Федеральное государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный институт
Кафедра истории России
КУРСОВАЯ РАБОТА
"СИБИРСКАЯ ГРУППА ДЕПУТАТОВ В НАЧАЛЕ XXВЕКА"
Красноярск 2009
Введение
В 2006 годуРоссия отметила 100-летие Государственной Думы – первого отечественного органазаконодательной власти. Дума стала одним из механизмов и символов «политическогопробуждения» российского общества в начале XX столетия.
Всего отСибири в Государственные думы первых четырех созывов было избрано 83 депутата. Ужев I думе у них возникламысль об организации сибирской группы депутатов. Эта группа стала единственнымв Государственной Думе начала XX в. депутатским объединением,сформированным по региональному, а не партийному или национальному принципу.Группа была неформальным объединением не только сибирских депутатов, но и техобщественных деятелей, которые разделяли озабоченность думских представителейнаселения губерний и областей Сибири и Дальнего Востока судьбой обширного края.
Сибирскаягруппа депутатов поставила целью проведение реформ в Сибири и на ДальнемВостоке, которые уравняли бы край в социально-экономическом положении сцентральными губерниями, ведь, как писали газеты в 1907 году, «ни одна сторонаместной жизни (Сибири) не упорядочена, как следует, ни одна важная давноназревшая реформа не проведена в жизнь» [3].
Данныесоциологических опросов свидетельствуют, что подавляющему большинству нашихсоотечественников решительно ничего не известно о первом опыте учреждениянародного представительства в России. Когда респондентов спросили, известно лиим что-либо о деятельности Государственной думы в период с 1905 по 1917 годы,лишь 20% ответили утвердительно, а 76% – дали отрицательный ответ.
Вместе с тем,за короткий период существования первого российского парламента (1906–1917 гг.)россияне приобрели ценный политический опыт. Он и сегодня не теряет своейактуальности в ходе активно идущего процесса строительства институтовгражданского общества и правового государства. Как отметил М.В. Шиловский[1],проводя параллели, нынешним депутатами-сибирякам есть чему поучиться удепутатов начала века, поэтому опыт сибирской группы представляет большойтеоретический и практический интерес.
Историографияпроблемы в процессе формирования; судя по литературе, начало ей было положеносразу после организации I Государственной Думы, однако после октябрьской революции ивплоть до 90-х гг. XX столетия никто проблемой сибирского парламентаризма не занимался.
Пожалуй,основным источником по данной тематике является web-ресурс tomskhistory.lib.tomsk.ru/parliament
[18], данный научно-образовательный Интернет-проект справочного,биографического, иллюстративного и библиографического характера рассказывает обобщероссийских политических процессах начала XX века и как они преломились всознании и общественно-политической практике сибиряков, но прежде всеготомичей.
В разделе«Сибирский опыт российского парламентаризма» [17] данного сайта выложенысовременные биографические, аналитические и справочные материалы, а такжефотографии. В нем размещена информация о том, как проходили выборы в Сибири,кто представлял регион в Думе и Государственном совете в 1906–1917 гг.Помимо этого, в раздел включены материалы о сибирской парламентской группе, атакже связанных с ней общественных организациях. Именно оттуда взяты материалы Родионова Ю.П.[11–14].
Шиловский М.В.[10] высоко оценил консолидирующую функцию сибирской группы депутатов, несмотряна их скромные практические результаты деятельности; отметил избирательныекампании как важный фактор для формирования политической культуры местногообщества. Также, он сравнил нынешних депутатов-сибиряков с жадными медвежатамииз сказки, оказавшимися не в состоянии справедливо разделить головку сыра, в товремя как сибирская группа депутатов начала века сумела объединить в своихрядах представителей различных политических партий под лозунгом защитырегиональных интересов.
Бердникова С.А.[10] говорит об иллюзиях, которые питали крестьяне и мелкобуржуазные слои вотношении Государственной Думы и парламентаризма. Пропаганда конституционныхидей и умонастроений демократии, исходящих от либеральной буржуазии и иногда отцаризма делала свое дело, утверждает автор доклада, а результатов было мало.
Родионов Ю.П.[11–14] подробно рассказывая о депутатах, выборах и их деятельности, показываетих и в роли ораторов, и в роли законодателей. Он уверен, что депутаты оправдалиобщественное доверие, будучи независимыми и когда нужно – становящимисяоппозиционными исполнительной власти. Много внимания уделено, в частности,социокультурным характеристикам депутатов [14] и партийной идентификации [13].
В настоящиймомент в исторической науке накоплен значительный статистический материал,посвященный сибирскому опыту российского парламентаризма: истории выборныхкампаний в регионе, аналитические работы начала XX столетия и современныхученых, посвященные особенностям выборных кампаний в нашем регионе,деятельности представителей Сибири и Дальнего Востока в Государственной думе 4-хсозывов. В то же время важно отметить, что обобщающих аналитических работ поспецифике деятельности сибирских парламентариев нет.
Исходя изактуальности темы и степени ее научной разработанности, целью работы является определениеспецифики законотворческой деятельности депутатов от Сибири.
Всоответствии с обозначенной целью нужно решить следующие задачи:
1) Определитьорганизацию и состав сибирской группы депутатов, их особенности;
2) Проанализироватьрешение проблем депутатами в Государственной Думе, касающихся Сибири;
Объектомисследования является группа депутатов, представляющая интересы Сибири в I–IV Государственных думах.
Предметомисследования выступает законотворческая деятельность депутатов в I–IV Государственных думах.
Хронологическиерамки исследования включают период с 1906 до 1917 гг. Территориальныерамки охватывают пределы Сибири: Акмолинская область, Амурская область,Енисейская губерния, Забайкальская область, Иркутская губерния, Приморскаяобласть, Семипалатинская область, Тобольская губерния, Томская губерния.
Вметодологической базе исследования используются общеметодологические принципыисторизма и объективности. Говоря об историзме, мы имеем в виду анализ явленийв контексте того временного этапа, когда они происходили. Под объективностьюподразумевается отсутствие бездоказательных оценок, минимизацию собственныхсимпатий и антипатий, признание имеющихся заслуг и достижений, равно как иошибок и упущений. Имеющиеся фактический материал и историографическая базарассматриваются критически на предмет выявления неточностей и неполнотыосвещения данной проблемы.
Структурноработа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В главе«сибирская группа депутатов» идет речь о системе выборов в Госдуму иформировании сибирской парламентской группы депутатов, во второй же главезаострено внимание на двух важных проблемах того времени: земский ипереселенческий вопрос.
1.Сибирская группа депутатов
1.1 Депутаты-сибирякив I–IVГосударственных думах
Государственнаядума – в 1906–1917 гг. высшее наряду с Государственным советом учреждениеРоссийской империи.
Государственнойдуме было предоставлено право законодательной инициативы – она имела правовозбуждать предложения об отмене или изменении действовавших и издании новыхзаконов (за исключением Основных законов).
Эпохароссийского дореволюционного парламентаризма насчитывает четыре созыва.
