помощи выступает ее получатель,нуждающийся в поддержке, под субъектом же понимается источник помощи. В зависимостиот характера субъекта социальной помощи выделяется ряд основных типов призрения:
- частный(индивидуальный);
- групповой,общественный (в том числе общинный и церковный);
- государственный.
Историческисложились две основные системы призрения: «открытая» и «закрытая».
Открытаясистема призрения – это нерегламентированная, хаотическая помощь нуждающимся, воснове которой лежит личное участие и желание (например, подаяние). Закрытаясистема призрения – это специализированные благотворительные заведения,деятельность и содержание работы которых регламентированы законом, оказывающиепомощь целенаправленно и постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалидныедома, работные дома и т.п.). Конкретное содержание и самые формы проявлениядвух систем призрения с течением времени, конечно же, менялись, находясь взависимости от общего уровня развития цивилизации.
Общественноепризрение – совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющихцелью оказание помощи лицам, которые по болезни, старости и иным причинам лишенывозможности добывать себе пропитание самостоятельно. Различают системы государственного,общинного и частного призрения бедных, а по форме оказываемой помощи – системыобязательных работ трудовой, натуральной и денежной помощи. Государство беретна себя заботы о помощи безработным и больным лишь в исключительных случаяхстихийных и народных бедствиях; так, например, во время неурожаев, наводненийгосударство берет на себя организацию общественных работ или временную раздачупродовольствия для наиболее нуждающейся части населения, а также выдачу семяндля посевов. Во всех цивилизованных странах попечение о бедных и беспомощныхбольных лежит на общинах и приходах. В XVII–XVIII веках была особеннораспространена форма призрения посредством работных домой, куда помещалисьлица, просящие милостыню, для обязательных работ. [1]
Предмет –процесс становления и развития системы призрения при Петре I.
Цель –ознакомление с процессами становления системы призрения и их особенностями.
Задачи – изучитьи выявить основные направления, формы и методы системы призрения в годыправления Петра I.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотретьначало формирования разветвленной сети учреждений государственного иобщественного презрения;
- разобратьособенности социального призрения отдельных категорий граждан;
- проанализироватьисследование проблемы профессионального нищенства.
1. Становлениеобщественного и частного призрения в Российском государстве во времяцарствования Петра I
Государственно-административное общественное и частное призрениескладывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как системыпроисходит с XVIII по вторую половину XIX в. (она развивается понескольким направлениям). Оформляется административная система помощинуждающимся, которая включала в себя определенные территориальные институтыпомощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительноразличных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующейотношения между различными субъектами, группами и государством. В развитииадминистративной системы поддержки намечаются тенденции институциональнойсистемы помощи, представляемой различными ведомствами – общественными ичастными институтами защиты и призрения.
Административная система помощи нуждающимся начинает складываетсяв период разрушения старых государственных связей и хозяйственных отношений. Ееобразование осложняется войнами, которые вела Россия, а также социальнымреформированием общества и структуры государственного управления,осуществляющихся под влиянием петровских преобразований. В период правленияПетра I государственное управление проходит три главных этапа: приказнуюсистему – 1682–1709 гг., губернскую – 1710–1718 гг., коллежскую– 1719–1725 гг.
На первом этапе (приказная система) проблемы призрения тесносвязаны с секуляризацией монастырских земель и реформированием деятельностиМонастырского приказа. Приказ взял на учет владения монастырей и духовныхвладык, поделил их на две категории: доходы одних шли на нужды монастыря,других – в казну.
К 1700 г. церковные вотчины становятся основными источникамиденежных, хлебных и других сборов государства. Точных сведений о количестведворов в церковных вотчинах нет (по разным данным, они колеблются от 145 665 1/2до 153 254 1/2 дворов). Однако даже такие примерные сведения давалиболее или менее ясную картину финансовых средств, позволявших учитывать доходыМонастырского приказа и распределять их соответственно государственным нуждам:на военные расходы – на артиллерию, солдат, в том числе и на увечных солдат иунтер-офицеров, солдатских детей и жен, а также на школы и аптеки. Социальноереформирование общества, таким образом, предопределяет и решение тех проблем,которые возникали в результате проводимой внутренней и внешней политики.
К 1706 г. Монастырский приказ распределяет свои средства вследующей последовательности: «постоянный старый расход был на нищих и набогадельни – 14851 р., на монастыри – 31614, на содержание 13архиепископских домов – 19536, самого приказа – 200, новый расход в приказартиллерийский на жалование – 17253, в Ямской на дачу солдатам – 5000 ишкольным учителям и ученикам – 2263. Кроме того, 12 октября 1706 г. веденодавать по 15 тыс. р. ежегодно на драгунский полк Мусина-Пушкина».
Только с 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилыхлюдей, тогда как богадельным нищим финансовая помощь оказывается постоянно,причем отпускаемые им суммы превосходят суммы для детей и вдов. Суммы,отпускаемые на вдов и сирот, вдвое, а то и втрое меньше тех, которыеотпускаются на богадельных нищих. Можно утверждать, что складывающаяся в данныйпериод социальная политика в отношении этой категории нуждающихся проводится поостаточному принципу, к тому же по Указу от 30 декабря 1701 г. монастырямпредписано осуществлять призрение «из своих остатков».
