КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
«Рыцарство в эпохусредневековья»
Введение
Средневековье… от этойэпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. Сегодня принятосчитать, что мы знаем о мире всё. Для школьников 20-го столетия являетсяазбукой то, над чем бились многие умы в 16 веке. Однако, кто из нас хотя быизредка не мечтал оказаться в средневековье!
В нашихрациональных душах живёт ностальгия по давно ушедшим временам по великим людями идеям, которых так не хватает в наши дни. Кроме того, средним векам удалосьсвязать функции конкретного ума с сознанием священного, понять место человека вмировозздании и тем самым воссоздать ценности на основе наследия прошлых веков.
И,несомненно, одно из самых замечательных явлений средневековья – это системарыцарства, вобравшая в себя глубинную суть древних традиций и воскресавшая кжизни вечные ценности и высшие добродетели.
И главнаяцель моей курсовой работы – представление в «изначальной чистоте жемчужины»идеи рыцарства как модели существования в смутные времена. Заявленная цель моейработы обусловила выбор следующих задач. Во-первых, исследование рыцарскогомировоззрения и мировосприятия, его традиции и быта. Именно через эту системувзглядов на мир, на мой взгляд, можно полнее понять сущность феноменарыцарства. А во-вторых, рассмотрение рыцарства в том виде, в каком оно должнобыло бы быть в идеале.
В качествеосновного источника информации я использовал, прежде всего, книгу под названием«Рыцарская энциклопедия» А. Солдатенко, которая вобрала в себя, на мойвзгляд, всё самое основное, что необходимо знать для понимания рыцарского бытаи нравов. Вспомогательной литературой для меня послужили «Многоликоесредневековье» К. Иванова и «История рыцарства» Ж. Руа, а также ряддругих пособий по данной теме.
1. Характерные черты рыцарства
1.1 Рыцарское сословие
рыцарство феноменмировоззрение средневековье
Средневековое общество было четко разделено по ранжиру насословия. Каждое из них выполняло свое предназначение. Духовенству надлежало обеспечиватьвсем общение с Богом. Крестьянам – работать на всех. Рыцарству – за всехвоевать и править всеми.
И «однощитный» рыцарь, у которого не было ничего, кроме старогооружия и верного коня, и барон-землевладелец, и сам король все они принадлежалик этому почетному сословию. Но равны друг другу не были. Если расставитьрыцарей по иерархической лестнице, то есть по их положению в сословии, важностититула, – получится такая картина…
На самом верху, конечно, король, первый рыцарь королевства. Ступенькой ниже – герцог, или князь. По знатности, древности родаони если и уступают королю, то совсем немногим – это потомки древних племенныхвождей и старейшин. По наследству от предков им достались обширные впадения – герцогства.
Другое дело – графство. Изначально оно не от предков – от короля. Графому франков назывался наместник короля в провинции. В пограничных провинциях – марках– правил маркграф, или маркиз. Порой он обладал даже большей властью, чем граф.
Во времена Франкского королевства графу полагался заместитель, которыйвыполнял обязанности наместника в его отсутствие, – виконт.
Рангом ниже – барон. Он получал в управление и владение землю – бенефиций – от короля илидругого, более титулованного, чем сам рыцаря. Баронами иногда называют всехрыцарей-землевладельцев.
Барон, в свою очередь, давал небольшие бенефиции другим рыцарям. Ониставили на этой земле замки и превращались в шатлэнов, то есть владельцев замка.
И в самом низу иерархии – простые рыцари, не имеющие ни замков, низемли. Их удел – служить у баронов и шатлэнов за жалованье.
Получая от короля или землевладельца жалованье или землю, рыцарьстановился его слугой – вассалом, а тот – сеньором, то есть господином.
Вассал давал клятву хранить верность сеньору, оказывать ему помощьв борьбе с врагами, являться во всеоружии по первому зову. Сеньор же обещал необременять вассала службой более 40 дней в году, защищать от врагов, а если рыцарьпогибнет в бою – заботиться о его семье. Он вручал стоящему на коленях рыцарюмеч или символизирующую его палочку – как знак власти над отданной в бенефиций вассалуземлей.
