Реферат по предмету "История"


Торговля в 19 веке

Оглавление:
Введение.
Глава 1. Становление и развитие рыночной экономики России в1880—1890-х годах.
Глава 2. Развитие торговли в России в конце 19 века.
2.1. Торговля в России
2.2. Положение денежной системы России.
2.3. Роль монополий в развитии торговли.
Глава 3. Торговля в Саратовской области в конце 19 века.
Заключение.
Библиографический список:Введение.
Вопросу торговли в конце 19 века посвящено очень мало литературы,как правило, этот вопрос рассматривается лишь в контексте других вопросов, хотяэта тема достаточно важна.
Данная тема интересна тем, что торговля в России в конце 19 векабыла, своего рода кульминацией капиталистического развития России досоветскогопериода. Сегодня мы столкнулись с тем, что нам надо заново строить рыночныеотношения, поэтому очень важно, учесть предыдущий опыт нашего государства.Конечно, ситуация кардинально отличается, но, может быть, глубокое исследованиеданной темы позволит глубже понять природу российского народа.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ торговойдеятельности в России в конце 19 века.
Для рассмотрения торговли необходимо рассмотреть общееэкономическое развитие страны. Поэтому в первой главе мы рассмотрим развитиерыночной экономики России того периода. Чрезвычайно важно знать, чтопроизводили, для кого, куда направлялись инвестиции.
Вторая глава посвящена непосредственно рассмотрению торговли вРоссии. И в третьей главе будет рассмотрена торговля в Саратовской области.
При написании данной работы использовались следующие источники:Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1998, где достаточнотщательно рассмотрена история России в разрезе экономического развития, в томчисле и во времена конца 19 века; Верт Н. История советского государства 1900-1991. М., 1994,эта классическая работа даёт детальное рассмотрение истории 20 века нашейстраны, но конец 19 века рассмотрен не достаточно хорошо, тем более, касательноторговли; а также другие работы, список которых приведён в конце работы. Глава1. Становление и развитие рыночной экономики России в 1880—1890-х годах.
  В 1880-е годы XIX века в основном завершился промышленныйпереворот и переход мануфактурногок фабричному производству. В ведущих отраслях народ­ного хозяйства сталипреобладать паровые машины и разнообразная техника — механические станки,оборудование, механизмы, прежде все­го, в обрабатывающей промышленности. Так, с1875 по 1892 годы ко­личество паровых двигателей в России увеличилось вдвое, аих мощ­ность — в три раза. За последние десятилетия XIX века появились и началибыстро развиваться новые отрасли: угольная, нефтедобыча и нефтепереработка,машиностроение, химическое производство и др.К традиционнымпромышленным районам в Центре, на Урале и в Прибалтике прибавились новые:угольно-металлургический в Донбассе и Криворожье. Выросли крупныепромышленные центры: Юзовка, Горловка, Нарва, Орехово-Зуево, Ижевск и др. За1860— 1895 годы выплавка чугуна выросла в 4,5 раза, добыча угля — в 30 раз.Производство чугуна передвинулось с Урала на юг России. В Донбас­сесосредоточилось 70% всей добычи угля страны. Появились круп­ныемашиностроительные заводы по производству паровозов (Колом­на), пароходов(Сормово), сельскохозяйственной техники (Харьков, Одесса, Бердянск)[1].
В 1890-е годы количество выпущенных паровозов увеличилось в двараза по сравнению с 1870-ми годами, что позволило полностью отказаться от ихввоза из-за границы. За 30 послереформенных лет были построены такие крупныемашиностроительные предприятия, как механический завод Нобеля, Обуховский сталелитейныйи пушеч­ный в Петербурге, механический в Перми и т.д.
На юге страны были построены передовые по техническому ос­нащениюметаллургические заводы. Так, в 1872 году вступила в строй первая доменная печьв Юзовке (на заводе английского промышлен­ника Дж. Юза), через два года — наСулинском металлургическом за­воде. Несколько лет спустя Юзовский и Сулинскийзаводы перешли на богатую руду из Кривого Рога, что привело к быстрому подъемучерной металлургии в этом регионе.