В том, что на первых порах большая часть денежных средств тратитсяна нищих, людей церкви, видится противоречивая политика государственной власти.Она вытекает из условий государственного реформирования, когда новая власть неможет решить все социальные проблемы. Отсюда видна попытка и законодательно, ипри помощи финансовых средств «заставить» церковь выполнять свои прямыеобязанности по призрению людей церкви. Величина окладных расходов нагосударственные нужды к 1708 г. увеличивается, тогда как неокладных –уменьшается. Государство все больше и больше контролирует деятельность церкви,направляя ее средства и на свои нужды. Не забывают и о военных расходах. Ихдоля по сравнению с «социальными программами» значительно выше, чемфинансирование просвещения, призрения и медицины, вместе взятых (военныерасходы составили в 1701 г. – 828192 р., в 1708 г. – 1286384 р.,на просвещение, призрение, медицину – 27425 р. и 55519 р.соответственно).
Начавшаяся Северная война приводит к резкому упадку приказнойсистемы хозяйствования. Перед государственной властью встает проблемареорганизации административного пространства, что затрагивает и системуобщественного призрения, поскольку Монастырский приказ не может в полной мересоответствовать административному и финансовому управлению в данный период.Административная реформа 1708 г. (Россия разделяется на губернии) иперестройка органов центрального управления 1718 г. (приказы заменяютсяколлегиями) идут параллельно с судебной реформой и реформой налогообложения.
Роль Монастырского приказа, а позднее и Святейшего Синода, послеразделения России на губернии была в основном контролирующей,полицейско-административной. Таким образом, духовенство приравнивалось ксветским чиновникам, для которых указы и распоряжения Сената являлисьобязательными к исполнению. В такой же административной зависимости находился иСвятейший Синод. Его деятельность в области общественного призрениярегламентировалось вышестоящими органами. Так, Святейшему Синоду предписывалосьсодержать в монастырях направленных Военной Коллегией обер-офицеров,унтер-офицеров, рядовых драгун, солдат (Указы 1720, 1721, 1722 гг.).
Но если роль духовенства в деле призрения становится все болееподотчетной и регламентируемой, то значение губерний возрастает. На нихвозлагается организационная, финансовая и законодательная ответственность вделе общественного призрения. Появляются первые указы о деятельностигуберний в деле призрения, где им ведено устраивать «гошпитали» дляувечных, престарелых, «зазорных младенцев» (внебрачных детей). Причемгуберниям надлежало самим финансировать свои социальные программы «изънеокладныхъ прибылыхъ доходовъ».
Лишая духовенство власти и самостоятельного финансовогоуправления, отдавая предпочтение губернскому административному управлению,государство спровоцировало тем самым рост нищенства. Поэтому вполнеестественно, что большинство указов в сфере общественного призрения направленона искоренение данного социального недуга.
Петровские преобразования в начале XVIII века существенно изменяютсистему защиты и помощи нуждающихся. В обществе изменяется подход к человеку. Еслисредневековая концепция человека строилась исходя из отрицания ценностиличности, приоритета ценностей коллективизма, который закреплялсяэкономическими факторами (владение собственностью на землю либо общиной, либомонастырем, либо под патронажем государственных органов), то эта концепцияменяет свое содержание в эпоху формирования абсолютизма. Ценность человекарассматривается с позиций его трудовой стоимости. Вот почему при Петре Великомпроисходит активизация политики в отношении профессионального нищенства,усиливается роль государства, расширяются мероприятия, направленные насекуляризацию монастырских земель.
Среди указов, направленных против профессионального нищенства,являются указы1691, 1694, 1712, 1718 гг. Указами конца XVII в.запрещали побирать в «нищенском образе и притворном лукавстве», за что, вслучае поимки, таких людей «били кнутом» и ссылали в Сибирь.
Правовые регламентации изменяются с начала XVIII века.«Препровождение» бродящих распространяется как на мужчин, так и на женщин. Появляютсяорганы контроля и надзора в виде Монастырского приказа, который долженнаправлять нищих по месту приписки (Указ от 21 января 1712 г.). Нищих«ловили» и отдавали в «работу». Параллельно велась борьба и против тех, ктоподавал милостыню. С этой целью в городах создавались специальные штаты«нарочных поимщиков». Устанавливалось взыскивать штрафы с лиц, в чьем ведениинаходились здоровые побирающиеся нищие: помещиков, вотчинников, как мирян, таки представителей духовенства. Определялись санкции к нищенствующим: пойманныхвпервые бить батогами, во второй или третий раз – отсылать мужчин на каторжныеработы, женщин – в прядильные дома, детей – на суконный двор и мануфактуры.Разрешалось старостам и сотским собирать нищим «на хлеб и на одежды», из техсел и деревень, откуда они вышли, а за это, если они «ни убогие и нипрестарелые», те могли бы свой «хлеб отработать». (Указы от 25 февраля и 20июня 1718 г.).