Каждый рыцарьбыл чьим-то вассалом или сеньором. Только король не имел сеньора в своейстране. Герцоги и графы считались вассалами короля, но он не мог вмешиваться вдела их впадений или требовать службу от их вассалов. Действовал нерушимыйпринцип: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Единственным исключением былаАнглия, где каждый рыцарь одновременно являлся вассалом и барона, и короля.
Итак, рыцарь –человек, стоящий между «свободным» и «несвободным». Рыцарство стало подлиннымфеноменом Средневековья именно благодаря совершенно особому промежуточномуобщественному статусу. Рыцарь не является полностью свободным человеком,поскольку выполняет приказы своего господина – будь то король, командующийминистериалом, или сеньор, отдающий приказ вассалу. Но рыцарь служит господинупо доброй воле, самостоятельно принеся клятву вассальной верности. В силу своихобязанностей он носит оружие, и это отличает его не только от зависимых людей,но и от, многих свободных.
Но еще болееинтересно деление по другому признаку. «Воин – безусловно, не особа духовногозвания, поскольку его профессия – военное дело. Но в средние века рыцарей неотносили и к мирскому люду. При всем стремлении средневекового у сознанияподелить весь мир на две части (Бог и Дьявол, мирское и небесное, церковь имиряне) воины выпадают из этой стройной и не лишенной внутренней логики системы».Как раз такое деление и помогает уяснить сущность рыцарства в Средние века.
1.2 Рыцарское воспитание
«Истинное рыцарство являлось путем мистического единения души с Богом,для которого было необходимо, по словам М. Экхарта, «отрешиться от самогосебя», – то есть человек должен был отказаться от любой собственной воли,которая отделяла бы его от Бога, с тем, чтобы стать орудием истинности и справедливости.Путь рыцаря – это путь внутренней трансформации, основанный на служении «Богу,женщине и королю», проявлении сострадания и милосердия и руководстве во всехпредприятиях долгом чести».
Так как же становились рыцарями? В раннее Средневековье рыцареммог стать каждый, кто получал во владение землю, жил на доходы от нее и могнести военную службу. Нередко выходили в рыцари и особо отличившиеся слуги крупныхсеньоров. Большое количество простых воинов возвели в рыцарское достоинствопосле Первого Крестового похода. В боях с сарацинами погибло столь многорыцарей, что пришлось восполнить потери таким образом – иначе образованныепосле завоевания Ближнего Востока государства крестоносцев были бы населены сплошьминистериалами и кнехтами.
Уцелевшим прирожденным сеньорам не очень дорого обходилось это снисходительноевеликодушие: с появлением новых государств они и сами повышали свой ранг, аналичие новых земель позволяло плодить даже баронов без ущерба для себя.
Но уже в XII веке в рыцарское сословие не допускали людей изнизов. Так, во Франции в 1137 году король Людовик VI издал указ, по которому увсех посвященных в рыцари простолюдинов торжественно – на навозной куче – отбивалишпоры. С той поры рыцарского звания мог быть удостоен только сын рыцаря. Нопрежде чем заслужить это, следовало пройти нелегкую школу рыцарского воспитания.
«Начиналась она, когда мальчику исполнялось семь лет: отец отдавалсына своему сеньору, и мальчик становился дамуазо– учеником рыцаря.Первые семь лет он нес службу пажа.Жил среди челяди сеньора,прислуживал ему за столом, чистил его коня и при этом набирался опыта, познавалпремудрости рыцарской жизни. За годы обучения дамуазо должен был овладеть семьюрыцарскими искусствами: верховой ездой, плаванием, стрельбой из пука, кулачнымбоем, соколиной охотой, сложением стихов и игрой в шахматы. Только преуспев вэтих семи искусствах, можно было стать полноправным членом рыцарского общества».
