Реферат по предмету "История"


Присоединение Чувашии к Российскому государству

ОГОУ ВПО
Московскийгосударственный открытый университет
Чебоксарскийполитехнический институт (филиал)
КафедраФилософия

Контрольнаяработа
подисциплине:
Историяродного края
ПрисоединениеЧувашии к Российскому государству
Вариант8
 
Выполнил:студент 1 курса
заочнойформы обучения
шифрспециальности 220201
Ткачев Д.Ю.
Проверил:Ефимов Л.А.
Чебоксары– 2011

 
Содержание
 
1. Восточная политика Российского государства всередине XVI века
2. Вхождение Чувашии в состав Русского государства
3. Историческое значение объединения чувашского срусским народом
Список использованных источников

1. Восточная политика Российскогогосударства в середине XVIвека
В правление ИванаГрозного внешняя политика России делилась на два основных направления: западноеи восточное. На западе основной задачей являлась борьба за выход к Балтийскомуморю, на юго-востоке и востоке борьба с казанским и Астраханским ханствами иначало освоения Сибири, а на юге — защита страны от набегов крымского хана.Первым по значению было восточное направление. В результате распада ЗолотойОрды образовались несколько самостоятельных государств (ханств), которыепостоянно угрожали русским землям. К тому же под их контролем находилисьповолжские земли и Волжский торговый путь, имевший международное значение.Главными противниками России на этом направлении были Казанское и Астраханскоеханства.
Воины московскоговеликого князя Василия III и его сына Ивана IV Грозного, первого русского царя,с целью присоединения Казанского ханства — наиболее крупного татарскогогосударства, образовавшегося на месте Золотой Орды, начались в первой четверти16 века. Казанские татары, сознавая неравенство сил, не предполагаливосстанавливать господство над Русью, однако рассматривали территориюМосковского и других русских княжеств как объект для набегов с целью захватадобычи и, в первую очередь, «живого товара» — пленных, а такжепериодически требовали уплаты дани. В 1521 году, когда главные силы русскихбыли обращены на борьбу с Литвой, казанцы совместно с крымскими татарами дошлидо Москвы, разорив многие русские земли. Это был последний крупный походКазанского ханства против Московского княжества. В 1523 году, после заключенияперемирия с Литвой, великий князь Московский Василий III отправил большую ратьв поход на Казань. В результате на Волге в 200 км от Казани была основанакрепость Васильсурск, ставшая промежуточной базой московских войск впоследующих походах.
Так как основныебоевые действия между русскими и татарскими войсками проходили на правом берегуВолги, то наиболее заинтересованными в усилении Московского государства быликак раз народы, проживающие в этих местах: чуваши, горные марийцы и восточнаямордва.
Ставленникикрымско-турецких сил, захватившие власть в Казани, были в принципе неспособнысплотить народы ханства вокруг созидательной идеи. Москва же такую идеюпредложила — мир и безопасность для всех, уважение к вере коренных народов,свободная и взаимовыгодная торговля.
В 1546 году в Москвуприбыло посольство горных марийцев и чувашей: «прислали к великому князюбити челом горная черемиса, Тугай со товарищи двух черемисинов, чтобы государьпожаловал, послал рать на Казань, а они с воеводами государю служитьхотят» /С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Книга 3. Том 6/.При помощи русских войск горные мари рассчитывали свергнуть протурецкий режим вКазани и добиться независимости. Совершенно иные настроения царили тогда налевобережье Волги, заселенном луговыми черемисами. Исторически сложилось так,что здесь было сильно влияние Казани, в отличие от горного правобережья, контрольнад которым Казанское ханство практически потеряло к 1546 году
Иван IV Грозныйорганизовал три похода против Казанского ханства. Первый поход начался вдекабре 1546 года. По пути на Казань к русскому войску присоединилась и ратьгорных черемис но войска до Казани не дошли, из-за трудностей снабжения иначавшейся распутицы вернувшись с полдороги. В том же году Иван принял царскийтитул, что подчеркивало претензии Руси на все территории, прежде занимаемыеЗолотой Ордой. Более успешным был второй поход, предпринятый в 1549 году. Вфеврале 1550 года русские войска осадили Казань и стали бомбардировать ее изпушек. Однако штурм крепости окончился неудачей. В связи с весенней распутицейцарь решил снять осаду, так как осаждающим стало трудно подвозить в лагерь продовольствиеи боеприпасы. Единственным успехом этого похода стала закладка крепостиСвияжска в 25 км от Казани. Свияжск стал опорной базой в третьем походе,закончившемся взятием Казани.
2. Вхождение Чувашии в состав Русскогогосударства
В труднейшей борьбепротив казанских ханов и феодалов взоры чувашского народа обращались к великомусоседу — русскому народу, еще в XV веке освободившемуся от монголо-татарскогоига, к Российскому государству, усиливавшемуся с каждым годом и десятилетием.Еще в XIV веке восточные пределы русских земель пришли в соприкосновение сЧувашией. В 1372 году городецкий князь Борис Константинович, чье удельноевладение входило в Нижегородское княжество, основал на левобережье Суры г.Курмыш. После присоединения Нижегородского княжества к Московскому великомукняжеству (1392—1393 гг.), Курмыш со всеми селениями и с Алгашем, расположеннымпа правобережье Суры, принадлежал московскому великому князю ВасилиюДмитриевичу. В 1523 году в устье Суры московским правителем был основан г. Васильсурск.Чуваши начали близко общаться с русскими, вели с ними торговлю, устанавливалиделовые связи, в Нижегородском уезде у русских властей снимали на оброк бортныелеса для сбора меда диких пчел. Происходило сближение чувашей с русскимиполоняниками, которые для обработки ханских земель нередко размещались вчувашских селениях. Общение чувашей с русскими в XV—XVI веках происходило и вовремя продвижения русских войск, направлявшихся на Казань по территорииЧувашии. Нередко здесь происходили и сражения русских с казанскими войсками.Хотя, как известно из письменных источников, вплоть до начала 40-х годов XVIстолетия чувашские лучники-ополченцы, подчиняясь своим сотникам, тарханам имурзам, участвовали в боях против русских войск, что отразилось в некоторыхпреданиях о стычках между русскими и чувашами, но часто русские полки,направляясь па Казань, не встречали в Чувашии никакого сопротивления ипротиводействия со стороны местного населения. В целом в первой половине XVIвека в массах чувашского народа и среди некоторой части феодалов назревалирусская ориентация, стремление искать помощи и защиты у Российскогогосударства.