Политика секуляризации монастырских владений была достаточнопоследовательной и предусматривала не только материальный, но и организационныйконтроль над деятельностью церкви. В связи, с чем появляется Указ орегламентации жизни монастырей. В «Духовном регламенте» от 25 января 1725 г.впервые перед духовными лицами ставится вопрос о милостыни как общественномзле, предписывается искоренять этот обычай: «Разсуди всяк благоразумный,сколько тысящь в России обретается ленивых таковых прошаков, томкож тысящь неделают хлеба и потому нет от них приходу хлебного». Перед духовенством ставитсязадача выявить те стороны милостыни, которые провоцируют рост профессиональногонищенства, и те, которые идут на пользу обществу: «добрый чин милостыниопределить». Определены новые направления церкви в деле общественногопризрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, гдепредписано было собирать «престарелых и здравия весьма лишенных, кормитьсясобою немогущих…».
Однако и государство начинает осознавать свою роль и миссию в делеликвидации профессионального нищенства и проведении профилактики этого явления,создании системы защиты и помощи нуждающимся. Так, в регламенте, или уставе,Главного магистрата от 16 января 1721 г. определена роль полиции в делеобщественного призрения как одного из субъектов «социальной политики». В главеХ подчеркивалось, что «полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих,увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедямБожьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках». ВРегламенте указаны основные институты призрения: «смирительные дома»,предназначенные для людей «непотребного жития»; «прядильные дома» – дляженщин «непотребного женского бытия»; «гошпитали» для призрения сирых,больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» –для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали;«другие домы от разных болезней бедных лечат». Надлежало данные дома построитьв каждой губернии за счет земских отчислений. Дальнейшее развитие системысоциальной защиты, которая включала в себя меры не только оперативного ипревентивного характера, находит в инструкциях о внутренней регламентациимонастырей и о магистрате.
В преамбуле Указа (от 31 января 1724 г.) о внутреннейрегламентации монастыря дается оценка монашеской жизни: «…что же прибыль обществуот сего во истину токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большаячасть бегут от податей и от лености, дабы даром хлеб есть». Святейшему Синодубыло предписано: 1. Отставных солдат, которые не могут трудиться, направлять вмонастыри, их число определять, исходя из доходов монастыря, причем необходимоустраивать «шпитали по регламенту»; 2. Монахов определить для «служения»отставным военным, лишним монахам, не задействованным на «служении», выделятьмонастырские земли, чтобы они на ней работали; 3. Монахиням «лишним» вместопашни вменялось рукоделие, «пряжею на мануфактурные заводы».
В § 34 подчеркивалось, что призрение бедных, «престарелых идряхлых граждан» лежит непосредственно на магистратах. Для этих целей онидолжны быть пристроены в городские богадельни, а не жить за счет «пропитанияграждан». Однако категорически запрещалось призрение «посторонних граждан», т.е.лиц не из данного города. В § 38 запрещалось всем сословиям призревать иоказывать милостыню «посторонним гражданам». Относительно профессиональногонищенства в § 32 особо указывалось, что праздный образ жизни ведет кразличным формам преступлений – «воровству», «разбою». Для предотвращения этоголюдей, ведущих праздный образ жизни, необходимо «понуждать» к ремеслам,работам, «художествам».
Таким образом, при Петре I оформляется достаточно разветвленнаясистема социальной защиты. В нее входят:
«а) центральные органы – вначале Патриарший и Монастырскийприказы, с 1712 г. – Святейший Синод, а с 1724 г. Камер-контора;
б) Городские магистраты;
в) помещики во владельческих селениях;
г) старосты и сотские в селениях со свободным населением».
Характерны в этом отношении институты призрения, которые можноусловно разделить на институты социального контроля и социальной помощи. Кпервым можно отнести смирительные и прядильные дома, предназначенные преждевсего для насильственного привлечения мужчин и женщин к общественно полезномутруду. Эти меры направлены против «профессиональных нищих», «ленивых прошаков».Ко вторым причисляли гошпитали. Они предназначались для призрения сирот,убогих, больных, увечных, престарелых, т.е. тех людей, которые не могли в силуразных обстоятельств самостоятельно кормиться. [4]
Помимо создания государственных структур помощи и контроля,предпринимаются попытки организации новых источников финансированияобщественного призрения. Среди них:
- Петр I вдвое увеличилвенчальный налог, вторая его часть и стала направляться на государственнуюблаготворительность;
- онввел монополию церкви на продажу восковых свеч, дело в том, что в нашемверующем государстве до него свечи могли продавать кто угодно. А как бы не былбеден человек, приходя в церковь, он обязательно покупал свечу. Это свечечныйсбор составлял колоссальную сумму. Церковь стала больше получать и Петр нетолько увеличил ответственность церкви по призрению нуждающихся, но и забиралчаст средств в пользу государства;
- также он ввел церковный сбор в два кармана, в церквях было две кружки на церковь ина государство;
- былвведен также налог для всех чиновников кроме солдат в размере 1 копейка срубля, а в то время можно было напиться и закусить вдвоем на полушку;
- ввелв монастырях обучение монахинь рукоделиям, а заработанные средства невыплачивались монахиням, а шли в пользу государства;
- ещеон ввел штрафы иноверцам (старообрядцы).
