План
ВВЕДЕНИЕ
1Римское общество в царский(ранний) период
2Власть царя в Раннем Риме
ВЫВОДЫ
СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темыопределяется тем, что Древний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира иантичности. Получила она своё название по главному городу (Roma), в своюочередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Определённоевлияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков идревних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э.,когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии насевере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.
Историческое значение ДревнегоРима очень велико. Современному миру римская цивилизация подарила римскоеправо, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольнуюсистему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Наконец,одна из важнейших религий мира – христианство — родилась на территории Римскойимперии.
Римская история делитсяна три основных периода – царский (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.),республиканский (510–30 до н.э.) и императорский (30 до н.э. – 476 н.э.).Изучение первого –Царского периода — представляет наибольший интерес, так какосталось меньше всего источников и долгое время эта часть римской историисчиталась легендарной.
Объект исследования –древнеримское общество в царский период.
Предмет изучения –формирование и функции царской власти в раннем Риме.
Хронологические рамки –становление Рима, а именно царский (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.) периодв его истории.
Территориальные рамки –территория, которую занимала римская община в царский период.
Историография иисточники
Древнейшему периодуримской истории посвящено немало работ. В изучении древнейшего Рима существуетдавняя традиция. Говоря о ней, невозможно не назвать имени Б. Г. Нибура [11, с.4],основоположника критического метода в истории. Б. Нибур первый представилмногих персонажей, фигурирующих в античной традиции, как реальных действующихлиц древнейшей римской истории. Тонкая интуиция исследователя, основанная наогромной эрудиции, позволила Б. Нибуру считать историческими личностямиТарквиниев, что было впоследствии подтверждено археологически, а также Горациеви Куриациев, сага о которых была впоследствии истолкована как свидетельствореальных социальных феноменов примитивного Рима. Вместе с тем Нибур использовалметод аналогий, с помощью которого сумел разглядеть в древнем римском обществеродовую организацию. И хотя ученый считал римские роды искусственно созданными,акцент в оценке его вклада в исследование Рима следует ставить не на этом егоутверждении, а именно на признании им родового устройства как основыдревнейшего общества на притибрских холмах. Этот вывод Нибура был принят Т.Моммзеном [12] и вошел в современную науку. Основываясь на методе аналогий,Нибур высказал свое суждение и о царской власти в Риме. Он сравнивает римскихцарей с гомеровскими басилеями и считает их не монархами, самодержцами, аскорее должностными лицами.
Значение трудов Т. Моммзенав изучении раннего Рима в том, что он дал в своей «Истории Рима» целостныйочерк царского периода на фоне этнической и социальной истории ранней Италии [12].
В начале XX в. историкисчитали всю царскую эпоху скорее легендарной историей. Интерес ученых в областиримской истории переместился в сторону Республики, в пределах которой пыталисьуловить истинные факты и события.
Конец XIX и начало XXв. были ознаменованы плодотворными раскопками на территории собственно Рима.Джакомо Бони обследовал римский Форум, Вальери — Палатин; Рим и его окрестностиизучал Пинца. Благодаря этим раскопкам была выявлена культура раннего железноговека на территории Рима. Богатый археологический материал пробудил интерес кранней стадии римской истории, заставил соотнести материальные остаткидревнейшей эпохи с рассказами о ней античных авторов. Таким образом, былопоколеблено мнение о легендарности раннего Рима. В период между мировымивойнами, особенно в 20-е и 30-е годы, по всему Апеннинскому полуостровупроводились археологические изыскания. Значительное развитие в этот периодэтрускологии позволило окончательно выделить в пределах царского Рима этапэтрусских правителей как личностей исторических. Продолжение раскопок наримском Форуме в районе храма Весты дало возможность пробить первую брешь впредставлениях о доэтрусской фазе царского периода в Риме как полностьюлегендарной. Благодаря находкам А. Бартоли создались реальные условия, чтобыпозднее в ранг исторических личностей был возведен Нума Помпилий. Обзор итоговархеологических работ этого времени в центре Рима был сделан Джузеппе Лульи в 1946г. [11, с.9-10].
В послевоенное времявышло много литературы, посвященной специально царскому периоду, в том числепроблеме происхождения Рима, зачастую даже под одинаковым или почти одинаковымназванием — «происхождение» или «возникновение» Рима. Это закономерное явление,связанное в первую очередь с двумя обстоятельствами: 1) постоянным расширениемколичества источников, особенно в результате археологических раскопок и анализалингвистических материалов; 2) переоценкой античной традиции, основанной наизучении новых данных этих источников.
Большой вклад визучение раннего Рима внесли советские ученые. Однако их отличал принципиальноиной, чем в зарубежной историографии, подход к изучению источников, а именно,они исходили из марксистских представлений о поступательном ходе историческогопроцесса, об общественно-экономических формациях. ВI части «Очерков по историидревнего Рима» В.С. Сергеева древнейший Рим рассматривается как один из городовЛация. По его мнению, Рим царей — это родовое общество, но при Тарквиниях тамсформировалось государство. Это положение нашло свое дальнейшее развитие вкнигах С.И. Ковалева и Н.А. Машкина [11, c.12-14].У С.И. Ковалева[8] Римская община царской эпохи признавалась патрицианской иопределялась как «примитивный город-государство с типичными чертами «военнойдемократии». Н.А. Машкин назвал царскую эпоху переходной от первобытнообщинногостроя к классовому обществу. Он подчеркивал, что применительно к царскомувремени термин «гех» должен пониматься как племенной вождь, а царская эпохавообще — как период военной демократии, но не на всем ее протяжении. Эта стадиязакончилась реформой Сервия Туллия, завершившей переход Рима к государству.Представление о царском времени как о периоде военной демократии утвердилось в советскойнауке.
В своей книге «Историяраннего Рима и Италии» А.И. Немировский[13] привлек обширный круг научнойлитературы, широко использовал археологический материал. Формирование Римскогогосударства он рассматривает в общеиталийском контексте. Он разделяет точкузрения на патрициев как на первоначальное население Рима, входившее в родовуюорганизацию и комплектовавшее из своей среды сенат. Члены сената были patres,которые позднее противопоставлялись сенаторам непатрицианского происхождения.Вслед за Н.А. Машкиным и другими советскими учеными, А.И. Немировский говорит оримской familia как о продукте распада рода. Но первоначальная familia не былаеще моногамной семьей, а относилась к типу домашней, или семейной, общины.
Важной и содержательнойстала работа И. Маяка[11], в которой он дает широкий обзор литературы иисточников по проблеме. Основываясь на широкой источниковой базе, ученыйпроанализировал функции куриатного собрания, сената, деятельность царей, вцентре его исследования те явления и события, которые привели римскую общину кпреобразованию в полис.
И.Л. Маяк уделил многовнимания проблеме распределения властных функций между царем и сенатом в раннемРиме.
Анализ реформ СервияТулия мы находим у С.Ковалева, А.Смышляева, А. Немировского, который особоевнимание уделил изучению влияния этрусков на развитие Рима [8, 14, 17].
Социальные отношения,повседневность Рима ранний период изучались П.Джеймс, Л. Ильинской и Г. Кнабе[2, 3, 7].