ПерваяГосударственная Дума – апрель-июль 1906 года.
ВтораяГосударственная Дума – февраль-июнь 1907 года.
ТретьяГосударственная Дума – ноябрь 1907 года — июнь 1912 года.
ЧетвертаяГосударственная Дума – ноябрь 1912-октябрь 1917.
Порядоквыборов в первую Думу определял закон о выборах, изданный в декабре 1905 года.Сами выборы не были всеобщими, равными и прямыми. Исключались женщины, молодежьдо 25 лет, военнослужащие, люди некоторых национальностей. Согласно законуучреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская,крестьянская и рабочая. Для крестьян и рабочих – трех-, четырехступенчатые, дляпомещиков – двухступенчатые. Вначале выбирали выборщиков, и так далее, пока,наконец, в губернском городе не выбирали депутата в Государственную Думу.
В мае-июне 1906 г. от Сибири и прилегающей к ней территорииСтепного края были избраны 15 депутатов: 4 от Тобольской губернии, 2 – Енисейской,6 – Томской, 2 – Акмолинской области и 1 – от Сибирского казачьего войска. Длятакого огромного края, каким была Сибирь, представительство в Госдуму быломизерное. [11, с. 118]
К сожалению,не все сибирские парламентарии сумели вовремя начать законотворческуюдеятельность. Избрание депутатов в I Государственную думу на губернских и областныхсобраниях выборщиков в Сибири началось в середине мая 1906 г., т.е. спустяпочти три недели после торжественного приема народных представителей Николаем II в Зимнем дворце иоткрытия думских заседаний в Таврическом дворце в Петербурге. В этом проявилосьпренебрежительное отношение к восточной окраине со стороны центральной власти.
Сибирские представители уезжали в Петербург с наказамиизбирателей. На первое место в «наказах» ставились вопросы о земле. К примеру,алтайские крестьяне выступали за то, чтобы земля принадлежала государству и неявлялась предметом торговли. Право собственности признавалось, но на то, чтосоздано трудом человека, а не дано ему природой. Кроме этого положения,содержались требования введения в Сибири земства, упразднения институтакрестьянских начальников, снятия исключительных положений. Составители «наказов»не забыли сферу образования: выдвигалась задача открытия земледельческих школ,ремесленных училищ и даже сельскохозяйственного института в Барнауле «сосвободным доступом крестьян».
В Томске губернские выборщики поручили депутатам передать членамГосударственной думы наилучшие пожелания томичей и «выразить Государственнойдуме твердую уверенность в том, что она своей деятельностью добьется условийсвободного развития всех сил русского народа». [11, с. 118]
На «парламентскую адаптацию» сибирским депутатам не потребовалосьмного времени. Они сразу же включились в работу по составлению заявлений изапросов, участвовали в прениях по вопросам повестки дня общих собраний Думы,не забывая, выразителями интересов населения какого края являются.
В I Думесостоялось 40 заседаний (последнее – 7 июля 1906 г.). С 20 июня сибирскиедепутаты выступали почти на каждом заседании, иногда несколько раз в день.
Возникла мысль об учреждении специальной парламентской группы.Большинством депутатов-сибиряков идея была одобрена, но она осталасьнеосуществленной из-за последовавшего 8 июля императорского указаПравительствующему Сенату о роспуске Государственной думы первого созыва.
Если применительно к I Государственной думе несинхронность выборныхкампаний в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии (т.н. степных областях) ив Европейской России в определенной мере можно объяснить запоздалымобнародованием нормативной базы выборов для азиатской части империи, то в 1907 г.и это, в общем-то, малоубедительное, объяснение лишалось оснований. Совершенноочевидно, что такой частный вопрос, как выборы в Государственную думу, логичновписывался в общее направление национально-региональной политики царскогоправительства.
К началу апреля 1907 г., т.е. спустя полтора месяца со дняоткрытия думских заседаний, в Петербург приехали 10 депутатов от Сибири – половинасостава: четверо из Тобольской губернии: Т.В. Алексеев, Ф.И. Байдаков,В.В. Колокольников, Н.Л. Скалозубов; двое – из Акмолинской области: А.К. Виноградов,Ш. Кощегулов; один – из Семипалатинской области как представительвойскового населения Акмолинской, Семипалатинской областей и Томской губернии: И.П. Лаптев;двое – из Енисейской губернии: А.И. Бриллиантов, И.К. Юдин; один – изИркутска: В.Е. Мандельберг. [12, с. 50]
II Государственная думапросуществовала 103 дня, а парламентский отрезок биографии сибирских депутатовоказался короче этого небольшого периода.
Сибирские депутаты, получившие от избирателей пропуск в Государственнуюдуму второго созыва, оправдывали народное доверие по-разному, в силу своих природныхспособностей и своего понимания приоритетных направлений парламентскойдеятельности. Документы показывают: среди них были яркие личности, деятельныепарламентарии. Наиболее известным среди них стал талантливый селекционер,создатель ряда сортов зерновых культур, организатор Тобольского губернскогомузея Николай Лукич Скалозубов. Это был прогрессивный общественный деятель,хоть он не состоял ни в какой политической партии. Известно, что тобольскийгубернский агроном депутат Государственной думы Н.Л. Скалозубов спас отсмертной казни известного революционера М.В. Фрунзе, собрав необходимые 30подписей Думы для депутатского запроса министру внутренних дел, что было посуществу протестом против казни М.В. Фрунзе.
Во времяработы II-ой Государственной думы удалось реализовать идею создания Сибирскойпарламентской группы.
Избраннымиранее других сибирских депутатов – И.П. Лаптевым, представителемСибирского казачьего войска, Н.Я. Коншиным и Х.Т. Нороконевым – депутатамиот Семипалатинской области, депутатами от Тобольской губернии Н.Л. Скалозубовыми В.В. Колокольниковым, Т.В. Алексеевым, Ф.И. Байдаковым,депутатами от Акмолинской области А.К. Виноградовым и Ш. Кощегуловым,а также народными представителями от Средней Азии (всего 12 человек) 24 марта1907 года было принято решение об организации Сибирской парламентской группы исоставлен «Проект временного устава сибирской группы прогрессивных депутатов»,который выглядел следующим образом:
Думскаягруппа сибирских прогрессивных депутатов образуется с целью объединениядепутатов Сибири и Степных областей – 1) для разработки сибирских вопросов, 2)для подготовки и рассмотрения законопроектов, касающихся Сибири и Степныхобластей и 3) для установления связи с населением (издание книг, газет и т.д.).
Исполнительныморганом группы является комитет, состоящий из председателя, двух членов исекретаря. Председатель комитета избирается общим собранием членов группы наодин год.
Дляразработки отдельных законопроектов и вопросов образуются специальные комиссии(аграрная, по местному самоуправлению, по казачьему и инородческому вопросам,финансовая и т.д.).
Дела вкомитете решаются простым большинством голосов. Постановления большинства дляменьшинства не обязательны.
В заседанияхгруппы и в комиссиях участвуют: 1) бывшие сибирские депутаты и 2) другие лица,могущие быть полезными при рассмотрении сибирских вопросов.
