Содержание
Введение
Польско-литовский период
Экспансия Литвы и Польши на украинские земли
Украина под властью Речи Посполитой
Брестская уния
Возникновение и эволюция казачества
Заключение
Литература
Введение
Тема контрольной работы «Польско-литовский период»по дисциплине «История Украины».
Как один социальный и непрерывный исторический процесс представлялисебе прошлое украинского народа и наши далекие предки, начиная от старых киевскихлетописцев. Но так исторически сложилось, что ранее Украина встречалась с большиммиром по преимуществу опосредованно, сквозь призму другого, политически более развитогосознания, — греческого, польского, русского, немецкого. Именно потому, что долгоевремя украинцы не имели собственного государства история народа излагалась схематически,выборочно в угоду тем или иным государственным и политическим амбициям. Ученый,который изучает и анализирует прошлое, констатирует историю. Процесс исследованияпроходит через его субъективное мышление, и каждый историк видит исторический процесспо — своему. Именно поэтому чем больше логических схем, аналитических позиций, выводовпредставлено в историческом труде, тем с большей степенью вероятности можно будетприблизиться к достоверному описанию прошлого. Еще М.С. Грушевский совершенно справедливоучил сторониться переоценки своих ценностей, заслуг и интересов, не допускать гипертрофиинационального самовозвеличивания и исключительности. Иначе, полагал он, такая историяпородит поколение национальных нарциссов, лишенных всякой объективности.
Изучение и знание истории родного народа необходимо и важно нетолько для осознания своего собственного Я, но и для воспитания активной гражданскойпозиции, патриотических чувств, гордости за свой народ, свою страну. Русский историкВ. Ключевский сказал: «История не учительница, а надзирательница, она ничемуне учит, а только жестоко наказывает за незнание уроков».
Польско-литовский периодЭкспансия Литвы и Польши на украинские земли
В течение 14 ст. значительная часть Руси перешла под власть Великогокняжества Литовского. В 12-13 веках Литва считалась периферией Европы, формальнопребывала в состоянии войны чуть ли не со всеми католическими государствами севернееАльп. С двух сторон к ней приблизились владения немецких рыцарей. Менее чем в столетиеЛитва сплотилась в сильное военное государство, готовое к действию на 2 фронта:к отпору рыцарям и широкому наступательному движению на ослабленные русские области.
Первый этап экспансии литовцев на украинские земли начался в 1321 г., но подчинить Приднепровье тогда не удалось, поэтому здесь возникло нечтосходное со структурой двоевластия: действовали монгольские баскаки, опиравшиесяна вооруженные отряды из местных жителей (с 1331 года они уже не упоминались.),и администрация, подчинявшаяся литовскому князю.
Согласно условиям перемирия с Польшей 1352 г., Литва сохранила за собой Волынскую и Брестскую земли. Через пять лет князь Ольгерд (Альгирдас)начал осваивать левый берег Днепра, отдав сыну Дмитрию во владение Брянск, а другомусыну-Корибуту — Чернигово-Северскую землю. В начале 15 в. князь Витовт колонизовалчасть Причерноморья, распространив свою власть и на Крымский полуостров. Но послеего смерти в 1430 г. литовцы потеряли интерес к степям, и они надолго превратилисьв Дикое поле.
Отметим, что овладение Киевщиной в конце 1361 — середине 1362года Чернигово-Северским княжеством произошло с помощью войск крымского хана Мамаяи дружин Руси. Литовские князья сначала декларировали сохранение и неизменностиместных властных структур и обычаев, руководящей роли белорусской элиты. На территорииВеликого княжества Литовского в качестве государственных свободно функционировалине только литовский язык, но и польский, украинско-белорусский, еврейский, письменнаялатынь. До начала 15 ст. в Литве существовала федеративно-княжеская система управления.
Иногда литовцы именовали свою страну Великим княжеством Литовским,Русским и Жемайтийским, потому что подавляющее большинство его населения составлялиформирующиеся нации украинцев и белорусов. Удельные князья Руси обладали всей полнотойвласти на местах, являясь вассалами великого литовского князя, но на высших ступеняхгосударственной структуры находились почти исключительно представители литовскойаристократии. Зато славянское начало преобладало в экономической и культурной сферах.С сер.14 в. литовские князья стремились создать единую державу на всей территориибывшей Киевской Руси, отсюда походы Ольгерда на Москву. Но все они окончились неудачами.Не осуществился и план литовско-московского антиордынского союза, который предполагалосьскрепить династическим браком.