Таким образом,историография истории раннего Рима обширна, изучались различные проблемы, такиекак формирование римской общины, преобразование общины в полис, социальнаяструктура раннего Рима, управление римской общиной. Более тщательного ивнимательного изучения требуют формы и границы царской власти в раннем Риме.
Цель нашей работысостоит в том, чтобы на основе изучения римской общины и организации управлениянею выделить и проанализировать царскую власть в раннем Риме. Для достиженияэтой цели необходимо решить такие задачи:
— выявить причинывозникновения и возвышения Рима;
— проанализироватьструктуру римской общины;
— изучить формы иметоды управления римской общиной;
— проанализироватьдеятельность первых римских царей.
Структура работы.Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка источникови литературы.
1 РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЦАРСКИЙ (РАННИЙ) ПЕРИОД
Особенностигеографического положения Рима. Начало Рима.
Анализ характерацарской власти в раннем Риме не может состояться без понимания того, чтопредставляло собою в это время само римское общество, того, каким образомпроисходило возникновение и формирования Рима.
Одной из главных причинбыстрого роста и возвышения Рима было его исключительно выгодное географическоеположение. Знаменитый римский историк Тит Ливий говорит об этом так: «Не безвеских причин боги и люди выбрали именно это место для основания города: тутесть и благодатные холмы, и удобная река, по которой можно из внутреннихобластей подвозить различное продовольствие, а можно принимать морские грузы.Есть тут и море, оно достаточно близко, чтобы пользоваться его выгодами, но всеже и достаточно далеко, чтобы не подвергать нас опасности со стороны вражескихкораблей. Наша область лежит в середине Италии это место исключительноблагоприятствует городам»[10].
Рим расположен в центреАпеннинского полуострова, на левом берегу Тибра, в 20 километрах от моря, усамой удобной переправы через реку. Наиболее ранние поселения на месте будущегоРима были на холмах с отвесными склонами, стоявшими посреди болотистой равнинынедалеко от берега, поэтому его и называют Город на семи холмах.
Рим находился напересечении важнейших сухопутных путей: через него проходили дорога из Кампаниив Этрурию и так называемая соляная дорога, которая шла вдоль берегов Тибра отморя, где добывали соль, во внутренние районы, где ее не хватало.
Кроме того, рядом сгородом проходили морские пути из Восточного Средиземноморья в Западное и изАфрики в Европу. Небольшие корабли могли подниматься вверх по Тибру иразгружаться на пристани в самом центре Рима. Город располагался на границеЛация с соседними областями: Этрурией и землей сабинов. Таким образом, выгодноегеографическое положение, пересечение торговых путей способствовало тому, чтоРим очень быстро превратился из небольшого поселения в один из крупнейшихгородов Италии и с ранних пор включал в себя, кроме латинов, также и жителейдругих областей.
О начале Римасуществует много легенд и преданий. Это связано с тем, что письменныхисточников, относящихся к первым векам истории Рима почти не сохранилось. Последовательноеизложение древнейшей истории Рима мы встречаем в сочинениях писателей иисториков, живших не ранее I в. до н.э. Они сами могли обращаться к не дошедшимдо нас трудам первых римских историков конца III начала II вв. до н.э., и кпервым упоминаниям о Риме греческих историков V- IV вв. до н.э. Но и у тех, и удругих они также могли найти главным образом легенды и предания о раннейистории Рима VIII — V вв. до н.э.[17]
Тем не менее,реконструируя раннюю историю Рима, нельзя не учитывать мифы и легенды, так какмы знаем, что они могут содержать в себе те или иные достоверные сведения.
Предание гласит, чтопрародителем римского народа был троянский герой Эней, сын Анхиза и богиниАфродиты (римской Венеры). Со своими спутниками он бежал из взятой греками Троии после долгих скитаний прибыл в Италию, где женился на дочери царя Латина. СынЭнея Асканий (Юл) основал в Лации город Альба Лонга, которым 400 лет правилиего потомки. Последнего законного царя Нумитора свергнул с престола его братАмулий, позаботившийся, чтобы у дочери Нумитора Реи Сильвии никогда не былодетей. Он зачислил ее в жреческую коллегию весталок, которые обязаны былихранить целомудрие. Но вскоре Рея Сильвия родила от бога Марса двух мальчиковблизнецов Ромула и Рема. Взбешенный Амулий велел утопить младенцев. Его слугабросил корзину с детьми в Тибр. Течением ее прибило к берегу, где пришедшая наводопой волчица нашла близнецов и выкормила их своим молоком. Впоследствиипамятник этой волчице стоял на Капитолии, а сама она стала символом Рима.
Близнецов потом взял ивоспитал простой пастух. Повзрослев, они во главе дружины удальцов сталинападать на разбойников, грабивших пастухов. Им удалось по счастливойслучайности узнать тайну своего происхождения, после чего они вернули властьсвоему деду Нумитору, свергнув с престола злого Амулия.
Привыкнув к вольнойжизни, они не захотели оставаться в Альбе Лонге и решили основать собственныйгород там, где их нашла волчица. При постройке первых городских укреплений нахолме Палатин они поссорились, и Ромул убил Рема, став первым царем города,который был назван его именем (Рим по-латыни Roma).
Поскольку соседисчитали Ромула и его дружинников разбойниками и не хотели выдавать за них замужсвоих дочерей, римляне похитили во время праздника дочерей своих ближайшихсоседей сабинов и насильно сделали их своими женами. Сабины пошли на римлянвойной, но их дочери сумели помирить своих отцов и мужей. После этого римляне исабины составили одну общину и стали жить вместе под властью двух царей: Ромулаи сабинского правителя Тита Тация.
Привлечение данныхархеологии позволяют нам оценить достоверность легенд и мифов. Данныеархеологических раскопок в Этрурии, Лации и в самом Риме подтверждают некотороюинформацию о самом раннем этапе римской истории. Согласно им, древнее поселениена месте будущего Рима действительно находилось на Палатине и возникло в IX илиVIII вв. до н.э. Его жители, судя по особенностям их погребального обряда (кремацияпокойников) и инвентаря, были латинами. Поселение состояло из круглых полуземлянок-полухижинсо стенами из обмазанной глиной соломы. Рядом с Палатином, на холме Квиринал,находилось другое поселение, столь же древнее, нищее и примитивное, однако синым погребальным обрядом: его жители хоронили тела умерших в земле, непредавая их кремации. Такой обряд был у соседних с Римом сабинов и у многихдругих италийских племен. Возможно, обитателями этого поселения были сабины.Никакой связи между жителями двух древнейших поселений на месте будущего Римане прослеживается.
Судя по археологическимданным, к концу VII в. до н.э. небольшие деревеньки сливаются в одно крупноепоселение, занимающее не только холмы, но и заболоченную прежде низину междуними. Ее к тому времени осушили с помощью целой сети дренажных каналов.
Поскольку жители этогопоселения кремировали покойников и говорили по-латыни, можно предположить, чтолатинская община ассимилировала сабинскую. Правда, и в латинском языке имеетсянемало слов, заимствованных из сабинского, а некоторые из римских царей носятсабинские имена.
Обитатели болеекрупного поселения, так же как и других поселений Лация этого времени, стоялина пороге цивилизации. У них были керамика, изготовленная на гончарном круге,наряду с соломенными хижинами, крупные деревянные дома на каменном фундаменте ис черепичной крышей, богатые и бедные погребения.
