Реферат по предмету "История"


Становление государственной власти в Киевской Руси

Содержание
Введение
1. Возникновение государства на Руси
2. Политический строй Киевской Руси
3. Первые киевские князья
Заключение
Список литературы

Введение
Начальныйэтап в истории российской государственности связан с образованиемДревнерусского государства, известного также под названием Киевской Руси. Этокрупнейшее в средневековой Европе государство, просуществовавшее с конца IX до середины XII в., занимало огромную территорию от Балтики доЧерного моря и от Западного Буга до Волги. Ко времени образования государствауказанную территорию населяли многочисленные земледельческие племена восточныхславян, а также десятки народов финского, балтского, тюркского и иранскогопроисхождения. Отдельные восточнославянские племена объединялись в крупныеполитические и военные союзы, упоминаемые в древнейшей летописи: поляне,древляне, дреговичи, словене, радимичи, вятичи и др. Поэтому одна из главныхособенностей мировоззрения населения Киевской Руси — изначальное, можносказать, генетическое отсутствие племенного эгоизма, широкая распахнутость поотношению к другим языкам и народам.
Ввосточнославянских племенах государственная власть вырастала в условияхтерриториальных общин. Главное богатство — земля. Однако обилие лесов инеплодородные земли затрудняли земледелие. Сложный рельеф местности и множествоболот делали непроходимыми дороги и не способствовали развитию торговли. Толькосильная власть родовых старейшин могла преодолеть все эти трудности. Здесь икроются глубокие истоки российского единодержавия, деспотизма и тотальности,жизненно необходимых в то далекое время и сохранявшихся многие века.
Актуальность данной темыобуславливается огромной ролью политических институтов Киевской Руси в развитиирусского государства.
Цельданной работы: рассмотреть процесс становления государственной власти вКиевской Руси.
Задачи данной работы: рассмотреть возникновение государства на Руси; показать политический строй Киевской Руси; влияние первых киевских князей на развитие Древней Руси; влияние церкви на становление государственности.
 

1. Возникновениегосударства на Руси
В IX в. у восточных славян ужесуществовали внутренние предпосылки для создания государственности.Родоплеменной строй находился на стадии разложения. Верховным органом племенипо-прежнему было вече — собрание всех его свободных членов. Но уже существовалаплеменная знать в лице нескольких привилегированных родов, отличавшихся отмассы общинников в социальном и имущественном отношении. Из их среды вечевыбирало вождей (князей) и старейшин. Ко времени образования государства ужесуществовали отдельные племенные княжения. Власть племенных князей опиралась насистему укрепления градопоселений, некоторые из которых позднее превратились внастоящие феодальные города. Племенные княжения были еще догосударственными образованиями,а племенные вожди еще не были князьями в подлинном смысле этого слова.
Существовалии внешние предпосылки, способствовавшие созданию государства у восточныхславян. Бескрайние степи, простиравшиеся между Черным морем и лесной полосойРусской равнины, издавна были торной дорогой в Европу для воинственныхкочевников, орды которых раз в полтора-два столетия исторгала Азия. Многиекочевые племена пытались закрепиться на этих землях, но оседлыеславяне-земледельцы готовы были упорно отстаивать плодородную пашню, дававшуюогромные урожаи. Постоянная борьба с кочевниками способствовала объединениювосточнославянских племен в древнерусскую народность. По сути Киевская державасложилась в борьбе с внешними врагами и в дальнейшем стала поистине «формой выживания»в постоянной борьбе со Степью.
В 882 г., согласно летописи, новгородский князь Олег, предварительно заняв Смоленск и Любеч, овладелКиевом и провозгласил его столицей своего государства. «Се буди мати градомрусьским», — вложил летописец слова в уста Олега. Сам же Олег стал титуловатьсявеликим князем. Таким образом, 882 г., когда под властью одного князя объединиласьСеверная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев), стал поворотным в судьбах восточныхславян. Объединение двух важнейших центров по великому водному пути «из варяг вгреки» дало Олегу возможность приступить к подчинению своей власти прочихвосточнославянских земель. Так начался длительный процесс консолидацииотдельных племенных княжений восточных славян в единое государство.