В конце 14 в. ряд внешних и внутренних обстоятельств вынудиллитовских и польских феодалов начать процесс объединения. Попытка части польскихфеодалов создать политический союз с Венгрией провалились, нарастало давление наПольшу Тевтонского ордена. Литва же испытывала все больший натиск со стороны Московскогокняжества. Опасность угрожала Литве и с запада — со стороны Тевтонского ордена,кроме того, Великое княжество Литовское фактически переживало этап гражданской войны,ослаблявшей державу.
14 августа 1385 г. в местечке Крево литовский князь Ягайло и11 летняя королева Польши Ядвига заключили династический брак. Он положил началовоенно-политическому блоку обеих стран, а в марте 1386 г. Ягайло под именем Владислава I получил польскуюкорону. Согласно Кревской унии, Великое княжество Литовское обязывалось принятькатоличество, передать Польше свою казну, уплатить 200 тыс. флоринов ВильгельмуАвстрийскому за отказ от Ядвиги (они были ранее обручены), навечно присоединитьлитовские, украинские и белорусские земли к Польше. Уния была воспринята многимилитовскими и русскими аристократами, в том числе и Витовтом отрицательно. Он нетолько стал фактически новым великим князем литовским, но и заставил в 1392 г. короля признать этот факт юридически. Таким образом, при Витавте Литва и Польша лишь формальносоставляли единое целое (символом этого единства был король Ягайло). В действительностиВеликое княжество Литовское и по духу и на деле оставалось независимым. В какомто смысле Великое княжество Литовское напоминало Киевскую Русь. Оно также состоялоиз полунезависимых княжеств, каждое из которых управлялось одним из членов правящейдинастии (Рюриковичей и Гедиминасов). Центром был Вильнюс. Великие князья литовскиепризнавались верховными правителями Литвы. Витаутас ввел порядок, при котором всеместные князья должны были через определенный промежуток времени «тасоваться»как колода карт, а затем снова разбрасываться на новые для них земли. Таким образом,князья лишались постоянной и твердой поддержки на местах, так на местах полунезависимыхудельных княжеств вскоре оказались обыкновенные служаки из числа приближенных великогокнязя. В судьбах мелких бояр тоже произошли значительные перемены, Теперь чтобысохранить за собой свои земли, они должны были отбывать службу у великого князя.Такой сильной и централизованной власти украинская элита еще никогда над собой незнала. Конечно же, возникает и ширится недовольство, которое усугубляется следующимфактом: в 1413 г. в Городне Ягайло и Витаутас договорились о даровании литовскимбоярам — католикам столь же широких прав, как и польской шляхте. Трещина, едва наметившаясямежду католиками и православными с принятием Кревской унии 1385 г., теперь стала очевидной. Недовольство православных, сдерживаемое железной рукой Витаутаса, вырвалосьнаружу сразу же после его смерти. В 1430 г. Польша еще не решается вмешиваться в Литовские дела: литвины выбирают себе в князья младшего брата Ягайло — Свидригайловича.Он был представителем прарусской партии, поддерживал тесные связи с православнымиукраинцами и вскоре после своего избрания дал понять, что намерен ограничить илидаже разорвать связи с Польшей. Боясь потерять обширные владения на востоке, полякиприбегли к силе и оккупировали Волынь и Подолье. Они организовали пропольскую партиюсреди литовцев, которая объявила выборы Свидригайла незаконными и избрала в великиекнязья Сигизмунда. Таким образом, уже в 1432 г. великое княжество распалось на два враждующих лагеря. При этом этнические литовцы оказались на стороне Сигизмунда,а украинское население на стороне Свидригайла. После нескольких военных стычек стороныперешли к переговорам. Сигизмунд, чтобы привлечь православное дворянство на союсторону, уравнял его в правах с католиками. Но и после этого решения дискриминацияпо отношению к православным аристократам сохранялась.
Середина 15 в. знаменует собой новое нарастание напряженностимежду литовской и украинской знатью. В 1440 г. против Сигизмунда был составлен заговор, и он был убит. В великие князья избирают Казимира Ягайловича (1440 — 1492),не представлявшего никакой партии. В 1444 г. погиб польский король Владислав, поляки, чтобы не порвать унии с Литвой вынуждены избрать королем Казимира. Казимирпроводит очередную серию реформ направленных на дальнейшую централизацию власти.В 1452 г. Волынь была оккупирована литовской армией и по польскому образцу преобразованав обыкновенную провинцию под управлением наместника великого князя. В 1471 г. та же участь постигла Киев с прилегающими землями. Спустя полвека сходное положение занимает АлександрКаземирович, он соединяет в своих руках две короны. Таким образом, стечение обстоятельств,а вместе с тем и предусмотрительность польской политики все более укрепляет политическийсоюз между Литвой и Польшей. Очень существенным обстоятельством в деле объединенияЛитвы и Польши было то, что на границах Литвы появились серьезные враг: на востоке- Московское княжество, на юге — Крымское ханство.