Паж своего рода послушник, задачей которого было заставить«замолчать свои мысли и эмоциональные голоса, чтобы они не искажали реальнойкартины окружающего мира». При успешном прохождении этого этапа пажа посвящали воруженосцы специальным символическим обрядом, в котором ему впервые вручалсябоевой меч – продолжение его самого, орудие его воли и высшего духа. Оруженосецвступал на путь борьбы, где он должен был, прежде всего, победить силы хаосавнутри самого себя и внутернне измениться, чтобы обрести целостность и чистоту.
И тут мне становиться непонятным тот факт, что вовсе необязательным считалось умение читать и писать. «Зачем оно отважному воину?Многие рыцари даже гордились своей неграмотностью. Им вполне хватало прочихдостоинств, присущих собственно рыцарю, а не какому-нибудь стряпчему или писцу,больше ни на что не способному»!
1.3 Обряд посвящения в рыцари
Знаком утверждения победы оруженосца над самим собой становился обрядпосвящения в рыцари. Обряд посвящения в воины пришел в средневековую Европу отдревних германцев. С давних времен у них был принят этот ритуал: юноше,достигшему зрелости, вручали оружие торжественно, в присутствии старейшинплемени и воинов. Обычно обряд совершал вождь племени отец будущего воина иликто-то из старших родственников. Позже ритуал посвящения перешел к франкам.Известно, например, что в 791 году Карп Великий опоясал мечом своегосына Людовика. Впоследствии это событие обставлялось все более пышно.Посвящение происходило, когда дамуазо достигал совершеннолетия – 21 года. Самоторжество приурочивали к церковным праздникам Пасхи-то есть весной – илипятидесятницы – в начале лета. К нему готовился как сам посвящаемый, так и всяего семья. Накануне юноша нес «ночную стражу» – проводил ночь в церкви алтаря всосредоточении и молитве.
Этот поэтический обычай проводить целую ночь под сводами храмаразвился и господствовал во Франции и с древних времен имел место при судебныхпоединках, при единоборстве обидчика с обиженным. «Так, водной латинской хронике,оканчивающейся на 1029 г., рассказывается о подобном поединке. При этом сообщается,что победитель отправился пешком поблагодарить одного святого, именно в тотхрам, в котором провёл всю ночь, предшествующую поединку. Потом обычай этотприурочился к обряду посвящения в рыцари».
Утром юноша стоял обедню. Перед церковной службой ему надлежаловозложить меч на алтарь. Это означало, что будущий рыцарь отдает свое оружие наслужение Богу. Священник освящал меч и давал юноше причастие. Затем посвящаемыйпринимал ванну, и его облачали в особые одежду из полотна и шелка.
Сначала надевали белую рубаху, а поверх нее – алое сюрко: длиннуюбезрукавку. На ноги коричневые чулки. И сама одежда, и расцветка ее – все былообусловлено устойчивой символикой. Белый цвет олицетворял чистоту юноши, алый –цвет крови, которую рыцарь прольёт за веру и добро, коричневый – цвет земли, вкоторую возвращается каждый смертный, исполнив свой жизненный путь.
Главная часть посвящения – опоясывание рыцарским поясом и вручениемеча. Обряд совершал сеньор будущего рыцаря либо его самый уважаемый родственник.Сыновей крупных баронов – вассалов короля – обычно посвящал сам король.
Старые рыцари подвязывали юноше золоченые шпоры, которые, так жекак и меч, мог носить только рыцарь. Простолюдины за это просто карались.
В конце обряда новый рыцарь получал от сеньора алапу – удар по шееили по щеке. Алапа – единственный удар, который рыцарь мог оставитьбезответным. Иногда удар рукой заменялся ударом по плечу клинком меча – естественно,плашмя. По-разному трактовали этот обычай. Сначала – как символ того, что,посвящая своего слугу в воины, сеньор дает ему свободу. Потом – как испытаниесмирения рыцаря перед сеньором.
