Реферат по предмету "История"


Племена саков на территории современного Казахстана

Содержание
Введение
КочевникиКазахстана в VII-III вв. до н.э.
А кто же такие саки?
Хозяйство и быт саков
Материальная и духовная культурасаков
Мифология и искусство
Заключение
Список литературы
Введение
 
VIII век до н. э. начало эпохи использования и широкогоприменения железа. Сегодня, как и три тысячи лет назад неизменными остаютсялишь необозримая ширь, которой нет края и конца, да бездонная чаща неба.Человек, впервые едущий по казахстанским дорогам, невольно робеет передвеличавостью степных просторов. По мере передвижения меняется характер степи,пышные степное разнотравье, переливающееся всеми оттенками зелени, уступаетместо унылым солончакам с жесткими, упрямыми кустарниками верблюжьей колючки,зловещим и молчаливым песчаным пустыням. В начале I тысячелетия до РождестваХристова люди уже отваживались пересекать эти огромные просторы на верховыхлошадях. В поисках хороших пастбищ они откочевывали все дальше и дальше отместа постоянных зимовок. Как считают исследователи, возникновение и развитиекочевого скотоводства в условиях Казахстана было прогрессивным явлением.Заселялись новые, ранее пустовавшие территории, люди научились получать большемясной и молочной пищи, различного сырья из шерсти и кожи. Кочевое скотоводстворасширило сферу хозяйственной деятельности человека и повысило ценность еготруда. В эту эпоху на территории республики населяли многочисленные племена,которые являются предками казахского народа. Первые упоминания об этих племенахсохранились в письменных источниках греческих, персидских и китайских авторов.Если древние греки называли эти племена скифами, то персидские источникиназывают их саками, а древнекитайские — сайджунами, шижунами, шимо или шижа. Вкаменной стеле ахменидского Ирана саки подразделяются на три основныеобъединения: саков хаомоварга (саков, изготавливающих напитки хаомо), саковпарадарья (саки, живущие за морем) и саков тигрохауда (саки, одевающиеостроконечный головной убор). В древнегреческих источниках упоминаютсямножество племен сакского народа, как массагеты, яксарты, даи, фараты, исседоныили аримаспы, каспи, абий и другие. По мнению древнегреческих писателей сакибыли храбрым, смелым и воинственным, «беспощадными к врагу и искренним сдрузьями» народом. Из истории известно, что персидский царь Кирзавоевавший всю Азию погиб в бою с сакскими войсками. По приданию, царицасаков-массагетов Томирис отрубила голову Кира (529-558 гг. до н. э.) и опустилаее в бурдюк, наполненный кровью, сказав: «Ты хотел напиться крови, такнапейся ее». Также страну саков хотели завоевать персидский царь Дарий I(521-486 гг. до н. э.) и Великий Александр Македонский (IV век до н. э.), когдавоинственные и храбрые саки отстояли свою землю. Саки вели в основном кочевоескотоводческое хозяйство, отчасти занимались земледельческим хозяйством,получило высокое развитие ремесла и промыслы, хоронили своих вождей в золотыходеяниях, разрешали участвовать в общественной жизни женщинам. Сакские племенаговорили на древнеиранском языке и их язык относился к одной из ветвейиндоевропейской языковой группы. Время проживания скифских племен на территорииКазахстана ученые-историки относят между VII веком и III веком до нашей эры.Сакские племена играли важную роль в судьбах Средней Азии и Среднего Востока. Вчастности они принимали участие в персидских войнах в Египте, Греции,отличились в битвах при Фермопилах и Платеях. Сакские воины принимали участие всложении Парфянского государства, разгроме Греко-бактрийского царства иформировании Кушанской империи.

КочевникиКазахстана в VII-III вв. до н.э.