В то время, когда Гедимин и Ольгерд объединяли украинские земли,великоруссие земли объединялись вокруг Москвы. Утрата в 1452 г. Волынью, а в1470 — Киевом своей автономии снова вызвали стремление украинских князей перейти подпатронаж московского государя. Первыми это сделали князья Одоевские, Воротынские,Бельские, Новосельские, Масальские и др. Конфликт между Москвой и Литвой нарастает,в 1501 г. начинается война. Московские воеводы побивают литовское войско и оккупируютСеверщину. Война дважды затихает и дважды возобновляется. Согласно условиям перемирия 1503 г. Литва признала за Московским княжеством земли Чернигово-Северщины с 19городами и всеми волостями. В целом к началу 16 ст. к московскому государству отошли319 городов и 70 украинско-белорусских волостей. С 1504 г. московское руководство требует передать ему Киев и Смоленск как преемнику киевских князей. Вовремя очередной литовско-московской войны князь М. Глинский попытался восстановитьавтономию Киевского княжества с помощью царя и крымского хана. Однако к июлю 1508 г. польско-литовские войска разбили отряды его сторонников, а сам он сбежал в Москву. Это был последнийаккорд в борьбе украинской и белорусской аристократии за национальные интересы.
Разгром Литвы Москвой и неверность русского элемента державепридали сторонникам унии еще большей энергии в её стараниях связать Польшу и Литвувместе. Потребность в унии диктовалась той небезопасностью, которая уже с конца15 столетия угрожала Литовской державе с юга.
В середине 15 в. от слабеющей Золотой Орды отделилась КрымскаяОрда. Сначала она находилась в вассальной зависимости от Литвы. Они обороняли украинскиеземли Литовского княжества от татар восточных и господствовали на огромных степныхпространствах от Кубани до Днестра. Однако подчинить себе богатые генуэзские и греческиеторговые города на побережье Крыма им не удавалось. Тогда они прибегли к помощиоттоманских турок. В1475 г. турецкий флот появился в Крыму. Оттоманские ударныесилы быстро захватили большинство портовых городов Крыма. В 1478 г. хан Менгли Гирей признал себя вассалом турецкого султана. Тем не менее, крымским ханам удавалосьв значительной степени сохранять свою автономию и проводить, как правило, политику,отвечающую собственным интересам. Нерешительная литовская власть не смогла удержатьсоюза с Крымом, Менгли Гирей заключил союз с Москвой и по просьбе Ивана III в 1484 г. хан ударил по украинским землям. Этот погром — прелюдия следующих, в 1484 г. опустошено Подолье, в 1488 г. — Киевщина, в 1490 — Волынь и Холмщина.
Уже к началу 15 в. упадок Великого княжества Литовского сталдля всех очевиден. В 1522 г. княжество лишилось своих земель в северо-восточнойУкраине, Черниговской и Стародубской, отошедших к Москве. В 1549 г. и 1552 г. оно не смогло отразить вторжений татарских полчищ из Крыма. В 1562-1570 гг. Литва былавтянута в изнурительную войну с Моской, медленно нараставший кризис достиг своегоапогея.
Оказавшись перед угрозой московской оккупации, литовцы обратилисьза помощью к полякам, те обещали помощь при условии объединения государств на деле,а не символической фигурой общего монарха. Идея полного слияния с Польшей мало устраивалалитовских и украинских магнатов, которые боялись растущего католического влиянияи не хотели уступать польским магнатам место первых людей в государстве. Но среднююи мелкую шляхту Великого княжества не устраивало как раз засилье собственных магнатов,и они охотно поддержали поляков, надеясь получить те же широкие права, которымипользовалась польская шляхта.