Чувашские служилые имногие ясачные люди помнили, что свою национальную независимость игосударственность они потеряли вследствие монголо-татарского завоевания, чтовынуждены были оставить свои коренные земли в Закамье и правобережном СреднемПоволжье ниже устья Камы, что из многочисленной народности стали малочисленной,сохранив, возможно, лишь пятую часть численности народа, что вследствиенасильственной исламизации и отатаривания нависла угроза полного исчезновениячувашского народа (многие приказанские и заказанские чуваши были отатарены).Чуваши не были независимым народом. Переход в состав России не означал для нихпотери отсутствовавшей независимости. Массы чувашей не могли не видеть, что всильном и многолюдном Российском государстве порядки во многом отличаются отжесткого ханского режима. В XVI веке в России крепостное право окончательно ещене установилось. Осенью крестьяне могли переходить от одного феодала к другому.
Предания освещают имотивируют обращение представителей чувашского народа к Российскому государствуза защитой и помощью, их готовность содействовать русским войскам в борьбе сКазанским ханством и стремление войти в состав России. Целесообразно заранееоговориться: предания выставляют инициатором русской ориентации в основномчувашских феодалов. Но из письменных источников видно, что вершителями судебнарода в вопросе присоединения к России были не князья и мурзы, а народныемассы. Большинство чувашских феодалов, по-видимому, поддерживало хана итатарских феодалов. Летопись сообщает, что в мае 1551 года с просьбой принятьГорную сторону в состав Российского государства и прикрепить к Свияжскуобратились к свияжским воеводам и вассальному касимовскому хану Шах-Алистарейшины и сотники горных людей (то есть чувашей, горных марийцев, отчаститатар Правобережья Волги), заявившие, что князья и мурзы убежали в Казань исидят в осаде. Но не подлежит сомнению, что и чувашские феодалы испытывалинациональный гнет ханства, что как в получении феодальной ренты отнепосредственных производителей, так и в дележе военной добычи им доставалиськрохи. Поэтому среди чувашских феодалов могли быть лица, недовольные ханскимгосподством и надеявшиеся лучше удовлетворять своекорыстные эксплуататорскиеинтересы в служении русским царям и феодалам. Конечно, русская ориентация частиместных феодалов вызывалась и давлением народных масс.
В период Казанскойвойны, продолжавшейся с 1545 по 1552 год, было пять «хождений» русских войск наКазань. В первый поход весной 1545 года русские полки подошли к Казани с разныхсторон и вскоре с полоном возвратились в Москву. После этого похода, воктябре—декабре 1545 года, в Казанском ханстве произошло восстание народныхмасс и выступление части казанских феодалов против Сафа-Гирея и его крымскогоокружения. Народные массы, особенно нетатарских народов, вообще выступалипротив гнета ханов и татарских феодалов. Сафа-Гирей вынужден был оставитьпрестол. В апреле 1546 года казанским ханом стал ставленник Москвы Шах-Али.Однако враждебная Москве группировка казанских светских феодалов имусульманского духовенства встретила его недружелюбно, настраивала против негонаселение. Сафа-Гирей сговорился с ногайским князем Юсуфом и его сыновьямиЮнусом и Абдуллой о выделении ногайского войска для возврата себе престола,пообещав передать ногайским князьям Горную и Арскую стороны. Шах-Али,продержавшись на престоле всего месяц, сбежал, узнав о приближении к КазаниСафа-Гирея с ногайцами. Но лишь после восьми дней боев Сафа-Гирею удалосьовладеть Казанью.
По-видимому, чувашиузнали об обещании Сафа-Гирея передать Горную сторону ногайским князьям имурзам. Грабительские набеги ногайских феодалов были страшны для чувашского народа,а перспектива перейти в их полное владение — еще страшнее. Правомернодопустить, что, узнав об упомянутом обещании, чувашский народ восстал противСафа-Гирея и всей казанской военно-феодальной администрации, орудовавшей вЧувашии. Лишь в результате всенародного восстания могла быть направлена вМоскву в декабре 1546 года отмеченная делегация горных людей. Возможно, с этимвосстанием и связана часть приведенных выше сообщений о сражениях междучувашами и татарскими войсками.
По просьбе горныхлюдей Иван IV в начале 1547 года направил в Казанское ханство 5 полков во главес А. Б. Горбатым и другими воеводами. Русские войска, воюя с казанцами, шли нето по Горной, не то по Луговой стороне и остановились у устья Свияги. Ратигорных людей еще в Васильсурске соединились с русскими полками. Но вдальнейшем, узнав, что с воеводами нет Шах-Али, начали отходить от них.Воеводы, взяв с собой 100 человек горных людей, вернулись в Россию.
