План
1.Включение словацких территорий в Венгерское королевство в X—XI вв.
Административно-территориальнаяорганизация
2.Словацкая культура в X—XIV вв. Развитие образование Архитектура словацкихгородских центров
3.Словакия в системе монархии Габсбургом
4.Словакия — арена борьбы между венгерской шляхтой и Габсбургами
5.Словацкое Просвещение. Матей Бел
1.Включение словацких территорий в Венгерское королевство в X—XI вв.Административно-территориальная организация
На протяжении многихвеков Словакия была лишь этнографическим понятием. Словацкая этническаятерритория компактно располагалась в Северной Венгрии и в Средние веканазывалась Верхней Венгрией. В основу ее административно-территориальнойорганизации было положено деление на комитаты (отдельная область королевскогодомена), или жупы. Претерпев определенные изменения, эта системапросуществовала до 1922 г., причем из 16 комитатов на рубеже XX в. только четыреимени словацкий моноэтнический состав, а в шести словаки составлялибольшинство.
После распада ВеликойМоравии важнейшим фактором и истории словаков стало постоянное усиление влияниявенгров. К X в. они овладели частью земель в Придунайской низменности,населенных словаками. Включение словацких территорий в зону интересов венгровпривело к тому, что в долинах Южной Слоивакии славянское население быломадьяризировано или же покинуло эти места. В X — начале XI в. западная ицентральная части территории Словакии неоднократно переходили к правителямсоседних Чехии и Польши. В XI в., особенно во времена правления королей СтефанаI (997—1038), а затем Ладислава I (1077 1096), значительная часть словацкихземель была присоединена к Венгерскому королевству. Захват северных областейСловакии в XII в. привел к завершению этого процесса.
Южные и западныесловацкие земли были наиболее развитой частью венгерского раннефеодальногогосударства. Здесь преобладало оседлое земледельческое население. Оно включалополусвободных крестьян, имевших ограниченное право перехода, многочисленнуюпрослойку лично-свободных «замковых людей», живших в селах и управляемыхжупаном. К свободным относились и воины замка, в мирное время платившиеденежный налог. Основную рабочую силу в имениях короля и феодалов составлялачелядь. В дальнейшем по мере укрепления феодального землевладения в XIII в.дифференциация населения уменьшается. Наиболее многочисленной категорией сталокрепостное крестьянство. Воины же послужили основой для формирования низшегодворянства.
Словацкая церковьоказалась под юрисдикцией Эстергомского архиепископства. В XI в. появляетсяцелый ряд монастырей, ставших крупными земельными собственниками.
В конце XI в. вСловакии возникает ремесленное производство. В конце XII в. начинается процессразвития городов как торгово-ремесленных центров, а в XIII в. ими были полученыпривилегии. Так, Трнава получила привилегию в 1238 г., через несколько лет ее добились Зволен и Нитра, в середине века — Банска-Бистрица и Тренчини в 1291 г. — Братислава. Центром Восточной Словакии становится Кошице. Вгородах действовало немецкое право, за исключением процветавших за счеттранзитной торговли Спишских городов с центром в г. Левоче. Онируководствовались собственным правом и подчинялись непосредственно королю.Богатство природных ресурсов, наличие крупных месторождений полезныхископаемых, в разработке которых были заинтересованы венгерские феодалы,вынудило последних пойти на уступки горным городам.
Вхождение Словакии всостав Венгерского королевства предопределило преобладание здесь венгерскойполитической культуры эпохи феодализма.
В условиях феодальнойраздробленности в начале XIV в. территория Словакии оказалась разделенной надве части. Могущественным правителем ее западных земель стал Матуш ЧакТренчинский (1260—1321), противостоящий центральной королевской власти. Разгромкоролем Карлом II Робертом (1308—1342) феоодальной оппозиции привел квосстановлению системы феодальной зависимости, укреплению крупных феодальныххозяйств, развитию городов и торговли. К этому времени и в новых, и в старыxгородских центрах немецкий патрициат стремится взять в свои руки городскоеуправление.
В XIV в. были основанымногие нынешние крупные города Словакии. Они добиваются автономии в управлениии судопроизводстве и становятся центрами притяжения беднейших слоев населения.Преобладающую часть словацкого общества составляли
зависимые крестьяне,которые выполняли феодальную ренту, платили церковную десятину и с XIV в. такназываемую «девятину» — натуральный налог с зерновых и вина в пользугосударства.