Вскоре к ним присоединился металлургический район с цент­ром вЕкатеринославе. Молодая южная металлургия, выросшая на вольной, а не накрепостной рабочей силе, превратилась в основную индустриальную базу страны. Кначалу 1890-х годов здесь производи­лось более 20% всего российского чугуна, ак концу века — 62%. Свыше 65% общероссийского объема угля добывалось вДонбассе. Ка­менный уголь стал важнейшим энергоносителем для всей промыш­ленностии транспорта[2].
Среди новых отраслей наиболее быстро развивалась нефтедо­быча инефтепереработка, прежде всего, в районе Баку. Первоначаль­но тамсуществовала система откупов нефтяных колодцев на определенный срок. С 1872года нефтяные районы стали сдаваться в дол­госрочную аренду с торгов. В это жевремя стала внедряться новая техни­ка — бурение скважин и выкачивание нефти припомощи паровых дви­гателей. Все это позволило увеличить добычу нефти за1870—-1890-е годы с 1,7 до 243 млн. пуд., то есть в 140 раз. К концу XIX века нефтедобыча возросладо 633 млн. пуд., что позволило России выйти на первое место в мире по этомупоказателю. Из нефтепродуктов боль­шим спросом стал пользоваться керосин длябытового потребления. Мазут и бензин в промышленности и на транспортеиспользовался пока в незначительном количестве.
Особенностью этого периода было бурное развитие рассеяноймануфактуры, когда часть обрабатывающей промышленности «пере­селялась» вдеревню, где имелись дешевые рабочие руки. Крестьяне, еще прикрепленные кобщинным наделам, широко участвовали в раз­личных промыслах, из которых позжесоздавались крупные промыш­ленные предприятия. Таким образом, в центральнойРоссии возник­ли многочисленные фабрично-заводские поселки — Орехово-Зуево,Павловский Посад, Гусь Хрустальный и др., в которых в конце XIX века проживало до 50%промышленных рабочих. Наряду с крупными про­мышленными центрами в глубинеРоссии развивались новые виды мелкой промышленности, которые были связаны сбольшими фабри­ками разделением труда[3].
Заметные изменения происходили и на рынке труда. Если вдоре­форменной России работники промышленных предприятий чаще все­го былиоброчными крепостными крестьянами или крепостными работниками посессионных ивотчинных мануфактур, то в 1860—1870-е годы они становились свободными людьми,не связанными с общиной, навсегда переехавшими в города вместе с семьей[4].
Они заметно отличались от прежних рабочих более высоким уровнемграмотности, поскольку работа на промышленных предпри­ятиях требовала от нихумения обслуживать различные машины и технику. Квалифицированные кадры особеннобыли нужны на круп­ных заводах и на железнодорожном транспорте. Их численностьза 1865—1890 годы выросла с 706 тыс. до 1432 тыс. человек. Всего же в конце XIX века в Россиинасчитывалось около 10 млн. лиц наемного труда, из них 3,5 млн. наемныхсельскохозяйственных работников, 1 млн.— занятых в строительстве, 2 млн.— такназываемых «черно­рабочих», 2 млн.— занятых надомной работой[5].
В последние три десятилетия происходил бурный рост городс­когонаселения. Так, по материалам первой переписи городов 1863 года оносоставляло 6 млн. человек, а в 1897 году, когда проходила первая всероссийскаяперепись населения, 17 млн. человек, то есть увеличи­лось в 2,8 раза, тогда каквсе население страны увеличилось в 1,5 раза. Удельный вес городского населенияк концу века составил 13,5%. Правда, здесь надо отметить такой момент: более300 крупных фабрично-заводских поселков с населением свыше 20 тыс. жителейкаждый (Юзовка, Ижевск) официально городами не числились, поэтому их жители несчитались горожанами[6].
Особенно быстрыми темпами росло городское население за счеткрестьян в 1890-х годах, когда в основном завершились отработки вре­меннообязанныхкрестьян, и они могли свободно уйти в города на за­работки. Так, если в начале1860-х годов по паспортам уходило при­мерно 1,3 млн. человеке год, то в 1890-хгодах — свыше 7 млн. человек.