К сожалению,Петр Iмного не успел совершить из своих планов; даже духовная коллегия не выполнилапорученного ей наставления. Непосредственно после смерти Петра Великогонаступает период законодательного затишья. Ближайшие наследники мало заботилисьо полном проведение мер по призрению, они лишь усиливают указы о жестокихнаказаниях нищенствующих. [1]
2. Оформлениетеоретических подходов к общественному и частному призрению
Становлениегосударственной системы помощи и поддержки нуждающихся со второй половины XVII –первой половины XIX вв. связано с основными геополитическими иобщественными тенденциями: образованием империи, секуляризацией монастырскихземель, оформлением гражданского общества. Российская империя складывалась какмногонациональное государство с различными этнонациональными культурами, сопределенным экономическим и военным потенциалом. Секуляризация в XVII–XVIII вв. привела кразвитию самостоятельной общественной мысли, светской науки, а само церковноесознание уходит в более напряженное искание чисто церковной «правды». Отказ оттеологических смыслов в общественном призрении как критерия истинности и справедливостипроисходит в период правления Петра I. Процесс помощи, институты помощи, субъектыи объекты помощи начинают рассматриваться в рамках указов и постановлений,которые являются официальными нормативными критериями жизнедеятельности,ценностями, «правилами общественного поведения». Нуждающийся в поддержкесоотнесен с одним из государственных институтов помощи. При этом он лишенсвободы выбора и поступка. Не он определяет институт помощи, а институт помощиопределяет его дальнейшую судьбу. И здесь намечаются как позитивные, так инегативные черты данной системы помощи.
Впервые вРоссии на государственном уровне начинает осуждаться инфатицид. Детоубийствосчитается преступлением, а ребенок становится субъектом права: емупредоставляются ясные жизненные гарантии и тем самым обозначается его место всистеме социальных связей. Его субъектность соотносят не с божественнымначалом, а с государственными нормами, принципами жизни. Отсюда жесткаядетерминация социально-необходимого поведения и жизненного сценария личности.Помощь предстается не как система нравственных императивов, а как система техили иных смыслов и задач. «Зазорные» младенцы мужского пола, рожденныевне института брака и семьи и попавшие в детский приют до десятилетнеговозраста, готовятся в матросы. По отношению к детям помощь выступает какволюнтаристско-административная система социализации. Причем, если раньшерешения и поступки такого плана обосновывались необходимостью следованияхристианским заповедям и требованиям, то в период правления Петра I выдвигаетсятезис о государственной необходимости. С этих позиций анализируются состояние иналичие в обществе нищих, больных, инвалидов, безнадзорных детей и другихкатегорий нуждающихся.
В подходах кидеологии помощи происходит переоценка видения проблематики клиента. Если наранних этапах общественного призрения нуждающийся представлял определеннуюценность для отдельной личности – заступника, поскольку защита его быланаглядной, вещной добродетелью перед лицом Всевышнего, то теперь нуждающийсястоял перед государственными институтами, и именно они определяли егонеобходимость в данной роли. Да и сам человек оценивается с новых критериальныхпозиций как деятель, как носитель общественно полезного труда. В этом отношенииизменяются и идентификаторы. Деятельность, труд, возможность или невозможностьприносить пользу – вот те критерии, на которых начинает базироваться новаядоктрина помощи.
«Пристойность-непристойность»выступает в качестве основного критерия «возможности-невозможности»существования данного явления. А отсюда возникает иная классификация клиентов.Их типология осуществляется не по принципам милостей духовных и телесных, а повозможности или невозможности быть участником совместной жизнедеятельности вобществе. На основе таких подходов начинают формироваться критерии типологииличности нуждающегося, когда его рассматривают с позиций и явлений социальнойнормы и социальной патологии.
Такимобразом, в государственной парадигме помощи начинают доминировать понятия исмыслы иного порядка. Теологические подходы к личности клиента подменяютсясоциетальными, а индивидуальная судьба рассматривается не в контексте вечности,а в контексте зримых нужд и проблем общества, его жизнедеятельности, норм иценностей. Все это выдвигает определенные принципы идентификации социальнонеобходимого поведения, связанного с нормой общественных отношений, которыесопряжены с оценкой жизненного сценария личности. На основе данных подходовстроится познавательная модель помощи нуждающимся в этот период. Однакопознавательная и практическая модель помощи не ограничивается только«вспомоществованием», материальным обеспечением нуждающихся, оно затрагивает итакие сферы общественной жизни и научной практики, как образование, медицина,деятельность по профилактике социальных патологий. [4]
Первые годысвоего единоличного правления Петр I посвятил поиску путей реформированияРоссии. После Полтавской битвы он сразу же приступил к реформам внутреннейжизни страны.
Так какие жемодели социальной помощи возникли благодаря реформам Петра I? Помощь имеларазличные стратегии и поддержку: от материальных до изменения сценариев жизнисамих нуждающихся. Условно общественное призрение I четверти XVIII в.можно классифицировать на 3 направления:
- социально-философское;
- социально-административноеили реформистское;
- социально-медицинское.
Социально-философскоенаправление подготовило теоретическое обоснование и предоставило проектыобщественного призрения.