Введение новыхповинностей, усиление барщины последовали вслед за появлением османской угрозы.Так, в 1397 г. была ввведена специальная антитурецкая дань. Заметное ухудшениежизни сельского населения в конце XIV в. вызывает противодействие крестьян.Восстания, бегство в города и горы приобретают массовый характер.
2.Словацкая культура в X—XIV вв. Развитие образование Архитектура словацкихгородских центров
словакиявенгерская шляхта государство
С начала XIV в.Словакия становится областью активной транзитной торговли. Это способствуетустановлению во всех сферах деятельности более тесных контактов с развитымирегионами Европы. Быстрое развитие городов, особенно со второй половины XIV в.,приводит к тому, что они становятся культурными центрами. Здесь начинаетраспространяться светская образованность. По-прежнему сохранили свое значение икапитульные школы в Нитре, резиденции епископа в Братиславе и Спише. Длямолодых дарований из Словакии становятся престижными Пражский, Венский иКраковский университеты.
Традиции романскогостиля, для которого были характерны массивные каменные храмы-крепости состенами, украшенными фресками, в конце XIII в. постепенно уступают местоготике. Хотя оригинальная архитектурная школа в Словакии в XIV, сложилась,местное зодчество отличается заметным своеобразием. Во второй половине XIV в.словацкие мастера возводят ряд церквей с опорной готической системой сводов.Наиболее известное сооружение — Собор св. Елизаветы в Кошице. Его строительство(после пожара) продолжалось с конца XIV до середины XV в. Ратуши,многочисленные каменные дома городской знати и мещан украшают города. Широкийразмах получает возведение вписанных в пейзаж замков местных аристократов.
Если в архитектурепрослеживается влияние пражской школы, то в настенной живописи, особенно всреднесловацких шахтерских центрах, заметно воздействие итальянских мастером исловацкий «прекрасный стиль» оказали влияние чешская, а с начала XV в. —венская живописная традиции. Наиболее ярко в готике проявила себя Спишскаяобласть. Широкую популярность приобрела деревянная пластика алтарногоубранства. На протяжении XIV столетия анонимные авторы совершенствуют своютехнику, отказываются от статичного положения фигур, создают все болеелирические и выразительные образы мадонны. (350)
В середине XV в.Словакия стала ареной династической борьбы за венгерскую корону междуГабсбургами, польскими Ягелллонами >венгерскими магнатами. Значительнойчастью ее территории овладел чешский магнат католик Ян Искра из Брандыса. Вместе с ним в Словакию пришло несколько тысяч бывших гуситских воинов,по-прежнему исповедовавших гуситскую идеологию. Искра опирался на патрициатгородских центров добычи руды выплавки металла, использовал антифеодальныенастроения братриков («братиков») — словацких последователей таборитскоготечения в гуситском движении. Он выступал как представитель и защитникинтересов вдовы Альбрехта II, а затем ее малолетнего сына Ладислава. Емуудалось настолько укрепить свои позиции, что венгерский правитель Янош Хуньядивынужден был передать ему в управление ряд словацких городов.
Под давлениемвенгерских магнатов в 1453 г. Искра оставил Венгерское королевство, а еговойско в большинстве своем перешло на сторону братриков. Их укрепленные лагерястали центрами антифеодального движения словацкого крестьянства. Размахвыступлений армии братриков, организованной по образцу таборитов, был настолькоширок, что для их подавления венгерские магнаты были вынуждены обратиться запомощью к Искре. Однако и после нескольких поражений (1458, 1467) братрикисохраняли свою силу и во второй половине 50-х годов даже приняли участие вдинастической борьбе.
Новую попытку укрепитькоролевскую власть предпринял Матьяш Хуньяди — Матвей Корвин (1458—1490),которому удалось сломить сопротивление крупных магнатов. Удачей завершились ипереговоры с Яном Искрой, получившим титул барона, крупное денежное вознаграждениеи земельное владение в Трансильвании.
После смерти Корвина вкоролевстве вновь пришли к власти магнаты, а все земли, входившие в него,оказались в глубоком внутриполитическом и экономическом кризисе. Упадокгородов, ухудшение положения подданных, опустошение ряда районов странывызывали массовое недовольство населения. В ответ законы, ограничивающиесвободу передвижения крестьян, были дополнены актом о преследовании за укрытиебеглых.
В 1514 г. в королевствевспыхнуло восстание Дожи, поражение которого позволило законным путем лишитькрестьян личной свободы. Восстание горняков Банска-Бистрицы и присоединившихся
к ней других шахтерскихцентров в 1525—1526 и себе как о последователях идей плебейской реформации, посвоему размаху и организованности было самым мощным социальным выступлением вэтом регионе после гуситского движения.