По официальной статистике конца века городское население состоялоиз следующих групп: крупная буржуазия, помещики и выс­шие чиновники — 11%,мелкие ремесленники и лавочники — 24%, «люд рабочий» — 52%[7].
Наиболее высокими темпами возрастало население самых круп­ныхгородов — Киева, Риги, Одессы, Варшавы — центров торговли и промышленности,поскольку там можно было найти работу, открыть свое «дело». В 1897 году вПетербурге насчитывалось 1,2 млн. жите­лей, в Москве — более 1 млн. Заметноменялся внешний облик горо­дов, в которых появлялись многоэтажные дома,трамваи, улицы стали освещаться электрическими фонарями.
Большую роль в пореформенной экономике начинал играть железнодорожныйтранспорт, который становился важным элементом всей инфраструктуры.Железные дороги связывали центральную Рос­сию и ее окраины в единыйхозяйственный механизм, способствова­ли формированию рыночной экономики,усиливали подвижность на­селения. В течение второй половины XIX века Россия строилажелезные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны. За1861—1891 годы их протяженность возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. В1865—1875 годы ежегодно в стране строилось по 1,5 тыс. верст. К 1899 годужелезные дороги насчитывали уже 58 тыс. верст[8].
Железные дороги должны были прочно связать центр страны с крупнымизерновыми районами. Этому служили такие линии, как Москва — Курск, Москва —Воронеж, Москва — Нижний- Новгород. Новые линии прокладывались в морские портына Балтийском и Чер­ном море — в Одессу, Ригу, Либаву (Лиепаю), откуда зерно идругая сельскохозяйственная продукция вывозились за границу. С конца 1870-хгодов началась постройка дорог промышленного значения. Магист­ралипрокладывались в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал.Закавказская дорога Баку — Тифлис — Батуми обеспечивала перевозку нефти вчерноморский порт. Закаспийская дорога, доведенная до Самарканда, стимулировалаактивное развитие среднеазиатской хлопководческой сырьевой базы.
Промышленный подъем 1890-х годов ознаменовался бурным ростомжелезных дорог. За десять лет было построено более 21 тыс. верстжелезнодорожных путей, или треть всех дорог России. В 1890-х годах былапроложена Транссибирская магистраль длиною в 6 тыс. верст, стро­ительство которойначалось в 1886 году. По протяженности железных дорог Россия вышла навторое-место в мире после США. Постепенно железные дороги соединялись междусобой в крупных узлах, создавая единую железнодорожную систему в Европейскойчасти страны. Одна­ко железнодорожная сеть в пересчете на 1 тыс. кв. кмтерритории была очень незначительной по сравнению с передовыми странами. Так, вРоссии в 1895 году этот показатель был ниже, чем в Германии почти в 53 раза, ав Англии — в 66 раз[9].
Первоначально железные дороги строились в основном на час­тныесредства с широким привлечением иностранного капитала. По­степенно сюдавкладывалось все больше государственных средств, тем самым частные капиталысоединялись с государственным. Казенные заказы на сооружение железных дорогнередко превращались в без­возмездные субсидии. Бурное развитие железных дорогнаходилось под защитой государства, что влекло за собой сильное государственноевмешательство в экономику в целом. В середине 1880-х годов государ­ство сталовообще выкупать дороги у частных компаний, а новые стро­ить за счет казны.
Железные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес,нефть и др., послужили мощным стимулом для развития различных отраслейпромышленности. Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли до 36%добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорогтребовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо ипутевого хозяйства.
К концу XIX века более 70% общего объема грузов перевозилосьже­лезными дорогами.