Размерчленского взноса определяется общим собранием группы. [16]
На первоморганизационном собрании группы, которое состоялось 11 апреля 1907 года,представленный на обсуждение устав создающийся группы был утвержден. Крометого, для координации деятельности группы на этом же заседании был избранкомитет в составе председателя И.П. Лаптева и членов: Н.Я. Коншина и Б.Б. Каратаева,а также секретаря–казначея В.В. Колокольникова – депутата от Тобольскойгубернии.
Былозаявлено, что группа создаётся для «разрешения вопроса о широком местномсамоуправлении и о применении его к Сибири и к степным волостям». Такжедепутатами предполагалось решать проблемы, связанные с переселением крестьян вСибирь, землеустройства старожилов, вопросы, связанные в основном с введениемпорто-франко (беспошлинная торговля) на Дальнем востоке и на севере Сибири – вустьях рек Обь и Енисей.
Размерчленских взносов с целью покрытия расходов деятельности группы был определен вразмере 10 рублей для вступающего в группу (необходимо было оплачивать покупкуканцелярских товаров и почтовые услуги, производить оплату помещения длясобраний группы и т.п.).
Сибирскаяпарламентская группа объединила 23 депутата различной политическойпринадлежности. В её состав вошли семь кадетов, пять мусульман, два народныхсоциалиста, два человека, примыкавших к народным социалистам, одинпредставитель казачества, два трудовика, три социал-демократа, одинпредставитель партии демократических реформ. Эсеры и часть и социал-демократовот участия в группе отказались «не находя возможным сблизить задачи партийныхпрограмм с более узкими задачами областной группы…».
По сути, воII Государственной думе из сибиряков, представителей Дальнего Востока и СреднейАзии сформировался своеобразный союз депутатов, «связанный общностью интересовнаселения территорий, представителями которых они являются». То, что былорганизована группа, а не фракция, самих сибиряков-депутатов нисколько несмущало: «Важно, чтобы было зерно… из зерна вырастает дерево. Была бы группа, афракция будет. Если не во второй Думе, так в третьей, пятой», – подчеркивал журнал«Сибирские вопросы».
Одной изособенностей Сибирской парламентской группы было то, что во всех четырех думахсреди сибиряков-депутатов практически не было представителейконсервативно-либеральных («Союз 17 октября») и правых партий (черносотенцев),несмотря на довольно агрессивную политическую рекламу и поддержку властей.«Таков благочестивый сибирский обычай: не давать в Думу правых депутатов…», – отмечалодин из сибирских депутатов в марте 1907 года. [17]
Для III Государственной Думыисполнительной властью России был изменен избирательный закон от 3 июня 1907 г.Он был опубликован без одобрения законодательными палатами – Государственной думойи Государственным советом, и существенно изменил нормы социального итерриториального представительства в Государственной думе.
Вместе с темосновные принципы, положенные в основу избирательной системы, созданнойправовыми актами 1905–1906 гг., остались неизменными: сохранялись курии;выборы депутатов производились посредством все той же «четырехчленной формулы» (неравные, не всеобщие, не прямые, тайные). Сокращение числа депутатов Думы (с 524до 442), уменьшение количества городов с прямым представительством (с 26 до 7),устранение населения восточных окраин империи от выборного процесса в Думу(степных областей, Якутской области) не являлось главной целью составителейнового Положения о выборах. Замысел авторов третьеиюньского закона сводился ктому, чтобы обеспечить умеренно-консервативное большинство нижнейзаконодательной палаты. Перераспределение числа выборщиков в пользу «электората»,обладавшего большим имущественным цензом и априори считавшегося менеерадикальным в претензиях к исполнительной власти, – стержневое направлениеизбирательной реформы 1907 г. Этим, в частности, объясняется разделениекурии городских избирателей на два съезда, в соответствии с цензом имуществаили получаемого жалования.
Третьеиюньским избирательным законом различные части Сибириоказались в неодинаковом правовом пространстве. Часть края, административновходившая в состав Степного генерал-губернаторства, а также Якутская областьпотеряли право направить своих представителей в высшее законодательноеучреждение империи – Государственную думу – временно, до достижения «достаточногоразвития гражданственности». Творцы закона 3 июня 1907 г., опасаясьобвинений в шовинизме, не решились объявить гражданами второго сортаисключительно инородцев (казахов, якутов). Был найден вариант, казавшийсявласти более приемлемым, – упразднение ряда избирательных округов.
В комитетСибирской парламентской группы III Думы были избраны: председателем – депутатот Забайкальской области Н.К. Волков, заместителем П.И. Пальчинский –внепарламентский член группы, горный инженер из Иркутска (будущий заместительМинистра торговли и промышленности Временного правительства и председательОсобого совещания по обороне государства), членами – депутат Енисейскойгубернии В.А. Караулов и Тобольской – В.И. Дзюбинский и секретарем –депутат от Тобольской губернии Н.Л. Скалозубов.
В III ДумеСибирская парламентская группа (преимущественно кадетская по своему составу),действовала исходя из «платформы требований и положений», разработаннойСибирской парламентской группой во II Думе.
Депутатыдобивались введения в Сибири земских учреждений, расширения представительствакрая в Думе, проведения землеустройства, ограничение переселения крестьянстваиз Европейской России в Сибирь, введения порто-франко в устьях сибирских рек ит.п.
Но основныеусилия сибирские депутаты III Думы сосредоточили на проблеме введения земства врегионе. Разработанный группой законопроект (за основу был взят проект,разработанный конституционно-демократической партией) созданная Думойподкомиссия во главе с князем А.Д. Голицыным в течение года подгоняла подземское положение 1890 г.
Однаковнесенный на обсуждение Думы и утвержденный ею 30 января 1912 г.законопроект 5 мая того же года был отклонен Государственным советом.
Избирательнаякампания по выборам в IV Думу официально открылась в июне 1912 г. послеобнародования царского указа о роспуске III Думы в связи с истечениемпятилетнего срока её полномочий, но, в действительности, и правительство, иполитические партии вели предвыборную борьбу с начала 1912 г.
Этобыла единственная думская кампания в Сибири, сроки проведения которой совпали собщероссийскими. Сибирские депутаты успели приехать в столицу к открытию IVДумы, за исключением И.Н. Манькова от Иркутской губернии, прибывшего нанеделю позднее, 22 ноября.
Принципизбирательной кампании был такой же, как и в III Государственной Думе. [16]
Вдеятельности Государственной думы четвертого созыва можно выделить два периода,временной границей для которого является начало Первой мировой войны. Если дообъявления военных действий главными вопросами, обсуждавшимися на заседанияхэтого органа, являлись вопросы о конституции и правах и свободах,провозглашенных манифестом 17 октября 1905 года, о текущих хозяйственных делах,то с лета 1914 года их решение осуществляется только через призму военныхпроблем. При этом сессии созываются нерегулярно.
Какизвестно, отношение к начавшейся Первой мировой войне у представителейразличных политических партий было неодинаковым.