Социально-административноеили реформистское направление указами, инструкциями обязало государственныеорганы управления сформировать:
- призрениедетей, вдов, служащих;
- попечениеи опеку несовершеннолетних;
- богадельнидля людей, потерявших трудоспособность;
- смирительныедома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы;
- губернскиеорганы защиты и помощи нуждающихся (комитеты);
- профилактиканищенства;
- школыдля детей.
Социально-медицинскоенаправление:
- госпиталии «другие, где болезни лечат»;
- лазареты;
- домадля душевнобольных.
Законодательнаяответственность, организация и финансирование возлагались на святейший синод,магистраты, губернии, монастыри, городских помещиков в своих селениях.
Такимобразом, мы с уверенностью можем сказать, что в I четверти XVIII в.реформами Петра I в области общественного призрения, было положено началоне только для развития последующих этапов благотворительности, но иформирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация,реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество,консультирование, обеспечение, опека и попечительство.
Перспективнаямодель социальной политики подводилась под аксиому:
во-первых,имела в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменениясоциальной ситуации;
во-вторых, внее закладывались механизмы, реагирующие, улавливающие такие изменения;
в-третьих,она была обязана предусматривать эффективно и четко работающий административныйаппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовывать их в соответствующиерешения, программы и проекты.
Однако многиереформы Петра I проводились варварскими методами и до предела обостриликонфликт между государством и обществом. Демократизация политической жизни небыла осуществлена. Русский абсолютизм укрепил крепостную зависимость.
«Много ошибокпомрачают славу преобразователя России, но ему остается честь пробуждения ее ксиле и к сознанию силы…». [3]
3. Особенности социального призрения отдельных категорий населения
3.1 Развитиегосударственной системы помощи детям
Первыеспециальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке.Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенскоммонастыре воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидныхмладенцев». Царь с сочувствием отнесся к этому учреждению и отдал ему доходы снескольких вотчин.
В 1715 годуон повелел в городах организовать госпитали для незаконнорожденных. По указуПетра Iтуда следовало приносить незаконнорожденных детей и подкладывать их вспециальные окна, чтобы не было видно лица приносящего. Такой способподкидывания детей, при котором женщина-мать оставалась неизвестной,практиковался и в Европе. Устраивались «сиропитательницы» или «гошпитали» возлецерковных оград. В Москве они делались каменными, в других городах деревянными.Содержались госпитали частично за счет городских доходов, а также пожертвованийчастных лиц и церкви. Каждый такой госпиталь вверялся надзирательнице, вобязанность которой входили уход и надзор за воспитанием призреваемых детей.
Как толькопризреваемые дети вырастут, их надо было пристроить, мальчиков в услужениекакого-нибудь мастеру, а девочек в богатые дома в услужения или замуж.Писалось, что если они потеряют работоспособность или сойдут с ума, то встарости могут вернуться в эти приюты как в родительский дом. Эти учрежденияпросуществовали несколько лет, а потом стали закрываться одно за другим.
По указу 1712 г.в госпитали и сиротские дома должны были приниматься младенцы, «которые не отзаконных жен рождены, дабы вящшаго греха не делали, сиречь убийства». Болеепространен ноябрьский указ 1715 г. Там определялись следующие меры:
а) набиралсяштат детских приютов и госпиталей из «искусных жен» (кормилиц) с назначениемжалованья за работу (по 3 рубля в год);
б) заумерщвление незаконнорожденных виновные наказывались смертью;
в) устанавливаласьанонимность приема (подкидывания) незаконнорожденных в приюты;
г) насодержание незаконнорожденных отводилось по три деньги (то есть по полторыкопейки) в день.
По тому жеуказу принятые в приюты мальчики в дальнейшем должны были отдаваться в обучениек какому-нибудь мастеру, а девочки – в услужение, а если выдавался случай, изамуж.
Особоподчеркивалось, что «если впоследствии они подвергались болезням или увечью,или впадали в помешательство, то могли возвращаться в эти приюты, как вродительские дома».
Петр I началборьбу и с нищенством как массовым общественным явлением, которое такжепорождало рост числа бездомных детей. В числе нищенствующих находились ипросящие подаяние дети. По Указу от 20 июня 1718 г. ведено было«малолетних нищих и ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочиммануфактурам». Процесс роста суконного производства и мануфактур требовалрабочих рук, потому их владельцам было выгодно использовать дешевый трудмалолетних детей из числа беспризорных и детей-сирот. В то же время это былоосновным их средством выживания и пропитания, получения профессии.
Еще вцарствование Петра I существующие госпитали и богадельни, где также находились дети-сироты,были переполнены. Отсюда по отношению к безродным детям состоялось распоряжение,чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями закреплением, а достигших10 лет определять в матросы.