Ритуал завершался демонстрацией ловкости юного рыцаря. Чаще всегоэто был комплекс обычных турнирных упражнений. К примеру, следовало, не касаясьстремян, вскочить в седло и на скаку поразить копьем расставленные мишени.Празднество заканчивалось пиром.
В идеале такая система воспитания должна была стать «настоящимпутём духовного поиска, где многочисленные испытания веры, преданности любви имужества приводили к полному преображению человека».
В дальнейшем своем пути рыцарь должен был руководствоватьсякодексом чести или рыцарским уставом, дававшим критерии Добра и зла,устанавливавшим иерархию ценностей и нормы поведения, которые рыцарь клялся соблюдать.«И не было бесчестья страшнее, чем нарушить долг чести или предать идеалырыцарского братства. И не было почёта выше, чем слыть «рыцарем без страха и упрека»,прославившим имя бессчетными подвигами и высокими достоинствами».
2. Рыцарские турниры
Образ жизнирыцаря – это образ жизни человека, полностью посвятившего себя воинскому делу.К концу XI – началу XII века среди рыцарей было сравнительно немного тех, ктосам работал на собственном поле: рыцари либо разорялись и пускались скитаться,либо богатели, приобретали крупные феоды, получали за службу в войске сеньорабенефиции и перепоручали хозяйственные дела своим зависимым людям. В военныеобязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное –его землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей вмеждоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения.В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений и захватом чужихземель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередкооказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участия в завоевательныхкомпаниях, организованных королевской властью, как например, многочисленныепоходы германских императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовыепоходы.
В мирноевремя рыцарь, как правило, принимал участие в рыцарских турнирах, которыевпервые стали устраиваться в IX веке.
В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны дляучастников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленныхдоспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плоходержала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводубудет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы – за две-три недели (вособо торжественных случаях – за несколько месяцев). Участники турнираразделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальномупризнаку. Часто норманны и англичане объединялись против французов. Прочиеодиночки, прибывшие на турнир, либо присоединялись к уже сложившимся группам,либо образовывали свою собственную.
Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои(меле). Схватка обычно начиналаськонно-копейной сшибкой. Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том,чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. В первомслучае демонстрировались сила и ловкость, и выбиралась большая дистанция. Вовтором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав слошади.
Для того чтобы рыцари не использовали турниры для сведениясобственных счетов, воины давали клятву, что будут участвовать в турнирахтолько для совершенствования воинского искусства.
«Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели:продемонстрировать свою доблесть и подзаработать. Дело в том, что победительполучал доспехи и лошадь проигравшего. Их стоимость всегда была невероятновысокой – она составляла 30–50 голов скота. Более того, часто в плен брали исамого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствииконную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г.он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Лишь в XIII в. этотобычай стал символическим: победитель получал только часть доспеха, напримершпору или плюмаж со шлема».
«В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила –StatusArmarium. В середине этого столетия появляется и специальное притупленноетурнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный списокзапретов определял последовательность применения разных видов оружия, а такжечасти тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всеюзапрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом.При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, аесли этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому.Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередкопрактиковалось раньше)».
Турнирыстановятся не только схватками рыцарей, но и приобретают черты театрализованныхпредставлений. Один из противников Ульриха фон Лихтенштейна прибыл на турнир вчерной одежде монаха и даже в парике с выбритой макушкой, надетом на шлем! Естьтакже упоминание о приключении этого рыцаря и его товарищей, когда они оделисьв одежды короля Артура и его придворных. Турниры сопровождались танцами идругими играми. Заключительный поединок стали посвящать дамам.
В начале XIII в.покровительницами турниров становятся дамы. Связано это было, очевидно, споявлением идеалов романтической любви, воспетых в рыцарских романах XII в.(особенно популярны были романы о короле Артуре и его рыцарях, что, вероятно, иподало идею об организации круглого стола). С того времени среди рыцарства становитсямодным носить цвета своей дамы. В качестве особого расположения к рыцарям дамывручали им аксессуары своего туалета.
