Реферат по предмету "История"


Реформы 60 – 70 –х гг. XIX века в России, их последствия

К середине 19 в. явственно проявилось отставание России отпередовых капиталистических государств в экономической и социально-политическойсферах. Международные события (Крымская  война) показали значительноеослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в. было приведениеэкономической и социально-политической системы России в соответствие спотребностями времени.  Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в.выделяются три этапа: 1) вторая половина 50-х – начало 60-х годов – подготовкаи осуществление крестьянской реформы; 2) – 60-70-е годы проведение либеральныхреформ; 3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укреплениегосударственности и социальной стабильности традиционнымиконсервативно-административными методами. Поражение в Крымской войне сыгралороль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к онопродемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны.Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние вЕвропе.  Старший сын Николая 1 – Александр 11  вступил на престол  в 1855г. Онбыл достаточно хорошо подготовлен к управлению гос-вом. Он получил прекрасноеобразование и воспитание. Его наставником был  поэт Жуковский и он повлиял наформирование личности будущего царя. С юных лет Александр приобщился к военнойслужбе и к 26 годам стал “полным генералом”. Путешествия по России и Европерасширили кругозор наследника. Отец привлекал его к государственной службе. Онзанимался руководством деятельности Секретных комитетов по крестьянскомувопросу. И 36-летний император был подготовлен психологически и практически ктому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать инициаторомосвобождения крестьян. Поэтому он вошел в историю как царь  “Освободитель”. Его фраза, о том “ лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли,наконец, к мысли о необходимости  реформирования гос-ва. В подготовке реформпринимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии –министр внутренних дел Ланской,  товарищ министра внутренних  дел — Милютин,генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр.права  возникла необходимостьизменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа.В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это быливыборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделенона 3 избирательные группы — курии. 1 курия — землевладельцы, имеющие > 2десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.; 2 курия – городская,сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее6000 руб/год; 3 курия — сельская. Для сельской курии выборы былимногоступенчатыми.  В куриях преобладали помещики. Земства были лишеныкаких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась решениемхозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путейсообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земстванаходились под контролем центральной  и местной власти, которые имели правоприостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земствасыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И сталицентрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.Структураземских учреждений: это орган законодательный и исполнительный.Председателями были местные предводители дворянства. Губернские  и уездныесобрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались длякоординации действий. Исполнительные  органы – губернские  и уездные  управывыбирались на земских собраниях.   Решали проблемы сбора налогов, при этомопределенный  % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись толькосенату. Губернатор в деятельность местных  учреждений не вмешивался, а толькоследил за законностью действий. 
Позитивность в реформе:
всесословность                                                                                                     Недостатки:
выборность
начало разделения властей                                                                 небыло допущено в центр гос учрежд-я,
начало формирования гражданскогос/сознания                      об-во    не могло влиять на политику центра
                                                                                                     были предоставлены неравные избирательные права
                                                                                                      контакты между земствами были запрещены
  
 Городская реформа. (1870) “Городовое положение”создало в городах всесословные органы – городские думы и городские управы воглаве с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города,попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгимконтролем правительственной администрации.
Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.
Выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 — промышленники иторговцы (1/3 налогов), 2 — средние предприниматели (1/3), 3 — все горнаселение. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки теже.
Судебная реформа:
1864 — обнародованы новые суд уставы.
Положения:
ликвидировалась сословная система судов
было объявлено равенство всех перед законом
была введена гласность судопроизводства
состязательность судопроизводства
презумпция невиновности
несменяемость судей
единая система судопроизводства
создан суд двух видов: 1. Мировые суды — рассматривали мелкиегражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались науездных собраниях и утверждались сенатом. 2. Общие суды были 3 видов: Уголовныеи тяжкие – в окружном суде. Особо важные государственные и политическиепреступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебнойинстанцией стал Сенат. Судьи в общие суды назначались царем, а присяжныезаседатели выбирались на губернских собраниях.
Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословныесуды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствиеСената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.
Военная реформа: 1874 — Устав о воинскойповинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срокдействительной службы  устанавливался в сухопутных войсках – 6 лет, в на флоте– 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службыопределялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства  военное министерствобыло преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военныхокругов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения.В 60-х  началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным,введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитиевоенного парового флота. Для подготовки офицерских кадров  создавались военныегимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численностьармии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.
 От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок всемье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители.Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.
Реформа в обл-ти образования: 1864 г. Фактическибыло введено доступное всесословное образование Наряду с государственнымивозникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназиибыли разделены на классические и реальные. Программу обучения в гимназияхопределяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. Вэтот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаватьсяженские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольныхслушателей. Университетское обр-е: Александр 2 предоставилуниверситетам  большую свободу: 
студ-ты могли создавать студенческие орг-ции
получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры
в универы допускались все вольножелающие
студ-там предоставлялось право на выбор ректора
было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та
создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.
Значение реформ   :
способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.
способствовали началу формирования в Российском обществебуржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаныпервые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращенииРоссии в буржуазную монархию.
способствовали формированию гражданского  самосознания.
способствовали быстрому развитию культуры и образования вРоссии.
 Инициаторами реформ были некоторые высшиегосударственные чиновники, “либеральная бюрократия”. Этим объясняласьнепоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Логическимпродолжением реформ 60-70 г.  могло бы стать принятие умеренных конституционныхпредложений, разработанных в 1881 г.  министром внутренних дел Лорис-Меликовым.Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение земств и городов(с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Ноубийство  Александра 2  изменило направление правительственного курса. Ипредложение Лорис-Меликова было отвергнуто. Проведение реформ дало толчок длябыстрого роста капитализма во всех областях  промышленности. Появиласьсвободная  рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов,расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым. Особенности развитиякапитализма  в промышленности России имело ряд особенностей: 1)Промышленностьносила многоукладный характер, т.е. крупная машинная индустриясоседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством.  Такженаблюдалось 2) неравномерное размещение промышленности по территорииРоссии. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0- высокоразвитые инеосвоенные – Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток. 3)Неравномерное развитиепо отраслям. Текстильное производство было самым передовым в техническомоснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая,металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо. Характерным длястраны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов,правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственногокапитализма.  Недостаточность отечественного капитала вызвало притокиностранного. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевыересурсы  и, следовательно, возможность получения высокой прибыли.  Торговля. Вовторой половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была с/х продукция, в первую очередь  хлеб. Росла торговляпромышленными товарами не только в городе, но и в деревне. Широко продаваласьжелезная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля – хлеб (экспорт). Ввозились(импорт)  хлопок  из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы.Финансы. Был создан  Государственный банк, получивший право выпуска денежныхзнаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов.Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствоваларазвитию важнейших отраслей промышленности ( железнодорожное строительство).Иностранный капитал  был вложен в банковское дело, промышленность, ж/дстроительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм вРоссии устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда  шла перестройкапромышленности. 80-90 г. экономический подъем.
 
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.