Наряду с железнодорожным большое развитие получил и вод­ныйтранспорт. Если в 1860 году в России было около 400 речных па­роходов, то в1890-х годах — свыше 1,5 тыс. Россия, практически не имевшая в середине XIX века своего морскогофлота и использовав­шая для перевозок зарубежные корабли, за последниедесятилетия века увеличила их количество с 50 до 520.[10]Глава 2. Развитие торговли в России в конце 19 века.2.1. Торговля в России
Заметно изменился внутренний рынок. Пореформенные годыотмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота: с 2,4 млрд. руб. в 1873 годудо 11-12 млрд. руб. в 1900 году. По мере общего раз­вития крупнойпромышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли.Сезонные ярмарки сохранялись в ос­новном в менее развитых регионах. В крупныхгородах создавались торговые фирмы с разветвленной сетью стационарныхмагазинов, складов. Сформировались товарные биржи с огромным торговым оборотом.Как правило, биржи функционировали по специализи­рованному признаку: продажалеса, хлеба, строительных материа­лов и пр[11].
Еще в 1820-е годы зародилась практика проведения'промыш­ленныхвыставок. В 1829 году в Санкт-Петербурге была открыта I Всероссийскаямануфактурная выставка, в работе которой участво­вали сотни российскихпредпринимателей с самой разнообразной продукцией. И вплоть до революцииподобные выставки проходили раз в четыре года попеременно в разных городахстраны. Во второй половине XIX века Россия являлась непременным участником Все­мирныхвыставок, где текстиль, парча, продукция машиностроения, продовольственныетовары, ювелирные изделия, продукция фарфо­ровых и стекольных заводов, изделияхудожественных промыслов не­изменно получали высокие награды.
Усиление товарного характера сельского хозяйства привело к быстромуросту хлебного рынка, который увеличился за 30 порефор­менных лет более чем вдва раза. Из общего количества продаваемого хлеба примерно 60% потреблялосьвнутри страны, а 40% — вывози­лось за границу. Еще быстрее развивался рынокпромышленных това­ров как производительного, так и личного потребления. Встране сформировался устойчивый спрос на машины, орудия сельскохозяй­ственноготруда, продукты нефтепереработки, и, прежде всего, керосин,ткани, обувь промышленного изготовления. Крупным потре­бителем становилось нетолько городское, но и сельское население[12].
Во вторую половину XIX века значительно возросли объемывнешнеторгового оборота, страна быстро втягивалась в мировой рынок.Совокупный объем экспортно-импортных операций за 1 86 1 — 1 900 годы увеличилсяв три раза — с 430 до 1300 млн. руб., причем стоимость вы­возимых товаров на20% превышала стоимость ввозимых. В структуре экспорта конца века 47%занимал хлеб. В то время как за эти порефор­менные годы общий объем экспортаувеличился почти в три раза, вы­воз хлеба увеличился за эти же годы в 5,5 раз.В конце века на вне­шний рынок ежегодно поступало до 500 млн. пудов зерновых.Среди других экспортируемых товаров были лен, лес, пушнина, сахар. В эти жегоды значительно вырос экспорт сырой нефти и керосина.
Основными статьями импорта были машины, оборудование дляпромышленности и сельского хозяйства. Немалую долю импорта со­ставляли металлы,хотя собственная российская металлургия посто­янно развивалась. К концу векаснизились закупки хлопка-сырца в связи с развитием хлопкосеющих районов вСредней Азии. В числе импортируемых были чай, кофе, какао-бобы, пряности.По-прежне­му подавляющая часть внешнеторгового оборота — 75-80% — прихо--диласьна европейские страны — Англию, Германию, а остальные 20-25% — на азиатскиестраны и США[13].2.2. Положение денежной системы России.
Определённым тормозом для развития рыночных отношений быланеразвитость кредитной системы, отсутствие коммерческих бан­ков.Государственный банк, созданный в 1860 году, выдавал в основ­ном ипотечныессуды крупным землевладельцам под залог земли, то есть кредиты почти не былисвязаны с производственной сферой. В конце 1 860 — начале 1870-х годов вбанковском деле разгорелась на­стоящая учредительская горячка. Бурноеразвитие промышленности и железнодорожного строительства требовало крупныхкапиталов, превышающих возможности отдельных предпринимателей, поэтому в эти жегоды достаточно быстро развивалось акционерное дело. До реформы в страненасчитывалось всего 78 акционерных компаний с общим капиталом в 72 млн. руб. Загоды так называемой учредитель­ской горячки было создано 357 акционерныхкомпаний с капиталом в 1116 млн. руб. Правда, многие из этих компаний,возникших на вол­не биржевого ажиотажа, оказались «дутыми» и лопнули[14].