 
Первые государственные структуры на территории Казахстана сталипоявляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен. Необходимость регулированияземле- и водопользования привело к интеграции соседних кочевых племен, аусложнившаяся социальная структура- к формированию вертикальных структурвласти. Кочевое скотоводство и использование железа позволило освоить огромныенезаселенные ранее степные пространства, что привело к резкому увеличению стадовец и лошадей. Продолжающаяся имущественная дифференциация привела к правлениюна одном полюсе богатых семей, владевших огромными табунами, а на другом — обедневших безлошадных общинников, которые занимались земледелием в поймахстепных рек. Расслоение общества требовало появления силы, способнойрегулировать отношения между различными группами населения. Такой силой стало государство.Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки — даха(массагеты), саки — рауки (тиграхауда), исседоны и аримаспы. Применение железаи верховой лошади привело к переходу к новой тактике боя — массовой коннойатаке. Это повышало роль рядовых общинников и лишало аристократию монополии ввоенном деле. Время воинов-колесничих ушло в прошлое. Более независимыеэкономически, чем оседлые земледельцы и скотоводы, рядовые общинники — саки,более полно участвовали в принятии политических решений. Инструментом этогоучастия стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодическисобирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот политический стройможно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую участвовали впринятии решений, без каких-либо посредников. Его также можно назвать военнойдемократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины,воины. Одна из характерных особенностей политической системы этого времени — обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавшийвопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношениямежду племенами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священной.Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функциисакских правителей. Часто верховными правителями союзов племен становились иженщины.У нас очень мало сведений о сакских племенах. Источники упоминают оцарских сатрапах-наместниках в какой-либо местности или племени. Опорой царскойвласти были «лучшие мужи»- военно-племенная аристократия. Затемстояла основная масса народа — рядовые воины-общинники. Обедневшие безлошадныеобщинники во время войны составляли пехоту. Некоторые косвенные данныепозволяют нам предположить, что существовала некая «вольница» — маргинальные слои населения, объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиесяцарям и народному собранию.
саки кочевникказахстан
А кто же такие саки?
 
Это были кочевые племена,саками их называли древние персы, китайцы называли сэ, а греки — скифами. Но невсе саки были кочевниками, среди них многие вели оседлый образ жизни изанимались земледелием. Саки были прекрасными наездниками. Они первыми в миренаучились стрелять из лука на полном скаку.
Именно скифский всадник явилсяпрообразом неустрашимого кентавра-получеловека, полуконя. Быстрые отрядыстепных всадников из горных и степных районов Евразии, и прежде всего изКазахстана, в 7 веке до нашей эры вторглись в районы Передней Азии.
Ассирийский царьАссаргадон (680-669 гг. до н.э.), обеспокоенный их успехами, искал с ними союзаи вынужден был отдать скифскому предводителю Партатуа в жены свою дочь. Конницасаков появлялась то у стен городов Урарту, то в Палестине, то устремлялась кЕгипту. Именно саки разрушили урартскую крепость Тейшебаини.
Библейский пророк Иеремиявосклицал: «Вот идет народ из северной страны… держит лук и короткоекопье… Голос его ревет, как море, скачут на конях, выстроившись, как одинчеловек… Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, туга и гореохватывают нас… вражеский меч наводит ужас со всех сторон». Лишь в конце4 века до нашей эры саки вернулись в свои родные степи, унося с собой не толькодобычу, но и знания о культуре Мидии, Урарту и Ассирии. Позже саки вели кровопролитныевойны с персами. Именно в битве с саками погиб в 530 году царь Ирана, из родаАхеменидов, могущественный Кир. Позднее саки в союзе с персами воевали противДревней Греции, прославившись в битве при Фермопилах.
Успешно сопротивлялисьони воинам Александра Македонского, преградив завоевателю мира дорогу наВосток, за реку Яксарт (Сырдарья). В 5-3 веках до нашей эры саки создали натерритории Казахстана свое первое государство, центр которого находился натерритории Жетысу — Семиречья.