«Одно изсражений Столетней войны – «Битва тридцати» – очень напоминало турнир. Оносостоялось в 1350 г. в Бретани. Небольшой французский гарнизон замкаДжосселин оказался в окружении на английской территории. С французской ианглийской стороны в этом сражении участвовало по 30 человек: 25 пеших и 5 конных.Отслушав мессу, они начали сражение в открытом поле. Через некоторое времябойцы были уже столь истощены, что командиры отвели их для отдыха. Затемсражение снова возобновилось. Многие были убиты в этом сражении, а те, ктоостался в живых, попали в плен к победителям, которыми оказались французы.Пленникам учтиво позволили залечить раны, а затем потребовали за них выкуп.Фруассар, который видел одного из участников сражения, сообщает, что его лицобыло столь изрублено, что трудно было даже представить, сколь тяжелой была этабитва».
Самым важным нововведением XV в. был барьер, разделившийконных противников в копейной сшибке. Использование барьера сделало поединкинамного безопаснее.
В XV в. особую популярность приобретает вид турнира подназванием па д'арм.Такие турниры организовывались по мотивам какой-либоистории, а собственно схватка составляла лишь часть ее. Разрешались не толькопоединки с копьем (джаусты), но также групповые пешие и конные схватки (меле) смечами или булавами. В этом виде турнира часто использовали искусственнуюнасыпь или специально огороженное место (перрон), обычно с расположеннымвнутри или рядом деревом, получившим название «Рыцарского дерева». На перронили на само дерево (если таковое было) тенаны вывешивали свои щиты, причем цветщита соответствовал определенному типу боя.
Интересен тот факт, что именно на турнирах первой половины XV в. родиласьтрадиция, существующая до сих пор, – рукопожатие, которым рыцари обменивалисьпосле боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.
Копейные поединки были самым распространенным видом турнира, нодалеко не единственным. Большую популярность в XV в. завоевали конный бойна булавах и тупых мечах, пеший бой (одиночный или групповой) без барьера или сбарьером. При проведении так называемого полевого турнирарыцариделились на две группы и атаковали друг друга в линейном порядке, имитируя коннуюатаку, как на поле боя. Здесь все бойцы и их лошади были закованы в боевыедоспехи, а оружием служило копье с острым наконечником. Обычно целью схваткибыло «преломить копье», и рыцари появлялись без мечей. Но иногда после копейнойсшибки рыцари переходили к бою на мечах.
Итальянский поединок подразделялся на поединок мира и поединок войны.В первом случае использовалось специальное турнирное вооружение и копья с корнелем,а в последнем – боевые доспехи и острые копья. После использования копийпротивники снимали дополнительные пластины и брались за тупые мечи. Схваткамеле была подобна этой, за исключением того, что в ней принимало участие многобойцов. Пеший турнир в XVI в. часто устраивали перед конными состязаниями.Бой проводился через деревянный барьер, а основным оружием стало копье, котороеудерживали двумя руками. Целью было сломать копье противника, а каждомуучастнику разрешалось сломать в бою 5–6 копий.
«К XVII в. серьезные турниры практически уже не проводились.Только в некоторых уголках Западной Европы они проходили до начала XVIII в.Общий упадок интереса к турнирам был связан с появлением регулярных армий иусовершенствованием огнестрельного оружия. На первое место в подготовке воинавышли маневрирование на поле боя и оперативное владение мушкетом. Бронебойностьпоследнего в XVII в. увеличилась настолько, что доспехи потеряли своезначение и от них постепенно отказались. Таранный удар копьем утратил своезначение еще раньше. Все это сделало турнир бесполезным с точки зренияподготовки воина, превратив лишь в театрализованное представление, не слишкомопасную игру».