Оппозиционностьсибирских депутатов, очевидная и для правительственных сфер, и для коллег «подепутатскому цеху», обуславливалась, прежде всего, тем настроением, котороегосподствовало в сибирском обществе. А это настроение было если неантиправительственным, то и не проправительственным.
ГосударственнаяДума в условиях начавшейся Первой мировой войны не смогла пойти насколько-нибудь активное противостояние правящим кругам. В результате она былавынуждена постоянно соглашаться на компромиссы, поскольку не имела реальногополитического веса. Выжидательная позиция ее либерального большинства, в конце концов,привела к потере Думой значимости в глазах большинства.
Сибиряки-депутатыкак члены IV Государственной думы в целом шли в русле событий, происходившихвнутри нее. А их изначально довольно высокая оппозиционность власти с течениемвремени снималась за счет пассивных действий большинства.
1.2 Особенности сибирской группы депутатов
Крестьянские депутаты, представлявшие Сибирь, были в зреломвозрасте, наиболее подходящем для активной общественно-политическойдеятельности (30–40 лет). Самому молодому депутату-крестьянину Д.Н. Немченко(Томская губ.) к моменту избрания в I Думу исполнилось 26 лет, а самому старшему –Г.И. Ильину (также Томская губ. и тоже I Дума) – 61 год. «Думцыот сохи» высоким уровнем образования не отличались, но и назвать ихмалограмотными было бы ошибочным суждением. Большинство из них получилидомашнее или низшее образование. Так, перводумец Д.Н. Немченко (Томскаягуб.), окончивший училище, в течение ряда лет работал сельским учителем.Депутат III Государственной думы К.И. Молодцов (Тобольская губ.),образование которого ограничилось сельским училищем, служил волостным писарем.В своих селениях и тот, и другой были людьми уважаемыми, в их образованностиземляки не сомневались.
По роду своей профессиональной деятельности избранные депутатамикрестьяне были в основном обеспеченными земледельцами: размеры их наделов неопускались ниже 15 десятин. 2 десятины земли, которыми располагал Д.Н. Немченко,– скорее исключение, чем правило. Неудивительно, что в Думе сибиряки-крестьянев своем большинстве присоединились к трудовикам, а некоторые – к кадетам (К.И. Молодцовв III Думе, А.А. Дуров – вIV). Им было что терять, ипоэтому они не спешили вступить в социал-демократическую фракцию или во фракциюсоциалистов-революционеров (как известно, последняя существовала только во II Думе). Вместе с темкрестьянские депутаты края осознавали угрозу, которую несло сибирскимхлебопашцам хаотическое продолжение переселенческой политики правительства. Онине могли не быть в оппозиции к правительству, но и радикальные политическиесилы не вправе были рассчитывать на их поддержку». [13, с. 24]
Безусловно, главными действующими лицами, представлявшими Сибирьна арене думской борьбы и думского законотворчества, являлись не крестьяне,священники или предприниматели, а интеллигенция. Депутатский мандат получили врачи(А.И. Макушин, А.К. Виноградов, В.И. Ишерский, В.Е. Мандельберг,Н.Ф. Николаевский), профессора (Н.Н. Розин, Н.В. Некрасов),агрономы (Н.Л. Скалозубов, Н.К. Волков). Все они имели высшееобразование, как и еще ряд не названных сибирских депутатов, находились в рядахоппозиции царскому правительству, от либеральной до леворадикальной. Интеллигенции,в отличие от крестьян, естественно, был присущ более широкий спектрполитических пристрастий. [13, с. 25]
Вне всякого сомнения, для понимания специфики социокультурныхобликов сибирских депутатов Государственной думы начала ХХ в. следует провестисравнение имеющихся сведений с данными о депутатах нижней законодательнойпалаты от других регионов Российской империи. Однако добиться решения такойзадачи непросто, для этого нужен иной масштаб исследования.
Партийноеделение депутатов I и особенно II Государственной думы достаточно условно, таккак многие из них либо временно и случайно примкнули к партийным фракциям, либоне имели партийности, либо скрывали ее. Буржуазные и социалистические партиибыли разделены примерно на две равные части при полном отсутствии в нихмонархистов, что делало группу сибирских депутатов самой левой и оппозиционнойиз всех региональных или национальных депутатских групп.
Оппозиционность сибирских депутатов, очевидная и дляправительственных сфер, и для коллег по «депутатскому цеху», обусловливалась,прежде всего, тем настроением, которое господствовало в сибирском обществе. Аэто настроение было если не антиправительственным, то и не проправительственным.Даже депутаты-священники (А.И. Бриллиантов, В.В. Климов) находились вТаврическом дворце столицы на «левых скамьях», к явному неудовольствиюСвященного Синода. Слишком мало от Сибири прошло в Думу лиц духовного звания,чтобы ставить вопрос о реконструкции облика. Также недостаточнопредставительной в Государственной думе была «диаспора» крупной буржуазии края(С.И. Колокольников и С.В. Востротин).
Как уже былосказано ранее, сибирские депутаты объединились в единственную в Государственнойдуме региональную депутатскую группу – Сибирскую парламентскую группу,созданную для защиты интересов населения Сибири и разработки особого сибирскогозаконодательства. На деле сложился межпартийный блок буржуазныхсоциалистических партий, покрывший своими отделениями в виде дочернихорганизаций сибирской группы большую часть городов Сибири, где они являлисьзародышами новой, альтернативной органам царской администрации государственнойвласти. В столице Сибирская группа стала органом, представлявшим и отстаивавшиминтересы сибирских предпринимателей в центре страны.
Сибирскаяпарламентская группа явилась, таким образом, высшей политической ипредставительной организацией предпринимательских слоев населения Сибири, внаибольшей степени выражала их интересы.
В исторической литературе существует точка зрения, котораяотождествляет областничество и сибирских депутатов Государственной думы. Этопринципиально важный вопрос. Сибирская буржуазия осознала свою роль и место вобщей расстановке классовых сил очевиден отход от ранее занимаемых еюместнических позиций.
В 1906–1907годах, в период деятельности I и II Дум, создание сибирской группы мыслилось ипроисходило как реализация на практике областнических идей, что доказываетсямногими фактами. Например, инициатор создания группы А.И. Макушин – видныйобластник. В начале деятельности II Думы организатор сибирской группы,тобольский депутат В.В. Колокольников писал: «Есть течение образовать вПетербурге организационное бюро особой… сибирской партии, которая имела бы разветвленияв Сибири, где, в конце концов, и должен быть комитет общесибирской партии».Сибирская группа в это время рассматривалась ее членами в качестве этого бюро,для чего создался институт внепарламентских членов группы, в основном состоящийиз видных областников, а Г.Н. Потанину было сделано предложение стать ееруководителем. В начале своей деятельности сибирская группа объявила себясибирской фракцией Государственной думы, ее печатным органом стал журнал «Сибирскиевопросы». Целью деятельности группы была объявлена разработка именно «Сибирскихвопросов», ибо «нужды Сибири и остальной России далеко не одинаковы».