Цари саков одновременновыполняли и роли верховных жрецов. Саки имели свою неповторимую культуру,письменность, мифологические сказания. Выдающееся ювелирное мастерство саковвошло в мировую сокровищницу под условным названием «искусство звериногостиля».
Древние мастера использовалиразличные сюжеты на тему борьбы хищных зверей и травоядных животных. Маленькиешедевры, сделанные руками древних мастеров из золота и бронзы, украшают сегодняэкспозиции многих музеев мира. Обычно саки при захоронении царей, знатныхвоинов, жрецов, а иногда и рядовых соплеменников вместе с ними в могилы клалимножество золотых украшений, оружие, глиняную и деревянную посуду, бытовуюутварь. Вблизи Алма-Аты в 1969 году раскопан древний сакский курган Иссык,широко известный во всем мире. Под ним в могиле, обложенной еловыми бревнами,на деревянном полу были найдены останки сакского царя в одежде, сплошь покрытойзолотыми пластинами. Голову царя венчала высокая остроконечная шапка,украшенная изображениями крылатых коней, символизирующих Бога солнца, длинныймеч и короткий кинжал составляли вооружение. В могиле также находились глиняныесосуды с кумысом, деревянные подносы с кусками мяса, драгоценные кувшины изсеребра и бронзы. Захоронение относится к 5-4 векам до нашей эры. Саки былипотомками андроновских племен, позднее они явились далекими предками казахов, аимя сменивших саков усуней, живших в 3 веке до нашей эры — 3 веке новой эры, досих пор сохранилось в названии одного из крупных казахских племен — усуней.
Хозяйство и быт саков
Хозяйство саков. Судя по историческим сведениям, сакив основном занимались скотоводством. Они выращивали лошадей, овец, верблюдов,крупный рогатый скот, питались мясом животных, их шкуры и шерсть использовалидля пошива одежды и других нужд.
В жизни саков особое значениеимели лошади. Статных и быстрых породистых скакунов держали вожди и известныевоины. Поэтому, если умирал вождь, вместе с ним хоронили и его коня.
Овцы, дающие молоко,мясо, шерсть и кожу, тоже высоко ценились у саков. Саки разводили породу,похожую на современных казахских овец: крупных, плодовитых, стойких к морозам ивыносливых при дальних переходах.
На территории Западного иЮжного Казахстана разводили верблюдов. Саки питались их мысом, пили их молоко(шубат), использовали в хозяйственных целях шерсть и шкуру. Верблюды ценилисьне только из – за мяса, шерсти, молока, но и как незаменимые перевозчики грузовв песках и полупустынях. Выносливые в жару и холод, верблюды для кочевниковбыли необходимым гужевым транспортом. Крупный рогатый скот, который нуждалсязимой в заготовленном корме, не получил у саков широкого распространения. Возлерек широко развивалось орошаемое земледелие. Археологи доказали, что на югестраны, возле городка Орнек на территории современной Жамбыльской области,вокруг города Талгар близ Алматы, жили племена, которые в древние временазанимались земледелием. Возле Алматы на территории хозяйства «Алатау» былинайдены места поселений сакских и уйсуйнских племен, которые здесь жили во II иIII веках. При раскопках ученые нашли доказательства того, что они занималисьземледелием, используя оросительные системы. Такие же признаки орошаемогоземледелия с помощью арыков обнаружены возле поселений Чирик — Рабат и Бабиш –Молда на юге Сырдарьинского региона.
Мы уже говорили, что сакивыращивали разные виды скота, но в основном лошадей. Но и возле ихскотоводческих зимовок были небольшие площади для земледелия.
Изучив кости лошадей,найденные а ходе раскопок на территории Центрального Казахстана, археологипришли к следующему мнению – в основном саки выращивали два вида лошадей:
1.Невысоких, на коротких, но крепких ногах, с крупной головой и утолщенным туловищем, сильных лошадей,которых использовали в повседневной жизни для передвижения и хозяйственныхнужд.
2.Высоких, поджарых,быстрых лошадей для воинов и вождей.