Высшаяполитическая власть в Киевской Руси была представлена великим князем. Онвыступал как законодатель, военный вождь, верховный администратор и верховныйсудья. Со времен первых русских князей, известных по летописям, Рюрика и Олега,княжеская власть становилась индивидуально наследственной, и это придавало ейлегитимность в глазах современников. Утверждалась мысль об избранности людей,принадлежавших к княжескому роду. Постепенно власть князя стала восприниматьсякак власть государственная. К исходу X столетия Киевское государство приобретало черты раннефеодальноймонархии. Огромное значение имело принятие Русью христианства. Церковьукрепляла авторитет князя, рассматривая его власть как богоданную. В 996 г. собор русских епископов торжественно заявил князю Владимиру Святославичу: «Ты поставлен еси отБога на казнь злым, а добрым на милованье».
2. Политическийстрой Киевской Руси
КиевскаяРусь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство,развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем.
Во главеДревнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшаяхозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, неявлялся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрелаотчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещениявеликокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец,избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер:избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию имвласти.
Князьуправлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди»,«отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом.Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительствекрепостей и др. Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержаласькнязем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений отдани и судебных сборов. В недрах дружинной организации, еще до образованияДревнерусского государства, сложилась так называемая десятичная или численнаясистема управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: населениеделилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими,сотскими, тысяцкими.
Ближайшиеродственники князя — братья, сыновья, племянники — образовывали особуюаристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из нихимели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычносоединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.
Длясбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальныепоходы — полюдье. Долгое время дань была ненормированной, и ее размеробусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностьюиспользования дани в качестве средства давления на непокорных подданных.Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории всостав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управлениястраной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья наместе улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.
Постепенноиз дружинников и лично зависимых от князя людей формировалась княжескаяадминистрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя наместах: посадникам (наместникам) — в городах и волостелям — в сельскойместности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов снаселения — так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, адолжностные лица -кормленщиками.
Княжескимхозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовыхслуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередкозамещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину- «мыть» — взимали мытники, денежный штраф за убийство — «виру» — вирники,пошлину за продажу лошадей — «пятно» — пятенщики.
Несмотряна некоторый рост княжеской администрации, государственный аппаратДревнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовыефункции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.
Развитиефеодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов — князей и бояр. В их статусе — крупныхвотчинников — соединились право на землю и право на власть. Будучи вассаламивеликого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полнымигосподами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т.е. осуществляли всвоих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственныхвассалов.
Такимобразом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная системауправления, при которой выделяются два центра управления — княжеский дворец и боярскаявотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками — князем ибоярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям,являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчиннымхозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управлениякняжеской и боярской вотчиной.
Судебныхорганов как особых учреждений в Древнерусском государстве не было. Правосудие осуществлялось князем илиего представителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мерестановления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета рослозначение боярского суда над зависимыми крестьянами. Превращение христианства вгосударственную религию привело к появлению церковной юрисдикции,распространявшейся на духовенство.
ОбразованиеДревнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидацииплеменных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великогокнязя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.
По мереразрастания великокняжеской семьи киевские князья практиковали выделениеотдельных земель — уделов — в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяликнязей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескуювласть.
Вечевойстрой
Важнуюроль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходкидревних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевыхсобраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросыжизни городской общины. Особенно значительна была роль вече в организацииобороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей- тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с нимидоговор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X — начале XIIIв., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол испециальная трибуна, возвышавшаяся над площадью, — степень. Решения на вечепринималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевыхсобраний. Многие историки рассматривали вече как орган народовластия.
Общинноесамоуправление
Основнуюмассу населения в Древнерусском государстве составляли крестьяне-общинники.Крестьянская община представляла собой конгломерат мелких поселений. На севереона именовалась миром, на юге — вервью. К моменту образования государства увосточных славян на смену родовой общине пришла соседская, или территориальная,община. Общинников объединяло теперь не столько родство, сколько общность территориии хозяйственной жизни. Все владения общины делились на личные и общественные.Дом, приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личнуюсобственность каждой семьи. В общем пользовании находились пахотная земля,луга, леса, водоемы и т. д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу междуобщинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималасьперераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами,разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общиныдействовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборнымстаростой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, таккак с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльностьнаселения княжеской власти.
Развитиефеодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатомпостепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам.Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярамиприказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также сталиназначаться феодалами-вотчинниками.
3. Первыекиевские князья
Внутренняяи внешняя политика древнерусских князей была направлена на объединение всехвосточных славян в рамках единого государства, централизацию власти иукрепление международного авторитета Руси. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и превратил его в столицу Древнерусского государства. Вконце IX в. ему удалось освободить древлян,северян и радимичей от уплаты дани Хазарскому каганату, а их земли включить всостав Киевской державы. В 907 и 911 гг. Олег воевал против Византии. Врезультате походов Олега был заключен русско-византийский договор (911 г.), определивший характер дипломатических и торговых связей между двумя странами.