Следующие три похода— зимний 1547/48 года, зимний 1549/50 года и великий поход лета—осени 1552года— были совершены под водительством самого Ивана Грозного (в первом походеон шел до острова Роботки). Походом можно считать и действия русских, связанныес основанием Свияжска.
Во время похода1547/48 года русские полки встретились с войсками касимовского царя Шах-Али вфеврале 1548 года в районе сплошных чувашских поселений — в устье реки Цивиля.Отсюда они развернули наступление на Казань, но не сумели овладеть ею.
В походе 1549/50года русские войска во главе с Иваном IV по пути из Нижнего Новгорода на Казаньпрошли также по территории Чувашии. Из-за ранней весны они опять оказались не всостоянии взять Казань. На обратном пути, в конце февраля, Иван Грозныйостановился в устье Свияги и облюбовал Круглую гору под будущий город Свияжск.По-видимому, об этом походе рассказывает предание: направляясь на Казань, ИванГрозный проехал через Чебоксары, а его войско двигалось по левобережью Волги(Налам). Оно попало в болото и еле выбралось оттуда: воинам пришлось рубитьдеревья и устраивать гати, чтобы пройти через топкие места. В другом преданииприемом народной этимологии объясняется происхождение названия дер. Кожваши(ныне Моргаушского района).
В нем важносообщение о помощи чувашей русским войскам продовольствием. «Иван Грозный изМосквы шел походом на Казань по березовой дороге через Васильсурск внаправлении Чебоксар. Минуя Виловатово, остановил войско на зимовку. БлизКожвашей расположилось войско. Устроили кузницу, начали ковать сабли,изготовлять стрелы. С продовольствием стало трудновато. Царь распорядилсяпокупать скот у сельских жителей. Воины иногда покупали животных на деньги, акогда кончались деньги — брали бесплатно. В таком случае возвращали жителямдеревни кожи животных, говоря: «Кожа ваша, мясо наше». Отсюда будто и возниклоназвание деревни — Кожваши...» (Происхождение названий в народе обычнообъясняется по созвучию, но такое толкование чаще всего ошибочно.)
По-видимому, частьрусских войск направлялась на Казань по сухопутной дороге вдоль левого берегаВолги. Несколько преданий упоминает эту дорогу, называя ее Казанской. Одинлетописный отрывок указывает, что поход русских во главе с А. Б. Горбатым вначале 1547 года был совершен по левой стороне Волги. Левобережная дорогадействительно существовала: она отмечена на картах Среднего Поволжья XVIIIвека, остатки дорожной дамбы сохранились до настоящего времени; (например,западнее Дома отдыха «Кувшинка» под Чебоксарами) .
Согласно летописнымсообщениям, 24 мая 1551 года русские высадились в устье Свияги и на Круглойгоре заложили город-крепость. Привезенных из Угличского уезда лесоматериаловхватило едва на половину города, остальной материал пришлось заготовлять наместе. Строительством руководили касимовский хан Шах-Али и русские воеводы. 27мая к ним прибыли с дарами старейшины и сотники горных людей и просили принятьГорную сторону, то есть в основном Чувашию, в состав России. Так вся Горнаясторона «царю и великому князю приложися, пол земля Казанскня людей». Какрусские начали ставить город, сообщает Степенная книга, «и никто же супротивисяим, ни вопреки глаголя. Наипаче же окрест живущий ту горний людие начашаприсяга и град делати помогаху и с Московскими людьми на Казанских людейвоевати хождаху и во всем покоряхуся православному государю».
По преданию, доначала строительства Свияжска по повелению Ивана Грозного от чувашей былособрано много белого холста для занавешивания шторами места строительствагорода, чтобы из Казани не могли увидеть. Много дубового леса срубили и свезлина строительство города. Под прикрытием полотняных штор русские за три дняпостроили Свияжск. Казанский хан с минарета в подзорную трубу виделстроительство города и начал готовиться к войне.
Горные люди не раззаявляли Шах-Али и воеводам, что они «государю служити хотят». Чтобыокончательно разрешить этот вопрос, представители Горной стороны Магмет Бозубови Ахкубек Тогаев «с товарыщи» были посланы в Москву к Ивану IV. От имени всейГорной стороны они просили, чтобы царь повелел приписать ее к Свияжску инавсегда включить в состав России, «полегчил в ясаках тяглых людей» и дал быжалованную грамоту, «как им вперед быть». Просьба была уважена. Условиявхождения горных людей были перечислены в жалованной грамоте с золотой печатью.В ней гарантировалось сохранение за горными людьми их общинных земель, бортныхухожеств и ясачнообязанного состояния, содержалось обязательство горных людейбыть преданными России, платить дани и оброки (то есть ясак), как казанскимханам платили, освободить русских пленных. Крестьяне были освобождены от ясакана три года. Все население Горной стороны было приведено к присяге и переписано(оказалось «40 000 луков гараздых стрельцов»). Отряд горных людей был направлендля совершения демонстративного нападения на Казань.
Сохранилось преданиео том, что Иван Грозный дал чувашам грамоту с золотой печатью. «Получившие еесделали для нее футляр в виде палки, и для лучшего сбережения скрыли в землю».
Мирномуприсоединению чувашей и горных марийцев к России царское правительствопридавало огромное значение, понимая, что это предрешает судьбу Казанскогоханства. Все лето по 500—600 человек горных людей ездило в Москву к Ивану IV,который жаловал их «великим жалованьем»: доспехами, конями, деньгами, дорогойодеждой, кормил и поил у себя за столом. По словам летописцев, таких щедрых расходовпрежде никогда не делалось. Горные люди стремились содействовать русскимвойскам всем, чем только могли, ходили на Луговую сторону добывать языков33.Весной 1552 года войска казанцев не раз вторгались на Горную сторону, чтобыотторгнуть ее от России. Горные люди отбивали отряды казанцев, но позднеенаселение восточнее Свияги отпало от Свияжска. В июне этот район снова былподчинен Свияжску отправленными из него тремя полками.