Для кочевников лошадиимели очень важное значение. Они были незаменимы и в хозяйстве, и в воинахсаков.
Таким образом, можносделать вывод, что саки занимались и земледелием, они имели свои поселения, чтоспособствовало развитию ремесел и торговли. Постепенно некоторые поселенияпревращались в малые города.
Быт саков. В те времена у племен, объединенныхобщим историческим названием «саки» или «скифы» существовали различныехозяйственные уклады с присущими им особенностями. Большинство из нихзанимались скотоводством, часть – земледелием. По сведениям древнегреческихавторов, у них были двух-, четырех- и шестиколесные арбы – повозки, в которыезапрягались две или три пары волов, лошадей или верблюдов. Эти повозки –кибитки были защищены с внешней стороны кошмой. Они следовали за скотом,останавливаясь на короткое время возле богатых травой пастбищ с источникамипитьевой воды. Саки кочевали вместе с детьми, семьями, имуществом. Аостанавливаясь, устанавливали юрты. На зимовках у них были постоянные жилища,построенные из саманных кирпичей. Но пребывание в них было недолгим. В течениивсего года они кочевали по степным и полупустынным пастбищам. Все племенаследовали за своими табунами, переезжали с места на место в различных направленияхи на далекие расстояния. Мужчины обычно на лошадях, дети, женщины и старики – вкрытых повозках. Морозы зимние дни они проводили в песках или на зимовках, гдесильные ветра оголяют траву. Иногда останавливались возле речек и озер, наберегах которых еще оставалась растительность.
Известный древнегреческийисторик Геродот так описывал жизнь и обычаи саков: « Каждый живет под деревом.На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляютбез покрывала». А широкое использование жилищ у этих племен началось в первомтысячелетии до н.э. По сведениям Геродота, у кочевых племен, занимавшихсяскотоводством, кроме переносных жилищ были четырех- и шестиколесные повозки сустановленными на них жилищами. Полукочевые и оседлые скотоводы использовали ихпосезонно.
Материальная идуховная культура саков
Культурное наследиесаков. Эта великая степь со своими равнинами, горами, лесами, растянувшаяся отЕвропы до центральных высоких гор Азии, имеет многовековую и сложную историю,здесь развивалась своя самобытная кочевая культура. В каждой эпохе историичеловечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью нераскрыты страницы истории развития культуры. На казахской земле найденомножество памятников материально – культурного наследия наших предков. Это, впервую очередь, поселения людей, древние строения, места очагов, оружие,предметы быта, ювелирные изделия, даже кости зверей, на которых охотилисьдревние люди, кости животных, которых они выращивали. В ходе археологическихраскопок найдено множество наконечников стрел, копий, ножей, мотыг, терок,топоров, молотков, булав, глиняной посуды, встречается много каменных изделий.В захоронениях вместе с костями людей находят различные предметы обихода, вболее поздних могильниках – бронзовые изделия, золотые и серебренные украшения.
Часть памятников древнихсаков – это захоронения сакских вождей. Они встречаются на берегах рек Талас,Чу, Или, в Кыргыстане, на склонах Илийского и Джунгарского Алатау, в Кегенскихи Нарынкольских предгорьях.
Памятники дреней культурынайдены в Аральском регионе в Чирик- Рабате, Бабиш – Молда, Баланды, и другихзахоронениях. Город Чирик – Рабат был столицей апасиаков. По утверждениямученых, апасиаки – это саки, которые жили на берегах рек. Чирик- Рабатнаходился в 300 км от нынешнего областного центра – города Кызылорды, в юго-западном направлении от него, в пустыне Кызылкум. В центре города на площади в12 га была расположена четырехугольная крепость – цитадель. В цитаделе расположенычетыре кургана. Один из них ученные раскопали, но захоронения оказалосьразграбленным. В нем были найдены различные ножи, бронзовые наконечники чтрел,относящиеся к V — IV векам до н.э. Вместе с костями умерших были и золотыеукрашения – застежки, осколки глиняной посуды. Были извлечены также деталижелезных доспехов апасиакского воина.