В 1569 г. король Сигизмунд Август созвал сейм в Люблине, гдеразвернулась острая и драматическая борьба. Видя, что чаша весов склоняется не вих сторону магнаты Великого княжества во главе с Кшиштофом Радзивиллом и православнымукраинцем Константином Острожским покинули стол переговоров. В ответ поляки, поддержанныемелкой шляхтой из Подляшья, Волыни и Киева, объявили о присоединении этих земельк Польше. Тем самым они вынудили магнатов вернуться на сейм, и 1 июля 1569 г. Люблинская уния была заключена.
Условия унии:
1) Польша и Литва объединялись в одно государство — Речь Посполитую;
2) Государство имело единого выборного короля, избиравшегосяединым сеймом. При коронации король присягал на права обоих народов;
3) Государство имело единый парламент (сейм), общую денежнуюсистему, налоги, внешнюю политику;
4) шляхта получала право владеть земельными угодьями на всейтерритории Речи Посполитой;
5) Великое княжество Литовское сохраняло право на собственныйгерб и государственную печать, законодательство, армию, финансы и администрацию.
Таким образом, Люблинская уния стала поворотным пунктом в историиУкраины. На протяжении двух столетий украинцы находились в составе Великого княжестваЛитовского, которое при всех его недостатках, в целом, было благоприятным этапомдля жизни украинцев. Украинские князья пользовались широкой автономией в своих социально- экономических, культурно — религиозных делах, хотя и не обладали полной независимостью.Но лишь только украинские земли попали под власть Польши, дальнейшее существованиеих населения, как отдельного народа сразу ставилось под сомнение.
Украина под властью Речи Посполитой
Большинство украинских земель более чем на 220 лет оказалосьпод властью польских шляхтичей. Только часть украинского Полесья осталась у Литвы,северную Буковину удерживала Молдавия (с 1514 г. — Турция). Восточная часть Карпатской Украины после 1526 г. оказалась в руках Австрии, западную заняла Трансильвания,Чернигово-северская земля контролировалась Российским государством (с 1618 г. она перешла к Речи Посполитой).
С принятием в 1572 г. Польшей так называемых Генриховых артикуловстрана стала единственной в континентальной Европе территорией со шляхетской демократией,выборным королем, имевшим строго ограниченные властные полномочия. Между тем вовсей остальной Европе (исключая Англию) роль парламентов неуклонно снижалась, усиливаласьвласть абсолютного монарха.
Правовой режим Польши после Люблинской унии постепенно распространялсяи на земли, где проживало украинское и белорусское население. После 1569 г. в Украине были уничтожены последние следы административного деления на древнерусские княжества,все украинские земли, вошедшие в состав Речи Посполитой, были разделены на шестьвоеводств. С 1563 г. как в Польше, так и в Литве православная шляхта получила равныеправа с католической, в середине 16 в. исчез из употребления термин «бояре».Привилегии огромного большинства дворян определялись их воинской службой. В Польшешляхта отличалась высокой степенью сплоченности и была самой могущественной в Европе,составляя 8-10 всего населения. На украинских же землях дворянство не так быстродобилось особого статуса, а его общая численность не превышала 5% населения.
Около 10-15% населения украинских земель составляли жители городов,которые выделялись в особое сословие. В то время на Украине было немало крупных,быстро растущих городов Кроме городов с королевским, частновладельческим и церковнымстатусом, существовали города, обладавшие магдебургским правом. Данная система самоуправленияпредполагала налоговый иммунитет, судебную независимость, льготы в торговле и ремесле.Первыми получили магдебургское право такие города, как Новый Сонг в 1294 г., Хуст, Тячев, Вышкове — в 1329, Львов — в 1356, Киев — в течение 1494-1499 г и др. На территории Галиции его имели не менее 400 населенных пунктов, а в Восточной и ЦентральнойУкраине — более 20.
Но лишь немногие города Украины могли использовать преимуществамагдебургского права в полном объеме. Чаще всего оно оказывалось ограниченным: всостав ратушного управления не могли входить православные горожане, отсутствоваласобственность жителей на землю, они сильно зависели от частников и королевской власти,за мещанами сохранилось множество натуральных и иных повинностей. Именно горожанев этническом плане были наиболее разношерстной частью населения того времени.
Большинство населения Украины составляло крестьянство. — 80 %населения. С 16 ст. крестьяне были лишены права продавать землю или сдавать ее подалог, а в случае перехода в другую местность следовало уплатить шляхтичу за прежниепривилегии и получить от него документ о предоставлении личной свободы. Еще в 1557 г. в Галиции, на Волыни и Подолии была проведена аграрная реформа под названием " Устав на волоки".Пригодные к пахоте земли разделили на участки площадью 19 га в Польше, 22-в Литве. Их получали в пользование одна, реже — две крестьянские семьи. Чтобы культивироватьтрехполье, волоку делили на три поля. Владелец такого участка должен был два дняв неделю работать в фольварке шляхтича, платить денежный и продуктовый налог стоимостью30 грошей, выполнять различные повинности.