В 1552 году150-тысячная русская армия (со 150 орудиями) под предводительством Ивана IVпрошла по юго-восточным рубежам Чувашии. В начале августа на реке Суре подБаранчеевым городищем (ныне село Сурское, в недавнем прошлом — Промзиногородище) русские войска устроили свой 14-й от г. Мурома стан (ночной отдых). Вожидании русских войск горные люди построили здесь много мостов через Суру. Наэтом стане царя встретили посланные из Свияжска представители воевод И горныелюди Янтулу-мурза, Бузкей и Кудабердей «с товарыщи», которые доложили, что всегорные люди подчинились Свияжску. Иван IV поблагодарил и угостил их, затемотпустил в Свияжск, повелев «на реках мосты мостить и тесные места чистити подорозе; они же тако учиниша, на всех реках мосты мостили».
Участник этогопохода князь А.М. Курбский так пишет о встречах горными людьми войск Ивана IV:«Егда ж переплавишаяся Суру реку, тогда и Черемиса горняя, а по их Чувашазовомые, язык (то есть народ. — В.Д.) особливый, начата встречати по пяти сот ипо тысяще их аки бы радующеся цареву пришествию: понеже в их земле поставленоный предреченный град па „Свияге»73.
В летописях и вкниге А.М. Курбского сказано и о помощи горных людей русским войскампродовольствием.
Русские войскапродвигались к Свияжску по местности, являвшейся в то время «диким полем»,— поюго-восточным рубежам современной Чувашии. 15-й стан был устроен на реке Кивате(ныне река Барыш), 16-й — на реке Якле (ныпе река Большая Якла), 17-й — на рекеЧивлы (ныне река Цильна), «и тут государя встретили многие горные люди, а биличелом о своем отступлении: сказывают, страхом от государя отступили, что ихвоевали казанцы. И государь их пожаловал, проступкы их отдает, и естн зовет иудовляет ествою и питием, отпущает их по их селом, являет им готовым быти ссобою, государем, на Казань; они же обещаются государю слу-жити».
18-й стан былпоставлен па реке Карле, 19-й — на реке Буле, 20-й — на реке Бии, где Ивана IVвстретили свияжские воеводы с тремя полками, причем «в третием полку многиегорные люди, князи и мырзы и казакы и черемиса и чюваша». И здесь Иван IVприветствовал и угощал горных людей. 21-й стан прошел на Итяковом поле (нынесело Утяково Зеленодольского района Татарстана). 13 августа войска прибыли вСвияжск, 18 — 19 августа переправились па левый берег Волги и двинулись кКазани.
В составе войск,воевавших Казань, были чувашско-марийский полк и отряды горных людей, Всентябре горные люди участвовали в походе к Арскому городищу — было разгромленонесколько острогов, побито и пленено много татарского войска. Во время штурмаКазани горные люди обороняли русские войска с тыла от нападений противника.Устроив подкоп и взорвав крепостную стену, русские 2 октября 1552 года овладелиКазанью.
Предание о взятииИваном IV Казани носит черты легендарного повествования и сохранилось внескольких вариантах.
До взятия Казани,говорится в первом варианте, Иван Грозный овладел Свияжском и построил в нем заодну ночь полотняную церковь. В то время татарский хан подъехал к Свияжску и,увидев церковь и услышав колокольный звон, удивился силе русского народа.Русские сделали подкоп под Казанскую крепость и поставили под башней пороховыебочки. Они взорвались, и башня разлетелась в облака. Татарский хан, будучиволшебником, силою нечистого духа сделался лебедем и спел умилительную песню, азатем улетел неизвестно куда. Царь Иван Грозный в это время стоял в церкви наколенях. Так взяли Казань.
По другому варианту,в старину город Казань принадлежал татарскому хану. В его руках находилисьчуваши и марийцы. Татары были очень сильными, их никто не мог победить. Ирусский царь, прибыв к Казани с войском, не скоро овладел городом. Там имеласьтогда одна очень высокая мечеть. Когда русский царь окружил город, татарскийцарь взобрался в верхнюю часть той мечети. Сколько ни стреляли по нему, никтоне попадал. «Эти нас не победят», — думает татарский царь и, радуясь, играет нагуслях. А перед ним на столе лежит змей с утиными ногами (то есть дракон). Покацарь играл три мотива, дракон извивался три раза. Много пуль потратили солдаты,стреляя в татарского царя. И вот один солдат подошел к русскому царю и говорит:«Я попаду в него, что мне за это дадите?» Царь отвечает: «Чего захотите, то иполучите». Тогда солдат оторвал пуговицу со своего кафтана, зарядил ею ружье,выстрелил и наповал сразил татарского царя. Дракон слетел с мечети и скрылся возере Кабан. Солдат не захотел ничего взять от царя, выпил четверть водки искончался.
Третий вариантприведем полностью. «Старики-чуваши рассказывают следующее. В старину чувашскийнарод находился в руках татарского царя. С течением времени против него началвойну русский царь. Но татарский царь был волшебником и долго не покорялсярусскому царю. Причем он срамил русского царя, спуская свои штаны иоборачиваясь к нему задом. В него, волшебника, не попадали пули, сколько нистреляли. Тогда один русский воин зарядил ружье крестом и сразил татарскогоцаря. Но он обратился в гуся и улетел. Так русский царь овладел Казанью. С техпор, поговаривают чуваши, мы и живем в подчинении русскому царю».