Самым интересным из нихявляется найденная в Риме могила воина, похороненного вместе со своимибронзовыми доспехами и колесницей, которая у индоевропейских народов считаласьсимволом высшей власти. Возможно, это могила одного из древних римских царей.
Наконец, самыми важнымисвидетельствами достаточно высокого уровня развития являются первые латинскиенадписи. И хотя самые ранние из дошедших до нас относятся к началу VI в. дон.э., это не исключает того, что письменность могла появиться у римлян еще вконце VII в. до н.э.
Городом в полном смыслеэтого слова Рим становится к середине VI в. до н.э.: там появляютсямонументальные храмы и общественные здания из камня, мощеная рыночная площадь уподножия Палатина (Форум); внутренняя цитадель на Капитолии(холме с отвеснымисклонами), и даже каменные стены вокруг города, которые в то время встречалисьнечасто. Они охватывали территорию площадью в 420 га. Это означало, что Римстал одним из самых крупных и многолюдных городов Италии. Только Капуя и Тарентмогли сравниться с ним размерами городской территории и численностью своегонаселения[11].
В слоях этого временинайдено немало привозных вещей, изделий греческих и особенно этрусскихремесленников. Римские храмы и самый главный из них храм Юпитера на Капитолиибыли построены и украшены этрусскими мастерами. Латинское алфавитное письмобыло заимствовано у греков, но, видимо, при посредничестве этрусков. Рим этоговремени, очевидно, находился под сильным влиянием этрусской культуры и многимисвоими особенностями напоминал этрусские города.
Общественноеустройство раннего Рима
По мнению многихсовременных историков в Риме накануне его перехода к цивилизации игосударственности господствовал родовой (гентильный) строй. Сородичи должныбыли помогать друг другу в беде, они могли иметь общее имущество и наследоватьдруг другу при отсутствии прямых наследников. Римский род состоял не из кровныхродственников, как при классическом родовом строе, а из отдельных семей — фамилий,поэтому на самом деле представлял собой скорее клан, чем род в строгом смыслеэтого слова.
Семья (фамилия) былаединым сакральным и хозяйственным целым. И до и после образования государстваона являлась ключевой ячейкой римского общества и вместе с тем его отличительнойособенностью. Римляне гордились тем, что такой семьи не было ни у одногодругого народа. Ее уникальность была связана с громадной властью домовладыки(отца семейства pater familias). Он считался верховным жрецом семейных культови собственником всего семейного имущества. Все домочадцы: жена, незамужниедочери, сыновья и их семьи были подвластны домовладыке вплоть до его смерти.Все, что приобретал кто-либо из них, автоматически становилось собственностьюдомовладыки, который был вправе распоряжаться не только их трудом, но иличностью: он мог отдавать их в кабалу, продавать в рабство, наказывать посвоему усмотрению и даже приговаривать к смертной казни. Правда, он самнаходился под властью общественного мнения. В случае явного злоупотребления своимположением он мог лишиться и своей отцовской власти (patria potestas), и дажежизни.
Римский род имел такуюже организацию, как и греческий. В каждом роде все его члены сообща владелиземлёй, имели общие кладбища, общие религиозные праздники, общее родовое имя ит. п. Старшина рода избирался, по-видимому, всеми его членами. Древнейшийобщественный строй выглядел следующим образом: важнейшими делами общины ведалсовет старейшин, или сенат, состоявший из старейшин родов. Постепенно вошло вобычай избирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода. Этот обычай,вызванный развивавшейся имущественной дифференциацией, привёл к образованию вРиме родовой знати, к возникновению так называемых патрицианских семей.Развитие имущественной дифференциации привело к появлению в римской общине двухсословий: патрициев (с их клиентами) и плебеев.
Вопрос о характере ипроисхождении римских сословий очень сложен. Высшим сословие были патриции.Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть переданопонятием «отцовский». Что это означает? Вероятнее всего, «патрициями»первоначально называли тех, кто имел законных отцов и сами, в свою очередь,могли иметь законных сыновей. Иначе говоря, патриции жили на основах отцовскогоправа (патриархата), при котором наследование имени и имущества идет по мужскойлинии и законными родственными связями являются только связи по отцу. Действительно,патрицианская семья была семьей резко выраженного патриархального типа. Отецсемейства (pater familias) обладал абсолютной властью над всеми домочадцами: онимел право их казнить, продать в рабство и проч. Римские юристы называли это«правом жизни и смерти».
Члены рода вели своепроисхождение от общего предка и, кроме личного имени (например, Гай, Луций илиПублий), носили общее родовое имя (например, Юлий, Марций или Корнелий). Современем роды могли разделяться на отдельные ветви, которые обозначалисьтретьим именем, так называемым родовым прозвищем (например, Цезарь, Сципион илиКатон). Так появилось состоящее из трех составных частей римское имя (например,Гай Юлий Цезарь).
У патрициев долгодержалось родовое наследственное право, требовавшее, чтобы имущество умершегооставалось в его роде. Это свидетельствует о былой общности имущества всехчленов рода. Дольше всего сохранялась эта общность по отношению к земле. Упатрицианских семей царского периода в частной собственности находилось толькопо 2 югера (0,5 га) земли. По-видимому, речь идет только о приусадебном участке(сад, огород). Что же касается пахотной земли, а также угодий (луга, выгоны ипроч.), то они находились в собственности всей патрицианской общины. Отдельныесемьи имели на них только право владения, а не частной собственности.
Из других признаковродового строя у патрициев можно отметить следы общего родового культа и общие родовыекладбища. В традиции сохранились намеки на то, что патрицианские родыпрактиковали разные способы погребения. Роды патрициев были экзогамны, т. е.членам одного и того же рода нельзя было вступать в брак.
Согласно некоторымисточникам, патриции делились на три трибы: Рамнов, Тициев и Люцеров. Внастоящее время ученые склонны рассматривать три римские трибы как первичноеделение одного племени. Каждая триба делилась на десять курий, каждая курия — на десять родов, каждый род — на десять семейств. Таким образом, всего было 30курий, 300 родов и 3 тыс. семейств. Такое правильное числовое соотношениезаставляет думать, что первичному родовому делению впоследствии была придананекоторая искусственность, быть может, ради военных целей.
Наиболее прочно висточниках засвидетельствованы курии (их присутствие, в частности, отражено вдревнейшем римском календаре). Судя по немногим сохранившимся названиям курий,они имели территориальный характер, что конечно, не исключает того, что воснове это были родовые деления. Каждая курия возглавлялась своим старшиной(курионом) и собиралась в особом помещении. Функции собраний по куриям невполне ясны. Во всяком случае, первоначально это были единственные правомочныесобрания римского народа, в которых он выражал свою волю.
Таким образом,римлянами считались лишь те, кто входил в родовые (гентильные) подразделения,включавшие в себя три трибы, 30 курий (по 10 в каждой трибе) и 300 родов (по 10в каждой курии).
Самым важным из этихподразделений были курии, включавшие в себя только мужчин. Они имелисобственных руководителей курионов, свои религиозные культы и места длясобраний. По куриям голосовало народное собрание — куриатные комиции (каждаякурия имела один голос), созывалось народное ополчение, велись списки граждан.В курии входили экзогамные роды (gentes).