В 16 в. в Западной Европе возрастает спрос на продукты питания(там произошла «революция цен», когда вследствие притока дешевого золотаи серебра из Америки поднялись цены почти на все товары). Украинские земли, особенноте, которые близко находились притокам Вислы были втянуты в международную хлебнуюторговлю, становятся районами товарного зернового хозяйства. Феодалы принуждаликрестьян увеличивать посевы. Вырощенное зерно везли водными путями к Гданьску, адальше — в страны Западной Европы.
Расширение торговли хлебом и другими сельхозпродуктами толкнулок созданию фольварочного хозяйства, которое предусматривало обработку помещичьейземли зависимыми крестьянами. Отныне все меняется в хозяйстве феодала. Оно преобразуетсяв плантацию, четко ориентированную на то, чтобы без лишних затрат производить какможно больше продукции на продажу. Такие имения-плантации по-польски назывались«фольварки». Землевладельцу требовалось теперь по-настоящему прибратьк рукам все те участки, которые раньше он со спокойной душой отдавал в полное ведениекрестьян, а оброк заменить усиленной панщиной. С появлением «Устава на волоки»та земля, на которой жил и которую обрабатывал крестьянин, со всей юридической ясностьюобъявлялась помещичьей. Крестьянин работал на земле, но владел ею дворянин. Таккрестьянин был лишен всех прав и окончательно привязан к земле — положение его теперьмало чем отличалось от рабского. Таким образом, когда повсюду в Западной Европекрепостное право уже отмирало, в Восточной Европе, в том числе и у Украине, оновозрождается в своем втором издании; причем в особенно эксплуататорской форме.
Однако степень закрепощения крестьянства не во всех областяхУкраины была одинаковой. В наиболее густонаселенных западных землях, Галичине иВолыни, крепостное право превалировало, но и выражалось более жестоко. А в полубезлюдныхрайонах (Карпаты, Поднепровье) землевладельцы испытывали недостаток в рабочей силеи вынуждены были идти на уступки крестьянам. Там крепостничества фактически не знали.
Приобщение Украины (как польской колонии) к новоевропейской цивилизациипринесло не только интенсификацию производства, выход на западные рынки, но и ростсоциальной напряженности, полонизацию украинской элиты. Кризис восточнохристианскойцивилизации и невозможность восприятия достижений западнохрисианско-новоевропейскойсистемы ценностей превращали Украину, как и Белоруссию, в периферийные регионы Европы.Ситуация усугублялась противоположной цивилизационно-геополитической ориентациейгосподствующих и угнетенных слоев украинского общества.
Брестская уния
На протяжении 16-17 веков в Европе окончательно сформировалисьосновные национально-религиозные идеологии. После упадка Византии с1453 г. Киевскаямитрополия осталась «без присмотра» патриархов Константинополя. Украинствоутратило религиозный флаг — среди священников воцарилась бездуховность, моральнаянечистоплотность, безграмотность, а церковные должности зачастую раздавались заденьги.
С середины 16 столетия в Украину все сильнее проникала латино-польскаякультура, протестантизм, что усиливало полонизацию украинской элиты. КатолическийЗапад, Ватикан являлись инициаторами объединения христианских держав против наступленияОттоманской Порты, а это на деле означало усиление римской системы веры. Отсутствиев книжной украинской культуре национального языка, сильные проявления фундаментализмаоблегчили создание иезуитских учебных заведений, имевших самую совершенную для средневековьясистему образования и воспитания. Первая в Украине школа иезуитов была создана вЯрославле, затем возникло еще 20 коллегиумов, что ускорило процесс окатоличиванияукраинской элиты
С середины 15 ст. инициатором церковных реформ в православиистало организованное в братства мещанство. Сначала братства возникли в украинскихи белорусских городах как общества. Преследующие ограниченные цели: проведение церковныхпраздников, похорон. Затем они перешли к практике материальной поддержки православия,создавая школы, занимаясь благотворительностью. Но выдержать противоборство с католическойсистемой просвещения братства не смогли. Опора на церковно-славянский и греческийязыки отрезали их от основного направления европейской культуры, препятствоваливыпускникам братских школ продвигаться по служебной лестнице, так как в Польше царилилатинский и польский языки.