Город Бабиш – Молда тожерасположен в Аральском регионе. По площади он поменьше, чем Чирик – Рабат. Но унего тоже мощные оборонительные сооружения с укреплениями, дувалами и окружнымрвом. Во время раскопок были найдены печь для обжига глиняных предметов,основания для ручных мельниц, основания для ручных мельниц, остатки проса,кости домашних животных множество осколков глиняной посуды.
Одним из замечательныхпамятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане, в 50 км от Алматы, «Золотой человек». Этот курган был раскопан в 1969 – 1970гг. Предположительно, здесьзахоронен сакский царевич. По предположению ученых ему было примерно 17-18 лет.По древним сакским обычаям умерший был одет в лучшую одежду, полностьюэкипирован оружием. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красивовыполненных пластин, застежек и украшений.
Верхняя одежда воинасостояла из кафтана и штанов. Короткий кожаный кафтан красного цвета был сплошьобшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот – крупными квадратнымиизображениями голов орлов. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотыхпредметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам были обшиты мелкимипрямоугольными золотыми пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги свысоким голенищами. Голенища сапог украшали золотые бляшки треугольной формы,аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан.
Ювелирное искусство. Ювелирное искусство у саков быловысоко развито. Древним мастерам было известно литье расплавленного золота вформы. Гребни с изображением голов животных, серьги, перстни, браслеты,застежки с оправленными в них драгоценными камнями украшали одежду сакскихженщин. Широко практиковалось у саков обертывание деревянных изделий иукрашений в золотую оболочку. Вместе с резьбой по дереву, ювелиры искусноизготовляли из обработанной кости застежки, накладки, пуговицы и другиепредметы быта.
Вообще, начиная с VIIвека до н.э., в Сибири, Казахстане, на европейском юге и в Поволжье в древнемювелирном искусстве был широко распространен так называемый звериный стиль.Главной темой при этом были звери и мифические чудовища в зверином облике.Такие образы встречаются на казанах различных ритуальных предметах, на оружии,конских сбруях, а также на украшениях одежды. С традициями звериного стиля вювелирном искусстве саки познакомились в воинских походах в Переднюю Азию, вПерсию. Именно после возвращения из походов из этих мест в сакском искусствепоявились образы льва или фантастического существа, напоминающего льва,сюжетные рисунки, в центре которых находились священное дерево или фигурабожества. Через образы лошадей, оленей, овец, верблюдов, снежных барсов, тигров,орлов, реже – сайгаков, волков, зайцев, саки отображали своих мифическихпредков разных племен. Саки придавали им особое религиозное значение. Звериныйстиль основан на представлениях, сохранившихся в древних эпосах о происхождениичеловека от различных животных.
Каждый род и племясчитали своими прародителями — оленей, волков, архаров, тигров, орлов и т.д.Поэтому считалось, что все предметы с изображением древних предков являютсясвященными амулетами и приносят счастье. Образы животных на оружии во времясражений должны были поднимать воину дух, защищать от стрел и приводить кпобеде.
В 1983 году в Илийско –Казахско автономной области в одном из захоронений в Кунесском районе былнайден бронзовый бюст сака в высоком головном уборе – тымаке. Это лишь одно изсвидетельств высокого уровня социально – экономической жизни кочевых сакскихплемен, их развитой культуры.
Религиозные верованиясаков. У саковрелигиозные представления играли особую роль, они содержали в себе всевозможныйрелигиозный смысл, значение. Оседлые саки обожествляли землю. По ихпредставлениям земля – мать наделена священной силой. Кочевые саки поклонялисьбожествам солнца, огня и войны. Они верили в духов умерших, верили, что мертвыеоживают вновь.