3. Словакия в системемонархии Габсбургом
Вступление Фердинанда Iна венгерский простим начало образованию в 1526 г. многонациональной монархииГабсбургов, включавшей Хорватию, Славонию, задунайскую часть Венгрии иСловакию. При этом территория Словакии стала местом постоянных военных сраженийс Османской империей, прочно утвердившейся в центральной части Венгерскогокоролевства. Расширение хозяйств венгерских феодалов и как следствие положениясловацкого крестьянства, упадок городов, кризис словацких центров добычи ивыплавки металлов сопровождались попытками реализовать абсолютистскиенастроения Габсбургов.
Лишь в последней третиXV в. Банска-Бистрица становится самым крупным в Венгерском королевстве центромпо добычи руды и выплавке серебра и меди. Благодаря хорошей организации,механизации производственного процесса и венгерским и немецким инвестициям вконце XV в. Словакия превращается в один из главных производителей меди вЕвропе. Оживление хозяйственной деятельности городов ведет к увеличению числасловацких рабочих, ремесленников и торговцев.
После захвата османамиюжных районов Словакии начинают интенсивно осваиваться ее центральная исеверная части. По мере распространения товарных отношений растет производствопродукции на рынок. Королевским городам Словакии удалось сохранить своипривилегии до начала XVII в. Заметно выросло политическое значение городскогосословия в сейме.
Широкий отклик вСловакии получило лютеранство. Борьба за сословные привилегии, свободувероисповедания создавала благоприятную почву для распространенияреформационных идей.
Во второй половине XVв. в Словакию начинают проникать гуманистические веяния. Их носителями быличлены королевского двора, церковные иерархи.
Распространение вСловакии идей гуманизма, рост городских центров, укрепление роли бюргерства всоциальной структуре
общества обусловилипоявление новых элементов в духовной жизни словаков. Заметное воздействие наразвитие культуры оказывают гуситское движение и Реформация. В словацкую средугуситские идеи привносили участники гуситских походов, а также возвращавшиесяиз Пражского университета студенты. Одним из них был каноник в Нитре ЯнВавринец из Рачиц, автор нескольких полемических трактатов в защиту Яна Гуса.
Вхождение Словакии ичешских земель в состав одного государственного образования, которым правилипредставители династий Люксембургов, Ягеллонов и Габсбургов, этническая иязыковая близость усиливали влияние чешской культуры, чешского языка и чешскойкнижности на территории Словакии. Помимо монастырей книжная культурараспространялась в городах. Чешский язык наряду с широко использовавшейсялатынью стал языком литературных сочинений. Язык Кралицкой библии,«библитчина», постепенно утверждался как язык письменности словаков, на немиздавались и официальные распоряжения короля. Однако общий уровень образованиядаже среди духовенства оставался невысоким.
Гуманистические иренессансные веяния затронули и сферу образования. В период правления МатвеяКорвина в 1467 г. был основан университет в Братиславе — АкадемияИстрополитана. Он стал одним из центров деятельности итальянских гуманистов,ученых и архитекторов, которых специально приглашал король в Венгерскоекоролевство. Появились новые городские и церковные школы, первые типографии,распространялась книжная продукция. Но второй половине XV — начале XVI в.королевскими городами велось активное строительство храмов, ратуш,оборонительных стен и башен. Патрициатом возводились особняки по примеру замковв магнатских усадьбах.
В архитектуре,изобразительном искусстве преобладала поздняя готика. Международную известностьимела кошицкая архитектурная и скульптурная мастерская.
Строительство храмовстало инспирирующим началом для других направлений искусства. Расцвет станковойготической живописи приходится на последнюю треть XV — начало XVI в. Наиболеезначительным памятником этого времени является алтарь св. Екатерины в г.Банска-Штьявница, близкий по живописной манере немецкому Ренессансу.
Выдающимся резчиком подереву был мастер Павол из Левочи. Своеобразны и чрезвычайно живы созданные имскульптурные композиции главного алтаря в церкви св. Иакова (Якуба) в Левоче.По своей художественной ценности, масштабности и выразительности этот памятникпризнан одним из крупнейших во всей позднеготической пластике ЦентральнойЕвропы.
Ренессансные городскиепостройки, у которых вся верхняя часть стены украшена многофигурнымикомпозициями, замки с характерными для этого времени мощными угловыми башнями ивнутренними аркадными двориками типичны для словацкой архитектуры XVI в. В этомстолетии в Словакии получила развитие светская и духовная поэзия на латинскомязыке. В исторических песнях, любовной лирике звучала тема борьбы противосманов.