Процесс концентрации крупных российских капиталов, как и в другихстранах, начался преимущественно в сфере железнодорожного строительства. Извсего совокупного капитала в промышленность было вложено лишь 14%, тогда как вжелезнодорожный транспорт — более 60%, что сыграло существенную роль в бурномросте данной отрасли.
В условиях промышленного подъема 1890-х годов происходила втораяволна учредительской лихорадки. Так, в 1893—1900 годах ко­личество акционерныхобществ возросло с 648 до 1369. Но в отличие от первого этапа, акционерныйкапитал стал направляться в основ­ном в промышленное производство. Если в1870—1880-е годы акци­онерные общества возникали прежде всего в легкойпромышленно­сти, то в 1890-е годы — в тяжелой, причем их капиталы направлялисьна строительство новых предприятий в недавно освоенных регионах (юг Украины,район Баку).
Не менее важной сферой мобилизации частных капиталов яв­лялось банковскоедело. В 1864—1873 годах было учреждено около 40 акционерных банков, срединих: Частный коммерческий банк (1864) в Петербурге, Московский купеческий банк(1866). Причем с самого начала они занимали большой удельный вес в совокупныхресурсах страны: пять крупнейших банков уже в 1875—1881 годы ох­ватывали околополовины, а 12 банков — до 75% всех банковских ре­сурсов России. В те же годысамым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системыэтого периода было наличие банков земельного кредита, в том числегосударственного Дворянского земельного банка (1885), которые по-прежнему отвле­калиденежные ссуды от их производительного использования в аг­рарном секторе[15].2.3. Роль монополий в развитии торговли.
Формирование рыночной экономики России имело свои специ­фическиеособенности. Россия, как и Германия, позже других европей­ских стран вступилана этот путь, то есть была в роли догоняющей стра­ны, что позволило ей вомногом использовать их капиталы, их положительный опыт в науке, технике, в организациипроизводства.
В 1880-х годах появились первые русские монополии в промыш­ленностии первое картельное объединение двух петербургских акцио­нерных банков —Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако первоемонополистическое объединение в России воз­никло не в промышленности, а встраховом деле: в 1875 году восемь страховых компаний подписали Конвенциюобщего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которыеостались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия[16].
Первая промышленная монополия была основана в 1882 году, когдапять заводов по производству стальных рельсов образовали Союз рельсовыхфабрикантов сроком на пять лет. Этот союз имел признаки простейшегосиндиката и контролировал почти все заказы на изго­товление рельсов дляжелезных дорог. За ним последовало объедине­ние заводов по изготовлениюкреплений к железнодорожным рель­сам (1884), по строительству железнодорожныхмостов (1887), по производству различного железнодорожного оборудования (1889).Из этого перечня объединений видно, что железнодорожное строи­тельство былоодной из самых мощных и передовых отраслей народ­ного хозяйства. Тем более, чтов этом секторе экономики почти все заводы были новыми, их было немного, чтооблегчало сговор пред­принимателей о количестве производимой продукции, оразделе рын­ка, о ценах, об условиях реализации.
При создании первых монополий в России важную роль сыгралиностранный капитал. Так, в основе картеля железопрокатных, про­волочных игвоздильных заводов (1886) лежал германский капитал.
В 1888 году было заключено картельное соглашение о ценах и разделерынка между железопрокатным, проволочным и Путиловским металлическим заводами.В нефтяной промышленности был образо­ван синдикат с участием предприятийбратьев Нобель и компании Ротшильда, а позже, в 1897 году, обе эти фирмы сталиучастниками международного нефтяного соглашения[17].
Специфика возникновения первой монополии в сахарной про­мышленности(1887) выражалась в том, что большинство объединив­шихся владельцевсахарных заводов состояло из крупных помещиков. Через десять лет было созданоОбщество сахарозаводчиков, которое контролировало практически все производствосахара в стране и пользовалось открытой поддержкой правительства. В неговходило 206 из 226 существующих заводов[18].