Существование системы тайного приема, хотя и привело к сокращениючисла детоубийств, но одновременно породило рост числа подкидышей. Отсюданепосильные расходы на содержание этих учреждений и ужасающая смертностьнаходящихся в них младенцев. [1]
В инструкциях магистратам (от 31 января 1724 г.) говорилось онеобходимости обучения малолетних детей, не только «пожиточных, но и бедных».Предусматривалось их обучение чтению, письму, «цифирному счислению»,арифметике. Школы должны быть организованы при церквах. Городское попечение надмалолетними включало в с себя не только обучение, но и опеку. Назначениеопекунов возлагалось на магистрат, который должен осуществлять контроль за ихдеятельностью и надзор за процессом воспитания: «…пожитки не расточать и детейвоспитывати». [4]
3.2 Социальнаязащита военнослужащих
В Россиичеловеческое отношение к раненым, ко всему тому, что выбрасывалось как негодноеиз боя и, являлось обузой для воюющих, тем не менее, справедливо требуетучастия и попечения, стало складываться уже с очень давних пор. Заботы ораненных, пострадавших на войне, желание оказать им ту или иную помощь,облегчить их страдания, хоть чем-нибудь отблагодарить за принесенную имижертву, можно проследить по многим историческим актам.
Социальнаяпомощь военным людям начала складываться гораздо раньше, чем представителям другихсословий. Особое место в системе государственного призрения заняли уволенные сослужбы военнослужащие (унтер-офицеры, рядовые драгуны и солдаты), не имевшиесредств на жизнь.
УчрежденныйПетром I в1706 г. госпиталь с госпитальной школой – первое в России высшеемедицинское учебное заведение.
Петр Великийпостоянно заботившийся о здоровых солдатах, не оставлял на произвол судьбы итех, которые, потеряв здоровье на войне, сделались неспособными к труду.
Петр I устроил в селеПреображенском полотняную (парусинную) фабрику, на которой работали матросы, списанныес кораблей. Это была своего рода богадельня, где непригодные для морской службыморяки получали приют и посильную работу. [1]
Заботясь о судьбе больных и увеченных воинов, Петр I своим Указом от 31января 1712 года повелел утверждать повсеместно для призрения за ними особыегоспитали. Одним из них, предназначенных для больных и увеченных матросов,стала «Матросская тишина». Позднее она была переоборудована в известную тюрьмудля государственных преступников. Принимается решение использовать монастыри дляпризрения офицеров и рядовых, не имеющих своего дома, где бы отставные военныепризревались, приняв постриг. С этой целью принимаются Указы от 15 марта 1722 г.Для того чтобы закрепить вакансии монахов за отставными и увечными военными,Указом от 28 января 1723 г. Петр I запретил постригать в монахи из другихсословий. Хлебное и денежное довольствие для отставных военных производилось измонастырских доходов, которые назначались на содержание монахов. Размер окладовмог колебаться в зависимости от чина (к примеру, жалование полковникамосковского гарнизона в 1712 г. – 892 р. 73 1/4 к., а рядового прочихполков – 20 р. 38 1/4 к.). [4]
3.3 Первыеисследования явлений социальной патологии (на примере, профессионального нищенства)
Яркимсвидетельством внимания российского общества к проблемам благотворительности сталопоявление на рубеже ХIХ-ХХ вв. исследований, посвященных анализу явлений социальнойпатологии: нищенства, проституции, пьянства, самоубийства. Рассмотримисследование проблемы профессионального нищенства в этот период.
И. Прыжовв работе «Нищие на Святой Руси» писал: «Нищими на святой Руси называется сословиелюдей, ничего не делающих и промышляющих сбором подаяний Христа ради». Добрый христианскийобычай милостыни привел к скоплению неимоверного числа нищих в городах, и особеннов Москве. Согласно исследованиям, в период с XI до начала XVII века нищенство порождалосьисключительно голодом. В отдельные годы голод был настолько жестокий, что неоднократноотмечались случаи людоедства. Но и в относительно спокойное время нищие в Москвевстречались повсюду. Иностранцы, посещавшие Россию, удивлялись тому, что у нас бродяги нищих несчетное число.
В Москве XVIIвека были нищие царские, богадельные, кладбищенские, патриаршие, соборные,монастырские, церковные, гулящие и леженки. Царские нищие (также прозванныеверховными богомольцами) жили в верхних хоромах Кремлевского дворца. Соборныенищие жили при главных московских соборах и звались: успенские, архангельские,васильевские, чудовские. Успенские, пользуясь преимуществом перед прочими, составлялибратство под начальством своего старшины.
Кромеежедневной милостыни особенно щедро подаяние по традиции следовало раздавать врадостные дни и в дни горя. Сострадание к нуждающимся покоилось на господствеличного чувства милосердия, неразрывно с глубоким религиозным чувством. Однакос течением времени инстинкт самосохранения общественного организма, несомненно,стал ощущать угрозу в виде толп нищих и бродяг своему спокойному существованиюи развитию.
Особенноожесточенная борьба с нищенством велась в правление Петра Великого. Российскоезаконодательство четко разделяло нищенство на истинное и ложное ипредусматривало призрение для истинных нищих в специальных заведениях инаказание для нищих-профессионалов. Законы того времени определяли: всех задержанныхнищих приводить в Монастырский приказ, а уже оттуда расселять по богадельням.Законодательство постепенно ужесточалось – вышло запрещение просить по церквям.