4.Словакия — арена борьбы между венгерской шляхтой и Габсбургами
На протяжении полуторастолетий Словакия вынуждена была противостоять давлению османов. После захватав 1562 г. южной части Словакии, поскольку границы османских завоеванийпостоянно отодвигались на север, словацкие территории стали центромполитической жизни Венгерского королевства. Противостояние венгерских феодаловабсолютистским и централизаторским устремлениям Габсбургов, попыткам укрепитьпозиции католической церкви зачастую приобретало формы заговоров и восстаний.Большинство из них произошло на территории Словакии. Концентрация венгерскойшляхты, покинувшей родовые поместья, захваченные османами, необходимостьсодержания многочисленной армии для защиты границ монархии Габсбургов имели весьмапротиворечивые последствия. Они не только способствовали интенсификациисельского хозяйства, но и усиливали давление правительства, дворянства, местныхчиновников на словацкое крестьянство. Все это вело к тому, что крестьянепокидали земли феодалов и уходили или в пограничные районы, или в горы, гдеобъединялись в многочисленные вооруженные отряды и становились ударной силойбольшинства сословных восстаний XVII — начала XVIII в.
Бурные событияТридцатилетней войны 1618-1648 гг. также затронули Словакию. Большую частьсловацких земель заняли войска трансильванского князя Дьёрдя Ракоци,противостоявшего Габсбургам и объединившегося с армией шведов во время осадыБрно в 1645 г. Согласно Линдскому миру ряд словацких комитатов был переданРакоци в пожизненное владение. В ходе австро-турецких войн 1660—1664 и1683—1699 гг. часть Словакии находилась под временной властью султана.
В 1678 г. на территорииСловакии венгерские магнаты, опиравшиеся на поддержку Османской империи,подняли одно из крупнейших сословных выступлений против Габсбургов. Поражениетурок в 1683 г. усугубило положение восставших и ускорило их разгром. Во времяосманской оккупации имущество шляхты было конфисковано, тысячи жителей Словакииоказались в рабстве, экономика была разрушена.
На возвращенных из-подвласти Порты по Карловацкому миру территориях Габсбурги начали проводитьполитику Контрреформации. В ее рамках изымались земли у магнатов-протестантовдля передачи во владения иностранному дворянству.
Политическое положениесловацких территорий в XVIII в.
В 1703 г. магнаты воглаве с Ференци II Ракоци подняли новое восстание, вылившееся вантигабсбургскую войну. Оно охватило Словакию, Трансильванию и собственноВенгрию. После нескольких поражений правительственных войск Габсбурги былинизложены. Только в 1711 г. согласно заключенному мирному договору династиюГабсбургов признали в Венгерском королевстве навечно. Одновременно распустилиповстанческое войско.
После заключенияСатмарского мира Словакия перестала быть центром политической, общественной икультурной жизни Венгерского королевства. Постепенно она превращается вполитическую периферию, которую покидали магнаты и подданные-венгры. Подобныйотток привел к усилению словацкого элемента в этом регионе. Вместе с темвосстания, войны с османами, эпидемия холеры способствовали тому, что многиерайоны Словакии обезлюдели. Опустошение земель усугубляло экономический кризис.В крайне тяжелом положении находилось крестьянство, в полной мере испытывавшеена себе самые жесткие методы эксплуатации, выполнявшее практическинерегламентированную барщину и другие многочисленные повинности. Пытаясьослабить недовольство сельского населения, Мария Терезия в 1767 г. издалаЗемельный акт — урбарий, распространявшийся на все Венгерское королевство. Поэтому акту повинности крестьян определялись исходя из их имущественногоположения. Крестьянство видело выход из крайне трудного состояния в переселениив малонаселенные районы, покинутые османами.
Крайне медленнопроходило экономическое обновление Словакии. Нахождение словацких земель вцентре военных действий предопределяло ориентацию ремесленного производства навоенные нужды. Постепенно в условиях восстановившегося мира оживляетсяторговля, появляются первые мануфактуры. Наиболее известными стали созданныемужем Марии Терезии преприятия по производству ситца и майолики.
Сорокалетнее правлениеМарии Терезии (1740-1780) явилось эпохой централизации монархии Габсбургов.Однако Венгерскому королевству удалось отстоять свои автономные права до 1764г. Вместе с тем путем проведения ряда таможенных и торговых акций началосьпревращение этой части государства в сырьевую базу. Так, в 1771 г. в Словакии,как и во всем королевстве было запрещено открытие новых мануфактур.