Программавтородумской сибирской группы составлялась в чисто областническом духе ивключала в себя создание областной или областных Сибирских дум и отстаиваниирегиональных интересов.
Третьедумскаягруппа депутатов отказалась от создания Областной Думы и продолжаларазрабатывать законопроекты о введении в Сибири земства.
Совершенноразными оказались политические позиции сибирской группы и областничества. Еслиобластники объявили себя людьми, стоящими на внеклассовых позициях, то депутатыГосударственной думы открыто встали на классовые, партийные позиции. Видяперспективы развития революционного процесса, они приложили все силы кутверждению руководящей роли буржуазии, ее партии и объединению вокруг неемелкобуржуазных масс и даже рабочего класса для недопущения назревшейреволюции, перевода революционной борьбы в мирную парламентскую борьбу.Сибирские депутаты, являясь членами политических партий, никогда от именигруппы не делали никаких заявлений о форме государственного устройства и формеправления будущей России, хотя, без сомнения, за редким исключением они былиреспубликанцами. Ведь сибирские кадеты занимали левый фланг (Н.В. Некрасоввозглавлял крайний левый фланг кадетской партии), а социалисты своиреспубликанские убеждения доказали тем, что в 1913 году в выступленииДзюбинского публично объявили об отказе участвовать в 300-летнем юбилеединастии Романовых.
Главным жепунктом разногласий с областничеством явились отбрасывание сибирской группойтезиса о существовании особой «русскосибирской нации» и переход с федеративногопринципа построения государства к унитарному, что вело к отказу от требованиядля Сибири автономии и соответственно созданию Областной думы. При этомдепутаты-кадеты маскировали свой разрыв с областничеством, трудовики-интеллигентыот них в этом не отличались, но трудовики-крестьяне оказались к областничествусовершенно равнодушными и никогда в своих выступлениях как в Думе, так и вне еек областнической фразеологии не прибегали. Социал-демократы всегда исходили изсформулированной Л.Д. Троцким установки: «Сибирь областническая, Сибирьзамкнутая, глядящая только под ноги себе – не наша Сибирь».
Причинразрыва сибирской политической элиты с областничеством несколько. Трибуна Государственнойдумы существенно расширила политический горизонт и изменила мировоззрение упровинциалов. Только половину сибирских депутатов составляли старожилы, втораяполовина состояла из осевших в Сибири политических ссыльных и закрепившихся иуспевших разбогатеть крестьян-переселенцев с примерно 10-летним стажем.Сибирские депутаты оказались людьми энергичными и предприимчивыми. Пять человекиз их состава были избраны членами ЦК кадетской партии (Н.В. Некрасов сталзаместителем П.Н. Милюкова в партии и думской фракции, а затем изаместителем Председателя Думы М.В. Родзянко). В.И. Дзюбинский10 лет возглавлял фракцию трудовиков. Среди социал-демократов были делегаты IIи V съездов РСДРП. Эти люди стали профессиональными политиками всероссийскогомасштаба и рамки областничества стали для них узки. Депутаты-предпринимателииспользовали членство в Думе для увеличения своего состояния и стали членамивсероссийских и даже зарубежных акционерных компаний. Областничество грозилоуменьшением их прибыли.
После выборовв IV Думу сибирские депутаты окончательно забывают об областничестве. Болеетого, в кадетском партийном журнале появилось утверждение, что о Сибири вообщенельзя говорить как о колонии. Зато депутаты в повседневной деятельности свойотход от требований автономии Сибири к идее унитарного государства начинаютобъяснять двумя новыми аргументами: 1) автономией Сибири дело не ограничится,вслед за русско-сибирской нацией появятся какие-нибудь русско-алтайские, ифедерализация закончится распадом Сибири; 2) воспользуется этим процессомКитай, который, не имея экономической и военной помощи, уже осуществляеттактику заселения Сибири этническими китайцами и в случае ослабления связей сЕвропейской Россией добьется своего довольно быстро.
Однакорасхождение между областничеством и сибирскими депутатами Государственной думыв то время не завершилось, да и не могло завершиться разрывом. Областничествопредставляло собой сложное общественно-политическое течение в местной, восновном в мелкобуржуазной интеллигенции. Оно не было единым, и в начале XXвека разделилось на правое, кадетско-монархическое течение, и левое,эсеровского толка. Они выражали интересы части городской буржуазии истарожильческой верхушки сибирского крестьянства.
Областничествосинтезировало интересы людей, страдавших от конкуренции буржуазии центральнойРоссии и переселений крестьян, отнимавших часть земли. Проведениетранссибирской магистрали и связанное с ней развитие капитализма, массовые переселенияв период столыпинской аграрной реформы привели к появлению новыхпредпринимателей, особенно в добывающих отраслях, которые заняли прочное местов общероссийском разделении труда. Это же произошло и в промышленности попереработке сельскохозяйственной продукции, где прочно укрепился и даже кое-чтомонополизировал коллективный предприниматель – кооперация. Вырос слойпредпринимателей – крестьян, богатеющих на ограблении переселенцев, в том числеиз самих переселенцев. Это были наиболее активные, динамичные изаинтересованные в единстве страны предпринимательские слои, и сибирскиедепутаты представляли собой интересы именно этих слоев.
Поэтому, имеяодну социально-экономическую базу, сибирские депутаты Государственной думы иобластники в какой-то степени выражали разные интересы и пытались разрешитьразные вопросы экономического и социально-политического развития Сибири.Областничество являлось разновидностью либерализма, но разновидностьюспецифической, так как положение Сибири как колонии Европейской Россиизадерживало ее социально-экономическое развитие, сохраняло элементыпатриархальности. Возглавляемое старыми вождями типа Г.Н. Потанина,малоспособными к изменению своих взглядов, осознанию происходящего развитиястраны, областничество пыталось отгородиться от идущего из Центра прогресса.Сибирская же группа возглавлялась молодыми и энергичными руководителями,попавшими в Сибирь в зрелом возрасте и не воспитанными на областническихтрадициях. Поэтому местнические тенденции, вызванные экономическим давлениемЦентра, уступали место предпринимательскому стремлению завоевать новые рынки ипотеснить менее энергичных конкурентов. Кроме того, начало XX веказнаменовалось быстрым вырождением политической элиты Центра страны и натискомжелающих взойти на политический Олимп провинциалов. Государственная дума сталаодним из главных каналов выдвижения провинциалов в политическую элиту общества,и сибирская парламентская группа явилась лишь способом объединения усилийвыдвигающихся талантливых оппозиционных политиков, для которых рамки регионаоказались узки.