Активными пропагандистами унии были иезуиты, а также та частьправославного духовенства, которая очень болезненно переживала упадок православияи желала путем объединения с Римом избавиться от диктата польского католицизма ивлияния Московской митрополии. В этот период папская власть приобрела четкую и эффективнуюцентрализацию, упорядоченность, добилась высокого уровня образования. Высший клирУкраины надеялся с помощью унии получить равные права с польским, знать — возможностьзанимать высшие посты в структурах управления Речи Посполитой, мещанство — местав цехах, магистратах, судах.
По инициативе львовского владыки Г. Балабана с1590 г. в глубокойтайне шли переговоры епископов о подготовке религиозного союза православной церквиУкраины и Белоруссии с Римом. Их участники осознавали, что массы отрицательно относилиськ этой идее, а братства и казачество были настроены враждебно. Тем не менее, в декабре 1594 г. епископы Терлецкий К. из Луцка, Потий И. из Владимира на Волыне разработалиплан и детали перехода православных парафий Украины под власть папы Римского. Ихподдержали еще три епископа — из Полоцка, Холма, Пинска, а также митрополит РогозаМ. Мотивы их решений могли быть самыми разными — от желания защитить ценности православиядо стремления обеспечить для себя более выгодные материальные условия жизни, отмежеватьсяот созданного в 1589 г. московского патриархата.
23 декабря в Риме папа Климентий 8 дал официальное согласие напринятие украинской православной церкви под свой протекторат.6-10 (16 — 20) октября1596 года в Бресте в церкви святого Николая открылся церковный собор, провозгласившийунию православной и католической церквей. Одновременно в доме князя Острожскогопредставители православного духовенства, владыки из Александрии, Константинополя,Белгорода и др. городов прокляли акт унии.
Униатский собор, положивший начало существованию Греко-католическойцеркви, признал власть папы, догматы католицизма, но сберег православные обряды,традиции, церковнославянский язык в богослужении.
Но Брестский собор означал усложнение и обострение религиознойатмосферы в Украине. Она усугублялась тем, что польские власти признавали законнымтолько представительство Греко-католических общин.
Несмотря на сопротивление части украинской знати к 1623 г. более 1,8 млн. украинцев и белорусов стали униатами. Подлинного равенства между римо-католикамии греко-католиками в Речи Посполитой так и не было достигнуто. Даже место в сенатемитрополит-униат получил лишь в 1790 г. — всего за пять лет до ликвидации польскойгосударственности.
Не дали результатов и попытки митрополитов Рутского, Могилы объединитьгреко-католиков и православных в единую церковь под главенством Киевской митрополии.Во-первых, в ноябре 1632 г. на выборном, а в марте 1633 г на коронационном сеймах Польши Владиславу 4 удалось добиться формального признания равенства правправославной и католической церквей, униаты получили возможность переходить в рядыправославных. Во — вторых, в начале 17 в. среди православного духовенства Украиныи Белоруссии большое влияние получила ориентация на Московскую митрополию. В 1626 г. Борецкий по поручению казачества обращался к царю с просьбой принять их под свое покровительство,однако без обладания территорией. Такая идея являлась нежизнеспособной для российскогоруководства.
Возникновение и эволюция казачества
Казачество — явление очень интересное, но весьма сложное. Очагомказачества было среднее Поднепровье, его предстепная полоса ниже Киева, входившаяв 14-15 вв. в состав Киевского княжества, позже — Киевского воеводства, а почвудля него приготовили колонизационные условия этого края.
Слово «казак» тюркского происхождения. Так называлилюдей свободных, т.е. никому не принадлежавших, ни от кого не зависевших, не имевшихчетко определенного места в обществе и поэтому предпочитавших селиться на безлюдныхокраинах.
С упадком государственной жизни в Поднепровье в середине 13 в.население этих пограничных со степью пространств было еще более предоставлено себе,а жизнь под татарскою протекцией не отличалась спокойствием, особенно в периодыразложения Орды. Страшные периодические набеги татар Крымской Орды, с 1482 г. обрушившиеся на украинские земли и затем в несколько ослабленных формах продолжавшиеся почти все16 ст., смели с лица земли всю оседлую колонизацию предстепной полосы Поднепровья- вплоть до Киева, Чернигова, Житомира, Винницы, Летичева.