В непосредственнуюсвязь с патрициями нужно поставить клиентов. Клиентов ранней эпохи нужноотличать от плебеев. Слово «clientes» означает людей послушных, зависимых. Откого они зависели? От глав отдельных патрицианских родов или семейств, которыеназывались их «патронами», т. е. покровителями, защитниками. Сама связь междупатроном и клиентом называлась «клиентелой» или «патронатом». Юридически онаосновывалась на принципе взаимных услуг, хотя фактически обе стороны находилисьдалеко не в одинаковом положении. Клиент получал от патрона землю, скот,пользовался его защитой на суде и т. п. За это он обязан был служить в военномотряде патрона, в некоторых случаях оказывать ему помощь деньгами, выполнять впользу патрона различные работы и проч. Клиент входил в род патрона в качествемладшего члена, принимал участие в родовом культе и в собраниях по куриям.
Клиенты первоначальнообразовались из экономически и социально слабых людей: из иностранцев, вольноотпущенников,сыновей, вышедших из-под власти отца и таким путем потерявших защиту,незаконнорожденных детей и т. п. элементов. Позднее институт клиентелывыродился: клиентами обычно становились только вольноотпущенники ипаразитирующая беднота. Но в царский и раннереспубликанский периоды это быласильная группа, служившая главной социальной опорой патрициев. Ее значениеподчеркивается даже в «законах XII таблиц», одна из статей которых (VIII, 21)гласит: «Патрон, обманувший своего клиента, да будет проклят».
Вторым сословиемраннего Рима, резко отличным от патрициев и их клиентов, были плебеи. Словаplebeius, plebs обычно переводят как «народ». По-видимому, в ранний период этобыла группа римского населения, стоявшая вне родовой организации патрициев и,следовательно, вне римской общины. Хотя в эпоху поздней республики и у плебеевпоявилась патриархальная семья, родовая организация, система трех имен и проч.,для раннего периода все эти моменты отсутствовали. Характер землевладения уплебеев был иной, чем у патрициев: в то время как у последних землевладениебыло общинным, плебеи владели землей на правах частной собственности. Потомствоплебеев называлось incerta proles — «неизвестное потомство». С точки зренияримских юридических представлений, опиравшихся на патриархальную семью, этомогло означать только одно: у плебеев не было отцовского права или, во всякомслучае, оно официально не признавалось общиной. Некоторые исследователиполагают, что у плебеев сохранялись пережитки матриархата. Хотя плебеи пользовалисьгражданской правоспособностью, т. е. могли заниматься торговлей и приобретатьсобственность, политических прав они не имели: не участвовали в куриатныхсобраниях патрициев, не были представлены в сенате и не служили в ополченииграждан. Браки между патрициями и плебеями до середины V в. считалисьнезаконными. Обособленность плебеев заходила так далеко, что они имели своихрамы и святилища, отличные от патрицианских.
Теориипроисхождения патрициев и плебеев
Главная трудностьвопроса о патрициях и плебеях состоит в том, что существуют две противоположныхточки зрения. Согласно одной, только патриции были первоначальными гражданами,плебеи же не принадлежали к гражданству и не входили в курии. Согласно другой,плебеи были такими же гражданами, как и патриции. Разница между ними сводиласьк тому, что патриции представляли собою сенаторскую знать, а плебеи — народнуюмассу.
Противоречивостьисточников и сложность проблемы вообще породили множество теорий опроисхождении патрициев и плебеев, которые можно разделить на три группы.Первая группа теорий обязана своим возникновением ученому начала XIX в. Нибуру.В основном эти теории сводятся к тому, что патриции — коренное гражданство, аплебеи — жители других общин, принудительно переселенные в Рим или переселившиесятуда добровольно. Вторая группа обращает особое внимание на резкуюобособленность обоих сословий и считает, что патриции и плебеи являютсяпотомками двух различных племен, из которых одно было покорено другим. Наиболеешироким распространением в современной науке пользуется теория, согласнокоторой разница между патрициями и плебеями сводится исключительно ксоциально-экономическому моменту: оба сословия этнически совершенно однородны,плебеи — такие же коренные граждане, как и патриции, но отличаются от нихтолько экономическими и социальными признаками.
По мнению С.И. Ковалева[8] происхождение патрициев и плебеев можно пояснить таким образом: патрициидействительно были коренным гражданством. В качестве такового они, и толькоони, представляли собой полноправный «римский народ» (populus Romanus),образовавшийся путем слияния двух общин — латинской и сабинской. У них былобщинно-родовой строй, в котором социальное расслоение выступало еще слабо. Онисообща владели землей, жили на основах отцовского права и для решения важнейшихвопросов собирались по куриям. В зависимости от них находились клиенты.
Плебеи в целомотличались от клиентов, хотя многие и них были клиентами патрициев. Клиентелабыла частной зависимостью, тогда как плебеи, по выражению одного ученого, были«клиентами государства». Они стояли вне родовой организации патрициев, т. е. непринадлежали к «римскому народу», не имели доступа к общинной земле и былилишены политических прав. Семейный быт плебеев, по-видимому, сохранял пережиткиматриархата. Пережитки у плебеев материнского права и указывают на то, что всоставе первоначального плебса был этрусский элемент. Он, конечно, не былединственным. Рим привлекал к себе население из всех соседних племен: излатинов, сабинов, этрусков. Одни переселялись в новый город добровольно, другиемогли быть инкорпорированы насильственным путем после подчинения Римомближайших латинских полисов. Источники указывают на большое количество в Римеиммигрантов-этрусков. Некоторые из них могли пробиться в ряды коренногогражданства и даже достичь высоких ступеней в римской общине (Тарквинии), нобольшинство долго оставалось на положении иностранцев, которых община недопускала в свой состав. Чем дальше, тем все больше стиралась противоположностьмежду гражданами и иностранцами, латино-сабинами и этрусками. Но зато на ееместо выступила новая противоположность: патриции из коренного гражданства, из«римского народа», превратились в замкнутую группу знати, противостоящуюширокой народной массе плебеев. Однако этот процесс «замыкания» патрициатаоформился только к началу республики.
Управлениеримской общиной
Римская патрицианскаяобщина царской эпохи представляла собой примитивный город-государство стипичными чертами «военной демократии». Носителем верховной власти былоплеменное собрание по куриям. Оно решало важнейшие вопросы жизни общины:объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя (точнее, облекало его высшейвластью — «империем»), занималось важнейшими судебными делами и проч.
Каждая курия решала вопросотдельно и имела один голос. Общее решение выносилось простым большинствомкурий.
Вторым органомплеменной демократии был совет старейшин, сенат (слово «senatus» происходит от«senex»- старик). Его члены назывались «отцами» (patres). Согласно традиции,Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100 из числастарейшин покоренной Альбы Лонги. Наконец, Тарквинии Старший довел ихколичество до 300. Во всяком случае, в царский период и еще много позднее,вплоть до Суллы, число сенаторов оставалось на последней цифре. По-видимому,членами сената первоначально были только главы патрицианских родов. Порядокпополнения сената в царскую эпоху не вполне ясен. Возможно, что новых сенаторовназначал царь. Функции сената сводились к утверждению всех решений курий, кназначению нового царя. В период между смертью старого царя и выбором нового(этот период назывался interregnum — «междуцарствие») общиной поочередноуправляли сенаторы. Хотя сенат формально и считался только совещательныморганом при царе, но как представитель родовой демократии он пользовалсябольшим авторитетом. По-видимому, все важнейшие вопросы царь должен былсогласовывать с ним.