Однако союзсибирской парламентской группы и областничества был хотя и слаб, но сохранен до1918 года. Произошло это в силу близости их социальной базы, положения Сибирикак колонии Европейской России, а также по политическим мотивам: сибирскиедепутаты создавали «левый блок» из кадетских правосоциалистических партий сцелью перехватить власть в Сибири после падения царского режима и не допуститьздесь развязывания гражданской войны. Блок этот они предлагали в 1912–1913годах и всей кадетской партии, но П.Н. Милюков на это не пошел. Да и самообластничество отличалось эклектизмом, склонностью к соглашательству, имелоорганическое родство с идеологией кадетской партии. Областники могли жаловатьсяи упрекать сибирских депутатов в неверности, но разрывать союз с ними не моглии не хотели. Н.Б. Шейнфельд совершенно верно заметил, что областничествобыло удобно «как объединяющая, формально внепартийная платформа для совместныхвыступлений представителей различных либерально-буржуазных,либерально-народнических и иногда даже мелкобуржуазных демократических партий вСибири».
Но областникиоказались в этом союзе на правах «бедного родственника» и за времясуществования Государственной думы привыкли к этому положению, постояннымуступкам и капитуляциям со своей стороны. Разрыв произошел в 1918 году. Именнобывшие сибирские депутаты Государственной думы призвали в Сибирь А.В. Колчака,которого хорошо знали по совместной работе: в 1907–1914 годах Колчак былвоенно-морским экспертом Думы и одновременно членом Общества изучения Сибири иулучшения ее быта и внепарламентским членом ее группы, из состава которой вышлии оба премьер-министра колчаковского правительства П.В. Володарский и В.Н. Пепеляев.Колчак в полном соответствии с унитарной концепцией сибирской парламентскойгруппы не только провозгласил себя Всероссийским правителем, но и уничтожилсибирский сепаратизм путем суровых репрессий.
В целом, еслиподводить итоги деятельности Сибирской парламентской группы, можно отметить,что сибирские депутаты оказались людьми энергичными и предприимчивыми. И,несмотря на то, что ни один законопроект, разработанный Сибирской парламентскойгруппой, реализовать не удалось, опыт сибирских депутатов по организации ихсовместной деятельности является достаточно ценным.
2. Решение «сибирских вопросов» в ГосударственнойДуме
В данной главе рассмотрены только две, особоважные проблемы, которые пытались решать депутаты во всех четырех думах:земский и переселенческий вопрос.
2.1Земский вопрос
Идея введенияв Сибири земских учреждений, впервые выдвинутая областниками еще в 60–70-х гг.XIX в., за период революционных событий 1905–1907 гг. претерпеласущественное изменение. Прежде всего, земский вопрос стал центральным впрограмме буржуазного реформирования Сибири, выдвинутой либералами. Желаниесибирской интеллигенции добиться введения земских учреждений отражалоукрепление позиций сибирской буржуазии и ее стремление к непосредственномуучастию в управлении сибирским краем. К тому же, по их представлению, земствамогли снять многие противоречия, приведшие к революционной стихии, только чтообрушившейся на Россию. Как писал один из либералов, «земские учреждениязаслужили того, чтобы их считать необходимыми органами государственного строя…,и без них едва ли мысленно осторожное разумное движение всей жизни нашегообщества вперед, движения в порядке, с соблюдением всех лучших заветов русскойземли».
Абстрактныеидеи старых областников относительно необходимости введения земства за годыреволюции превратились в хорошо разработанные проекты, а начало работыГосударственной Думы позволило надеяться на скорую их доработку и принятие.Роспуск II Думы в 1907 г. в этих условиях в глазах либералов означалкрушение надежд на быстрое введение земства и привел к некоторому их унынию(как писал корреспондент из Тюмени: «Все время просили,… мечтали, писали,говорили: дайте земство! Обещали и не дают»), но не положил конец земскимидеям. Судя по действиям либералов Сибири, они решили добиться желаемого силойобщественного мнения и тщательностью подготовки своих предложений. Действовалипо нескольким направлениям. Главное – это сибирская группа депутатов вГосударственной Думе.
Подчеркиваянеобходимость земской реформы для Сибири, сибирские кадеты заявляли, что самымцелесообразным и кратким считают путь реформаторского законодательства, а непуть революционный, который уже показал свои плоды.
Нужнозаметить, что депутаты Думы вообще придавали большое значение реформам вобласти местного самоуправления, требовали общей реформы земства в России.Сибирские депутаты в Думе вновь воссоздали парламентскую группу и образовалиадминистративно-земскую комиссию, большинство которой составили кадеты.Руководить земской подкомиссией предложили А.А. Корнилову, которыйодновременно стоял во главе работ по составлению земского положения в неземскихгуберниях во фракции кадетов. Тем самым был предрешен следующий шаг: А.А. Корниловым,С. Ивановым и Н.Л. Скалозубовым (именно они являлись самыми активнымиразработчиками сибирского земского законопроекта) было решено исходить изположения 1890 г. (как это делали кадеты) с некоторыми поправками к нему всвязи с сибирскими особенностями. К 11 мая 1908 г. работа по составлениюоснов законоположения была завершена, а 23 мая, собрав подписи под заявлением онеобходимости введения земства в Сибири, сибирские депутаты внесли проект вДуму.
Дляпродвижения своих проектов депутаты опирались на общественные организации (например,«Общество изучения Сибири и улучшения ее быта», открытое в марте 1908 г.) иСМИ.
Очевидныйинтерес к земской идее, по сравнению с прежним временем, начали проявлятьпредставители крупной буржуазии, осознавшие, что земство может стать какспособом улучшения местной жизни, так и инструментом усиления собственнойвласти. Это вылилось, например, в попытку самостоятельной выработкизаконопроектов введения земства в Сибири, как это сделали золотопромышленники.
Гораздоменьшую заинтересованность к земству проявляло сибирское крестьянство.Губернатор Тобольской губ. Гондатти очень точно подметил причину того: «Врагиже земства могут сильно повредить самой идее земских учреждений. Стоит тольковнушить крестьянину: «До земства с вас брали по такой-то статье 1 руб., атеперь будут брать 3 руб.», и к земству создается враждебное, недоверчивоеотношение».
Свои основныеусилия депутаты третьедумской сибирской группы также сосредоточили на проблемевведения земства в регионе. Разработанный группой законопроект, внесенный наобсуждение и утверждение Думы 30 января 1912 г., 5 мая того же года былотклонен Государственным советом.
Следуетотметить тот факт, что целенаправленная разработка земской идеи (имеется в видуидея введения в Сибири земских учреждений) в 1908–1912 гг. сиспользованием всех вышеуказанных возможностей привела к тому, чтобезоговорочно отрицательное отношение правительства к распространению на Сибирьземств было поколеблено. И впервые в 1912 г. при анализе этой проблемыминистр внутренних дел А.А. Макаров высказал возможность установленияземского самоуправления в Томской и Тобольской губернии. Другим важнымрезультатом стало закрепление в общественном сознании сибиряков мысли ожизненно важном значении для Сибири земства. Правда, это касалось, прежде всего,либеральной части общества и меньше затронуло крестьянское население.
Следуетотметить довольно серьезную поддержку сибирских либералов в борьбе за земствосо стороны золотопромышленников, что объяснялось их сплоченностью (довольнорегулярно проводились съезды) и тем, что они увидели в земстве хорошуювозможность усиления своей власти над территорией приисков. Так, в одном изпроектов, золотопромышленники требовали, чтобы обособленные золотопромышленныерайоны были приравнены к уездным земствам, а средства, собранные в качествеземских сборов с золотых приисков, шли бы на нужды этих же районов, а ихвладельцы рассчитывали на руководящую роль в земстве.