Саки хоронили умерших в параднойодежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногдахоронили вместе с хозяином и его лошадь. На могилу насыпали из камней и земликурган, захоронение окружали каменной кладкой. Археологические раскопкиприводили к находкам таких захоронениях различных серебряных блюд, гребней идругих предметов. По находкам в захоронениях можно сделать выводы, что древниесаки верили в духов своих предков, домашнего очага, у них были традиции иобычаи поклонения потусторонним духовным силам, которые поддерживают,способствуют успехам. Возникновение этих традиций было связано спредставлением, что все умершие живут вечно, что существует другой мир, вкотором мертвые живут по традициям и обычаям своих родов и общества, позаведенным издавна правилам и привычкам. В связи с этим и торжественностьзахоронений, предметы и вещи в них соответствуют тому положению, которое было учеловека при жизни. Вот почему племена и союзы племен оставляли в захороненияхзнатных, наделенных властью людей дорогие украшения и оружие, которые ониносили и использовали при жизни.
Саки больше всегопоклонялись огню и солнцу как очищающим силам. Эта вера была широкораспространена среди племен Евразии, занимавшихся скотоводством. Например,традиция сжигания деревянных надмогильных сооружений тоже была связана с верой,что огонь отгоняет всех злых духов и очищает. На надгробья наносили краснуюкраску как символ огня и солнца. У саков предметы жертвоприношений былиразными. Так, на юге Казахстана – это жертвенные блюда и светильники, украшенныебронзой, а в центральном и Восточном Казахстане – жертвенные блюда исветильники, сделанные из камня.
У саков мнение обокружающем мире было следующим – весь мир состоит из трех миров: нижний –подземный, средний – земной и высший – мир голубого неба. Мир имеет четыреугла: правый, левый, передний, задний. Понятие саков о космосе выражено вголовном уборе сакского принца, найденного в Иссыкском кургане. На переднейстороне головного убора «Золотого человека» изображены солнце, как образ всейвселенной: конь с четырьмя крыльями и четыре золотые стрелы. Это особый знаквладения бога миром.
Искусство и мифология
Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой.
В науке существуют разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского искусства «звериного стиля».
Раскопки последних лет на поселении Баба-джан и святилище Сурх-Дум дали новые образцы луристанских бронз: бронзовая булавка с фигуркой припавшей к земле пантеры, точильный камень с ручкой в виде головы барана, стилизованные головы орлов, фигуры хищников, оленей в «летящем галопе», коней, верблюдов. Однако, как полагают исследователи, сакское искусство нельзя сводить только к луристанскому — это два самостоятельных художественных стиля.
Скорее всего, в начале I тыс. до н. э. на территорию современного Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. Вместе с иранцами и появились новые сюжеты в искусстве.
В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их цивилизации. У них иранцы позаимствовали некоторые черты композиции и стиля. Так сложилось искусство Ахеменидского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков. А познакомились саки с искусством этих государств во время своих переднеазиатских походов.
После разгрома их царства мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и унесли с собой многие образцы изобразительного творчества.
При раскопках кургана Аржан в Туве — огромного сооружения диаметром 120 м и высотой 3 м, под насыпью кургана археологи обнаружили сложные деревянные конструкции: в центре находился сруб из огромных бревен лиственницы размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м. В нем в деревянной колоде был погребен вождь, а рядом лежали останки еще нескольких мужчин — родственников и сподвижников вождя, видимо, добровольно последовавших за ним в потусторонний мир. Вокруг по радиусу были поставлены срубы, в которых захоронены 160 коней в парадном снаряжении. Останки еще многих коней были найдены в кольцевых захоронениях, за пределами кургана.
Все кони были светлой и рыжей масти, т. е. цвета царей и жрецов. Курган был разграблен в древности, но многое досталось и на долю археологов: самая большая в мире бронзовая бляха в виде свернувшейся в кольцо пантеры или, скорее, барса, фигурки горных баранов, кинжал с ручкой в виде фигурки кабана, золотая гривна, наконечники стрел. Курган датируется VIII в., а найденные в нем предметы сакского искусства являются самыми древними. Это позволяет предположить, что сакский звериный стиль появился в азиатских степях. Это тем более реально, что здесь для него имеются истоки.