В 1895 годубыл принят закон, по которому министерство финансов совместно ссахарозаводчиками определяли заранее на год вперед норму потребления сахара встране: по 10,5 фунтов в год, а в Англии в это время душевое потреблениесоставляло 92 фунта в год. Сахар, произведенный сверх этой нормы, следова­ловывозить за границу и продавать там по демпинговым ценам, то есть ниже ценвсероссийского рынка. Так, если внутри страны цена на сахар-рафинад равнялась 6руб. 15 коп. за пуд, то в Лон­доне он продавался по цене 2 руб. 38 коп. за пуд.В результате са­харная промышленность была одной из самых прибыльных отрас­лей.За 1890—1900-е годы вывоз сахара из России увеличился в четыре раза: с 3,3 до12,5 млн. пуд[19].Глава 3. Торговля в Саратовской области в конце 19 века.
В пореформенный период Саратовская губерния за­няла заметное местов общероссийской тор­говле. Этому способствовали развитие аграрного ипромышленного капитализма, рост транспорта. Весьма заметную роль сыграло уси­ленноестроительство железных дорог, которые связали Саратов и Царицын с различнымирегионами России. Важное значение для дальнейшего развития торговли имеловолжское пароходство. Ма­газины, лавки, товарные биржи успешно конкурируют сярмарка­ми и базарами в розничной и оптовой торговле.
К 90-м годам XIX века на первое место в саратовской торговлевыходит продажа зерна и муки. Саратовское зерно пос­тавлялось в армию и нафлот, продавалось в другие российские губернии, вывозилось за границу. На долювосьми юго-восточных губерний, в том числе и Саратовской, приходилось не менее25 процентов экспорта зерна. Усиленно торговал Саратов и мукой, по производствукоторой он занимал первое место в Поволжье. Сара­товская мука через балтийскиепорты постепенно стала поступать в европейские страны.
Табак занимал в торговле второе место. Разведение табака наладилинемецкие колонисты. Благодаря местной сырьевой базе в Саратове развиваетсятабачная промышленность, которая изготов­ляла нюхательный и курительный табак,сигары и папиросы. Три четверти продукции реализовывалось в поволжскихгуберниях.
Немаловажное значение имела торговля маслом, чему способствовалибогатая сырьевая база и развитая транспортная сеть. С 1883 по 1893 годпроизводство масла увеличилось с 0,5 миллиона пудов до 1,5 миллиона пудов,производство колоба (жмыха) достигло 3,5 миллиона пудов. Са­ратовское маслопоступало в сто­личные города, в Астрахань, Киев, Одессу, Ростов-на-Дону[20].
Традиционным саратовским товаром оставалась соль, котораяпоступала с Эльтонского озера. Еще в первой половине XIX века в Саратовереализовывалось до 4 миллионов пудов соли разных сортов. Ее закупали торговыеагенты из различных губерний, но чаще — из верхневолжских. В 1867 году вСаратове насчиты­валось 16 солеторговцев, которым принадлежало 86 соляных лаба­зов.Некоторые из них имели обо­рот соли до 320 тысяч пудов, как, например, купецКовалев, владе­лец 5 лабазов. С 1880-х годов из-за истощения Эльтонского озераначалась разработка соляных бо­гатств озера Баскунчак. Близость к Царицыну ильготные железно­дорожные тарифы позволили от­теснить губернский центр на вто­роеместо в соляной торговле. Вывоз соли из Царицына в отдель­ные годы доходил до 5миллио­нов пудов (а из Саратова не до­стигал и 2 млн. пудов). Положе­ниесаратовских солеторговцев ухудшило мелководье Волги, что удорожало доставкусюда соли. Поэтому достигнуть масштабов царицынских купцов саратовцам так и неудалось.