Среди этойтолпы нуждающихся больше половины могли бы зарабатывать себе на жизнь сами,таких называли профессиональными нищими. Профессиональным нищим признаетсятакое лицо, которое, имея полную возможность по своим физическим качествам исостоянию здоровья добывать пропитание трудом, постоянно и в виде промыслазанимается прошением подаяния под предлогом бедности или какого-либо действительнобывшего или вымышленного несчастья. В конце 19 века 70–80% нищих составляли такназываемые профессионалы, для которых попрошайничество было более легким, чемработа, способом заработать на пропитание. Существовали даже «школы нищих».
2 разряд. Нищие,которые по сиротству, временной болезни и по другим причинам впали в нищету, нопо летам своим и силам могут снискивать себе пропитание и лишь не имеют ни случая,ни способов к работе и занятиям. Таким лицам Комитет доставлять работу или всвоих мастерских, или у посторонних лиц, или же помещать их в дома трудолюбия,на фабрики, заводы казенные и частные. От комитета он получают одежду иденежное пособие.
3 разряд.Нищие, которые по летам и крепости сил могли бы трудиться, но по лености ипривычке к праздности бродяжничают, составив для себя из прошения милости родремесла. Такие нищие передаются суду и, по отбытию наказания, иногородниевысылаются в местожительства с воспрещением выдачи паспортов на отлучку втечение двух лет, а столичные передаются в распоряжение Градоначальника.
4 разряд.Нищие случайные или временные от непредвиденных несчастных обстоятельств: а)просрочившие паспорт по болезни, неграмотности и посему лишившиеся возможностиприискать место или работу и б) находящиеся в отдаленности от своих хозяйств,лишившиеся почему-либо взятых из дома денег и потому не могущих ни найтизанятий, ни продолжить дорогу, ни вернуться на родину. Таким нищим комитетиспрашивает отсрочку паспортов, выписывает новые паспорта, дает работу у себяили помещает к частным лицам, помогает вернуться домой, снабжая или деньгамиили бесплатным билетом на проезд по железной дороге.
Все этохорошо было на бумаге, на деле же столичные Комитеты, по крайней мере,Петербургский, прежде всего не имел достаточных средств для того, чтобысправиться со всеми нищими; собственных мастерских у них не было; фабриканты, изаводчики нищих не брали, потому что нищие в громадном большинстве своем плохиеработники. Да и полиция доставляла в комитет далеко не всех задержанных нищих,а не более 10–15%.
Нищих вгородах было очень большое количество. Они должны были разнообразить своипросьбы, так как одни и те же заявления могут приесться публике, дающеймилостыню. Иначе говоря, лица, живущие подаянием, вынуждены ввиду своеймногочисленности, разбиться на разные специальности. [1]
Перенимаяопыт стран Запада, Петр I стремился использовать в России их практикуадминистративного ограничения нищенства. Политика запретительных действий,широко использовавшаяся в Западной Европе, в условиях России трансформироваласьв систему репрессивных мер в отношении профессиональных нищих. Специальнымуказом 1712 г. «О воспрещении нищенства» вводилась жесткая система занищенский промысел. Нищих пойманных первый раз, предписывалось бить «нещаднобатажьем», т.е. особыми палками, и отсылать в места прежнего проживания. Еслиони попадались за праздношатание второй или третий раз, то подвергалисьпубличному избиению кнутом и принудительному направлению на каторжные работыили в работные дома закрытого типа. В этом случае за «неприсмотр» за своимилюдьми наказывались помещики, сельские старосты или приказчики. Оништрафовались по 5 руб. за каждого праздношатающегося беглеца.
Наиболееболезненно в российском обществе воспринималось требование властей не давать«безразборно» милостыню нищим. По распоряжению Петра I предписывалосьнаказывать людей, поступивших так. Их было велено доставлять в монастырскийприказ и штрафовать первый раз на 5 рублей, а в следующий – на 10 рублей. Лицамжелавшим оказать милостыню, властями предписывалось передавать ее в богадельни,госпиталя и другие заведения подобного типа. Запрет подавать милостынюнепосредственно просящим вызвал протест в общественных кругах. Одним извыразителей его был писатель И.Т. Посошков. Вскоре и сам император осознал,что в данном вопросе «перегнул палку». Свидетельством этого стало официальноеразрешение прошения милостыни при наличии «прокормежного» письма, а такжеподготовка проекта нового царского указа о раздаче нищих по монастырям.
Однакоадминистративно-насильственными мерами борьба с профессиональными нищими неограничивалась. Петр I понимал, что немало есть бедных людей, которые нищенствуютне по своему желанию, а из-за безысходности и невозможности по состояниюздоровья зарабатывать на хлеб насущный. Следуя примеру французского короляЛюдовика XIV, царь-реформатор намеревался во всех губерниях создатьприюты-госпитали «для всякого рода призреваемых». [5]
3.4 Социальнаяпомощь безработным
Трудоваяпомощь включала следующие профилактические и реабилитационные функции и формыработы:
предупреждениебезработицы у взрослых – путем организации служб занятости, создания новых ирасширения существующих производственных единиц, профессиональной подготовки, переподготовкии повышения квалификации, кредитования, обеспечения работой на дому и т.п.;
ликвидацияпоследствий и предупреждение голода, недорода, стихийных бедствий посредствомобщественных работ;
предупреждениебезработицы у детей – путем трудового воспитания и профессиональногообразования в семье, школе, учреждениях «закрытого типа» (приютах, воспитательныхдомах, специализированных учебно-воспитательных заведениях);
«трудоваятерапия» – в работных домах и домах трудолюбия для взрослых и для детей, в артеляхдля «босяков»;
«трудоваяреабилитация» – в воспитательно-принудительных колониях для взрослых и детей,воспитательно-трудовых учебных заведениях и др.