Типы турнирных боевТип боя Время распространения Виды оружия Задача участников Копейный поединок XIV–XVI вв. (XII–XIII вв. – редкость)
Копье (лэнс) Выбить противника из седла, «преломить» копье или привести в действие пружинный механизм Групповая схватка (меле) XII–XVI вв. Копье, меч Выбить наибольшее количество противников из седла, «преломить» наибольшее количество копий и / или нанести большее количество ударов мечом Бой на булавах XV в. – первая четверть XVI в. Булава и тупой меч Сбить нашлемник Пеший бой XIII–XVI в. (наибольшая популярность в XV–XVI вв.). Мечи, булавы, альшписы, топоры и секиры, копья и кузы, кинжалы, дюсаки и боевые цепы Нанести определенное количество ударов или сломать копье противника Потешная осада (шармютцель) XIV–XVI вв. Самое разное – начиная от мечей и копий и заканчивая цветами и пустотелыми ядрами Захватить крепость или удержать ее
3. Рыцарский этикет
Рыцарская честь, рыцарская любовь, рыцарское поведение – все этипонятия, сегодня уже нарицательные, изначально вовсе не были присущи рыцарству.Принципы, положенные в основу европейского этикета, действительно получилираспространение от европейского благородного воинства. Однако оно, в свою очередь,переняло их у «неверных» – на «языческом» Востоке в ходе завоевательных крестовыхпоходов.
Именно в это время – в XII веке – былая простота и даже грубостьрыцарских нравов сменились строгими и утонченными нормами куртуазного поведения.
«Куртуазия– своеобразный свод правил рыцарского этикета – сложилась на юге Франции, вПровансе. Провансальские поэты-певцы трубадуры и труверы первыми сталиприменять в своих произведениях изысканные и образные приемы восточной поэзии,ранее не принятые в сумрачной Европе. Их героические и лирические песнипрославляли рыцарские доблести, среди которых воинское искусство, мужество исила были лишь дополнением к иным достоинствам – верности долгу, щедрости ибескорыстию, великодушию, жертвенности в любви». В Провансе существоваломножество форм куртуазной поэзии, но к наиболее распространенным относилиськансона, альба, баллада, пасторела, тенсона, плач, сирвентес.
Кансона («песня») вповествовательной форме излагала любовную тему. Альба («утренняя заря»)посвящалась земной, разделенной любви. В ней рассказывалось о том, что послетайного свидания влюбленные расстаются на заре, и о приближении утренней зариих предупреждает слуга или друг, стоящий на страже. Баллада в то времяобозначала плясовую песню. Пасторела – песня, в которой рассказывалось овстрече рыцаря и пастушки. Плач – песня, в которой поэт тоскует, оплакиваетсвою долю либо скорбит о смерти близкого человека. Тенсона – стихотворный спор,в котором принимают участие либо два поэта, либо поэт и Прекрасная Дама, поэт иЛюбовь. Сирвентес – песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы,главный из которых: кто больше достоин любви – учтивый простолюдин илибесславный барон?
Произведениятрубадуров пользовались такой популярностью, что созданные ими образы, проводимыев них идеи, постепенно сформировали некий свод качеств идеального рыцаря,кодекс рыцарской морали, нормы поведения.
Вслед за провансальскими трубадурами эти нормы популяризовались впроизведениях певцов других французских областей, германских миннезингеров, врыцарских романах более позднего времени, тоже, кстати, поначалу стихотворных.
Так постепенно сформировались легендарные ныне рыцарские манеры – помере усвоения европейским рыцарством правил куртуазного поведения. Онипредполагали изысканность и учтивость, умение вести себя в обществе. Особоевнимание уделялось искусству служения даме.
Идеал куртуазной любви – возвышенный и недоступный. Не могло бытьприличного рыцаря без дамы сердца, которой он посвящал своиподвиги, с именем которой выходил на поединок, прилюдно клялся в любви иверности, прославлять которую заставлял поверженного противника. Но не моглобыть и речи о соединении с предметом своей страсти.
Цепь рыцарской любви – в служении, в страдании, а не обладании.Поэтому в дамы сердца избиралась, как правило, замужняя женщина – такобеспечивалась гарантия ее недоступности. Не случайно и Тристан, и Ланселотизнывают от любви к замужним женщинам – иное было бы недостойно романа.