Послесмерти Олега (912г.) власть в Киеве унаследовал Игорь, продолжил политикуОлега. В 913 г. он восстановил власть Киева в Древлянской земле и присоединил кДревнерусскому государству землю уличей, контролировавших устье Днепра. Попримеру Олега он дважды — в 941 и 944 гг. — совершал походы против Византии.Взимая дань с подвластного населения, Игорь, вопреки обычаю, нередко собиралдвойную дань. Это привело к восстанию древлян и убийству князя Игоря (945г.).
С этимсобытием в русской истории связаны первые государственные преобразования. ВдоваИгоря княгиня Ольга, жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, провеланалоговую реформу. Она установила размеры дани («уроки») и определила пункты еесбора («погосты»). Замена полюдья упорядоченным сбором дани и превращениепогостов в постоянные административные пункты укрепило единство Руси. В 957г.Ольга совершила поездку в Царьград (Константинополь), где приняла христианство.Однако попытка ввести христианство в качестве государственной религии неудалась из-за противодействия ее сына Святослава.
СамСвятослав, проводивший время в постоянных военных походах, мало занималсявнутригосударственными делами. При нем, однако, был разгромлен Хазарскийкаганат (965г.), взимавший дань с некоторых восточнославянских племен, нанесеновоенное поражение Волжской Болгарии и расширена территория Киевской Руси. Всеэти акции явились результатом продуманной политики и отвечали интересамДревнерусского государства и его населения.
В 980г.великим князем киевским становится Владимир Святославич. Именно его тридцатипятилетнееправление стало началом эпохи расцвета Киевской Руси. Новый князь многовнимания уделял обороне государства от печенегов.
В 988г.Владимир объявил государственной религией христианство. Этому акту предшествовало участиеВладимира во внутренних распрях в Византии и установление с ней династическогосоюза. (Владимир женился на сестре византийского императора принцессе Анне.)Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, нежелавшего расставаться с языческой верой. Принятие христианства имело огромноезначение для развития страны. Оно укрепило государственную власть итерриториальное единство Киевской Руси, способствовало росту международногозначения Древнерусского государства, сыграло большую роль в развитии русскойкультуры и духовности.
Послетого как христианство становится государственной религией, на Руси складываетсяцерковная организация. Во главе русской православной церкви был поставленмитрополит, назначаемый константинопольским патриархом, были созданы церковныеокруга — епархии. Первоначально их было 8, ко времени монголо-татарскогонашествия число епархий возросло до 16. Епархии возглавлялись епископами илиархиепископами, сами же епархиальные кафедры находились в крупных городах Руси:Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском, Переяславле Южном,Белгороде Киевском и др. Еще в правление Владимира княжеским указомустанавливается специальный налог в пользу церкви — десятина. Позднее был изданцерковный устав, содержащий нормы в области семейно-брачных отношений,нравственности и преступлений против церкви.
ХристианизацияРуси оказала прямое влияние на систему государственного управленияДревнерусским государством. Пришлое греческое духовенство перенесловизантийское представление о государе как помазаннике божьем на киевскогокнязя, что, безусловно, способствовало укреплению авторитета великокняжескойвласти. Владимир ликвидировал последние племенные княжения и управлял огромнойдержавой с помощью своих сыновей, которым он выделял уделы в городах — центрахдревних племенных союзов. При нем на Руси началась чеканка собственной монеты(златники и сребреники).
РасцветДревнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019—1054 гг.). При нем Киевская Русь превращается в могучую державу. Он покончил скняжескими усобицами, разразившимися после смерти Владимира Святославича,разгромил печенегов (1036 г.), совершавших до этого постоянные набеги наюжнорусские города, не спрашивая разрешения Константинополя добился избрания намитрополичью кафедру священника из русских — Илариона (1051 г.). Признанием высокого международного авторитета Руси стали династические браки Рюриковичей.
ПриЯрославе Мудром началась работа по кодификации норм обычного права, результатомкоторой стало появление Русской Правды — свода гражданских и уголовных законов.Ко времени правления Ярослава относится создание первой части этого памятникаправа — Правды Ярослава. В Русской Правде еще отсутствовало понятиеюридического лица, преступление трактовалось не как нарушение закона или воликнязя, а как «обида», т.е. причинение морального и материального ущерба лицуили группе лиц. Высшей мерой наказания по Русской Правде являлся «поток иразграбление», что означало конфискацию имущества преступника и обращение еговместе с семьей в рабство. Подобное наказание назначалось лишь за три видапреступлений — за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Основным же видомнаказания оставался денежный штраф, размер которого зависел не только оттяжести проступка, но и от социального положения пострадавшего: «за княжескогосельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжескогорядовича 5 гривен. А за убитого смерда или холопа 5 гривен» [2, c. 32].