Согласно четвертомуварианту, татарский хан взобрался на башню и, повернувшись к Ивану Грозному,похлопывал по открытой ягодице, чтобы оскорбить его. Царь приказал пальнуть похану из пушки. У хана слетела с головы шляпа, а сам он превратился в белоголебедя и, вытянув шею, улетел в Турцию. На том месте, где стоял дворец хана,образовалось светлое озеро (озеро Кабан). А башня, с которой улетел хан, стоитдо сих пор (башня Сюбекина).
Пятый вариантсюжетом так же прост. Когда Иван Грозный брал Казань, татарский царь, желаяпоказать, что он не страшится русских, на высокой башне играл на гуслях. Новдруг в него попала стрела, и он с гуслями упал в озеро Кабан. Говорят, онпоныне живет в озере. Чувашские гусляры и теперь играют мотив песни казанскогоцаря.
Содержание шестоговарианта таково: казанский хан на башне играл на гуслях, повернувшись к русским,похлопывая себя по открытому заду. Пули его не брали. Русские взорвали башню,устроив подкоп под нее. Хан превратился в огнедышащего дракона и улетел.
По седьмомуварианту, татарский царь при взятии Казани с крепостной башни, повернувшись крусским, похлопал себя по оголенному заду, затем превратился в голубя и улетел.
Записано и предание,называющее имя последнего казанского хана: Эдигер, стоявший на вышке мечети,обернулся в лебедя и улетел в Турцию.
Эти предания,носящие в себе налет влияния русского устно-поэтического творчества, содержатмало оценочного материала, ограничиваясь указанием на подчиненность чувашейтатарским ханам и трудность, продолжительность борьбы Русского государства сКазанью. Они представляют определенный интерес как художественное обобщениенародом крупного исторического события, как примеры образного народногомышления.
Имеющийся вприведенных преданиях мотив превращения правителя и его семьи в лебедя, гуся,голубя встречался в преданиях, относящихся к болгарскому и золотоордынскомупериодам. Подобный мотив присутствует также в фольклоре татар и других тюркскихнародов.
Более значительнопознавательное значение предания об услуге гусляра-чуваша в определениирасстояния до стены Казанской крепости для устройства подкопа под нее,известного нам в трех вариантах.
Согласно первомуварианту, измерить указанное расстояние взялся атаман Толбай, возглавлявшийчувашский полк в составе русских войск. По его просьбе Иван Грозныйраспорядился прекратить стрельбу из пундек, ружей и луков. Казанцы такжеперестали стрелять и видят вдруг: со стороны речки Булак направляется ккрепости человек — без меча, ружья, лука. Он играет на гуслях и поетпо-татарски грустную песню о падении Биляра. Ее слова и мотив доходят досердца, волнуют душу каждого. Татарские воины поднялись на крепостные стены и сумилением слушают певца-гусляра. Некоторые плачут, глаза вытирают. ПостоялТолбай у стены и повернул назад. Поет и считает шаги. Благополучно дошел досвоих и доложил царю, сколько шагов до крепостной стены. Пять суток воины рылиподкоп, устроили под стелой погреб, вкатили туда 48 бочек пороха, на бочкипоставили свечи зажгли их и вышли, неся одну свечу. Эта свеча догорела— взрыванет. Иван Грозный в гневе, подозревает измену. Толбай поясняет ему: на воле свечабыстрее горит, чем в подземелье. Царь зашел в церковь и начал молиться. И в этовремя огромной силы взрыв разнес крепостную стену. В образовавшийся проломворвались воины.
По второму варианту,гусляром-чувашом, измерившим расстояние до крепостной стены, был Урга. В бояхза Казань отличились и его братья — Улите и Акат. За их заслуги Иван Грозныйпожаловал им земли на территории современного Сенгилеевского района Ульяновскойобласти. Они основали здесь селения Ялаур (Уркалкасси), Алешкино и Выростайкино(Акатял). После смерти все трое были похоронены под курганами, которые стоят ипоныне.
Третий вариант неназывает имени гусляра-чуваша. Русские войска, говорится в нем, несколько разпытались приступом овладеть Казанью. Но татары держались стойко. Они осыпалиатакующих стрелами, обливали кипящей смолой. Служивший в войске Ивана Грозногознаменитый гусляр-чуваш любил по ночам играть на гуслях разные мотивы. В ночнойтиши далеко вокруг разносились мелодичные звуки. Их слышали и татары, сидевшиеза крепостной стеной. «Однажды в полдень один татарин вышел из крепости инаправился прямо к русским. Он разыскал гусляра и пригласил его к себе вКазань. Чуваш взял гусли и, крупно вышагивая, пошел вслед за татарином.Товарищи гусляра считали каждый его шаг. Гусляр подошел к крепости иостановился. Тут-то и узнали точное расстояние до крепостной стены. Вслед заэтим русские войска стали рыть подкоп под крепостные стены. В подкоп заложилибочки с порохом и взорвали. Войска ринулись в пролом и ворвались в город. Такбыла взята Казань».
В чувашском жепредании, записанном Н.И. Ашмариным в дер. Верхние Олгаши Козьмодемьянскогоуезда на рубеже XIX—XX веков, в качестве гусляра выступает мариец. Он измерилрасстояние до крепостной стены, поставил свечу на пороховые бочки. Взрыва нет.Царь обвиняет марийца в обмане. Гусляр попросил повременить несколько минут.Взрыва все нет. Потом получил разрешение сыграть один мотив. Как кончил играть— взрыв.