Долгое время важной торговой статьей являлась продажа рыбы разныхсортов и различ­ной обработки: осетры, белуги, стерляди, судаки, сельди,сазаны, тарань и другие; соленая, суше­ная, вяленая, мороженая. Боль­шое местосреди продаваемой рыбы занимали осетровые поро­ды. Свыше 90 процентов рыбыпоступало в отдаленные от Волги губернии. Распродажа ее обычно начиналасьпоздней осенью, ког­да в Саратов приезжали крупные иногородние рыботорговцы,заку­павшие одновременно тысячи пудов рыбы. Объем рыбной торговли составлял 3миллиона рублей в год. Однако и здесь пальму первен­ства перехватил Царицын,где продавалось ежегодно до 12 милли­онов пудов рыбы на сумму свыше 15миллионов рублей[21].
До 80-х годов Саратов занимался широкой продажей сахара, которыйпоступал из украинских губерний. Ежегодно продавалось 2 миллиона пудов. Но итут Царицын, благодаря строительству железных дорог, устанавливает связи спроизводителями сахара и оттесняет Саратов.
На берегу Волги велась лесная торговля. В Саратове насчитывалось38 лесных пристаней. 27 из них торговали разнооб­разным лесным материалом,остальные продавали дрова. В начале 1890-х годов Саратовская губерния выходитна пятое место по объ­ему лесопильного производства. Лесной материалотправлялся на Украину, на Дон, на Терек, в Ставрополье.[22]
Рост потребления нефти и нефтепродуктов в связи с широкимиспользованием в народном хозяйстве паровых и дизельных ма­шин превратил Волгув главный путь доставки топлива из Баку. Саратов и Царицын стали крупнымицентрами торговли нефтью, керосином, мазутом. Ведущее место в торговлепринадлежало това­риществу «Братья Нобель».
В Саратове и Царицыне построены к концу века большие емкости дляхранения нефтепродуктов. Их вместимость только в Царицыне составляла почти 20миллионов пудов. Нефтепродукты поставля­лись в центральные губернии, заграницу. Основными их потребите­лями в крае были транспортные средства, заводы,мельницы.
В 1882 году в Саратове была открыта товарная биржа. Она выступалапосредником в совершении торговых сделок, упоря­дочивала торговлю. В 1890 годубиржа открыла собственное здание (ул. Радищева, 41)[23].
В 1872 году в Саратове было занято торговлей (вместе с времен­нымикупцами) 859 человек. Среди них купцов 1-й гильдии было 30, 2-й гильдии — 399.Право на торговлю давали особые свиде­тельства, которые также причисляли ккупеческому сословию. Сви­детельство 1-й гильдии стоило 265 рублей, 2-й гильдии— от 25 до 65 рублей. В документ вносились члены семьи, иногда родители ибратья. Тем самым они причислялись к купечеству. При просрочке свидетельствкупцы переводились в мещанское сословие. На каж­дое торговое или промышленноезаведение купец обязан был поку­пать специальный билет.[24]
Купцам принадлежали ведущие позиции в Саратовской думе. В 1893году из 58 гласных 34 были купцами, оказывая влияние на внутреннюю жизньгорода. Заключение.
Такимобразом, можно говорить о пике развития торговли России того времени. Веласьбурная торговля как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Основнойчертой экономической жизни России в конце 19 века является активное развитиерыночного хозяйства. Этот процесс зарождался ещё во времена крепостничества, ноименно реформы 1860-1870-х годов открыли широкую улицу новымсоциально-экономическим отношениям.
Развитиепроизводства, увеличение производительности труда, широкая дифференциацияпроизводства опосредовали столь развитую торговлю.
С конца XIX в. До началапервой мировой войны объем внутренней торговли в России увеличился в 1,5 раза.В первом десятилетии ХХ в. при активной роли иностранного, особеннофранцузского, капитала образуются крупные торговые монополистическиеобъединения, которые стремятся сосредоточить в своих руках торговлю хлебом,мясом, рядом промышленных товаров. Однако пережитки крепостничества сказывалисьи на торговли. Наряду с передовыми капиталистическими формами торговли — биржами, стационарными торговыми предприятиями — в России сохранились и патриархальныеформы торговли ( например, ярмарки ).