Таким образом, Рим былобразован в очень выгодном географически месте, на пересечении торговых путей.Первоначально это были первобытные поселения латинов и сабинов, которыепостепенно слились. Римская община представляла собой родовою организацию, воглаве рода стоял отец, права которого были практически неограниченны. Появлениеимущественной дифференциации усложнило общественные отношения. Римская общинаподелилась на сословия – патрициев с клиентами и плебеев, о происхождениикоторых существуют разные теории. Усложнение общества требовало выделенияопределенной группы людей, которые выполняли бы регулирующие функции, функциивласти. Общество раннего Рима было довольно примитивным, им управляло народноесобрание вместе с сенатом – советом старейшин. Особые полномочия принадлежалицарю.
2 ВЛАСТЬ ЦАРЯ В РАННЕМРИМЕ
Легенды и источники представляютсемь римских царей, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и томже порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск(Древний), Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.
Термин, обозначавшийцаря — это гех. Лингвисты и историки изучали этот термин. Э. Гьёрстад отмечал,что слово«rex» относится к группе индоевропейских слов, обозначающих носителейцарской власти у многих народов, в том числе в санскрите. В словаре Эрну-Мейе сним связано кельтское имя Dumnorix. Э. Гьёрстад привел эти данные длядоказательства существования царской власти у римлян в догородскую эпоху, т.е.в древности[11].
По мнению известногоисследователя римской истории С.Н. Ковалева[8] сенат, народное собрание и rex(царь) стоят в одном ряду. Царя нужно представлять по типу греческого басилевсагомеровской эпохи, т. е. он не был каким-то неограниченным монархом. Скорее — он племенной вождь, не наследственный, но избираемый пожизненно. Он являлсявоеначальником (это, по-видимому, была его главная функция), представителемобщины перед богами, т. е. верховным жрецом, и пользовался судебной властью,объем которой не ясен.
Не менее известныйисследователь Рима Т. Моммзен[12] считает, что государственное устройство раннегоРима было отображением семейных отношений. По римским понятиям, государство также нуждалось в полноправном главе, как и семья, а так как между свободными иравноправными гражданами не было прирожденного главы, то из среды полноправныхи способных носить оружие граждан избирался пожизненно царь, правитель, которыйи имел все признаки власти отца в семье. Воля его законно ничем не былаограничена. Он безапелляционно судил и налагал наказания. Приговорив кого-либодаже к смерти, он мог, но не был обязан допустить обращение к народу с просьбоюо помиловании. Он принимал за всю общину такие решения, как заключение мира иобъявление войны, он назначал отрядных начальников во время войны иградоправителя на время своего отсутствия, и эти лица были просто егоуполномоченными, а не должностными лицами в нашем смысле слова. Единственноелегальное ограничение власти царя состояло в том, что он мог лишь применятьзаконы, а не изменять их. Царю повиновались не как высшему существу, а лишьпотому, что для общины считалось наиболее удобным иметь полноправного главу.Царь имел право и был даже обязан назначить себе преемника; если же онпочему-либо этого не сделал, то коллегия отцов предлагала гражданам Рима царяи, если община принимала его, он становился царем.
Поскольку в раннем Римецарь – это скорее должность, необходимо рассмотреть каким образом происходилозамещение этой должности[11].
Избрание (creatio) царябыло важнейшей функцией куриатных собраний. Так, по Дионисию [11,c.126] сам Ромул созвал народное собрание, объявил о благоприятных для негоауспициях и был им назначен царем. В период между гибелью одного царя ивыборами другого важную роль в управлении Римом играл сенат, так по смертиРомула сенат избрал из своей среды (inter se) десять декурий, к которымпоочередно должно было переходить управление Римом. Из состава каждой декурииодин сенатор на пятидневный срок облекался знаками царской власти, но управлялиделами тем не менее коллегиально. Такой порядок назван был междуцарствием — interregnum, и продолжался он год. По сообщению Тита Ливия выясняется, что в обязанностиинтеррекса, т. е. дежурного правителя, входил созыв народного собрания длярешения вопроса о форме правления и кандидатуре нового царя.
Как видно основнымиобязанностями царя были обязанности верховного военачальника, судьи и жреца.
О деятельности царя каквоеначальника, как ответственного за военную мощь общины вообще, источникиговорят неоднократно. Как бы ни относиться к конкретно-исторической ситуацииРима в начале царского периода, нельзя сбросить со счета то обстоятельство, чтоРомул, затем Тулл Гостилий, а также Марций изображены в античной традиции какнепрестанно воюющие цари. Именно по контрасту с ними нарисован портрет Нумы какправителя мирного, сознательно строившего свое царствование на иных, чемвоинственный Ромул, принципах. Это особо подчеркивается Ливнем, Дионисием,Цицероном, Плутархом. Однако из рассказов античных авторов выясняется, что царьне только военачальник, т.е. главнокомандующий, но он и организатор военныхсил. Конечно, родовые ополчения не были созданы Ромулом, как об этомрассказывают античные писатели. Эти ополчения несомненно были уже при егопредшественниках. Но, видимо, в его время или, может быть, к его временивоинский контингент был упорядочен. Было урегулировано числовое соотношениевоинских единиц. Ромулу приписывается и создание корпуса целеров. Во всехобъяснениях происхождения наименования учрежденного Ромулом отряда обращает насебя внимание то, что оно связывается с подвижностью и быстротой действий.
Целеры комплектовалисьот курий по 10 человек из каждой общим числом 300 человек. Т.Ливий[10, т. I, 13, 8; 43. 9] говорит об учреждении Ромулом трех центурий всадников,число которых тоже равнялось 300. Но именовались они Рамнами, Тициями иЛуцерами. Отсюда вытекает иной принцип их комплектования, а именно по 100человек от каждой гентильной трибы. Различие в названиях и в порядкекомплектования позволяет считать, что 300 Ромуловых всадников и 300 его целеров- не одно и то же. Ливий точно определил назначение целеров как телохранителейцаря.
Источники донесли донас сведения и о деятельности Ромула в сакральной области. Согласно Дионисию,царь распределил религиозные обряды между куриями и установил расходы насвященнодействия, которые нужно было выдавать куриям из общественной казны.Дионисий также сообщает, что, кроме существовавших уже в куриях жрецов, Ромулучредил еще 60 человек священнослужителей, которые должны были совершать общиерелигиозные обряды по трибам и куриям, но за весь полис, т. е. за римскуюобщину в целом.
У Дионисия мы узнаемпро судебные функции царя, а именно Ромул назначил царям вершить суд в случаетягчайших преступлений. Это должно означать, что при Ромуле уже была такаяпрактика. Ромул устроил суды не «долговременные», но «краткие», причем частьдел разбирал сам, а часть поручал другим людям. Видимо, это надо понимать так,что царь поставил себя в положение суда высшей инстанции. Но наряду с этимверховным царским судом был учрежден еще какой-то не зависимый от гентильныхинститутов суд, действовавший по указанию Ромула.Этот судебный орган несоставлял постоянно работающей коллегии, в которую могли обращаться тяжущиесяпо собственному почину, а находился в полном распоряжении царя и созывался поего усмотрению.