Единственными оседлыми поселениями были городки, снабженные замками,небольшими гарнизонами и артиллерией. Все население жило под постоянным страхомтатарских набегов, на военном положении. Но природные богатства этих девственныхземель на обеих сторонах Днепра увлекали население далеко от замков, в так называемые«уходы» — рыбные ловли и места охоты, к устроенным в степном привольебортям и пасекам. Тут эти промышленники проживали подолгу, соединяясь в вооруженныепартии. Это подвижное, кочевое, закаленное в невзгодах военно-промышленное населениеи составило основу казачества.
речь посполитая украина казачество
Первые известия о казаках, в которых можно подозревать казаковименно украинских, относятся к 1470 годам, колебание в этом случае возможно потому,что имя «казаков» прилагалось также к добытчикам татарским и к степномунаселению в бассейне Дона (где позже формируется донское казачество). Это тюркскоеслово, означавшее в тогдашнем употреблении легковооруженного добытчика только столетиемпозже приобрело значение общепринятого имени для известной группы украинского населения,нового украинского сословия. Т.е сначала для большинства «хождение в казаки»было занятием временным, особенно смолоду. На протяжении 16 в. число их начинаетстремительно возрастать, а связано это с усилением феодального гнета. Именно беглыекрестьяне поначалу и составляли основную массу казачества — хотя тут были и горожане,и попы-расстриги, и дворяне, ищущие денег и приключений. Кроме того польские и полонизированныемагнаты стремясь освоить и получить в законное владение богатейшие земли востока,сманивали крестьян, предлагая им право свободного землепользования (слободы) на10, 20, и даже 30 лет.
Усиленный прилив сельского населения в юго-восточную часть Украиныбыл вызван улучшением колонизационных условий: отпор, который казачество дало татарскимнабегам, само уплотнение населения, увеличение числа поселений создали более благоприятныеусловия для хозяйственной жизни. На ряду с природными богатствами, притягательнойсилой становиться казацкий иммунитет, идея которого сложилась опять-таки под воздействиемцелого ряда условий.
Попытки официальных лиц остановить процесс количественного ростаказачества, усиления его политико-социальной роли к успеху не привели. Более того,региональная шляхта призывала правительство и сейм организовать казаков как полувоеннуюкасту для защиты восточных и юго-восточных границ Речи Посполитой, также представителизнатных магнатских родов быстро сообразили, как извлечь пользу из «вольного»казачества, обложив его налогом с продажи.
Магнаты, которым принадлежала инициатива военного объединенияказачества, были выходцами из немногих оставшихся неополяченными православных родовукраинской знати. Среди них выделяется кеневский староста Дмитро Вишневецкий(«Байда»). Именно он в 1552-1554 гг. объединил разрозненные казацкие ватагии построил на о. Малая Хортица — форт, таким образом возникла Запорожская Сечь.- колыбель украинского казачества. Запорожское казачество было своеобразной республикойс кошевым атаманом во главе. Все имели равные права и участвовали в общих советах_радах. Эти рады собирались по любому поводу и протекали очень бурно. На радах избиралиатамана, есаула, писаря, обозного, судью сроком на один год. Территориально-административнойединицей Запорожья были полки во главе с полковниками. Войско делилось на курени,каждый курень избирал аналогичную группу нижних офицеров.
В 1572 г. польская власть приняла на службу определенное количествоказаков, которых занесли в реестр. За свою службу они получали плату, подчинялиськоронному гетману и освобождались от налогов. Вначале был создан один полк реестровиков,насчитывающий 700 человек. Позднее число реестрового казачества возрастает.
Таким образом, к началу 17 в. существовало три категории казачества:
1) реестровое казачество;
2) запорожское казачества;
3) нереестровое казачество, жившее в городах пограничья, ведущегоказацкий образ жизни, но не имевшего официально признанного статуса.
Казачество становиться силой и занимает место ушедшей полонизированнойэлиты.
В 16 17 вв. казачество активно борется против турок и татар,не только отражают их набеги на украинские земли, но и совершают морские походыпротив них. Крупнейшие казацкие рейды против турок и татар совершаются в периодмежду 1600 — 1620 гг. казаки опустошили Варну, взяли Перекоп, Килию, Измаил, Аккерман,Кафу. Следует отметить, что совершали эти походы казаки не только ради славы, былицели и более практические — ведь захваченное добро составляло приличную часть казацкогодохода.