Уже в эпоху бронзы местные мастера изготавливали фигурки животных. Известны наскальные рисунки, изображающие оленей, быков. Также в конце II — начале I тыс. до н. э. формировалось искусство, которое, однако, еще не было «звериным стилем».
Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.
Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.
Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по материалам которого удалось получить представление об одежде знатных саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.
В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева и резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда, деревянные фигурки зверей и животных, различные застежки. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок — застежек, пряжек, пуговиц.
Уже отмечалось, что сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких род камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня — сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры изготавливали бусы.
Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы, Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.
Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых коней на головном уборе царя из кургана Иссык — это солнечная колесница. Образ крылатого коня как образ солнца есть в мифологии других народов. У греков крылатые кони влекли по небу колесницу солнечного бога Аполлона.
Изображения хищных орлов тоже были символами бога солнца. В представлении индоиранских народов солнце предстает в виде колесницы с одним колесом, которую мчат по небу четыре коня или четыре орла.
Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров — подземного мира — низа; середины — земли, и верхнего — неба. У мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.
Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах — птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон. Орнамент символизирует трехчастную организацию мира снизу вверх: подземный мир — земля — небеса. На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей — охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема — символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю — западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы на его одежде это мифологическое представление.
В целом, сакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

Заключение
 
По данным антропологов можно сделать вывод, что населениеКазахстана было европеоидным. Однако наблюдаются некоторые изменения, связанныес проникновением с востока монголоидных племен. Саки говорили навосточно-иранских языках или диалектах. Вероятно, в восточных и юго-восточныхрегионах уже в этот период начинают функционировать пратюркские языки. Именно вэтих районах археологами были обнаружены образцы древнейшего руническогописьма, что свидетельствует о высоком уровне социального и культурного развитиясакских племен. Международно-правовой статус протогосударств Казахстана в 1тыс. до н.э. Располагаясь на северо-восточных границах крупнейших государствДревнего Мира, сакские племенные союзы активно участвовали в политическихсобытиях того времени. При этом они выступали как независимые суверенныегосударственные образования. Так, известно об обмене посольствамидахов-массагетов с Персией и о ряде войн сакских союзов с этим государством. ВVI в. до н.э. часть южных саков (хаомаварга) попадает под власть персидскихцарей, однако уже в конце V века страна саков не входила ни в одну изперсидских сатрапий, а царь кочевников считался не подданным, а союзникомперсидского царя. В борьбе против греко-македонского завоевания саки, жившиесевернее Сырдарьи, также сумели сохранить независимость. В 238г. до н.э. одноиз дахо-массагетских племен, парны во главе с родом Аршакидов, создали в Ираненовую империю, сменившую эллинистические государства Передней Азии, Парфянскоецарство. Уже в III в. до н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые,более сложные политические системы. С этого времени мы уже можем говорить оранних государствах кочевников Центральной Азии.

Список литературы
 
1.  ИсторияКазахстана с древнейших времен до наших дней (очерк)/ Нац.АНРесп.Казахстан.Ин-т истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова.Ин-т археологии им.А.Х.Маргулана.Фонд развития «Казахстан»; Редкол.:.М.К. Козыбаев (гл.ред.)и др… -Алматы: 1993.
2.  КузембайулыАманжол История Казахстана(С древнейших времен до 20-х годов ХХ в.) АманжолКузембайулы, Еркин Абилев. -Алматы: Санат, 1996.
3.  Магауин МухтарАзбука казахской истории: Док.повествование/ Мухтар Магауин. -Алматы:Казахстан, 1997.
4.  АбдакимовАбдижапар История Казахстана (с древнейших времен до наших дней)/ АбдижапарАбдакимов. -Алматы: РИК, 1994.
Размещено на www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.