Главнуюроль в доказательствах того времени наряду со свидетельскими показанияминередко играли «суд божий» (испытание огнем и водой) и «поле» (поединок).Русская Правда Ярослава впоследствии была дополнена его преемниками (ПравдаЯрославичей, Устав Владимира Мономаха и др.).
Передсмертью Ярослав Мудрый разделил территорию державы между своими сыновьями иустановил «очередной», или «лестничный», порядок престолонаследия. Русь,согласно этому порядку, считалась общим владением всего рода Рюриковичей,киевский престол должен был занимать старший в роду князь, причем престолпередавался не от отца к сыну, а от брата к брату, после смерти последнего избратьев — к старшему племяннику. Смена одного великого князя другим должна быласопровождаться перемещением всех удельных князей с менее значимого на болеезначимый стол в княжеской иерархии по очереди старшинства. Такой принципзамещения великокняжеского престола, с одной стороны, исключал возможностьпоявления на киевском престоле малолетних князей, не позволял удельным князьямиз-за частых ротаций укореняться в своих княжествах, что делало их болеелояльными в отношении великого князя, с другой — усложнял династические счеты,вступал в противоречие с естественным желанием князей передать власть своимсыновьям и вел, в конечном счете, к усилению княжеских усобиц.
Первоевремя после смерти Ярослава Мудрого его сыновьям удавалось править совместно.Но вскоре мир среди Ярославичей был нарушен, и в 1068 г. началась одна из самых ожесточенных княжеских усобиц, длившаяся почти тридцать лет. В 1097 г. на Любечском съезде князей, созванном по инициативе Владимира Мономаха (внука ЯрославаМудрого), был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов:«Каждый да держит вотчину свою». Лестничный порядок, таким образом, былупразднен, и стала формироваться удельная система — система княжеств сдинастиями из дома Рюриковичей, номинально зависимых от Киева.
ВладимирМономах, ставший великим князем в 1113 г., и его сын Мстислав Великий (1125— 1132 гг.) сумели на некоторое время удержать единство русских земель. Нопосле смерти последнего (1132 г.) Древнерусское государство окончательнораспалось на полтора десятка самостоятельных княжеств-государств.

Заключение
Становлениегосударственного управления на Руси проходило в период военной демрократии в VIII—IX вв., что было обусловлено сочетанием различных факторов:природно-ландшафтного, геополитического, социально-экономического,духовно-нравственного.
Развитиефеодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатомпостепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам.
Принятиехристианства изменило характер властных отношений на Руси и систему государственногоуправления в «дружинном государстве». Князья утрачивают сакральные функции, нонаряду с военными сосредоточивают в своих руках административные и судебныефункции. Завершается переход от родоплеменного к территориальному принципупостроения государственного управления, которое сосредоточивается у построеннойпо принципу конического клана династии Рюриковичей. Происходит вытеснение иассимиляция десятичной системы управления дворцово-вотчинной.
Формированиерегиональных династий, передача старшей дружине административных функций наоснове кормлений, а затем перерастание последних в вотчинно-родовуюсобственность приводит к разложению великокняжеской дружины, регионализацииРуси и дифференциации форм государственного правления в удельный период: монархия(Владимиро-Суздальская Русь), олигархическая (Галицко-Волынская) иреспубликанская (Новгород, Псков, Вятка).

Список литературы
1.        Амелина В.В.,Юрова В.Н. История государственного управления в России. – Новосибирск: СибАГС,2003. – 122 с.;
2.        Амелина В.В.,Юрова В.Н. Сборник документов и материалов по истории государственногоуправления в России (XVII –XIX в.в.). – Новосибирск: СибАГС, 2000.– 133 с.;
3.        История России /под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2001. – 479 с.;
4.        Историягосударственного управления в России / под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов н/Д:Феникс, 2002. – 608 с.;
5.        Историягосударственного управления в России / под общ. ред. Р.Г. Пихои. – М.: РАГС,2006 – 440с.;
6.        Куликов В.И.История государственного управления в России. – М.: Академия, 2003. – 368 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.