Тем не менее, рыцарю было чего добиваться в любви. Он проходилнесколько ступеней служения. На первой стадии – таящегося – рыцарю полагалосьлишь вздыхать, не имея права открыться своей избраннице. Только когда сама дамазамечала безутешного воздыхателя, он мог молить ее о внимании и снисхождении.Это уже следующая ступень – молящего. И лишь затем ему улыбалосьсчастье стать официально признанным влюбленным – поклонником. Вэтом статусе он имел право открыто заявлять о своей любви и преданности. А еслипрекрасная дама выделяла его среди всех добивавшихся ее благосклонности мужчин –одаривала всяческими знаками внимания вроде мелких памятных вещичек, – счастливыйпоклонник переходил в ранг возлюбленного. Порой он могудостоиться даже поцелуя. О большем истинно куртуазный рыцарь не смел имечтать.
Что, однако, вовсе не мешало ему вести себя куда более вольготно вотношениях с другими женщинами, особенно низших сословий, и не пренебрегатьнасилием во время набегов и войн.
Заключение
К сожалению,из-за узких рамок объема курсовой работы мне очень много, что касается рыцарства,не удалось ухватить. Но тем не менее, проанализировав хотя бы затронутыевопросы нетрудно понять, как сложна была структура рыцарства. Рыцарствосоставляла в эпоху Средневековья достаточно обширную прослойку общественногослоя, а также занимала достаточно значимое место сословной иерархии. Рыцарствотакже играет важную роль в истории человечества, кто из нас не знаком систорией Крестовых походов?
Романтика,сила и красота была присуща рыцарям на самом деле. И подобно тому, как в самойкромешной темноте ночи рождается новый день, так в недрах феодальнойраздробленности и беззаконья зародилась система рыцарства.
СлужениеБогу, даме – носителю высшей мудрости и хранительнице добродетелей и государю –проводнику и гаранту «космического» порядка в обществе для рыцаря было высшимдолгом, в идеале исполнявшимся на трех планах – духовном, психическом ифизическом, что позволяло ему самому стать совершенным образом божества.
Кроме того, именнопод влиянием рыцарской культуры, сформировалось несколько новых направленийзападноевропейской литературы, – появляется куртуазная литература. Куртуазнаякультура и куртуазная литература составляли одно целое. Историки отмечают, чтов XIV–XV веках такие важные элементы жизни феодалов, как рыцарские турниры,ориентируются на литературные образы, превращаются в искусную и изощреннуюигру.
Каноны рыцарской любви, служения даме оставили след в этикетесветского и вообще культурного поведения, манерах ухаживания за дамой, принятыхи в современном обществе. Впрочем, как и многие другие соблюдаемые сегодняправила хорошего тона.
И нынемужчина сопровождает даму справа от себя – так поступали рыцари, чтобы незадевать спутницу висящим слева мечом или шпагой. При встрече мужчины пожимаютдруг другу руки, сняв перчатку, – так рыцари демонстрировали, что в правой рукенет оружия. Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря,поднимавшего забрало. При встрече другу показывали лицо, чтобы он убедился, чтоперед ним свой, а противнику – чтобы тот знал, с кем имеет дело.
Дать четкое определение средневековому рыцарствудовольно сложно. Рыцарство – феномен средневековья, один из наиболее яркихпризнаков той эпохи, было слишком многоплановым явлением, чтобы сводить его кобложке или к статуе в музее.
Список литературы
1) Кёнингсбергер Г.Средневековая Европа. 400–1500 годы. – М.: «Весь мир», 2001 г.
2) Иванов К.А.«Многоликое Средневековье». – М.: «Алтейа», 2001 г.
3) Носов К.С. «Рыцарскиетурниры». – СПб.: «Полигон»., 2002 г.
4) Руа Ж.Ж. «Историярыцарства». – М.: «Алетейа», 2001 г.
5) Солдатенко А.«Рыцарская энциклопедия». – М.: АВС «МЕДИНВЕСТ». 1994 г.