С ростом военных успехов росла уверенность казаков в собственныхсилах. Все чаще вспыхивают конфликты между казаками и поляками, этому способствуетнекоторая неопределенность поляков в подходе к «казацкому вопросу» — презираяв казаке беглого крестьянина и стремясь поставить его на свое место, поляки, в тоже время в случае необходимости с удовольствием использовали казачество как сравнительнодешевую военную силу. Понятно, что эти противоречия вели к неизбежным столкновениям.В 1591 — 1593 гг. произошло первое казацкое восстание под предводительством К. Косинского.В 1594-1596 гг. произошло восстание под предводительством Северина Наливайка.
Особую роль в истории казачества занимает такой лидер, как Сагайдачный.Благодаря заступничеству всесильного в Восточной Украине казачества киевские православныеотстояли себя, так что униатский митрополит киевский Потий не решался даже показыватьсяздесь. Во втором десятилетии 17 в. в Киеве организовался под покровительством казачествановый центр религиозно-национальной и просветительской деятельности, а в 1620 г. киевское духовенство и тогдашний гетман Петр Сагайдачный воспользовались проездом из Москвы иерусалимскогопатриарха Феофана, чтобы восстановить православную иерархию. Такое самовольное,без разрешения правительства, восстановление православной иерархии было шагом оченьсмелым, даже и при покровительстве казаков. Но обстоятельства благоприятствовалиему. В войне 1621 г., так называемой Хотинской компании, казаки под предводительствомСагайдачного сыграли главную роль. Он объединил в своих руках все силы казачества.Хотинская победа освободила Польшу от страха турецкого нашествия; казаки более былине нужны польскому правительству и оно предъявляет казакам ультиматум: прекратитьнабеги на соседние государства и исключить из своей среды всех не вписанных в реестр.Но это вызвало только очередной взрыв негодования в казацких рядах, последоваливосстания под предводительством Тараса Федоровича, Якова Острянина, Дмитра Гуни.Клету 1638 г. казацкие восстания были окончательно подавлены. Причины поражениякрестьянско-казацких восстаний следующие: несмотря на ведущую роль казачества ввосстаниях многие из участников были крестьянами, следовательно, им были присущивсе ошибки крестьянских восстаний, локальность, стихийность, отсутствие четко выраженныхцелей, незнание военного дела, непоследовательность действий.
По новой «ординации» 1638 г. т.е. закону, принятому сеймом, реестр ограничивался цифрой 6000, и даже реестровые казаки утрачивалиправо самоуправления. Пост гетмана ликвидировался, вместо него король назначал старостуиз поляков. Казацкие полковники и есаулы отныне выбирались из числа шляхты. Территорияказацких поселений строго ограничивалась. Казачество, таким образом, было локализированои поставлено под строгий контроль. Возобновленный Кодак преградил казакам дорогуна Запорожье: без паспортов от своего начальства казаки не должны были пропускатьсяв степь и на Запорожье. Но все указанные репрессии были осуществлены слишком поздно.
Заключение
На Украине скопилось столько горючего материала, предшествующиевойны так расколыхали народные массы, что нужен был только толчок, чтобы снова привестиих в движение. И этот толчок был сделан в 1648 году.
Литература
1. Антонович В. Про козацькі часи на Україні. — К., 1991.
2. Аркас М. Історія України — Русі. — К.: Вища школа, 1991.
3. Бойко О.Д. Історія України. — К.: Академія, 2001. — с.97-172.
4. Борисенко В.Й. Курс української історії. — К.: Либідь,1996. — с.108-146.
5. Голобуцький В.С. Запорізьке козацтво. — К.: Вища школа,1994. — с.3-156.
6. Грушевський М.С. Історія України — Русі. — К.: Наук.Думка, 1991. — Т.1.
7. Грушевський М.С. Ілюстрована історія України. — К.,1990.
8. Дорошенко Д.І. Нарис історії України. — Львов: Світ,1991. — с.32-49.
9. Залізняк Л. Нариси стародавньої історії України. — К.:Абрис, 1994.
10. Крип’якевич І.П. Історія України. — Львів: Світ, 1990.- с.110-169.
11. Крип’якевич І. Галицько-Волинське князівство: Нариси.- К.: Наук. Думка. — 1984
12. Полонка — Василенко Н. Історія України. В 2-х т. — К.:Либідь, 1992.
13. Рибалко І.П. Історія України. — Ч.1. — Харків: Основа,1995. — с.97-140.
14. Субтельний О. Україна: Історія. — К.: Либідь, 1994.- с.87 — 136.
15. Яворницький Д. Історія запорізьких козаків: в 3-х т.- Львів: Світ, 1991. — Т.2. — с.6-43.