Известно и предание,где вместо гусляра выступает искусный музыкант-сурначей (сарнайда), игравший надуде Сурне (сарнай). Три месяца Иван Грозный осаждает Казань, а взять не может.Из крепости казанцы пускали на русских несметное количество стрел. Когда к нейприближались русские воины, сверху их обливали горячей смолой. В войске Ивана Грозноговоевали и чуваши. Среди них был мудрый сурначей. Он обратился к царю: «Так мыКазани не возьмем. Силой не удается — надо одолеть умом». Он посоветовал рытьподкоп под крепостную стену, поставить туда 40 бочек пороха и взорвать стену».Царь сомневается: «Как определить расстояние до крепостной стены?» Чувашотвечает: «Я, играя на сурне, подойду к крепости, а вы считайте, сколько шаговсделаю». Сурначей пошел в сторону крепости, играя очень грустную песню.Татарские воины заслушались, перестали стрелять, думая, что посланец русскихидет с мирными предложениями. Русские определили расстояние до стены. Ночьювырыли подкоп, вкатили в него 40 бочек пороха и поставили на них зажженныесвечи. Царь также поставил перед собой свечу. Его свеча сгорела, а взрыва нет.Он хочет казнить сурначея за обман. Музыкант объясняет ему, что под землейсвеча горит медленнее. Пока объяснял — взрыв. Русские овладели городом.Казанский хан, говорят, взобрался на мечеть и пел, затем сам, жены его и детипревратились в лебедей и улетели. Царь пожаловал сурначею большие участки землив степи, выдал много денег и жалованную грамоту с золотой печатью. Но впоследнем бою сурначей был ранен и по дороге домой скончался. Царь похоронилего в золотом гробе на Чарту. Это место ночью светится.
Письменные источникине упоминают о содействии гусляра или сурначея в определении расстояния достены Казанской крепости. Такой сюжет и в русском фольклоре отсутствует. Кромечувашского, он представлен в горномарийском фольклоре (там гусляр — мариец). Думается,что зарождение такого сюжета не беспочвенно. Летописное свидетельство онаправлении I октября 1552 года делегации горных людей к казанцам спредложением прекратить сопротивление и сдать город нами было отмечено выше. Неисключена возможность использования русским командованием чувашей или горныхмарийцев для определения расстояния до крепостной стены Казани. В фольклорномплане это предание — одно из средств выражения чувашским народом своегопосильного вклада в разгром твердыни ненавистного ханского господства.
В чувашскомфольклоре бытует предание и о том, как Иван Грозный, встретив сильноесопротивление казанцев, сам ли, или по совету солдат, решил устроить подкоп подкрепостную стену Казани. В подкоп вкатили 40 бочек пороха. Солдат поставил свечуна бочку и зажег ее. Стали ждать взрыва, а его нет. Иван Грозный казнилсолдата, обвинив в измене. И тут раздался взрыв. Казань взята. Сюжет преданияпочти полностью совпадает с сюжетом широко распространенной русскойисторической песни о взятии Казани.В русских песнях царь лишь грозится казнитьвоинов, ставивших свечи на бочки. Ему поясняют причину задержки взрыва. Послевзрыва он щедро награждает этих воинов. Во всех известных нам записяхуказанного чувашского предания Иван Грозный казнит солдата-зажигалыцика. Внекоторых вариантах предания после взрыва царь жалеет о казни, укоряет себя. Водном из них поясняется, что за казнь солдата-зажигалыцика царь Иван и былпрозван Грозным.
Интересно отметить,что заслуги чувашей, марийцев и мордвы в борьбе против Казанского ханстваотмечаются и в русских преданиях. В опубликованном предании о происхожденииназвания поселения Воротынец Нижегородской области читаем: «… Много вековназад шел через те места, где ныне Воротынец стоит, русский царь Иван Грозный свойском — Казань-город брать. И все-то у него в походе хорошо да удачно было досамой деревни, что Малым Сундырем именуется». Здесь перед высокой горойтатарское войско имело сильные укрепления. И русские воины бились день, два, ноне сумели одолеть татар. Иван Грозный приказал своим войскам идти обратно. «Ачуваши и марийцы увидели, что у московского царя под Малым Сундырем ничего неполучилось, послали к нему гонцов, обещали помочь ему. Догнали гонцы русскоевойско у высокого холма, что недалеко от речки Чугунки, и сказали ИвануГрозному о решении чувашей и марийцев. Русские поворотили от этого холма назади снова пошли на Казанское царство. Пошли и удачно атаковали вражеские постыпод Малым Сундырем, а там благополучно вышли к Казани и разгромили татар в их столице».
А.И. Свечиным,возглавлявшим комиссию Сената по ревизии корабельных лесов и изучению причинразорения государственных крестьян Среднего Поволжья в 1763— 1765 годах, в г.Васильсурске записано такое предание: «… Когда царь и великий князь Иоанн Васильевичсо многочисленным войском шествовал под Казань, тогда на сем месте, покоряясь,нагорная черемиса, мордва и чуваша с великим почтением его встретили и, быв уприсяги, ходили под Казань, за что в знак его милости пожалованы былисеребряным ковшом с орлом и [получили также] его царское седло, лук с колчаном,наполненным стрелами, кои и поныне у них хранятся»133. Это предание сохранило,по-видимому, отголоски походов русских войск против Казанского ханства в начале1547 года, когда отряды горных людей встретили русские войска в Васильсурске иприсоединились к ним, или же зимние походы русских войск во главе с Иваном IV1547/48 года и 1549/50 года.