Важнейшее значение длявозрождения экономики Словакии имела добыча драгоценных металлов. Применениеновой технологии, предложенное словацкими мастерами из г. Банска-Штьявница,вывело словацкое производство на европейский уровень. Технические достиженияиспользовались на всех рудниках Центральной и Восточной Словакии. Не случайноэтот период в развитии горнодобывающей отрасли получил название «золотой век».
Курс на реформы,которые начала Мария Терезия, был продолжен ее сыном Иосифом II. Важнейшим дляВенгерского королевства стал Патент 1785 г., которым закреплялись отмена личнойкрепостной зависимости и право крестьян на свободный выход из поместий. Другойзнаменательный акт просвещенного абсолютизма — Патент о веротерпимости (1781),предоставивший всем верующим право свободного отправления культа, — привел к улучшениюположения словацких протестантов.
5. СловацкоеПросвещение. Матей Бел
В изнуренной войнами имеждоусобицами Словакии XV и особенно XVIII в. усиливается влияние католическойцеркви. Утверждению католицизма противодействовали широко распространенное вXVII в. у словаков лютеранство и противостояние всей политике Габсбурговвенгерского магнатства, с оружием в руках отстаивавшего свои привилегии. Борьбаза вероисповедание оказывала огромное влияние на культурную жизнь в Словакии.Бесспорным успехом политики Контрреформации стало открытие в 1636 г.иезуитского университета в Трнаве, просуществовавшего около полутора веков.
Контрреформация перешлав наступление в конце XVII в., что особенно отразилось на барочном искусстве.Господство монументального стиля, пышность интерьеров характерны как длякультовых построек, так и для дворцовых комплексов и замков, застройки богатыхгородских кварталов.
Большим разнообразиемотличается искусство XVII—XVIII вв. Особенностью его развития в Словакииявляется то, что значительная часть работ — это произведения анонимныхживописцев. резчиков по дереву и скульпторов. Их произведения возникли ним какреакция на различные художественные веяния, проникавшие на территорию Словакии.В портретной живописи, оформлении алтарей, изделиях мастеров золотых дел,весьма популярном жанре того времени — эпитафиях происходит синтез новых идей сместными традициями, наблюдается слияние разных эстетических тенденций в рамкаходного направления. Новые имена появляются среди литераторов, писавших начешском языке и на латыни.
Широкую известностьимело творчество ученого, деятеля словацкой и венгерской культуры Матея Бела(1684—1749). Получив образование в Галле, Бел стал священником. Сначала ондиректором евангелической школы в Банска-Бистрице, а затем с 1714 г. — ректоромлицея в Братиславе. Бел, писавший латинском, венгерском, немецком и чешскомязыках, был признан не только в Венгерском королевстве, но и в Европе. Онявлялся членом Лондонской, Берлинской, Санкт-Петербургской академий, некоторыхдругих научных обществ. В своем главном труде «Исторические и географическиесведения о современной Венгрии», вышедшем в 1735—1742 гг. в четырех томах,ученый принял попытку критического анализа источников. Он рассматривал словаковкак потомков славян, населявших Великую Моравию. Утверждение этого словацкогопатриота об автохтонности словаков, так же, как и высокая оценка имлитературных качеств словацкого языка, сыграли заметную роль в становлениисловацкого национального самосознания.
Для восприятия идейПросвещения в Словакии немало сделал Адам Франтишек Коллар (1718—1783). Будучидиректором придворной библиотеки в Вене, советником Марии Терезии, онучаствовал в проведении и разработке школьной реформы, включавшей в программуизучение родного языка и истории. Издатель научно-популярного журнала,сочинений гуманистов, автор книги « О начале и постоянном использованиизаконодательной власти» (1764), Коллар приобрел широкую известность тем, чтовыступил против освобождения от налогов церкви и дворянства. Вся егодеятельность способствовала формированию словацкой патриотической традиции.
Призыв Коллара и егосовременников любить родной язык, быть патриотом своего Отечества был услышанновым поколением. В конце XVIII в. наблюдается подъем национальной культуры,подготовленный йозефинскими реформами. Упразднение ордена иезуитов (1773) ивытеснение их из сферы контроля над культурными процессами, школьная реформа,ориентированная на создание системы всеобщего начального обучения во всеймонархии Габсбургов, реформа университетов и другие мероприятия создают условиядля развития культуры эпохи национального Возрождения.