Война,начавшаяся в 1914 г., усилила надежды на скорое введение земства в Сибири,так как последние могли бы оказать серьезную помощь в различных областяххозяйствования и смягчить многие острые проблемы во взаимоотношениях междуразличными категориями населения. Военно-промышленные комитеты, созданные повсей стране, в том числе и в Сибири, увидели в земстве орган, в котором можнососредоточить работу по найму рабочей силы. Они выступили за мелкую земскуюединицу, которая «может не ограничиваться посредничеством по найму ирегулировать самое передвижение и направление рабочей силы», и далее:«организацией мелкой земской единицы и демократизацией местного самоуправленияразрешение проблемы организации рынка может почитаться поставленным направильный путь».
В марте 1916 г.,уже во время работы IV Думы сибирская парламентская группа снова подняла вопросо введении земства в Сибири. Она собрала под законодательным предложением 72подписи, но каких-либо практических шагов по обсуждению проекта Дума не успелапредпринять.
2.2 Переселенческий вопрос
Сибирскаядепутатская группа II Государственной Думы разрабатывала законопроект, касающийсяограничения переселений крестьян, однако без успешных результатов.
Из 5сибирских областных вопросов, перечисленных Г.Н. Потаниным, группа уже к1910 году признавала один лишь переселенческий, но разрешать его собираласьиначе, чем областники. Ее программа социально-экономического развития Сибирибыла значительно шире областнической.
Ваграрно-переселенческом вопросе областники занимали реакционные позиции. Онивыступали против капитализации, переселений и разрушения общины спринципиальных, идейных позиций людей, не желающих видеть реальность. Их мечтаотделить Сибирь от России и законсервировать в ней полуфеодальные порядкиотвергалась сибирскими депутатами категорически. Они, наоборот, добивалисьускоренных по сравнению с Европейской Россией темпов развития капитализма всельском хозяйстве при ограждении его от проникновения помещика и возникновенияклассовой борьбы. Эти расхождения стремительно углублялись под влияниемосуществлявшейся столыпинской аграрной реформы.
Вопрос переселенческий является одним из самых важных, писал Головачев П.М.[6, с. 7] и не только потому, что от более правильного его разрешениянепосредственно зависит участь многих тысяч людей, но и вследствие его огромногозначения для старожилов в некоторых местностях.
По его мнению, мнению современника, переселенческое дело должнобыть изъято из ведения чиновников, которым должна быть предоставлена лишьтехническая и исполнительная роль и передано в руки местного самоуправляющегосяземства и вообще введение местных учреждений во всем том, что касается общегоопределения удобных земель в известной местности и первоначального устройствапереселенцев на местах. Переселенческий вопрос не только чисто-местный, но иобщегосударственный, а потому местное самоуправление имеет и право контроля, иправо получения из общегосударственных средств необходимых сумм для надлежащегоустройства пришлых новоселов. Еще более важным общегосударственным вопросомявляется заселение Приамурья русским элементом, потому что в этом случай приходити вопрос международного политического характера – создать в Приамурьеестественным, и потому самым верным путем оплот против захвата Японией этойсибирской окраины, которая со временем должна играть более видную роль в общейэкономике государственного хозяйства России. Кроме того, приамурскиепредставители должны поддержать и осветить в Государственной Думе столь важные,специально местные вопросы, как вопрос об амурской железной дороге, проведениекоторой решительно необходимо для Приамурья; об охране рыбных промыслов вдольсеверо-восточных берегов Сибири, а также в устье Амура и у русских береговСахалина; о правильной эксплуатации минеральных богатств северной частиСахалина и о более прочном фактическом закреплении этих местностей за Россией.Представители от Якутской области и Тобольской губ. должны обратить внимание наслухи, будто правительство намерено сахалинских каторжных выдворить в Якутскойобл. и сделать вообще эту область и северные части Тобольской губ. такими же,приблизительно, местностями уголовной ссылки, каким был Сахалин. Якутская областьуже достаточно потерпела от уголовной ссылки, а потому сибирские представители решительноне должны допускать опытов перенесения сахалинской ссылки на материк Сибири.Вообще, они не должны допускать, чтобы Сибирь продолжала роль ссыльной колонии,и потому им следует поддерживать вопрос о реформе всей нашей пенитенциарнойсистемы.
Вопрос об охране инородцев дальнего севера должен привлечь живоевнимание сибирских представителей в Гос. Думе: только одни инородцы и могутжить постоянно в этих суровых, непривлекательных местностях, пушные богатствакоторых окажутся без них почти совершенно недосягаемыми. Без инородцев северныетундры сделаются совершенно недоступными пустынями, и потому охрана инородцевявляется весьма важным вопросом даже чисто экономической категорий. Кром того,необходимо нужно позаботиться о правильной, широкой и дешевой доставке орудийтруда для инородцев-рыболовов вообще и для русского населения берегов северо-восточныхрек – Яны, Индигирки и особенно Колымы – им нужен материк для неводов и сетей, особенноволос. Это вопрос их существования, и якутский депутат должен обратить на неготакое же внимание, как на ссылку в Якутскую область. [6, с. 8–9]
Депутаты не ставили под сомнение целесообразность переселенческогодвижения в восточные районы страны. Была поднята другая проблема:сбалансированного подхода к задаче переселения, максимального учета интересовстарожильческого населения в местах водворения новоселов из Европейской России.Позиция сибирских депутатов не была понятна и многим их «парламентским коллегам».Не случайно Н.Л. Скалозубов, поднявшись на трибуну для критики разъясненийБ.А. Васильчикова, находился на ней значительно больше времени, чем еговысокопоставленный оппонент. Николай Лукич заявил, что ему и его товарищамобидно слышать в кулуарах Думы вопрос: «Неужели вы, сибиряки, протестуетепротив переселения в Сибирь? Неужели в Сибири тесно? Неужели переселение должнопрекратиться?» [12, с. 54–55]
Обвинения в региональном эгоизме тобольский депутат отвел от себяи своих земляков, работавших в Государственной думе, как беспочвенные:»… мы,сибиряки, протестуем не против правильной колонизации, – она необходима дляСибири, она ее оживит, – протестуем против того беспорядочного, хаотическогопереселения, которое в настоящее время ведется… теперь происходит устройство вСибири не переселенцев, а переселенческих чиновников». [12, с. 55]
Широко распространенное мнение об огромных площадях никем незанятых земель в крае Н.Л. Скалозубов назвал легендой. Со знанием дела(вчерашний губернский агроном!), на конкретном материале оратор убеждалпарламентскую аудиторию (не князя же Васильчикова) во взвешенности иобоснованности такого вывода. По глубине анализа ситуации это было не рядовоеучастие в прениях, а выступление на уровне доклада. В конце продолжительнойречи Н.Л. Скалозубов в качестве квинтэссенции прозвучавших из его устрассуждений отметил, что «нормальная колонизация Сибири будет возможна лишь сорганизацией общественной жизни в Сибири, с введением здесь земскогосамоуправления, уже обещанного Высочайшим рескриптом на имя графа Кутайсова».[Там же]
В конце заседания думы поступило предложение принять объясненияудовлетворительными и перейти к очередным делам. С этим депутаты-сибиряки несогласились. В их «формуле» акценты расставлены иначе: «Признавая разъяснения,данные главноуправляющим земледелием и землеустройством по вопросу относительномер, принятых к ускорению образования переселенческих участков в Сибири,недостаточными, а мероприятия главного управления по организациипереселенческого дела необеспечивающими интересы переселенцев и нарушающими интересыкоренного сибирского населения, Государственная Дума переходит к очереднымделам». [12, с. 56]
Принятие предложения сибирских депутатов справедливо быловоспринято самими депутатами и общественностью Сибири как моральная победа,пусть и небольшая, народных представителей от огромной окраинной территорииРоссии.
По поручению бюджетной комиссии II Государственной Думы Н.Л. Скалозубовподготовил проект доклада по смете переселенческого управления ГУЗиЗ, который,однако, не был внесен на общее собрание по причине роспуска Думы 3 июня 1907 г.Документ разработан основательно, о чем свидетельствует и внешний показатель:количество страниц, отпечатанных типографским способом, – свыше 35. Н.Л. Скалозубовназывает источники бюджетной экономии: сокращение чиновничьего аппаратапереселенческого ведомства, прекращение финансирования изданий справочногохарактера по переселению и плакатной продукции, так как в них содержаласьинформация о якобы свободных участках, вводившая в заблуждение многихпереселенцев. В настоящее время, убеждает автор, устройство новоселовсовершается в порядке опеки над ними: людей устраивают вместо того, чтобыпомогать им устраиваться. «Отрицательные результаты такой системы сказываютсягромадным процентом фактически неустроенных переселенцев». Н.Л. Скалозубоввновь высказывает убеждение в необходимости привлечения земств к организациипереселений. В связи с этим, по его мнению, активизируется проблема введенияземских учреждений в Сибири: «Будущие земства Сибири должны, при содействииправительства, принять на себя заботы о водворении новоселов и организовать импомощь кредитную, агрономическую и врачебную». [12, с. 56]
Заключение
Подводя итоги исследования, стоит повторить, что для такогоогромного края, каким была Сибирь, представительство в Госдуму было мизерное.Но, как отмечают множество исследователей, сибирские депутаты достойносправлялись с возложенными на них задачами, несмотря на все препоны: упомянутоемаленькое представительство для огромной территории, выборы позднееобщероссийских по срокам, короткое время действия I и II Государственной думы идр. И даже маленькая результативность не уменьшает их достижений.
В работе проанализирована специфика деятельности сибирской группыдепутатов, это, прежде всего, защита региональных интересов, консолидациядепутатов и общественных деятелей, СМИ во имя этого.
В первой главе проанализированы социокультурные особенностидепутатов, выяснен их уровень образования, социальное положение и другие особенности.Проведено сравнение с областниками как ответ на частое соотнесение висториографии сибирской группы депутатов и областников.
Во второй главе проанализировано решение депутатами двух насущныхпроблем начала века для Сибири: переселенческая политика и земская реформа.
Российская империя, как мы теперь знаем, так и не смоглавыработать свою, общепризнанную населением модель конституционной монархии. Нафоне ряда европейских государств, обеспечивших себе в неспокойном XX векеотносительную стабильность за счет консолидации вокруг личностиконституционного монарха и отражающего народные интересы вокруг парламента,российская государственность до сих пор отличается нестабильностью инедообустроенностью. При этом она до сих пор нуждается в совершенствованиинациональной модели парламентаризма. Сибирская группа депутатов в этом планепоказала себя действительно связанной общностью интересов населения территорий,представителями которых они являются и нам спустя сто лет есть чему у них поучиться.
Список использованных источников и литературы
1. 1917год в Российской и мировой истории: материалы международной науч. конфер.(Красноярск, 14–15 ноября 2007 г.) / Красноярск, Красноярский писатель,2007. – 424 с.
2. VI историко-философские чтения: материалы по науч.-практич. конф. /Под ред. В.В. Гришаева; отв. за вып. М.Г. Тарасов, Красноярский гос. ун-т.– Красноярск, 2006. – 166 с.
3. Борзенко, Л.Неудобная Дума / Л. Борзенко // Знамя труда. – 2006. – 7 апр.
4. Виттенберг,Б.М. Государственная дума // Отечественная история: энциклопедия[Текст]: В 5 т.: т. 1: А-Д / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред.) и другие. –М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – С. 611–612.
5. Вопросытеории и истории государства и права: сб. науч. статей / Отв. ред.: С.А. Дробышевский./ Красноярский гос. ун-т, Красноярск, 1999. – 124 с.
6. Головачев П.М. Сибирскиевопросы в Государственной Думе // Сиб. вопросы. – 1906. – №1. – С. 3–12.
7. ДепутатыГосударственных дум от Енисейской губернии (1906–1917). Информационные материалы/ Комитет по делам архивов. – Красноярск, 2003. – 43 с.
8. Карпухин,К. Сто лет в обед / К. Карпухин // Сегодняшняя газета. – 2006. –№54.
9. Малышева,О.Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления вРоссии [Текст]: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц/ Том I.А-Е. Отв. ред. И.Н. Барциц. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 209–211.
10. Парламентаризмв России: исторический опыт и современные проблемы: мат. Всерос. науч.-практ.конференции, посвящ. 100-летию начала деятельности первой российскойГосударственной думы. Красноярск, 18 мая 2006 / В.В. Гришаев (отв. ред.); В.Г. Курдюков(зам. отв. ред.); ред. кол. – Красноярск: Красноярский писатель, 2006. – 292 с.
11. РодионовЮ.П. Сибирские депутаты в I Государственной думе // Революция 1905–1907годов и общественное движение в Сибири и на Дальнем Востоке: Межвед. сб. науч.тр. / Под ред. А.П. Толочко. Омск: Изд-во ОмГУ, 1995. С. 117–130.
12. РодионовЮ.П. Сибирские депутаты во II Государственной думе // По страницамроссийской истории. Омск, 1996. С. 50–57.
13. Родионов,Ю.П. Идентификация партийности сибирских депутатов Государственной думы в1906–1917 гг. (Источниковые возможности решения проблемы) // Сибирь:ХХ век: Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. С. 23–30.
14. Родионов,Ю.П. Социокультурные характеристики сибирских депутатов Государственной думыначала XX в. // Вторые архивные чтения памяти М.В. Грабаря: тезисыдокладов и сообщений. Омск: Изд-во полигр. центр ОмГМА, 2005. С. 156–162.
15. СелунскаяН., Томтендаль Р. Зарождение демократической культуры [Текст]: Россия в начале XX века. – М.: «РОССПЭН»,2005. – 336 с.