За 1909 — 1913гг.внешней товарооборот России возрос в полтора раза по сравнению с 1904 — 1908гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составляли продовольственные товары исырье, причем на хлеб приходилось 40%. Несколько возросли размеры промышленногоэкспорта — тканей, нефти, сахара, металлов, хотя его доля составляла лишь 10%вывоза. Для завоевания внешних рынков капиталистические монополии сталииспользовать демпинг. Так, в Лондоне русский сахар продавался почти в три разадешевле, чем на внутреннем рынке. Рельсовый синдикат продавал на иностранныхрынках рельсы на 25 — 30% дешевле, чем в России. Русские рельсы появились вРумынии, Италии, Дании, Южной Америке, Японии и даже в Англии.
Русский рынок имел большоезначение для развитых капиталистических стран. Завоевать главенствующееположение на нем особенно стремилась Германия. В ХХ в. возрос ввоз в Россиюнемецких машин, станков, оборудования. На втором месте по внешнеторговомуобороту с Россией стояла Англия. Во внешней торговле царское правительствоупорно стремилось к активному балансу в качестве источника платежей поиностранным займам, к которым оно постоянно прибегало. Поэтому царизм усиливалполитику таможенного протекционизма, выдавал предпринимателям специальныевывозные премии, возвращал им налоги с товаров, предназначенных на экспорт, ит. д. С помощью государства русские внешнеторговые фирмы успешно теснили своихзападноевропейских конкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского импортаприходилось на долю России. Сильны были русские позиции и на рынках другихстран Востока — в Китае, Монголии, Афганистане, Турции.
К концу 19 столетия Саратов превратился в крупныйторгово-промышленный город. Купечество обладало в крае солидной недвижимостью иобогащалось за счет эксплуатации наемных рабочих. Этот процесс начался раньше,но отчетливо проявился в 90-е годы. К этому вре­мени капиталистический уклад,несмотря на пережитки прошло­го, стал господствующим, оказав воздействие на всестороны наро­дного хозяйстваБиблиографический список:
1.  Бовыкин В.И.Россия в мировой капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995
2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. ИсторияРоссии, конец XVII—XIX вв. – М., 1998
3. Вернадский Г.В. Русская история:Учебник.  М., 1997
4.  Верт Н. Историясоветского государства 1900-1991 (пер. с франц.). 2-е изд. М.:Прогресс-Академия, 1994
5. Власть и реформы. От самодержавия доСоветской России. – СПб., 1996
6. Выбор пути. История России 1861—1938/ Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. – Екатеринбург, 1995
7. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX— начало ХХ вв. – М., 1995
8. История СССР XIX -начало XX века. Учебник. / Под. ред. И. А. Федосова. – М., 1981
9.  Кабанов П.И.,Кузнецов Н.Д. и др. История СССР, 1861-1917. – М., Просвещение,1984
10.     Ковалевский М.М.Экономический строй России. – СПб.: 1900
11.     Корнилов А.А.Курс истории России XIX века. М., 1993
12.     Павленко Н.И. идр. Россия в конце XVII – XIX. – М.: Просвещение, 1997
13.     Поткина И.В., Селунская Н.Б. Россия и модернизация // ИсторияСССР. – 1990. – № 4
14.     Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998
15.     Хромов П.А.Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистическогокапитализма в России. М.: Высш. школа, 1982


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изобретение паровой машины Ползуновым
Реферат Macbeth Essay Research Paper Macbeth darkness Late
Реферат 1. Назва модуля: Конструкція та динаміка двигунів внутрішнього згорання Код модуля
Реферат Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)
Реферат «Особенности урока в личностно-ориентированном обучении, планирование и технология проведения урока»
Реферат A Critical Analysis Of A Midsummer Night
Реферат Иследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного взраста
Реферат Latin American History Essay Research Paper History
Реферат Библиотека как социально-культурный институт
Реферат The Founding Fathers And Slavery Essay Research
Реферат Быт и нравы барской Москвы
Реферат Кооперативное движение в условиях фермерских и крестьянских хозяйств
Реферат Социальная политика государства и здравоохранение
Реферат Подобие фигур
Реферат Деятельность пресс-служб политический партий