Обстановка царскогосуда внушала страх. Ромул совершал его, восседая на возвышенном месте Форума,окруженный целерами, а также двенадцатью стражниками, вооруженными дубинами итопорами. Эти стражники тут же и производили экзекуции, вплоть до смертнойказни.
Таким образом, царьвзаимодействовал и с сенатом, и с куриатными комициями. Его власть былавыборной. Как мы проследили, выборы проходили в народном собрании, нокандидатура царя предлагалась сенатом, равно как и избрание фактическиутверждалось им же. Царь же вносил в комиции закон о своей верховной власти. Чтокасается Ромула, то он проявлял значительную самостоятельность. У Плутархапроскальзывает мысль даже о деспотичности первого царя: он не советовался ссенатом, а доводил до его сведения свою волю. Особенно же примечательнымоказалось то, что Ромул распределил по собственному усмотрению землю,захваченную у неприятелей, между воинами. С этим Плутарх связывает иисчезновение Ромула, а вернее, его убийство сенаторами, возненавидевшими его запроизвол. Эта версия была уже известна и Дионисию, и Ливию, и Цицерону[11]. Видимо,из глубины веков донеслось эхо важных процессов, протекавших в Риме у истоковего рождения в качестве единой общины. В попытку Ромула оградить себя отконтроля сената, утвердить свою власть можно поверить, приняв во внимание тообстоятельство, что он формировал материальную опору своей власти как в видеотряда целеров, так и в виде земельных владений, которыми либо пользовался,либо вообще распоряжался сам. Не случайно его внимание и к воинам. Боеспособнаячасть войска- это и гарантия существования общины в целом и внушительная сила вруках военачальника, каковым был первый царь. Самовольные наделения землейвоинов следует расценить как стремление Ромула отстранить сенат от решенияважнейшей задачи в жизни Рима и одновременно не допустить, чтобы воинствосоставляло ему угрозу, а вмести того сделать его своей опорой. Аналогичнымобразом вел себя с вооруженной силой и Тулл Гостилий.
Что же касается царя Нумы,то этот мирный правитель не может рассматриваться как антипод воинственныхцарей в том смысле, что и он фактически упрочивал свою власть, пользуясь,однако, иными методами и проявляя себя в иной сфере, чем его предшественник исменивший его царь. Если рассматривать деятельность Нумы в сакральной области,то сомнений в этом не останется.
Античные авторыдостаточно подробно и согласно повествуют о религиозных установлениях Нумы,поскольку эта область римской истории считалась особенно важной и тщательноизучалась римлянами, тем более что и устная традиция и письменные памятники,говорящие о сакральной жизни, бережно хранились. Наиболее детальный рассказсодержится у Дионисия Галикарнасского (II,63), который сообщает, что Нумавыделил много участков и водрузил алтари и храмы для богов, которые ещеоставались без почестей. Иными словами, он упорядочил культы, которые Дионисийподразделяет на 8 разрядов. К первому относились священнодействия, оставшиеся введении курий и осуществлявшиеся курионами; ко второму — фламинами, к третьему — предводителями целеров, к четвертому — авгурами, к пятому – весталками, к шестому- салиями, к седьмому — фециалами, к восьмому — понтификами.
При Нуме наряду скультами куриальными появились культы общеримского значения. Это прежде всегокульт Весты. Отправление его шло параллельно и в куриях, и в специальновоздвигнутом на Форуме между Капитолием и Авентином, круглом храме. Какупоминалось, археология подтвердила эти сведения античных писателей.Обслуживание культа было вверено вновь созданной коллегии из четырех весталок.Их число позволяет думать, что комплектование коллегии дев не было связано сгентильной, т. е. трибо-куриальной организацией, в структуре которой явнопрослеживается принцип кратности трем.
Принципиальнымновшеством стало создание коллегии фециалов. Правда, Цицерон относит правилаобъявления войны уже к Туллу Гостилию, что, надо признать, более согласуется спотребностями его правления, чем мирного Нумы.
Особое значение имеетприписываемое Нуме учреждение коллегии пяти понтификов. Название этой коллегии,как известно, истолковано в связи с обязанностью строить и охранять мосты,выводящей ее на сцену международных отношений. О том, как в этом делеразграничивались функции понтификов и фециалов, можно догадываться. Вероятно,коллегия первых, как главная под руководством царя ведала направлением внешнихсношений, фециалы же, — их обрядовой стороной. Не касаясь всех сторондеятельности понтификов, подчеркнем общеримское значение этой коллегии, ееверховенство в сакральных делах Рима. Согласно Плутарху, первым главойпонтификов был сам Нума. Из известия Ливия следует, что Нума назначилверховного, или великого понтифика. Однако уже само по себе назначение егоНумой свидетельствует о подчиненности этого жреца непосредственно царю. Вовсяком случае, оба варианта традиции создают впечатление тесной связи коллегиипонтификов непосредственно с царем, а не с какими иными элементами управленияРимом. Контроль за внешними связями общины создавал особую близость царя иколлегии понтификов, и уже отсюда можно сделать вывод о появлении известнойсамостоятельности Нумы в области международной политики относительно сената икомиций.
В книгах Нумы, помнению Перуцци, были зафиксированы его, царские законы. В частности был введенземельный кадастр, что преследовало фискальные цели. Значит, письмена второгоцаря включали в себя не только сакральные установления, но и постановлениясветского характера. В связи с рассматриваемым здесь вопросом важно отметитьзамечание Перуцци о том, что записи Нумы составили ядро понтификальных книг. Ипоскольку Нума поручил понтификам хранить данные им предписания разнообразногосодержания, можно, действительно, считать организацию понтификов не обычнойжреческой коллегией, а полусакральным, полусветским органом при царе,отражающим потребности образующейся Римской гражданской общины.
По свидетельству Плутарха,в эпоху Нумы различие между альбанскими уроженцами и сабинами в Риме ещеотчетливо ощущалось, так что царь даже создание ремесленных коллегий подчинилзадаче смешения людей, чувствовавших себя одни — римлянами, а другие — сабинами. Античные авторы показывают, что Нума стремился преодолеть имеющиесяразличия. Его деятельность в этом направлении привела к тому, что все жителиРима, по крайней мере официально, стали называться римлянами. Во всяком случае,в надписи на саркофаге, согласно традиции, Нума назван rex Romanorum.
Таким образом, в областиуправления общиной в начале царской эпохи налицо все элементы военнойдемократии. Однако баланс их значимости уже несколько нарушен в пользу царя.Царь в первую очередь — военачальник и судья, выполняет он и жреческие функции,но это не придает ему теократического облика. Для Ромула и Нумы характернадеятельность, централизующая их власть. Они создают себе материальную опору,независимую от гентильной. Это проявляется и в свободном распоряжении своейземлей и общей завоеванной землей, т. е. ager publicus, и в создании общего независимого от родов имущества общины, которым они вольно распоряжаются, и втаком нововведении, как целеры, царская лейб-гвардия.
Исследованиеисточников, таким образом, позволяет сказать, что Рим начала царской эпохи былобществом, не порвавшим еще с родовым строем, но уже сделавшим первый шаг всторону от него, причем это движение нарастало от периода Ромула черезправление Нумы к следующим за ними царям. Рим у истоков царского периода ужезнал не только клиентскую зависимость, патриархальное рабство, выделение знатии социальные раздоры, но и усиление царской власти за счет принижения ролинародного собрания и особенно сената. Знаменательной приметой времени былопоявление частных земельных владений. Однако преувеличивать значение указанныхявлений не приходится. Римское общество было еще очень архаичным, покоившимсяна принципах коллективных форм собственности на основное средство производства-землю. Рим еще не был ни полисом, ни «монархией».
В образах двухследующих царей — Тулла Гостилия и Анка Марция — есть моменты дублированияРомула и Нумы. Тулл Гостилий отличался воинственностью: он разрушил АльбуЛонгу, воевал с Фиденами, Вейями, сабинами. Жителей разрушенной Альбы онпереселил в Рим, дав им права гражданства, а знать зачислил в сенат. В лицеАнка Марция Рим снова получил царя-сабина. Он был внуком Нумы и в областибогопочитания старался во всем подражать деду.
Однако не все здесьдублирует двух первых царей. Разрушение Альбы -по-видимому, исторический факт,хотя и окутанный густым покровом легенды. Несомненно, исторична постройка царемздания для заседаний сената, получившего название «Гостилиева курия». Такоездание действительно существовало в Риме и считалось очень древним. Во всякомслучае, оно существовало задолго до того, как в конце III в. выдвинулся родГостилиев, который мог бы дать ему свое имя.
Что касается АнкаМарция, то его многочисленные войны, во всяком случае, не дублируют Нуму,который не вел ни одной войны. Конечно, многое в деятельности Анка являетсяпозднейшей выдумкой: переселение жителей завоеванных латинских городов наАвентин, присоединение Яникула (холм на правом берегу Тибра) и обнесение егогородской стеной, постройка римской гавани Остии у устья Тибра и проч. Но вцелом расширение Рима в сторону моря и этрусского берега Тибра показательно.Это свидетельствует о начале каких-то реальных отношений с этрусками,отношений, которые становятся более интенсивными в правление следующего царя.
По преданию, в царствованиеАнка Марция в Рим из этрусского города Тарквиний переселился богатый иэнергичный человек по имени Лукумон, сын коринфянина Дамарата. В Риме онобосновался и принял имя Люция Тарквиния Приска (Древнего). Богатство иобходительный нрав сделали его настолько заметным среди римского общества, чтопосле смерти Анка его избрали царем. Тарквиний вел удачные войны с соседями,увеличил количество сенаторов еще на 100 человек, учредил общественные игры,приступил к осушению посредством каналов болотистых частей города и проч. Такимобразом, традиция подчеркивает этрусское происхождение пятого римского царя.Седьмой царь, Люций Тарквиний Гордый, был сыном Приска, и поэтому можно, какбудто, говорить о целой этрусской «династии» в Риме. В пользу этого приводят ещеряд доводов: многочисленные «этрускизмы» в языке, обычаях, политическомустройстве и религии римлян; широкая «экспансия» этрусков, в частности в Лациии Кампании (Тускул, Капуя); наличие в Риме целого этрусского квартала (vicusTuscus); наконец, надписи подтверждают этрусское происхождение Тарквиниев.
Все эти факты,по-видимому, подтверждают гипотезу о том, что Тарквиний были не толькоэтрусского происхождения, но что во второй половине царского периода Рим былзавоеван этрусками, посадившими там свою династию. Эта гипотеза кажетсянастолько вероятной, что ее принимает большинство современных ученых. Однакоприсмотримся к ней поближе. Присутствие этрусков в Лации, Кампании, долине По ив других местах еще не является безусловным аргументом в пользу «экспансии», атем более в пользу завоевания.
Этрусский квартал вРиме вряд ли был особенно большим, и вообще этрусское население едва ли быломногочисленным, так как в Риме и его окрестностях почти нет этрусскихпогребений. К тому же присутствие даже большой иностранной колонии еще неговорит о том, что эти иностранцы являются господствующими. Скорее наоборот:если бы этруски прочно и долго владели Римом, они не были бы там на положениииностранцев, живущих особой колонией.
Что касается культурныхвлияний этрусков на римлян, то их легко объяснить без всякого завоевания. Нетничего удивительного в том, что два народа, в течение столетий жившие бок обок, влияли один на другой.
В целом ТарквинийСтарший, по-видимому, является исторической личностью. Очень вероятно и егоэтрусское происхождение. Но разве этруск не мог стать царем в Риме беззавоевания? Среди этрусских эмигрантов могли быть лица знатного происхождения,которые при благоприятных условиях могли проникнуть в ряды латино-сабинскогопатрициата и таким путем добиться царского места.
Преемником Тарквиниябыл Сервий Туллий, образ которого является, пожалуй, наиболее историческим.Относительно его происхождения существуют два рассказа. Согласно общепринятойтрадиции, он был сыном одной знатной женщины из латинского города Корникула,попавшей в плен к римлянам. Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовалсявеличайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа.Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция,Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии вдовы покойного,захватил власть с одобрения сената.
Другой рассказ резкоотличается от первого и стоит особняком. Его сообщает император Клавдий (I в.н.э.) в речи, произнесенной им в сенате. По словам Клавдия, этрусские писателирассказывали, что Сервий Туллий — не кто иной, как Мастарна, этрусскийавантюрист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме. Он переменил там имя идостиг царской власти. Вариант Клавдия находит некоторую аналогию в живописи настенах гробницы Франсуа.
Эти два варианталегенды, резко отличные друг от друга, не дают возможности с полной точностьюрешить вопрос о происхождении шестого римского царя. Во всяком случае, традицияприписывает С. Туллию такие конкретные и важные дела, которые едва ли моглибыть выдуманы. Прежде всего — знаменитую реформу.
Сервию Туллий ввёлновое устройство римской общины на основе территориально-имущественногопринципа. Теперь римская городская территория делилась на 4 трибы. Эти трибы неимели ничего общего со старыми родо-племенными трибами, но были лишьтерриториальными округами. К ним приписывалось всё гражданское население, какпатрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землёй. Такимобразом, плебеи были фактически включены в состав единой с патрициямигражданской общины.
Кроме того, СервийТуллий разделил всё мужское население Рима — патрициев и плебеев — на 5классов. Принадлежность к тому или иному классу определялась имущественнымцензом. К I классу принадлежали те, чьё имущество оценивалось в 100 тыс. асов,ко II классу — 75 тыс. асов, к III классу- 50 тыс. асов, к IV классу— 25 тыс.асов, к V классу — 12,5 тыс. асов. Беднейшие слои населения, неимущие, невходили ни в один из классов и получили название пролетариев (от латинскогоproles — потомство). Этим названием подчёркивалось, что всё их имущество ибогатство состояло только в потомстве.
Реформа имела большоевоенное значение. Народное ополчение, т. е. римская армия, строилось теперь взависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлялопределённое количество центурий (сотен). I класс выставлял 80 центурийпехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три класса — по 20 центурийпехотинцев и, наконец, V класс выставлял 30 центурий легковооружённыхпехотинцев. Кроме того, выставлялось ещё 5 нестроевых центурий. Вооружениепризванных также дифференцировалось в зависимости от принадлежности к тому илииному классу: представители I класса должны были или содержать коня, илиявляться в полном тяжёлом вооружении; для представителей последующих классоввооружение было облегчённым, а воины V класса были вооружены лишь луком истрелами.
Реформа имела такжебольшое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, нои политической единицей. Со включением основной массы плебса в гражданскуюобщину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которыеутрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям,причём каждая центурия имеет один голос. Подлинный характер этой новойконституции ясен хотя бы из того, что больше половины из 193 центурийвыставлялось I классом (80+18=98). Таким образом, I класс имел обеспеченноебольшинство голосов в народном собрании.
Таково основноесодержание реформы, проведение которой приписывалось Сервию Туллию.Традиционный рассказ о реформе, изображая её в виде единичного акта, конечно,грешит против исторической истины. Изменения в социально-политическомустройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой волеодного законодателя, на самом деле — результат длительных процессов,протекавших на протяжении нескольких столетий (VI-III вв. до н. э.). Этоподтверждается тем, что в самом традиционном рассказе о так называемой реформеСервия Туллия содержатся позднейшие напластования: так, например, указываемоевооружение классов соответствует, видимо, концу V в., расчёт имущественногоценза на асы — середине III в. и т. п. Однако в основе традиционной версиилежит ряд достоверных фактов. Деление населения на имущественные классы,центуриатные комиции, территориальные трибы — всё это возникло значительнораньше III в. и продолжало существовать и в более позднюю эпоху. Этиустановления явились итогом длительной борьбы плебеев[13].
По мере того, как шёлпроцесс становления рабовладельческого государства, органы родового устройствамодифицировались и становились органами государственной власти. Возможно, всвязи с включением плебеев в гражданскую общину, а также в связи с борьбойпротив этрусского господства происходит падение царской власти и установлениереспублики в Риме. Историческая традиция приурочивает это событие к концу VI в.до н. э. (509 г.) и связывает его с изгнанием седьмого римского царя ТарквинияГордого.
ВЫВОДЫ
Таким образом, выгодноегеографическое положение, пересечение торговых путей способствовало возникновениюдревних поселений и преобразованию их в развитый город – государство. Первобытныепоселения латинов и сабинов постепенно слились, образовалась римская община, котораяпредставляла собой родовою организацию, во главе рода стоял отец, правакоторого были практически неограниченны.
Появление имущественнойдифференциации усложнило общественные отношения. Римская община поделилась насословия – патрициев с клиентами и плебеев, о происхождении которых существуютразные теории. Усложнение общества требовало выделения определенной группылюдей, которые выполняли бы регулирующие функции, функции власти. Обществораннего Рима было довольно примитивным, им управляло народное собрание вместе ссенатом – советом старейшин. Особые полномочия принадлежали царю. Исследованиеисточников, таким образом, позволяет сказать, что Рим начала царской эпохи былобществом, не порвавшим еще с родовым строем, но уже сделавшим первый шаг всторону от него, причем это движение нарастало от периода Ромула черезправление Нумы к следующим за ними царям. Рим у истоков царского периода ужезнал не только клиентскую зависимость, патриархальное рабство, выделение знатии социальные раздоры, но и усиление царской власти за счет принижения ролинародного собрания и особенно сената. Знаменательной приметой времени былопоявление частных земельных владений. Однако преувеличивать значение указанныхявлений не приходится. Римское общество было еще очень архаичным, покоившимся напринципах коллективных форм собственности на основное средство производства —землю. Рим еще не был ни полисом, ни «монархией». Нет никаких оснований дляпротивопоставления regnum и civitas применительно к Риму рассматриваемой здесьэпохи.
Демографический ростпровоцировал территориальную экспансию; усиление в результате постоянных войнвласти царя как предводителя войска вызывало противодействие сената, взначительной степени контролировавшего комиции. Цари пытались ослабить родовуюорганизацию, основу могущества глав патрицианских семей, и опереться наплебеев, включив их в политическую и военную организацию (это позволяло такжеукрепить армию). В середине VI в. до н.э. Сервий Туллий ввел новоеадминистративное деление Рима и округи: он учредил вместо трех родовых трибдвадцать одну территориальную, смешав тем самым патрициев с плебеями. Сервийразделил все мужское население Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть разрядовпо имущественному признаку; каждый разряд был обязан выставлять определенноечисло вооруженных отрядов – сотен (центурий). Отныне народное собрание длярешения главных политических вопросов собиралось уже не по куриям, а поцентуриям (центуриатные комиции); в ведении куриатных комиций остались восновном религиозные дела. Рост власти царей в VI в. до н.э. выразился висчезновении принципа их выборности и принятии ими новой царской атрибутики,заимствованной у этрусков (золотая корона, скипетр, трон, особая одежда,служители-ликторы). Раннеримская монархия попыталась встать над обществом и еготрадиционными институтами; абсолютистские тенденции особенно усилились приТарквинии Гордом. Однако родовой аристократии удалось в 510 до н.э. изгнатьТарквиния и установить республиканский строй.
СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балух В.О. Історія античноїцивілізації(Текст): (підручник для внз): у 3-х томах/В.О. Балух.-Чернівці: Нашікниги, 2007-2008. –Т.2. Стародавній Рим.- 2008.-847 с.
2. Джеймс Паула Римская цивилизация: Пер сангл… – М.: Изд.дом «Гранд»: фактор-Пресс, -2000.-270с.
3. Древний Рим: история, быт, культура:/Сост. Л.С. Ильинская.- М.: Москов. Лицей, 1997, — 432с.
4. История Древнего Рима: Учебник для вузовпо направлению и специальности «история»/В.И.кузишин, И.Л.мали, И.А.Гвоздева,Г.Г. Ершова- 4-е узд., перераб. И доп.- М.: вісшая школа, 2000.- 383 с.
5. Из истории Древнего Рима Сб. статей.Ред.колегия: проф. В.Ф.Семенов и др. М., 1960.-94 с.
6. Кадеев В.И. История Древней Греции иРима: Курс лекций/ В.И.Кадее.-Х.: Колорит, 2006.-327с.
7. Кнабе Г.С. Древний Рим – история иповседневность/ Очерки.-М.: Искусство, 1986.-2006 с.
8. Ковалев С.И. История Рима: Курс лекцый/Под ред. Є.Д. Фролова, ЛГУ им. Жукова.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.- 742 с.
9. Кризис полиса и политические воззренияримських стоиков. –М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955.-64с.
10. Ливий Тит История Рима от основаниягорода: перевод/ Тит Ливий.- М.: ладомир, 2002.- 1 т.
11. Маяк И.Л. Рим превих царей: генезисримского полиса.-М., Изд. МГУ, 1983.- 269 с.
12. Момзен Т. История Рима.- Санкт-Петербург,Лениздат, 1993. -268 с.
13. Немировский А.И. История раннего Рима иИталии. Возникновение классового государства и общества.- Воронеж, Изд-воВоронеж. У-та, 1962.-299с.
14. Немировский А.И. Єтрусски: от мифа кистории.-М.: наука, Глав. Ред… вост. Л-ри, -1983.-261с.
15. Нечай Ф.М. Образование римськогогосударства.- Минск, Изд-во БГУ, 1972.-272с.
16.Проблеми политической истории античного общества: межвузовский сб./ЛГУ им.А.Жукова, Отв.ред. Д.Фролов.- Л.: ЛГУ, 1985, 181с.
17. CмышляевА.Л. История Древнего Рима: От Ромула до Гракхов //Курс лекций. Лекция 3. Рим вцарский период.