Примечательно то,что сознавая и отмечая свое посильное участие во взятии Казани, чуваши, марийцыи мордва создали фольклорные образы своих инициаторов и устроителей взрываКазанской крепости. Мирное присоединение к Российскому государству избавилочувашей от жесточайшего гнета казанских ханов и феодалов, навеки связало ихбудущее с судьбой русского народа. Хотя объединение с русским народом вусловиях эксплуататорского строя не могло избавить чувашских крестьян отклассового и национального гнета, оно имело для них прогрессивное историческоезначение. Они стали жить и хозяйствовать в мирных условиях, что благоприятствовалоразвитию производительных сил, освоению чувашами новых земель и ростународонаселения.
Хозяйство и культурарусского народа оказывали на чувашей положительное влияние.
Исключительнаяважность, значимость и величественность событий, связанных с борьбой противКазанского ханства и вхождением в состав Российского государства, была памятнанароду. Не удивительно, что сохранилось и зафиксировано большое количествопреданий о тех бурных временах. В преданиях рассматриваемой тематики почти вравной мере представлены и фабульные, сюжетные рассказы, и хроникальныесообщения. Большинству преданий свойственны фактографичность, реалистичность,достаточно выраженная историческая основа. Некоторые события, отраженные впреданиях, находят подтверждения в письменных исторических источниках. Нетолько Иван Грозный, но и другие лица (Сарый-батыр, Камай, Алтыш, возможно,Анчик-Атачик), выступающие в преданиях, известны по русским летописям иразрядным книгам. Однако в числе фольклорных произведений, охваченных обзором вэтой главе, имеются предания и легендарного, и даже сказочного характера,причем они, как правило, многовариантны и содержат разные мотивы. Во многихпреданиях исторические факты, события, лица передаются в фольклорномпреломлении. В них ценна оценка народом события или лица, важно идейноесодержание.
Преобладающееколичество чувашских исторических преданий по темам, сюжетам и мотивамсамобытно. Такие сюжеты и мотивы русского фольклора, как «русское войско долгостоит под Казанью, насмешки казанцев», «подкоп и взятие Казани», «награждениеместных людей, помогавших русскому войску, Иван Грозный награждает подарками идает жалованные грамоты на землю», «о курганах, насыпанных русскими воинами попути на Казань», встречаются и в чувашских преданиях. Сюжеты и мотивы об«обращении представителей народа к Русскому государству за помощью»,«вступление местных отрядов в русское войско и их участие во взятии Казани»,«помощи народа русским войскам продовольствием и прочим», «гусляре, измерившемрасстояние до крепостной стены, устроившем подкоп и обвинявшемся царем визмене» и другие общи для чувашских и марийских преданий. Чувашские преданияперекликаются и с мордовскими произведениями устнопоэтического творчества посюжетам о «проводниках русских войск», «устройстве подкопа и взрыве крепостнойстены». Все это — свидетельство о совместной борьбе русского, чувашского,горномарийского и мордовского народов против Казанского ханства.
Рассмотренныепредания ярко изображают развитие общения чувашского народа с русским, обращениепредставителей чувашей к Российскому государству за помощью в борьбе противханства, сочетание классовой борьбы чувашского крестьянства противвоенно-феодального гнета казанских ханов и феодалов инационально-освободительного движения всего чувашского народа со стремлениемРоссийского государства к ликвидации своего агрессивного соседа — ханства,мирное принятие чувашами российского подданства, помощь чувашского народарусским войскам продовольствием, устройством коммуникаций, вооруженными отрядамиво взятии Казани и низвержении ханства. Предания свидетельствуют о том, чточувашский народ передавал из поколения в поколение по существу верные,справедливые суждения о причинах, обстоятельствах и ходе мирного присоединенияЧувашии к России.
Предания о Пике,Анчике, Сарые, Ахплате, о марийском старшине дер. Шалтыковой, Амаке, остановкерусской флотилии на Волге, горе Чарту, Чарту кати, заезде Ивана Грозного в дер.Тобурданово, Пидуше, об Иване Грозном и казанском хане, гусляре-чуваше(сурначее-чуваше), подкопе под крепостную стену Казани и ее взрыве, Анасе инекоторые другие представляют собой завершенные фабульные новеллы стипизированными образами. Глубина содержания, впечатляемость и эмоциональностьсюжета, величественность образов обусловливали живучесть, идейно-эстетическуюдейственность таких преданий.
Историческиепредания, рассмотренные в настоящей главе, в течение столетий их бытованиявыполняли важные функции познания прошлого и воспитания чувашских трудовых массв духе ненависти и презрения к угнетателям, социальной свободы, национальногоравноправия, дружественных отношений с трудящимися русского и других народовРоссии. Для нас же они ценны для изучения оценки народом больших событийпрошлого, его идеологии.
ханство чувашия вхождениерусский
3. Историческое значение объединениячувашского с русским народом
Значение мирногоприсоединения Чувашии к России можно определить, разумеется, с учетом всегоисторического пути чувашского народа с середины ХVI в. до настоящего времени.Присоединение явилось кардинальной, переломной вехой, определившей характердальнейшего развития нашего народа. Оно представляло собой значительный акт дляРоссии, являясь преддверием дальнейшего продвижения на Восток и одним изисточников ее доходов.
Сами чуваши в тедалекие времена не могли представить себе всей глубины значения этоговажнейшего события. Их стремлением было избавиться от ханского ига и облегчитьсвое социально-экономическое и политическое положение. Они тогда ужеразуверились в возможности восстановления своей государственности, будучи оченьсильно ослабленными в результате опустошения Болгарской земли и ассимиляциизначительной части левобережных чувашей-татарами.