Осуществлениемтрудовой помощи как альтернативы милостыне, призрению в различного родабогадельнях, содержанию асоциальных групп населения в тюремных учреждениях и др. – занимались государственныеорганы, земские и городские самоуправления, отчасти религиозные организации,частные лица, но более всего – общественные объединения благотворительного характера.
Разумеется,правительство решая проблемы нищеты не ограничивалось одними репрессивнымимерами. Петр I, приступая в конце жизни к созданию городских магистратов, мыслилвменить им в обязанность учреждение сиротских домов, богаделен, больниц,работных и смирительных домов «для доставления работ и пропитания здоровымбедным, праздношатающимся и вообще всем, могущим исправлять какие-либо работы».
Поводом корганизации общественных работ в России всегда служили неурожаи, отнимающий ушироких масс населения главный ресурс продовольствия и делавшие, таким образом,особенно жгучей потребность в заработках, без которых при обычных условияхнаселение могло обходиться. Русские неурожаи превращали дурную и недостаточнуюзанятость нашего населения в острую безработицу. Этим и объясняется тообстоятельство, что, в противоположность Западу, призванные бороться с этойбезработицей, наши общественные работы являлись почти исключительно работамичрезвычайными. Хотя первые известия о неурожае и голоде в России относятся к1024 году, общественные работы начались у нас сравнительно поздно. Первыепопытки их устройства относится лишь к началу 17 столетия, а именно, кцарствованию Бориса Годунова. Очень долго они носили совершенно случайныйхарактер, как, например, работы, устраивавшиеся при Пере I, Анне Иоанновне иЕкатерине II. [1]
Заключение
Процессстановления социальной помощи в России – явление длительного характера. Он покане имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигмапомощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупностьисторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов ииндивидуальных иррациональных действий и поступков. [4]
Система призрения получила целостное оформление и развитие в эпохуимператорской России. Именное тогда государственное призрение стало важнымфактором функционирования всей сферы социальной помощи, усиления ееорганизационного начала. Однако в тот исторический период оно не было главнымкомпонентом системы социальной помощи. Определяющая роль здесь принадлежалаобщественному призрению, субъектами которого являлись церковь, крестьянскиеобщины, органы местного самоуправления (земства, городские думы, управы) и др.
Система государственного призрения, существовавшая в России спетровской эпохи до начала ХХ в., была ориентирована на оказание социальнойпомощи и поддержки нуждающимся слоям населения. Среди ее основных компонентовможно выделить:
- деятельностьгосударства по увеличению числа богаделен-госпиталей, работных домов, сиротскихприютов;
- государственноеобеспечение функционирования приказов общественного призрения;
- организациюобщественных работ;
- социальноеобеспечение отставных чиновников, военнослужащих и их семей;
- формированиеправовых и организационных основ социального страхования и др. [5]
Такимобразом, постепенно складываются новые институты, формы помощи и поддержкинуждающегося населения. Россия стремится перенять европейский опыт системыпризрения и воспитания различных категорий нуждающихся. Формирование новыхинститутов призрения осуществляется за счет разрушения прежних: приходской имонастырской систем помощи.
Общественноепризрение начинает складываться в определенную систему со своими светскимиинститутами, специальным законодательством, регулирующим деятельность не толькоприказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность вобществе среди призреваемых – инвалиды, беспризорные дети, увечные воины,слепые, глухие и т.д.
Намечаютсямеры по решению проблем социальной патологии. Усиливается борьба спроституцией, профессиональным нищенством, детской безнадзорностью. Этот пластпроблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в своюочередь, расширяет практику помощи и поддержки, вносит в нее элементыпрофессионально-деятельных подходов. [1]
Мы суверенностью можем сказать, что в I четверти XVIII в. реформами Петра I в областиобщественного призрения, было положено начало не только для развитияпоследующих этапов благотворительности, но и формирование социальныхтехнологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция,экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение,опека и попечительство.
Однако многиереформы Петра Iпроводились варварскими методами и до предела обострили конфликт междугосударством и обществом. Демократизация политической жизни не былаосуществлена. Русский абсолютизм укрепил крепостную зависимость. [4]
Списоклитературы
1. Костина Е.Ю. Историясоциальной работы: учебное пособие / Е.Ю. Костина. – Владивосток: ДВГУТИДОТ, 2003. – 110 с.
2. Оконова Н.Д. Отечественнаяистория: учебное пособие: в 2 т. / Н.Д. Оконова; СГУ. – М., 2001. – Ч 1.
3. Социальная работа / Подобщей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-н/Д, 1999.
4. Фирсов М.В. История социальной работыв России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.В. Фирсов – М.:ВЛАДОС, 1999. – 256 с.
5. Циткилов П.Я. Историясоциальной работы: учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Циткилов. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.