Самым важнымрезультатом мирного вхождения чувашей в состав России было сохранение их какнародность. В Казанском ханстве почти половина левобережных чувашей – “худыхболгар” была отатарена. Если бы продолжалось существование Казанского ханства иисламизация чувашей, то все они были бы отатарены, исчезли как этнос. Даже всоставе России отатаривание левобережных чувашей продолжалось (многиелевобережные чуваши переселились в Нижнее Закамье и Башкирию), но правобережныечуваши и значительная часть приказанских и заказанских чувашей Чувашской(Зюрейской) дороги сохранились как этнос и численно увеличились за 450 летпримерно в 10 раз. В России чувашский народ не испытывал геноцида. До ХХ в.почти не было его обрусения.
В составе РоссииЧувашия стала областью относительно высокой земледельческой культуры. Почтиполовина ее территории распахивалась. Возделывались рожь, овес, ячмень, полба,горох, просо, гречиха, в меньшей мере пшеница. Высок был удельный весживотноводства. Важное место в хозяйстве принадлежало также охоте,бортничеству, сельским промыслам по обработке дерева, кожи шерсти, волокна ипр. Среди народов Поволжья и Приуралья чуваши зарекомендовали себя как наиболеерачительные земледельцы.
Вхождение в составРоссии не избавило чувашей от социального и национального гнета. Над ними былустановлен колониальный гнет сначала Московской, затем Петербургской империй,заинтересованных получать от них прежде всего доходы, прибыль, использовать ихдля усиления своей мощи. Чувашские крестьяне платили в царскую казну денежные инатуральные подати, несли многочисленные повинности, включая воинскую.
В России чувашиоказались в условиях высокоразвитого феодального строя. Ими управляли и ихсудили по законам и юридическим нормам развитого русского феодального права,хотя дворянско-чиновничий произвол, вымогательства и взяточничество чиновниковсреди чувашей и других народов удваивали тяжесть их эксплуатации. Все теусловия мирного вхождения чувашского и других народов Горной стороны,изложенные в жалованной грамоте Ивана IV с вислой золотой печатью, в основномвыполнялись. Пахотные земли и бортные леса сохранялись за ними: на территориикомпактного расселения чувашей в ХVI – первой половине ХIХ вв. в руки русскихпомещиков и монастырей, а также под городские поселения перешло только околочетырех процентов земель. Чувашские трудовые массы были оставлены в ясачнообязанномсостоянии, в ХVIII в. стали государственными крестьянами, не передавались вруки помещиков, монастырей и дворцового ведомства. Лишь в Саратовском Поволжьенесколько чувашских деревень было закрепощено графом Орловым, а в 30-х гг. ХIХв. около 100 тыс. чувашских крестьян Симбирской губернии стали удельными ипребывали в таком положении до 1863 года.
С вхождением всостав Российского государства произошли коренные изменения в управленииЧувашским краем. На место ханской администрации, изгнанной с территории Чувашиив ходе освободительной борьбы, была установлена российская колониальная системауправления. Для управления Казанской землей и другими вновь присоединеннымитерриториями в Москве был создан Приказ Казанского дворца. Почти третьтерритории Чувашии вошла в состав Свияжского уезда.
Царскоеправительство возвело города-крепости Чебоксары (1555 г.), Алатырь (впервыеупоминается в 1555 г.), Кокшайск (1574 г.), Козьмодемьянск (1583 г.), Цивильск(1589 г.), Ядрин (1590 г.), которые стали центрами уездов Чувашского края. Вначале ХVII в. чуваши Юмачевской волости были переведены из Чебоксарского вКурмышский уезд. В посадах городов сосредоточивалось русскоеторгово-ремесленное население.
Города как центрыторговли, ремесла и промыслов играли важную роль в экономике Чувашии, связывалиее со складывающимся всероссийским рынком. В них сбывалась сельскохозяйственнаяпродукция крестьян. Городские ремесленники производили некоторые орудия труда,женские украшения, посуду и другие предметы домашнего обихода, употребляющиесятолько у чувашей. В городах была развита металлообработка, кожевенное исапожное производства. Города и уезды стали управляться подчинявшимися царю иПриказу Казанского дворца воеводами вместе со специальными “татарскими”головами, ведавшими нерусским населением, и со штатом приказных служителей. Вкрепостях были построены тюрьмы, аманатные дворы для содержания заложников изместного населения, житные дворы для хранения собираемого с чувашей ясачногохлеба и т.д. Здесь же были размещены вооруженные силы (от 200 до 1000 воинов вкаждом), которые служили целям управления краем, подавления социальногопротеста трудового люда и народных движений, а также для защиты края отнападений кочевых крымских и ногайских орд, калмыцких тайш. Воеводы и чиновникиосуществляли внеэкономическое, колониальное принуждение ясачных чувашей,ставших в ХVIII в. государственными крестьянами. Если в Казанском ханствевоенизированный сбор ясака сопровождался открытым грабежом ясачных чувашей,иногда угоном девушек и парней в казанскую неволю, то в России процветаличиновничий произвол, вымогательство и взяточничество.
После присоединенияСреднего Поволжья к России несколько ускорилось развитие здесь производительныхсил, началось освоение новых земельных пространств в бывшем диком поле. Натерритории Чувашии установились мирные условия жизни, труда и хозяйствования,что способствовало росту численности населения, расширению посевных площадей,увеличению количества рабочего и продуктивного скота. Совершенствование хозяйственныхзанятий чувашских крестьян обусловилось и положительным взаимовлиянием русскихи чувашских крестьян.

 
Списокиспользованных источников
 
1. Зимин А.А., ХорошкевичА.П. Россия времен Ивана Грозного. М., 1982
2. www.vurnar.ru/Istoriya-CHuvashii/Page-5.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :